Сгв что означает в исламе
Дозволено ли мусульманам возвеличивать мощи великих людей?
В последние годы особую популярность у мусульман обрело выставление некоторых реликвий и останков, принадлежащих Милости миров Мухаммаду (с.г.в), его сподвижникам или иным известным учёным ислама.
Часто можно наблюдать картину, как верующие выстраиваются в очередь для того, чтобы взглянуть, скажем, на волос Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) или его накидку, а некоторые даже верят в чудодейственные свойства этих предметов. Бывает, что их выставляют на всеобщее обозрение во время празднования Дня рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) – Мавлида ан-Наби, и акцент на таких мероприятиях делается именно на эту реликвию.
Разберемся, дозволено ли верующим просить что-то у великих людей через их останки или личные вещи. И насколько эти предметы способны принести пользу человеку или же, наоборот, нанести вред.
Поклонение останкам
Поклонение останкам любого человека, даже самого Пророка (с.г.в.), в исламе расценивается как форма многобожия (ширка). Согласно концепции таухида, лишь Аллах достоин поклонения, и только в Его ведении находится всё, что есть в обоих мирах. Следовательно, наделение божественной силой мощей приравнивается к приданию Творцу сотоварищей, что считается самым тяжким грехом. Подтверждением тому служит аят из суры «ан-Ниса»:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи» (4:48)
Кроме того, обращение с мольбой к останкам, определённым предметам или их владельцам также запрещено. Все просьбы и дуа человека должны быть адресованы лишь к Аллаху, так как лишь Он способен помочь правоверным. В Книге Всевышнего сказано:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60)
Табаррук останками и личными вещами Пророка (с.г.в.)
Среди части мусульман популярна практика прошения благословения (табаррук) посредством тех или иных предметов и останков, принадлежащих великим людям. Верующие стремятся дотронуться до реликвии, считая, что тем самым они получают благословение от Всевышнего. Как правило, в таких ситуациях люди, прикоснувшись к останкам или вещи, обтирают лицо, руки и другие части тела.
Подобные религиозные обряды вызывают одобрение отнюдь не у всех богословов, что породило очередную дискуссию в среде алимов.
Доводы «за»
Сторонники табаррука ссылаются на множество хадисов, в которых говорится о том, как сподвижники обретали баракат от Посланника Аллаха (с.г.в.) через его тело или вещи. Имам Бухари приводит историю, в которой рассказывается, что человек по имени Сахль попросил у Пророка (с.г.в.) его плащ, надеясь получить благословение, надев этот предмет гардероба. Кроме того, сообщается, что известный сахаб Абдуллах ибн Умар (р.а.) старался совершать намаз в тех местах, где это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Этот хадис тоже приводит Бухари. В нём так же идёт указание на обретение бараката через Мухаммада (с.г.в.).
Самой распространённой реликвией сегодня стали волосы Божьего Посланника (с.г.в.), о которых так же упоминается в хадисах. Так, одна из жён Пророка (с.г.в.) – Умм Саляма постоянно собирала его волосы после того, как он переночует у неё (Бухари).
В качестве аргументов «за» приводятся и мнения авторитетных учёных, таких как Навави, Захаби и Ибн Сирин, которые заявляли о дозволенности обретения бараката через личные вещи Милости миров Мухаммада (с.г.в.).
Современная практика такого табаррука восходит к тем временам, и немало людей сегодня стремится улучшить свою жизнь, притронувшись или взглянув на какую-либо реликвию, как это делали сподвижники и табиины.
Доводы «против»
Противники подобных ритуалов апеллируют к собственным аргументам.
Во-первых, они утверждают, что имеются большие сомнения в том, что те предметы, которые сегодня пытаются представить как личные вещи Посланника Аллаха (с.г.в.), на самом деле ему принадлежали. Пророк (с.г.в.) жил практически 1500 лет назад, и вероятность того, что какая-то из его вещей могла дойти до нас, стремится к нулю. При этом известно, что немало вещей Мухаммада (с.г.в.) были утеряны ещё в первые века по Хиджре, что тоже указывает на низкую вероятность принадлежности именно самому Пророку (с.г.в.). И поскольку имеющиеся сомнения мы устранить не можем в силу объективных причин, прибегать к табарруку через подобные предметы не стоит, считают сторонники такой позиции.
В одном хадисе сказано: «Существует разрешённое, которое явно, и запретное, которое так же очевидно. Между ними – сомнительное. Тот, кто остерегается его – очищает свою веру…» (Бухари, Насаи).
Во-вторых, противники табаррука через предметы утверждают, что существует множество других способов обретения бараката, при выполнении которых отсутствует угроза впадения в ширк. Например, совершение намаза в Ночь предопределения (Лейлятуль-Кадр), чтение Корана, раздача милостыни и т.д. При табарруке через вещи многие рискуют уподобиться многобожникам, даже не заметив этого. Например, люди начинают верить в какие-то сверхъестественные способности мощей Посланника Аллаха (с.г.в.), обращаться к ним или самому Пророку (с.г.в.), вознося его до уровня Всевышнего, что ведёт к греху. Поэтому баракат целесообразнее обретать более безопасными с точки зрения религии методами.
Табаррук через вещи сахабов и праведников
Встречается также табаррук через предметы, которые принадлежали сахабам, табиинам или известным мусульманским учёным. Данная практика, конечно, менее популярна, но имеет определённое число сторонников.
Например, немало их среди последователей суфизма, которые возвеличивают вещи своих шейхов и устазов. Представители различных тарикатов ссылаются на имама ас-Субки, который прикасался к тем местам, где сидел имам Навави.
Однако большинство богословов выступают против такой практики. Главным аргументом их позиции служит утверждение о том, что из людей благословенны лишь пророки Аллаха. И если дозволено получение бараката через предметы, то только через принадлежащие пророкам. Кроме того, отсутствуют сообщения о том, что мусульмане после смерти Пророка (с.г.в.) добивались бы для себя саваба от останков и вещей праведных халифов или же других сподвижников. Также нет сведений, что правоверные совершали табаррук через реликвии, связанные с известными богословами, учёными или факихами. А значит, подобная практика считается новведением (бид`а), которое не имеет отношения к религии и вредит людям.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Выражения, которые должен знать каждый мусульманин
Чем больше человек познаёт религию Аллаха, тем чаще он встречает незнакомые ему термины и понятия. Представленные нами слова из мусульманского лексикона призваны облегчить изучение ислама.
Обращаем также внимание, что многие из этих выражений раскрываются в специальных статьях на нашем сайте (если в описании нет гиперссылки, Вы можете вбить их в ячейке поиска в верхней части страницы).
Аврат (аурат, гаурат) – части тела, которые верующие обязаны прикрывать одеждой в присутствии других людей, а также при чтении намаза.
Азан – призыв к совершению обязательной молитвы.
Акида (акыда) – совокупность вероубеждений в исламе. Также акидой называется наука, которая занимается изучением имана (веры).
Акика (акыка, гакыйка) – принесение в жертву животного, совершаемое по случаю рождения ребёнка. При рождении мальчика закалываются 2 барана, а для девочки – один.
Ансары (множественное число) – жители Медины, которые приняли ислам во времена Пророка Мухаммада (с.г.в.) и стали его близкими помощниками.
Ахират (Ахырат) – загробная жизнь, потусторонний мир, который начинается после окончания земной жизни человека.
Ахль аль-Бейт (Ахлюль-Бейт, Ахлю Бейт) – представители семьи Посланника Аллаха (с.г.в.). Также это самоназвание мусульман-шиитов.
Ахль-Сунна уаль-джамаат (Ахлюль-Сунна уаль-джамаа) – люди сунны, самоназвание мусульман-суннитов.
Ахляк (ахлак) – нравственность, правила поведения человека в обществе.
Аят (айат) – одна из мелких единиц Корана, из аятов состоят суры. Всего в Священном Писании мусульман насчитывается более 6000 аятов.
Баракат (баракят) – благодать, которую Всевышний дарует Своим рабам.
БисмиЛлях (бисмиЛлах, басмала) – сокращённый вариант фразы «БисмиЛляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»).
Бид`а (бидгат, бидат) – нововведения в исламе, которые появились в религии истинного Единобожия после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сахабов, а также табиинов.
Важдиб (уаджиб) – совокупность действий, которые мусульмане должны выполнять. Примерами ваджиба служат витр-намаз и праздничный намаз (согласно ханафитскому мазхабу).
Вали (уали) – лицо, которое выступает опекуном невесты во время обряда бракосочетания (никаха). Как правило, вали является отец девушки.
Витр – разновидность намаза, который совершается в ночное время и состоит из нечётного количества ракаатов.
Вуду (тахарат) – малое омовение, которое верующие делают перед молитвой, чтением Корана и др. священных ритуалов.
Гусль – полное омовение, совершаемое в состоянии ритуального осквернения (после полового акта, окончания менструации и т.д.)
Даават (дагват) – призыв к исламу иноверцев и атеистов.
Джамаат (джамаа) – группа людей, которая собирается в определённом месте для совершения религиозной практики; также община или общество в целом.
Джаннат (Джаннет, Жаннат) – Рай, место, в которое попадут после смерти, по Воле Аллаха, правоверные мусульмане.
Джаханнам (Жаханнам) – Ад, Геенна; место, где будут находиться покойные грешники.
Джахилия (Жахилия) – доисламские времена на территории Аравии, эпоха невежества.
Джинны – творения Аллаха, созданные из огня, но, в отличие от ангелов, наделённые свободой действий.
Джихад – проявление усердия в совершении благого, духовная борьба человека за веру. Также джихадом называют религиозную войну мусульман, подвергшихся агрессии со стороны безбожников или иноверцев.
Джума (джумга) – пятница; день, когда правоверные собираются в мечети (или в помещении, которое выполняет её роль) для совершения специальной коллективной молитвы.
Дуа (ду`а) – мольба, обращение к Аллаху с определённой просьбой.
Закят – один из столпов ислама, обязательный налог, уплачиваемый состоятельными верующими раз в год.
Зикр – поминание Аллаха, многократное повторение слов восхваления Всевышнего.
Ибадат (ибада, гыйбадат) – все виды поклонения Всевышнему, как явные, так и скрытые.
Иджма (ижма) – один из источников исламского права, единогласное мнение исламских учёных по конкретному вопросу.
Икамат (икама, камат) – призыв к совершению намаза, произносимый после азана и перед обязательной молитвой.
Имам – предстоятель во время коллективного обряда поклонения; руководитель местной мусульманской религиозной организации; почётный титул, который имеют авторитетные исламские богословы.
Иман – один из столпов ислама, вера, включающая в себя 6 столпов.
Исраф – расточительство, нерациональное расходование чего-либо (денег, времени, продуктов питания, воды и т.д.).
Ифтар – разговение, приём пищи постящимися после захода солнца.
Кааба (Ка’ба) – исламская святыня, находящаяся на территории Запретной мечети в Мекке. Служит направлением для мусульман во время молитвы.
Кибла (Кыйбла) – направление верующих во время намаза. В первые годы киблой служила мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, сейчас – Кааба.
Коран (Кур`ан, Куръан) – Священное Писание, Книга Аллаха.
Курбан (Корбан) – жертвоприношение, которое совершают верующие ради довольства Творца.
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – праздник жертвоприношения, приходящийся на заключительный день ежегодного хаджа.
Курайш (Курейш, курайшиты) – арабское племя, к которому принадлежал Пророк Мухаммад (с.г.в.) и многие сахабы.
Лейлят аль-Кадр (Лейлятуль-Кадр, Ляйлятуль-Кадр) – Ночь Могущества, которая приходится на последнюю декаду Священного месяца Рамазан.
Мазхаб (масхаб) – богословско-правовая школа в исламе, придерживающаяся конкретного взгляда на вопросы исламского права.
Макрух – порицаемое действие, которое нежелательно для совершения.
Махди (Ма’ди, Магъди, Масих) – Мессия, который появится перед Концом света; в шиизме – «сокрытый» имам, отождествляемый с Мухаммадом аль-Махди.
Мирадж (Миградж) – ночное вознесение Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Отдалённой мечети в Кудсе (Иерусалиме).
Му’мин (Мукмин) – правоверный мусульманин, усердный в соблюдении норм религии и совершающий благие дела.
Муфтий (муфти) – исламский богослов, который вправе издавать фетвы; руководитель муфтията (Духовного управления мусульман).
Муэдзин (муадзин, муаззин) – священнослужитель, произносящий азан.
Наджаса (наджас) – нечистоты, наличие которых на теле человека, одежде или месте поклонения служит препятствием для совершения религиозной практики.
Намаз – один из столпов ислама, молитва, совершать которую мусульманам предписано ежедневно не менее 5 раз. В арабском языке обозначается словом «салят».
Нафс – эго, внутренние страсти и желания человека.
Нисаб – прожиточный минимум, имущество, при котором выплата закята становится обязательной.
Ният (нийат) – намерение, осознанное выполнение или отказ от совершения какого-либо деяния.
Расуль (Расул) – посланник, пророк, которому было ниспослано новое Писание.
Салават – слова, произносимые после упоминания Пророка Мухаммада в виде «СаляЛлаху галейхи васаллям» (сокращённо с.г.в. или с.а.в., «Да благословит его Аллах и приветствует»), а также специальное дуа, читаемое во время намаза.
Сахаб (сахаба) – сподвижник Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.).
Сунна – источник исламского права, включающий в себя хадисы – слова и поступки Пророка (с.г.в.).
Суннат – категория действий, совершение которых желательно в исламе. Иногда этим термином обозначают процедуру обрезания.
Сура – одна из глав Священного Корана.
Сухур – предрассветный приём пищи перед соблюдением поста (уразы).
Табиины (во множественном числе) – сподвижники сахабов Пророков Мухаммада (с.г.в.).
Таваф (тавваф, тауаф) – ритуальный обход вокруг Каабы, совершаемый во время паломничества (умры и хаджа).
Такбир – слова поминания Всевышнего «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»).
Тасбих – поминание Аллаха.
Тафсир – наука, изучающая толкование Священного Корана.
Умра – малое паломничество в исламе, которое совершается вне периода хаджа.
Ураза (ораза, руза) – обязательный пост, соблюдаемый верующими в Священный месяц Рамазан.
Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) – один из двух праздников в исламе, отмечаемый по случаю окончания месяца Рамазан.
Фард (фарз) – категория действий, совершение которых обязательно для мусульман. Отрицание фарда может привести к выходу из ислама.
Фетва (фатва) – богословское заключение по конкретному вопросу, издаваемое муфтием.
Фикх – исламское право.
Хадж – один из столпов ислама, паломничество в Мекку, которое обязан совершить мусульманин хотя бы раз в жизни (при наличии физической возможности).
Хадис – рассказ, содержащий слова или действия Пророка Мухаммада (с.г.в.).
Халяль (халал) – дозволенное, разрешённое в исламе.
Харам – что-либо запретное, греховное для людей.
Хиджра (хиджрат) – переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 году; начальная точка мусульманского летоисчисления.
Шахада – свидетельство Единобожия, слова на арабском языке: «Свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его раб и посланник».
Шахид – мученик, мусульманин, погибший за веру.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Новое в блогах
Хукм написания «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка
Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?
Ответ: Хвала Аллаху
Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью,не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».
Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.
Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:
صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56)
Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.
Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:
«Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.
То же самое относится к словам восхваления Аллаха после упоминания Его Имени, например, Свят Он и Велик и т.п…Человек должен избегать двух упущений: во-первых, писать эти слова в неполной форме, т.е. двумя буквами или чем-то подобным; во-вторых, писать их сокращенно, например, «уа салям» (благословение). Передается от Хамзы аль-Кинани (да смилуется над ним Аллах): «Я записывал хадисы и при упоминании имени Пророка я писал «салаЛлаху алейхи» (мир ему), но не писал «уа салям» (и благословение). Потом я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во сне и он сказал мне: «Почему ты не заканчиваешь слова благословения мне?». Он (Хамза) продолжил: «С тех пор я никогда не писал короткую форму, но всегда писал полностью «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха)». Ибн ас-Саля добавил: «Также порицается писать «алейхи-с-салям» (мир ему). И Аллах знает лучше».
Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.
Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:
صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).
Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».
Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.
Сгв что означает в исламе
Для тех кто еще не знает что порицается сокращать слова благословения нашему пророка мир ему и благословение Аллаха, напоминаю слова ученых про это:
В книге “аль-Ба‘ис аль-хасис” в разделе о том, как записывать хадисы, сказано: “Следует всегда восславлять Аллаха и призывать благословение на Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) даже если эти слова повторяются многократно, и не следует от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо. И следует писать слова благословения и приветствия полностью, а не обозначать их условными символами. И не следует ограничиваться словами «‘алейхи-ссалям» (мир ему), а следует четко и полностью писать «салля-Ллаху ‘алехи уа саллям» (да благословит его Аллах и приветствует)”.
Имам Ибн Джама’а также говорил: “Каждый раз, когда он (талибуль-‘иль) пишет имя пророка (мир ему и благословение Аллаха), пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова вслух. Как саляфы, так и их последователи взяли за правило писать «салля-Ллаху ‘алехи уа саллям» (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы эти слова соответствовали сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге:
«Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О вы которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром!» (аль-Ахзаб 33: 56).
Поговорим об этом поподробней. Слова благословения не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются по нескольку раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающиеся блага и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «с.а.а.с.», «а.с.с.». Все это не позволяет отдать должное нашему пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «Тазкирату-ссами’» 162.
Пусть слова этих имамов послужат для каждого из нас наставлением!
И раз нас не утруждают написание многочисленных строк, то пусть же нас и не утруждает написание благословения за пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Для меня немного непонятно, почему некоторые мусульмане так настойчиво спорят что можно и сокрщать?! Я например раньше когда читала исламскую литературу где вместо саляуата писали МЕИБ я вообще не понимали что значат эти буквы, а что вы скажите о тех, кто только принял ислам или вообще еще немусульманином, которые читает и вникает?! да есть где-то сноски, но не все их видят и читают!
Че вы так ленитесь написать несколько слов? Да вы произносите их вслух, но кто-то может забыть! А тем что вы написали вы напомните!
А кто-то вообще может и не знает что надо говорить саляуат!
Слов ученых должно быть достаточно!
Вспомните хадисы о достоинстве саляуата:
Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Аллах десять раз благословит того, кто вознесет за меня одну мольбу» (имеется в виду обращение к Аллаху с просьбой благословить Пророка ). Муслим
«Скуп тот, кто не вознесёт за меня мольбу после того, как в его присутствии упомянут обо мне.» (Под мольбой подразумевается произнесение слов «Да благословит его Аллах и да приветствует» или же иных традиционных благопожеланий пророку) Ат-Тирмизи
(В данном случае имеется в виду, что такой человек проявляет скупость прежде всего по отношению к самому себе, так как, отказываясь призывать благословения на пророка, мир ему и благословение Аллаха, он лишает себя возможности получить за это большую награду)
«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые странствуют по земле и передают мне приветствия от членов моей общины.» Ан-Наса»и и аль-Хаким
Для тех кто пишет письменно не клавиатуре(а на клавиатуре вообще не составляет труда писать саляуат пророку, мир ему и благословение Аллаха, пальцы сами пишут 🙂 ) писать на арбаском будет быстрее и удобнее, по тренируйтесь пару раз и писать будете не вы, а ваша ручка!