Секта бога кузи что это
Гений, миллиардер, плейбой, филантроп. Секта «бога Кузи»
Казалось бы абсурд, но сотни людей уверовали в «бога Кузю», главным религиозным учением которого было «я бог и сделал в 8 раз больше чем Иисус». А название «Бог Кузя» появилось не более чем от имени домашнего попугая главы секты.
Попов читал свои лекции на все более и более странные темы, и однажды в 2009 году наместник Свято-Покровского монастыря архимандрит Антоний (Грибан) официально объявил:
Так называемый „владыка“ Роман (Попов) не является епископом Сарненской епархии Украинской православной церкви», как и «не является епископом РПЦ МП»
Разумеется, Попову это не понравилось и он объявил себя Богом.
Кузя писал, что имеет три природы: Бог — 82,5 % (Дух, Душа), человек — 2,5 % (тело, творческая энергия), любовь — 15 % (Богородица).
Он также писал, что Христос — на 60 % Бог, а на 40 % — человек.
«Храм» открыл тоже прямо у себя в квартире.
Большинство адептов секты делились на «воскресников» и «субботников». Субботники находились в подчинении у воскресников.
В целом же мир, согласно учению секты, делится на шесть «кругов»:
Первый круг: жены «бога Кузи»
Второй круг: главная помощница, «воскресник», активистка секты
Третий круг: остальные «воскресники»
Согласно Попову, родственников нужно заставлять переписывать на себя имущество и обманывать любыми способами. Он считает, что родственников поэтому «можно обманывать, и Господь вас за это не накажет».
Также Кузя считает, что их можно уничтожать физически. Известно, что в секте бога Кузи очень одобрительно относились к смерти «демонов», что выражалось во всеобщих восторженных возгласах и аплодисментах.
Особое место в секте бога Кузи занимают собрания для разбора частной жизни кого-либо из её членов, которые называются «выдры».
На выдрах тот, чья частная жизнь разбирается, обязан отвечать на любые вопросы, включая его интимную жизнь, состояние финансов, наличие имущества.
Особо пристальное внимание уделяется взаимоотношениям с супругом, детьми и родителями. Последователь Кузи обязан рассказать причины, по которым между ним и супругом могут возникнуть ссоры.
Подытоживая «выдру», Кузя делает всегда один и тот же вывод: «Ты же видишь, что вы совершенно чужие люди, как ты с ним живёшь?».
Попов заверял о целебности своего семени и особых благословениях, которые распространялись во время половых сношений с ним.
У Попова были планы заполучить в жены 2000 женщин.
Трудно быть богом Как Кузя создал секту на «шарьках», «щуках» и «выдрах»
Рано утром 10 сентября столичные полицейские задержали Андрея Попова, именующего себя богом Кузей. Духовного лидера одноименной секты подозревают в мошенничестве. Во время обыска в квартирах живого божества и его приближенных оперативники нашли более 43 миллионов рублей, около 100 тысяч долларов и 20 экзотических животных, в том числе полуметрового крокодила. Попов уже попадал в поле зрения правоохранительных органов, но за более чем 15-летнюю историю основанной им секты впервые оказывается фигурантом уголовного дела. «Лента.ру» проследила этапы становления религиозного деятеля и эволюцию его «церкви».
Детство самопровозглашенного бога прошло в подмосковном городе Долгопрудный. Андрей родился в 1977 году болезненным мальчиком со слабым зрением. Как говорится на персональном сайте Попова, в младенчестве он пережил две клинические смерти, что, однако, не помешало ему «опережать сверстников в развитии». В три года он читал наизусть Шекспира, а в 12 лет получил первый разряд по шахматам. Отец ушел из семьи вскоре после рождения сына, и воспитанием юного божества занимались его бабушка и мать. Женщины растили Андрея в строгости, чтобы он стал настоящим мужчиной.
Осознание божественной сущности пришло к Попову в подростковом возрасте. Причем по его подсчетам, человеческого в нем сохранилось лишь 2,5 процента, зато божественного — 82,5. На оставшиеся 15 процентов он состоит из любви. Эти и другие анатомические и биографические подробности приводятся в брошюрах, распространяемых адептами секты. После школы будущий бог поступил на исторический факультет МГУ, но не доучился. Как только Попову открылась истина, он собрал вокруг себя последователей и основал свою секту со строгой иерархией.
Попов велел называть себя Кузей якобы в честь попугая, жившего у него в детстве. Животных он всегда любил. Больше всего — пернатых, земноводных и рептилий, особенно экзотических. И собрал целый зверинец в квартире в Большом Кондратьевском переулке, где проходили встречи с адептами. Совсем неподалеку от Московского зоопарка. По словам одной из бывших последовательниц Кузи, там было порядка 70 клеток. Разумеется, их уборкой занимались его последователи.
Адепты секты характеризуют Кузю как человека, обладающего самыми разными талантами. Его представляют историком, философом, религиоведом, психологом, биологом и певцом. Несмотря на инвалидность по зрению, Попов увлекается рисованием и создает цветными карандашами целые картины. По стилю они напоминают абстракционизм, но автор называет их «монографиями на астральном языке». Кроме того, он обнаружил у себя талант поэта и композитора. На сайте Кузи можно ознакомиться с примерами его произведений. Назвать их божественными сложно. На сайте упоминается о том, что он член Союза писателей и Союза художников России. Правда, ни в той, ни в другой организации не оказалось человека с таким именем.
Картина Попова «Божий план реформ»
И все же Попов обладает талантом, который едва ли можно подвергнуть сомнению. Это дар убеждения. Его последователи верят в то, что Кузя вскоре должен взойти на престол, и начнется его царствие на земле. Несмотря на невзрачную и даже отталкивающую внешность, большинство его последователей — женщины. Все они убеждены в том, что бога нужно защищать. Наиболее достойные входят в ближний иерархический круг секты Кузи. Это главные жены, они же советники Попова, в числе которых была даже заслуженная артистка России, скрипачка Анастасия Чеботарева.
Помимо ближайшего окружения, в иерархии секты еще пять кругов. Следом за женами Кузи идут наложницы, из которых формируется его гарем, и помощники. Затем «воскресники» — люди, занимающиеся организационными вопросами: кассир, исполнительный директор и другие топ-менеджеры секты. «Субботники» — простые последователи, занятые зарабатыванием денег. Четвертый круг отведен для тех, кто еще не знает о божественности Кузи. В пятый входят узнавшие, но не признавшие его «божественной сути». Разоблачителей культа в секте называют «демонами», на них запрещается даже смотреть. Родственники, не примкнувшие к секте, автоматически признавались «демонами». Общение с ними наказывалось по всей строгости внутренних законов. Еще одним «смертным грехом» считается прием лекарств.
На собраниях Попов внушает своим последователям, что только благодаря его молитвам и целенаправленным исцелениям они все еще живы. Он заявляет, что способен «убрать» любого с помощью мистической кары, которую называет «шарьком». Отсюда выражение «бросить шарек», которое на жаргоне секты означает навредить, наказать, навести порчу.
За любую провинность последователь культа Кузи мог получить вплоть до нескольких сотен ударов плетью по спине или резиновым сланцем по лицу. Физические истязания называются в секте «щука». Им всегда уделялось большое внимание. «Я пришел не для того, чтобы просто любить и страдать. Это не вариант Христа. Это мой вариант, намного сильнее и круче! Я пришел судить! У меня миссия такая. Я буду просто крушить… ломать, знаете, безжалостно», — говорил Попов на одной из своих проповедей.
Чтобы очиститься от скверны, каждый член секты должен участвовать в обрядах. Один из наиболее безобидных — собрание для разбора чьей-нибудь частной жизни. Называется «выдра». Сектанты в мельчайших подробностях обсуждали своего товарища, включая интимные подробности, финансовое положение и наличие недвижимости. В завершение ритуала все имели удовольствие слушать оскорбительную брань Кузи и признавать себя его рабом. Через какое-то время собственность наиболее успешных адептов продавалась или переписывалась на Попова.
Ради повышения своей эффективности секта Попова приняла атрибутику православия. Трансформация самого «прозорливого старца» началась в 2006 году, когда две его жены, официальная Жанна Фролушкина и сожительница Ирина Шевченко, приобрели для него облачение священника РПЦ. В рясе Попов представлялся епископом Романом и с успехом вел душеспасительные беседы.
Попов в священническом облачении
Его послушники собирали пожертвования на строительство несуществующих храмов на православных выставках-ярмарках и торговали «монастырской продукцией», раздавая заодно приглашения на лекции лжевладыки. В РПЦ на засилье сектантов на ярмарках обратили внимание в 2013 году. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества тогда сообщил, что адепты секты обычно выдают себя за представителей малоизвестного храма или монастыря и предлагают людям заказывать у них всевозможные молебны и требы. По данным Синодального отдела, только на одной выставке секте может принадлежать от 30 до 40 стендов, что гарантирует солидный доход — примерно 50 тысяч в день. Патриархия записала обращение к верующим с предупреждением о мошеннической деятельности. «Как и в большинстве тоталитарных сект, в ней активно применяются методы физического и психического воздействия на человека, вплоть до угроз и избиений», — говорилось в документе.
После этого патрулировать выставки начали православные активисты во главе с Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео, а сам Кузя стал чаще попадать в объективы телекамер. Его поклонники старались оградиться от вмешательства в жизнь секты. В ноябре 2013 года сектанты избили съемочную группу телеканала «ТВ Центр». В результате продюсер получил химические ожоги лица. Было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК (побои), но до суда оно пока не дошло.
Обыск в квартире бога Кузи. Оперативная съемка
«Учение» Бога Кузи: как любитель Шекспира основал прибыльную секту
Чемоданы денег и редкие рептилии
Рано утром 10 сентября 2015-го оперативники уголовного розыска при силовой поддержке спецназа ворвались в квартиру в одном из домов в центре Москвы. Заурядный интерьер: старый телевизор, кровать, несколько стульев. И ящики — как выяснилось, набитые деньгами.
«Во время обыска полицейские нашли около 43 миллионов рублей и свыше 100 тысяч долларов, а также специфическую литературу и экзотических животных (в основном рептилий и рыб), содержащихся в ненадлежащих условиях, — сообщили в Главном управлении МВД по Москве. — Кроме того, были изъяты персональные компьютеры и тетради с так называемыми бухгалтерскими записями, свидетельствующие о противоправной деятельности членов секты по завладению денежными средствами граждан».
Помимо ящиков, в квартире находились две женщины и мужчина — Андрей Попов, провозгласивший себя Богом Кузей. Отвечать на вопросы оперативников он наотрез отказался, сославшись на плохое самочувствие. Общение с ним продолжилось уже на Петровке. В этот же день следователи возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере», а главного подозреваемого заключили под стражу.
Ложные ценности
На протяжении восьми лет он собирал адептов, которым проповедовал псевдоправославное учение. На встречи, как правило, приходили вполне самодостаточные с финансовой точки зрения люди, стремящиеся решить личные проблемы. Попов навязывал им асоциальный образ жизни, призывая уйти из семьи, порвать отношения с родственниками, отказаться от работы, высшего образования или службы в армии.
На первых порах собрания проводились в аудиториях двух московских институтов, потом перекочевали на квартиры соратников. В секте была жесткая внутренняя иерархия, за малейшее непослушание жестоко наказывали. По данным следствия, Попов наносил адептам от 100 до 1,2 тысячи ударов плеткой, резиновым шлепанцем, кожаным ремнем или руками.
За некоторые проступки штрафовал на сумму до 15 тысяч рублей. Однако это был не единственный источник дохода Бога Кузи. В 2007-м он воспользовался доверием священников Русской православной церкви и получил право участвовать в религиозных выставках и других мероприятиях. Под предлогом пожертвований на строительство храма адепты секты собирали с верующих деньги, которые затем оседали в карманах Попова.
К 2015-му в сообществе насчитывалось около 50 участников. Заявление на духовного гуру впоследствии написали лишь некоторые из них, в основном женщины. Сейчас они все проходят по делу потерпевшими.
Темная лошадка
Первый раз в поле зрения правоохранительных органов Бог Кузя попал в 2014-м. Тогда во время обыска в квартире его подельницы Жанны Фролушиной оперативники изъяли 215 миллионов рублей. Деньги признали вещественным доказательством и поместили на банковский счет ГУ МВД Москвы.
В начале 2016-го бывший муж Фролушиной Юрий Цукерман предоставил в Химкинский городской суд поддельные документы, свидетельствующие о том, что изъятые в квартире его экс-супруги миллионы принадлежат ему. Судья встал на сторону заявителя, и 215 миллионов из Министерства внутренних дел перетекли на счет Цукермана.
По данным следствия, настоящим руководителем секты Бога Кузи был именно 59-летний ранее судимый за мошенничество уроженец Омска Юрий Цукерман. Расследование уголовного дела в отношении него продолжается. Обвиняемому, который сейчас находится под стражей, грозит до десяти лет лишения свободы.
Наложницы «бога Кузи» рассказали страшную правду о
Основатель тоталитарной секты Андрей Попов, получивший скандальную известность как «бог Кузя», оказался миллиардером с целым штатом наложниц. Откуда у члена общества слепых такие накопления? И на что он планировал потратить баснословные деньги.
Сейчас этот почти слепой мужчина в застиранной футболке и спортивных штанах заключен под стражу. При обыске в его квартире оперативники находили плотные стопки купюр. Эксперты уверены: если подсчитать все движимое и недвижимое имущество Кузи, выйдет больше миллиарда.
Карьера полуслепого инвалида пошла вверх в девяностых годах. Тогда на всю страну гремели имена всевозможных экстрасенсов. Андрей Попов решил не отставать и объявил себя ясновидящим. Позже он купил себе черное облачение и назвался иеромонахом. Когда к молодому лжебатюшке зачастили прихожане, он повысил сам себя в чине до епископа. А перестал мелочиться и заявил, что почувствовал себя настоящим богом.
Никто точно не помнит, когда именно Кузя решил начать зарабатывать на продаже молебнов и псевдоцерковной атрибутики. Но то, что это золотая жила, стало ясно уже в первые месяцы. А вскоре в квартире «бога» стало не хватать места для хранения наличных.
Существенный доход «богу Кузе» приносил также бизнес по продаже квартир. Каждому члену секты предлагалось переписать свое имущество на бога или одну из его первых жен.
Как приверженцы секты отдавали последнее своему полуслепому властелину, и что пришлось пережить его многочисленным женам в страшной квартире, смотрите в фильме «Бог Кузя» из цикла «Профессия репортер».
В поисках «бога Кузи»
В центр Москвы вместе с оператором мы приезжаем на автомобиле, чтобы найти тех, кто обманывает доверчивых людей. С самого начала я не верил в успех нашего мероприятия – выйти на группу сектантов «бога Кузи». Как вообще можно бороться с сектами? Это же столько книг нужно прочитать. В конце концов, кто я такой, чтобы бороться с ними, с этими загадочными адептами?
Метро «Марксистская», улица Таганская. Один из самых известных православных маршрутов. Напротив центра саентологии стоит человек в черном подряснике. Перед ним – столик. Такие берут на пикники, дачу и на промо-акции – рекламировать сыры и йогурты. Но здесь – никакой рекламы. Икона блаженной Ксении Петербургской. Рядом ящичек для пожертвований и желтый лист формата А4. На нем перечислены требы на все случаи жизни: от пожаров до простуды.
–Добрый, – осторожно отвечает отче.
Мне хочется назвать его аввой, поздравить с праздником. Я отказываюсь верить, что передо мной обыкновенный шарлатан. Начинаю входить в доверие. Моя цель – попасть на прием к «богу Кузе». Ведь этот человек организовал такую сеть, где и финансы, и вербовка, и жестокие избиения – все существует под одной крышей во имя, пока не признанного «бога». Рассказал историю о сложных отношениях с девушкой. Старичок внимательно сверлит меня глазами.
–А где ваша община находится? Можно сходить к вам на собрание? Я так нуждаюсь в совете опытного человека.
– Нет, мы приезжие. Помогаем восстанавливать храм, который сгорел в 2011 году.
– А что за храм? – зачем-то спрашиваю я, уже понимая, что на прием к «богу Кузе» меня не пустят.
– В Костромской области. Село Поназырево. Там храм в честь Ксении Петербургской.
– А кто там настоятель? – у меня немного отвисает челюсть.
– Отец Евгений Кетов.
Здесь я сделаю небольшое отступление. В 2011 году по заданию редакции я с оператором Сашей Богдановым отправился в Костромскую область. Мы должны были снимать сюжет о восстановлении деревянной церкви. Работали несколько дней. Отца Евгения я знал ещё до приезда в Поназырево. Это очень высокий, добрый и активный священник. Батюшка, который служит на зоне, – так про него говорят.
В колонии есть храм в честь праведного Иоанна Кронштадского. Там отец Евгений и служит настоятелем. Второй храм — за пределами тюрьмы. Тот самый, которому так энергично помогают ряженые. В честь блаженной Ксении Петербургской. Он практически достроен. У отца Евгения пять детей и никакого свободного времени. Тогда, в 2011-м, я увидел жизнь этого человека изнутри. С тех пор наше общение не прекратилось. Созваниваемся как минимум раз месяц. Когда отец Евгений бывает в Москве, он останавливается у меня.
Но к нашим баранам.
Первое, что я хотел сделать – тут же позвонить отцу Евгению и переговорить с ним.
– А вы лично знаете отца Евгения? – спрашиваю пенсионера в подряснике.
– Знаю, – прогремел ответ.
– И все деньги ему отправляете?
– Конечно. Обязательно высылаем ему.
Тут я вспомнил, как месяц назад мы с отцом Евгением стояли в «Ашане» и выбирали люстру для уже восстановленного храма. Я отправился в машину за оператором.
Рубим с плеча, пока он не ушел
Оператор реагирует мгновенно. Возвращаемся на прежнее место, к столику с пожертвованиями на храм. Дедушка торопливо собирается.
«Все, пошел», – ответил «помощник» отца Евгения.
Здесь подошли оператор и звукоинженер. Мы начинаем записывать наш разговор на камеру.
– Вы знаете отца Евгения Кетова? – спрашиваю громко и отчетливо.
– Нет, – отвечает дедушка.
– Вы же мне только что говорили, что знаете.
– Не говорил, – дедушка отворачивается. Он явно недоволен и ошарашен происходящим.
– Вы деньги ему отправляете? – задаю следующий вопрос.
– Нет. Да, – запутавшись, пробормотал «отец».
«Уберите камеру. Уберите её», – банально и недовольно произнес человек в скуфейке.
По солнечной Москве летим на другую точку. Метро «Белорусская». Здесь в первой половине дня приближенные «бога Кузи» обычно стоят и собирают пожертвования. На этот раз я надел радиопетлю, чтобы записать весь разговор в хорошем качестве. У подземного перехода – средних лет мужчина в подряснике. Рядом с ним симпатичная девушка. Я немного расстроился, – почему она так увлеченно с ним разговаривает? Очень неделикатно прерываю их беседу. Девушка уходит – остался лжепослушник и я.
– Слушайте, у меня ситуация такая. Моя подруга сошла с ума, а меня во всем виноватым оставила. Плевалась в меня, оскорбляла и била. А я хочу встретить настоящую любовь. Однажды она меня достала, я ей двинул. И отлегло. Как мне быть? Я христианин после этого?
Вдумчивый взгляд ощупал меня с головы до ног. Я напустил страдальческий вид. Мне показалось, что сработало.
– Вы можете заказать у нас требу, – показывает «послушник» на знакомый список молитв на все случаи жизни.
– Одна треба – триста рублей, – отвечает он и начинает что-то рассказывать про смысл жизни и веру в Бога.
– Скажите, а могу я молиться дома, без всяких храмов? Там ведь такие бабушки злые. Что лучше для Бога: подавать вам деньги на молитву? Или ходить в храм и оставаться таким, какой я есть?
– Конечно, будет лучше, если ты будешь требы заказывать. К тому же эти бабушки не вызывают никакого доверия.
– А вы потом кому эти деньги передаете? – вежливо и аккуратно спрашиваю я.
– Отправляем на восстановление храма Ксении Петербургской, – звучит заученная фраза.
– Правда? А там храм сгорел?
– Сгорел. Мы помогаем его восстанавливать, – у моего собеседника усталый взгляд.
Я пошел за оператором, а мой благочестивый знакомец быстро стал сворачиваться. Мы быстро вернулись. Пока мужчина прятал летний столик в черную сумку, я его спросил:
– Куда вы деньги отправляете?
Раздался очень неприятный вопль.
– Уберите камеру! Вы не имеете права меня снимать.
– Вы знаете отца Евгения Кетова?
– Никого я не знаю, уберите камеру. Кто вам дал право? – дальше прозвучала фраза, которую я не могу привести здесь.
– Мы же только что говорили о высоком. Зачем вы обманываете?
– Уйдите вон! – Лжепослушник принялся почти бежать, а мы догонять. В какой-то момент он набросился на камеру, но наш оператор был намного выше и крепче бородатого субъекта.
– Куда же вы? – вежливо обращаюсь к удаляющейся фигуре.
– Вы не имеете права. Отстаньте от меня.
Через несколько минут темная фигура растворилась в толпе. Вместе с выручкой, столиком и записками с именами тех, кто попросил молитвенной помощи.
Звонок в Костромскую область
О том, что есть такие помощники, которые под палящим солнцем собирают деньги для восстановления храма в честь Ксении Петербургской, отец Евгений не знал. Несколько лет назад к нему обращались с предложением поставить ящик в Москве на православной ярмарке. Свое благословение он дал. Дал и реквизиты с печатями. Деньги ему исправно отправляли, но как только священник понял, что для ребят – это обыкновенный бизнес, он отозвал благословение. Лучше вообще ничего не иметь, чем связываться с проходимцами.
– Я готов дать любой комментарий, – сказал по телефону отец Евгений. – Нужно срочно это остановить.
– Тогда съемочная группа к вам приедет из Костромской области. Я дал продюсеру ваш телефон.
– Пускай приезжают, – ответил отец Евгений.
Откуда ноги растут
Некто Андрей Попов решил однажды стать «богом». Поскольку Попов знал, как трудно быть богом, он решил начать с малого. Надел священнические облачения и стал проводить душеспасительные беседы.
– Так он вербовал своих учеников. Потом он стал называть себя богом.
Жизнь Ольги Францевой после встречи с «богом Кузей» изменилась. Женщина ушла из семьи. Муж переживал утрату любимой супруги, тяжело заболел и умер.
Борода есть, характер волевой. Дорогих машин не имеет. Ходит в чем попало. К материальным благам относится более чем равнодушно. Это все, что я узнал про Кузю.
«Он очень любит животных. Приобретал только редких и дорогих. Например, ящериц, змей. Однажды ученики хотели подарить ему панду, которая стоила полтора миллиона рублей. Я иногда ухаживала за ними, – рассказывает Ольга, – Он хорошо с ними ладил. В его квартире был своего рода зоопарк».
«Как только я заявила, что собираюсь уйти из секты, мне объявили, что я больше не люблю бога, – продолжает Ольга – Кузя мне подтвердил, что я не люблю самого бога».
Остальные члены понимающе кивали головой и соглашались. «Бога» надо любить и не расстраивать его. Под таким давление попытка уйти из секты тогда провалилась.
– Кузя контролировал каждый наш шаг. Если мы хотели позвонить родным, мы должны были спрашивать его разрешение. Если мы хотели купить одежду, мы должны были брать своего рода благословение. Он знал и знает о каждом практически все.
Система доносов работала, да и работает у Кузи превосходно. Выслуживаться перед «богом» здесь никак не тошно. Это одна из основных добродетелей.
– На праздники мы накрывали для Кузи огромный стол. Соки в стеклянных банках (дешевые он не пьет), икра самая дорогая, деликатесы. Изысканные белые и красные вина, и семга, приготовленная на пару. Накрыть стол для «бога» – это тоже большая и ответственная работа, – за чашкой самого обычного чая повествует Ольга. – Каждый столик с пожертвованиями приносил около 1,5 миллионов рублей в неделю. Кузя как бы помогает многим приходам. Есть настоящие печати, есть поддельные. Система отлажена безупречно.
Из того, что я услышал от Ольги Францевой, стало понятно, что «богом» Кузя называет себя в присутствии приближенных. Когда его люди звонят в какой-либо храм, они, естественно, не рассказывают священникам о том, что пожертвования для них будет собирать сам «бог». А ещё они никогда не расскажут, что Кузя львиную часть денег оставляет себе. Переговоры часто проводит жена Попова – Мария Харитонова. Последователи Кузи работают не только на православных ярмарках, – они активно зарабатывают деньги на светских собраниях и презентациях. Например, на выставке в Санкт-Петербурге ученики «бога Кузи» собирали деньги для церкви села Нижняя Кондрата, Чистополькой епархии. Ничего, что у храма нет настоятеля, главное, чтобы нашлась щедрая рука или широкое сердце.
Например, матушка Иеремиила, настоятельница Ыбского Серафимовского женского монастыря, ещё в конце 2012 года отозвала свое благословение.
Столы «бога Кузи» до сих пор можно видеть у храма Петра и Павла в Ясенево. Там обычно дежурят благообразные девушки в черном. Сразу видно, что монахини.
Из светских устроителей выставок никто не интересуется подлинностью реквизитов, например, сгоревшего храма в костромской глубинке. А бывает и так, что «помогают» монастырю, которого просто не существует. Ни сайта, ни телефона, только ящичек с прорезью.
После всех встреч я решил спокойно привести мысли в порядок. Передо мной несколько списков. Первый – выставки за май. Здесь подробно указано, каким маршрутом проследуют адепты «бога Кузи». Никогда не был в Казани. А последователи бога Кузи уже там. Читаю: Казань c 3 по 7 мая 2013, «Специализированная выставка-ярмарка «Летняя неделя моды и стиля –2013». Далее идут: Иркутск, Минск, Тольятти, Челябинск, Краснодар Одесса, Самара, Архангельск – список длинный. Во втором списке – храмы, которым помогает община бога Кузи. Здесь все ровно наоборот. Названия сел никому и ничего не говорят. Проверить, например, существует ли храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Февральск не так, чтобы очень просто. В списке 62 храма. Каждому обещают помочь.
Вспоминаю, что когда-то давно в Красносельском районе я заказал какой-то экстравагантный молебен: то ли за вечную любовь в семье, что ли за рождаемость. Бабушки в платочках тогда не вызвали никаких подозрений. Не знаю, были ли они подставными, но какой-то осадок от той встречи все-таки остался.