Сертификат соответствия аудитора что это
Для чего нужен сертификат аудитора?
4,88 (Проголосовало: 40)
Действующее российское законодательство в области сертификации пока не содержит положений о проведении проверки квалификации аудиторов с выдачей удостоверения. Однако экономика России все более тесно интегрируется с международной, что влечет формирование новых требований в этой области. Одним из таких вызовов является расширяющийся рынок международных систем сертификации – например, ISO и других. В этой связи в отечественной экономике растет спрос на специалистов, которые проводят проверку предприятий на соответствие требованиям таких систем. На сегодняшний день это основной ответ на вопрос о том, для чего сертификат соответствия аудитора может потребоваться российскому специалисту.
Сертификат соответствия аудитора: для чего он нужен
Согласно экспертной статистике наибольшей востребованностью со стороны российского рынка товаров характеризуются следующие системы проверки качества:
Практически все эти системы представлены в двух вариантах. Оригинальный набор критериев, который используется в международной практике, формулируется Международной организацией по стандартизации (ISO). Для применения в российских реалиях эти стандарты модернизируются и уточняются в форме национальных систем ГОСТ Р. В зависимости от своей квалификации аудитор может проверять компанию на соответствие одной или нескольким системам.
Заказать расчет стоимости
Получение аудиторских документов
Подготовка независимых аудиторов в России проводится специализированными обучающими организациями. После прохождения курса обучения они сдают экзамен и получают квалификационное удостоверение, что дает им право проводить проверки на действующих предприятиях. Следует учитывать, что это удостоверение может различаться по объему предоставляемых полномочий. В зависимости от объема пройденного курса аудиторы получают возможность проведения двух видов проверок:
Сертификат соответствия аудитора что это
С 01.01.2022 Закон дополняется ст. 10.2 и 10.3 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 2 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;
3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.
(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Сертификация аудиторов
Если рассматривать тот же стандарт ISO 9001, то в нем нет обязательных требований относительно наличия специального сертификата у аудитора. Пункты 6.2.1 и 8.2.2 стандарта упоминают о компетентности, опыте, образовании, беспристрастности, и т.д. Но каких-либо четких требований о сертификации нет, как нет их законодательно и относительно самих систем ХАССП. На практике это обычно означает, что внутренний аудит ХАССП, который может проводить крупное предприятие, имеющее для этого своих специалистов, вовсе не требует получения такими специалистами специальных сертификатов.
Если же вопрос касается внешнего аудита, который может принести гораздо больше пользы, то в таких случаях компании обычно ищут именно сертифицированных аудиторов, справедливо полагая, что опыт специалистов в этом случае будет гораздо больше, как и возможности по нахождению потенциально узких мест в цепочке производства. Компания-аудитор в этом случае получить сертификат от другой компании, аккредитованной на выдачу таких документов в отношении систем менеджмента. В европейских странах для этого есть соответствующие государственные органы, в то же время работающие на международном уровне (например, DAkkS в Германии). Многие наши сертификационные и аудиторские компании свои сертификаты получали в таких организациях – и они могут использоваться по всему миру.
Нужна ли сертификация аудиторов ХАССП (HACCP) – это решать только предприятию, которое заказывает для себя данную услугу. Обычно чаще всего обращаются именно к сертифицированным компаниям, поскольку внешний аудит сам по себе проводится не так и часто, и нет никакого смысла экономить на этой процедуре, очень важной для поддержания актуальности состояния используемой системы менеджмента рисков.
Если для конкретной компании важна экономия во всем, она может вообще проводить аудит исключительно своими силами, и это будет намного дешевле. Просто такой подход никогда не даст свежего взгляда со стороны, подкрепленного специальными методиками и практиками. Если система ХАССП внедрялась исключительно силами своих собственных специалистов, то всегда есть большая вероятность того, что субъективно были сделаны некие упущения, и есть потенциальные риски заражения продукции. Полностью актуализировать систему, выявить все ее недочеты, и сделать это по лучшим мировым практикам может только сертифицированный аудит.
Единый квалификационный аттестат аудитора
Порядок получения и срок действия Единого квалификационного аттестата аудитора регулируется законодательством РФ.
Как получить Единый квалификационный аттестат аудитора
Согласно статье 11 Закона квалификационный аттестат аудитора выдается соответствующей саморегулируемой организацией (СРО) при условии, что претендент на его получение:
имеет стаж работы в сфере аудита или бухучета более трех лет. При этом из последних трех лет не менее двух лет должно приходиться на работу в организации, специализирующейся на аудиторской деятельности.
К квалификационному экзамену допускаются только те лица, которые имеют высшее образование по аккредитованной государством образовательной программе.
Таким образом, аудитор, сдавший успешно квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными статьей 11 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307 «Об аудиторской деятельности», получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области.
Отметим, что экзамен является платным и проводится единой комиссией, сформированной СРО аудиторов в установленном законом порядке.
Комиссия должна быть независимой и объективной.
В каких случаях может быть отказано в выдаче Единого квалификационного аттестата аудитора
Отказать в выдаче аттестата могут по следующим основаниям:
претендент не сдал экзамен и (или) не имеет необходимого опыта работы в сфере аудита;
образование претендента не соответствует установленным требованиям;
претендент обратился за выдачей аттестата спустя более года после сдачи экзамена.
Необходимые документы для сдачи квалификационного экзамена
Для получения аттестата необходимо сдать квалификационный экзамен и предоставить следующие документы:
заявление на допуск к квалификационному экзамену по установленной форме,
копию диплома, заверенную нотариально,
копию трудовой книжки, заверенную нотариально,
документ об оплате взноса за проведение аттестации,
При успешной сдаче экзамена выдается аттестат аудитора установленного образца.
Если в течение двух лет с момента его получения аудитор не приступил к аудиторской деятельности, то аттестат потеряет свою силу, а значит, придется заново сдавать квалификационный экзамен.
Срок действия Единого квалификационного аттестата аудитора и повышение квалификации
Срок действия аттестата не ограничен, однако аудитор обязан ежегодно проходить обучение, предусмотренное утвержденными СРО программами повышения квалификации.
К обучению предъявляются следующие требования:
Программа обучения должна быть утверждена саморегулируемой организацией, членом которой является аудитор.
Срок обучения составляет не меньше 20 часов в год.
За три подряд идущих года срок обучения в сумме должен быть не менее 120 часов.
СРО аудиторов может устанавливать свои минимальные сроки обучения, но они не должны быть меньше тех, что установлены ФЗ № 307.
Ограничения для аудиторов без Единого квалификационного аттестата аудитора
С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют право подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
При этом аудитор, являющийся членом одной из СРО аудиторов и имеющий аттестат, выданный до 1 января 2011 г., вправе с 1 января 2012 г:
в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в обязательном аудите (проводить обязательный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в инициативном аудите (проводить инициативный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
в качестве работника аудиторской организации участвовать в аудиторской группе, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
в качестве аудитора участвовать в оказании сопутствующих аудиту услуг (оказывать сопутствующие аудиту услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
участвовать в оказании прочих связанных с аудитом услуг (оказывать прочие связанные с аудитом услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности».
Когда Единый квалификационный аттестат аудитора могут аннулировать
Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать.
Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):
Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.
Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.
Выдача аудитором заключения, которое заведомо является ложным.
Нарушение аудиторской тайны.
Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.
Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.
Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.
Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.
Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.
Заключение
Квалификационный аттестат аудитора выдается на неопределенный срок, но при этом каждый год необходимо проходить обучение по программе повышения квалификации.
Аттестат может быть аннулирован при нарушении правил, установленных на законодательном уровне.
Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.
Сертификат соответствия аудитора что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2080 «О порядке подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требованиях к экспертам-аудиторам»
В соответствии с пунктом 2 3 статьи 26 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
2. Работники органов по сертификации, принимающие участие в работах по подтверждению соответствия, сведения о которых содержатся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации до вступления в силу настоящего постановления и которые на дату вступления в силу настоящего постановления не подтвердили компетентность эксперта-аудитора согласно Правилам, считаются экспертами-аудиторами, и сведения о них полежат включению в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 «О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов».
3. Установить, что работники органов по сертификации, указанные в пункте 2 настоящего постановления, должны подтвердить свою компетентность в порядке, определенном Правилами, в сроки, определяемые в соответствии с методикой определения сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации, но не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр экспертов-аудиторов.
4. Установить, что до 1 марта 2023 г.:
заявления и прилагаемые к ним документы и сведения, предусмотренные пунктами 3, 5, 6, 18, 27 и 32 Правил, направляются претендентом или руководителем органа по сертификации (уполномоченным лицом) в национальный орган по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной приемной национального органа по аккредитации;
уведомления, предусмотренные пунктами 9, 12, 13, 16, 22, 24, 31, 34 и 38 Правил, направляются претенденту или в орган по сертификации национальным органом по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в соответствующем заявлении либо в реестре аккредитованных лиц.
5. Федеральной службе по аккредитации до 1 марта 2022 г. утвердить методику, указанную в пункте 3 настоящего постановления.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением пункта 5 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
Правила
подтверждения компетентности эксперта-аудитора
4. В заявлении указывается следующая информация:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) претендента;
б) адрес места жительства претендента;
в) данные документа, удостоверяющего личность претендента;
г) номер (номера) телефона и адрес (адреса) электронной почты претендента;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета претендента;
е) индивидуальный номер налогоплательщика;
з) наименование органа по сертификации, работником которого является претендент, номер записи в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации;
и) дата составления заявления.
5. К заявлению прилагаются следующие документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов:
а) подтверждающие наличие у претендента высшего образования либо дополнительного профессионального образования по специальности и (или) направлению подготовки или ученой степени по научной специальности, соответствующей заявляемой области деятельности;
б) подтверждающие получение претендентом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления;
в) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности претендента, полученные в соответствии со статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающие наличие опыта работы в заявленной области деятельности;
г) согласие претендента на обработку его персональных данных;
д) сведения о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подтверждающих наличие у претендента указанного допуска (при наличии);
е) согласие претендента на прохождение аттестации в качестве эксперта-аудитора в заявленной области деятельности.
6. Документы, оформленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
7. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
8. Документы и сведения, указанные в пункте 5 настоящих Правил, ранее представленные в установленном порядке органом по сертификации в информационную систему в качестве сведений о работниках аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, к заявлению не прилагаются, за исключением случаев, когда в такие документы и сведения были внесены изменения после их представления в информационную систему.
9. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящих Правил (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил), национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и прилагаемых к нему документов возвращает их без рассмотрения в орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы и уведомляет о причине отказа в рассмотрении.
10. В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении одной и той же области деятельности, вновь поступившее заявление возвращается без рассмотрения в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.
В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении другой области деятельности, аттестация претендента по заявленным областям деятельности осуществляется в рамках проведения разных квалификационных экзаменов по каждому заявлению.
11. Национальный орган по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов и сведений осуществляет их проверку в целях подтверждения соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
В ходе проверки используются в том числе содержащиеся в информационной системе и имеющиеся у национального органа по аккредитации сведения об органах по сертификации, о результатах их деятельности, работниках органов по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия в соответствии с областью аккредитации, результатах контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов по сертификации и подтверждения компетентности органов по сертификации, работником которых является или являлся претендент.
12. В случае выявления несоответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, и (или) недостоверности информации, представленной в заявлении, а также документов и сведений, прилагаемых к заявлению, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации претендента, о чем в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы с указанием причины отказа в аттестации.
13. В случае соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, национальный орган по аккредитации принимает решение о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена и направляет заявление с прилагаемыми документами и сведениями в аттестационную комиссию и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы.
Аттестационная комиссия состоит из постоянных и приглашенных членов. Состав аттестационной комиссии утверждается в соответствии с Положением.
Состав приглашенных членов аттестационной комиссии утверждается национальным органом по аккредитации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения квалификационного экзамена.
За проведение аттестации, в том числе периодической или внеочередной, плата не взимается.
15. Аттестационная комиссия в течение 3 рабочих дней после принятия решения, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, принимает в соответствии с Положением решение о проведении квалификационного экзамена и назначает место, дату и время его проведения.
16. Национальный орган по аккредитации уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы о решении аттестационной комиссии о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена, а также о месте, дате и времени его проведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
17. Квалификационный экзамен проводится не позднее 90 календарных дней со дня принятия аттестационной комиссией решения о проведении квалификационного экзамена.
18. Претендент или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является претендент, в течение 10 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 16 настоящих Правил, вправе направить в электронном виде в национальный орган по аккредитации заявление в свободной форме с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках одного заявления.
19. При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия руководствуется порядком проведения квалификационного экзамена, перечнем вопросов экзаменационных билетов для квалификационного экзамена и методическими рекомендациями по проверке практических навыков физического лица, претендующего на аттестацию в качестве эксперта-аудитора, утвержденными национальным органом по аккредитации.
Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования, ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, собеседования, а также проверки практических навыков претендента с целью проверки соответствия претендента специальным требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
20. Решение аттестационной комиссии принимается по результатам проведения квалификационного экзамена большинством голосов ее членов.
21. Результат проведения квалификационного экзамена оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением аттестационной комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.
23. Эксперт-аудитор осуществляет свою деятельность (участвует в работах по обязательной сертификации) с даты внесения сведений и документов в единый реестр в период действия аттестации и в области деятельности, подтвержденной по результатам аттестации и включенной в единый реестр.
24. В случае признания претендента аттестационной комиссией не сдавшим квалификационный экзамен, в том числе в случае неявки претендента на квалификационный экзамен без уважительных причин, национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аттестационной комиссии в соответствии с Положением принимает решение об отказе в аттестации эксперта-аудитора и уведомляет об этом претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы. В отношении указанного претендента повторное заявление в той же самой области деятельности эксперта-аудитора может быть подано в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня принятия национальным органом по аккредитации решения об отказе в аттестации эксперта-аудитора.
При этом к заявлению помимо документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом-аудитором повышения квалификации в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления.
27. Область деятельности эксперта-аудитора сокращается на основании заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора, содержащего информацию, указанную в пункте 4 настоящих Правил, и направляемого в национальный орган по аккредитации экспертом-аудитором или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы.
В случае подачи заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на сокращение области деятельности.
28. В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
29. Национальный орган по аккредитации обеспечивает внесение в единый реестр сведений о сокращении области деятельности эксперта-аудитора в течение 10 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации заявления, указанного в пункте 27 настоящих Правил.
30. В случае выявления по результатам федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц фактов нарушения экспертом-аудитором правил и процедур обязательной сертификации национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты выявления таких фактов в соответствии с Положением принимает решение о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора и вносит соответствующие сведения в единый реестр в установленном порядке.
31. Национальный орган по аккредитации уведомляет эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
33. В случае если заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора или заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если указанные заявления подаются руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такие заявления подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
35. Основанием для прекращения действия аттестации эксперта-аудитора является:
а) неподтверждение компетентности эксперта-аудитора в порядке, установленном настоящими Правилами;
б) отказ или уклонение эксперта-аудитора от прохождения периодической или внеочередной аттестации;
в) невыполнение экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, требований, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил;
г) невыполнение экспертом-аудитором требований, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил;
д) наличие у национального органа по аккредитации сведений о невыполнении экспертом-аудитором в течение одного года работ по обязательной сертификации, а также отсутствие в национальном органе по аккредитации в течение одного года сведений о документах, подписанных экспертом-аудитором;
е) изменение требований к экспертам-аудиторам, если соответствие этим требованиям не подтверждено экспертом-аудитором в установленный срок;
ж) принятие решений органа государственного контроля (надзора) и (или) национального органа по аккредитации о признании в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными», недействительными 2 и более сертификатов соответствия, подписанных экспертом-аудитором в течение 2 лет, предшествующих проведению аттестации и подтверждению компетентности эксперта-аудитора;
з) поступление в национальный орган по аккредитации от эксперта-аудитора или органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора, которое составляется в свободной форме и направляется в электронном виде с использованием информационной системы.
В случае представления органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении аттестации эксперта-аудитора к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на прекращение аттестации;
и) выявление факта представления заведомо ложных документов и сведений, представленных экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в национальный орган по аккредитации;
36. Сведения, указанные в подпункте «к» пункта 35 настоящих Правил, передаются в национальный орган по аккредитации органом по сертификации, работником которого являлся эксперт-аудитор.
Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении аттестации эксперта-аудитора в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных в подпункте «к» пункта 35 настоящих Правил сведений и обеспечивает внесение соответствующей информации в единый реестр в установленном порядке.
38. Национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении аттестации эксперта-аудитора уведомляет эксперта-аудитора (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «к» пункта 35 настоящих Правил) и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении с использованием информационной системы.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
Требования к экспертам-аудиторам
I. Общие требования
1. Эксперт-аудитор должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь высшее образование либо дополнительное профессиональное образование по специальности и (или) направлению подготовки или ученую степень по научной специальности, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора при проведении работ по обязательной сертификации;
б) иметь опыт работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации не менее 3 лет;
в) повышать квалификацию в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции по профилю деятельности эксперта-аудитора, не реже одного раза в 3 года;
г) иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае если выполнение работ по обязательной сертификации связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
II. Специальные требования
2. Эксперт-аудитор должен обладать общими знаниями:
законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в области технического регулирования и аккредитации;
терминов и определений в области оценки соответствия;
правил деловой этики.
3. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными знаниями в области проведения работ по обязательной сертификации по заявленной области деятельности эксперта-аудитора:
положений нормативных правовых актов Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к проведению работ по подтверждению соответствия;
требований технических регламентов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, включенных в область деятельности эксперта-аудитора.
4. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными навыками:
отбор образцов для исследований (испытаний) и измерений;
анализ и оценка результатов исследований (испытаний) и измерений;
анализ состояния производства;
оформление документов по результатам сертификации;
проведение работ по контролю за сертифицированной продукцией.
Обзор документа
Для проведения работ по обязательной сертификации орган по сертификации привлекает экспертов-аудиторов. Правительство установило требования к экспертам-аудиторам и порядок подтверждения их компетентности.
Прописаны требования к знаниям и навыкам, образованию, опыту работы.
Подтверждение компетентности эксперта-аудитора проводится национальном органом по аккредитации в форме аттестации, которая включает квалификационный экзамен.
Работники органов по сертификации, сведения о которых содержатся во ФГИС в области аккредитации, считаются экспертами-аудиторами и включаются в единый реестр экспертов-аудиторов. Они должны подтвердить свою компетентность не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением отдельных положений.