Сельское строительство и обустройство территорий что это такое
сельское строительство
се́льское строи́тельство, отрасль строительства, обслуживающая сельскохозяйственное производство и культурно-бытовые потребности сельского населения. Объекты С. с.: производственные сельскохозяйственные здания и сооружения, жилые и общественные постройки, производственные базы сельских строительных организаций, мелиоративные сооружения. В СССР объём С. с. составляет 1 /3 всех строительно-монтажных работ.
В дореволюционной России С. с. основывалось на ручном труде, кустарном производстве строительных материалов, носило сезонный характер. После Октябрьской революции 1917 С. с. стало быстро развиваться. В 1918 в Комитете государственных сооружений и общественных работ был создан отдел С. с. Положением о социалистическом землеустройстве (февраль 1919) определялись основные принципы С. с. С организацией и развитием колхозов и совхозов расширилось строительство различных типов сельских жилых, производственных, и общественных зданий; сельские поселения стали приобретать более совершенную архитектурно-планировочную структуру. С 1959 развернулось массовое строительство на основе сельской районной планировки.
С переводом ряда отраслей сельского хозяйства на индустриальную основу масштабы С. с. особенно возросли. Качественно изменился характер С. с., которое по технологии и масштабам приближается к городскому: строятся комплексы животноводческие, птицефабрики, помещения для хранения и переработки зерна, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции (молочные и консервные заводы, мясокомбинаты и тому подобное), тепличные комбинаты, склады минеральных удобрений, проводятся большие мелиоративные работы (см. Мелиорация).
Жилищное строительство ориентируется на возведение домов усадебного типа с приусадебным участком и хозяйственными постройками, рассчитанных на удовлетворение потребностей сельского жителя. Часть жилого фонда (в зависимости от местных условий) размещается в 35-этажных домах секционного типа. При строительстве общественных зданий соблюдается принцип ступенчатого обслуживания сельского населения, предусматривающий размещение сети учреждений повседневного обслуживания в каждом населённом пункте, а периодического или эпизодического в центральных посёлках хозяйства или районных центрах. Это даёт возможность создавать крупные больницы, торговые центры и тому подобное с обслуживанием населения на городском уровне. Для укрупненных объектов предусмотрены блокировка или кооперирование в одном здании торговых, культурно-просветительных центров и т. д. Благоустройству села способствует строительство дорог, газопроводов, водопроводов и канализации.
В С. с. используются современные научно-технические достижения. В строительстве животноводческих зданий применяют облегчённые конструкции и эффективные материалы; несущие каркасы из железобетонных рам или свай-колонн; ограждения стен из легкобетонных панелей, трёхслойных железобетонных с утеплением из минераловатных плит, на деревянном каркасе с обшивкой из асбестоцементных плит и утеплителем из минеральной ваты; покрытия из облегчённых железобетонных ребристых плит, асбестоцементных панелей; кровля из крупноразмерных волнистых асбестоцементных листов. При строительстве сборных элеваторов применяют напряжённо-армированные железобетонные конструкции, при сооружении складов для минеральных удобрений клеёные деревянные арки. Жилые дома и часть общественных зданий строятся из легкобетонных крупнопанельных конструкций по специальным сериям. Трудоёмкость отделочных работ снижается за счёт перехода на сухие методы (с использованием плиточных и плёночных материалов).
Осваивается изготовление таких новых материалов, как цементостружечные, гипсостружечные, гипсоволокнистые и гипсокаргонные плиты, листовые светопрозрачные материалы, полимерные пленки, влагостойкие обои и др. Для выполнения постоянно возрастающих объемов. С. с. осуществляется перевод его на индустриальные методы с изготовлением на заводах сборных изделий и максимальной механизацией работ на строительных площадках. Возросло значение типизации проектирования и строительства.
С. с. (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) осуществляют строительно-монтажные организации. В соответствии с решениями 27-го (1986) съезда КПСС проведена организационная. перестройка С. с. На базе строительных организаций бывших Межколхозстроя и Минсельхозстроя СССР в РАПО созданы единые межхозяйственные (кооперативно-государственные или государственно-кооперативные) строительно-монтажные организации межхозяйственные передвижные механизированные колонны (МПМК), в которых участвуют совхозы, колхозы и другие предприятия и организации, входящие в РАПО. От имени государства коллективным участником межхозяйственных строительных организаций выступает РАПО. МПМК осуществляют С. с. на территории РАПО. Их деятельностью в масштабе области, края, АССР руководят единые кооперативно-государственные или государственно-кооперативные областные (краевые) объединения по строительству (облагропромстрой). При необходимости в составе облагропромстроя могут создаваться межхозяйственные общестроительные и специализированные тресты. Управление МПМК и облагропромстроем осуществляется на демократических началах Советом, избираемым сроком на 5 лет собранием уполномоченных. В Совет входят начальник МПМК или облагропромстроя, его заместители, уполномоченные представители хозяйств участников кооперации и МПМК, а также руководители подведомственных предприятии и организаций. Председателем Совета является начальник МПМК или агропромстроя.
Деятельность агропромов союзной республики по вопросам С. с. координирует Главное управление по планированию и организации капитального строительства республиканского госагропрома. Общую координацию работ по С. с. осуществляет Отдел по капитальному строительству и реконструкции Госагропрома СССР.
На развитие производств, базы МПМК и облагропромстроев направляются государственные капитальные вложения и средства колхозов участников кооперации. Главное направление деятельности МПМК в современных условиях реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.
Снабжение строек, организаций и предприятий С. с. всеми видами ресурсов обеспечивает единая служба материально-технического снабжения строительства, входящая в состав объединения на самостоятельных правах. С. с. ведётся подрядным (преобладает) хозяйственным и смешанным способами. При подрядном способе С. с. осуществляется МПМК, а в роли заказчиков выступают колхозы, совхозы и другие организации РАПО, являющиеся членами-пайщиками МПМК. Заказчик и подрядная строительная организация заключают договор подряда на строительство: генеральный на весь период строительства и годовой на календарный срок. При хозяйственном способе колхозы, совхозы и другие предприятия собственными силами выполняют необходимые им строительно-монтажные работы. Они создают свои строительные цехи, производственную базу, приобретают строительные материалы, конструкции, машины, обеспечивают стройку рабочими, инженерно-техническим персоналом. При смешанном способе строительства подрядные организации осуществляют наиболее сложные виды строительных работ, а более простые работы (например, отделка помещений) выполняются силами и средствами колхозов и совхозов. Практикуется создание строительных подразделений МПМК непосредственно в хозяйствах. Финансирование капитальных вложений осуществляется за счёт государственного бюджета, средств предприятий, кредитов банка и других источников. По мере укрепления хозяйственного расчета в источниках капитальных вложений увеличивается доля собственных средств предприятий, расширяется использование банковских кредитов.
Литература:
Строительство в СССР, 19171967, М., 1967;
Прозоровский Г. Н., Терновский А. Д., Производственная база сельского строительства, 2 изд., М., 1979;
Серов В. М., Шлычков В. А., Экономика строительства, 2 изд., М., 1985.
Строить нельзя запретить: что нужно сделать для развития сел и деревень
В июне Госдума приняла закон, разрешающий строить жилой дом на участках сельскохозяйственного назначения. Это далеко не первый шаг, который делает государство, чтобы продемонстрировать поддержку сельскому хозяйству и тем, кто планирует жить на своей земле. «Много горожан сегодня задумались о переезде не землю, мечтают о родовом поместье или собственном крестьянско-фермерском хозяйстве. Это становится новым трендом», — утверждают эксперты и рассказывают, что может мешать процессу.
Это оказались не просто слова. За последнее время принято и реализуется несколько государственных программ, например, Государственная программа развития сельского хозяйства, Концепция устойчивого развития сельских территорий. Успешно работают механизмы финансовой поддержки: субсидии, льготные кредиты, гранты для фермеров «Начинающий фермер», «Агростартап», при этом список получателей поддержки постоянно расширяется. Со следующего года планируется ввести новый грант до 10 млн руб., который будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на развитие агротуризма.
Планы федерального центра грандиозные: до 2025 года в России планируется ввести в оборот 4 млн га сельхоз земель. Принятые в июне поправки в Закон N299-ФЗ, который позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома, должен способствовать привлечению на землю новых человеческих ресурсов и вводу земель в оборот. Можно сказать, что локомотив готов ехать на большой скорости, но вагоны на новые рельсы так быстро перестроиться не могут.
Увы, сама отрасль оказалась инертной. Ежегодно в России исчезает 120 сел, люди уезжают из деревень в город за заработком, постоянную работу на селе ввиду ее отсутствия могут найти только единицы. На местах часто не знают ни о новом законодательстве, ни о грантовой поддержке.
«Фермерству в России необходима перезагрузка. Нужны новые кадры, нужно привлекать людей в отрасль, нужно популяризировать и создавать новый образ успешного фермера, который станет притягательным для молодежи. Также необходимо уменьшать законодательные барьеры входа в отрасль для всех желающих — получение земли, строительство на участке, коммуникации. Это хорошо понимают в Федеральном центре, принятый июле Президентом закон нацелен на решение этого вопроса», — прокомментировала депутат Государственной думы, координатор партийного проекта «Российское село» Светлана Максимова.
Эту информацию подтверждают и в проекте «Мой гектар» — ставший хорошим примером популяризации фермерства в России, со слов организаторов проекта, люди хотят жить и работать на своей земле, только за последний год поступило более 20 000 заявок на приобретение гектара земли в рамках проекта.
«Мы постоянно опрашиваем клиентов, для каких целей приобретаются земельные участки и что планируете делать, — рассказывает исполнительный директор проекта «Мой гектар» Инна Демкина. — В последнее время отчетливо виден тренд: растет доля тех, кто берет землю под организацию личного подсобного и фермерского хозяйства с перспективой на организацию своего родового поместья».
Чтобы паровоз развернуть, нужно его остановить
Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.
Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.
Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.
«Федеральный закон N 299-ФЗ от 02.07.2021 года прямо указывает на возможность строительства жилого дома на сельскохозяйственных угодьях, но аналогичной прямой нормы, которая бы разрешала строительство капитальных построек, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях нет. Сложность в данный вопрос вносит сам факт наличия или отсутствия в составе земельного участка сельскохозяйственных угодий для нечернозёмных регионов», — прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования Алексей Чернышев.
В Московской области вопрос решили грамотно — раззонировали все земли сельскохозяйственного назначения. Часть земель, которые были угодьями в 1991-1992 годах, были исключены из состава сельскохозяйственных угодий и включены в состав территорий, на которых разрешили строительство зданий и сооружений для производства, хранения и переработки сельскохозпродукции, привлекая тем самым сельхозпроизводителей, инвесторов и бизнес. Данные об этом закрепили в соответствующей градостроительной документации — в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).
К сожалению, аналогичный системный подход к зонированию территорий принят не везде. Данные Росреестра в некоторых регионах датируются 1991-1992 годами и являются архивными. Это существенно усложняет развитие сельских территорий. Остается надеяться, что регионы поддержат федеральный тренд и смогут перенять опыт Московской области.
«Мой гектар» — территория развития фермерства
Проект «Мой гектар» существует с 2016 года. С самого начала организаторы поставили амбициозную цель — дать возможность каждому россиянину приобрести по доступной цене гектар земли и попробовать свои силы в фермерском хозяйстве. Сейчас собственниками участков являются более 5000 человек. В компании видят, что в государственной политике относительно сельского хозяйства наступает «оттепель».
Как бы ни складывалась ситуация в конкретных регионах, те импульсы, которые уже даны федеральным центром и правительством, не остановить. Проект «Мой гектар» поставил перед собой амбициозную цель: создать 1 тыс. поселков для новых фермеров, предоставив им самые современные средства управления развитием.
В основе проекта лежит цифровизация всех этапов развития участка и общей инфраструктуры. Для всех собственников разработан Личный кабинет, где пользователь может увидеть информацию о развитии своего участка и кооператива. Любому владельцу доступны проекты дорог, электрификации, въездных групп, каждый участник может проявить инициативу и предложить соседям для реализации проект по строительству общей инфраструктуры, инициировать и вынести на голосование любой вопрос. Модуль голосования, кстати, реализован с соблюдением всех законодательных норм, поэтому теперь не нужно ждать очных собраний, любой вопрос можно решить онлайн в течение одного дня.
Директор проекта «Мой гектар» Денис Бучельников рассказывает:
«Мы много времени сами проводим на территориях, в полях, общаемся с председателями своих кооперативов, с главами сельских поселений и районных администраций. Я вижу, что многие обеспокоены судьбой своих территорий и вместе с тем воодушевлены федеральным курсом на возвращение людей на землю и поддержкой фермеров, наш проект может стать хорошей основой для привлечения городских жителей на сельские территории.
Мы открыты, готовы делиться и делимся своими наработками и технологиями в области коллективного развития территорий с фермерскими Ассоциациями, Союзами, фондами, движениями, например — модулем коллективного строительства дорог, модулем голосований. В следующем году совместно с Союзом садоводов России планируем предоставить возможность уже существующим 23 тыс. садовым товариществам в России (60 млн садоводов) помочь решить их вопросы эксплуатации дорог, голосований, сборов взносов, коллективного развития».
Сельское хозяйство в условиях санкций может стать новым локомотивом экономики, таким видит эту отрасль руководство страны. Государству нужны новые фермеры и заселенные территории, а людям — простор и свобода жить на своей земле. Остается дело за малым, чтобы региональные власти поддержали этот тренд. Для освоения земли, организации рабочих мест и притока населения администрации районов должны поддерживать закон о строительстве на землях сельхозназначения и правильно ставить запятые в важном для всех выражении «Строить, нельзя запретить».
СЕЛЬСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ
Описание:
Специальность высшего образования I ступени
Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по изысканию: геодезическому, геологическому, гидрологическому на сельских территориях; расчету и проектированию гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений, объектов инженерного обустройства и благоустройства сельских территорий; производству работ по возведению зданий и сооружений; эксплуатации и ремонту гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений, объектов инженерного обустройства сельских территорий; экспертизе проектно-сметной документации на строительство гражданских и сельскохозяйственных объектов; управлению технологическими строительными процессами, подразделениями строительного профиля и др.
Специальность обеспечивает получение профессиональной квалификации «Инженер«.
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:
— сельские поселения и территории;
— гражданские и сельскохозяйственные постройки;
— естественные и антропогенные ландшафты.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности первоначально могут занимать следующие должности: