Сенсорный терапевт кто это и что делает

Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка

Нарушение сенсорной обработки информации называется дисфункцией сенсорной интеграции. Многие родители даже не подозревают о наличии такой проблемы у своего ребенка. Отклонения в поведении они считают обычными капризами. На самом деле это реальный диагноз, который очень часто остается скрытым. Примером нарушения сенсорной интеграции является непереносимость громкого шума или резких запахов, отказ от ношения «колючих» вещей и пр. Справиться с проблемой можно, но подход должен быть правильным.

Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребенка

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех ее участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание». Этот простой пример помогает понять работу нервной системы.

Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причем работать он начинает еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.

Если ребенок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.

Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребенок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.

Комментирует Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции:

Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребенка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря ее развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.

Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не дает нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.

Неуверенность в себе.

Отсутствие навыков социального взаимодействия.

Нарушения в эмоциональной сфере и пр.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьезных проблем. Достаточно представить, как сложно ребенку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу. А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребенка в этом плане отличается. Он дает реакцию по типу «здесь и сейчас».

С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребенка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.

Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:

Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.

Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребенка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.

Нарушения тактильного восприятия: ребенку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определенных тканей или вещи определенных фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.

Нарушения в работе вестибулярной системы: ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, все время ищет себе опору.

Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребенку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Лучше остальных людей своих детей знают родители. Однако они могут не только преувеличивать, но и недооценивать масштаб проблемы.

Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – психолог, физиотерапевт, клинический психолог или другой специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.

Чтобы выставить диагноз, ребенка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.

Комплексная оценка предполагает реализацию трех этапов:

Проведение тестирования: СИПТ (тест сенсорно-интегративных и моторных способностей) и БОТ-2. Стандартный тест содержит 17 подтестов. Исследование позволяет оценить работу визуальной, тактильной и моторной сферы. По времени оно довольно продолжительное и занимает несколько часов. Только тестирования недостаточно, чтобы выставить окончательный диагноз. Его проводят для того, чтобы получить дополнительную информацию.

Наблюдение за пациентом. Специалист наблюдает за поведением ребенка в привычных для него условиях и в сенсорной двигательной комнате.

Опрос родителей. Для этого используют специализированные опросники.

После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль пациента. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.

Терапия нарушений сенсорной интеграции

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Доказано, что дети с аутизмом в 90% случаев страдают от нарушений в сенсорной сфере. Поэтому они своеобразно реагируют на внешние раздражители. В то же время не все пациенты с дисфункцией сенсорной интеграции являются аутистами. Иногда эти нарушения выражены настолько сильно, что специалисты выставляют неверный диагноз. Поэтому диагностика должна быть тщательной. Только после этого можно начинать лечение. Грамотно составленная терапевтическая схема позволит улучшить состояние ребенка, в том числе, при некоторых других диагнозах.

Коррекция сенсорной интеграции требуется детям со сколиозом, фобиями, паническими атаками, нарушением речевого развития, координации движений, трудностями в письме.

К прочим показаниям относятся:

Перенесенные операции, полученные травмы и переломы. Лечение проводят в восстановительный период.

Для каждого пациента подбираются упражнения, которые помогут ему лучше воспринимать информацию. Такие упражнения называются секвенции. Они проводятся в игровой форме. Знакомые каждому ребенку качалки и сухие бассейны помогают в выполнении упражнений. Например, малышу предлагают найти в бассейне какие-то предметы или переложить игрушку из одной коробки в другую, раскачиваясь при этом в гамаке.

Итогом проводимой терапии станет гармоничное развитие малыша. Он будет быстрее и легче справляться с имеющимися трудностями в восприятии окружающего мира.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Специалист должен побуждать ребенка выполнять определенные действия, но делать это нужно максимально естественно. Пациент должен получать удовольствие от занятий. Это является лучшей мотивацией к стремлению развиваться и совершенствовать свои новые навыки.

Важно научить ребенка адекватно реагировать на свои ощущения. Он должен учиться контролировать собственные эмоции и поведение. Терапия направлена на все сенсорные сферы.

Условия проведения занятий:

Безопасность. Важно, чтобы оборудование и само пространство не несло даже минимальной угрозы для ребенка. Он должен иметь возможность свободного перемещения. Часто во время проведения терапии требуется сложная физическая активность, выполнение упражнений и других видов деятельности. Поэтому в помещении обязательно должны быть маты, подушки, подкладки. Специалисту нельзя отвлекаться ни на секунду. Он нужно быть готов в любой момент подхватить ребенка, помочь принять ему правильное положение, исключить опасные движения и т. д.

Терапия через игру. В игре ребенок должен быть лидером и активным участником. Это помогает совершенствовать сенсорные системы, вырабатывает навыки самоконтроля. Пациент учиться взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя.

Длительность сеанса. Средняя продолжительность занятия составляет 30-60 минут. Проводят их 3 раза в неделю. На протяжении всего занятия ребенок должен быть вовлечен в деятельность. Только так он научится контролировать свои эмоции и поведение. Частые и регулярные занятия помогают быстрее справиться с имеющейся проблемой. Для контроля эффективности лечения проводятся промежуточные и итоговые тесты.

Терапия нарушений сенсорной интеграции может быть дополнена логопедическими занятиями и упражнениями на развитие слуха.

Источник

Сенсорный терапевт кто это и что делает

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
— Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

— Утяжеленные одеяла и подушки.

— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

— Развивающие коврики и столы.

— Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Источник

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Сенсорная интеграция

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть фото Сенсорный терапевт кто это и что делает. Смотреть картинку Сенсорный терапевт кто это и что делает. Картинка про Сенсорный терапевт кто это и что делает. Фото Сенсорный терапевт кто это и что делает

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *