Самолеты судного дня что это

У России и США есть самолеты Судного дня: как и куда они полетят в случае конца света

Самолет Судного дня или конца света предназначен для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены. Рассказываем, какие страны его разрабатывают и что об этом известно.

Читайте «Хайтек» в

Что такое «самолет Судного дня»

Такие самолеты могут находиться в полёте целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек. Он всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут.

На самолете установлено оборудование для приёма топлива от самолетов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю (возможно, что и больше).

Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей.

Американский самолеты Судного дня

E-4B «Nightwatch» известные, как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как [niːkæp], а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП).

E-4B называют «самолётами Судного дня», или «конца света». Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Самолет получил большие рабочие помещения, площадь составляет 429,2 квадратных метра.

Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.

Если верить данным из открытых источников, самолет может находиться в полете неделю — конечно, при условии, что его будут дозаправлять. Чтобы полностью заправить E-4B в воздухе, нужны два самолета-заправщика KC-135.

В условиях ядерной войны никто не может гарантировать даже такого, однако если они условия будут соблюдены, то формально время нахождения в воздухе ограничивается лишь сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Также, все имеющееся на борту оборудование имеет защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. При всем при том на борту, в зависимости от ситуации, могут находиться 60-144 человека.

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Конструкция американского самолета

Верхняя палуба находится над средней в надстройке в передней части фюзеляжа, где у обычных Boeing 747 находятся кабина экипажа и верхний салон.

Кабина экипажа и з она отдыха верхней палубы

Кабина экипажа включает в себя рабочие места командира экипажа, второго пилота, штурмана и бортинженера. Позади кабины экипажа расположены место отдыха и спальные места для лётного состава и других членов команды.

Средняя палуба расположена на месте основного пассажирского салона Boeing 747.

В передней зоне находятся кухня, лестницы на верхнюю палубу, на нижнюю палубу в переднюю техническую зону. Там установлены холодильники, морозильники, запасы продуктов, плиты и микроволновки, которые позволяют обеспечить горячим питанием всех членов команды в длительных многодневных полётах с дозаправками в воздухе. С левой стороны передней зоны имеются четыре места для стюардов и службы безопасности.

За передней зоной следует зона NCA (National Command Authority) которая служит для работы и отдыха президента США, министра обороны или лиц, которые в случае необходимости заменят их согласно закону. Она включает в себя рабочую зону, зону отдыха, спальные места, комнату для переодеваний. Телефонное оборудование позволяет установить надёжную и защищённую связь с помощью систем самолёта с любыми структурами управления и главами других государств.

Комната совещаний командования (NCA)

В комнате совещаний командования имеется стол для совещаний, три кресла для представителей командования (NCA), восемнадцать дополнительных кресел, кафедра и два проекционных экрана.

Зона коммуникаций и связи

Зона коммуникаций и связи делится на зоны голосовой связи и передачи данных. Зона голосовой связи, расположенная справа, состоит из рабочих мест оператора радиосвязи, оператора полуавтоматического коммутатора и офицера связи. Зона передачи данных расположена слева.

Зона авиационного оборудования

Зона авиационного оборудования содержит электрооборудование для питания систем самолёта, полётную авионику, кислородное оборудование, места хранения багажа и запчастей.

Комната совещаний и проекционная

Зона operations team

За проекционной расположена зона рабочих мест «operations team», содержащая 29 рабочих мест, оборудование обработки данных. Рабочие места обеспечивают доступ к данным, телефонным и радио каналам голосовой связи, прямым («hot») линиям связи, внутренней связи операторов и командования. Имеется звукозаписывающая аппаратура.

Техническая контрольная зона

В левой передней части пространства контрольной зоны находятся коммутатор, системы спутниковой связи SHF SATCOM, другое оборудование.

Нижняя передняя техническая зона и н ижняя задняя техническая зона

В нижней передней технической зоне установлены баки с водой, 1200-кВ·А электрооборудование, понижающие трансформаторы, сверхнизкочастотные передатчики, оборудование космической связи SHF SATCOM. В передней части нижней технической зоны справа у наружных дверей установлены электрические подъёмные трапы для входа и выхода из самолёта на землю.

В задней технической зоне имеется рабочее место оператора и другое оборудование для связи с командным пунктом Пентагона.

Зона буксируемой антенны

Зона буксируемой антенны содержит катушку 8-километровой буксируемой сверхдлинноволновой антенны для связи с подводными лодками, рабочее место оператора с приборами управления выпуском и втягиванием антенны и индикации состояния антенны.

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Российские и советские самолеты Судного дня

В СССр было большое количество самолетов с подобным функционалом:

В 80-е был развернут серийный выпуск самолета Ил-86. Именно он стал основой для главного российского воздушного командного пункта — самолета Ил-80, или Ил-86ВзПУ. За все время было построено четыре Ил-80 и два Ил-76СК, которые должны были решать похожие задачи.

Обе машины можно сразу узнать по характерному «горбу», где расположено разное радиоэлектронное оборудование. Однако есть одно важное отличие: Ил-76СК создали не на основе Ил-80, а на базе транспортного Ил-76. И эта машина намного меньше.

Ил-80 концептуально близок к E-4 — и не только внешне. Изначально самолет разрабатывали для эвакуации высшего военного руководства страны при сохранении возможностей одновременного командования Вооруженными силами. Это касается в том числе ядерного конфликта. Само собой, машина имеет все необходимое, чтобы люди на борту чувствовали себя в безопасности. К сожалению, озвучить характеристики Ил-80 и Ил-76СК невозможно в силу секретности, которая сопровождает самолеты с самого их рождения.

Однако некоторые детали есть в открытом доступе. Известно, в частности, что Ил-80 должен иметь вероятность отказов в десять раз ниже, чем другие летательные аппараты военного назначения. Нужно полагать, что даже если это преувеличение, от истины оно недалеко.

Новейшие самолеты

В России разрабатывают новые воздушные командные пункты, более известные как самолеты «Судного дня». Создадут их на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М, впоследствии как минимум два этих ВзПУ станут заменой Ил-80.

Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками.

По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М все внутреннее оборудование будет отечественным.

В 2018 году Пентагон объявил конкурс на модернизацию Boeing E-4B. В рамках нее должны обновить бортовую электронику.

Работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полета, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS.

Заявление пресс-службы Пентагона

Начиная с 2021-го на программу модернизации планируют выделять до 100 млн долларов ежегодно

Ранее, 26 июля, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.

Источник

Самолет «Судного дня»

у них…

В Америке, на данный момент, таких самолетов 4, это E-4B, разработанный на основе гражданского самолета Boeing 747-200. Самолет предназначен для установления связи и управления в условиях полного или частичного разрушения наземной инфраструктуры в условиях ядерной войны. «Игрушка» очень дорогая, даже для экономики США. По стоимости E-4B на втором месте после B-2 Spirit, хотя до выпуска последнего много лет занимал первую позицию.

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

…и у нас

Это Ил-80, изделие Ил-86 ВзПУ, выпущенный в конце 80-х годов на базе стандартного пассажирского Ил-86. Воздушный командный пункт, или воздушный пункт управления. Он также как и его американский коллега предназначен для управления всеми видами вооруженных сил, включая РВСН, ВКС, подводным флотом, в общем, всеми видами. Их, как и «американцев» тоже 4 борта. Базируются они в 3-й специальной эскадрилье на аэродроме Чкаловский, на базе ГЛИЦ. Один из бортов (RA- 93642), в этом году прошел модернизацию, получив новое оборудование. Понятно, что основные технические особенности воздушного КП президента не разглашаются, но итак понятно, что он имеет все виды сверхзащищенной связи, включая спутниковую. В хвостовой части самолет имеет специальную выпускаемую антенну длинной 8км, для связи с подводными лодками. Еще борт не имеет иллюминаторов, и имеет минимально необходимое количество технических лючков и отверстий.

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Ил-86 ВзПУ

Борт, который сейчас передается Минобороны РФ ОПК (приборостроительной корпорацией) по факту уже является самолетом второго поколения. И хоть «внешность» самолета практически не изменилась, начинка президентского пункта управления вобрала в себя все последние достижения в различных областях. На очереди разработка подобного самолета третьего поколения, с усовершенствованной аппаратурой. Во время критических ситуаций на воздушном командном пункте будут замыкаться все виды управления ВС РФ.

Все работы по модернизации оборудования БКТС – бортового комплекса технических средств, ведутся на нижегородском НПП «Полет», входящем в объединенную приборостроительную корпорацию в составе «Ростех».

Подобные самолеты имеют только две страны в мире, и вполне понятно какие. И судя по тому, что обе страны возобновили программы по воздушно командному пункту, возможность ядерного взаимодействия, в вероятном конфликте, со счетов никто не снимал.

Источник

В России начали создавать новый самолет на случай ядерной войны

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Новые самолеты

Российские Воздушно-космические силы планируют поставить на вооружение по меньшей мере два новых так называемых самолета «Судного дня», или «конца света». Как стало известно РИА «Новости» от источника в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторскими работами уже занимается Воронежский авиастроительный завод.

Самолеты «Судного дня» (нередко их также называют «апокалиптическими машинами» и «летающими бункерами») — это воздушные командные пункты (ВзПУ), предназначенные для эвакуации высшего военного руководства страны и управления войсками с воздуха в случае уничтожения или повреждения наземной спутниковой инфраструктуры во время военного конфликта, в том числе полномасштабной ядерной войны. Как правило, ВзПУ имеют возможность дозаправки в воздухе и сопровождаются истребителями. Они полностью защищены от радиации и других поражающих факторов ядерного взрыва.

Сейчас отечественным войскам для этих целей служит Ил-80, спроектированный и разработанный Авиационным комплексом им. Ильюшина еще в конце 1980-х годов на фоне напряженных отношений СССР и США. Судно было создано на базе пассажирского лайнера Ил-86 — выбор обосновывался тем, что самолет имеет широкий фюзеляж, тем самым там на борту сохраняется возможность разместить габаритную аппаратуру и необходимую электронику. Ил-80 можно было увидеть в действии на воздушном параде над Красной площадью в честь 65-й годовщины Победы в 2010 году. Всего на вооружении армии РФ находятся четыре Ил-80.

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

За основу новых самолетов же возьмут широкофюзеляжный Ил-96-400М. Вооруженные силы РФ получат два усовершенствованных ВзПУ. В дальнейшем не исключается заказ на третий такой лайнер, уточнили в ОПК.

Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками. По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.

О планах России модернизировать ВзПУ говорилось еще в октябре прошлого года. Как рассказывал ТАСС источник в самолетостроительной отрасли, самолеты на базе Ил-96-400М, согласно ожиданиям, значительно повысят время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличат зону охвата управления войсками.

То, что преемника Ил-80 создадут на базе Ил-96-400М, тоже не было секретом. Впервые это стало известно еще в 2016-м, вскоре был создан эскизно-технический проект. Как прогнозировали тогда в Объединенной приборостроительной корпорации, ВзПУ третьего поколения появятся у российской армии в течение пяти-семи лет.

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М вся «начинка» будет отечественной.

«Это достаточно актуально. Ил-80 имеют ряд особенностей, не позволяющих раскрыть потенциал в полной мере. «Звено-3С» эти пробелы сможет ликвидировать за счет улучшенных эксплуатационных характеристик: это и дальность, и время патрулирования, это и улучшение систем связи. Насколько я знаю, там будут использованы полностью российские компоненты, что позволит обезопасить, в том числе, системы связи от нежелательного влияния и какой-либо прослушки», — сказал Губин в эфире радио Sputnik.

Конкурент из США

Помимо Ил-80, в мире есть еще один самолет «Судного дня», считающийся флагманом в своем роде. Это специализированные лайнеры E-4B Nightwatch («Ночной дозор»), созданные на базе Boeing 747. Производить самолеты с разговорным названием «doomsday planes» в Соединенных Штатах начали в 1970-х.

Что интересно, практически в тот же час, когда появились новости о планах России построить новые ВзПУ, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.

«Дозаправка E-4B в полете никогда не устаревает. Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет», — написал Кирби.

An E-4B refuel mid-flight simply never gets old. My goodness, the skills it takes! Great flying by these aircrews. Thank you so much. pic.twitter.com/ZRxXPOd84O

Источник

В России началось создание нового «самолета Судного дня» на случай ядерной войны

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

В Воронеже началось строительство «самолета Судного дня» — борта для управления войсками на случай ядерной войны на базе нового широкофюзеляжного Ил-96-400М. Об этом РИА Новости рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.

Материалы по теме

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Обратный отсчет

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Летающая смерть

По словам собеседника агентства, российские Воздушно-космические силы получат два таких самолета. В перспективе возможен заказ третьего воздушного пункта управления (ВзКП).

Проект носит название «Звено-3С». Начинка самолета позволит доводить приказы до наземных и подводных пусковых установок в радиусе шести тысяч километров.

Впервые о планах обновить российские ВзКП сообщалось в октябре 2020 года. Тогда собеседник агентства ТАСС утверждал, что новинка значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками.

Хорошо засекреченное старое

Сейчас в Воздушно-космических силах (ВКС) России имеется четыре воздушных командных пункта на базе Ил-80. Изделие «65с», по классификации НАТО, Maxdome было разработано еще в конце 1980-х годов. Помимо своей основной функции по управлению всеми видами войск, самолет предназначен для эвакуации высшего военного руководства. Его летные характеристики таковы, что он может функционировать в условиях ядерной войны. Детальная информация по этому самолету является государственной тайной.

Материалы по теме

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

Проклятие команчи

Самолеты судного дня что это. Смотреть фото Самолеты судного дня что это. Смотреть картинку Самолеты судного дня что это. Картинка про Самолеты судного дня что это. Фото Самолеты судного дня что это

«Противостояние было неизбежным»

Впрочем, секретность не помешала ворам проникнуть в один из таких самолетов, базирующийся в Таганроге. В декабре 2020 года неизвестные вынесли с Ил-80 более 30 установленных на борту радиостанций. «Самолет Судного дня» находился в Таганроге для плановых работ по модернизации. После их окончания основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, однако воров это не остановило. На месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев преступников и следы обуви.

Чем ответит вероятный противник

В мае 2019 года телеканал CNBC показал изнутри воздушный командный пункт Военно-воздушных сил (ВВС) США E-4B Nightwatch, который также называют «самолетом Судного дня» или «самолетом конца света». В строю находятся четыре таких самолета, построенных на базе пассажирского Boeing 747, они приписаны к авиабазе в штате Небраска. Они были приняты на вооружение в 1974 году. Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут и во время зарубежных поездок президента автоматически становится «бортом номер 1».

Практически одновременно с появлением новости о создании в России нового ВзКП пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби опубликовал твит с видео дозаправки E-4B в воздухе. На кадрах, сделанных из кабины пилотов, видно, как командный пункт соединяется с топливозаправщиком Boeing KC-135 Stratotanker и какое-то время самолеты летят с единой скоростью. «Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет», — восхитился Кирби.

Источник

«Самолёт Судного дня» Boeing E-4B

На случай полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами развитые страны имеют специализированные воздушные командные пункты для высшего политического и военного руководства. На вооружении ВВС США с начала семидесятых состоят четыре «самолета судного дня» Boeing E-4A/B. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор остаются важным элементом национальной безопасности.

Ответ на угрозы

На пике Холодной войны в США разработали и построили воздушные командные пункты (ВКП) нескольких типов с разными задачами. В 1965 г. на вооружение поступил ВКП EC-135J NEACP (National Emergency Airborne Command Post), предназначенный для высшего руководства страны, но уже в начале семидесятых его решили заменить более новой и совершенной машиной.

В феврале 1973 г. компания «Боинг» и ряд производителей радиоэлектронной аппаратуры получили от Пентагона заказ на создание самолета с шифром «481B NEACP», впоследствии обозначенного как E-4A. Его предлагалось делать на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 747-200. На борту ВКП должна была размещаться аппаратура от более старого EC-135J. Получившийся командный пункт сохранял требуемые возможности, но по летным данным превосходил предшественника.

Первый заказ предусматривал строительство двух ВКП E-4A, затем появились новые заказы. К осени 1973 г. планировалось принять в строй шесть машин, еще одна предназначалась для испытаний. Однако в итоге заказали всего четыре ВКП, причем последняя должна была строиться уже по обновленному проекту E-4B. Его можно было отличить от самолетов «A» по характерному кожуху радиоантенн на верхней части фюзеляжа.

Первый из будущих E-4A поднялся в воздух в июле 1973 г. Уже в 1974-м его поставили на дежурство. Строительство следующих машин затянулось и завершилось только в 1978-м. Годом позже сдали четвертый ВКП, выполненный по новому проекту E-4B.

Любопытно, что проект E-4A/B оказался самым дорогим в истории ВВС США. Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах. Этот рекорд побили только в конце следующего десятилетия с появлением бомбардировщика B-2A.

В начале восьмидесятых технику отправили на ремонт и модернизацию. С этих процедур все самолеты вернулись в комплектации типа «B». В 1994 г. самолеты получили новое обозначение NAOC (National Airborne Operations Center). Кроме того, они получили неофициальное прозвище Nightwatch («Ночной дозор» – в честь известной картины Рембрандта).

Аппаратура судного дня

E-4B построен на базе серийного Boeing 747-200 и сохраняет основные его агрегаты, хотя при переоснащении пришлось переделать планер. Также под замену пошли силовая установка и ряд общесамолетных систем. Вследствие этого по своим летно-техническим характеристикам E-4B близок к базовой машине. Важным отличием в этом контексте является наличие аппаратуры дозаправки в полете. Благодаря ей E-4B может оставаться в воздухе до 7 суток, причем этот срок ограничен, главным образом, запасами ресурсов для экипажа.

E-4B сохранил трехпалубную компоновку фюзеляжа. Верхняя отдается летным экипажам; на ней находятся кабина и каюты для отдыха. На месте основного пассажирского салона «747-200» последовательно располагаются кухонный отсек, салон для первых лиц государства со всем необходимым оснащением, конференц-залом и залом для совещаний, отсек коммуникаций и операторские места. В хвосте расположены помещения для отдыха дежурных смен. Нижняя палуба выделена для размещения разнообразного оборудования и отдельных рабочих мест.

По известным данным, самолеты E-4B несут полный спектр радиоэлектронной аппаратуры для управления вооруженными силами и приспособлены к работе в самых сложных условиях. В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам. Приняты и иные меры по повышению живучести и обеспечению безопасности экипажа и пассажиров.

Специальная аппаратура обеспечивает связь и прием данных от всех источников в вооруженных силах США и НАТО, а также обработку поступающей информации с последующей выдачей командованию. Затем осуществляется выработка и передача команд соединениям и частям. Особое внимание уделено связи и управлению стратегическими ядерными силами. В частности, для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км. Для решения задач связи и обработки данных на борту «Ночного дозора» имеется 29 автоматизированных рабочих мест, используемых офицерами штаба.

В зависимости от поставленных задач, E-4B может принимать на борт от 60 до 100 человек – летный экипаж, технический состав, штаб и верховное командование. Для экипажа и пассажиров обеспечиваются достаточно комфортные условия. Возможно длительное пребывание в воздухе с обеспечением отдыха и питания.

Самолеты на дежурстве

Первый ВКП E-4A заступил на дежурство в 1974 г., и вскоре к нему присоединились новые. К началу восьмидесятых работу командования могли обеспечить три машины версии «A» и одна «B». Вскоре такую разунификацию исправили путем модернизации более старых бортов.

Самолеты NEACP / NAOC несли дежурство на разных авиабазах. Один из них постоянно присутствовал на аэродроме Эндрюс (г. Кэмп-Спрингс, шт. Мэриленд), в непосредственной близости от основных военных и гражданских центров США – 10 км от г. Вашингтон. По штату, один из ВКП должен был находиться в полной готовности в ожидании приказа на взлет. Сразу после прибытия высокопоставленных лиц можно было подниматься в воздух. Такой порядок сохранялся до 1994 г.

Также E-4B вместе с другими спецбортами участвуют в зарубежных поездках руководства страны. Благодаря этому президент или министр обороны могут в любой момент занять место на ВКП и принимать стратегические решения. Кроме того, использование NAOC в качестве транспорта для руководства Минобороны упрощает управление вооруженными силами.

С 1994 г. самолеты E-4B могут использоваться в качестве временных командных пунктов в гражданских сферах. Самолет может прибывать в зону стихийного бедствия или иной катастрофы и выполнять функции управления до развертывания полноценного наземного КП. Впрочем, такими возможностями пользовались лишь несколько раз.

Еще не конец

Самолеты Boeing E-4B отличаются достаточно большим возрастом, и даже постоянные ремонты не позволяют продолжать эксплуатацию вечно. В начале 2006 г. Минобороны США объявило о намерении списать устаревшие самолеты и заменить их новыми, в срок до 2009 г. Однако уже в феврале 2007-го планы сократили, и утилизации теперь подлежал только один.

Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции, что и «Ночной дозор». В дальнейшем тема списания E-4B не поднималась. Эксплуатация такой техники продолжается до сих пор и не прекратится в ближайшем будущем.

По известным данным, техническое состояние и регулярное обслуживание позволяют продолжать эксплуатацию E-4B без каких-либо ограничений. После 2020-22 гг. возможны некоторые незначительные ограничения. Ресурса планеров хватит для активной эксплуатации в течение еще 12-15 лет.

В 2015 г. начались работы по модернизации самолетов. Согласно открытым данным, комплекс средств связи дополнили современными системами. За счет этого обеспечены новые коммуникационные возможности, повышена устойчивость к различным воздействиям и т.д.

Ключевой элемент обороны

Воздушные командные пункты E-4A/B создавались в разгар Холодной войны с учетом основных угроз того времени. В условиях риска обмена ракетно-ядерными ударами вооруженные силы противостоящих государств нуждались в надежной и устойчивой системе управления армиями, в т.ч. СЯС. Ответом на это стало появление различных специализированных комплексов, систем и образцов техники – одним из них стал американский ВКП E-4A/B. В дальнейшем обстановка в мире изменилась, но воздушные командные пункты остались на службе.

С момента начала дежурства самолетов NEACP / NAOC прошло почти полвека, но они до сих пор сохраняют свое место в ВВС США – благодаря уникальным возможностям и фактическому отсутствию альтернатив. E-4B по-прежнему остаются важнейшим элементом систем стратегического управления вооруженными силами США, и их замена пока даже не предвидится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *