Сибилянты в звуке что это простыми словами

Майк Сеньор: Технологии де-эссинга

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словамиКогда мы говорим о сибилянтах в контексте вокальной записи, мы прежде всего имеем ввиду «с»-звуки – шумные высокочастотные согласные, произведённые воздушными завихрениями (турбулентностью) от зубов певца. По сути дела – это обычный свист. Такие свистящие звуки (или сибилянты) часто представляют определённые технические проблемы в современной музыке, поскольку многие обычные средства музыкального производства имеют тенденцию к неестественному подчёркиванию таких звуков. Для начала, следует сказать, что широко распространённые в нынешнее время технологии записи вокала при помощи очень близких микрофонов предрасположены к выдвижению на передний план шумовых компонентов голоса. И дела становятся ещё хуже, если микрофон находится в одной горизонтальной плоскости со ртом – ведь именно здесь сосредоточено большинство свистящих звуков. Выбор микрофона также может составить проблему, поскольку для получения более фронтального звука часто используются яркие микрофоны. Широко представленные в студиях конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой могут иметь резко звучащие высокочастотные резонансы, возникающие в капсюле. Особенно характерна эта проблема для бюджетных моделей.

Ещё один преступник – это обработка вокальных треков на стадии сведения. Усиление высоких частот эквалайзером – это практически стандартная процедура. Её используют, главным образом, чтобы выдвинуть вокал ещё ближе к слушателю и заставить его как следует прорезаться через микс. И побочный эффект этого – усиление сибилянтов. Компрессия – ещё одна часть проблемы, поскольку большинство компрессоров мало реагирует на высокочастотную энергию, производимую свистящими звуками. Таким образом, компрессор не настолько утвердительно будет контролировать их по сравнению с остальной частью вокального сигнала. И как следствие, относительный уровень «с»-звуков в вокале вырастет.

Базовые технологии де-эссинга: два различных подхода

Самый простой способ де-эссинга – это понижать уровень вокального сигнала всякий раз, когда возникает свистящий звук. Некоторые звукоинженеры делают это вручную – или тщательно вычленяя и перенося свистящие звуки на отдельный трек (и редактируя их там), или используя детальную фейдер-автоматизацию. Ручное манипулирование сибилянтами – не самая увлекательная задача, но, тем не менее, в современных DAW это не очень сложно сделать, поскольку на фоне вокальной волновой формы сибилянты выглядят как плотные, псевдохаотические образования, легко заметные глазу.

Учитывая тот страх, который испытывают многие люди перед идеей ручного де-эссинга, не удивительно, что возникли всевозможные автоматизированные решения этой проблемы. Они полагаются на настраиваемые динамические процессоры, реагирующие только лишь на сибилянты. Такое избирательное действие базируется на эквализации сигнала, идущего в детекторную цепь процессора (и независимого от сигнала, непосредственно проходящего через модуль подавления). Вся эта система работает на основании того факта, что свистящие звуки сосредоточены, главным образом, в частотной области 4 – 10 кГц, и в пределах этой области они будут иметь больший уровень, чем любой другой элемент записи. Если Вы сможете изолировать «свистящую» частотную область в сигнале детекторной цепи, то Вы сможете настроить порог срабатывания процессора так, чтобы он реагировал только лишь на сибилянты.

Некоторые вокальные процессоры класса «всё в одном» позволяют переключать свой эквалайзер в детекторную цепь, но многие звукоинженеры предпочитают использовать отдельный динамический процессор, подавая через эквалайзер сигнал на его специальный вход, именуемый «side-chain» или «key». Но какой бы способ Вы не выбрали, самое простое – это обработать детекторный сигнал high pass фильтром со срезом от 4 кГц. В большинстве случаев, это будет надёжно управлять Вашим динамическим процессором. Если Вы всё ещё испытываете неприятности, попробуйте добавить фильтр со здоровенным пиковым повышением в области 7,5 кГц.

А теперь вернёмся к двум нашим ручным методам. Если Вы захотите создать автоматизированную версию первого (экстрактирование сибилянтов на другой трек), то Вам следует использовать такой динамический процессор, как гейт. Настройте его как эффект посыла и инвертируйте полярность (фазу) в канале возврата. Когда придёт «с»-звук, то гейт его пропустит, но поскольку этот сигнал будет инвертирован, то эффект противофазы приглушит соответствующий свистящий сегмент в исходном сигнале. Настраивая уровень возврата, Вы определите, насколько будут уменьшены в уровне свистящие звуки.

Если Вы хотите автоматизировать второй из наших ручных методов, то вставьте в инсерт вокального канала компрессор, и настройте его порог и отношение так, чтобы он подавлял каждый случай сибилянтов. Такая методика намного больше распространена, чем первая, и не только потому, что она проще, но и потому, что компрессия будет применена в пропорциональной зависимости от того, насколько «пронзителен» каждый индивидуальный сибилянт. Однако, и у первой тактики есть определённые уникальные преимущества – так что, не стоит её пока списывать со счетов – я вернусь к ней немного позже.
Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами
Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словамиСпециализированные плагины-де-эссеры, такие, как Universal Audio Precision De-esser, прекрасно решают большинство задач, связанных с избавлением от излишних сибилянтов. Но, тем не менее, ручные методы могут предоставить больше гибкости и избирательности.

Независимо от того, используете ли Вы гейт или компрессор, Вы должны правильно настроить такие параметры, как атака и восстановление. Они должны быть довольно быстрыми, поскольку мы имеем дело с очень короткими всплесками высокочастотной энергии. По возможности, я использую атаку менее 1 мс. Но даже при такой быстрой атаке могут прорваться начала некоторых сибилянтов. Различные модели динамических процессоров могут по разному работать при таком коротком времени атаки, поэтому Вам стоит поэкспериментировать здесь. Если сибилянты особенно проблематичны, то я предпочитаю использовать процессоры, имеющие функцию предвидения (lookahead). Время восстановления я обычно ставлю очень малым (порядка 10 мс). Как только закончится сибилянт, это позволит процессору быстро вернуться в исходное состояние. Более продолжительное восстановление создаст не слишком музыкальную «раскачку» уровня сигнала, поскольку он будет подавлять часть звука, идущего сразу за сибилянтом.

Такая, основанная на подавлении уровня обработка, очень проста в реализации. Вы сможете довольно легко и быстро настроить свои устройства и получить очень неплохие результаты. Единственно, над чем стоит более серьёзно задуматься – это насколько «душить» проблемные участки. В значительной степени, это – вопрос вкуса, поскольку нормы могут меняться в зависимости от конкретного музыкального стиля. Главное в этом деле – не перестараться, потому что если Вы слишком сильно смягчите сибилянты, это заставит Вашего вокалиста шепелявить.
Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами
Д е-эссинг с использованием гейта в канале посыла. Если Вы инвертируете полярность (фазу) канала, то сигнал, пропущенный гейтом, приглушит соответствующий ему сегмент в исходном вокальном треке.

Частотно-избирательная обработка

Но, зачастую, такая простая обработка не может справиться с очень резкими сибилянтами без побочных эффектов в виде шепелявости вокала. Типично, что некоторые частоты «свистящего» диапазона особенно сильны и кажутся слишком резкими даже тогда, когда общий уровень сибилянтов задушен до состояния шепелявости. В принципе, все вышерассмотренные тактики де-эссинга могут быть усовершенствованы для борьбы с такой проблемой. Но чтобы понять, как это работает, давайте снова вспомним оба наших ручных метода. Первый метод (где мы вырезали свистящие регионы и помещали на отдельный трек), предоставляет простой и элегантный полнодиапазонный де-эссинг – чтобы смягчить сибилянты, Вам надо только лишь понизить фейдер на соответствующем треке. А если Вы сначала эквализуете этот трек и пригладите наиболее резкие сибилянты, то сможете добиться ещё более гладкого вокального звука, не слишком снижая общий уровень свистящих звуков и избегая побочных «шепелявых» эффектов. Если Вы решите принять второй метод (где используется автоматизация уровня), то сможете улучшить свои результаты, автоматизируя степень эквализации, сосредоточенной на самой резко звучащей частоте.

Оба этих ручных метода, при надлежащей аккуратности, могут привести к прекрасным результатам. Но, тем не менее, многие звукоинженеры чаще обращаются к автоматизированным методам обработки. Все вышеописанные методы (как ручные, так и с использованием динамических процессоров) можно воплотить практически в любой современной DAW, но иногда их настройка может стать не совсем тривиальным делом. Из-за этого, многие музыканты и инженеры поворачиваются в сторону специализированных процессоров – де-эссеров. Эти устройства подразделяются на два основных типа (опять же, повторяющие наши два ручных метода). Первый тип представляет собой процессор, автоматически вычленяющий свистящие сегменты в отдельный аудиопоток, и позволяющий эквализовать и управлять его уровнем по своему вкусу. Второй тип представляет собой однополосный динамический эквалайзер, который может быть нацелен на самый резко свистящий регион. Он будет понижать указанный частотный диапазон в момент прохождения сибилянта. Почти все стандартные де-эссеры используют ту или иную версию последнего алгоритма, так что давайте сначала подробно рассмотрим их, а потом уж обсудим дополнительные возможности, предоставляемые другой парадигмой.

Прежде, чем использовать основанный на динамической эквализации де-эссер, Вы должны сделать некоторые манипуляции по его настройке. Прежде всего, требуется добиться чёткого его срабатывания. Это осуществляется почти также, как и в случае с более простыми методиками полнодиапазонного де-эссинга. В специализированном де-эссере имеется свой, встроенный сайд-чейн-эквалайзер. Также, в большинстве случаев, имеется переключатель, позволяющий включить на прослушивание эту боковую цепь. И это сильно облегчает процесс нахождения нужных параметров для эквалайзера – грубо говоря, чем противнее будут сибилянты в боковой цепи, тем легче будет процессору определить и скорректировать их в общем сигнале!

Когда де-эссер начинает срСибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словамиабатывать в правильных местах, Вам потребуется обратиться к другому ряду средств управления, определяющему, как динамический эквалайзер должен реагировать на срабатывания. Как правило, Вы получаете контроль частоты, позволяющий точно настроиться на самые «отъявленные» сибилянты. Также, Вам будут предоставлены для управления такие параметры, как Range (Диапазон) или Sensitivity (Чувствительность), позволяющие определить, насколько утвердительно эквалайзер будет подавлять заданную частотную область при обнаружении сибилянтов. У некоторых де-эссеров (таких, как Waves Renaissance De-esser) имеются более детальные средства управления эквализацией – как, например, полноценный параметрический эквалайзер, позволяющий выбирать различные типы фильтров и настраивать полосу пропускания выбранного фильтра.

Динамический эквалайзер, настроенный в роли де-эссера. Верхняя полоса этого эквалайзера (Band 4) делает частотное сокращение, как только сигнал в этой полосе пересечёт установленный порог во внутренней сайд-чейн цепи.

Вне динамической эквализации

Де-эссеры, основанные на принципе динамической эквализации, могут дать превосходные результаты, но некоторые продюсеры всё ещё предпочитают работать, вытаскивая свистящие секции на отдельный трек и обрабатывая его индивидуально. В настоящее время, я знаю только одного производителя, предлагающего такой вид обработки в форме плагина. Это компания Eiosis со своим плагином E2 De-esser. Тем не менее, Вы можете успешно применять этот же принцип, взяв за основу вышеописанный метод с гейтом в канале посыла. Но безотносительно того пути, которым Вы решите пойти, наличие сибилянтов на отдельном канале предоставляет, как я думаю, самые сильные варианты обработки. Даже если Вы решите их только лишь эквализовать, то сможете создать намного более сложную кривую эквализации, чем это доступно в любом специализированном плагине-де-эссере. И Вы сможете объединить эквалайзер с компрессором, чтобы одновременно контролировать и уровень.

Кроме того, наличие всех «не свистящих» секций на отдельном треке имеет свой, дополнительный набор преимуществ. Для начала, Вы можете использовать эквалайзер и добавить общую яркость, но при этом никак не усилить сибилянты. Вы также сможете более свободно использовать основанные на искажении психоакустические процессоры – типа Aphex Aural Exciter и т.п. Поскольку эти энхансеры добавляют высокочастотные гармоники, то при обычном применении они могут резко усилить слышимость сибилянтов в вокальном сигнале (но при этом, фактически, не поднять их уровень!) Подобные усиленные сибилянты довольно трудно побороть де-эссером: намного лучше – это избежать этой проблемы вообще, просто оставив трек с сибилянтами без подобной обработки! Многие эффекты, которые обычно находятся в каналах посыла – реверберация, задержка и т.п. – могут усиливать свистящие вокальные звуки. Таким образом, Вы можете легко избежать этой проблемы, сделав посылы с «не свистящего» трека. Тем не менее, Вам стоит помнить, что и некоторые другие согласные звуки («Ф», «Т») могут вызывать подобные проблемы – так что, не забывайте и о них, а не зацикливайтесь только лишь на «С».
Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словамиСибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами
Вырезание «С»-звуков на отдельный трек. Вы сможете эквализовать их, не затронув остальную часть вокала.

Большая картина

Как Вы можете видеть, существует много методов борьбы с лишними сибилянтами. Причина, из-за которой следует знать о различных подходах – то, что выбор наиболее оптимальной методики часто зависит от условий, средств микширования и обработки, доступных Вам. Кроме того, проверьте, что выбранный Вами де-эссер не влияет на вокальный звук когда не активен (в том смысле, когда в звуковом потоке нет сибилянтов). Многие процессоры именно так и поступают, но я был удивлён, когда столкнулся с исключениями.

Независимо от находящихся под рукой инструментов, главное – это прагматический подход к проблеме. В частности, Вы должны реалистично смотреть на использование автоматических де-эссеров: в то время, как они могут сэкономить Вам массу времени, разбираясь с большинством проблемных сибилянтов, во многих записях обычно существует несколько особенно «свистящих» случаев, перед которыми пасует автоматический де-эссинг. Если Вы попытаетесь заставить де-эссер обуздать эти самые «нахальные» сибилянты, то велика вероятность того, менее «нахальные» станут просто шепелявить. Поэтому, не забывайте о ручном редактировании. И ещё одна вещь. Многие люди не принимают во внимание тот факт, что высокочастотные компоненты инструментальных звуков могут заставить вокальные сибилянты звучать хуже, чем они есть на самом деле. Таким образом, тщательно рассмотрите общий звук микса – может Вам потребуется не только де-эссинг (или наоборот – не потребуется), но и эквализация других треков в совпадающих с вокальными сибилянтами частотах.

Работа с бэк-вокалами

Большая часть того, что было сказано о де-эссинге ведущего вокала, относится и к партиям бэк-вокала, если даже не больше. Это – следствие того факта, что, зачастую, они ещё сильнее компрессируются и эквализуются. К счастью, во многих случаях, Вы можете использовать здесь более тяжёлый де-эссинг: если в общем контексте микса шепелявости не заметны, то и не следует особо волноваться по поводу того, что при изолированном прослушивании они время от времени проскакивают. Зачастую, Вы можете собрать все бэк-вокальные треки в одну подгруппу и обработать их все одним де-эссером. Хотя, и здесь могут быть исключения – некоторые партии могут потребовать к себе более пристального и индивидуального подхода. Но, безотносительно того, какой уровень сибилянтов Вы решите оставить для бэков, позаботьтесь о таймингах (синхронности) исполнения. В противном случае, ясность лирики может реально пострадать. Это особенно важно, когда Вы имеете дело с пышными, широко панорамированными и многослойными гармониями заднего плана. Любые игры сибилянтов, проскакивающих через всё стереопространство, очень напрягают и заставляют Вашу продукцию звучать по-дилетантски.

Где поместить де-эссер?

Выбор места для установки де-эссера может стать вопросом, поскольку каждый де-эссер отвечает по-своему. Я, к примеру, обычно устанавливаю его после эквалайзера и компрессора, поскольку только тогда я могу правильно судить, требуется ли процедура де-эссинга. Тем не менее, я ставлю любые психоакустические энхансеры (основанные на искажении) после де-эссера, поскольку уменьшенные де-эссером сибилянты в меньшей степени нагружают внутренний сатуратор энхансера. Это приводит к более гладким результатам. Ещё одно место для установки де-эссера – это вставить его в шину посыла, где он используется, чтобы бороться с сибилянтами, плещущимися в реверберации, задержке и модуляционных эффектах. В данном случае, поиск точной степени подавления сибилянтов не имеет особого значения – даже если сигнал, идущий после де-эсера на ревербератор будет шепелявить как Даффи Дак, это вряд ли будет хоть как-то заметно в общем контексте микса. Единственная ловушка, могущая здесь подстерегать, заключается в следующем: если Вы изменяете уровень посыла на канал эффектов после того, как сформировали порог де-эссера, подавление сибилянтов может перестать работать так, как Вы настраивали изначально. Но подстроить это недолго.

Звуковые примеры

Трек 1 в проекте содержит маленькую секцию довольно свистящего вокала, которую я взял из песни «Word Gets Around» (St. Vitus, Студия Спасения миксов, ноябрь 2008). Остальные треки показывают некоторые методы де-эссинга.

Трек 2 (Vox_ManualLevelRide): была вручную прописана фейдер-автоматизация, опускающая уровень в трёх свистящих секциях.

Трек 3 (Vox_ManualChopEsses) и Трек 4 (Vox_ManualChopRemainder): использовалось редактирование, чтобы порезать исходный вокал на два отдельных трека. Верхний трек содержит только сибилянты, нижний – «не свистящий» вокал. Более низкий фейдер на верхнем треке показывает, как был уменьшен уровень сибилянтов.

Трек 5 (Vox_Send) и Трек 6 (Vox_GatedSendEsses): Верхний трек остаётся необработанным, но с него сделан посыл на гейт (установленный в шину посыла). Гейт сделан чувствительным к сибилянтам путём эквализации его детекторного сигнала. Сигнал с канала эффекта инвертирован, поэтому взрывы сибилянтов, пропускаемые гейтом, будут в противофазе с соответствующими местами необработанного трека. Уровень фейдера на нижнем треке регулирует степень подавления сибилянтов.

Трек 7 (Vox_SidechainComp): самая распространённая техника. Компрессор сделан чувствительным к сибилянтам путём эквализации его детекторного сигнала. Параметры настройки компрессии регулируют степень подавления сибилянтов.

Трек 8 (Vox_AutomatedEQ): здесь используется автоматизация, чтобы управлять пиковым фильтром. Он уменьшает резкость только лишь в свистящих секциях.

Трек 9 (Vox_ManualChopEQEsses) и Трек 10 (Vix_ManualChopEQRemainder): использовался тот же самый подход, как в треках 3 и 4, но вместо того, чтобы двигать фейдер с сибилянтами, использовался пиковый фильтр, предназначенный только для самого резкого частотного диапазона.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в мае 2009 года

Источник

Узнай о звуке больше

Содержание

Введение

Одно из пяти чувств, доступных человеку, – слух. С помощью него мы слышим окружающий мир.

У большинства из нас есть звуки, которые мы помним из детства. У кого-то это голоса родных и близких, или скрип деревянных половиц в бабушкином доме, или, может быть, это стук колес поезда по железной дороге, которая была рядом. У каждого они будут своими.

Что вы ощущаете, когда слышите или вспоминаете звуки, знакомые из детства? Радость, ностальгию, грусть, тепло? Звук способен передавать эмоции, настроение, побуждать к действию или, наоборот, успокаивать и расслаблять.

Кроме этого, звук используется в самых разных сферах человеческой жизни – в медицине, в обработке материалов, в исследованиях морских глубин и многих, многих других.

При этом, с точки зрения физики, это всего лишь природное явление – колебания упругой среды, а значит, как и у любого природного явления, у звука есть характеристики, некоторые из которых можно измерить, другие – же только услышать.

Выбирая музыкальную аппаратуру, читая обзоры и описания, мы часто сталкиваемся с большим количеством этих самых характеристик и терминов, которые авторы используют без соответствующих уточнений и пояснений. И если некоторые из них понятны и очевидны каждому, то другие для неподготовленного человека не несут в себе никакого смысла. Поэтому мы решили простым языком рассказать вам про эти непонятные и сложные, на первый взгляд, слова.

Если вспомнить своё знакомство с портативным звуком, то началось оно довольно давно, и был это вот такой кассетный плеер, подаренный мне родителями на Новый год.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Однако я погрешу против истины, если скажу, что с того времени всегда был неразлучен с музыкой. Были периоды, когда было не до музыки, когда в приоритете было совсем другое. Однако все это время я старался быть в курсе происходящего в мире портативного аудио, и, так сказать, держать руку на пульсе.

Когда появились смартфоны, оказалось, что эти мультимедийные комбайны умеют не только звонить и обрабатывать огромные объемы данных, но, что было намного важней для меня, хранить и воспроизводить огромное количество музыки.

Первый раз я «подсел» на «телефонный» звук, когда послушал, как звучит один из музыкальных смартфонов, в котором были использованы самые передовые на тот момент компоненты обработки звука (до этого, признаюсь, не воспринимал всерьез смартфон в качестве устройства для прослушивания музыки). Я очень хотел себе этот телефон, но не мог себе его позволить. При этом я начал следить за модельным рядом этой компании, зарекомендовавшей себя в моих глазах как производитель качественного звука, однако получалось так, что наши с ней пути постоянно расходились. С того времени я владел различной музыкальной техникой, но не перестаю искать для себя по-настоящему музыкальный смартфон, который бы мог по праву носить такое имя.

Росли мои знания о портативном звуке, а вместе со знаниями росло и понимание того, на что в первую очередь обращать внимание, а чем можно пожертвовать. Этими знаниями хотелось бы поделиться с вами, уважаемые читатели.

Характеристики

Среди всех характеристик звука профессионал с ходу может огорошить вас десятком определений и параметров, на которые, по его мнению, вы обязательно, ну вот прям непременно должны обратить внимание и, не дай бог, какой-то параметр не будет учтен – беда…

Скажу сразу, я не сторонник подобного подхода. Ведь обычно мы выбираем оборудование не для «международного конкурса аудиофилов», а всё же для себя любимых, для души.

Все мы разные, и все мы ценим в звуке что-то свое. Кому-то нравится звук «побасовее», кому-то, наоборот, чистый и прозрачный, для кого-то окажутся важными определенные параметры, а для кого-то – совершенно другие. Все ли параметры одинаково важны и какими они бывают? Давайте разбираться.

Случалось ли вам сталкиваться с тем, что одни наушники играют на вашем телефоне так, что приходится делать тише, а другие, наоборот, заставляют выкручивать громкость на полную и всё равно не хватает?

В портативной технике немаловажную роль в этом играет сопротивление. Зачастую именно по значению этого параметра можно понять, будет ли вам хватать громкости.

Сопротивление

Измеряется в Омах (Ом).

Георг Симон Ом — немецкий физик, вывел и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением (известен как закон Ома).

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Данный параметр еще называют импеданс.

Значение почти всегда бывает указано на коробке либо в инструкции к аппаратуре.

Бытует мнение, что высокоомные наушники играют тихо, а низкоомные наушники — громко, и для высокоомных наушников нужен источник звука помощнее, а низкоомным хватит и смартфона. Также часто можно услышать выражение – не всякий плеер сможет «раскачать» эти наушники.

Запомните, на одном и том же источнике низкоомные наушники будут звучать громче. Несмотря на то, что с точки зрения физики это не совсем верно и есть нюансы, фактически это самый простой способ описать значение этого параметра.

Для портативной техники (портативные плееры, смартфоны) чаще всего выпускаются наушники с сопротивлением 32 Ом и ниже, однако следует иметь в виду, что для различного типа наушников низким будет считаться разное сопротивление. Так, для полноразмерных наушников импеданс до 100 Ом считается низкоомным, выше 100 Ом – высокоомным. Для наушников же внутриканального типа («затычки» или вкладыши) показатель сопротивления до 32 Ом считается низкоомным, выше 32 ОМ – высокоомным. Поэтому, выбирая наушники, обращайте внимание не только на само значение сопротивления, но и на тип наушников.

Важно: чем выше сопротивление наушников, тем чище будет звук и тем дольше будет работать плеер или смартфон в режиме воспроизведения, т.к. высокоомные наушники потребляют меньше тока, а это, в свою очередь, означает меньше искажений сигнала.

АЧХ (амплитудно-частотная характеристика)

Для этого достаточно найти в описании устройства его АЧХ.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Как читать такой график?

График позволяет понять, как устройство воспроизводит и другие частоты. При этом чем меньше перепадов, тем точнее аппаратура может передать исходный звук, а значит, тем ближе звук получится к оригиналу.

Если в первой трети нет ярко выраженных «горбов», то значит наушники не сильно «басовитые», а если наоборот, то они будут «качать», то же относится и к другим участкам АЧХ.

Таким образом, глядя на АЧХ, мы можем понять, какой у аппаратуры тембральный/тональный баланс. С одной стороны, можно подумать, что идеальным балансом будет считаться прямая линия, но так ли это?

Давайте попробуем разобраться подробнее. Так уж получилось, что человек для общения использует в основном средние частоты (СЧ) и, соответственно, лучше всего способен различать именно эту полосу частот. Если сделать устройство с «идеальным» балансом в виде прямой линии, боюсь, что прослушивание музыки на таком оборудовании вам не очень понравится, так как скорее всего высокие и низкие частоты будут звучать не так хорошо, как средние. Выход – искать свой баланс с учетом физиологических особенностей слуха и назначения оборудования. Для голоса один баланс, для классической музыки – другой, для танцевальной – третий.

По графику выше видно, какой баланс у данных наушников. Низкие и высокие частоты выражены больше, в отличие от средних, которых меньше, что характерно для большинства продуктов. Однако наличие «горба» на низких частотах не обязательно означает качество этих самых низких частот, так как они могут оказаться хоть и в большом количестве, но плохого качества – бубнящие, гудящие.

На итоговый результат будет влиять множество параметров, начиная от того, насколько грамотно была рассчитана геометрия корпуса, и заканчивая тем, из каких материалов сделаны элементы конструкции, и узнать это зачастую можно, только послушав наушники.

Чтобы до прослушивания примерно представлять, насколько качественным будет наш звук, после АЧХ следует обратить внимание на такой параметр, как коэффициент гармонических искажений.

Коэффициент гармонических искажений

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

По сути, это основной параметр, определяющий качество звучания. Вопрос только в том, что для вас качество. Например, всем известные наушники Beats by Dr. Dre на частоте 1кГц имеют коэффициент гармонических искажений почти 1,5% (выше 1.0% считается довольно посредственным результатом). При этом, как ни странно, указанные наушники популярны у потребителей.

Этот параметр желательно знать для каждой конкретной группы частот, потому что для разных частот допустимые значения разнятся. Например, для низких частот допустимым значением можно считать и 10%, а вот для высоких уже не более того самого 1%.

Не все производители любят указывать этот параметр на своих продуктах, т.к., в отличие от той же громкости, его довольно непросто соблюсти. Поэтому, если на устройстве, которое вы выбираете, есть подобный график и в нем вы видите величину не более 0,5%, следует присмотреться к этому устройству повнимательнее – это очень хороший показатель.

Мы уже знаем, как выбрать наушники/колонки, которые будут играть громче на вашем устройстве. Но как понять, насколько громко они будут играть?

Для этого существует параметр, о котором вы скорее всего не раз слышали. Его очень любят использовать ночные клубы в своих рекламных материалах, чтобы показать, насколько громко будет на вечеринке. Этот параметр измеряется в децибелах.

Чувствительность (громкость, уровень шума)

Децибел (дБ), единица измерения интенсивности звука – названа так в честь Александра Грэма Бэлла.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Александр Грэм Белл — учёный, изобретатель и бизнесмен шотландского происхождения, один из основоположников телефонии, основатель компании Bell Labs (бывш. Bell Telephone Company), определившей всё дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли в США.

Данный параметр неразрывно связан с сопротивлением. Достаточным принято считать уровень в 95-100 дБ (на самом деле это очень много).

Например, рекорд громкости был установлен группой Kiss 15 июля 2009 года на концерте в Оттаве. Громкость звука составила 136 дБ. По этому параметру группа Kiss обошла целый ряд знаменитых конкурентов, среди которых такие группы, как The Who, Metallica и Manowar.

При этом неофициальный рекорд принадлежит американской команде The Swans. По неподтверждённым сведениям, на нескольких концертах этой группы звук достигал громкости в 140 дБ.

Если захотите повторить или превзойти этот рекорд, помните, что громкий звук может быть расценен как нарушение общественного порядка – для Москвы, например, нормы предусматривают уровень звука, эквивалентный ночью 30 дБА, днем – 40 дБА, максимальный — 45 дБА ночью, 55 дБА днем.

И если с громкостью более-менее понятно, то вот следующий параметр понять и отследить не так-то просто, как предыдущие. Речь идет о динамическом диапазоне.

Динамический диапазон

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

По сути, это разница между самым громкими и тихими звуками без отсечения частот (перегрузки).

Каждый, кто хоть раз бывал в современном кинотеатре, испытывал на себе, что такое широкий динамический диапазон. Это тот самый параметр, благодаря которому вы слышите и, например, звук выстрела во всей его красе, и шорох ботинок крадущегося по крыше снайпера, который этот выстрел произвел.

Больший диапазон у вашей аппаратуры означает большее количество звуков, которое без потерь сможет передать ваше устройство.

При этом оказывается, что недостаточно передать максимально широкий динамический диапазон, нужно умудриться сделать это так, чтобы каждую частоту было не просто слышно, а слышно качественно. За это отвечает один из тех параметров, который без труда сможет оценить практически каждый при прослушивании высококачественной записи на интересующей его аппаратуре. Речь идет о детализации.

Детализация

Это умение аппаратуры разделять звук по частотам – низкие, средние, высокие (НЧ, СЧ, ВЧ).

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Именно от этого параметра зависит то, насколько отчетливо будет слышно отдельные инструменты, то, насколько детальной будет музыка, не превратится ли она в просто в мешанину звуков.

Однако даже при самой лучшей детализации различная аппаратура может давать совершенно разные впечатления от прослушивания.

Это зависит от умения аппаратуры локализовать источники звука.

В обзорах музыкальной техники данный параметр нередко делят на две составляющих – стереопанорама и глубина.

Стереопанорама

В обзорах этот параметр обычно описывают как широкий или узкий. Давайте разберемся, что это такое.

Из названия понятно, что речь идет про ширину чего-либо, но чего?

Представьте, что вы сидите (стоите) на концерте вашей любимой группы или исполнителя. И перед вами на сцене в определенном порядке расставлены инструменты. Одни ближе к центру, другие дальше.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Представили? Пусть они начнут играть.

А теперь закройте глаза и попробуйте отличить, где находится тот или иной инструмент. Думаю, у вас без труда это получится.

А если инструменты поставить перед вами в одну линию друг за другом?

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Доведем ситуацию до абсурда и сдвинем инструменты вплотную друг к другу. И… посадим трубача на рояль.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Как думаете, понравится вам такое звучание? Получится разобрать, где какой инструмент?

Последние два варианта чаще всего можно слышать в некачественной аппаратуре, производителю которой неважно, какой звук выдает его продукт (как показывает практика, цена при этом совсем не показатель).

Качественные наушники, колонки, музыкальные системы должны уметь выстраивать правильную стереопанораму в вашей голове. Благодаря этому, слушая музыку через хорошую аппаратуру, можно услышать, где расположен каждый инструмент.

Однако даже при умении аппаратуры создавать великолепную стереопанораму такое звучание все равно будет ощущаться неестественным, плоским из-за того, что в жизни мы воспринимаем звук не только в горизонтальной плоскости. Поэтому не менее важным оказывается такой параметр, как глубина звука.

Глубина звука

Вернемся на наш вымышленный концерт. Пианиста и скрипача отодвинем немного вглубь нашей сцены, а гитариста и саксофониста поставим чуть вперед. Вокалист же займет по праву принадлежащее ему место перед всеми инструментами.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

На своей музыкальной аппаратуре вы это услышали?

Поздравляем, ваше устройство умеет создавать эффект пространственного звучания через синтез панорамы мнимых источников звука. А если проще, то у вашей аппаратуры хорошая локализация звука.

Если речь идет не о наушниках, то данный вопрос решается достаточно просто – используются несколько излучателей, расставленных вокруг, позволяющих разделить источники звука. Если же речь идет о ваших наушниках и в них это слышно, поздравляем вас второй раз, у вас весьма неплохие наушники по данному параметру.

Ваша аппаратура имеет широкий динамический диапазон, отлично сбалансирована и удачно локализует звук, но готова ли она к резким перепадам звука и стремительному нарастанию и спаду импульсов?

Как у нее с атакой?

Атака

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

А если серьезно, вот что нам говорит об этом Википедия: Атака звука — первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при игре на каком-либо музыкальном инструменте или при пении вокальных партий; некоторые нюансировочные характеристики различных способов звукоизвлечения, исполнительских штрихов, артикуляции и фразировки.

Если попытаться перевести это на понятный язык, то это скорость нарастания амплитуды звука до достижения заданного значения. А если еще понятней — если у вашей аппаратуры плохо с атакой, то яркие композиции с гитарами, живыми ударными и быстрыми перепадами звука будут звучать ватно и глухо, а значит, прощай хороший hard rock и иже с ним…

Кроме всего прочего, в статьях часто можно встретить такой термин, как сибилянты.

Сибилянты

Дословно – свистящие звуки. Согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами.

Помните этого товарища из диснеевского мультфильма про Робина Гуда?

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Вот в его речи очень, очень много сибилянтов. И если ваша аппаратура так же свистит и шипит, то увы, это не очень хороший звук.

Ремарка: кстати, сам Робин Гуд из этого мультфильма подозрительно похож на Лиса из не так давно вышедшего на экраны диснеевского же мультфильма «Зверополис». Дисней, ты повторяешься 🙂

Песок

Что значит, когда автор пишет, что в высоких частотах, на большой громкости слышно «песок»?

Еще один субъективный параметр, который невозможно измерить. А можно только услышать.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

По своей сути близок к сибилянтам, выражается в том, что на большой громкости, при перегрузке, высокие частоты начинают распадаться на части и появляется эффект сыплющегося песка, а иногда и высокочастотное дребезжание. Звук становится каким-то шершавым и при этом рыхлым. Чем раньше это происходит, тем хуже, и наоборот.

Попробуйте дома, с высоты в несколько сантиметров, медленно высыпать горсть сахарного песка на металлическую крышку от кастрюли. Услышали? Вот, это оно.

Ищите звук, в котором нет песка.

Частотный диапазон

Одним из последних непосредственных параметров звука, который хотелось бы рассмотреть, является частотный диапазон.

Измеряется в герцах (Гц).

Генрих Рудольф Герц, основное достижение — экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света Джеймса Максвелла. Герц доказал существование электромагнитных волн. Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ.

Это тот параметр, который вы с вероятностью в 99% найдете в описании практически любой музыкальной техники. Почему же я оставил его на потом?

Начать следует с того, что человек слышит звуки, находящиеся в определенном частотном диапазоне, а именно от 20 Гц до 20000 Гц. Всё, что выше этого значения, – ультразвук. Все, что ниже, – инфразвук. Они недоступны человеческому слуху, зато доступны братьям нашим меньшим. Это знакомо нам из школьных курсов физики и биологии.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

На деле же у большинства людей реальный слышимый диапазон куда скромнее, причем, у женщин слышимый диапазон сдвинут вверх относительно мужского, поэтому мужчины лучше различают низкие, а женщины высокие частоты.

Зачем же тогда производители на своих продуктах указывают диапазон, выходящий за рамки нашего восприятия? Может быть, это только маркетинг?

И да, и нет. Человек не только слышит, но и чувствует, ощущает звук.

Доводилось ли вам стоять вблизи играющей большой колонки или сабвуфера? Вспомните свои ощущения. Звук не только слышен, он еще и ощущается всем телом, имеет давление, силу. Поэтому чем больший диапазон указан на вашей аппаратуре, тем лучше.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Однако всё же не стоит придавать этому показателю слишком большое значение — редко встретишь аппаратуру, частотный диапазон которой уже границ человеческого восприятия.

Дополнительные характеристики

Все вышеперечисленные характеристики напрямую относятся к качеству воспроизводимого звука. Однако на итоговый результат, а значит, и на удовольствие от просмотра/прослушивания, влияет и то, какого качества у вас исходный файл и какой источник звука вы используете.

Форматы

Эта информация у всех на слуху, и большинство и так об этом знает, но на всякий случай напомним.

Всего выделяют три основных группы звуковых форматов файлов:

Более подробно об этом рекомендуем прочесть, обратившись к Википедии.

Мы же для себя отметим, что использовать форматы APE, FLAC имеет смысл, если у вас аппаратура профессионального либо полупрофессионального уровня. В остальных же случаях обычно хватает возможностей формата MP3, пережатого из качественного источника с битрейтом от 256 кбит/сек (чем выше битрейт, тем меньше было потерь при сжатии звука). Однако это скорее дело вкуса, слуха и индивидуальных предпочтений.

Источник

Не менее важным является и качество источника звука.

Раз уж речь изначально шла про музыку на смартфонах, давайте рассмотрим именно этот вариант.

Еще не так давно звук был аналоговым. Помните бобины, кассеты? Это аналоговый звук.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

И в ваших наушниках вы слышите аналоговый звук, который прошел две стадии преобразования. Сначала его из аналогового преобразовали в цифровой, а затем перед подачей на наушник/колонку обратно преобразовали в аналоговый. И от того, какого качества было это преобразование, в итоге будет зависеть результат – качество звучания.

В смартфоне за этот процесс отвечает ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь.

Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть фото Сибилянты в звуке что это простыми словами. Смотреть картинку Сибилянты в звуке что это простыми словами. Картинка про Сибилянты в звуке что это простыми словами. Фото Сибилянты в звуке что это простыми словами

Чем качественнее ЦАП, тем качественнее будет звук, который вы услышите. И наоборот. Если ЦАП в устройстве посредственный, то какими бы ни были ваши колонки или наушники, о высоком качестве звука можно забыть.

Все смартфоны можно разделить на две основных категории:

На данный момент производством ЦАП для смартфонов занимается большое количество производителей. Что выбрать, вы можете решить, воспользовавшись поиском и прочитав описание того или иного устройства. Однако не забывайте, что и среди смартфонов со встроенным ЦАП, и среди смартфонов с выделенным ЦАП есть образцы с очень хорошим звуком и не очень, потому как немаловажную роль играют оптимизация операционной системы, версия прошивки и то приложение, через которое вы слушаете музыку. Кроме этого, существуют программные аудиомоды ядра, позволяющие улучшить итоговое качество звучания. И если инженеры и программисты в компании делают одно дело и делают его грамотно, то результат оказывается заслуживающим внимания.

При этом важно знать, что при прямом сравнении двух устройств, одно из которых оснащено качественным встроенным ЦАП, а другое – хорошим выделенным ЦАП, выигрыш неизменно будет за последним.

Заключение

Звук – неисчерпаемая тема.

Надеюсь, что благодаря этому материалу многое в музыкальных обзорах и текстах стало для вас понятнее и проще, а незнакомая ранее терминология обрела дополнительный смысл и значение, ведь всё легко, когда знаешь.

Обе части нашего ликбеза про звук написаны при поддержке компании Meizu. Вместо обычного расхваливания аппаратов мы решили сделать для вас полезные и интересные статьи и обратить внимание на важность источника воспроизведения при получении качественного звука.

Зачем это нужно для Meizu? На днях начался предзаказ нового музыкального флагмана Meizu Pro 6 Plus, поэтому компании важно, чтобы обычный пользователь знал о нюансах качественного звука и ключевой роли источника воспроизведения. Кстати, оформив оплаченный предзаказ до конца года, вы получите в подарок к смартфону гарнитуру Meizu HD50.

А еще мы подготовили для вас музыкальную викторину с развернутыми комментариями по каждому вопросу, рекомендуем попробовать свои силы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *