Северный речной порт что посмотреть
Северный речной вокзал на карте Москвы
Здание введено в эксплуатацию как один из объектов транспортной инфраструктуры столицы и является, наряду с этим, центром большой парковой зоны (более 40 га).
Восстановлен исторический фасад трехэтажного вокзального здания (площадь 5300 кв. метров, длина фасада 150 метров) и внутренние элементы интерьера.
Видео без рекламы, 1 минута
Гостей встречают отреставрированные башенные часы XVIII-XIX веков, фарфоровые медальоны у главного входа, позолоченная звезда с серпом и молотом, которая украшала шпиль вокзала с 1937 года.
В здании Северного речного вокзала сегодня работают:
— ресторан;
— смотровая площадка с видом на Химкинское водохранилище;
— исторический зал ожидания;
— выставка музея «Московский транспорт»;
— историческая зона «Зал особого назначения»;
— сувенирная лавка;
— книжный магазин.
Интерьеры здания вокзала
После реставрации Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 кораблей в сутки. Пропускная способность порта составит более 1,5 млн пассажиров за сезон.
Основные направления: Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев.
Канатная дорога и бассейны
В ближайшие годы планируется построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Она должна улучшить транспортную доступность Северного речного вокзала и стать туристическим аттракционом, наряду с действующей канатной дорогой в Лужниках.
Летом возле Речного вокзала планируется открыть зону отдыха с тремя открытыми бассейнами, шезлонгами и раздевалками.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА: https://severny-rechnoy-vokzal.ru
Бесплатные экскурсии
Экскурсия с директором Музея Транспорта Москвы Оксаной Бондаренко. 7 мин.
В экспозиционном пространстве Северного речного вокзала Музей Транспорта Москвы представляет инсталляцию «Пять морей и воздушный океан. История одной фотографии…» Экспозиция состоит из архивных документов, исторических артефактов и копии знаменитого самолета-амфибии Сикорского в масштабе 1:10 под номером Н-207.
Внимание! О сроках проведения выставки уточняйте по телефону музея +7(495)678-02-91
Бесплатная выставка в Музее Москвы
Май 2021: Пока неизвестно, сохранилась ли эта экспозиция в настоящий момент!
С 20 октября по 22 ноября в Музее Москвы проходит выставка «Северный речной вокзал» (ВХОД СВОБОДНЫЙ), приуроченная к открытию уникального памятника архитектуры после длительной реставрации. В экспозиции можно будет увидеть путеводители по Москве-реке и открытки 1930-1950-х годов, познакомиться с «Расписанием движения флота Московского речного пригородного пароходства на навигацию 1935 года», получить представление, как выглядел речной трамвайчик в 1952 году.
Также посетители увидят фотографии Наума Грановского, Льва Раскина и Эммануила Евзерихина с видами Северного речного вокзала из коллекции Музея Москвы.
На выставке будет представлена коллекция сувенирных блюд с изображением Северного речного вокзала и гидротехнических сооружений порта пяти морей.
Что нужно знать о Северном речном вокзале
Откуда взялся Северный речной вокзал и почему он так важен?
Северный речной вокзал появился в эпоху грандиозных строек и бурного развития Москвы. Тогда же, в 1930-е годы, началось строительство метрополитена и проектировался Дворец Советов. Конструктивизм постепенно вытесняла неоклассика: архитектура столицы становилась особенно величественной и пышной. Ну а речной вокзал, яркий памятник сталинского ампира, создавался в непосредственной связи с каналом «Москва-Волга» (сегодня – Канал им. Москвы) – уникальным водным сооружением с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, обеспечивает подачу электроэнергии. Кроме того, на берегах канала появилось множество баз отдыха и рыболовства. Словом, значимость его огромна, а о необходимости такого канала думал еще Петр I.
Фото: Shutterstock
Речной вокзал стал «венцом» грандиозного комплекса и водными вратами Москвы. Поражающий воображение памятник архитектуры был вообще-то экспериментальным проектом – подобных сооружений в стране до этого не возводили. Зато позже он послужил образцом для речных вокзалов в других городах. Благодаря ему и каналу столица стала по праву считаться «портом пяти морей»: отсюда стало возможно добраться на Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря. А в число основных направлений навигации вошли Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград. Когда-то вокзалом пользовались 1,5 миллиона пассажиров за сезон, и теперь, после восстановления, пропускная способность сможет вернуться к этим цифрам.
Фото: Canva.com
Еще один интересный исторический факт: именно в акватории вокзала начинались советские арктические авиаэкспедиции 1930–1940 годов.
Архитектура и декор
Северный Речной вокзал – первый по-настоящему красивый речной вокзал страны. Даже так: он первым был задуман, как красивый. Как не только функциональное сооружение, но и место притяжения, достопримечательность, где можно прекрасно провести время.
Здание вокзала напоминает корабль – огромный круизный лайнер. Его открытые веранды с колоннами должны были символизировать палубы; открытые галереи с фонтанами по обеим сторонам – нос и карму; центральная часть – корпус корабля с каютами; а центральная башня – мачту или трубы парохода (существуют разные интерпретации, но суть понятна).
Фото: Александр Калашников
Помимо морской тематики его архитекторы, Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, вдохновлялись Дворцом дожей в Венеции – величественным памятником итальянской готической архитектуры XIV-XV веков.
Фото: Shutterstock.com
27-метровый шпиль вокзала украшает огромная позолоченная звезда, похожая на знаменитую кремлевскую звезду со Спасской башни. Механизм шпиля – подвижный: проектировщики хотели, чтобы его можно было задвигать обратно в башню в конце навигационного сезона. Однако эта функция оказалась невостребованной: шпиль убирали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал мишенью для немецких бомбардировщиков. Вместе с ним высота здания составляет 75 метров.
Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.
Фото: Александр Калашников
Понравился посетителям и новый фонтан («Юг» и «Север» были отреставрированы), который установили на площади перед вокзалом: это светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров. Фото: Александр Калашников
Весьма примечательны 24 фарфоровые тарелки-медальоны на колоннах у обоих входов на вокзал – со стороны набережной и парка. Все они имеют 1,5 метра в диаметре и украшены уникальными полихромными рисунками, объединенными темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и даже романтичный и удивительный дирижабль. Он, как и многие другие изображения на медальонах, имеет реальный прототип: это самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный на комбинате, который так и назывался – «Дирижаблестрой». На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался. Реставрация этих элементов декора была каверзной задачей, но теперь мы можем любоваться ими в первозданном виде. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что до сих пор находятся на станции метро «Театральная». Фото: Shutterstock
Интерьеры вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. И снова большое внимание к деталям: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, здесь уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.
Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937-м архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.
Прилегающая территория
Под стать величественному зданию и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского и тоже является объектом культурного наследия регионального значения.
Фото: Александр Калашников
Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и этот парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно и нужно запускать кораблики, что непременно оценят юные гости.
Фото: Александр Калашников
Чем заняться
Мы уже писали, что Северный речной вокзал был изначально задуман как место для прогулок и отдыха. Эксперты считают, что теперь, после реконструкции, он будет не только туристическим маст-хэвом для гостей из-за рубежа и других городов России, но и центром внутреннего туризма, куда москвичи будут нередко заезжать в выходные и праздничные дни. То есть встанет в одном ряду с ВДНХ, Парком Горького, Зарядьем. На открытие вокзала пришло очень много людей, и восторженных отзывов было не сосчитать. Ведь получилось и правда очень здорово.
Фото: Александр Калашников
Посетителям мы рекомендуем познакомиться с вокзалом поближе – на экскурсии. Из-за пандемии они временно приостановлены, но, когда позволит обстановка, такая прогулка станет отличной идеей. Проводят их экскурсоводы Музея Транспорта Москвы и в том числе его директор – Оксана Бондаренко.
В здании вокзала открыли выставочное пространство этого же музея. Планируется, что оно даже станет его «визитной карточкой». Первой экспозицией стал проект «Порт пяти морей и одного воздушного океана», посвященный роли Северного речного вокзала в освоении Арктики.
Не только подкрепиться, но еще поностальгировать и полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика» можно в ресторане «Волга-Волга». Легендарное заведение было открыто в далеком 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие.
Конечно же, отсюда отправляются речные круизы – выбирайте и бронируйте в местном туристическом офисе. Ну а дальше будет больше. В следующем сезоне на территории Северного речного вокзала начнут проводить культурные мероприятия – для этого уже возведен амфитеатр. Посетители смогут насладиться пляжным отдыхом в зоне с тремя бассейнами с подогревом для взрослых и детским бассейном глубиной 0,5 метров.
Поблизости открылись площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравится уютная детская площадка, оформленная в морской тематике.
Фото: Александр Калашников
И, пожалуй, самые волнующие планы – долгосрочные: в ближайшие годы между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал», как раз над каналом, построят канатную дорогу длиной 2,3 километра. Она соединит несколько районов и станет важным транспортным объектом в округе. Ну и увлекательным аттракционом, конечно же!
Северный речной вокзал Москвы: история и достопримечательности
Северный речной вокзал Москвы (СРВ) называют парадными воротами порта 5 морей. Грандиозное по своему замыслу строение в стиле сталинский ампир было построено в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища и стало одним из советских символов города. Вокзал, пришедшей в запустение и заброшенный на многие годы, был отреставрирован и открыт в день города — 5 сентября 2020 года, сейчас он вновь обрел былую славу.
Северный речной вокзал Москвы называли речными воротами города. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Северный речной вокзал Москвы: несколько фактов
Сайт: северный-речной-вокзал.рф Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, строение №2. Ближайшее метро: станция «Речной вокзал».
Северный речной вокзал Москвы на карте
Реставрация Северного речного вокзала
С 5 сентября 2020 года, Северный речной вокзал в Москве, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами. Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного.
Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.
Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.
Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места. Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.
За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка. Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.
Входы в вокзал
Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками.
Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов. Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.
Фонтаны
Изначально в боковых галереях вокзала находились два симметрично расположенные фонтана. Их оформление было тематическим: северный фонтан оснащался фигурками белых медведей и выполненных из бронзы северных птиц, а южный украшала скульптурная группа из дельфинов. Из-за того, что фигуры животных северного фонтана сильно пострадали от времени, их пришлось изготавливать заново. А вот бронзовые дельфины были обнаружены в здании вокзала и установлены на прежние места.
В настоящее время старые фонтаны «Север» и «Юг» дополнены новым, светодинамическим. Он установлен на площади перед вокзалом и имеет площадь свыше 110 квадратных метров. Мало кто знает, но Северный речной вокзал имеет еще два небольших фонтана-родничка, сделанных в виде осетров, из голов которых в каменные чаши бьют струйки воды.
Парадная лестница
Из-за разного уровня высот парковый фасад здания — двухэтажный, а речной фасад — трехэтажный. Со стороны набережной построена высокая широкая лестница, ведущая в центральный вход вокзала.
Учитывая, что от данного речного вокзала начинались все северные экспедиции советских ученых в 1930-1940-е годы, часть декора вокзала посвящена именно этой тематике. Сейчас у его главной лестницы установлена точная копия первого серийного советского самолета, летающей лодки Ш-2, разработанного конструктором Шавровым.
Интерьеры
Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.
Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.
В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.
Кабинет Сталина
На первом этаже вокзала восстановлено небольшое помещение, получившее название «кабинет Сталина». Некогда там первые лица государства могли ожидать посадки на пароход либо проводить деловые встречи. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка 30-х годов ХХ столетия, и в нем также могут проводиться некие камерные встречи крайне узкого круга лиц.
Ресторан «Волга-Волга»
После реставрации в вокзале возобновил работу ресторан «Волга-Волга», название которого полностью соответствует названию знаменитой кинокомедии 1930-х годов с актрисой Любовью Орловой в главной роли. Ресторан был открыт в 1939 году, воссозданы первоначальные интерьеры. Ресторан «Волга-Волга предлагает «русско-советскую кухню в современном прочтении».
Музей Транспорта Москвы
В здании речного вокзала после его открытия 5 сентября 2020 начал работать Музей Транспорта Москвы. Им представлены сменные экспозиции, рассказывающие об истории строительства вокзала, развитии речного и морского транспорта. Здесь также работает сувенирный магазин Музея Транспорта Москвы.
Смотровая площадка
По бокам здания находятся лестницы, по которым можно подняться на верхние веранды и смотровую площадку, расположенную на крыше здания. С плоской крыши-террасы открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и парк Северное Тушино. Здесь можно полюбоваться историческими фонарями-ландышами и сфотографироваться на фоне вокзальной башни с часами.
Крыша Северного речного вокзала стала еще одной интересной смотровой площадкой Москвы.
Макет канала имени Москвы
Новой деталью привокзальной территории стал искусственный ручей, полностью повторяющий конфигурацию канала имени Москвы с латунными макетами 8 шлюзов и самого вокзала. Начинается макет около причала №1, разбивается на 4 части. Длина искусственного потока – 400 метров, выглядит он красиво и необычно. Детям очень нравится запускать по нему кораблики. Макет канала подсвечивается в темное время суток.
Парк Северного речного вокзала
Рядом с Северным речным вокзалом находится парк, который был разбит в 1936-1938 годы по проекту Тимофея Шафранского. Парк расположен на искусственной террасе из насыпного грунта. Были посажены несколько видов деревьев и кустарников, высажены цветники. Парк украшали 14 скульптурных групп, фонтаны и вазоны. Фигурная чугунная ограда архитектора Мельчакова И.Д. протянулась вдоль Ленинградского шоссе.
Скульптура «Спорт»
Сейчас парк, как и вокзал значительно обновлен, возвращен первоначальный вид парадному партеру и аллеям с цветниками. Кроме двух воссозданных исторических фонтанов появился еще один, возведены павильоны в стиле 1930-1950 годов, а также отреставрированы сохранившиеся скульптуры «Спорт» и «Водный путь». Построены детские и спортивные площадки, зоны отдыха с шезлонгами и пуфами в виде камушков.