Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Стимы при аутизме

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что этоСамостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).

В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.

В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.

Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов

У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.

То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).

Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.

ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:

Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.

Визуальный

Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:

Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).

Звуковой

Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:

Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.

Тактильный

Среди признаков тактильного стимминга:

Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.

Вестибулярный

Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.

Вкусовой

Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.

Обонятельный

У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.

Источник

Вопрос-ответ. Что такое «самостимуляция» при аутизме, и почему она важна?

Определение самостимулирующего поведения и рекомендации от взрослого человека с синдромом Аспергера

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Ваш ребенок часто раскачивается, дергает коленом, мычит под нос, скашивает глаза или нюхает разнообразные предметы? Цель такого поведения — сенсорная стимуляция или «самостимуляция» («стимминг»), и оно не просто является нормой — для ребенка с расстройством аутистического спектра такие движения необходимы и жизненно важны.

Обратная связь для наших чувств

Самостимуляция обеспечивает наши чувства обратной связью. Существует пять общеизвестных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Есть также несколько дополнительных чувств, включая чувство баланса (вестибулярная система), интероцепцию (восприятие ощущений во внутренних органах), проприоцепцию (суставно-мышечное чувство, ощущение положения собственного тела и его частей). Кроме того, в мозгу существуют собственные психические датчики, которые, судя по всему, способны участвовать в собственной стимуляции.

Вы заметите, что самостимулирующее поведение обращается к одному или более чувствам, например, мычание посылает и слуховые, и тактильные (осязательные) сигналы.

Сенсорная перегрузка

Люди с расстройствами аутистического спектра часто страдают от сенсорной перегрузки. Важно, что «сенсорная» в данном случае относится не только к пяти основным чувствам. Например, плохие новости или внезапное изменение планов могут не казаться «сенсорными» для вас, но для человека аутистического спектра это внутренняя психическая перегрузка, и она вызывает сильный стресс.

Самостимуляция как способ снять стресс

Самостимуляция предоставляет обратную связь, которая может отвлечь или подбодрить человека с аутизмом. Например, с помощью раскачивания, человек с аутизмом может направить свои психические, проприоцептивные, тактильные и вестибулярные чувства на другую задачу, и это отвлечет его от мыслей о том, что его беспокоит. Именно поэтому вы будете наблюдать увеличение самостимулирующего поведения ребенка во время стресса.

Самостимуляция как способ получить удовольствие

Конечно, в большинстве случаев самостимуляции возникают естественным образом, и человек не пытается осознанно использовать их для снижения стресса. Ребенок может делать это просто потому, что самостимуляция вызывает приятные ощущения. Дети могут начинать самостимулирующие действия совершенно неосознанно, даже не замечая, что они «стимят».

Такое поведение может временами раздражать родителей, так как оно привлекает ненужное внимание к вашему ребенку и может стать причиной издевок, оно может быть даже вредным. Один из худших способов самостимуляции моего сына — жевание рубашки. Такое поведение прекратилось недавно — ему двенадцать лет. Представьте наше разочарование, когда выяснилось, что каждая его рубашка изжевана, и его младший брат уже не может их носить.

Как уменьшить самостимуляцию

— К сожалению, не так уж много можно сделать, чтобы уменьшить самостимуляцию, хотя научить ребенка осознавать, как выглядит его самостимулирующее поведение — это хороший первый шаг.

— В тех случаях, когда это возможно, вы можете поощрять ребенка за использование менее заметных способов самостимуляции, но будьте осторожны. Я знаю родителей, которые просто хотели, чтобы их ребенок перестал грызть ногти, но в результате их усилий появлялся новый «стим», еще более заметный и опасный. Иногда стоит просто закрывать глаза на мелочи.

— В следующий раз, когда вы заметите, что ваш ребенок использует самостимуляцию, подумайте, какие чувства при этом задействованы, и какие тревоги он таким образом успокаивает. Это может быть что-то, о чем он думает, а может быть, просто музыка в другой комнате играет слишком громко.

Самостимуляция — это нормально, и мы все ее используем в той или иной степени. Возможно, мы не делаем это в таких масштабах, как люди с аутизмом, но, скорее всего, это потому что мы нашли для себя другие, «более цивилизованные» способы самостимуляции. Прослушивание музыки, жевание жевательной резинки, курение, верчение ручки и постукивание пальцами — все это формы самостимуляции, и они помогают нам чувствовать себя спокойнее.

Источник

Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

Переводчик/редактор: Марина Матвеева

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Стимы есть у каждого.Я тереблю волосы, когда разговариваю с друзьями.Возможно, вы кусаете ногти, когда нервничаете или вам скучно.Может быть, вы постукиваете пальцами или карандашом по столу, когда думаете.Я знала человека, который любил жевать палочки корицы, и замечала, как кто-то необычно двигает глазами.

Некоторых людей я могу узнать издали по их характерным движениям. Каждый из нас знает кого-нибудь, у кого есть раздражающий стим – к примеру, хрустеть костяшками каждые пять минут или повторять одну и ту же фразу снова и снова; или социально неприемлемый стим – например, ковырять в носу или кусать самого себя.

Что такое стим
Стим – это сокращение от слова «самостимуляция». Она бывает связана с различными нарушениями, например, слепоглухотой или умственной отсталостью, но чаще всего – с аутизмом. Невропатолог моего сына называет это «аутистической стереопатией». Также иногда это называется «стереотипией».

Согласно DSM-5 (Руководству по диагностике и статистике психических расстройств), самостимуляция входит в критерии диагностики расстройств аутистического спектра: «Стереотипная или повторяющаяся речь, движения или использование предметов… в совокупности, симптомы ограничивают и препятствуют повседневной деятельности.» В этом и есть отличие аутистической самостимуляции от обычной: когда самостимуляция мешает повседневным делам или обучению, это часто является признаком аутизма.

Неправильный вопрос
«Как остановить стим?» Обычно это первое, о чем спрашивают родители, когда обнаруживают самостимуляцию у маленького ребенка. И это неправильный вопрос.

Прежде всего, никто не может отказаться от самостимулирующего поведения полностью, поскольку каждый человек это делает! Во-вторых, даже если один стим можно устранить, его заменит другой – и новый стим может оказаться менее приемлем, чем прежний.
И самое главное – если вы будете препятствовать самостимуляции, ваш ребенок может только сильнее отдалиться и лишиться возможности развивать нужные способы взаимодействия.

Правильный вопрос
«Почему мой ребенок так себя ведет?» Стремление понять мотивы поведения – всегда прекрасный шаг. Существует несколько гипотез и известных причин самостимуляции:

1. Избыточная стимуляция
Самостимуляция помогает блокировать избыточную сенсорную информацию.

2. Недостаточная стимуляция
Самостимуляция может восполнить потребность в сенсорных ощущениях.

3. Ослабление боли
Повторяющиеся удары головой или телом, на самом деле, уменьшают чувство боли. Одна из гипотез состоит в том, что самостимуляция приводит к выработке бета-эндорфинов, что имеет обезболивающий эффект или вызывает чувство удовольствия.

4. Управление эмоциями
Как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызвать приступ самостимуляции. Все мы знакомы с физической реакцией на радость или возбуждение – скажем, прыжки или размахивание руками. В свою очередь, раздражение или гнев могут усиливать стим до такой степени, что он становится разрушительным.

5. Саморегуляция
Некоторые стимы служат для успокоения или комфорта. Многие младенцы приучаются сосать палец, чтобы расслабиться.

Недавно я читала блог, где мать спрашивала, почему ее сын закрывает руками уши во сне. Он научился закрывать уши, когда окружающие звуки становились слишком громкими, и это его успокаивало. Поэтому он начал закрывать уши в любой ситуации, когда нужно было успокоиться, особенно перед сном.

Почему бывает необходимо уменьшить самостимуляцию
Самостимуляция может стать помехой в учебе, личных отношениях и социальных ситуациях. Некоторые виды самостимуляции наносят вред самому человеку и могут привести к инфекциям или необходимости хирургического вмешательства.

Также самостимуляция может быть признаком длительных проблем со здоровьем, например, мигрени. Человек с нарушением не всегда способен выразить это словами.

Как уменьшить самостимуляцию
Вот некоторые идеи, как улучшить навыки формирования отношений и одновременно сократить время, которое тратится на самостимуляцию:

1. Проведите медицинское обследование, чтобы исключить физические причины самостимуляции, такие, как ушные инфекции, хроническую боль, мигрень или отслоение сетчатки.

2. Организуйте сенсорное и эмоциональное окружение так, чтобы обеспечить ребенку максимальный личный комфорт.

3. Активные физические упражнения снижают потребность в самостимуляции, возможно, потому что, как и самостимуляция, связаны с выделением бета-эндорфинов.

4. Продолжайте взаимодействовать с ребенком во время самостимуляции. Джеймс Макдональд в своей книге “Communicating Partners” («Партнеры по общению») высказывает мысль, что аутисты склонны воспринимать мир через ощущение и действие, в то время как большинство нейротипичных людей воспринимают мир через мысль и язык.

Когда различия выяснены, самостимулирующее поведение становится более понятным. Макдональд рекомендует занятия с очередностью действий, чтобы увлечь ребенка, не пытаясь остановить самостимуляцию. Занятие постепенно станет все более комфортным и привлекательным для ребенка, что естественным образом уменьшит самостимуляцию.

5. Создайте позитивную ассоциацию между самостимуляцией и формированием отношений. Один из способов продуктивно использовать самостимуляцию в обучающем процессе – разрешить ее в качестве награды и поощрения после периода игры или работы.

Как пишет Джулия Мур пишет в своей книге “Playing, Laughing and Learning With Children On The Autism Spectrum” («Играем, смеемся и учимся с детьми аутистического спектра»), если выделить определенное время для самостимуляции, это позволит ребенку быть самим собой. Это даст ему ощущение комфорта, что увеличит возможность взаимодействий и, на самом деле, сократит количество часов, проводимых за самостимуляцией.

6. Присоединитесь к стиму! Некоторые программы терапии, включая Son-Rise и Floortime предлагают присоединиться к самостимулирующему поведению и, тем самым, инициировать взаимодействие. Если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается вперед-назад, сядьте рядом и раскачивайтесь тоже.

Любимый стим моего сына – поднять руку перед собой и разговаривать с ней, словно глядя в зеркало. Его очень веселит, когда я делаю это вместе с ним!

Стэнли Гринспэн, автор книги “Engaging Autism” («На ты с аутизмом») и создатель методики Floortime, поясняет: «У некоторых детей это пробуждает интерес – теперь у них есть партнер, сообщник, так сказать – тогда возникает взаимное внимание и чувство общности.

…присоединитесь к занятию ребенка, чтобы установить контакт, а затем начните использовать жесты, и тогда ребенку, чтобы получить то, что он хочет, придется сознательно жестикулировать в ответ и, может быть, использовать какие-то слова…

общий принцип заключается в том, чтобы предложить ребенку занятие, которое дает те же ощущения, что и самостимуляция, но при этом развивает регуляцию, вовлеченность и взаимодействие.

Для работы над регуляцией начните с простейших сенсорных ощущений. На первом этапе начните с какого-то основного ощущения, но старайтесь разнообразить его, чтобы расширить сенсорный мир ребенка.» Другими словами, чтобы уменьшить самостимуляцию, предложите замену, которая будет более привлекательна, чем стим!

А какой у вас стим? Уверена, он у вас есть. Поделитесь в комментариях и расскажите, как ваш стим помогает вам в повседневной жизни.

Источник

Вопрос-ответ. Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик о подходах к «стиммингу» — повторяющимся действиям для получения определенных ощущений

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Самостимилирующее поведение, которое также называют «стиммингом», может принимать разные формы, и очень часто оно выводит из себя родителей и других членов семьи. Самостимуляциями называют повторяющееся поведение, которое приятно для ребенка, и которое помогает ему успокоиться или пробудить организм и центральную нервную систему. К сожалению, когда большинство детей с РАС «стимятся», они также почти полностью отключаются от окружающего мира и часто перестают реагировать на требования, попытки обратить на себя внимание и даже прикосновения. Когда кто-то из моих клиентов начинает стимиться и отключается от меня, я часто говорю: «О, ты решил отправиться в отпуск?»

Не у всех детей с РАС самостимулирующее поведение мешает обучению. Однако это можно сказать о многих детях. Если ребенок стимится в социальных или учебных ситуациях, то такое поведение трудно поддается коррекции, его бывает сложно игнорировать, и оно может вызывать негативное отношение к ребенку.

Примеры самых распространенных самостимуляций включают: раскачивание, кружение на месте, тряску кистями рук, жевание несъедобных предметов, выстраивание предметов в ряды, кручение предметов, разбрасывание предметов, чтобы посмотреть, как они падают, такие вербальные самостимуляции как крики, визги и повторения цитат из любимых телепередач, такие визуальные самостимуляции как разглядывание предметов и частое моргание, а также игры со слюной, разрывание бумаги на маленькие кусочки и другие.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети вообще никогда не стимились. Другие родители хотят знать, когда можно позволять ребенку стимиться, а когда нет. Несколько лет назад я была на тренинге, посвященном стиммингу, и первое правило, которое нам там объясняли, гласило — никогда не пытайтесь полностью избавиться от какой угодно самостимуляции. И я с этим полностью согласна.

Причина в том, что самостимуляция всегда выполняет какую-то функцию для ребенка. Если же вы полностью лишите его возможности стимиться, то ребенок поневоле будет искать замену этому поведению, и эта замена может оказаться куда хуже. Например, вы не будете позволять ребенку трясти кистями рук, и он начнет жевать свои пальцы. Представьте, что после тяжелого рабочего дня вы обычно снимаете стресс с помощью горячей ванны и любимой музыки, и вдруг к вам начнет подходить в эти моменты терапевт, который будет выключать музыку и воду и решительно говорить: «Нет. Положи руки на колени». Какая у вас будет реакция?

Так что я не рекомендую полностью избавляться от самостимуляции. Да, я понимаю, что стимминг может утомлять родителей и вызывать проблемы в общественных местах. Однако если вы сможете определить функцию стимминга, то вы сможете научить ребенка более уместному способу успокоиться или стимулировать нервную систему. Есть для подхода, которые я использую в работе с таким поведением у ребенка:

1. За столом. Если я готовлюсь начать или уже веду занятие, а ребенок погружается в стимминг, то для меня это тревожный сигнал. Ребенок с тем же успехом мог поднять плакат: «Ты потеряла мое внимание!» Так что я знаю, что мне нужно действовать иначе: позволить ребенку встать, сесть на пол, подвигаться, подержать какой-нибудь предмет в руках, говорить громче, быстрее и так далее. Для меня это знак, что то, что я сейчас делаю, не эффективно. Если мое обучение, инструкционный контроль и поощрения достаточно сильны, то у ребенка просто нет причин заниматься самостимуляциями. Чаще всего я сталкиваюсь с вербальным стиммингом. Я работаю над программой, а ребенок начинает петь, издавать различные звуки или воспроизводить фразы из телепередач. Очевидно, что это попытка «отключить» меня. Когда это происходит, я меняю свои действия, чтобы привлечь внимание ребенка обратно. Маленькое уточнение: я не привлекаю внимание ребенка, хватая его за лицо, и не делаю заявлений вроде «Смотри на меня» или «Будь внимательнее». Я часто вижу, как терапевты делают нечто подобное, но я предпочитаю привлекать внимание естественным образом. Например, если ребенок погружается в свой собственный мир стимов, то я ускоряю работу по программе или начинаю давать поощрения чаще.

2. Вне стола. Если сейчас не занятие, а ребенок начинает стимиться или погружается в свой собственный мир, то я перенаправляю его на другую деятельность. Разумеется, вы не сможете перенаправлять ребенка каждую минуту каждого дня. Но при этом нужно следить за тем, чтобы в течение дня ребенок переходил от одной деятельности к другой. Именно поэтому так важно обучать ребенка так называемым навыкам досуга, например, учить его играть с игрушками или читать книги. Пока вы готовите ужин, вы можете сделать для ребенка простой центр для занятий, например, 2-3 книги и 1-2 паззла, и направлять его в этот центр по мере необходимости. Поощряйте ребенка за то, что он продолжает уместную деятельность и хорошо себя ведет. Этот подход подразумевает, что ребенок погружается в самостимуляции из-за отсутствия других занятий и скуки. Однако причины самостимуляций у вашего ребенка могут быть совершенно другими. Необходимо определить конкретную функцию стимминга у вашего ребенка. Некоторые дети стимяться, потому что им скучно, а другие, потому что требования слишком высоки, или в помещении слишком громко, или они устали и так далее. Каждый ребенок уникален.

Наконец, чтобы понять, насколько распространен стимминг, и меньше раздражаться на самостимуляции ребенка, вы должны осознать, что стимы есть у всех людей без исключения! Да, у всех. В следующий раз, когда вы окажетесь в очереди в банке или будете ждать у светофора, приглядитесь к людям вокруг вас. Видите, как кто-то наматывает волосы на палец? Это самостимуляция (я так делаю). Видите, как кто-то постукивает ногой? Это самостимуляция. Как насчет мычания мотивчика себе под нос? Это самостимуляция. Если вы начнете воспринимать стимминг как повседневное явление, то это поможет стать терпимее к подобному поведению у ребенка.

Должна добавить, что многие родители спокойно относятся к стиммингу детей и вообще не ставят цели уменьшить или искоренить это поведение. Это нормально. Принимайте то решение, которое кажется вам наиболее правильным, и обсуждайте его со специалистами.

Одна очень милая юная леди связалась со мной, чтобы поделиться своими мыслями о стимминге. Ее зовут Трейси, и у нее РАС. Мне кажется, что ее слова позволяют по-новому взглянуть на проблему стимминга:

«Мне очень понравился ваш пост про стимминг. Мне очень нравится, как вы объясняете, что все это делают, и мне понравилась аналогия про нейротипичного человека, которому не позволяют принять горячую ванну вечером. Отсутствие возможности стимиться может вызвать похожие ощущения. В других случаях, это все равно, как если вам будут запрещать улыбаться, когда вы счастливы. Было интересно услышать точку зрения нейротипика: вам кажется, что мы находимся в своем собственном мире, когда стимимся. Иногда это так, но в других случаях стимы помогают мне сосредоточиться. На самом деле, стимминг почти всегда помогает мне сосредоточиться, просто это не всегда то, на чем, как предполагается, нужно сосредотачиваться! Но когда я кружусь и машу руками, то мне не кажется, что я в своем собственном мире. Я чувствую, что я окружена миром, что мир меня обнимает, что мои руки двигаются вверх и вниз, подчиняясь ритму, сути это мира. Когда я стимлюсь, то я чувствую магию связи с миром, как во время какого-нибудь обряда. Да, иногда это означает, что я не с другими людьми, но этот мир такой волшебный и чудесный и цельный… даже не знаю. В такие моменты я сознательно принимаю решение, что ограниченное время лучше потратить на кручение, чем на светские разговоры. Стимминг также является катарсисом. Вы правы, им можно пользоваться, когда тебе скучно… и это прекрасный способ упорядочить мир посреди сенсорной перегрузки».

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Аннотация: Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами.

Статья:

Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.

Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Пациенты с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.

Виды стереотипий при аутизме

В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:

Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы

Первый совет

За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.

Второй совет

Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».

Третий совет

Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.

Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.

Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).

Рекомендации и предупреждения

Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.

При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.

Как уменьшить стереотипии

Уменьшить появление стиммингов можно несколькими способами:

Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Смотреть картинку Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Картинка про Самостимуляция у детей с аутизмом что это. Фото Самостимуляция у детей с аутизмом что это

Иными словами, хотите побороть стимминг, предложите соответствующую альтернативу.

Стереотипии при аутизме: отзывы

В процессе борьбы со стереотипными движениями и действиями родители ищут разнообразные техники и методики, эффективность которых обсуждают на интернет-форумах, в блогах и социальных сетях. Ниже приведены примеры отзывов, которые были взяты со следующих интернет-платформ:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/573678459/ и
https://www.babyblog.ru/theme/stereotipiya-pri-autizme.

ПоложительныеОтрицательные
Корректировать стереотипии важно, ведь от них нарушается навык концентрации, они замыкаются в себе в период так называемой «медитации», уходят как в космическое пространство. Мне лично очень страшно было наблюдать, когда сын садился посреди комнаты и перебирал платочек наблюдая в одну точку. Мы боролись с таким поведением полгода, пока постепенно не научились переключать на иные виды занятий. Сейчас стимы для нас очень редки, и это радует. Знаю точно, игнорировать их нельзя. (Марина)Вообще не рассматриваю наличие стимов как проблему, стимы есть не только у людей с аутизмом, но и у взрослых, я, например, когда нервничаю кручу волосы, муж у меня при работе стучит карандашом. И таких примеров много. Если подобное поведение помогает деткам успокаиваться и расслабляться, почему бы и нет. (Тамара)
В течение дня не наблюдала за дочерью стереотипных движений, а вот в период укладывания спать она всегда мурлыкает один и тот же звук и перебирает пальцы рук. Психологи в один голос твердят, что в нашем случае стимы полностью безобидны, и от них можно не избавляться. (Таисия)Ни один из существующих методов так и не помог нам убрать вкусовой стим, мы все грызем, ВСЕ. Уже просто отчаиваться начала. Приходится постоянно наблюдать за дочерью, и забирать опасные предметы с рук принудительно, что провоцирует ужасную истерику. (Светлана)
Я начала на каждую стереотипию включать громко музыку или на компьютере ускоренно мультфильм – помогает, отвлекается быстро, и переключается тут же на другие занятия. (Алиса)
Правду говорят, стимы возникают от безделья. Я после того, как насытила движением каждую минуту сына, мы забыли о стереотипии напрочь, и засыпать стали легче, так как он невероятно уставал. (Оля)
Игнорировать стимминг нельзя. И чем раньше с ним начать бороться, тем проще будет добиться результата. У нас тактильная самостимуляция преобладала, так нам очень помогли мягкие игрушки разной текстуры и величины и массажные движения в ванной лоскутами тканей. Со всем можно справиться, если иметь желание и терпение. Удачи всем. (Юля)

Вывод

Стимы чаще всего проявляются у детей с расстройством аутистического спектра. Полное погружение в стереотипные движения негативно влияют на способность пациентов овладевать социально важными навыками.

Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Помните, чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться. Подобрать методику поможет детский психиатр и психоневролог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *