Северное сияние что это такое для детей
Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе
Ирина Шевцова
Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе
.Тема: «Северное сияние».
Цель: Совершенствовать технику рисования постелью, тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» многоцветных штрихов. Развивать восприятие цвета. Поддерживать интерес к познанию явлений природы.
Ход занятия.
Ребята, вы знаете, что в природе круглый год происходят чудеса?
Какие это чудеса вы узнаете, если отгадаете загадку.
Там сверкают небеса!
Яркий всплох там и тут,
Только это не салют (северное сияние)
Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на солнце происходят взрывы.
Северное сияние всегда интересно. Само название говорит нам о том, что данное явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом, а также на Кольском полуострове в Мурманске. Там это явление происходит довольно часто. Но подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли. В России северное сияние можно увидеть во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. Это зрелище захватывает дух, и может продолжаться от десяти минут до нескольких суток. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году.
Воспитатель предлагает сравнить северное сияние с радугой (в радуге цвета размещены в определенном порядке и неподвижны: если радуга появляется, мы какое то время видим ее без изменений. Пока она не «растает», а в полярном сиянии нежные цвета переливаются и сверкают, как огоньки на новогодней елке.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети садятся за столы.
Ребята, давайте представим, что вы юные художники, а это ваша творческая мастерская. Вы сейчас посмотрели на чудо природы. Как называется это природное явление? Северное сияние! Это великолепие ни с чем не сравнимо! Скажите на что похоже северное сияние? (ответы детей) – на заборчик, зигзаги, волны, цветомузыку, гирлянду, цветной дождь, и т. д.
А что ж такое на севере сияние?
Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, когда полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Дети приступают к рисованию.
Рассматриваем полярное сияние, добавляем цветные штрихи и пятна (растираем пальцем). Если вы хотите завершить ваш рисунок необычно. Можно взять клей карандаш и нанести на лист бумаги вот такие движения||||.Или же можно взять полоску фольги и приклеить на свой рисунок—вот так. Возьмем кисточку и обратной стороной процарапаем несколько неровных полосок в фольге. /\/\/\/\ вот так. Вот вы и нарисовали северное сияние.
Итог занятия.
Северное сиянье-
Это красок хоровод.
Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж «Северное сияние» «Северное сияние».Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж. Знакомя детей с темой «Север» нельзя обойти стороной.
Нетрадиционные техники аппликации. Аппликация из шерстяных ниток «Северное сияние» Вот такую интересную аппликацию мы решили сделать с детьми на кружке «Радуга красок», который я веду раз в неделю. Конечно,предварительно.
Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Цель: побуждать детей к самостоятельному.
Конспект урока по ДПИ (квиллинг) «Северное сияние» Конспект открытого урока Панно «Северное сияние» ФИО педагога Молчанова Л. В. Место работы ТМК ОУДО «Хатангский центр детского творчества».
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Северное сияние для Умки» Доброго времени суток, друзья и коллеги! Вчера я познакомила своих трёхлетних художников с пульверизатором и с Умкой! Ни один ребёнок.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Малая родина-Северное Медведково» в речевой группе 5–6 и 6–7 лет НОД по ознакомлению с окружающим Малая родина –Северное Медведково речевая группа №6 комбинированного вида 5-6 и 6-7 лет ГБОУ Школа №1506.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной форме «Умка и северное сияние» Вид занятия: рисование в нетрадиционной форме. Цель: воплощение творческого замысла посредством выполнения работы в нетрадиционной технике.
Что такое северное сияние
Северное сияние – один из удивительных феноменов нашей планеты, который обычно можно увидеть в северных широтах. Но иногда его можно увидеть даже в Лондоне (где расположен знаменитый Тауэрский мост) или в штате Флорида. Более того сияние видно даже на самом юге Земли – в Антарктиде. Встречается этот феномен и на других планетах Солнечной системы: Марсе, Юпитере, Венере.
В России северное сияние можно увидеть на Кольском полуострове, в селе Териберка в Воркуте, Хатанге или в Якутии.
Северное сияние: что это такое
Полярное сияние (северное сияние) — свечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
Северное сияние – это тысячи разноцветных огоньков, зажигающихся на небе в темные ночи. Огни бывают самых разных форм и цветов: синие, желтые, красные, зеленые. За секунду темное небо окрашивается в яркие цвета и становится видно вокруг на многие километры как будто днем. Северное или полярное сияние уже тысячи лет удивляет и очаровывает людей, однако не все относятся к нему с восхищением, в легендах некоторых народов, о которых мы расскажем ниже, оно считалось дурным знаком.
Северное сияние: что это такое и как происходит
Давайте разберемся, что это такое северное сияние, которое удивляет и пугает людей, живущих возле северного и южного полюсов?
Загадку таинственных огней отгадал еще Михаил Ломоносов, решив, что здесь играет роль электричество. Чтобы подтвердить свою теорию, ученый через колбы, наполненные различными газами, пропустил ток. После опыта колбы засияли неповторимыми цветами.
Проще говоря, выброшенные нашим Солнцем заряженные частицы (солнечный ветер) заставляют воздух Земли переливаться разноцветными огнями.
Земля является для частиц магнитом, который образует магнитные поля из-за токов, возникшие при вращении ядра, в основе которого лежит железо. С помощью магнитного притяжения наша планета «ловит» пролетающий солнечный ветер и направляет его туда, где находятся магнитные полюса. Там солнечные частицы моментально притягиваются к ним, и от столкновения солнечного ветра с атмосферой, появляется энергия, преобразовывающаяся в свет, которая и образует северное сияние.
Северное сияние: легенды
С давних времен северное сияние связывали с разными таинственными и порой даже мистическими событиями. Одни народы считали, что небесный огонь приносит счастье, якобы у богов в это время праздники. Другие считали, что сильно разгневался бог огня и надо ожидать неприятностей. Давайте послушаем, что гласят про северное сияние легенды разных народов.
Норвежцы упоминают о мерцающем мосте, который временами появляется на небосводе, чтобы боги спустились на землю. Одни называли сияние огнями в руках валькирий, чьи доспехи начищены до блеска и от них возникает удивительное сияние. Другие рассказывали что огни – танец душ умерших девушек.
В рассказах древних финнов полярное сияние означает горящую огнём реку Ружу, которая разделяет мир мёртвых и мир живых.
Североамериканские эскимосы верят, что заставить заиграть небосвод разноцветными огнями можно свистом, а хлопнув в ладоши – немедленно погасить их.
Есть все основания предполагать, что именно благодаря сиянию и возникли мифы о драконах. Многие учёные считают, что битва Святого Георгия, который покровительствует всем англичанам, связана не с ужасным змеем, а с полярным сиянием!
Когда можно увидеть Северное сияние
Тем, кто хочет наверняка знать, когда можно увидеть северное сияние, стоит внимательно прочесть этот абзац. Его можно увидеть ясной, морозной ночью, при неполной луне, желательно вдали от города (чтобы не мешал свет фонарей). Полярное сияние появляется в основном с октября по январь и возникает на высоте от 80 и до 1000 километров над уровнем моря и длится от 1 часа до целых суток.
Чем агрессивнее ведёт себя Солнце, чем больше взрывов на нём происходит, тем дольше длится полярное сияние. Наиболее красивые сполохи можно увидеть раз в 11 лет (такова цикличность Солнца).
Северное сияние, фото которого всегда эффектны, чем-то напоминает закат (только в ночное время), но может также воплощаться в виде спиралей или дуг. Ширина цветной ленты вполне может превышать 160 км, длина – 1500 км.
Сам цвет полярного сияния зависит во многом как от того, с каким газом взаимодействует солнечный ветер, но и от высоты, где это произошло. Если газы атмосферы столкнулись на высоте более 150 км – цвет сияния будет красным, от 120 до 150 км – жёлто-зелёным, ниже 120 км – фиолетово-синим. Чаще северное сияние оказывается бледно-зелёным.
Кадры, полученные с космоса, подтвердили версию, что полярное сияние с южной стороны земного шара почти зеркально отображает это явление с северной стороны. Оно представляет собой кольца диаметром в 4000 км, которые опоясывают полюса.
Где можно увидеть Северное сияние?
Увидеть сияние в Средневековье, когда северный магнитный полюс находился восточнее, можно было не только в Скандинавии или на севере России, но даже на севере Китая.
Теперь увидеть северное сияние можно возле магнитных полюсов нашей планеты:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками средней группы «Северное сияние»
Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками средней группы «Северное сияние»
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – личностное развитие.
Возрастная группа: средняя.
Тема: «Северное сияние».
Основная цель: формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи.
Образовательные задачи:
— познакомить детей с холодными и теплыми цветовыми оттенками;
— формировать у детей представление о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисования по «мокрому»;
— побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности;
— формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
— развивать фантазию, воображение.
— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов изобразительной деятельности.
— воспитывать аккуратность при работе с красками
Дидактический наглядный материал:
• Письмо от Снежной Королевы.
• Магнитная доска «Снежинки на сугробе».
• Готовый рисунок «Северное сияние».
• 8 листов бумаги для акварели (пробники – А5)
• Губки хозяйственные для мытья посуды (стандартные, маленькие)
• Детские ведерки с водой,
• Салфетки, гуашевые краски,
• Снежинки с различными эмоциями.
Оборудование: 4 детских стола, 8 стульев, планшет – сугроб, 2 магнитные доски.
• Знакомство с холодными и теплыми цветовыми оттенками;
• Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация для детей среднего возраста, составлена в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий занятия представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
— Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.
— А сейчас мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Посадите на нашу снежную поляну снежинки с эмоциями. Выберете, пожалуйста, ту снежинку, которая покажет, какое настроение у вас сегодня.
— Посмотрите, на нашей снежной поляне появилось много снежинок! Я очень рада, что настроение у всех отличное!
— Сегодня к нам в группу пришло письмо от Снежной Королевы. Хотите узнать, что в нем написано?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, что я всегда была хмурая, злая, мрачная. А доброта и сердце маленькой девочки отогрела мое ледяное сердце. Теперь я стала доброй и нежной. Но мне очень одиноко. Я стал путешествовать по разным городам, и услышала, что в вашем округе бывает «Северное сияние». Я никогда не видела его. И приехать к вам не могу. Я буду вам очень благодарна за помощь».
— Как вы считаете, надо помочь Снежной Королеве? (Да)
— Вы хотите ей помочь? (Да)
— Почему вы решили ей помочь? (Потому что Королева стала добрая, хочет найти себе друзей, потому что надо помогать добрым людям.
— Вы сможете помочь Снежной Королеве? (Сможем, потому что мы умеем рисовать и раскрашивать, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые)
— Как вы сможете ей помочь? (мы нарисуем «Северное сияние»).
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.
— У меня есть картина с изображением «Северного сияния». Но мы не можем ее отправить по почте, т. к. она очень большая. Дети и воспитатель рассматривает «Северное сияние».
Физминутка «Северное сияние»
Что за чудо – чудеса
Загорелись небеса. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами. Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо.
Ой, горит большой костёр
Выше леса, выше гор! Руки на поясе. Прыжки на двух ногах.
Он горит, а снег не тает.
Он блестит, не согревает! Упражнение «Фонарики»
Мёрзнут горы и леса,
Коченеют небеса… Присесть, обняв руками колени ног.
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный? Встать на ноги.
Не живёт ли в вышине
Великан могучий? Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх.
Не печёт ли на огне
Хлеб себе за тучей? Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо.
Это свет – холодный свет
Северного неба. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая задача: организация анализа детьми возникшей ситуации.
Педагог вместе с детьми рассматривают «Северное сияние».
— Вы можете сказать, какого цвета «Северное сияние»? (разноцветное, цветное, нет точного цвета, прозрачное)
— Какие цвета вы видите?
— А видно, где начинается один цвет и начинается другой, т. е. видны ли границы цветов? (Нет, цвета как будто слились).
— Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, «переливаются», не имеют четких границ. Поэтому и «Северное сияние» кажется полупрозрачным, расплывчатым.
— Сможем ли мы нарисовать такое же «Северное сияние»— полупрозрачное, с нечеткими границами?
— Попробуйте сначала на листочке: нарисуйте расплывчатую полоску синего цвета.
Дети пробуют кистью и краской нарисовать расплывчатую линию.
— Смогли ли вы нарисовать расплывчатое изображение? (нет)
— Сможем мы помочь Снежной Королеве? (нет)
— Как вы думаете, почему не сможем? (потому что не умеем рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).
— Значит что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (научиться рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).
4. Открытие нового знания.
1) формирование у детей представления о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисовании «по мокрому»;
2) формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
— Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у того, кто знает, самим догадаться).
— А что интереснее? (самим догадаться).
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая задача: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
— Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными? (Когда берешь много воды на кисточку, когда бумага мокрая)
— Давайте попробуем намочить бумагу. Возьмите губку, намочите весь лист, а теперь попробуем нанести полоску краски.
Дети пробуют, у них получается расплывчатая полоса.
— Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя новый способ рисования. У художников он называется – рисование «по мокрому листу».
— Теперь вы знаете, как нарисовать Северное сияние, чтобы оно было прозрачное? (Да)
— Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получилось «Северное сияние»?
Возьмите другой лист, проведите расплывчатую линию любого цвета.
Дети выполняют инструкцию.
— Теперь рядом с одним цветом, наложите второй.
-Что произошло с нанесенными линиями, они имеют четкую границу, отделяются друг от друга? (Они как бы перетекают друг в друга, четких границ нет)
— Почему это происходит? (Потому что рисовали по мокрому листу).
— Получилось расплывчатое полупрозрачное и в тоже время разноцветное изображение.
Дидактическая задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
— Повернитесь к нашим гостям и расскажите, кому мы сегодня помогали.
-Зачем мы помогали Снежней королеве?
— Вы смогли ей помочь?
— Что вам помогло выполнить эту работу? (мы научились рисовать новым способом «по мокрому»)
— Вам понравилось рисовать новым способом? (Да)
— Что вызвало у вас затруднение?
— Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.
Спасибо всем за работу!
Комментарии к сценарию:
Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на технологию «Ситуация», общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
3. Ф. Кембелл «Я учусь рисовать» М. 2014
4. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
Приложение к сценарию:
Письмо Снежной королевы, фото образовательной деятельности «Северное сияние», наглядное пособие – «Северное сияние».
Конспект интегрированного ООД «Северное сияние» для детей старшей группы Материал и оборудование: стол, стулья,макет Северного полюса,корабль,ткань,пенопласт для оформления панорамы Северного полюса,диск с мульт. фильмом,.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию по рисованию «Северное сияние» в технике «монотипия» для детей 6–7 лет Рисование «Белый медведь и северное сияние» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное.
Конспект НОД по рисованию в технике «цветной граттаж» для детей 6–7 лет на тему «Северное сияние» Рисование в технике «цветной граттаж» для детей 6-7 лет Тема «Северное сияние» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Конспект занятия по рисованию «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной группе Конспект по рисованию «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной группе Замковая Елена Петровна Цель: обучение детей комбинировать.
Конспект занятия по аппликации с элеметами рисования «Белый медведь и северное сияние» для детей подготовительной группы Цели: 1) Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); 2) Побуждать дошкольников к самостоятельному творчеству,.
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема: «Путешествие в сказку».
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками младшей группы «Теремок» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4года) Тема: Теремок Основные цели: Цель. Продолжать.
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В» Образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Звук и буква В» Основные цели: знакомство.
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками средней группы 4–5 лет «Сказочное солнышко» Образовательная область: «Художественное творчество» (рисование) Возрастная группа: 4-5 лет (средняя) Тема: «Сказочное солнышко» Основные.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Умка и северное сияние» в группе раннего возраста Задачи: систематизировать знания детей о » северном сиянии». Обеспечить развитие умения рисовать нетрадиционным способом- поролоновой.