Сгоны для труб что это такое
Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности
Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.
Что такое муфта
Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.
Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.
Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.
Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.
Что такое сгоны
Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.
Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.
Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.
Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:
Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:
Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.
Технология сборки трубопровода
Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.
Рекомендации по демонтажу
Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.
Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.
Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.
Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.
Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.
Заключение
Сгоны для труб: характеристики и способы соединения
Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.
Соединительный фитинг для трубопровода
Как подобрать сгон
При выборе сгона требуется учитывать:
Разновидности сгонов
Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:
Фитинг для смены направления магистрали
Разновидности сгонов для трубопровода
Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.
Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.
Фитинг для соединения труб между собой
Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.
Устройство для монтажа резьбовых фитингов
Подбор материала изготовления
Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:
Латунный сгон для трубопроводов
Определение технических параметров
Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:
Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ
Самостоятельное изготовление сгона
При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:
Работа выполняется в следующем порядке:
Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона
Нарезка резьбы на сгоне
При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.
Установка сгонов
Основными преимуществами установки сгонов являются:
Места размещения фитингов
Сгоны рекомендуется устанавливать:
Места, где требуется монтаж сгона
Установка фитинга
Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).
Комплект фитинга «Сгон»
Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:
Варианты уплотнения резьбового соединения
Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов
Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.
Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:
При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.
Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке
Что такое сгон в сантехнике
Сгон – это соединительная сантехническая заготовка, предназначенная для состыковки отдельных участков труб во время ремонта или прокладки инженерных коммуникаций. С помощью этой важной детали обеспечивается единая конфигурация трубной системы.
В сантехнике соединительные фитинги по своему внешнему напоминают следующие детали:
Сгоны для труб дают возможность выполнить демонтаж на определенном участке трубопровода, например: в местах стыковки не поворотных элементов.
Чтобы объяснить его назначение неспециалисту в сантехнике, достаточно посетить домашнюю ванную комнату или на кухню, где установлена регулирующая арматура: запорный вентиль или пробковый кран. В местах стыковки трубопровода и крана установлена соединительная деталь, которая называется «сгон водопроводный». В домашней отопительной сети для быстрого демонтажа обогревательных радиаторов устанавливается сантехническая деталь американка – разновидность резьбового сгона.
Полезные аксессуары
Заменить определенную деталь в целостной конструкции, иногда, бывает очень сложно или даже, практически, невозможно.
Сие сопряжено с целым рядом сложностей (электросварные фитинги для ПНД труб).
Именно по этой причине при обустройстве многих систем используют резьбовые соединения посредством муфт (соединительные для труб ПНД) и сгонов.
Это соединительный фитинг, который представляет собой трубку небольшого размера с резьбой для стыковки пустотелых предметов.
На одном конце длина резьбы, по обыкновению, намного меньше, чем на противоположном.
Так как тот торец, что короче (5-6 ниток) предназначен для муфты, а второй, состоящий из 20 – 30 ниток – для зажимного устройства и контргайки.
Нержавеющий сгон с контргайкой, как правило, используется для объединения двух неподвижных труб, которые нет возможности развернуть.
Также эта деталь может применяться в совокупности с шаровым краном любого сечения (как соединить кран с полипропиленовой трубой написано здесь).
Специалисты отдают предпочтение изделиям с достаточно длинной резьбой.
Потому что при возникновении ситуации, когда нет альтернативы, поместить нужную деталь на участке с пазами, необходимо увеличить промежуток между стыковочными сторонами трубы и сгона.
А это приведет к снижению прочности соединения.
А что вам известно про устройство дренажной канавы? Прочитайте в полезной статье, как правильно отвести грунтовые воды с приусадебного участка.
Про величину штрафа за скважину на участке написано на этой странице.
Следует знать, что данная соединительная деталь, в большинстве случаев, используется для систем водопровода (видео, как соединить трубы ПНД без сварки, посмотрите здесь).
Поэтому она должна обладать хорошей защитой от коррозии.
Устройство соединения и его обозначение
Сгоны резьбовые двухсторонние применяют для стыковки отдельных участков трубных систем подачи воды, отопления и газа. Соединительные фитинги допускается применять в трубопроводах с внутренней температурой жидкости до +175° С и величиной рабочего давления в магистрали не больше 1,6 МПа.
Данным стандартом определяется маркировка фитинга:
Завершает шифр действующий государственный стандарт. Пример условного обозначения фитинга «Сгон 40 «ГОСТ 8969-75».
По этому стандарту определены следующие размеры:
На заметку: В обозначении деталей первая цифра означает длину, вторая — внутренний диаметр (Ду сгона), третья указывает на длину одной резьбы, последняя – обозначает длину другого участка резьбы.
Основные виды сгонов
Внешний вид сгона
Благодаря большому разнообразию видов и размеров труб, были разработаны разные варианты соединительных элементов. Существуют сгоны для труб всех типов, в том числе – для пластиковых. Рекомендуется использовать их в лояльной среде: при температуре в пределах 180 градусов.
Доступны три типа сгонов разного размера:
При выборе размера соединительного элемента следует брать во внимание диаметр трубопровода. Сгоны должны соответствовать стандартам ГОСТ 8969-75. Их изготавливают из металлических труб, которые, в свою очередь, проходят проверку по ГОСТ 3262-75.
Сгоны в обязательном порядке получают сертификацию в соответствии с международным стандартом DIN 16961. Наиболее часто используются изделия с условным диаметром от 0,5 до 2 дюйма.
Относительно недавно популярность приобрел универсальный сгон «американка». Его применение целесообразно в тех случаях, когда во время ремонта нет необходимости демонтировать все существующие соединения.
Прямой сгон «американка» напоминает обычную муфту, однако принципиально отличается от нее двумя вещами: наличием двух резьбовых фитингов и накидной гайки. Также изделие может быть угловой формы.
Использование сгона такого типа позволяет отремонтировать участок водопровода, существенно сэкономив время. Для монтажа не потребуется специальных навыков, из инструментов будет достаточно простого разводного ключа.
«Американка» часто используется в сантехнике, например, устанавливается на обоих концах водопроводного счетчика. Обладает высоким уровнем надежности и хорошо переносит перепады давления. Детали такого типа приобрели наибольшую популярность в качестве соединительных элементов для металлопластиковых и пластиковых труб.
Где устанавливаются
Муфта сгонная или резьбовой сгон устанавливается в определенных местах водопроводных и отопительных систем, а также газопроводах:
Часто резьбовые сгоны устанавливают в трубопроводах для получения дополнительного отвода жидкости с системы, например: для сброса лишней воды с отопительной батареи автономного отопления.
Предназначение
Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.
В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.
Какие сгоны для труб наиболее эффективны
Выбирая соединительные фитинги для стыковки отдельных участков трубопроводов следует отдать предпочтение трубкам с длинной резьбою. В этом случае можно разместить все детали на одном резьбовом участке. Более короткая резьба «потянет» за собой увеличение расстояния между соединителем и окончаниями соединяемых труб, что отрицательно сказывается на прочности соединения.
Чаще всего сантехнические сгоны применяются при монтаже водопроводных линий. При постоянном контакте с влажной средой наружная поверхность соединительных фитингов может окисляться и поэтому их снаружи обрабатывают антикоррозийными защитными средствами.
Для эффективной эксплуатации соединительных разъемных соединений частей трубных систем лучше всего выбирать следующие виды фитингов:
Совет: Для увеличения продолжительности эксплуатации соединительных сгонов из стали необходима антикоррозийная обработка наружной поверхности.
Рис. 5.2 – Виды трубной резьбы:
а — цилиндрическая нарезная (ГОСТ 6357-81); б — цилиндрическая накатная (ГОСТ 6357-81); в — коническая (ГОСТ 6211-81);
1 — труба, 2 — сбег, 3 — рабочая часть
Преимущества данного метода соединения:
— герметичность и прочность соединения,
— соединения выполняется простыми безопасными в обращении инструментами.
Недостатки соединения стальных труб на резьбе следующие:
— требует больших затрат времени на сборку
— из-за уменьшения толщины стенки трубы в месте резьбы снижается долговечность соединения, поэтому их можно использовать только в местах, доступных для осмотра и ремонта.
При резьбовом соединении труб на их концах нарезают или накатывают наружную резьбу и навертывают муфту с резьбой. Чтобы предотвратить утечку воды через зазор между муфтой и трубой, его заполняют уплотнительным материалом.
При соединении используют трубную цилиндрическую (ГОСТ 6357-81) и реже коническую (ГОСТ 6211-81) резьбу (рис. 5.2). Цилиндрическая резьба может быть нарезной и накатной; последняя формуется на тонкостенных трубах.
Для неразъемных резьбовых соединений используют короткую резьбу, длина которой несколько меньше половины длины муфты. В этом случае между концами соединяемых труб остается зазор 2-3 мм, что позволяет заклинить муфту на сбеге резьбы и герметизировать соединение.
Разъемные резьбовые соединения выполняют с помощью сгона который соединяют с трубами муфтами и уплотняют контргайкой (рис.5.4). На концах сгона нарезают короткую и длинную резьбу. Длина последней должна быть такова, чтобы на нее при разъединении сгона муфта и контргайка навинчивались свободно. Длины резьбы сгона зависят от диаметра трубы.
Трубы на резьбе соединяют в такой последовательности: размечают и отрезают трубы, нарезают или накатывают резьбу, выбирают и укладывают уплотнительный материал, собирают соединение.
Резьба должна быть ровной, чистой, а также иметь полный профиль и одинаковый диаметр витков.
Уплотнительный материал для резьбового соединения выбирают в зависимости от температуры теплоносителя. При температуре его до 105°С применяют льняную прядь, пропитанную суриковыми белилами на натуральной олифе; при большей температуре — асбестовый шнур с льняной прядью, пропитанной графитом на натуральной олифе. При температуре теплоносителя до 1500С используют ленту и шнур ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал).
Соединения на резьбе собирают с помощью трубных ключей (рис. 5.3).
Сгоны соединяют следующим образом (рис. 5.4). На длинную резьбу насухо навертывают контргайку и муфту. Затем свинчивают муфту с длинной резьбы и навинчивают ее, применяя уплотнительный материал, на короткую резьбу трубы до конца. Далее наматывают у торца муфты по ходу резьбы свитый в жгутик уплотнительный материал и контргайку плотно подгоняют к муфте.
Рис. 5.4 – Схематическая последовательность выполнения разъемного соединения стальных труб
Соединение стальных труб на сварке и фланцах
Соединение стальных труб на сварке. Сварное соединение труб широко используют благодаря высокой прочности, герметичности и долговечности стыка. Однако для выполнения сварного соединения требуется сложное пожаро-, взрывоопасное оборудование и высокая квалификация рабочего. При сварке образуются наплывы расплавленного металла на внутренних стенках трубы, что увеличивает сопротивление движению жидкости, особенно в трубопроводах малого диаметра (10-32 мм). Чтобы исключить этот дефект, применяют сварку враструб.
Сварное соединение осуществляется оплавкой концов труб и заполнением зазора между трубами жидким металлом, который, застывая, образует прочное и герметичное соединение (рис 5.5).
Рис. 5.5 — Схема сварки стальных труб
Соединение стальных труб на фланцах — вид разъемного соединения трубопроводов, характеризующегося простотой конструкции, легкостью сборки и разборки, распространенностью фланцевой трубопроводной арматуры.
Соединение на фланцах выполняют в виде двух дисков с отверстиями — фланцев которые закрепляются на концах труб с помощью резьбы, сварки или отбортовки. Между фланцами помещают уплотнительную прокладку, которая сжимается болтами с гайками. Такое соединение при установке арматуры не допускается заделывать в строительные конструкции.
Рис. 5.6 – Соединение стальных труб на фланце
Фланцы, изготовленные из стали по стандартизованным размерам (ГОСТ 12815-80*), приваривают к трубе. Торцовые поверхности фланцев должны быть перпендикулярны оси трубы. Конец трубы, включая шов приварки фланца к трубе, не должен выступать за плоскость фланца.
Уплотнением между фланцами служит прокладка из листового материала в форме шайбы. При температуре среды до 105вС применяют прокладки из термостойкой резины, а при большей температуре — паронит толщиной 2-3 мм. На паропроводах давлением до 0,15 МПа в качестве уплотнительной прокладки используют асбестовый картон толщиной 3-6 мм. Прокладка должна доходить до болтовых отверстий и не выступать внутрь трубы. Поэтому внутренний диаметр прокладки не должен доходить на 2-3 мм до края трубы, а наружный диаметр — до болтов на 2-3 мм.
Болты вводят в отверстия фланцев так, чтобы их головки располагались с одной стороны соединения. На вертикальных трубопроводах головки располагаются сверху. Диаметр болта должен соответствовать диаметру отверстия во фланце. Длину болтов выбирают такой, чтобы болт выступал из гайки не более чем на 0,5 диаметра болта.
На болты навертывают гайки без натяга и после выравнивания прокладки их затягивают гаечным ключом. Чтобы обеспечить равномерное уплотнение прокладки и исключить перекос фланцевого соединения, гайки затягивают постепенно и равномерно по окружности фланца.
Соединение накидной гайкой используют как разъемное соединение для труб небольшого диаметра. Соединение имеет небольшие габариты и требует меньших затрат времени для сборки, чем фланцевое. Чтобы выполнить такое соединение, на конец одной трубы надевают накидную, гайку и конец отбортовывают; на второй трубе закрепляют патрубок с резьбой или нарезают резьбу. Торцы, между которыми помещается уплотнительная прокладка, стягивают накидной гайкой, навертываемой на резьбу.
Способы склеивания стальных труб
Применение клеевых соединений при монтаже стальных трубопроводов позволяет по сравнению со сварными, фланцевыми и резьбовыми обеспечивать не только требуемую прочность и плотность, но и противокоррозионную защиту стыков соединяемых труб, в том числе имеющих коррозионно-стойкие покрытий — оцинкованные, эмалированные, алюминированные. Такие соединения получили применение при монтаже трубопроводов наружным диаметром (Dн) до 133 мм, работающих при давлении до 1 МПа, рабочей температуре — 60-900С и предназначенных для транспортирования различных сред, к которым при указанных рабочих параметрах химически стойки эпоксидные клеи или стеклопластик на эпоксидной основе.
Клеевые соединения подразделяются на три типа:
Соединения бандажного типа (рис. 5.7) получают методом многослойной намотки на концы стыкуемых труб ленты из конструкционной стеклоткани с нанесенным на нее слоем эпоксидного клея. После холодного или горячего отверждения клея на месте стыка образуется монолитный стеклотекстолитовый бандаж с высокими упругомеханическими и прочностными характеристиками, имеющий прочную адгезионную связь с поверхностями труб, что обеспечивает надежное и герметичное их соединение.
Рис. 5.7 — Клеевые соединения труб бандажного типа с навивным каркасом:
а — в виде линейной вставки, б — при параллельном смещении осей соединяемых труб, в — в виде отвода;
1 — концы склеиваемых труб, 2 — бандаж, 3 — навивной каркас,
4 — зачеканка витка навивного каркаса в трубу
Раструбные (муфтовые) (рис. 5.8) соединения получают методом нанесения клея на наружную поверхность конца трубы и внутреннюю поверхность раструба (муфты), последующих ввода конца трубы в раструб и затвердения клея.
Рис 5. 8 — Клеевые соединения труб муфтового (а) и раструбного (б) типов:
1 – концы склеиваемых труб, 2 — муфта, 3 — раструб, 4 — зазор для клея
Клеемеханичские соединения идентичны раструбным (муфтовым). Отличие их состоит в фиксации клеевого соединения трехточечным обжатием по периметру раструба или муфты, за счет чего обеспечивается механический контакт сопрягаемых поверхностей (рис. 5.9).
Исходя из условий монтажа и эксплуатации трубопроводов, клеи должны быть технологичными, обеспечивать достаточную жизнеспособность при нормальных температурах, длительную работоспособность при воздействии рабочих параметров транспортируемых веществ, климатических факторов; отверждаться при нормальной температуре и небольших удельных давлениях.
Рис. 5. 9 — Устройство для точечного обжима клеемеханических соединений труб:
1 — труба, 2 — рычаг, 3 — пуансон, 4 — кронштейн, 5 — насос, 6 — масляный бак, 7 — петля, 8 — рукоятка, 9, 11 — пружина, 10 – поршень
Подготовительные работы при склеивании трубопроводов включают:
— разрезку конструкционной стеклоткани на ленты требуемых размеров (при отсутствии тканых лент);
— приготовление и расфасовку компаундов и отвердителя;
— изготовление навивных каркасов для бандажных соединений (при необходимости);
— изготовление муфт и раструбов.
Работы осуществляют в отдельных, оборудованных для этих целей помещениях.
Минимальную длину ленты для одного стыка принимают в зависимости от наружного диаметра склеиваемых труб из расчета не менее шести слоев в намотке: l = (6,2-6,3) πDн.
Клеевые составы поставляют на монтажную площадку в виде двухкомпонентной системы — компаунда и отвердителя (полиамидная смола или полиэтиленполиамин).
Емкость должна быть рассчитана на предстоящий объем работ, соответствующий жизнеспособности готовых клеевых составов, которая составляет (при температуре 15-20°С) 45-60 мин. Срок хранения компаундов устанавливается исходя из наименьшего гарантийного срока хранения входящих в них компонентов.
Контроль качества. Клеевое соединение должно обеспечивать прямолинейность и соосность соединяемых труб. Уплотнительный материал в соединении не должен выступать; его излишки удаляют.
У фланцевых соединений проверяют параллельность фланцев, правильность расположения прокладки, болтов и усилие их затяжки.
Соединение накидной гайкой проверяют внешним осмотром на соосность соединения и контролируют усилие затяжки накидной гайки.
Все соединения после сборки трубопровода подвергают гидравлическим испытаниям.
Контроль качества клеевых соединений трубопроводов обеспечивается постоянным и строгим операционным контролем технологического процесса склеивания, проверкой прочностных свойств образцов, склеенных одновременно и в одинаковых условиях с основными соединениями, освидетельствованием внешнего вида соединений, а также испытанием соединений гидравлическим или пневматическим давлением на прочность и плотность.
Операционный контроль включает проверку:
— соответствия исходных материалов требованиям государственных стандартов и технических условий;
— размеров лент стеклоткани, раструбов и муфт;
— качества подготовки склеиваемых поверхностей;
— точности дозировки компонентов тщательности их перемешивания при подготовке компаундов и клеевых составов;
— полноты и равномерности нанесения клеевого состава на ленты из стеклоткани и склеиваемые поверхности концов труб, муфт, раструбов;
— правильности многослойной намотки лещ из стеклоткани;
— качества обжатия клеемеханических соединений (исключение проворота элементов соединения вручную);
— температурно-временных режимов отверждения клеевых составов и выдержки соединений в неподвижном положении после склеивания.
Для клеевых соединений бандажного типа образцы испытывают на прочность по схеме «сдвиг при растяжении» на разрывных машинах, при этом расстояние от захватов машины до клеевого соединения Н = (3-4) Dн.
Подбор по материалу
Резьбовые сгоны могут изготавливаться из следующих видов материалов:
По техническим характеристикам материалов, стыковочные сгоны обладают ограниченной областью применения в трубопроводах питьевой воды, наружных водопроводных линиях или газопроводах.
Для изготовления оцинкованных сгонов применяют водогазопроводные оцинкованные трубы, соответствующие стандарту ГОСТ 3262-75.
Как подобрать
Для того, чтобы правильно выбрать резьбовой сгон, рекомендуется обратить внимание на следующие показатели:
По конструктивному решению сгоны подразделяются на прямые и угловые детали, которые устанавливаются на прямых и поворотных участках трубопроводах.
Соединители можно подобрать в зависимости от области применения:
Новички – сантехники часто допускают ошибки и называют сгонами сантехнические детали «бочонок» или «резьба». Такое утверждение совершенно неверно. Дело в том, что бочонок представляет собой отрезок трубы с одинаковой длиной и размером резьбы. Хотя эта деталь применяется аналогично фитингам для стыковки труб без сварки.
Какие виды соединительных фитингов бывают?
По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:
Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:
первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.
Как сделать сгон своими руками: особенности процесса
Иногда возникает ситуация, когда стандартные разновидности не подходят и приходится самостоятельно изготавливать деталь с требуемыми параметрами.
Перед началом работ необходимо подготовить материалы и инструменты:
Порядок выполнения работ по самостоятельному изготовлению сгонов:
Нарезку резьбы выполняют в прямом и обратном направлении. Во время работы инструмент периодически извлекают и очищают от металлической стружки. После того, как нарезана первичная нарезка, выполняется еще и чистовая резьба.
Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать
При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов – заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.
Пошаговый монтаж
Установка сгона в трубопроводную систему устанавливается в несколько этапов:
Совет: Чтобы не было протечек к месте установки, резьбу уплотняют Фум-лентой или льняным очесом.
Размеры сгонов согласно ГОСТ
Диаметр стальных сгонов в точности соответствует размерам монтируемого трубопровода. Вес сгонов стальных зависит от их длины. Размеры стандартизованы и приведены ниже в таблице.
Условный проход, мм | Тип резьбы | Наружный диаметр, дюйм | Длина короткой части, мм | Длина длинной части, мм | Общая длина, мм | Масса, г |
10 | Трубная | ¼ | 8 | 40 | 90 | 62 |
15 | Трубная | ½ | 9 | 42 | 110 | 94 |
20 | Трубная | ¾ | 10,5 | 45 | 120 | 134 |
25 | Трубная | 1 | 11 | 50 | 130 | 243 |
32 | Трубная | 1 ¼ | 13 | 55 | 140 | 336 |
40 | Трубная | 1 ½ | 15 | 60 | 150 | 463 |
50 | Трубная | 2 | 17 | 65 | 160 | 608 |
Виды труб для изготовления
Трубы, использующиеся на водопроводах, системах отопления, газопроводах называется водогазопроводными (ВГП). Использование стальных труб ВГП с различной толщиной стенки обуславливается условиями эксплуатации. Различают следующие типы изделий:
Масса изделий зависит от типа используемой трубы. Для изготовления используются стальные трубы ГОСТ 3262-2010.
Наружный диаметр, дюйм | Стенка трубы от типа сгона, мм | Масса от типа сгона, кг | ||||
легкие | обыкновенные | усиленные | легкие | обыкновенные | Усиленные | |
¼ | 2 | 2,2 | 2,8 | 0,132 | 0,143 | 0,175 |
½ | 21,3 | 2,5 | 2,8 | 0,207 | 0,229 | 0,256 |
¾ | 2,5 | 2,8 | 3,2 | 0,268 | 0,297 | 0,333 |
1 | 2,8 | 3,2 | 4 | 0,379 | 0,428 | 0,521 |
1 ¼ | 2,8 | 3,2 | 4 | 0,489 | 0,553 | 0,677 |
1 ½ | 3 | 3,5 | 4 | 0,596 | 0,688 | 0,777 |
2 | 3 | 3,5 | 4,5 | 0,762 | 0,874 | 1,103 |
Проблемы и решения
Капающая вода и лужи на полу означают, что произошла разгерметизация целостности трубопровода в местах соединений. Существует несколько типичных проблем и способы их решения:
Рекомендации по демонтажу
Сложности разборки соединений на сгонах могут возникнуть в следующих случаях:
Равномерный прогрев обеспечивается периодическим поворачиванием трубы.
Как демонтировать резьбовые соединения?
Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.
Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.
Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.
На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.
Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.
Обустройство любого трубопровода – это задача, требующая определенных знаний, навыков и умений.
Как правило, монтаж магистрали, кроме самих труб, предусматривает специальные дополнительные составные части.
По прошествии определенного промежутка времени, система может выйти из строя, рано или поздно она нуждается в проведении ремонтных работ.
Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах
Основными преимуществами стыковки труб резьбовыми сгонами являются:
На заметку: Недостатком резьбового соединения трубопроводов является возможная разгерметизация.
Преимущества применения
Главным образом выделяют такие положительные моменты от использования сгонов:
Что касается недостатков, хочется сказать следующее:
Но, это не является «минусом» самого изделия, а скорее всего монтажа.
Поэтому изъян, такого рода, является следствием неумелого обращения с механизмами.
Выбирая изделия, необходимо разбираться в обозначениях.
Раньше производители наносили маркировку в дюймах.
На данный момент все чаще используют метрическую систему исчисления.
При выборе нужно обращать внимание на цену изделий. Данный параметр будет напрямую влиять на стоимость работы в целом.
При желании, можно приобрести устройства в комплекте с другими элементами (муфты, гайки).