Сапун моста что это такое

Что собой представляет сапун в машине – лёгкие автомобиля

Дыхательный клапан, или сапун, предназначен для общения авто с атмосферой. Его задача – пускать газы и уравнивать давление во внутренней и наружной плоскостях. Когда механизмы авто не работают, именно он позволяет проникать воздуху в салон. И эти функции он выполняет несмотря на местонахождение – на одном из мостов, моторе или коробке передач. Но он спасает соответствующие механизмы от неисправностей.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун в двигателе

Дыхательный клапан исключает протечку масла из картера. Сапун выпускает воздух и газы, которые образуют цилиндры головного блока. Происходит это благодаря поступлению воздуха из атмосферы после остановки и выключения зажигания водителем. Также сапун исключает попадание грязи внутрь двигателя, из-за чего они получили широкое применение на внедорожниках.

Подобно другим механизмам, сапуны склонны забиваться и накапливать грязь, а также выходить со строя. Периодически устройства нужно проверять и принимать меры по своевременной замене. Эксплуатация повреждённых или забитых сапунов мотора приводит к ухудшению эффективности работы и перевесу давлений во внутренней плоскости. Масло из картера только этого и ждёт, подготавливая свой побег. А этого допускать нельзя категорически.

Сапун у КПП

Беречь от загрязнения нужно и все разновидности коробки передач. Загрязнённый механизм тормозит её работу и делает невозможными плавность переключения определённых передач. Сапун устанавливают на крышку картера.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Неисправный сапун КПП не сможет противостоять повышению давления внутри корпуса. Это приведёт к разрушению подшипников. Во время каждого техосмотра очищайте сапуны и при необходимости меняйте их.

Мостовой сапун

Он отвечает за взаимодействие мостов осей с маслом внутри и внешней среды. Мост очень надёжно защищён от загрязнений, а автомобиль не пострадает из-за разрыва моста вследствие повышения давления масла в нем.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Большего внимания требует сапун на заднем мосту, который находится справа в верхней части. Из-за него возможно подтекание масла. А это крайне нежелательный побочный эффект.

Принцип работы сапуна

При активной езде основные конструкционные элементы автомобиля нагреваются. Соответственно, растет давление нагревающегося масла. Цепочка приводит к росту давления воздуха внутри картера. Если его оперативно не сбросить, то жидкость вылетит наружу. При охлаждении же давление масла падает, что также усложняет нормальную работу важных систем автомобиля при запуске и разгоне.

Причины подтекания масла из сапуна

Единственная причина утечки масла из картеров – засоренный дыхательный клапан. Его необходимо очищать после каждой длительной поездки или же при текущем техосмотре. После устранения засора и проверки состояния крышки сапуна необходимо проехать до 20 километров и повторить проверку. Если неисправность не устранена, пора заменить сам клапан. Для этой процедуры обратитесь в авторизованный сервис техобслуживания.

Заключение

Не откладывайте в долгий ящик ремонт или очистку керосином загрязнённого сапуна. Игнорирование проблемы скажется на эффективности работы узлов транспортного средства и приведёт к повышенному расходу топлива. А в условиях постоянного скачка цен на бензин и дизель в известную сторону — это верный путь экономии семейного бюджета.

Источник

Пропал накат или для чего нужен сопун заднего моста?

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Случилась такая неприятность — собрался утром на работу, сел в машину, завел, включил Драйв, отпустил ручник, тормоз. А она не едет — стоит как вкопанная. Проверил еще раз ручник — отпущен. Значит не туплю.
Дал газу — поехала, но так натужно, как будто все-таки на ручнике. Включил полный привод — поехала нормально. Доехал до работы — симптомы не повторялись. Весь день проходил в раздумьях, что же это может быть? Списал поначалу на какой-нибудь глюк коробки, но вечером картина повторилась один в один. И ехать Навара стала вроде как похуже. Пока ехал домой перепробовал все режимы коробки — эффекта ноль. Приехав домой — решил поддомкратить машину, покрутить колеса — может все-таки ручник. В итоге все колеса нормально крутились. Только вот правый барабан был немного горячее левого, но не критично.
Ну и понеслось изучение форумов по темам глюков коробки, т.к. больше ничего такого эффекта дать не могло. А там всего три решения — замена масла, замена мозгов или замена коробки. А масло у меня свежее.
Полезная информация (для меня стала открытием): Нельзя пытаться завести Навару на севшем аккумуляторе. Из-за малого напряжения в сети и скачка от стартера слетает прошивка мозгов коробки. Неожиданный такой поворот. Раньше лечилось только заменой коробки. А сейчас появилась контора которая умеет перепрошивать мозги. Вот эта. Стало подешевле но лучше на такое вообще не попадать.
И тут мне на глаза попалась запись Maximychа о пропавшем накате, из-за потекшего сальника полуоси. Ну и решил я посмотреть, чего это у меня правый барабан-то греется больше левого…
В общем снял я колесо и скинул барабан, а там течь…

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Все-таки давит масло, отделался ступичным подшипником — подумал я.
Немного теории: Со временем в ступичном подшипнике появляется люфт и сальники перестают держать масло. При вращении колеса, тормозным барабаном масло размазывает по колодкам. И при торможении образуется вот такой ворсистый продукт.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Это главный симптом. При продолжительной стоянке эта субстанция приклеивает колодки к тормозному барабану и не дает машине тронутся с места. Вот как-то так. Но перед снятием колеса, я его проверил на люфт подшипника — его точно не было. Причина выдавливания масла нашлась сама собой, стоило только посмотреть на сам мост.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Кто-то когда-то додумался заглушить сопун. Или это он сам так деградировал, не знаю) При откручивании этой заглушки произошел довольно внушительный пшик. Сбросилось давление в мосту, которое появилось как мне кажется, из-за разницы температур ввиду недавнего потепления.
Хорошо что товарищ я запасливый и имел в заначке вот такую вот приблуду.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Это специальный штуцер для тюнинга заднего моста от компании Ниссан. Что мешает ставить его на заводе — тайна покрытая мраком. Номер его 38323-C601A

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Для сравнения с заглушкой.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

В ближайшем авто магазине купил 2 метра маслостойкого шланга на 3,5 мм. На 4 мм подошел бы лучше, но был только этот.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Ну и решил пристроить оставшийся после промывки топливной фильтр-индикатор.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Вкручиваем штуцер на место сопуна.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

И натягиваем на него шланг. 3,5 мм еле насадил, зато сам не слетит.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Крепим шланг хомутами к раме.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Снимаем задний правый фонарь и выводим конец шланга.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Надеваем на конец шланга фильтр.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

И устанавливаем таким образом, что бы исключить попадание влаги.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Моем бензином все запачканые внутренности тормозного механизма.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Ставим свежепокрашенный барабан на место, прикручиваем колесо.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

И не забываем долить масло в мост. У меня долилось около 80 грамм.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

После данной процедуры проблема исчезла и больше о себе не напоминает. Мост дышит свободно и через фильтр. Всем удачи! Maximychу отдельное спасибо!

Источник

Сапуны вы мои, сапуны…

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Решил написать по уму (поясню в блоге – почему именно так, а не иначе)

Цитата: Принцип работы сапуна

Понижение уровня масла в баке приводит к созданию в нем разрежения. Разница давлений в баке и в атмосфере провоцирует создание потока воздуха, который, проходя через фильтроэлемент, очищается от механических загрязнений и попадает в бак над уровнем масла. При повышении уровня масла в баке вытесненный из него воздух через фильтроэлемент выходит в атмосферу.

Теперь не цитата:
Сапун это вывод из мостов, Акпп и раздатки, через который они «дышат». При работе масло нагревается и расширяется вместе с воздухом. Создается давление, которое если не сбросить, начнет давить масло через прокладки, а это не есть гут. Обратный эффект — при охлаждении внутри давление падает и ёмкость (моста, коробки, раздатки) начинает пытаться все через те же прокладки засосать воздух в себя. Что также не есть гут. Ибо машин на тот момент эксплуатируется в толще ГРЯЗИ и ВОДЫ (а иначе с чего вдруг происходит резкое охлаждение?) Так вот чтобы этого не случилось, были придуманы сапуны.
В дальнейшем буду говорить – сапун, подразумевая сам сапун, шланг, и всякие посадочные и выводные места.

А нахрена, они собственно нужны:
А нужны они дабы предотвратить попадание воды, и других жидких (полужидких) субстанций внутрь силовых узлов. Это первое. И второе – не дать выдавить прокладки из-за избыточного давления и как следствие обезмасливания узла.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Короче — даже чистая вода, попавшая в масло образует не пригодную для смазывания и защиты узлов агрегата — эмульсию (из переднего моста я как раз такую и сливал). Если попадание иной жидкости в мосты и раздатку мы можем отделаться легким испугом, промывкой и заменой масел, то АКПП станет в аварийный режим (мигание буковки «N») и мы попадем на ремонт АКПП, который стоит…короче мого стоит))
Нотация:
Если машин катается по асфальту и в солнечную погоду — заморачиваться с выводом сапунов не стоит. А если эксплуатируется по полной программе — дабы продлить жизнь мостам, коробки и раздатки, обязательно нужно вывести сапуны повыше.

Предистория:
Долго лазая под днищем – не обошел вниманием разнообразные трубки, висящие и ползущие в разные стороны в хаотичном направлении. Проследив пути движения, и посоветовавшись с авторитетными людьми, пришел к выводу – надо сделать по уму. Машина планировалась для «браконьерского» разгула – а именно рыбалки и загородных покатушек. А там, как известно воды бывает как раз по днище.
В основном система сапунов представляет собой трубки идущие куда — нибудь в раму. Следовательно погружение в воду выше рамы — ОПАСНО.

НО! Катаем мы автомобили иногда в аккурат именно ПО РАМЕ. А это приводит к быстрому загрязнению сапунов и как следствие они перестают правильно работать, стравливая избыточное давление или устраняя разряжение.

Вывод:
Пихаем выходы трубок как можно выше. Оптимальное место – шноркель. Второе по существу место — под капотом, надо только постараться не нырять глубже)))). Ну, я в принципе и не собирался, поэтому остановился под капотом.
В САЛОН НЕ ВЫВОДИТЬ! Товарищи, ну на хрена Вам проблемы со здоровьем? Испарения технического масла в агрегатах — это ни разу не испарения от подсолнечного масла!

Расходники, какой-никакой справный струмент и прочая мысля:
Народ советует,
Основное — Шланг маслостойкий диаметр 6мм = 10м [50руб.метр],
или Шланг d=8мм. маслобензостойкий 1м (в оплетке дюрит) (в зависимости у кого какой размер трубки сапуна – вощем что налезет, то и брать) код – 091467, артикул — ШМБС-8Х1000, цена — 90 руб. за метр
или Шланг от водяного уровня строительного (в строй магазинах). Скажу честно- смотрел, вид неказистый, зато дешево – представляет собой прозрачную трубку наподобие капельницы, но значительно толще. Рублей 200 за 5 метров.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Пояснение:
собственно сам якобы фильтр сапуна выглядит так:

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сама работа и советы:
Совет 1. Нужна яма или эстакада. Корячится на асфальте не получится.
Совет 2. Померьте сначала хоть приблизительно, сколько Вам понадобится метров, и заодно прорисуйте весь путь пролегания шлангов.
Совет 3. А заодно – будете выводить сапуны под один выход, или все ЧЕТЫРЕ по отдельности. Если по отдельности, то такая хрень Вам не пригодится (я ее кстати и не нашел в магазинах):

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Смысл – из-за дороговизны шлангов, некоторые объединяют шланг от, например, заднего моста и раздатки в один, а АКПП и переднего моста – в другой. Денег идет меньше, шлангов меньше, фильтров меньше, а место под капотом БОЛЬШЕ)))). Основные страшилки – зальёт шланг – автоматически зальёт и второй агрегат, скооперированный Вами в этой связке.
Но мы вроде договорились – выше капота не нырять? Тогда не критично. Я вывел все по отдельности – место было и шланги тоже, а фильтр стоил 15 рублей))))

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Совет 4. когда тащите шланг – замотайте его хвост изолентой (скотчем, жвачкой и т.п.) дабы гадости не нацеплять в сам шланг.
Совет 5. все соприкосновения (перегибы) шланга сапуна с другими частями автомобиля лучше избежать. Или изолировать. Или изогнуть и пустить отдельно. Например у меня идет рядышком с выхлоной системой, и разумеется я шланг отвел в сторону – нефиг ему гореть от трубы))). Больше перегибов у меня не было-всё шло ровно и не за что не цеплялось.

Начал с хвоста. Отсоединяем шланг от сапуна заднего моста и трубки вывода сапуна в раму. И надеваем шланг на сапун заднего моста.:

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сохраняем ВСЕ бывшие изгибы (просадка моста и т.д.). Я решил запихать половину пути шланга в раму.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Кто-то ведет ПОВЕРХ рамы, кто-то непосредственно ПОД ДНИЩЕМ. Не принципиально. В раме меньше механических повреждений и потом она ЖЕЛЕЗНАЯ)))). Дошел до технологического отверстия (не полез дальше да и шланг был короткий), вывел.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сконнекил с другим путем соединения с переходником и вывел под капот.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

соединял шланги такой финдюлиной:

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун переднего моста трогать не стал – он лежим комфортно, просто протянул его по новой, выбирая наиболее оптимальный путь под капот.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Места фиксации посадил на гибкие стяжки-хомутики.

От раздатки шёл тоже нормальный шланг, прихватил его хомутиками с остальными – от заднего моста и АКПП.

У кого нет хвоста сапуна от АКПП –тому не повезло-искать его затруднительно, рука не лезет. Народ разбирал тоннель в полу и как-то цеплял его СВЕРХУ. Или только при полной разборке коробки передач со снятием оной.
Я же просто сконнектился и вывел его под капот.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Далее одел на все выходя по фильтру от ВАЗа, закрепил стяжками и хомутами. Взял специально – пару красных и пару зеленых – чтобы помнить какой-откуда)))

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Таким образом в подкапотном пространстве выведены сапуны переднего и заднего мостов, коробки и раздатки.

А вообще-кому не жаль времени — пройдитесь по ссылкам ребят в начале поста- там всё красочно описано, но и наворотов дофига, если честно))

и закончу словами НЕ МОИМИ:
Вощем сапунизация) машины завершена, и от этого становится немного спокойней, особенно при проезде всяких лужиц и бродов!

Источник

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».

Сапун моста что это такое. Смотреть фото Сапун моста что это такое. Смотреть картинку Сапун моста что это такое. Картинка про Сапун моста что это такое. Фото Сапун моста что это такое

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *