Северный поток 2 и 1 в чем разница

В МИДе объяснили паузу с «Северным потоком — 2»: Чтобы Еврокомиссия не докопалась

В Министерстве иностранных дел России объяснили, почему может несколько затянуться сертификация оператора «Северного потока — 2». В ведомстве отметили, что она должна пройти тщательно, чтобы получить ожидаемую реакцию от Еврокомиссии.

«По „Северному потоку — 2“ ожидания таковы, что должен быть создан независимый оператор в Германии, который возьмет в управление германский отрезок газопровода, и тогда сертификация трассы будет продолжена. Сроки при этом, наверное, поменяются, но мы надеемся, что те параметры, которые ранее, соответственно, обозначались, а именно весна, будут сохранены в силе, а затем вопрос будет передан в Еврокомиссию», — сказал РИА Новости исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий.

Дипломат добавил: чем тщательнее будет проведена сертификация германской стороной, тем более обоснованными будут ожидания в отношении Еврокомиссии.

Тем временем в бундестаге выбрали канцлера и новое правительство Германии, на что успел отреагировать глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, который является противником проекта.

«Коалиционное соглашение указывает на то, что любой новый газопровод должен соответствовать европейским правилам. Мы будет отстаивать эту позицию перед новым немецким правительством и Еврокомиссией, которые имеют решающую роль в процессе сертификации „Северного потока — 2“», — написал в Twitter Юрий Витренко.

Как сообщало EADaily, Федеральное сетевое агентство Германии приостановило процесс сертификации оператора «Северного потока — 2», так как Nord Stream 2 AG создала немецкое дочернее предприятие, которое будет владеть и управлять немецкой частью газопровода. Регулятор потребовал, чтобы «дочке» передали капиталы и людские ресурсы.

В Nord Stream 2 AG сообщали EADaily, что специально создали предприятие, чтобы соответствовать всем нормам и правилам немецкого законодательства.

Немецкий регулятор обещал, что процесс сертификации продлится в установленные сроки — до 8 января. Следом Федеральное сетевое агентство передаст проект решения в Еврокомиссию, у которой будет два месяца на рассмотрение.

Ранее регулятор согласился на участие в процессе сертификации польской PGNiG и украинской «Нафтогаз Украины». Они могут высказывать свои замечания, но не смогут заблокировать процесс.

«Северный поток — 2» подпадает под действие Третьего энергопакета. Это предполагает, что газопроводом может управлять только независимый от поставщика оператор. Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому», но это не запрещается нормами, если оператор сможет доказать свою независимость в управлении проектом.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Страна: «зеленый свет» газопроводу «Северный поток — 2» стал главным достижением Путина после переговоров с Байденом

Российский президент находился в своей сочинской резиденции, американский лидер — в кабинете для переговоров в Вашингтоне.

Первые итоги стали известны спустя несколько минут после окончания видеовстречи. Причем, не от президентов или их пресс-служб.

В согласованный двумя палатами американского конгресса проект оборонного бюджета США не вошли упоминания санкций по «Северному потоку — 2», российскому суверенному долгу и 35 россиян из «окружения Путина». Осталась включенной, хоть и в несколько сокращенных объемах, военная помощь Украине. И этот сигнал после встречи стал важнее всех официальных пресс-релизов.

Отчеты президентов о саммите и оперативный анализ — в материале «Страны».

«Два президента поручили принять меры». Что заявил Вашингтон

Белый дом первым выпустил пресс-релиз после окончания саммита. «Президент Байден выразил глубокую обеспокоенность Соединенных Штатов и наших европейских союзников по поводу эскалации Россией сил вокруг Украины и ясно дал понять, что США и наши союзники ответят решительными экономическими и другими мерами в случае военной эскалации», — отмечается в сообщении.

Белый дом добавил, что президент Байден подтвердил свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины и призвал к деэскалации и возвращению к дипломатии.

«Два президента поручили своим командам принять меры, и США будут делать это в тесном сотрудничестве с союзниками и партнерами. Президенты также обсудили диалог США и России по вопросам стратегической стабильности, отдельный диалог о программах-вымогателях, а также совместную работу по таким региональным вопросам, как Иран», — сказано в пресс-релизе.

После выхода этого пресс-релиза, Белый дом сделал еще несколько уточнений.

Часть из них касалась темы эскалации войны. Байден заявил, что в случае вторжения РФ, военную помощь получит как Украина, так и сопредельные страны НАТО. Правда, какую именно — не уточнялось. Но затем еще раз прозвучало, что помощь получат страны Балтии, Румыния и Польша.

Со стороны Госдепартамента прозвучали угрозы новых санкций и «полной изоляции России от мировой финансовой системы с последствиями для бизнеса и населения».

Важной позицией стало согласие помогать в продвижении Минских соглашений.

Также Байден дал понять, что не будет давать Путину гарантий по вступлению или невступлению Украины в НАТО.

Правда, несмотря на жесткость этих заявлений, параллельно из проекта военного бюджета США выбросили «Северный поток — 2» и другие санкции против России (к чему мы еще вернемся).

Позиция России

Спустя длительное время появилась российская версия переговоров. Она оказалась длиннее американской, поэтому дадим ее тезисно.

Так о чем договорились?

Сообщение Белого дома и Кремля явно не тянет на пересказ двух часов переговоров. То есть многое осталось за кадром. Но по тональности пресс-служб и Байдена, и Путина понятно, что главной темой была Украина.

Контекст

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Хуаньцю шибао: США никогда не заставят Россию склонить голову

Британские читатели: если Запад отключит Путину SWIFT, тот отключит нам газ! Все замерзнем! (The Telegraph)

WP: Байден пообщался с Путиным. В случае обострения «Северному потоку — 2» конец

Американцы, как видим, представляют дело так, что говорили в основном о российских войсках вокруг Украины. И грозили «экономическими и другими мерами», если начнется военная эскалация.

Это важный момент, потому что систематических консультаций по Украине американцы и россияне не вели со времен общения Нуланд и Волкера с Сурковым. Теперь не исключено, что данный формат возобновится. То есть Минские соглашения начнут снова предметно обсуждать (и не факт, что с участием Киева).

И эти планы выглядят весьма оптимистическими, учитывая накал тревоги о «военном вторжении» России в Украину.

Но самый важный итог этой встречи в пресс-релиз Белого дома не попал. После встречи из-за океана стали поступать сообщения, что из проекта военного бюджета США пропал ряд болезненных для России пунктов:

Все эти предложения, внесенные Конгрессом, не будет утверждать Сенат.

Первый пункт — самый важный. С высокой долей вероятности это значит, что Штаты окончательно включили газопроводу «Северный поток — 2» зеленый свет. И, если так, то это главное достижение Путина в рамках очередного витка украинского кризиса.

После такой «зрады» многие заговорили о том, что вся предыдущая риторика США о «нападении Путина» могла быть только ширмой, чтобы под предлогом остановки войны не вводить санкции против «Северного потока — 2». И что Вашингтон и Москва могли вообще разыграть спектакль с «вторжением», чтобы провести это решение.

И вся эта история говорит нам о том, что по каким-то вопросам лед однозначно тронулся.

То есть получается, что накануне американские и прочие западные СМИ раздули истерию вокруг якобы «грядущего вторжения Путина в Украину» чтоб теперь Байден мог записать себе в заслуги «остановку вторжения» в обмен на зеленый свет для «Северного потока — 2».

И это пока является главным итогом переговоров.

Для России главное было остановить возможные санкции США против «Северного потока — 2», чтоб гарантировать его запуск. И эта задача по сути решена.

Коснется ли это остановки конфликта в Донбассе — покажут ближайшие недели. К слову, снова пошла информация, что американцы пришлют на Украину нового посла. Не исключено, что это как раз маркер по смене парадигмы на украинском направлении.

Но в целом, прогнозы экспертов по встрече, которые приводила «Страна» еще вчера, судя по всему сбываются.

Общее мнение, напомним, было таким: к вечеру вторника напряжение спадет. И что администрации Путина и Байдена все же пытаются заключить новые правила «холодного мира» между странами.

И, хотя, многие пытались сорвать эти процессы, диалог между Путиным и Байденом приобретает все более и более яркие выраженные «ялтинские» черты.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Издалека долго: каковы шансы на успешный запуск «Северного потока – 2»

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Российско-немецкий проект «Северный поток – 2» — один из главных ньюсмейкеров последних двух лет. 19 января 2021 года «Газпром» впервые заговорил о возможной приостановке или даже прекращении проекта. Очень похожие вещи в 2010-х происходили со «старшим братом» многострадального газопровода. «Известия» попросили экспертов оценить, насколько схожи «Северный поток» и «Северный поток – 2» и каков шанс успешного запуска нынешнего проекта.

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Долго запрягают

Проблемы «Северных потоков» одинаковы, отмечает аналитик SoftLink Дмитрий Лукашов: «Похожа сама схема работы: очень долгое согласование и быстрое строительство по достижении договоренностей».
Переговоры о строительстве «Северного потока» стартовали в 2000 году. На то, чтобы договориться со всеми европейскими партнерами и организациями, ушло порядка 10 лет. Первую нитку сдали в ноябре 2011 года, вторую — в октябре 2012-го. По мнению Лукашова, «само строительство было быстрым и эффективным: о последнем говорит отсутствие аварий за восемь лет полноценной работы газопровода».

О «Северном потоке – 2» впервые официально заговорили в 2012 году, строительство началось в 2018 году, то есть процедура согласования заняла всего шесть лет — меньше, чем в первом случае.

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

С технической точки зрения «Северный поток – 2» аналогичен первому «Северному потоку»: те же технологии, та же пропускная способность в 55 млрд кубометров газа в год. «То есть совокупная мощность обеих систем газопроводов — 110 млрд кубометров; это примерно половина природного газа, который «Газпром» поставляет в европейские страны. Разумеется, реализация технической части не вызывает вопросов, но проблемы придется решать совместно России и европейским потребителям», — отмечает Лукашов.

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Отличий больше, чем кажется

Ряд аналитиков утверждает, что эти проекты «Газпрома» разные настолько, что рассматривать их нужно по отдельности. Во-первых, речь идет о геополитическом сопротивлении. В 2010 году отношения между странами были совершенно другими, Россия не находилась под санкциями, дипломатические отношения между РФ и Евросоюзом были дружественными, отмечает аналитик ГК «Финам» Иван Семченков. Если «Северный поток» осуждали только страны Прибалтики и Польша, то против «Северного потока – 2» идет масштабная политическая кампания, и речь не только о США. Даже в рядах немецких политиков нет единодушия, а уж «зеленые» разного толка регулярно инициируют проверки экологической обоснованности проекта. Впрочем, пока каких-то серьезных упущений в этой области в проекте не обнаружилось.

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Во-вторых, сроки строительства. Сооружение «Северного потока – 1» началось 6 апреля 2010 года, а 5 мая 2011 года была полностью уложена первая нитка — на это потребовалось всего 13 месяцев. Вторая нитка газопровода была сдана еще через год. Строительство «Северного потока – 2» стартовало в начале 2018 года и продолжается по сей день, хотя проект завершен более чем на 90%, напоминает Семченков.

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

В-третьих, немаловажным препятствием для завершения «Северного потока – 2» является. его «старший брат», считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Ежегодно через «Северный поток» Европа получает 55 млрд кубометров газа. Это не так много, как нужно Европе, но всё же поставки на европейском рынке диверсифицированы. С запуском «Северного потока – 2» с той же мощностью баланс изменится в пользу подводных газопроводов «Газпрома». Это беспокоит страны —транзитеры газа, по чьим интересам бьет проект, а также США, которые намерены осваивать европейский рынок со своим газом. Тем не менее в той же Германии понимают, что без увеличения поставок не обойтись в любом случае: в ФРГ закрываются АЭС и электростанции, работающие на угле. Тот же «Северный поток» сейчас загружен больше, чем предполагалось при проектировании», — резюмирует аналитик.

Будущее под вопросом

Если в начале 2000-х проблема согласования «Северного потока» была трудна, но решаема, сейчас «Газпром» столкнулся с чередой больших препятствий. 19 января 2021 года впервые прозвучала мысль об отказе от проекта. Впрочем, эксперты советуют не принимать всерьез подобные высказывания.
Заявление «Газпрома» носит политический характер, уверена Косарева: «Это очередная попытка давления на страны, которые заинтересованы в газопроводе, проверка реакции общества с помощью СМИ».

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Объявление о возможной приостановке — вынужденная мера со стороны «Газпрома», утверждает Лукашов из SoftLink. «США угрожают ввести санкции против европейских компаний, сотрудничающих с «Газпромом». Почти все они приостановили работу по укладке труб газопровода и другую деятельность в рамках данного проекта, — говорит он. — На мой взгляд, позиция «Газпрома» абсолютно логична. Российская компания не должна нести все риски по «Северному потоку – 2».

Европейским потребителям следует продемонстрировать свою заинтересованность в российском газе и активнее участвовать в переговорах с США по поводу отмены санкций. Это будет непросто: американцы не намерены отступать от планов по поставкам собственного СПГ в Европу», — заключает аналитик.

По мнению Ивана Семченкова, сейчас оценить перспективы «Северного потока – 2» очень сложно — слишком много противодействующих и тормозящих факторов. «Энергокомпании оправляются от последствий пандемии, простой строительства удорожает его стоимость для «Газпрома» и зарубежных партнеров — каждая из заинтересованных сторон тянет в свою сторону, но проект не двигается с места», — считает эксперт. К возможности реального отказа «Газпрома» от «Северного потока – 2» Семченков также относится скептически.

Источник

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разницаi_korotchenko

Военно-политический дневник Игоря Коротченко

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

С начала работы система успешно наращивала объемы поставок, при этом неуклонно повышая использование производственных мощностей. В 2014 году было задействовано 65% годовой производственной мощности газопровода «Северный поток». В 2015 году этот показатель вырос до 71%, а в 2016 году достиг 80%. В 2017 году ожидается почти 90% использование производственных мощностей.

В холодные месяцы зимы прошлого года (2016/2017) средняя загрузка на газопроводе была очень высокой. Когда это было необходимо, то полностью использовалась максимальная дневная пропускная способность, и трубопроводная система без каких-либо проблем гибко адаптировалась к сезонному повышению спроса на газ со стороны европейских потребителей.

Как сообщает в своем пресс-релизе Nord Stream AG, компания тесно взаимодействует со всеми заинтересованными организациями и органами власти, а также с ведущими отраслевыми поставщиками и консультантами. Например, широко известная сертифицирующая фирма DNV GL осуществляет регулярную сертификацию системы трубопроводов, и высоко ценит неуклонное стремление компании Nord Stream AG к безопасной и надежной транспортировке газа.

Важно отметить, что Nord Stream AG разработала национальные программы экологического мониторинга в тесном сотрудничестве с теми странами, которые выдали разрешения на строительство и эксплуатацию трубопровода. Инвестиции на уровне примерно 40 миллионов евро, потраченные на разработку этих программ, являются свидетельством приверженности компании Nord Stream AG обязательствам по сохранению экосистемы Балтийского моря. Результаты проведенных исследований подтвердили положение о том, что строительство и эксплуатация газопровода соответствуют, или даже ниже значений, установленных в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС): воздействие ниток газопровода на окружающую среду было незначительным, локальным и всего лишь кратковременным.

США, которые хотят возить из-за океана и сбывать европейцам свой дорогой сжиженный газ, это хорошо понимают. Новые антироссийские санкции Вашингтона ставят энергетические компании перед выбором: участвовать в строительстве и попасть под санкции или не участвовать и подорвать свою энергетическую безопасность.

Попытки остановить или сорвать строительство «Северного потока 2» продолжаются. Идут жесткие дебаты в Европарламенте, упирается по юридическим вопросам Еврокомиссия. Но главный упор противники второй газовой магистрали через Балтику делают на то, что «Северный поток 2» – якобы политический проект. Проект России, которая хочет взять Европу в «газовые клещи» и за счет Северных и Турецкого потоков и диктовать свою волю.

Складывается впечатление, что многие политики в Брюсселе существуют в другом измерении, где прямая не есть самое близкое расстояние между двумя точками. А между тем «Северный поток 2» как раз и есть прямая, которая проходит (минуя Украину) от полуострова Ямал в Европу. Путь газа в Германию оказывается в три раза короче, а, следовательно, поставки гораздо дешевле и менее рискованные. Но пока интриги, активно инспирируемые США, продолжаются.

Источник

История «Северных потоков»: как и почему Европа работает с Газпромом

Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть фото Северный поток 2 и 1 в чем разница. Смотреть картинку Северный поток 2 и 1 в чем разница. Картинка про Северный поток 2 и 1 в чем разница. Фото Северный поток 2 и 1 в чем разница

Сразу после подписания соглашения о «Северном потоке – 2» между США и ФРГ «в бой ринулись» сотни комментаторов – от политиков и политологов до журналистов, для которых происходящее стало лишним поводом заявить о себе. Свое «ценное» мнение высказывают руководители Прибалтики, Украины и прочих, чье дело в данном случае – исполнять роль статистов, поскольку их мнение важно только для них самих. Но этот бесконечный шум и гам не дают ничего полезного для тех, кто желает действительно разобраться в том, что происходит, почему происходит и к каким результатам может привести.

После обсуждения и получения поддержки редакции «Журналистской правды» родилась простая идея: сделать цикл статей, касающихся истории не только «Северного потока – 2», но и «Северного потока» без номера (который для четкого отличия обозначим как СП-1). Как появлялись эти проекты, кто был инициатором, кто был противником, какими получились или могут получиться результаты. В этой истории завязывались самые разные отношения, возникали и исчезали альянсы экономических, а порой и политических группировок – немного похоже на «технологический триллер».

Цикл статей, я надеюсь, будет «сгруппирован» «Журналистской правдой» в одном месте, чтобы любой заинтересовавшийся мог без проблем ознакомиться с этой историей, которая, я уверен, достаточно занимательна.

Но есть и еще один момент: если сосредоточиться только на СП-1 и СП-2, будет совершенно не очевидно, по каким таким причинам европейские газовые компании столь охотно идут на стратегическое сотрудничество с Газпромом, совместно с ним инвестируя миллиарды евро на новые газовые магистрали. Больше того – СП-1 в свое время получил от Еврокомиссии режим наибольшего благоприятствования, был отнесен к категории «имеющих общее значение для ЕС», хотя его строительство началось уже после того, как был принят Третий энергопакет ЕС.

Впрочем, и о самом Третьем энергопакете мы знаем не так уж много, хотя это словосочетание не сходит со страниц СМИ уже несколько лет в ежедневном режиме. К примеру, очень нечасто вспоминают, что Еврокомиссия этот Третий энергопакет (далее – ТЭП) опубликовала в 2009 году, а процесс его имплементации в национальные законодательства стран-членов ЕС завершился только в 2015 году, причем ряд государств пошел на это только после проигрышей судебных исков со стороны Еврокомиссии. Если коротко: о газовой отрасли, об отношениях России с Евросоюзом и отдельными его странами, о газотранспортной системе Украины, о магистральных газопроводах (МГП) говорят многие, но, как ни странно, очень немногие понимают и знают, о чем говорят. Размышления о такой странности и привели к идее о том, что «газовый ликбез» лишним не будет.

О некоторых особенностях налоговой системы России

Но для начала – два базовых факта, незнание или умышленное отрицание которых позволяет многочисленным критиканам заниматься антироссийской пропагандой. Один из наиболее часто встречающихся «аргументов»: «Какое нам дело до того, сколько добывает газа и сколько на нем зарабатывает Газпром – простой россиянин топит печку кизяком и в туалет ходит в берлогу к медведю! Все деньги Газпрома уходят на строительство шубохранилищ на яхтах, которые плавают в бассейнах олигархов. » и тому подобное.

Налоговая система России выстроена так, что поступления в наш государственный бюджет в виде налогов от Газпрома в 11 раз превышают доходы, получаемые от него же в виде дивидендов по результатам его деятельности. Налоги Газпром платит с того момента, когда природный газ покидает подземные кладовые, Газпром платит экспортную пошлину и все налоги, предусмотренные законами, при реализации газа внутри России. Следовательно, все, кто имеет отношение к бюджетной сфере занятости, кто использует федеральные дороги, кто пользуется образовательными и медицинскими услугами в России – объективно заинтересованы в том, чтобы объем добычи у Газпрома продолжал либо оставаться на одном уровне, либо рос. Прочие комментарии – о том, как именно государство российское использует государственный бюджет, не касаются энергетической отрасли, это можно и нужно обсуждать в других темах. Прибыль Газпрома – это возможности строить газоперерабатывающие заводы и газораспределительные сети для обеспечения конечных потребителей, для газификации территории нашей страны.

И вот тут второй базовый факт: по состоянию на начало 1992 года уровень газификации составлял 51%, при этом уровень газификации Сибири и Дальнего Востока был равен нулю. За минувшие с той поры годы уровень газификации вырос до 71%, газ пошел за Урал, и происходит это все без государственного финансирования, только за счет инвестиций самого Газпрома. Только за счет своей прибыли Газпром развивает новые добычные проекты, тем самым давая заказы для многих отраслей нашей промышленности.

Следовательно, Россия напрямую заинтересована в том, чтобы экспортные поставки концерна приносили ему как можно больше прибыли. То, что сейчас основной объем прибыли идет за счет экспорта непереработанного энергетического ресурса в европейские страны – «заслуга» Газпрома отнюдь не на 100%. Советский газ пошел в Западную Европу с конца 60-х годов прошлого века, наше отставание по развитию нефтегазопереработки тоже сложилось во времена СССР. Это не упрек в адрес Советской власти – просто констатация фактов. Можно сколько угодно спорить по поводу того, что и поставки в Азию, и строительство химических предприятий в постсоветское время могло бы идти активнее. Вполне возможно, что это действительно так, вот только споры не имеют смысла, важно согласиться с тем, что нам сейчас нужны и поставки в Азию, и глубокая переработка газа, и более полное развитие такой отрасли, как производство СПГ.

Долгоиграющие последствия политических реалий 70-х годов прошлого века

В последние годы существования СССР была построена целая система магистральных газопроводов в сторону Западной Европы – в те годы никто не имел такой богатой фантазии, чтобы вообразить случившийся уже в этом веке стремительный рост платежеспособного спроса со стороны Китая. В годы Советской власти такой вид промышленности, как производство СПГ, не существовал – по причине полнейшей невостребованности такой продукции для СССР. Все собственные потребности и спрос в странах СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) удовлетворялись за счет газовых трубопроводов, и это тоже не критика, а констатация фактов.

Еще один исторический момент – то, по каким причинам вся советская система экспортных трубопроводов шла через территорию Украинской ССР, хотя через территорию Белорусской ССР и Польской Народной Республики маршруты были бы короче. Причина – не некий «географический кретинизм» и не мифическое желание «потакать интересам Киева», все проще. Маршруты через ПНР дальше должны были бы проходить через территорию ГДР, Германской Демократической Республики, что было невозможно для ФРГ и Австрии, которые не желали иметь никаких отношений с этим государством. Советское руководство пошло навстречу западным партнерам, границы между союзными республиками в те времена никого не интересовали.

Результат известен – после 1991 года выяснилось, что экспорт российского газа в Европу на 100% зависит от Украины. Максимальная транзитная мощность ГТС Украины – 140 млрд кубометров газа в год, объем просто колоссальный. Уход от такой зависимости требовал денег и времени, а ситуация осложнилась еще и тем, что спрос на газ в Европе продолжал и продолжает расти: России нужно было строить новые газовые магистрали «с запасом».

Результаты такого замещения известны: уже введенные в эксплуатацию «Голубой» поток», «Ямал – Европа», «Турецкий поток» и СП-1, в режиме реального времени мы наблюдаем за реализацией проекта СП-2.

Без учета СП-2, но с учетом системы магистральных газопроводов «Сияние Севера», по которой российский газ приходит в Прибалтику и в Финляндию транзитные мощности Газпрома составляют те самые 140 млрд кубометров. Другими словами – Россия за минувшие 20 лет (90-е годы прошлого века в развитии нашей страны я учитывать отказываюсь) смогла добиться того же результата, что и весь СССР за 20 лет.

«Сила Сибири» и СП-2, СПГ-заводы на Сахалине на Ямале – это уже состоявшийся выход выше результатов, которых смог добиться Советский Союз. И не просто выход, а весьма основательный – после того, как СП-2 и «Сила Сибири» выйдут на проектные мощности, Россия добавит к советским достижениям еще 135 млрд кубометров в год.

А мы уже начали реализацию проектов «Арктический СПГ-2» и «Балтийский СПГ», уже идут переговоры с Китаем по «Силе Сибири-2» и по «Силе Сибири-3». Перечисленные факты – не попытка выдать индульгенцию тому, как обеспечивает развитие России наше руководство, это очередная констатация фактов: результат – есть, и результат весьма серьезный. И рост газификации России с 51% до 71% – тоже очень немало, поскольку эти 20% приходятся на те территории и регионы, газифицировать которые не смог могучий Советский Союз: Сибирь и Дальний Восток. Потому, прежде чем срываться на истерику из разряда «Шеф, все пропало!» – припомните все перечисленное и вам немного полегчает.

Модель либеральной экономики в действии

Но на этом базовые знания, которые необходимы для того, чтобы понимать происходящее, заканчиваться не должны. Мы совершенно спокойно и даже с вниманием относимся к рассуждениям о том, как выглядят отношения России с Европой и теми же Штатами в газовой сфере, даже если заголовки подобного рода статей звучат как: «Германия участвует в реализации проекта СП-2», «Голландия – участник СП-1», «Польша отказалась продлевать транзитный договор с Россией», хотя каждый из этих заголовков с действительностью не имеет ничего общего.

Постулаты либеральной экономики, о которой так много говорят ее апологеты, в Европе воплощены в реальность практически полностью. В соответствии с ними государство не должно являться непосредственным участником хозяйственной деятельности, непосредственное участие государств экономике сведено к минимуму – в угоду принципу о более высокой эффективности частного собственника. Под давлением Еврокомиссии и Европарламента одно европейское государство за другим выходило из бизнеса, государственные компании – приватизировались и даже если в их акционерном капитале остаются государственные доли, то это уже не контрольные пакеты акций.

Мы привыкли не обращать внимания на такие тонкости просто из-за инерционности мышления. Слишком привычно для нас то, что государственный концерн Газпром был и остается эксклюзивным экспортером трубопроводного газа, что Газпром ведет коммерческую деятельность в режиме вертикально интегрированной компании. Разведка месторождений – Газпром, разработка месторождений – Газпром, транспортировка и распределение «голубого топлива» – Газпром, контракты и контакты с иностранными потребителями – снова Газпром.

Ничего плохого в том, что государство Российское сохраняет контроль над стратегически важным сектором экономики, конечно, нет – просто нужно помнить о том, что в Европе и в Штатах этого нет и в помине. Подземные хранилища газа, магистральные и распределительные газопроводы – в Европе и в Штатах все это находится в руках частных компаний. Прямое следствие – ни одно государство из состава ЕС не являлось и не является участником инфраструктурных проектов европейско-российских газовых проектов. Ни одного метра труб в СП-1, СП-2 и прочих из списка не принадлежит Германии, Австрии, Франции или любому другому государству – только и исключительно частным европейским компаниям. Это у нас Алексей Миллер, получив указание президента или распоряжение правительства размышляет только о том, как выполнить полученное задание, а в Европе все несколько иначе.

Газовые компании соотносят решения правительств своих стран с экономическими интересами своих акционеров, не нарушены ли они правительственными чиновниками и, если нарушены – не подать ли на них в суд. И удивляться этому не приходится, поскольку в 99 случаях из ста все разговоры относительно необходимости либеральной экономики заканчиваются там, где пролегает граница государств, имеющих богатые газовые месторождения. Как пример – МГП, по которым природный газ поступает газ в Европу.

С Россией и Газпромом и так понятно, давайте посмотрим на остальные. Норвегия – газ добывает и экспортирует государственная компания Equinor, Алжир – газ добывает и экспортирует государственная компания Sonatrach, Азербайджан – газ добывает и экспортирует государственная компания SOCAR. Есть собственный газ – его контролирует государственная компания, нету газа – наблюдаем торжество либеральной экономики.

Ровно то же, впрочем, и с нефтью – в государствах ОПЕК нефть в руках государственных компаний, в государствах, нефть импортирующих – либеральная экономика, никаких исключений.

Следствия из этого вполне очевидно: если госпожа Меркель отстаивает СП-2 – так это не потому, что она боится с Путиным поругаться, а потому, что опасается судебного преследования федерального правительства Германии со стороны немецких частных компаний, вложившихся в СП-2. Если министр иностранных дел Венгрии заявляет, что «Венгрия подписала новый контракт с Газпромом», то не стоит удивляться тому, что венгерская компания MOL, которая отвечает, в числе прочего, за импорт газа для Венгрии, через неделю после этого заявления открывает завод в Татарстане в зоне с налоговыми преференциями. То, что в обоих случаях европейские политики «держат в уме» электоральный цикл и размышляет о возможных спонсорах – тоже стоит помнить и принимать во внимание.

«Эра Гронингена»

Еще одно следствие того, что в Европе газовая отрасль находилась и находится в руках частных компаний – то как выглядит сеть газовых трубопроводов в России и в старых странах ЕС.

Газпром, став наследником министерства газовой промышленности СССР, сохранил и приумножает ЕСГ, единую систему газового снабжения. В советские времена в газопроводах хаоса не было, каждый из них был самым тщательным образом «вписан» в систему подземных хранилищ газа, в запросы конечных потребителей, причем часть промышленных потребителей и появилась-то исключительно в связи с развитием ЕСГ.

Газопроводы высокого давления составляют единый комплекс с газоперекачивающими станциями, со станциями газораспределительными и газопроводами среднего и низкого давления. ЕСГ России сегодня – это 171,2 тысячи километров газотранспортных магистралей и 746,3 тысяч километров газораспределительных сетей, и это именно система.

Протяженность газовых сетей Европы почти в два раза больше, вот только слово «система» здесь вряд ли можно использовать – в отличие от плановой системы времен социалистического хозяйствования, в Европе все развитие было куда как более хаотичным.

В каждой стране были особые условия: где-то государство достаточно жестко контролировало и управляло развитием газового хозяйства, где-то все изначально было отдано в руки частников, огромное количество нюансов связано с государственными границами, с объединениями газовых систем. Это тоже нужно не забывать – «вписывание» в газораспределительную систему новых газовых магистралей в Европе требует куда больше времени и усилий, чем в России.

Однако, не взирая даже на то, что формирование «газовой паутины» вот уже полвека сопровождается сливаниями и разделениями компаний-владельцев и компаний-операторов, банкротствами и созданиями новых консорциумов – газовая система Европы действует, постепенно модернизируясь и расширяясь. Причина всего этого великолепия – не некая мистика или пресловутая «невидимая рука рынка». Газовая система Европы своим существованием обязана ровно одному удивительному месторождению – Гронингенскому, крупнее которого на территории ЕС не было и нет. Его разработка началась в середине 60-х годов прошлого века, за эти годы общий объем добычи превысил 1,5 трлн кубометров, но остаточные запасы, по оценкам специалистов отрасли, все еще составляют около 2,7 трлн кубометров. К этому роскошному подарку матушки-природы руководители и газовые компании Голландии сумели присоединить крайне удачную «придумку» – так называемую гронингенскую модель долгосрочного экспортного газового контракта (ДСЭГК). Огромное месторождение и эта модель дали старт массовому строительству магистральных газопроводов, стремительному расширению газораспределительных сетей, потребовали наращивания объемов подземных хранилищ газа во всех доступных геологических формациях.

До момента принятия ТЭП в Европе царила настоящая «эра Гронингена», разработанная модель договора позволила появиться в Западной Европе советскому газу – знаменитый МГП «Уренгой – Помары – Ужгород» удалось построить только потому, что тогдашние европейские партнеры подписывали договор с советскими компаниями на основании все той же гронингенской модели ДСЭГК.

На этой же модели ДСЭГК в Евросоюз были основаны трубопроводные проекты алжирской Sonatrach и норвежского Statoil (современное название – Equinor), и даже совсем свежий МГТ TAP – TANAP, по которому в Турцию и в Южную Европу начал поступать газ Азербайджана настолько удачно выведен из-под действия ТЭП, можно, пусть и с некоторой натяжкой, отнести к еще одному «детищу Гронингена». Так что, если что-то и относить к европейским ценностям без кавычек и насмешек – так это именно гронингенскую модель ДСЭГК, которая явно заслуживает того, чтобы ей была посвящена отдельная статья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *