Семнадцать мгновений весны о чем
Семнадцать мгновений весны (1973)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
содержание серий
1-я серия
Представители германского командования смотрят кадры кинохроники последней войны. Тем временем Штирлиц, выпроводив из своего загородного дома прислугу, закрывает все двери и опускает шторы, чтобы в обстановке строгой секретности принять шифровку из Центра.
2-я серия
Штирлиц размышляет: Геббельс, Гиммлер, Геринг или Борман? Кто из высших партийных бонз третьего рейха замышляет переговоры с американцами? «Служебные обязанности» сталкивают Штирлица с заключенным пастором Шлагом.
5-я серия
Резидент стратегических структур США в Европе Аллен Даллес готов к переговорам с представителем германского руководства генералом Вольфом. Для реализации своего рискованного плана Штирлиц отправляет Борману письмо, в котором сообщает о сепаратных переговорах и просит о встрече. Борман понимает, какой мощный аргумент в борьбе против Гиммлера он заполучил, но от решения пока воздерживается. Тем временем Штирлиц приходит к Плейшнеру и, признавшись, что он советский разведчик, просит профессора о помощи.
6-я серия
Штирлиц узнает от Рольфа об обнаруженном передатчике и о том, что Кэт жива. Заручившись поддержкой Шелленберга, он забирает ее из госпиталя. По его настоянию Кэт соглашается сотрудничать с немецкой разведкой. Во время бомбежки в здании управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече.
7-я серия
Кэт с ребенком помещена в особняк, где за ней следит Барбара Крайн. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Профессор выполняет поручение, но попадает под наблюдение гестаповцев. Тем временем Мюллеру удается установить, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Шеф гестапо решает проверить всех сотрудников управления.
8-я серия
Холтофф говорит Штирлицу, что у Мюллера есть на него компромат, и предлагает бежать за границу. Штирлиц оглушает его и привозит в гестапо. Штирлиц отвозит пастора Шлага на швейцарскую границу. Тем временем Мюллер устанавливает, что на чемодане радистки именно отпечатки пальцев Штирлица. Мюллер приказывает арестовать его. 9-я
9-я серия
В Берне пастор Шлаг встречается с деятелями церкви и политиками, чтобы выполнить задание Штирлица. Склоняя Кэт к сотрудничеству, Рольф выносит ее новорожденного сына на мороз. И Хельмут убивает его. Они вместе с Кэт бегут. Поняв, что попал в ловушку гестапо, профессор Плейшнер решается на отчаянный шаг.
10-я серия
Мюллер приказывает отправить полицейские наряды по линии автобуса, на котором скрылись Хельмут и Кэт с ребенком. Приехав в детский приют, эти двое забирают дочь Хельмута.
12-я серия
Из Берна Штирлиц отправляет в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом. Рейхслейтер Борман приказывает срочно вызвать в Берлин генерала Вольфа. Каждый раз зрители надеются, что Штирлиц напишет записку жене, пусть «по-французски и левой рукой», что он примет решение вернуться в Москву, что больше ему не придется рисковать. Но каждый раз машина везет Штирлица по направлению к Берлину.
Семнадцать мгновений весны
СССР | 1973 г. | 69 мин. | драма, приключения, военный, история
Рейтинг:
Кинопоиск 8,66 IMDb 9,1
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны»:
Актеры фильма «Семнадцать мгновений весны»:
Содержание фильма «Семнадцать мгновений весны»:
Советский разведчик должен помешать провести сепаратные переговоры о капитуляции между Германией и Западом, которые стороны хотят провести без участия СССР…
12-и серийный фильм «Семнадцать мгновений весны» рассказывает о советском разведчике, полковнике советской армии Максиме Максимовиче Исаеве (актер Вячеслав Тихонов).
События картины происходят в короткий, но очень важный для судьбы послевоенного мира период – с 12 февраля по 24 марта 1945 года.
В немецкой ставке Исаев известен под именем штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица.
Штирлиц служит в Главном управлении имперской безопасности Германии.
Немцы терпят сокрушительные поражения на всех фронтах и уже ясно, что война проиграна, и счет окончания войны идет на месяцы.
Ставке советского командования стало известно, что кто-то из немецкого командования пытается вести, в обход СССР, переговоры с американцами и англичанами о капитуляции.
Ставка поручает Штирлицу узнать, кто стоит за этими закулисными переговорами и по возможности сорвать их проведение, ведь немецкая капитуляция должна пройти на условиях СССР.
Штирлиц узнает от своего босса, бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга (актер Олег Табаков) о том, что подготовка к этим переговорам идет полным ходом.
Но связь с центром потеряна – во время бомбежки погибает основной радист, а запасная радистка Кэт (актриса Екатерина Градова), беременная оказывается в больнице и во время родов начинает звать маму по-русски и попадает в разработку гестапо.
Чтобы отправить донесение в центр Штирлиц идет на рискованный шаг и вербует двух анти нацистов профессора Плейшнера (актер Евгений Евстигнеев) и пастора Шлага (актер Ростислав Плятт).
Их задача разными путями перейти границу и доставить по адресу донесение Штирлица.
Однако новоиспеченные разведчики проваливаются и погибают.
Тогда Штирлиц, чтобы сорвать сепаратные переговоры, решает «столкнуть лбами» боссов Германии и сообщает им о закулисном заговоре против фюрера.
Удастся ли Штирлицу выолнить задание, сорвать переговоры и в дополнение спасти радистку Кет, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм Семнадцать мгновений весны.
Фото фильма «Семнадцать мгновений весны»:
О чем фильм «Семнадцать мгновений весны»
В августе 1973 года весь народ огромного Советского Союза в течение двенадцати дней не отрывался от экранов своих черно-белых телевизоров. Показывали телефильм, впоследствии получивший статус культового. Это был шедевр режиссера Татьяны Лиозновой под названием «Семнадцать мгновений весны». Основой для сюжета киноэпопеи стал одноименный роман Юлиана Семенова. В телекартине было идеально все: от гениального сюжета до восхитительно тонкой игры великих артистов.
Повествование о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти Третьего рейха, должна была появиться на экранах к празднованию Дня Победы. Но по политическим соображениям премьеру отложили до августа.
Кинодрама о последних месяцах второй мировой войны никого не оставила равнодушным. Во время ее демонстрации снижалась преступность, сокращалось потребление воды и электроэнергии. Все, начиная от законопослушных граждан и до правонарушителей, прилипали к экранам своих телеприемников. Фильм настолько захватил зрителей, что они не давали покоя телевизионщикам письмами и звонками. Повторный показ состоялся уже буквально через 3 месяца. Это случилось впервые в истории мирового телевидения.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА
Почему картина носит такое название? О каких семнадцати мгновениях идет речь, ведь в фильме только 12 серий?
События фильма охватывают ровно 17 дней деятельности советского разведчика-нелегала Отто фон Штирлица в фашистской Германии перед самой ее капитуляцией. Это период с 12 февраля по 24 марта. Об этом сообщает голос Е. Копеляна в самом начале сериала. А в финале картины зритель слышит песню под названием «17 мгновений апреля» в исполнении популярной в 40-х годах 20 века немецко-австрийской певицы Марики Рёкк.
СЮЖЕТ ФИЛЬМА
В канун Победы полковник Исаев, советский разведчик (он же штандартенфюрер Штирлиц), должен выполнить задание Центра в логове врага. Ему необходимо разрушить планы германского командования по ведению сепаратных переговоров с западными спецслужбами. У Штирлица были помощники — радисты Эрвин и Кэтрин Кин.
Деятельность Штирлица вызывает подозрения у германского командования. В отношении его проводится негласная проверка.
Берлин бомбят. В результате бомбежки разрушается дом, в котором жили супруги Кин. Эрвин погибает, а Кэтрин попадает в клинику. В результате перенесенных страданий у нее начинаются роды, во время которых она бессознательно начинает кричать по-русски. Кэтрин попадает в руки СС.
Штирлиц остается без связи. Он выясняет, что тайные переговоры немецкого командования с западными спецслужбами действительно ведутся. Для передачи сведений в Ставку Верховного Главнокомандующего о ходе переговоров Штирлиц использует двух немецких антифашистов – пастора Шлага и профессора Плейшнера. Пастор успешно переправляется в Швейцарию. Профессор же попадает в гестаповскую ловушку и совершает самоубийство.
Для достижения цели срыва переговоров Штирлиц использует ловкий психологический прием. Он пытается поссорить представителей высшей германской власти.
Начальник гестапо Мюллер подозревает, что Штирлиц – это советский резидент, он находит улики против разведчика. Но Мюллер настолько хитер, что решает не трогать Штирлица. Он понимает, что немецкую армию явно ждет поражение, и ему нужно думать о послевоенном будущем. Ведь в дальнейшем Штирлиц как раз может пригодиться.
Теперь Штирлиц должен спасти радистку Кэт с ее новорожденным малышом. Он лично допрашивает ее и организует побег. Затем ее переправляют в Швейцарию, а затем в Париж.
Переговоры высшего немецкого командования с Западом удается сорвать. С помощью пастора Шлага Штирлиц восстанавливает связь со Ставкой. В Кремле принимают решение присвоить полковнику Исаеву М. М. звание Героя Советского Союза.
Штирлиц прекрасно понимает, что возвратившись в Берлин, он может обречь себя на верную гибель. Но, несмотря на это, 24 марта 1945 года он направляется обратно для продолжения работы в центральном аппарате СД.
СМЫСЛ ФИЛЬМА
Роман Ю. Семенова и фильм Т. Лиозновой очень ярко показали последние дни существования Третьего Рейха. Вся элита государства, созданного Гитлером, думает только об одном – как спасти собственные шкуры.
Они готовы пойти на все: предать и продать своего фюрера, уничтожить его, объединиться с западными странами, чтобы продолжить войну с Россией. В этом серпентарии, именуемом Третий Рейх, все борются за выживание. Любые способы при этом хороши. Каждый плетет интриги, ненавидит других, создает коалиции по принципу «все против всех». Так, собственно, происходит любая предсмертная агония.
Смысл фильма в том, что он показывает агонию Рейха как нечто отвратительное и мерзостное. То, что когда-то преподносилось миру как нечто величественное, оказалось мыльным пузырем.
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛЬМА
Огромное значение имела картина «17 мгновений весны» в плане патриотического воспитания. Рассказав о самоотверженной борьбе советских разведчиков, авторы телеэпопеи показали, что Победа ковалась не только на фронтах, но и во вражеском тылу. Телефильм «17 мгновений весны» высоко оценило советское руководство. Ровно через 3 года после выхода картины ее удостоили Госпремии РСФСР, а в 1978 году премии Комитета Государственной Безопасности СССР.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Алисы Фрейндлих?
ТЕСТ: Угадайте, из какого отечественного фильма принцесса!
ТЕСТ: Проверьте, насколько хорошо вы помните фильм «Три плюс два»?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните творчество Татьяны Пельтцер?
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Семнадцать мгновений весны»
Режиссёр Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан в «Ленфильм», но Лиознова не отступила и добилась передачи сценария ей.
www.goodhouse.ru
Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.
Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.
В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.
Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили. У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от Вячеслава Тихонова. Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а пообщавшись она поняла, что лучшего Штирлица не будет.
Роль Мюллера сначала предложили Всеволоду Санаеву, но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили Леонида Броневого, хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. Леонид Куравлёв пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или Ирину Алфёрову, а так как Алфёрова не приехала на пробы — выбор стал очевиден. Олег Табаков был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».
Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За Евгения Евстигнева шифровки в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.
Съёмки шли три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».
Съёмки убийства Клауса, которого играл Лев Дуров, пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет…
Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств. Жену Штирлица рвалась сыграть Светлана Светличная. Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли Элеонору Шашкову.
На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.
Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.
«Семнадцать мгновений весны»
Картина Татьяны Лиозновой открыла новую страницу в фильмографии, положила конец одним легендам… и создала новые.
Когда речь заходит о телесериале «Семнадцать мгновений весны», в эпитетах сложно удержаться: великолепный, культовый, эпохальный. Картина Татьяны Лиозновой, посвященная нашим противникам во Второй мировой войне, открыла новую страницу в фильмографии, положила конец одним легендам… и создала новые. Историк Константин Залесский рассказывает о том, что в телесериале соответствует исторической правде, а что — не более чем миф, созданный авторами фильма.
Первый вопрос, который неизбежно возникает у каждого, кто видел телефильм «Семнадцать мгновений весны»: а был ли у Штирлица прототип? На самом деле прототип Штирлица — советский разведчик. Просто советский разведчик N, который воплотил в себе черты огромного количества выдающихся деятелей нашей разведки: Николая Кузнецова, Вилли Лемана, Арвида Харнака, Харро Шульце-Бойзена, Рудольфа фон Шелиа. То есть Максим Максимович Исаев — это собирательный образ, талантливо созданный Юлианом Семеновым.
Один из наиболее распространенных мифов, связанных с «Семнадцатью мгновениями весны», состоит в том, что в фильме лишь незначительное количество фактических ошибок. На самом деле это не так. Например, того мира — мира Третьего рейха, — который показан в телесериале, никогда не существовало. Самое интересное здесь в том, что, создавая свою картину «коричневой империи», и Семенов, и Лиознова непроизвольно, неосознанно перенесли на нацистскую Германию черты совсем другого тоталитарного режима — а именно советского. Нужны примеры? Пожалуйста.
Самая прекрасная деталь — сцена, когда Штирлиц приходит к Шелленбергу, а тот выходит на плац, где лежат три трупа в черной форме, и говорит: «Полная смена караула. О, у Дитриха были веснушки. Это мои адъютанты». То есть Шелленберг расстрелял своих адъютантов. Это абсолютно из реалий НКВД, где при приходе нового руководителя шла смена состава, шли расстрелы чекистов. В Германии этого просто не могло быть, тем более что Шелленберг по роду службы не имел права отдавать приказ о расстреле своих сотрудников. Он мог попросить гестапо заняться своими подчиненными, но он никогда бы этого не сделал из-за внутрикорпоративных противоречий с государственной полицией.
Да и вообще все эти метания Штирлица между Шелленбергом и Мюллером были абсолютно невозможны, так как это были два совершенно разных департамента, которые между собой конкурировали и друг друга, в общем, не любили. И права вмешиваться в дела друг друга они не имели. То есть ситуация, когда Мюллер ведет Штирлица в камеру и запирает его там часа на два-три, больше подходит для Советского Союза тех времен, когда, предположим, какой-нибудь руководитель части по особо важным делам берет сотрудника внешней разведки и ведет его в камеру НКВД, чтобы тот вспомнил. А вот Мюллер просто не имел права задержать сотрудника другого департамента. То есть теоретически он мог это сделать, но для этого должен был иметь непотопляемые факты.
Еще эпизод, когда Штирлиц приезжает в тюрьму за пастором Шлагом. Опять-таки, это Советский Союз, советская система, когда приезжает сотрудник НКВД с Лубянки в какую-нибудь местную тюрьму и говорит: «Выдайте мне». Ему отдают под козырек: «Забирайте, товарищ старший майор». В Третьем рейхе такая ситуация была невозможна, потому что, во-первых, Шелленберг, по устному указанию которого Штирлиц забирает заключенного из тюрьмы, вообще не имел права распоряжаться, отдавать какие-то приказы в отношении заключенных, так как работал в СД, а СД — партийная организация, политическая разведка, которая занимается (что и так понятно из названия) политикой.
То есть, условно говоря, для того, чтобы пастора Шлага забрать из тюрьмы, Шелленберг должен был обратиться или в министерство юстиции, или к Мюллеру, или к Панцингеру, начальнику криминальной полиции.
Вот, пожалуйста, еще одна чисто советская практика: Штирлиц приезжает на пограничный пост, там стоят войска, и он ведет разговор с лейтенантом. Опять-таки, это наша система, когда пограничные войска подчиняются непосредственно НКВД. В Германии такого не было. В Германии вообще не было пограничных войск как таковых, там были таможня, пограничная полиция, которая занималась проверкой паспортного режима, причем ее сотрудники носили форму, естественно, полицейскую, и в 1945 году подчинялись непосредственно гестапо, то есть Мюллеру, и, в общем, мнение внешней разведки для них мало что значило. То есть складывается ситуация, что там стояли отнюдь не армейские чины, а совершенно другие службы. И снова перенос наших реалий на ту почву, перенос нашей Лубянки, где большое количество кабинетов… И вот Штирлиц идет по коридору, видит рацию и следует за ней. Ну, вот вам, так сказать, сотрудничество между отделами, которое, кстати, в НКВД было значительно теснее, чем в РСХА.
Даже сложно представить, чтобы по кабинетам Главного управления имперской безопасности так ходили, тем более что такого здания не существовало к моменту, когда описываемые события происходят. Его просто разбомбили в начале 1945 года, и все сотрудники разъехались по своим конспиративным квартирам, по другим точкам в Берлине. То есть сотрудники РСХА не сидели в одном здании, и просто физически не мог Штирлиц идти по коридору Принц-Альбрехт-штрассе, 8. Теоретически он и до того, как здание разбомбили, не мог там ходить и постоянно смотреть, куда несут рацию, потому что шелленберговское управление сидело на Курфюрстенштрассе.
Если с прототипом Штирлица и некоторыми киноляпами (да простят нас создатели фильма) все понятно, то сам сюжет «Семнадцати мгновений» крутится вокруг реальных событий. Это переговоры между Карлом Вольфом и Алленом Даллесом и его сотрудниками в Швейцарии, так называемая операция «Санрайз/Кроссворд». В принципе, все так и было, если не считать небольших отклонений чисто идеологического характера: в фильме американцы показаны куда более отталкивающими, чем даже немцы.
В «Семнадцати мгновениях весны» встречается значительное количество исторических персонажей. Правда, большинство из них совсем не похожи на реальных личностей, имена которых они носят. Например, если посмотреть на настоящего Шелленберга и Шелленберга в исполнении Табакова, то можно сказать, что между ними нет ничего общего. Табаков куда более обаятельный, а как ему идет форма! На всех фотографиях, на которых изображен Шелленберг, форма на нем висит мешком, ему больше штатское к лицу…
Кстати, если говорить о Шелленберге, то есть история о том, как он закончил свою жизнь. В Нюрнберге он получил очень маленький срок и, когда был освобожден, оказался в Швейцарии. Ему совершенно не на что было жить, он сильно болел, и ему очень помогала изгнанная в то время из Франции за коллаборационизм с немцами Коко Шанель. Говорят, что его даже похоронили в Швейцарии на ее деньги.
Но давайте вернемся к фильму. В массовом сознании прочно укоренилась мысль, что эсэсовец всегда ходил в черной форме. Однако это было не совсем так или, точнее, совсем не так. История черной формы началась в 1932 году, а закончилась в 1939, когда эсэсовцы массово перешли на серую и полевую униформы. В 1942 году остатки комплектов черной формы были переданы частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР.
Еще один пример художественного вымысла Юлиана Семенова и Татьяны Лиозновой — история с шофером Бормана. Априори гестапо не могло арестовать шофера личного секретаря Гитлера. Во-первых, государственной полиции было категорически запрещено вмешиваться в любую работу партийных служб, совершенно в любую. То есть все, что касалось Бормана, находилось под строжайшим запретом, все это было закрыто для гестапо. Во-вторых, шофер Бормана, если вспомнить, был одет в форму СС, то есть был эсэсовцем, а значит состоял в имперской службе безопасности — совершенно отдельной службе, которая не подчинялась ни гестапо, ни Главному управлению имперской безопасности, а занималось обеспечением безопасности высших иерархов Третьего рейха, то есть десяти человек, к коим принадлежал Борман. И, естественно, сотрудники этой службы, которые подчинялись группенфюреру Гансу Раттенхуберу, были категорически, скажем так, закрыты от любых возможностей ареста со стороны гестапо. То есть если бы у государственной полиции возникло какое-нибудь подозрение по поводу сотрудников имперской службы безопасности, они обязаны были бы сначала поставить в известность их шефа. И не факт, что Раттенхубер отдал бы разрешение на задержание своего «подопечного».
А вот еще одна потрясающая история-вымысел, касаемая вышеупомянутого пастора Шлага. По мнению зрителей — это самый большой ляп в «Семнадцати мгновениях», который, кстати, не сразу бросается в глаза. История следующая: пастор может быть только в протестантской церкви, однако когда идет наезд камеры на личное дело Шлага, то там написано: «Личное дело Шлага Фрица, католического священника». То есть фактически создатели фильма совместили в киногерое Ростислава Плятта две церкви. Причем далее в нескольких сценах пастор Шлаг ходит в брюках, в длиннополом сюртуке и белом воротничке под черную рубашку — костюме протестантского священника. Католические же священники должны ходить только в сутанах.
И еще момент, когда пастор Шлаг ведет переговоры с представителем Ватикана в Швейцарии, в Берне, и тот пишет, что он (пастор) будет мучеником и это очень будет способствовать росту влияния католической церкви. Почему мученичество протестантского пастора будет способствовать росту популярности католицизма? Непонятно.
Вторая такая же большая накладка — наличие Барбары, которая пытает нашу Кэт. Девушка Барбара, такой образ закоренелой нацистки, — антипод нашей Кэт. Она ничего не вызывает, кроме отвращения. И, что самое интересное, что в СС женщины не служили.
А вот комиссованный войсковик Гельмут вполне мог быть охранником на конспиративной квартире разведки. В ряде случаев люди, которые возвращались с фронта из подразделений СС, могли быть прикомандированы для исполнения именно таких, скажем так, курьерских, охранных заданий при Главном управлении имперской безопасности. Это вполне было возможно, такое практиковалось. То есть они занимались не оперативной работой, а были исключительно обслуживающим персоналом — принеси-подай. Кстати, за Гельмута, когда смотришь фильм, становится очень обидно — человек воевал на Восточном фронте, был ранен, а у него даже знака «За ранение» нет, ему даже звания не дали.
Разговор Штирлица в поезде с пехотным генералом, которого блестяще сыграл Гриценко, тоже мог состояться. В этом эпизоде вообще все хорошо, кроме одного: генерал — командир корпуса, а у него погоны генерал-майора.
Кстати, сам Штирлиц — штандартенфюрер, полковник, но при этом не занимает никакой должности. И, опять-таки, это больше характерно для нашей системы, когда у нас на работе в политической разведке или в ГРУ могли находиться полковники без должности, то есть люди, которые работали на резидентуру, а в Германии, в РСХА, это было просто невозможно. Тем более что по рангу войск СС в системе, предположим, того же управления Шелленберга, штандартенфюрер должен был, как минимум, возглавлять отдел, причем не какой-нибудь рядовой, а очень важный в структуре.
Сегодня по Интернету гуляет довольно обширный список киноляпов «Семнадцати мгновений». Большинство из них практически незаметно глазу при просмотре фильма. Вот, например, вспомните момент, когда несчастного профессора Плейшнера отправляют в Берн, он пишет письмо в Стокгольм, кодовое письмо, и тем самым восстанавливает связь… Так вот, письмо он посылает по адресу: улица Георга VIII. Ну, не станем, конечно, даже внимание обращать на то, что там, естественно, такой улицы нет. Самое интересное здесь то, что Георга VIII в Европе вообще не существовало, ни в одной монархической династии, в честь которой могли бы улицу назвать. И это при том, что Берлин и в книге, и в фильме показан очень досконально.
Кстати, телесериал Татьяны Лиозновой стал прародителем «гламурного фашизма»: идеальное тоталитарное государство, обаятельнейшие правители, завораживающая черная форма — все сыграло свою роль.
Ну, и напоследок еще один огрех «Семнадцати мгновений» (как ни странно, умышленный): очень упорно на протяжении всего фильма звучит: «Геббельс, образование среднее» — это при том, что он был доктором философии; «Борман, образование неоконченное среднее» — хотя Борман полностью окончил гимназию и потом еще получил диплом сельскохозяйственного инженера, и так далее. Есть еще фраза, что из всех руководителей Третьего рейха только Шахт и Шпеер имели высшее образование, поэтому все остальные как раз и загнобили ядерную программу. На самом деле уровень образования руководства Третьего рейха был на порядок выше, чем, скажем, уровень образования руководства СССР в те времена. Хотя, как известно, образование или наличие степени вовсе не гарантирует, что человек — не преступник.