Сетевое взаимодействие в образовании это что такое
Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие сетевого взаимодействия
Стратегической целью государственной политики в сфере образования, является повышение доступности образования и его соответствие международным стандартам. Современное образование должно отвечать требованиям со стороны экономики, общества и каждого гражданина. Это необходимо в первую очередь для развития государства в рамках долгосрочного проекта по социально-экономическому развитию РФ. В связи с чем, на первое место выходит создание единого образовательного пространства, объединения образовательных учреждений между собой посредством сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве – это специально сформированные образовательные сети образовательных учреждений, направленные на повышение доступности и качества образования.
Современные сети могут быть представлены как совокупность нескольких взаимодействующих между собой учебных заведений, которые реализуют разнообразные учебные программы, сетевые проекты, продукты и т.д., а также осуществляют:
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательного пространства осуществляется в рамках реализации стратегии социально-экономического развития государства и направлено на повышение качества образования и его доступность для всех слоев населения.
Принципы и условия сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы сетевого взаимодействия в образовательном пространстве:
Для эффективности сетевого взаимодействия в образовательном пространстве необходимо соблюдение следующих условий:
Большое значение для организации и реализации сетевого взаимодействия имеет наличие необходимого сетевого оборудования, его соответствие современным требованиям. Формы реализации сетевого взаимодействия во многом зависят от уровня компетентности педагогов и от обеспечения доступа к имеющимся ресурсам.
Критерии эффективности сетевого взаимодействия в образовательном пространстве:
Таким образом, в основу эффективности сетевого взаимодействия в образовательного пространства, входит наличие необходимого и современного сетевого оборудования, выход в интернет, предоставление доступа к ресурсам сети, а также профессиональные компетенции педагогов.
Проблемы сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
На сегодняшний день, несмотря на необходимость создания сетевого взаимодействия, многие учебные заведения не готовые к вхождению в сетевую систему. Это связано с рядом существующих проблем:
Таким образом, переход к современной и соответствующей потребностям отечественного и международного рынка системе образования, заключается в необходимости создания сетевого взаимодействия в образовательном пространстве. На сегодняшний день не все учебные заведения имеют возможности войти в это пространство, в связи с чем, можно сказать, что в нашей стране данное направление находится на стадии своего развития и совершенствования. На государственном уровне разрабатывают проекты и программы по включению всех учебных заведений в сетевое пространство.
Сетевое взаимодействие: новый уровень образования
Что может дать сетевое взаимодействие образовательным организациям? Пожалуй, никто не сможет ответить на этот вопрос лучше руководителя школы, в которой уже накоплен большой опыт в этой области, где педагоги отработали схему поиска партнеров и научились объединять ресурсы своей не самой большой школы с ресурсами соседей таким образом, что результатам могут позавидовать столичные центры образования. Алексей Голубицкий, директор СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково Калининградской области делится своим опытом такого сотрудничества.
Соперничество плюс… сотрудничество
Сегодня в образовании чрезмерное внимание уделяется стимуляции конкуренции. Это выражается, например, в абсолютизации значения рейтингов. Получила распространение установка: чем выше позиция школы, тем лучше качество образования в ней — примитивная, безапелляционная зависимость. Такой подход с неизбежностью порождает жесткую конкуренцию между школами. И эта тенденция не всегда идет на пользу системе образования в целом.
Соперничество, наверное, не стоит абсолютизировать в нерыночной среде, к которой относится образование, ведь муниципальная школа — это не супермаркет. До некоторой степени конкуренция оживила процесс реорганизации общего образования. Но к сегодняшнему дню стимуляция конкуренции между образовательными организациями исчерпала свой мобилизационный ресурс и начинает тормозить развитие системы. Зачем взаимодействовать с соседями, повышая их позицию в рейтинге? Часто лично наблюдал, как школы-конкуренты не позволяли своим учителям участвовать в образовательных событиях друг друга, отказывались обмениваться нормативными документами, блокировали возможные совместные мероприятия. Это сегментирует и обедняет образовательную среду отдельных муниципалитетов и регионов, ограничивает взаимный доступ к ресурсам друг друга.
Необходим инструмент, дополняющий и уравновешивающий конкуренцию, направленный на стимулирование сотрудничества образовательных организаций.
На мой взгляд, современным механизмом развития образования может стать сетевое взаимодействие. А объектом управления — не столько школа как учреждение, а образовательная программа. Это означает, что при выделении финансирования ориентиром должно стать не функционирование школы, детского сада, колледжа или дома творчества, а развитие человека — конкретного ребенка.
Современный подход определяется приоритетом интересов ребенка перед интересами того или иного учреждения. Ведь образование — это не способ социальной поддержки отдельной группы населения, это институт, нацеленный на развитие людей и максимальное раскрытие их талантов, помощь в социализации.
Если, к примеру, в моей школе есть талантливый учитель физики, а интересующийся физикой ребенок учится в соседней школе, это не должно стать барьером для их взаимодействия.
У нас есть конкретный опыт организации как очных, так и дистанционных занятий.
Расширение границ ответственности
Важный момент: в сетевое взаимодействие вступают те, кто осознает свою миссию в образовании. Мотивация, направленная на завоевание верхних строчек рейтинга и новых званий, вряд ли станет предпосылкой для поиска сетевых партнеров.
Наглядным примером масштаба личности и границы ее влияния на среду может служить престижная квартира с дорогой отделкой и роскошной мебелью, которая расположена в грязном, неухоженном подъезде. В этом случае миссия заботливого хозяина заканчивается на пороге квартиры. Бывает и так, что зона деятельной ответственности соседей распространяется на подъезд, двор, улицу, и это сразу видно по их состоянию.
Так же и директор: он может ограничиться собственной школой или распространить свое внимание, участие шире. И из этого широкого взгляда на образование как на наше общее пространство рождается взаимодействие школ.
Быть частью сети — это…
В чем преимущества сетевого взаимодействия?
Представьте, что вы забыли мобильный телефон дома. Какие чувства вы испытаете, осознав это? Обычно в такой ситуации человек ощущает растерянность и беспокойство по поводу того, что, возможно, пропускает важные звонки и сам не может получить и передать информацию. Между тем многие наши коллеги годами находятся «вне сети» — профессиональной сети, не испытывая подобного дискомфорта. А взаимодействие школ может исправить эту ситуацию — подключить педагогов к информационному полю, дать возможность всегда быть на связи со значимыми партнерами. Так они получают поддержку, помощь и доверие.
И что интересно — сеть актуализирует те ресурсы, которые мы не можем реализовать сами, но можем обменяться друг с другом. Вот пример. Одна наша учительница по своей инициативе прошла курсы повышения квалификации по новой образовательной технологии. Мы приобрели программное обеспечение, дорогостоящее оборудование. Но до его активного использования у педагога как-то руки не доходили. Подождав месяц-другой, я решил сдвинуть дело с мертвой точки при помощи административной уловки. Пришел с известием: скоро на базе школы пройдет региональный семинар по той самой технологии. Учительница обрадовалась: «А кто будет проводить?» — «Вы».
Хитрость удалась. Технология в течение месяца активно использовалась в практике, оборудование было успешно освоено. А семинар действительно состоялся, хоть и был изначально придуман как повод. Больше того, учительница ощутила статус первого в регионе носителя новой технологии, успех в роли консультанта коллег не только из своей школы. Можно сказать, что этот эпизод стал значительной ступенью в профессиональном развитии педагога.
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций: возможности и перспективы.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:
возможности и перспективы.»
Зиннурова Гульназ Акдасовна
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:
возможности и перспективы».
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в использовании ресурсов других организаций: школ, детских садов, вузов, которые имеют лицензии на образовательную деятельность другого вида, а кроме этого в сотрудничестве с не образовательными организациями: музеями, библиотеками (лесничество, агроферма, строймонтаж сервис) и многими другими, не имеющими лицензий на образовательную деятельность.
Договор о сетевой реализации образовательных программ предъявляет высокие требования к партнерам по сетевому взаимодействию. Его основные элементы определяет 15 статья Закона «Об образовании Российской Федерации».
Алгоритм условия такого договора подробно описаны в изданных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году «Методических рекомендациях по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес – структур в сфере научно- технического творчества, в том числе робототехники».
Итак, целью сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования является – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
Анализ спектра запросов партнеров по организации сетевого взаимодействия;
Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив;
Повышение качества образования, доступности услуг;
Расширения круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
Совершенствовать управление учреждением, научно-методического психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами.
Формы и методы сетевого взаимодействия.
Реализация образовательной программы с привлечением учреждений сети.
Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов.
Сетевое образовательное событие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки и т.д.
Сетевой образовательный проект – определенная по времени совместная деятельность по достижению определённой образовательной цели.
Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, сегодня их рассматривают в ряду инноваций, приписывая значительное число возможностей и достоинств. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, без сетевого взаимодействия невозможно представить инновационные процессы. Любая организация всегда испытывает дефициты – ресурсные, кадровые, материально-технические. Не являются исключением и образовательные организации.
Основной проблемой реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций является слабая разработанность правовой базы.
Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно- правовых документов:
Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание;
Договора о сотрудничестве;
Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера;
Планы, проекты, программы;
Должностные инструкции сотрудников организации, участвующих в программах сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство. Участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития формирование источников внебюджетного финансирование, обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций. Это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДО, родителей, общественных организаций.
Интеграция основного и дополнительного образования
Ориентация основного образования на достижение планируемых результатов:
— личностные, мета предметные, предметные.
Ориентация дополнительного образования на результат:
— интересы, достижения, способности.
Дополнительное образование выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности и полноты.
Сетевое взаимодействие педагогов образовательных учреждений как модель организации методической деятельности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
_______ А.Ж. Малышкина
Мещерякова Ирина Викторовна
студентка группы ПО-51
Сетевое взаимодействие педагогов образовательных учреждений как модель организации методической деятельности
Выпускная квалификационная работа
Специальность: 44.02.06. Научный руководитель:
Профессиональное образование Емельянова М.С.
Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться не только образовательным учреждениям, но и педагогам. Наиболее эффективна такая модель при использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, сети «Интернет».
При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы педагогов над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.
Несмотря на необходимость сетевого взаимодействия, не все педагоги готовы к нему.
Сложности с реализацией сетевого взаимодействия связаны в основном:
— с неумением педагогов использовать интернет-ресурсы в образовательных целях;
— с несформированностью ИКТ-компетенций участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов).
Для разработки и успешной реализации сетевого взаимодействия внутри образовательного учреждения и на муниципальном уровне необходимы следующие условия:
— развитие ИКТ-компетентности, в том числе обучение педагогов использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе, в процессе повышения собственной квалификации, для участия в работе профессиональных сообществ;
— использование дистанционных технологий в образовательном процессе;
— наличие в каждой организации современных компьютеров со скоростью подключения к Интернету не ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок, мобильных классов
Объект исследования: сетевое взаимодействие педагогов образовательных учреждений;
Предмет исследования: использование сетевого взаимодействия для развития педагогов образовательных учреждений.
Цель исследования: разработать модель использования сетевого взаимодействия для развития педагогов образовательных учреждений.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сетевое взаимодействие как организационная форма профессиональной деятельности может обеспечить эффективную подготовку педагогов к решению задач развития системы образования, если оно будет:
• ориентировано содержательно на актуальные проблемы профессиональной педагогической деятельности, связанные с инновационным развитием системы образования,
• построено с учётом ресурсов, возможностей и потребностей субъектов сетевого взаимодействия,
• обеспечено современным учебно-методическим сопровождением, ориентировано на использование многоаспектной оценки результативности повышения квалификации педагогических кадров.[3]
1. Проанализировать взаимосвязь развития педагогов образовательных учреждений с инновационным процессом.
2. Выявить содержание сетевого взаимодействия для инновационного развития педагогов.
3. Разработать методические рекомендации по сетевому взаимодействию в образовательном процессе.
4. Выявить эффективность модели использования сетевого взаимодействия для развития педагогов.
База исследования: исследование проводилось на базе ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» Центрального микрорайона поселка Строитель.
Практическая значимость исследования: теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в нашей работе, могут быть полезны педагогам образовательных учреждений при использовании различных интернет сайтов.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие сетевого взаимодействия
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.
Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности.
Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве. [ 4 ]
Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста.
Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта совместной работы. Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия можно найти в работах многих авторов, начиная с 70–80-х годов прошлого века (Бугрова Н. С., Тарасов С. В., Чучкевич М. М., Конаржевский Ю. А., Адамский А. И.). Анализ разработанности научного знания по организации сетевого взаимодействия позволил обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно: единые идеи, цель и задачи для сети; существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети); отсутствие единоначалия; открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали». А значит, на первый план выходят такие характеристики, как: пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети); информация (содержание этих связей); время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети). В те годы метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 1990-х годов его описал Ю. А. Конаржевский, по его мнению, метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса. [ 5 ]
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла также в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А. И. Адамский выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент — «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. [ 6 ]
Механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизмы финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ-компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей. [7]
Готовность к сетевому взаимодействию в ИОС формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога: [8]
Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).
Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение средств традиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ – интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность).
Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).
Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).
Использование личного информационного пространства как средства развития (трансляция своего опыта в сетевых группах).
Эффективное сетевое взаимодействие обеспечивает:
Организацию совместной деятельности участников сетевой группы.
Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС.
Организация совместной деятельности участников сетевой группы невозможна без:
проявления инициативы члена группы на этапе запроса на новое знание;
организации коллективной поддержки инициативы в локальной группе;
активного участия в обсуждении инициатив других членов группы;
принятия общей цели, общей системы профессиональных ценностей;
активного участия в разработке критериев эффективности деятельности;
активного участия в представлении и управлении сетевых проектов. [ 9 ]
Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС происходит через:
открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;
открытое обсуждение деятельности участников сети;
создание личного информационного пространства педагога в сети;
включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям. [ 10 ]
Примеры форм сетевого взаимодействия педагогов (Приложение 1).
Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. [11]
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. [ 12 ]
Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.
Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.
Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.
Рассмотрим активно развивающиеся сетевые сообщества.
Сеть творческих учителей
Адрес сайта: http://www.it-n.ru/
Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия профессионалов-учителей, победителей ПНПО, методистов. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон, творческие группы по самым разным направлениям педагогической деятельности, тематические форумы. Вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ и программного обеспечения в учебном процессе, подборку ссылок на аналитические и тематические статьи для педагогов. Есть возможность получить юридическую консультацию. После регистрации для Вас станет доступной подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.
Адрес сайта: http://www.zavuch.info/
Адрес сайта: http://pedsovet.org/
Цели работы: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
Адрес сайта: http://www.openclass.ru/
Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов.
Адрес сайта: http://intergu.ru/
Данный проект имеет банк образовательных ресурсов «Инфотека», позволяет на виртуальном педсовете обсудить разнообразные проблемы в области образования, можно получить консультацию от коллегили специалистов, поделиться опытом. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
Сайт «Сетевого образовательного сообщества RusEdu»
Адрес сайта: http://rusedu.net/
Входит в группу образовательных сайтов. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, есть методическая копилка.
Сетевое сообщество Соцобраз
Адрес сайта: http://wiki.iot.ru/index.php/
Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей). Блоги, сетевые консультации, разработки, статьи.
Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»
Адрес сайта: http://metodisty.ru/
Много аудио- и видеофайлов в свободном доступе. Можно опубликовывать собственные материалы, и даже создавать группу. Преимущество данного педагогического сообщества: не надо регистрироваться для скачивания материала, есть конкурсы.
Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/
Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Посетители Вашей странички могут написать комментарии, о чем Вы сразу узнаете по выделенной строке «Вас комментируют». Преимущество данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория. Можно найти не только материалы по работе, но и для души.
Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество
Адрес сайта: http://www.schoolexpert.ru/main
Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов и лучших педагогических коллективов для организации общественной экспертизы основных компонентов стандарта общего образования второго поколения. Для участия в работе Интернет-сообщества необходимо зарегистрироваться.
Сайт Интернет-сообщества учителей
Адрес сайта: http://pedsovet.su/
В основе сайта лежит идея взаимопомощи: «учитель, помоги учителю!»
Наличие на ресурсе педагогического сообщества ЦОР: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка. Есть разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.
Адрес сайта: http://edu-reforma.ru/index/0-23
Адрес сайта: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?
Методический центр NUMI.RU
Адрес сайта: http://www.numi.ru/
Сайт является средством массовой информации. Он ориентирован на работников дошкольного воспитания, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Но он может быть полезен и для родителей, студентов, научных сотрудников. Ваш опыт, ваши разработки, ваши материалы к занятиям могут быть бесценным вкладом в общую сокровищницу педагогических материалов. При публикации материалов Вы можете получить свидетельство о публикации, которое пригодится Вам для повышения разряда, прохождении аттестации, получения грантов и т.п. Публикуйтесь, и вы поможете десяткам тысяч коллег. И сами, в свою очередь, найдете полезные для себя материалы. Общайтесь в группах по интересам (сообществах), личными сообщениями. При регистрации на этом сайте вы получаете адрес домашней странички и возможность вести свой блог, фотогалерею, распечатать Портфолио опубликованных материалов, показать коллегам своих замечательных деток. Свидетельства о публикации вы можете получить по почте или распечатать самостоятельно, как только публикация появится на страницах NUMI.RU.
Адрес сайта: http://www.k-yroky.ru/
Сайт К-уроку.ru создан для помощи и обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. У каждого педагога есть свои «изюминки», которыми он может не только поделиться с другими, обменяться материалами с коллегами, но и оставить комментарии к другим работам. Пользователь, который опубликовал более трех разработок на портале, может получить Свидетельство о публикации.
Campus.ru. Сеть для школьников, студентов и учителей
Адрес сайта: http://www.campus.ru/
Сетевые сообщества для школьников, студентов и учителей по различным образовательным направлениям.
Адрес сайта: http://uchim.info/
На сайте можете просмотреть и представить проекты в сфере школьного образования.
Образовательный портал Ucheba.com
Адрес сайта: http://www.ucheba.com/
Портал является некоммерческим информационным ресурсом Российского Интернета и ориентирован в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования, хотя полезную для себя информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся.
На сайте вы найдете Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудования, информацию о Экзаменах, Тематические планы, Поурочные планы, Методическую копилку.
Адрес сайта: www.school-sector.relarn.ru
В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования.
Сообщество e-Learning PRO
Адрес сайта: http://www.elearningpro.ru/
Сообщество e-Learning PRO призвано объединить профессионалов, которые работают в области электронного обучения в целях развития этого направления в России. Каждый участник сообщества вовлечен в обмен знаниями и опытом проектирования, разработки и организации электронного обучения и имеет доступ к материалам, необходимым для развития успешного проекта и расширения собственных знаний, навыков и опыта.
Став участником сообщества, вы получаете возможность:
общаться с коллегами, которые решают те же задачи, что и вы;
получать бесплатные электронные книги, исследования и документы по электронному обучению;
участвовать в создании новых знаний и методик;
получать информацию о вебинарах, семинарах и конференциях.
Адрес сайта: http://www.uchmet.ru/
Качество и актуальность работ – приоритет портала. Сайт удобен и прост в использовании.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Адрес сайта: http://nsportal.ru/
Зарегистрировавшись, Вы сможете: Создать свой персональный мини-сайт. Разместить на мини-сайте свое портфолио и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.
Методический портал учителя Методсовет
Адрес сайта: http://metodsovet.su/
Активные, творческие учителя создали этот портал для своих коллег. Здесь Вы найдете не только нужные и полезные разработки и материалы, но и доброе, приятное общение на Форуме.
Адрес сайта: http://pedmir.ru/index.php
Сайт методического издания Предназначен для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения редакционно-экспертной коллегией.
Адрес сайта: http://www.uroki.net/index.htm
Адрес сайта: http://planeta.tspu.ru/
Сайт предназначен для сотрудников школ, ресурсных центров, управления образования, а также представители общественных и попечительских советов ОУ. На сайте есть разделы: Дистанционное обучение, сетевые проекты, дистанционные конференции, фестивали, олимпиады, педагогические лаборатории.
Сообщество посвящено использованию ИКТ в образовательном процессе.
Школа успешного учителя
Адрес сайта: http://edu-lider.ru
Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры
Интернет-клуб учителей-победителей ПНП «Образование»
Адрес сайта: http://www.openclass.ru/communities/2094
Адрес сайта: http://planetashkol.ru
Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей. Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др.
Сайт профессионального образования
Адрес сайта: http://profedu.ru/
Какую дорогу выбрать? Кем стать? Куда пойти учиться? Где найти работу? На портале profedu.ru и на сайтах московских колледжей можно найти ответы на эти и многие другие вопросы о профессиональном образовании.
Адрес сайта: http://www.profobrazovanie.org
Адрес сайта: http://www.school-club.ru/
«ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ» включает 8 каналов эксклюзивного контента (электронные уроки для всех возрастов учащихся: от начальной до старшей школы, книги, энциклопедии, игры, учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые профессиональные сообщества), которые ориентированы на широкую аудиторию.
Адрес сайта: http://dnevnik.ru/
Проект представляет собой школьную социальную сеть, объединяющую все школы России. Портал полезен не только для родителей, но и учителям, школам.
1.2. Базовые типы моделей сетевого взаимодействия
В научной литературе описаны базовые типы моделей сетевого взаимодействия:
Концентрированная модель предполагает наличие центра. В качестве центра может выступать либо существующая образовательная организация, либо вновь организуемый центр. Концентрированная модель может выражаться в двух основных вариантах – ресурсная и координационная. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия, и который предназначен аккумулировать и распределять необходимые ресурсы (кадровые, информационные и пр.). Ресурсный центр в данной модели сетевого взаимодействия призван оказывать ресурсную поддержку (материальную, кадровую, техническую, методическую, информационную и пр.) участникам сети, способствовать внедрению инноваций (инновационного продукта) по какой-либо направленности Ресурсный центр может формировать банк педагогической и нормативно-правовой информации, создавать библиотеки и медиа-продукты, проводить семинары, конференции, «круглые столы» для участников сетевого взаимодействия. Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который направляет и координирует деятельность по достижению общей цели. Взаимодействие осуществляется на договорной основе. Роль координирующего центра может взять на себя ресурсный центр, в число функций которого включаются управленческие (регулирование сетевого взаимодействия, разработка сетевых учебных планов и программ, консультирование, распределение ресурсов и т.п.), опорные районные центры, создаваемые на основании распоряжения Администрации города. Данную роль может играть учреждение – инициатор сетевого взаимодействия. Со стороны участников происходит предоставление ресурсов для обмена, со стороны координационного центра – передача их тем, кому они нужны. Участники сети подчиняются координационному центру только в рамках решаемой проблемы.
Распределенная модель включает в себя организации, заинтересованные в решении определенных проблем. Основным принципом взаимодействия является саморегуляция. Каждый участник на определенном этапе поддерживает отношение с определенным количеством организаций. Структура взаимосвязей имеет гибкий характер и может меняться в зависимости от решаемых задач. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный характер (совместная программа, проект, конференция). Каждый новый проект может приводить к формированию временной иерархической структуры. Распределенная модель сети может выражаться в двух вариантах – инструментальная и идентичная. Инструментальная распределенная сеть создается исключительно для обмена ресурсами, если каждая в отдельности организация не может решить задачи самостоятельно. При этом у каждого участника сети свои цели и задачи. Участники сети договариваются о сотрудничестве, создавая возможность пользоваться, при необходимости, ресурсами друг друга. С юридической точки зрения это может быть либо просто система договоров, либо форма простого товарищества. Идентичная распределенная сеть создается на основе формулирования общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Такие сети могут создаваться, например, для реализации программ районного и городского уровней (программ выявления и поддержки одаренности детей; обеспечения духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания, формирования культуры ЗОЖ); разработки и реализации совместных образовательных программ, совместного осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности.
В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает поставленную задачу. При этом цепь взаимодействия четко определена. Есть первое звено, которое определяет цель, участников и организует деятельность. В настоящее время это наименее распространенная модель сетевого взаимодействия, требующая исследования .
1.3. Структура модели сетевого взаимодействия педагогов
Модель сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций основана на принципах:
Любое сетевое взаимодействие следует рассматривать как проект, т.е. как «взаимосвязанную и ограниченную во времени совокупность деятельности (мероприятий), направленную на достижение конкретных целей и получение ожидаемых результатов путем решения соответствующих задач, обеспеченную необходимыми ресурсами и управляемую наоснове постоянного мониторинга показателей прогресса и учета рисков и предположений. Каждый проект сетевого взаимодействия должен быть проанализированс позиций пяти основных параметров: объем работ, качество, сроки, стоимость и риски. К нему также должно применяться понятие жизненного цикла, т.е. совокупности этапов, через которые проходит развитие проекта: формулирования целей и задач, разработки плана выполнения проекта, реализации проекта и достижения его результатов, проверка соответствий результатам исходным целям и задачам и завершения проекта;
Характеризует множественную структуру сетевой организации, отношения в которой должны регулироваться на основе равноправия и взаимных интересов всех педагогов и главную роль в которых играет баланс ведущих сетей, обладающих более развитыми ресурсами.
Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям.
Инновационность сетевого взаимодействия.
Необходимы постоянное осуществление внедрения новых технологий в обучение, выработка новых идей и решений, их распространение.
Содержание сетевого взаимодействия педагогов в рамках реализации образовательных программ представляет собой согласование действий субъектов сети по обеспечению высокого уровня качества, доступности и эффективности образовательных услуг, осуществляется в формах совместной коллективной распределенной деятельности, во взаимосвязи формирования ценностно-смыслового содержания и форм совместной коллективной распределенной деятельности субъектов–участников сети(совместное методическое и педагогическое проектирование, совместное повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, совместное проведение образовательных мероприятий, взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия).В соответствии с принципами модели и проектируемым содержанием были определены главные структурные компоненты модели.
Целевой компонент, который определяет основные задачи сетевого взаимодействия по определяемым актуальным направлениям деятельности для достижения объединяющей цели –повышения доступности качества дополнительных общеразвивающих программ.
Управленческий компонент, который выполняет функции координации устойчивого сетевого взаимодействия педагога в рамках реализации образовательных программ поопределяемым актуальным направлениям деятельности для достижения объединяющей цели. Организационный компонент, который включает в себя состав участников образовательной сети и способы взаимодействия между ними, формы и методы организации совместной деятельности.В состав участников сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации образовательных программ могут входить как организации –сетевые партнеры: образовательные организации, профессиональные организации, высшие учебные заведения, организации дополнительного профессионального образования, организации культуры, спорта, так и социальные партнеры –общественные организации, производственные предприятия, частные компании и др.
Результативный компонент включает в себя программу мониторинга эффективности сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций в рамках реализации образовательных программ.
Модели сетевого взаимодействия педагогов.
Среди основных критериевэффективной реализации образовательных программ на основе использования сетевого взаимодействия можно выделить:
обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса;
повышение степени удовлетворенности качеством дополнительного образования субъектов образовательного процесса;
повышение уровня внешней оценки качества образования организаций – участников взаимодействия;
создание устойчивой сетевой организационной структуры на основе перераспределения полномочийи функций в организации образовательного процесса, управления;
формирование инновационного поведения субъектов образовательного процесса;
появление новых педагогических практик;
готовность педагогов к эффективной реализации образовательных программ с использованием сетевого взаимодействия.
Образовательные эффекты реализации модели сетевого взаимодействия в рамках реализации образовательных программ:
расширение спектра предоставляемых образовательных услугдля разных категорий детей, в том числе одаренных и с ОВЗ,
возможности удовлетворения индивидуальных запросов в образовании,проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
обеспечение достаточного выбора образовательных программ, их вариативности и соответствия запросам и потребностям обучающихся
достижение открытости дополнительного образования, повышение доступности качества образованияи др.
Экономические эффектыреализации модели сетевого взаимодействия в рамках реализации образовательных программ:
эффективное распределение и использование финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов,
соответствие учебно-материальной базы реализуемым образовательным программ.
1.4. Использование сетевого взаимодействия для развития инновационного потенциала педагога
Педагог – одна из самых массовых и уникальныхпо своему характеру иматериалу профессия. Учительдает первые ответы на вечные жизненныевопросы, открывает тайны человеческой души, раскрываетспособы человеческого жизнеустройства, обогащает ум и душу, помогает обрести уверенность в будущем. Иэто не завышенная оценка миссии учителя, ни одно начинание, ниодна реформа, ни одна идеяне станут реальностью безподдержки учителя. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Если мы хотим, чтобы из наших школ выпускались люди, готовые к самостоятельнойжизни, способные решать свои проблемы и проблемыобщества, то в школедети должны видеть педагогов –профессионалов, талантливых, с высоким уровнемзнаний, активных, успешных людей. Именно поэтому одним из важнейших направлений президентскойинициативы «Наша новая школа» стало направление «Совершенствование учительского корпуса»: «… Новая школа – это новые учителя, открытые ко всемуновому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свойпредмет. Чуткие, внимательные и восприимчивыек интересам школьников, открытые ко всему новомуучителя – ключевая особенностьшколы будущего».
Методологическая основа исследования базируется на концепции непрерывного образования, положениях синергетического и андрагогического подходов применительно к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Реализация этих подходов в данном исследовании позволяет рассматривать развитие инновационного потенциала педагогов как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования и выявить особенности формирования и разработки содержания программ развития инновационного потенциала педагога ОУ в логике сетевого взаимодействия на основании андрагогических принципов. В работе ФЭП широко используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской и научно-педагогической литературы, законодательных и нормативно-правовых актов и документов; синтез; сравнение; обобщение; анкетирование учителей. В ходе работы сети изучаются возможности и особенности подготовки учителей по модульным программам развития инновационного потенциала педагогов, оценка результатов развития инновационного потенциала учителя в рамках сетевого взаимодействия.
Нато, что развитие инновационного потенциалаучителя в рамках ФЭПведется в идеологии сетевоговзаимодействия, указывают следующие признаки:
• наличиеобъединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки педагогов к решению задач инновационного развитиясистемы образования в условиях информационногообщества;
• наличиемножества узлов сети (ОУ), представленныхотдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых – добровольноеобъединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;
• распределенный характер сети, определяющийсяналичием отдельных педагогов и образовательныхучреждений – базовых площадок сети, обладающихдостаточными образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;
• открытость ОУсети друг для друга, выражающаясяв возможности участия субъектов сетевого взаимодействия в формировании и реализации программповышения квалификации, разработке учебно-методических материалов, обсуждении и распространениидостигнутых в ходе обучениярезультатов;
• преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.
Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, выражающих готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Таким образом, фактически сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в поиске путей разрешения индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагогов, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством вовлечения их в инновационный поиск, в непрерывное творческое переосмысление действительности, что приводит к совершенствованию мастерства и профессионализма.
Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать:
• способностью генерировать новые идеи, проектировать и моделировать их в конкретной деятельности;
• высоким уровнем культурной грамотности, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;
• открытостью личности кновому, базирующейся на гибкости мышления итолерантности.
Входе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала педагога был выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, аименно:
• развитие инновационного потенциала педагога должноосуществляться на основекомпетентного подхода;
• развития инновационного потенциала педагога непрерывен, так какстановление инновационнойпрактики – это постоянноизменяющийся процесс;
• процесс развития инновационного потенциала педагога происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных событиях;
• образование педагога организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и создания новых;
• так каклюбая деятельность человека включает решение задач, целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данномувиду деятельности;
• для развития инновационного потенциала педагога необходимо поэтапное формирование представлений о путях стратегического и среднесрочного развитияОУ и организация совместного проектирования предстоящей деятельности, в том числе освоение каждымпедагогом знаний, умений, способов, необходимых емудля еереализации.
Понятно, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказываетсяособенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий, в нашем случае научно-образовательнойсети.
Научно-методическое сопровождение развитияинновационного потенциала педагога ОУ в условияхсетевого взаимодействия – это специально организованный процесс взаимодействия между субъектамиобразовательной деятельности, в результате которого каждый участник взаимодействия получает квалифицированную помощь в построении собственного ориентационного поля профессионального развития.
Содержание и структура научно-методического сопровождения включает:
• совокупность модульных образовательных программповышения квалификации по современным проблемаминновационного развития системы образования;
• систему стажировок участников взаимодействия в базовых площадках сети;
• поддержку участия в научных семинарах и научно-практических конференциях разногоуровня по проблемам выявления путейинновационного развития системы образования;
• многообразие форм проведения мероприятий сети, в том числе с использованием средств ИКТ (трансляционные тематические педагогические советы, вебинары, сетевые мастер-классы, мастерские, подиумные и панельные дискуссии, работа временных творческихсодружеств и коллективов, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня);
• поддержку участия педагогов в профессиональных конкурсах разного уровня;
• нормативный пакет, включающий документы по регламентации сетевого взаимодействия врамках ФЭП.
Организационно-методической особенностью развития инновационного потенциала педагогов ОУв условиях сетевого взаимодействия является реализация модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности участников взаимодействия, расширение ихпрофессиональных контактов и создание условий дляобмена опытом. Образовательная программа «Инновационные процессы в образовании» рассматриваетна основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологияхобучения и воспитания на основеинновационных подходов. Цель программы – актуализация знаний слушателей, постановка и освещение проблем, достижениепонимания участниками сетевого взаимодействияпредставляемой информации через рефлексивныепроцедуры, стимулирование интереса к изучаемымтемам. Основные задачи образовательной программынаправлены на:
• изучение основных проблем развития инновационныхпроцессов в образовании, экспертизы и мониторингауровня развития основных составляющих инновационного образования, оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, определения их эффективности;
• формирование умений применять полученные знанияк различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогическиепроцессы, инновационное поведение, общение, межличностныеи межгрупповые отношения винновационной среде;
• формирование готовности участников программык осуществлению инновационной деятельности, в томчисле на овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-инноватора;
• овладение методологией разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системеинновационного образования.
1.5. Сайт как средство сетевого взаимодействия
Образовательные сайты остаются наиболее распространенным средством сетевого взаимодействия. Анализ сайтов школ-победителей конкурса в рамках ПНПО показал, только новостной режим работы не располагает к организации и реализации сетевого взаимодействия. Такой режим не мотивирует к сетевому взаимодействию. Многие сайты хоть и находятся в сети, но их природа при этом не является сетевой. Что следует считать сетевой природой образовательного сайта?
Сайт есть инструмент сети, состоящий из людей (или коллективных субъектов), которые в равной степени могут инициировать взаимоотношения друг с другом в собственных или взаимных интересах.
Структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время появления информации на сайте, тема или сюжет, но и ее ассоциированность с тем или иным субъектом взаимодействия на сайте или с тем или иным совместно проживаемым проектом (событием).
Сайт не просто предоставляет информацию, а полноценно работает, становится пространством осуществления распределенных проектов.
Сеть, ассоциированная с образовательным сайтом, имеет открытый характер. Любой посетитель сайта может стать частью сети, получить возможность инициировать взаимодействие, разворачивать образовательные проекты, размещать информацию.
Сайт имеет разветвленную систему ссылок.
Участники сети, ассоциированной с сайтом, являются распределенным модераторами рассылок и телеконференций по проблематике, разворачиваемой на сайте.
Сетевым образовательным ресурсом становится на сайте не только информация, размещенная на нем, но и субъекты образовательной деятельности на сайте.
Управление ресурсом происходит распределенно, основываясь на неиерархических принципах организации.
Развитие сайта обусловлено развитием сети в целом.
Стандарты сетевого взаимодействия
В зависимости от задач конкретной сети, форматы, содержание и структура программ сетевого взаимодействия будут иметь свои особенности (сетевые стандарты данной сети). Эти сетевые стандарты необходимо фиксировать в сетевых соглашениях, составляющих нормативно-правовую базу сетевого взаимодействия. Сетевые стандарты программ должны описывать следующие ключевые направления: