Семейное или заочное обучение в чем разница
Чем отличаются домашнее, семейное и заочное обучение
Многим родителям довольно сложно понять, чем отличается домашнее обучение от семейного или заочного. Это не удивительно, ведь принцип данных видов одинаков — ребенок получает образование дома. Предлагаем выяснить, что представляют собой домашнее, заочное и семейное обучение, а также понять основные различия между ними.
Особенности и виды домашней учебы
Последнее время многие родители теряют уверенность в системе школьного образования. Часто это объясняется не только низким качеством получаемых знаний, но и плохим отношением учителей к ученикам. Иногда возникают ситуации, не дающие возможность посещать школу.
Однако плохое здоровье, финансовое состояние или религиозные убеждения родителей не могут стать препятствием к получению образования.
Согласно статье 17 Федерального закона “Об образовании” на территории Российской Федерации граждане могут получать образование в организациях, которые занимаются образовательной деятельностью, или вне этих организаций.
Родители имеют право выбрать одну из альтернативных форм обучения:
Последние годы все эти виды стали достаточно популярными.
Однако, чтобы выбрать один из видов, следует определить значение заочного, домашнего и семейного обучения: в чем разница и какой вариант является наиболее оптимальным.
Надомное
Надомное (домашнее) предполагает, что ответственность за получение образования несет администрация школы. Сотрудники по определенному графику посещают учащихся. Учителя объясняют все темы согласно действующей программе и дают домашние задания, помогающие закрепить полученные знания. Ученик получает оценки и по их результатам переводится в другой класс.
Дистанционное или заочное
При заочной форме ученик включен в список учащихся школы, однако не посещает ее ежедневно. За уровень полученных знаний также несет ответственность администрация школы. Учителя дают материалы для изучения и проводят консультации. От школьника требуется сдача контрольных и других работ согласно школьному учебному плану.
Ученика можно перевести на заочную форму, написав заявление установленного образца. Важно, чтобы нормативная документация школы не запрещала заочную форму учебы школьников. После этого издается приказ об изменении формы с дневной на заочную.
Обучающиеся на заочной форме, обычно не ходят на уроки. Чтобы получить необходимые знания, они ходят к репетиторам или занимаются в онлайн-режиме.
Кому идеально подойдет заочная форма
Заочная школа имеет свои преимущества. Однако для перехода на нее нужны веские причины. Чаще всего на заочную форму переходят:
В редких ситуациях родители не хотят отдавать детей в школу по своим идеологическим или религиозным убеждениям.
Выбрать “заочку” можно в любом возрасте. При желании разрешается вернуться к обычным стандартам.
Кому не рекомендуется переходить на заочную форму
Не все смогут получать качественные знания на заочной форме. Не подойдет этот вариант:
Семейное обучение
Какая разница между домашним и семейным обучением? Семейное – представляет собой отдельную форму организации внешкольного образования.
Отличие семейного обучение от надомного обучения в том, что ответственность за организацию процесса и качество полученных знаний лежит исключительно на родителях.
Существуют следующие виды семейного обучения:
Семейные занятия предполагает собой уход ученика из школы и самостоятельное получение им образования. Поскольку сдается государственная итоговая аттестация, выдается аттестат.
Детей переводят на семейное обучение по разным причинам:
Чтобы перевестись на семейное образование, следует :
Какие возможности дает семейное форма
К преимуществам семейного обучения относят:
Чего лишаются дети на семейном обучении
Несмотря на большое количество плюсов дети на домашнем обучении лишаются определенных моментов:
Прежде чем решить перейти на семейное обучение, необходимо внимательно взвесить все за и против. При этом следует понимать, чем отличается семейное образование от самообразования. Семейное образование осуществляется с помощью родителей и репетиторов, а самообразование предполагает самостоятельное получение образования вне учебных заведений без помощи обучающего.
Принципиальные различия форм домашнего обучения
Главным отличием домашнего, заочного и семейного обучения считается уровень ответственности за полученные знания. Составление расписаний занятий различных видов обучения имеет отличия. Домашнее обучение не возможно применить без наличия медицинских показаний.
Невозможно однозначно сказать, что обучение на дому лучше традиционного образования. В одних случаях ученики, обучающиеся дома, опережают своих сверстников и гораздо быстрее усваивают новый материал. В других случаях родители не способны обеспечить полноценное изучение школьной программы.
Стоит учитывать, что обучение дома лишает взрослеющие личности возможности полноценно общаться со сверстниками. Чтобы избежать проблем с социализацией, стоит организовывать свободное от обучения время так, чтобы регулярно была возможность общаться с другими детьми.
При индивидуальном обучении дети менее подготовлены к самостоятельной жизни и возможным трудностям. Им может быть очень трудно сдать экзамены. Это объясняется тем, что они проводятся одновременно с остальными учениками под наблюдением комиссии.
Основные отличия домашнего обучения от семейного или заочного следующие:
Кроме того отличие семейного обучения от надомного в том, что в первом случае ребенка переводят в другой класс после сдачи аттестации по всем предметам, а во втором — по текущим оценкам.
Чтобы было проще разобраться в отличиях данных видов обучения, предлагаем рассмотреть данную таблицу:
Отличия | Надомное | Дистанционное | Семейное |
---|---|---|---|
Является самостоятельной формой обучения | нет | нет | да |
Ребенок находится в контингенте школы | да | да | нет |
Доступно всем желающим | нет | только при поддержке школы ДОД | да |
Можно учиться по своему расписанию | нет | нет | да |
Можно сдавать аттестации экстерном | нет | нет | да |
За обучение платит государство | да | не всегда | только в некоторых регионах |
Стоит помнить, что при выборе формы обучения стоит отталкиваться от его потребностей и имеющихся возможностей.
Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение
Сейчас у детей есть множество доступных форм обучения в школе. Есть даже такие, когда в школу ходить не надо. Наш блогер Мария Осипенко поговорила со специалистом по СО Татьяной Морозовой, которая объяснила, в чём разница между семейным и заочным обучением.
Действующее законодательство об образовании, при всех его недостатках и противоречиях, предоставляет родителям и ученикам огромные возможности, которых нет во многих «прогрессивных» странах, например, во Франции или в Германии.
Самое важное — знать свои права и грамотно ими пользоваться. Председатель Московской коллегии адвокатов, специалист по семейному образованию, мама троих учеников на семейной форме обучения Татьяна Морозова рассказала, на что родителям следует обратить внимание.
Многообразие форм обучения и образования
Помимо очного обучения в школе (самый распространенный вариант), закон «Об образовании в РФ» установил такие формы, как заочное, семейное, а также допустил возможности их совмещения. Свобода выбора форм получения образования — большое преимущество как для учеников, так и для родителей.
На законодательном уровне закреплена возможность ученика не посещать школу, сдавать аттестации раз в год и тому подобные вариации. Тем не менее, в юридической практике постоянно возникают ситуации, где две стороны, родители и представители госорганов, фактически сталкиваются лбами в повседневной жизни, появляются вопросы: кто виноват и что делать?
Количество контрольных для всех форм обучения
Самый главный вопрос, который волнует родителей и детей, сколько контрольных может быть в школе и как часто. Этот вопрос — предмет договоренности школы и родителей.
Решающее слово тут за администрацией школы, правда, есть важное «но». В школе должны быть приняты локальные акты, в которых отражены все аспекты обучения на каждой из форм обучения. Сюда входят вид аттестации (тест, диктант и так далее), частота и другие нюансы. Эти документы должны быть в открытом доступе на сайте школы.
Родитель должен понимать, какую услугу окажет школа и в каком виде, прежде чем утверждать договоренности и начинать работать. Если родителя смущают требования, предъявляемые к ребёнку в рамках аттестаций и процесса в целом, например, требования кажутся завышенными, то сначала необходимо изучить локальные акты школы. Если их нет в открытом доступе, то школа не может предъявлять требования к ученику.
Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»
Родителям важно разобраться в форме обучения, которую они выбрали для ребёнка, поскольку она влияет на права и обязанности детей и их родителей, в частности, на взаимодействие со школами и департаментом образования.
По закону «Об образовании», ученики очной формы обучения, заочной и совмещенной, а также ученики, обучающиеся на дому по медицинским показаниям, являются учащимися. На обучение этих детей выделяется государственное финансирование, соответственно, государство через школу контролирует процесс обучения и проводит срезы знаний, иногда не связанные напрямую со школьной программой.
Учащиеся числятся учениками конкретной школы, которая имеет лицензию и чёткую образовательную программу. Школа несёт ответственность перед государством за качество обучения и процесс проведения аттестаций. Школа выбирает уровень нагрузки, частоту контроля, глубину освоения материала. Это регулируется локальными актами в рамках законодательства.
30 минут за партой вместо пяти часов. Как папа организовал для сына обучение на дому
Сначала разберемся с учащимися-«очниками», поскольку здесь тоже возникает много вопросов с контрольными и аттестациями. Учащиеся не могут в отказаться от изучения школьных предметов и от обязательных государственных работ: ВПР, МЦКО, КДР и других. Правда, можно принести документ из музыкальной школы или иной организации с лицензией о прохождении предмета там. В столице на этот счёт действует инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 01-02.49.8701/18 и Департамента культуры города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 09.01.9813/8-1 о порядке зачёта результатов обучающихся, получающих музыкальное и (или) художественное образование в государственных учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, при обучении в государственных образовательных организациях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.
Вариант «зачесть» оценку по предмету, пройденному в иной организации (общеобразовательной организации — школе, центре МЦКО и так далее), тоже допустим и не вступает в противоречие с законом. Это касается не только музыки, рисования, а всех учебных предметов. Как следует из пункта 7 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании», право на «зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Легче всего в этом случае договориться с теми школами, в программе которых нет изучаемого предмета (например, китайский язык), а родители хотят, чтобы он входил в аттестацию. В этом случае учащийся может аттестоваться по китайскому в другой организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности (частной или государственной школе), а «родная» школа вносит результат в аттестат.
Бывает, что учителя, предмет и программа есть, а учащийся не хочет продолжать обучение у конкретного учителя и оформляет переход на заочное обучение по предмету. Аттестацию в этой школе по этому конкретному предмету он тоже может не сдавать. Можно сдавать предмет в иной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школы не всегда охотно соглашаются на такие варианты. Одна из причин — отсутствие информации о правомерности таких действий. В этом случае родителям нужно донести до администрации свою позицию, ссылаясь на содержание уже упомянутого закона «Об образовании».
Ещё раз подчеркну: если частная школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то результаты экзаменов (зачётов) будут учтены в аттестате государственной школы.
Если лицензии нет, то и справки из такой школы не будут действительными для государственной школы и аттестации
«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе, либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.
Обучение и аттестации для детей на СО
Дети на семейной форме обучения, прикреплённые к школе на период прохождения аттестаций, имеют статус экстернов. Образовательная организация несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, но не за качество обучения. На семейном обучении вся ответственность за качество и полноту знаний ложится на родителей, что является главным отличием от иных форм обучения детей.
Родители детей на семейном образовании имеют право участвовать в выборе аттестаций, их вида и периода. Такая возможность предоставлена Письмом Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».
К сожалению, у родителей, чьи дети на семейном образовании, возникает больше всего проблем с недопониманием своих прав. Начинается всё, когда в школу подают заявление о выборе для ребёнка семейной формы обучения с просьбой выдать личное дело на руки.
Личное дело могут не отдавать, мотивируя тем, что ребёнок обязан быть прикреплен к школе, невозможно ребёнка просто взять и открепить в никуда. В категоричной форме представители школы требуют справку о прикреплении к другой школе, иногда доходит до угроз обратиться в органы опеки, прокуратуру и так далее. К сожалению, такие случаи встречаются довольно часто, но они неправомерны.
Согласно закону «Об образовании», промежуточная аттестация ребёнка на семейном образовании — право, а не обязанность
Родитель может не прикреплять ребёнка к школе немедленно, это не ученик в привычном понимании. Достаточно прикрепить ребёнка только на период аттестаций. Срок, когда родителю необходимо прикрепиться, в законе не указан. Следовательно, личное дело и медкарту школа обязана отдать незамедлительно, получив заявление от родителя. Иных трактовок быть не может.
Теперь рассмотрим вопрос о проверке семей, в которых дети находятся на семейном образовании. Сам факт того, что ребёнок учится дома, без прикрепления к конкретной школе, не является основанием для проверки со стороны госорганов. Никто не имеет права требовать отчётности по учёбе ребёнка. Злостное нарушение частной жизни, прав и свобод недопустимо и квалифицируется как превышение должностных полномочий, проявление угроз и запугивания. За подобные действия можно привлечь как к административной ответственности, так и к уголовной (как преследование).
Что делать?
Повышать правовую грамотность, в первую очередь, у родителей. Полезно организовать централизованные сессии с заинтересованными представителями школ и госорганов, с участием юристов, адвокатов и других экспертов, реально разбирающихся в вопросах различных форм образования.
Из ФЗ «Об образовании»:
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Учимся дома 1-11 классы
Заметки о семейном образовании
Отличия семейного, домашнего, дистанционного обучения
Коротко расскажу ещё раз про отличия семейного, домашнего, дистанционного обучения.
Отличия семейного, домашнего, дистанционного обучения
Домашнее обучение
Ребёнок учится дома. НО! Он дома потому учится, что здоровье подкачало. То есть, к обучению на дому у него есть медицинские показания. И они не просто есть, а юридически оформлены. Есть заключение врачебной комиссии и рекомендация перевести ребёнка на домашнее обучение.
Ребенок числится в школе. Школа организует его обучения. Учителя могут приходить к нему домой или организовывать обучение дистанционно — с помощью телефона или компьютера. Оценки выставляет школа по сумме текущих оценок и результатам текущих контрольных работ. Домашнее обучение финансируется государством, родители ничего не платят.
Заочное обучение
Ребёнок учится дома. НО! Это выбор школы. Ребёнок числится в школе и школе удобнее проводить занятия дистанционно, с помощью (как модно сейчас говорить) современных цифровых технологий, электронной почты и даже обычной почты. Обычно таким образом дети учатся в отдалённых школах. Живёт семья в деревне, а дети прикреплены к московской школе, но учатся заочно. Заочное обучение может обеспечиваться государством, но в подавляющем большинстве случаев его оплачивают родители.
Семейное обучение
Ребёнок учится дома. НО! Это выбор родителей. Неважно, какое у ребёнка здоровье. Никто не даёт разрешения на семейное обучение. Родители захотели — и перевели ребёнка. Только, конечно, с его согласия.
Ребёнок НЕ числится в школе. Личное дело ребёнка находится в семье. Ребенок учится так, как организовали родители. Они могут учить его сами, нанять репетиторов, обратиться в частную школу или использовать различные интернет-курсы. Семейное обучение государством не финансируется. Родители денег за него не получают. Ребенок имеет право бесплатно пройти аттестацию за текущий класс в государственной школе и получить справку об этом. Аттестацию можно пройти и в негосударственной школе, но это уже платно.
Пять отличий — совсем коротко
1. Инициатор. При семейном обучении — родители, при домашнем — медики, при заочном — школа.
2. Финансирование. При домашнем — государство, при заочном — школа или родители, при семейном — родители.
3. Нахождение в контингенте школы. Да — в случае домашнего и заочного, нет — при семейном обучении.
4. Учат учителя школы. Да — при домашнем и заочном, нет — при семейном.
5. Промежуточная аттестация. При домашнем и заочном обучении в школе, в плановом порядке. При семейном обучении — по желанию родителей.
И одно сходство: ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) все дети проходят одинаково — и на семейном, и на дистанционном, и на заочном обучении. Чтобы получить аттестат, нужно сдавать экзамены очно (если в стране нет каких-либо форс-мажорных обстоятельств).
Как дать ребёнку образование, если обычная школа не устраивает
Для того чтобы получить среднее образование, не обязательно каждый день ходить в школу. Можно посещать только любимые предметы или вовсе изучать всё дома. Разобрались, какие альтернативные способы обучения есть в нашей стране, как выбрать удобный формат для ребёнка и эффективно организовать его.
В 43‑й статье Конституции РФ закреплено, что родители или опекуны должны обеспечить ребёнку общее образование. Но ежедневная учёба в государственной школе — не единственный способ. Ребёнок может изучать предметы дома, выборочно посещать уроки в школе и сдавать аттестации по своему графику.
Альтернативные формы образования часто выбирают для юных спортсменов, путешественников или детей с особенностями развития. Впрочем, никакие специальные причины, чтобы не водить ребёнка в школу, не нужны. Достаточно желания.
Альтернативные формы образования в обычной школе
Согласно Закону об образовании, учиться в школе можно очно, заочно и очно-заочно. Это должно быть также закреплено в локальных актах школы (например, как здесь). Её руководство не может отказать в переводе ученика на заочную или очно-заочную форму, иначе оно нарушит 17‑ю статью Закона об образовании. Родители ребёнка могут изменить форму обучения на все учебные года или на время, например, на одну четверть.
Очно-заочное обучение
Очно-заочная форма даёт больше свободы, чем традиционная очная. Ребёнок числится в классе, но посещает только часть предметов по своему выбору, а остальные осваивает дома. Контрольные работы нужно сдавать по всем предметам. Также необходимо проходить аттестации не реже раза в четверть. Ответственность за знания ребёнка несёт школа.
Дочка перешла в восьмой класс. Уже третий год она учится на очно-заочной форме. Так ребёнку проще распределять нагрузку, особенно если есть дополнительные занятия.
В школу дочь ходит пару раз в неделю, в зависимости от графика занятий. Уроки объясняют репетиторы. Это эффективно, потому что всё внимание учителя направлено на единственного ученика. Отвертеться от домашнего задания по принципу «авось меня не спросят» не получится. Аттестации дочь сдаёт в виде экзаменов вместе с одноклассниками. Текущие контрольные иногда пишет в классе, иногда онлайн.
Мы выбрали именно очно-заочную форму, потому на ней, в отличие от семейной, ребёнок числится в штате школы. Это удобно: мы можем взять справку о месте учёбы, которая нужна, например, для оформления визы, получаем бесплатные учебники. Плюс дочь может ходить в школу, общаться с друзьями. Она не лишена обычной школьной жизни.
Мне было сложно решиться перейти на альтернативный вид образования. Пришлось собирать частями информацию от уже прошедших этот путь родителей. С оформлением документов сложностей не было, хотя в школе мы были первопроходцами.
Со стороны друзей и знакомых непонимания я не встречала. Наоборот, многие родители хотели бы так же, но понимают, что это требует много времени и сил. Не все готовы на это пойти. Я работаю из дома, у нас семейный бизнес. Поэтому мне удаётся уделять детям необходимое время. Мы планируем продолжить обучение в таком же формате и перевести на очно-заочную форму младшего сына-пятиклассника.
Заочное обучение
На заочной форме ребёнок числится в школе, но не посещает уроки вообще. Однако он должен сдавать все контрольные и аттестационные работы не реже раза в четверть. Он получает бесплатные учебники, может посещать очные или дистанционные консультации с учителями. Ребёнок учится самостоятельно, с помощью родителей, репетиторов или онлайн-платформ. Но ответственность за его образование несёт школа, в которой он числится.
Когда пришло время отдавать старшую дочь в первый класс, средней было три с половиной года, и у нас ещё родились двойняшки. Четверо детей — большая нагрузка, традиционная школа не помещалась в наш график. Поэтому мы выбрали заочное образование. Жизнь вне школьного ритма стала для нас шансом уделять время всем детям и себе.
Родственники сложно восприняли наше решение. Долго отговаривали, предлагали помощь. Но я в ней не нуждалась. Знакомые сначала удивлялись: «Что, так можно было?», «Как это у вас происходит?», «Кто вам разрешил?» Но большинство не осуждали.
Мы прикрепились к школе около дома, чтобы не тратить время на дорогу. Дочь зачислили в первый класс. Я написала заявление, что она будет учиться заочно. Мы получили в школе учебники и занимались по ним дома самостоятельно. Репетиторов у нас нет. Считаю, что в начальной школе это не нужно. Я сама подбираю учебные материалы. Мы с дочкой планируем, как распределить всё в течение года. Я даю задания, она их выполняет. Если нужно, обращается ко мне за помощью.
На заочной форме дети сдают те же контрольные, что и обычные школьники. Но в первом классе аттестации нет. Учительница, к которой попала дочь, относится к нам дружелюбно, постоянно помогает, консультирует.
Со второго класса мы решили перейти на семейное образование. Оно даёт больше свободы, чем заочное. Не нужно сдавать текущие контрольные по графику школы. Только аттестации в удобном нам режиме. Мы прикрепились к той же школе и за второй и третий класс аттестовывались у нашей первой учительницы.
Сложно сказать, будет ли дочка учиться дома до окончания школы. Пока мы идём этой дорогой и не планируем с неё уходить. Но если обстоятельства изменятся — мы готовы к переменам.
Как перевести ребёнка на очно-заочную или заочную форму обучения
Частные школы
Частные школы часто отличаются от государственных формой обучения. Там могут отказаться от оценок, учитывать индивидуальные потребности детей и использовать новые методики образования.
Если частная школа прошла аккредитацию, она приравнивается к государственной. То есть ориентируется на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и может выдавать аттестаты гособразца. Проверить, есть ли у выбранной вами школы аккредитация, можно в Реестре образовательных организаций.
Школы без аккредитации тоже могут обучать детей, если у них есть лицензия, выданная Рособрнадзором. Но промежуточные и итоговые аттестации придётся проходить в государственном учреждении.
Обучение в частной школе платное. Но руководство самостоятельно занимается инфраструктурой. А ещё в частных школах учеников в классе часто меньше, чем в государственных, поэтому проще учитывать особенности каждого.
У частной школы обязательно должен быть пакет документов:
1. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности.
2. Медицинская лицензия. Для контроля здоровья детей должен быть обязательно медкабинет.
3. Аккредитация учебного учреждения. Если заведение только открылось, аккредитацию оно сможет получить только через пять лет работы. До этого сдавать экзамены придётся в государственных учреждениях по месту жительства.
4. Аттестация преподавателей. Педагоги обязаны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Важно, чтобы у учителей были диплом и медкнижка.
5. Устав, в котором определены принципы и правила работы учебного заведения.
6. Документы с правом на использование помещения, в котором размещена школа. Если здание в аренде, есть риск, что со временем школе придётся переехать в другой район или закрыться. Если здание — собственность школы, рисков меньше.
Как выбрать частную школу
Семейное образование
Возможность учиться дома закреплена в 17‑й статье Закона об образовании. Ребёнок на семейном образовании изучает программу самостоятельно, с родителями или репетиторами. Он не числится в школе, но прикрепляется к ней для сдачи итоговых и промежуточных аттестаций. Родители и администрация школы договариваются, как часто и в какой форме их нужно проходить, и закрепляют это в договоре.
Ребёнок, прикреплённый к школе только для прохождения аттестаций, называется экстерном. Он может участвовать в конкурсах, олимпиадах и спортивных мероприятиях школы, посещать библиотеку, бассейн и спортзал. Он обязан следовать аттестационному графику школы, вовремя приходить на консультации, контрольные работы и экзамены. Если будут незакрытые задолженности, ученика вернут на очную форму обучения.
Рамки образования довольно свободные: семья самостоятельно выстраивает учебный процесс, управляет своим временем и уделяет внимание именно тем предметам, которые интересны ребёнку. Остальные можно изучать в минимальном объёме, необходимом для сдачи аттестаций. При семейной форме образования ответственность за обучение детей ложится на родителей. От них потребуется большое количество времени и вовлечённость в обучение ребёнка.
Сын на семейном образовании со второго класса. В этом году он окончил девятый класс. До четвёртого я максимально вовлекалась в учебный процесс. Сидела и смотрела, что сын делает. Страшновато было уходить далеко от программы. Но чем старше становился ребёнок, тем меньше она нас интересовала. Последние годы практически не было учебников.
По большей части сын учился сам. Если нужно было, обращались к репетиторам. С учителями занимался предметами, где нужны были более глубокие знания. Тем, что ему нравилось. Например, астрономией и биологией.
Сын закончил программу девятого класса в июле, сдавать ОГЭ было поздно. Будет делать это следующей весной. Он шёл с опережением программы, его сверстники закончили седьмой класс. Семейное образование позволило побыстрее попрощаться со школьной программой и начать заниматься полноценно тем, что ему нравится.
На следующий год он поступает в колледж. Главное достижение семейного образования для нас в том, что ребёнок очень рано понял, что ему в жизни интересно. У нас не было сложностей с выбором профессионального пути.
В течение продолжительного времени я консультировала семьи, которые планировали перевести детей на семейное образование или уже обучали дома. Истории были разные. Кто-то успешно совмещал свободную учёбу ребёнка со своей работой. Были случаи, когда совмещать не удавалось или не было необходимости. Лично я всегда работала и работаю. Ни один год или месяц семейного образования не потребовал, чтобы я была менее вовлечена в свои дела и проекты.
Как перевести ребёнка на семейное обучение
👶 Больше полезного о воспитании и образовании