Санкции на госдолг россии что это
Санкции с обратным эффектом
Потенциальные санкционные инициативы в отношении России, которые рассматриваются в конгрессе США, например запрет на инвестиции в российский госдолг, вряд ли способны принести нужный результат Соединенным Штатам, поскольку российская экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем во время первоначальных санкций в 2014 году. Такой вывод делает Институт международных финансов (IIF, базируется в Вашингтоне и представляет интересы ведущих мировых банков) в докладе «Дело об американских санкциях против России» (The Case of U.S. sanctions on Russia; есть в распоряжении РБК).
Как отмечает IIF, экономика России за последние годы выстроила крепкую систему защиты от внешних потрясений, опорами которой являются:
В январе 2020 года Минфин России удовлетворил рекордную заявку на продажу ОФЗ на 58 млрд руб. Покупателем всего объема выступил иностранный инвестор, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, не раскрыв имени покупателя.
Непредсказуемые последствия
«Новые санкции вряд ли навредят России и при этом будут иметь значительные непредусмотренные и неопределенные последствия для рынков», — говорит заместитель главного экономиста IIF Элина Рыбакова.
В январе 2018 года Минфин США выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков. Администрация США по-прежнему не поддерживает полноценные санкции против российского госдолга, следовало из письма Госдепартамента в комитет сената по международным отношениям, направленного в декабре 2019 года. Но в августе 2019 года США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте (сделки на вторичном рынке с любыми госбумагами, а также первичные покупки ОФЗ не были затронуты этими санкциями). Конгресс США продолжает рассматривать законопроекты, содержащие запрет для американцев инвестировать в новый российский госдолг независимо от валюты выпуска.
Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что весомое присутствие иностранных инвесторов на рынке российского госдолга является страховкой от возможных санкций, потому что такие действия вызовут потери для иностранных инвесторов. «Тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, дает нам определенную страховку», — отметил Колычев в октябре 2018 года.
Американцы инвестируют в ОФЗ
Как следствие, санкции против рублевого госдолга «вероятно, возымеют больший эффект на американских инвесторов по сравнению с другими международными игроками», резюмирует IIF.
Плюсы от санкций
В случае ужесточения санкций против российского госдолга, вплоть до возможного требования к инвесторам США избавиться от всех российских госбумаг в течение определенного периода, американские держатели бондов вряд ли найдут тех, кто согласится перекупить у них российские бумаги, и, возможно, будут вынуждены списывать эти облигации. Тем самым они непроизвольно окажут услугу России, фактически простив ей долги, рассуждают экономисты IIF. Введение санкций против ОФЗ также сыграет на руку российским банкам, в том числе государственным: они скупят бумаги со скидкой и укрепятся в своем статусе посредников при торговле ОФЗ.
Российский Минфин уже говорил, что из-за санкций заимствования в долларах для него закрыты, но займы в других валютах, в частности в евро, возможны. IIF уточняет, что теоретически Россия даже сможет продолжить занимать в долларах: во-первых, технически можно выпустить номинированные в долларах евробонды с расчетами в другой валюте. Во-вторых, Россия могла бы попробовать обойти американский запрет через доразмещение существующего выпуска (например, летом 2017 года Россия разместила долларовый выпуск с погашением в 2047 году, а в марте 2018 года доразместила его, фактически заняв новые доллары).
В феврале 2020 года директор департамента Минфина по противодействию западным санкциям Дмитрий Тимофеев сказал РБК, что гипотетическое снятие санкций с России сейчас бы могло даже негативно отразиться на российской экономике, поскольку хлынувшие потоки капитала нарушили бы стабильность платежного баланса. Он комментировал статью Financial Times, которая цитировала неназванного советника Банка России, заявившего, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений.
Минфин оценил риск санкций против российского госдолга
В Минфине России считают маловероятными дополнительные санкции США в отношении российского госдолга. Об этом заявил журналистам директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Петр Казакевич, передает корреспондент РБК. «Мы не можем исключать введения новых санкций в отношении российского госдолга, но считаем их маловероятными, потому что они пойдут против интересов инвесторов соответствующих стран», — сказал Казакевич (был назначен на должность главы департамента в сентябре 2020 года).
В августе 2019 года США в ответ на отравление Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако торговля российскими евробондами на вторичном рынке и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, что сделало эти ограничения во многом символическими. В конгрессе США не первый год лежат законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие санкции против всего суверенного долга России. Но после выборов в конгресс в ноябре 2020 года большинство в сенате осталось за республиканцами, а большинство в палате представителей — за демократами, что не увеличило шансы на прохождение этих инициатив.
«Панических настроений [среди инвесторов] нет, мы привыкли жить в условиях санкций, и санкции сделали нас сильнее. Не исключаем, что они [санкции] могут быть, но я считаю, что мы к этому готовы», — заявил Казакевич.
Он напомнил, что в начале 2018 года Казначейство США заключило, что санкции против российского суверенного долга были бы нецелесообразны, потому что, по словам Казакевича, российские активы «глубоко интегрированы в мировой финансовый рынок и враждебные действия против госдолга прилетят бумерангом к инвесторам тех стран [которые введут такие санкции]». В декабре 2019 года власти США повторили, что не поддерживают санкции против российского госдолга, поскольку они «могут повредить конкурентоспособности крупных компаний США, управляющих активами».
Доля иностранцев в российском госдолге
Вместе с тем Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает определенные риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» (например, в результате новых санкций) приведет к росту доходности госбумаг.
Казакевич также прокомментировал недавнее размещение суверенных еврооблигаций России, состоявшееся сразу после президентских выборов в США. Он отметил, что это было первое размещение евробондов после частичных санкций США против российского валютного госдолга, и оно потребовало контроля за ограничениями Минфина США. Бумаги были размещены в евро (на €2 млрд), банки-организаторы попросили у инвесторов заверений, что они не относятся к категории американских банков. «Нам было важно протестировать механизм привлечения в этих условиях. Считаем, что успешно справились с этой задачей. Предложили бумаги тем инвесторам, которые были не ограничены санкциями», — сообщил Казакевич.
По его словам, инвесторы продемонстрировали «неплохой» спрос, который при определенных условиях мог быть и выше. «Будем стремиться [улучшить размещение евробондов] в следующем году», — добавил он.
Казакевич отметил, что 2020 год оказался «уникальным для российского бюджета»: Минфин уже перевыполнил годовой план по заимствованиям, разместив ОФЗ на 5,2 трлн руб. (валовый объем). Дополнительные займы понадобились для финансирования антикризисных расходов на фоне сокращения бюджетных доходов. «Таких массированных заимствований, как в этом году, в следующем году не потребуется. Конечно, важным преимуществом является то, что мы подошли к коронакризису с безопасным уровнем долга и можем временно нарастить заимствования», — пояснил чиновник.
По его словам, Минфин в середине года исчерпал потенциал использования инструментов с постоянным доходом и был вынужден существенно нарастить предложение облигаций с плавающим купоном — так называемых флоатеров. На сегодняшний день доля флоатеров, купонный доход по которым привязан к ставке RUONIA (по однодневным рублевым кредитам на межбанковском рынке), размещенных в 2020 году, превысила 3 трлн руб.
Иностранные инвесторы мало интересуются флоатерами и предпочитают облигации с постоянным доходом, обеспечивая примерно треть покупок таких инструментов.
Опасения, что Минфин своими масштабными размещениями ОФЗ «выдавливает с рынка корпоративных эмитентов», Казакевич назвал беспочвенными. Также он опроверг мнение, что бюджет через заимствования «высасывает ликвидность, которая не возвращается» в систему. Он подчеркнул, что Минфин, занимая деньги, одновременно держит на счетах в Казначействе большие рублевые остатки, которые размещаются на депозитах в банках.
Санкции на госдолг? Разбираемся
Джо Байден подписал указ, запрещающий финансовым учреждения США покупать новые выпуски рублевых гособлигаций с 14 июня 2021 г. госдолг.
Запрет коснется только покупок на первичных аукционах, по аналогии с введенным в 2019 г. запретом на участие в первичных размещениях российских государственных еврооблигаций.
Разбираемся, насколько чувствительными могут быть такие ограничения.
В марте Минфин разместил на первичных аукционах 562,6 млрд руб., из которых на нерезидентов пришлось около 50 млрд руб. (9,6%). В апреле, на фоне геополитической напряженности, эта доля могла быть еще меньше, но при этом совокупный спрос остается высоким.
На этой неделе прошли очередные аукционы, на которых был поставлен рекорд по объему продаж ОФЗ с фиксированным купоном. В ходе двух аукционов Минфин привлек более 380 млрд руб. Рынку были предложены 7-летний выпуск ПД-26236 и 14-летний ПД-26235. Спрос на более короткий выпуск почти в полтора раза превысил объем размещения. ПРАЙМ сообщает, что почти 72% (276 млрд руб.) от всего размещенного объема приобрел банк ВТБ.
Данные Банка России показывают, что в более широкой перспективе ключевым покупателем российских ОФЗ выступают локальные инвесторы. Доля нерезидентов в общем объеме привлечений не так велика.
Доля нерезидентов в ОФЗ за год сократилась более чем на 11 процентных пунктов. На 1 апреля 2021 г. она составила 20,2% или чуть более 3 трлн руб. В абсолютном выражении объем принадлежащих нерезидентам ОФЗ остается стабильным. Покупки на аукционах компенсируются нетто-продажами на вторичном рынке.
Санкции на госдолг не являются критичными для выполнения Минфином плана по заимствованиям. Волатильность на долговом рынке может вырасти, но серьезных негативных последствий не ожидается. Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина уже отмечала, что регулятор располагает всеми инструментами, чтобы справиться с возможными последствиями таких санкций.
«Что касается темы санкций США на государственный долг: эта тема постоянно обсуждается, мы ее многократно обсуждали. Если такие санкции будут, могут быть краткосрочные колебания ликвидности, но в целом у нас уровень государственного долга очень небольшой по международным меркам, один из самых низких. И то, что проводится бюджетная политика и госдолг находится в постоянно контролируемой зоне, — это не создает каких-то системных рисков финансовой стабильности. В любом случае у нас есть все инструменты для того, чтобы с волатильностью на финансовом рынке справляться», — цитирует Набиуллину Интерфакс.
Комментарий эксперта БКС Мир инвестиций Василия Карпунина:
«Естественно, любые ограничения по инвестированию в российский госдолг негативны. Более низкий спрос — это фактор в пользу более высоких процентных ставок. Однако с учетом доли нерезидентов в районе 20% ситуация не выглядит критичной.
Более того, мне кажется, что не стоит недооценивать важный психологический фактор. Участники рынка долгое время находятся в состоянии неопределенности по поводу рисков введения санкций. Сейчас с их утверждением этот навес негативных ожиданий уйдет. Ранее все понимали, что новые санкции могут спровоцировать локальный всплеск волатильности, бегство из рублевых активов. В связи с этим аллокация на российские акции могла быть пониженной. Сейчас же этот навес исчезает, а коррекцию на рынке могут достаточно быстро выкупить «по факту» свершившегося события.
Финансовой стабильности санкции в отношении госдолга не угрожают, учитывая крайне низкий долг относительно накопленных ЗВР. Минфин России в таком случае будет полагаться на внутренних инвесторов для покрытия потребностей в финансировании дефицита бюджета, а Банк России может поддержать ликвидностью российские банки для работы на рынке ОФЗ».
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Ход торгов. Акции Сбербанка и Газпрома вновь подверглись распродажам
Какие акции в топе прогнозов на 2022 год
В разы быстрее рынка: какие фишки еще раз обгонят S&P 500
5 идей в американских акциях: добавим дивидендные бумаги
Нефть растет на 2,5% в начале недели. Что происходит
Акции Evergrande упали к 11-летнему минимуму. Что происходит с долгом
Акции Li Auto достигли среднесрочной цели и рухнули на 16%. Что дальше
Акции Ozon упали к цене начала торгов на бирже. Что дальше
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Россию ждут новые санкции. И это будет намного серьёзнее, чем раньше
Ситуация в русско-американских отношениях является непростой уже достаточно продолжительное время. Сейчас мы находимся на пороге очередного обострения санкционной войны. Какие ещё ограничения могут ввести США в отношении России? Вариантов несколько. Прежде всего в Белом доме могут задуматься об отключении межбанковской платёжной системы SWIFT, введении эмбарго на нефть и природный газ и рестрикциях против государственного долга. И если первые два варианта не вполне вероятны, то накопленная Антоном Силуановым задолженность – наше слабое место.
Границы в огне
Даже беглый ежедневный просмотр новостей позволяет констатировать, что отношения между Россией и Западом становятся только хуже день ото дня. Увы, Женевский саммит с участием русского лидера Владимира Путина и американского президента Джо Байдена пока так и не привёл к радикальным переменам во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона. Да, определённые подвижки наблюдаются. К примеру, Демократическая партия сумела продавить отказ от новых санкций в отношении магистрального газопровода «Северный поток – 2», дабы не нарушать «евроатлантическую связку» и не ссориться с Германией. Однако даже это достижение находится ныне под угрозой. Республиканцы отступать не намерены и фактически блокируют принятие оборонного бюджета на 2022 год в Сенате США, требуя введения ограничений против нашей «трубы».
Тем временем очаги напряжённости вспыхивают по всему периметру наших границ. В особенности это касается западного фронтира. Стремясь решить свои внутриполитические проблемы, режим Владимира Зеленского начал в очередной раз голосить об угрозе русского вторжения и «пророссийском» заговоре против конституционного строя. В этом ему активно подсобили американские средства массовой информации. Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что на границе сконцентрировано более 94 тысяч военнослужащих армии России, которые готовы к нападению на Незалежную.
Глава оборонного ведомства даже спрогнозировал время начала операции – конец января 2022 года. Судя по всему, киевская власть понимает, насколько велики экономические, в особенности энергетические, проблемы в стране и насколько просел рейтинг президента-комика, потому и подбирает такие удобные даты для того, чтобы отвлечь народ от проблем «военной тревогой» (именно в январе прогнозируется самая большая напряжёнка в экономике и социальной сфере).
Неспокойно и в Белоруссии. Миграционный кризис, разгоревшийся на рубежах Польши, Литвы и Латвии, грозит вылиться в вооружённую эскалацию. Польские пограничники уже использовали водомёты и спецсредства против гостей с Ближнего Востока, причём нарушили тем самым государственную границу. До столкновения с белорусскими военными – один шаг. В случае, если Минск и Варшава решатся на реальную войну, Россия не сможет остаться в стороне, поскольку Белоруссия является членом Организации договора о коллективной безопасности и ключевой геополитической позицией Кремля в Восточной Европе (её важность вполне сопоставима с Крымом и его военно-политической ролью в Причерноморье).
«Разорвать в клочья» Россию не вышло. Грядёт вторая попытка
Нарастание противоречий и ухудшение атмосферы двусторонних отношений США и России грозят вылиться в новый виток санкционного давления на нашу страну. Мы уже привыкли к тому, что санкции прилетают по любому поводу: будь то Сирия, Украина, Белоруссия, якобы имевшее место вмешательство в американские выборы, «атаки русских хакеров», «дело Магнитского», отравление «берлинского пациента», газовый кризис. Проще сосчитать, в чём Москву не обвиняют. На днях не где-нибудь, а во вполне, казалось бы, респектабельной газете Financial Times вышла статья бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Расмуссена, где Россия выставлена в качестве ответственной за «захламление космоса», а действия «Роскосмоса» на орбите названы «тревожным звоночком для человечества» (wake-up call for humanity).
В любом случае вероятность введения Вашингтоном новых ограничений в отношении нашей экономики более чем высока. Казалось бы, что ещё могут предпринять Штаты? Помнится, ещё в 2015-м тогдашний президент США Барак Обама, выступая в Конгрессе, торжествовал:
В прошлом году, когда мы и наши союзники тяжело трудились над тем, чтобы наложить санкции, некоторые предполагали, что агрессия господина Путина была примером мастерской стратегии и силы. Ну а сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а её экономика – в клочьях.
Прошло шесть лет, и эти слова сложно читать без едкой усмешки. В то же время будет большим заблуждением полагать, что США не имеют вообще никаких инструментов для удара по национальному хозяйству нашей страны.
Россия без SWIFT? Бессмысленно
Россия без экспорта нефти? Себе дороже
Ещё один «беспредельный» вариант давления на Кремль – эмбарго на нефть и природный газ из России. Такой ход американцы сделали в отношении Ирана и Венесуэлы, чтобы сменить их политические режимы на более приемлемые. Правда, ощутимого эффекта пока нет. Зато цены на нефть держатся в целом на довольно высоком уровне. Суммарный объём добычи у двух упомянутых стран – примерно 170,1 миллиона тонн чёрного золота каждый год (если отсчитывать от показателей пандемийного 2020-го). Ограничение иранских и венесуэльских экспортных возможностей попросту сокращает предложение и отражается тут же на нефтяных котировках. Что будет с ценами на нефть и природный газ, если эмбарго введут против России? Наша страна добывает 12,6% мирового чёрного золота и 16,6% голубого топлива. У Европы и так нет здравой альтернативы русским энергоносителям.
Джо Байден активно борется с ростом внутренних цен на бензин. Даже частичное эмбарго против России «унесёт» котировки до трёхзначных значений, что моментально скажется как на американской инфляции (которая уже зашкаливает), так и на собственном рейтинге «сонного Джо».
Россия без заимствований? А вот это серьёзно
А вот что американцы могут сделать реально, так это ударить по нашему государственному долгу. Министерство финансов России во главе с Антоном Силуановым продолжает пагубный курс наращивания задолженности. По данным Счётной палаты, опубликованным 24 ноября, по состоянию на 1 октября 2021 года общий госдолг составил 20,94 триллиона рублей – более 18% от внутреннего валового продукта. Годом ранее размер задолженности был на 22% меньше – 16,42 триллиона. И тенденция роста, увы, никуда не уходит.
Ранее США вводили санкции по русскому долгу, но оставляли широкое пространство для манёвра. При радикальном решении Белый дом вполне в состоянии запретить нерезидентам России покупать облигации, выпускаемые Минфином России, а также владеть ими. На сегодняшний день нерезиденты владеют более 20% нашего госдолга. Если Штаты решатся на жёсткий вариант, облигации начнут спешно распродавать, что, естественно, крайне негативно скажется на отечественном финансовом секторе.
Пирамида госдолга, которую начинает выстраивать Антон Силуанов, начнёт своё крушение, ведь распродавать гособлигации, которые станут обесцениваться огромными темпами, будут не только иностранцы, но и напуганные физические и юридические лица-резиденты.
В конце концов Министерство финансов не сможет больше выпускать никому не нужные облигации, в то время как по долгам рассчитываться придётся. Это приведёт к резкому сокращению всех бюджетных расходов. А значит, «под нож» пойдут социальные выплаты и затраты на поддержку экономики. К сожалению, правительство и так не может похвастаться успехами на этих направлениях, а после санкций против госдолга расходов будет ещё меньше.
Что с того?
Крупные геополитические риски должны вынудить руководство нашей страны надавить на Антона Германовича, чтобы он изменил макрофинансовую стратегию.
Прежде всего необходимо отказаться от увеличения государственного долга. Это абсолютно не нужное действо, ничем не обоснованное. У нас достаточно внутренних инструментов для того, чтобы обеспечить деньгами экономику (к примеру, ограниченная целевая эмиссия ЦБ, не говоря уже о профиците бюджета).
Во-вторых, требуется сокращать долю нерезидентов среди держателей облигаций. В идеале – вообще избавиться от них, чтобы не подвергать угрозе фондовый рынок в условиях волатильности международной обстановки.
Низкий уровень госдолга все последние годы являлся стабилизирующим фактором и позитивно оценивался всеми иностранными аналитиками. Теперь мы лишаемся этого преимущества.
И американцы действительно могут ударить. По-взрослому.