Симбиоз что это такое простыми словами в психологии

Что такое симбиоз в психологии и какие виды симбиоза бывают?

Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть картинку Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Картинка про Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии

Все живые существа на земле взаимодействуют друг с другом в разной степени. Одни дополняют друг друга, другие живут за счет других, а третьи предпочитают быть в одиночестве. Одним из способов взаимосвязи является симбиоз, который можно наблюдать в разных сферах жизни.

Симбиоз – что это такое?

Тесное взаимодействие живых организмов, при котором оба партнера или только один извлекает пользу из другого, называется симбиозом. Подобные отношения могут принимать разные формы, которые зависят от их природы, пользы или вреда. Чаще такой термин используют в биологии, описывая взаимосвязь бактерий, растений и животных. Еще симбиоз – это отношения между людьми, культурами и другими сферами.

Симбиоз в психологии

Психологическое состояние, в котором содержания личного бессознательного одного человека переживаются у другого, называется симбиозом. В таком союзе все участники находятся в полной зависимости друг от друга. Следует заметить, что возникает и устанавливается он между людьми легко, а вот закончить его не так просто. Есть еще один вариант значение этого термина, так симбиоз в психологии – это возникающее эмоционально-смысловое и психологическое единство между женщиной и ее младенцем, которое становится точкой опоры для дальнейшего развития его сознания и личности.

Признаки симбиоза

Чтобы понять, по каким фактам можно определить наличие симбиотических отношений, лучше всего рассмотреть отношения между мужчиной и женщиной. К признакам относят постоянное стремление человека быть рядом с партнером, что проявляется в тотальном контроле. Психологический симбиоз означает, что мужчина или женщина теряет свою индивидуальность, поскольку они стремятся проживать жизнь другого человека.

Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть картинку Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Картинка про Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии

Что общего между симбиозом и паразитизмом?

Виды симбиоза

Есть несколько форм подобного взаимодействия и начнем с самой распространенной классификации.

Симбиоз в жизни людей

Представленный вид взаимодействия прослеживается не только между людьми, но и в других областях. Симбиоз в отношениях наблюдается в разных сферах жизни, например, в науке, культуре, технике и так далее. В социологии этот термин описывает взаимодействие между разными социальными группами, которые имеют общие интересы. Если объяснять, что такое симбиоз с экономической точки зрения, то так описывают союз предпринимательских структур.

Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть картинку Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Картинка про Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии

Симбиоз мужчины и женщины

В отношениях между представителями противоположного пола симбиотический союз представляет собой стремление одного или обоих партнеров установить эмоционально-смысловой контакт в отношениях. Простыми словами, это можно назвать желанием человека постоянно находиться рядом со второй половинкой. Есть у таких отношений ряд особенностей:

Симбиоз науки и религии

Интерес к теме, касающейся взаимодействия науки и религии, существовал всегда. В истории известно несколько примеров, когда совершались попытки, чтобы связать эти два понятия. Веру люди используют в ситуации, когда нет возможности объяснить что-то из-за отсутствия научных подтверждений. Люди, проводящие исследования в этой сфере, утверждают, что взаимный симбиоз невозможен, поскольку общего у религии и веры нет ничего, это системы знаний, которые не допускают внесения никаких изменений.

Проблема заключается и в принципиальном подходе к использованию этих сфер, так наука подразумевает проведение экспериментов, выдвижение гипотез и многое до сих пор остается непознанным. Что касается религии, то здесь, главное – вера. При этом стоит заметить, что не всегда выходит отделить знания религии и науки, например, многие религиозные направления часто используют логику и опыт.

Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Смотреть картинку Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Картинка про Симбиоз что это такое простыми словами в психологии. Фото Симбиоз что это такое простыми словами в психологии

Симбиоз человека и компьютера

Технический прогресс не стоит на месте и многочисленные изобретения уже стали частью жизни людей. Ежедневно человек использует разные компьютерные технологии, упрощая свою жизнь и повышая ее качества. Понятие симбиоза в таком взаимодействии вполне приемлемо. В современном мире для получения практически любой информации нужно просто включить компьютер и зайти в интернет. В результате взаимодействие мозга человека и технологий дает шанс «творить чудеса». Предположения, что вскоре компьютеры приобретут сознание, с каждым годом является все реалистичней.

Культурный симбиоз

Многочисленные страны могут похвастаться своей уникальной культурой: традициями, архитектурой, искусством, религией и так далее. Каждый народ может внести свою уникальную лепту в мировое развитие. Многие годы странам удавалось сохранять свою индивидуальность, но благодаря прогрессу возник симбиоз культур, который стал возможен благодаря тому, что люди могут легко путешествовать в разные уголки мира. Способствовали смешению национальных особенностей телевидение и интернет.

Если говорить о странах бывшего СССР, то после падения «железного занавеса», многие экзотические и необычные вещи, и традиции западных стран стали распространяться с большой скоростью. Сюда можно отнести незнакомые для славянских людей праздники, например, День святого Валентина, который стал очень популярным. Выясняя, что такое культурный симбиоз, стоит упомянуть и популярность разных национальных кухонь, например, широко распространены рестораны итальянской, китайской, индийской и другой кухни. Все это говорит о слиянии традиций разных стран.

Источник

СИМБИОЗ- что это. Признаки и виды

Симбиоз. Все живые существа на земле взаимодействуют друг с другом в разной степени. Одни дополняют друг друга, другие живут за счет других, а третьи предпочитают быть в одиночестве. Одним из способов взаимосвязи является симбиоз, который можно наблюдать в разных сферах жизни.

Симбиоз – что это такое?

Тесное взаимодействие живых организмов, при котором оба партнера или только один извлекает пользу из другого, называется симбиозом. Подобные отношения могут принимать разные формы, которые зависят от их природы, пользы или вреда. Чаще такой термин используют в биологии, описывая взаимосвязь бактерий, растений и животных. Еще симбиоз – это отношения между людьми, культурами и другими сферами.

Симбиоз в психологии

Психологическое состояние, в котором содержания личного бессознательного одного человека переживаются у другого, называется симбиозом. В таком союзе все участники находятся в полной зависимости друг от друга. Следует заметить, что возникает и устанавливается он между людьми легко, а вот закончить его не так просто. Есть еще один вариант значение этого термина, так симбиоз в психологии – это возникающее эмоционально-смысловое и психологическое единство между женщиной и ее младенцем, которое становится точкой опоры для дальнейшего развития его сознания и личности.

Признаки симбиоза

Чтобы понять, по каким фактам можно определить наличие симбиотических отношений, лучше всего рассмотреть отношения между мужчиной и женщиной. К признакам относят постоянное стремление человека быть рядом с партнером, что проявляется в тотальном контроле. Психологический симбиоз означает, что мужчина или женщина теряет свою индивидуальность, поскольку они стремятся проживать жизнь другого человека.

Что общего между симбиозом и паразитизмом?

Представленные понятия имеют и общие, и отличительные черты. Начнем с того, что объединяет симбиоз и паразитизм, так вот в обоих случаях разные организмы могут отлично существовать вместе. Что касается отличий, то симбиотический контакт олицетворяет собой взаимовыгодное взаимодействие для всех участников, а вот при паразитизме один организм живет за счет другого, принося ему некий дискомфорт. Можно еще назвать такой симбиоз — нахлебничество. Такой союз можно применять и для людей, например, когда один человек выживает и развивается благодаря заслугам и работе другого.

Виды симбиоза

Есть несколько форм подобного взаимодействия и начнем с самой распространенной классификации.

Симбиоз в жизни людей

Представленный вид взаимодействия прослеживается не только между людьми, но и в других областях. Симбиоз в отношениях наблюдается в разных сферах жизни, например, в науке, культуре, технике и так далее. В социологии этот термин описывает взаимодействие между разными социальными группами, которые имеют общие интересы. Если объяснять, что такое симбиоз с экономической точки зрения, то так описывают союз предпринимательских структур.

Симбиоз мужчины и женщины

В отношениях между представителями противоположного пола симбиотический союз представляет собой стремление одного или обоих партнеров установить эмоционально-смысловой контакт в отношениях. Простыми словами, это можно назвать желанием человека постоянно находиться рядом со второй половинкой. Есть у таких отношений ряд особенностей:

Симбиоз науки и религии

Интерес к теме, касающейся взаимодействия науки и религии, существовал всегда. В истории известно несколько примеров, когда совершались попытки, чтобы связать эти два понятия. Веру люди используют в ситуации, когда нет возможности объяснить что-то из-за отсутствия научных подтверждений. Люди, проводящие исследования в этой сфере, утверждают, что взаимный симбиоз невозможен, поскольку общего у религии и веры нет ничего, это системы знаний, которые не допускают внесения никаких изменений.

Проблема заключается и в принципиальном подходе к использованию этих сфер, так наука подразумевает проведение экспериментов, выдвижение гипотез и многое до сих пор остается непознанным. Что касается религии, то здесь, главное – вера. При этом стоит заметить, что не всегда выходит отделить знания религии и науки, например, многие религиозные направления часто используют логику и опыт.

Симбиоз человека и компьютера

Технический прогресс не стоит на месте и многочисленные изобретения уже стали частью жизни людей. Ежедневно человек использует разные компьютерные технологии, упрощая свою жизнь и повышая ее качества. Понятие симбиоза в таком взаимодействии вполне приемлемо. В современном мире для получения практически любой информации нужно просто включить компьютер и зайти в интернет. В результате взаимодействие мозга человека и технологий дает шанс «творить чудеса». Предположения, что вскоре компьютеры приобретут сознание, с каждым годом является все реалистичней.

Культурный симбиоз

Многочисленные страны могут похвастаться своей уникальной культурой: традициями, архитектурой, искусством, религией и так далее. Каждый народ может внести свою уникальную лепту в мировое развитие. Многие годы странам удавалось сохранять свою индивидуальность, но благодаря прогрессу возник симбиоз культур, который стал возможен благодаря тому, что люди могут легко путешествовать в разные уголки мира. Способствовали смешению национальных особенностей телевидение и интернет.

Если говорить о странах бывшего СССР, то после падения «железного занавеса», многие экзотические и необычные вещи, и традиции западных стран стали распространяться с большой скоростью. Сюда можно отнести незнакомые для славянских людей праздники, например, День святого Валентина, который стал очень популярным. Выясняя, что такое культурный симбиоз, стоит упомянуть и популярность разных национальных кухонь, например, широко распространены рестораны итальянской, китайской, индийской и другой кухни. Все это говорит о слиянии традиций разных стран.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Для того, чтобы прийти к согласию с Запретным и Невозможным, нужен каждый раз процесс оплакивания, причем такой, который возместил бы то, на что оставлена надежда.

Раннее развитие Я

Самые древние, самые архаичные слои нашей психики основаны на событиях, которые происходят в первые годы жизни. Это аксиома, которой придерживаются сторонники психодинамического направления психотерапии. Ставшие классическими труды Д. Винникота о воздействии взаимоотношений с матерью на развитие младенца, исследования Дж. Боулби о влиянии раннего окружения на формирование невроза и невротического характера, работы М. Кляйн и А. Фрейд по анализу развития детей в первые годы жизни показывают, что неудачи в разрешении ранних конфликтов между любовью и ненавистью имеют далеко идущие последствия для благополучия ребенка. Именно значимые другие, семейное или замещающее социальное окружение создают ту среду, которая либо поддерживает развитие различных структурных элементов self, либо травмирует хрупкую детскую психику.

В данной статье наше внимание было сконцентрировано на проблеме, связанной с ранним развитием в условиях дефицита любви и эмпатии. Так, обычно заботы о младенце берет на себя мать, отношения с которой являются основой для последующего понимания ребенком себя, своих чувств и желаний. Анализируя истории жизни клиентов, мы зачастую сталкиваемся либо с депривацией, либо с неспособностью родителей удовлетворить потребности ребенка. Здесь речь идет не об удовлетворении биологических потребностей, которые чаще всего обеспечиваются окружением, а о потребностях, связанных с контактом, близостью, установлением взаимоотношений. Маленький ребенок «не столько сфокусирован на получении материнского молока, сколько на восприятии заботы о самом себе и чувстве теплоты и привязанности» (Макс-Вильямс, 1998, с. 50).

Появление у ребенка способности к восприятию того, что удовлетворение и приятные переживания зависят от какого-то источника вне телесного Я, свидетельствует о переходе из аутической в симбиотическую фазу. Нормальная симбиотическая фаза описывает состояние слияния с ребенка с матерью, когда «Я» и «не-Я» еще не различимы. Симбиотическая фаза продолжается примерно от полутора до 5-6 месяцев. Этот термин характеризует тот этап жизни ребенка, когда только начинает обнаруживаться дифференциация его собственного Я от матери. На этой фазе у ребенка проявляется способность формировать эмоциональную привязанность к матери, которая является основой для всех его дальнейших взаимоотношений. Нормальное прохождение симбиотической фазы является предварительным условием для отделения ребенка от матери на последующей фазе сепарации-индивидуации, а также для дальнейшего развития идентичности.

Ранние утраты

Инициация как кризис

Внутренний уровень инициации характеризуется появлением переживаний инициируемого в связи с его участием в инициации и обретении им нового статуса и новой идентичности. В таком значении инициация может рассматриваться как нормативный психологический кризис.

Личность, находящаяся в кризисе, по определению не может оставаться прежней. Человеку в кризисном состоянии либо удается встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей, либо не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, и тогда он продолжает оперировать знакомыми, шаблонными категориями или использовать привычные модели приспособления.

Во время прохождения Русалочкой кризиса инициации происходит действие, которое ярко иллюстрирует ее личность.

«Наконец и ей исполнилось пятнадцать лет.

— Ну вот, вырастили и тебя!- сказала бабушка, вдовствующая королева.- Поди сюда, надо и тебя принарядить, как других сестер!

И она надела Русалочке на голову венок из белых лилий,- каждый лепесток был половинкой жемчужины,- потом, для обозначения высокого сана принцессы, приказала восьми устрицам прицепиться к ее хвосту.

— Ой, как больно!- воскликнула Русалочка.

— Ради красоты и потерпеть не грех!- сказала старуха.

Ах, с каким удовольствием скинула бы с себя Ру­салочка все эти уборы и тяжелый венок,- красные цветы из ее садика шли ей куда больше,- но она не посмела!

— Прощайте!- сказала она и легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность».

Депрессия и агрессия

Мы замечаем, что Русалочка испытывает боль, но не пытается ее облегчить. И дальше, на протяжении всей истории, она никогда не борется, не настаивает на своем, не требует того, что ей нужно. Это происходит потому, что Русалочка лишена контакта со своим Я и со своими желаниями. Кроме того, окружение не способно понимать Русалочку, поддерживать ее саму и отношения с ней. Возможно, если бы бабушке не нужно было воспитывать еще пятерых внучек и заниматься государственными делами, она заметила бы эмоциональные страдания Русалочки. Но бабушка занята формальными, социальными аспектами жизни внучки. Она не замечает ни ее потребностей, ни ее психологической боли. Русалочка, в свою очередь, интериоризировала такое отношение: она не осознает своих желаний и не умеет их выражать и удовлетворять, не способна строить глубокие доверительные отношения с другими, просить о помощи и заботе.

М. Кляйн в своих работах предложила модель, описывающую корни депрессивных тревог в ранних отношениях ребенка со своей матерью. Ребенок, находясь в контакте с матерью, со временем начинает воспринимать ее как «хорошую мать»: как человека, который может сдержать его страх и его разрушительность. Ведь мать заботится о нем и любит его. Одновременно часть злости ребенка проецируется на мать, которая в эти моменты воспринимается как «плохая». Со временем ребенок интроецирует «хорошую», сильную мать, научается справляться со своей агрессией, сдерживать свою деструктивность и меньше проецирует на нее свою враждебность. Но при этом его хорошие и плохие чувства переживаются так, будто они направлены к разным людям: он любит хорошую, заботливую мать и ненавидит плохую, покидающую, наказывающую его мать.

Как раз на этой стадии ребенок особенно нуждается в контакте с матерью. Ему необходимо убедиться, что, несмотря на проявления его враждебности, она по-прежнему любит его, заботится о нем, что с ней все в порядке. Только так он научится отличать фантазии и внутреннюю реальность, где мать может выступать как слабая и истощенная, от внешней реальности, где с ней все благополучно.

Что происходит, когда вышеописанные процессы прерываются, не дойдя до своего логического завершения? Мы видим это на примере Русалочки. Даже когда родитель на время покидает ребенка, последний злится и чувствует себя дискомфортно. В случае смерти матери на фазе сепарации-индивидуации привычный мир ребенка рушится. Мать не возвращается, а заместители не могут компенсировать ее утрату. Однако брошенный, разочарованный младенец все равно пытается адаптироваться к ситуации. Очевидно, что постоянные страдания, отчаяние и протест ничего не меняют и ведут к сильной психологической боли. Поэтому ребенок ищет компромисс, который позволяет ему выжить в ситуации отчаяния и хронического неудовлетворения потребностей. Когда ребенок сталкивается с невыносимыми переживаниями, он начинает подавлять свое Я, чтобы хоть как-то справиться с болью. Особенно травматично протекает этот процесс в ситуации, когда Я ребенка, его естественная аутоэкспрессия находятся в зачаточном состоянии. С.М. Джонсон говорит о том, что в случае орального характера ребенок формирует следующее убеждение: «Если я не буду ничего хотеть, то я не буду переживать фрустрацию… Если я вынужден страдать из-за моих потребностей, то я вообще перестану требовать» (Джонсон, 2001, с. 114).

Репарация и защитные механизмы

В начале истории Русалочка дистанцирована от окружения. Она, скорее, наблюдает за жизнью, чем живет. Ее садик украшен статуей прекрасного мраморного мальчика, который, похоже, является замещающим объектом: тем, кого она может любить и любоваться без угрозы его утраты. Взрослея, она не меняется, и лишь инициация дает надежду на то, что Русалочка, пережив кризис, разрешит более ранние проблемы и обретет себя.

C одной стороны, не получив необходимого времени для «разворачивания» всех внутренних структур в контакте с матерью, она так и осталась ребенком, не различающим окончательно себя и объект. Травматически прерванный контакт с матерью привел к тому, что, физически взрослая, Русалочка во многом ведет себя по-детски, не осознавая своих действий и желаний. Она не понимает, что такое границы, и не имеет контакта со своей агрессивной частью, необходимой для их построения. Инициация, связанная с переходом на качественно новую ступень, не позволила разрешить ранние задачи развития, а лишь опять обострила старые травмы, а Русалочка так и не интегрировала свои импульсы, связанные с любовью и агрессией.

Вернемся к тексту Г.Х. Андерсена. «К утру непогода стихла; от корабля не осталось и щепки; солнце опять засияло над водой, и его яркие лучи как будто вернули щекам принца их живую окраску, но глаза его все еще не открывались. Русалочка откинула со лба принца волосы и поцеловала его в высокий, красивый лоб; ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика, что стоит у нее в саду; она поцеловала его еще раз и пожелала, чтобы он остался жив».

Похоже, любовь Русалочки к матери, проецируемая на мраморного мальчика, теперь переместилась на принца. Русалочка, наконец, обрела того, кого она может любить и на чью взаимность она может надеяться.

Я и системы социальной поддержки

Однако, несмотря на совершенный подвиг, Русалочка становится «неизвестным героем». Принц приходит в себя тогда, когда Русалочка уже оставила его на берегу и уплыла. Очевидно, у Русалочки не получили достаточного развития навыки, связанные с самопредъявлением и заботой о себе. Людям с такой структурой характера присуща склонность удовлетворять потребности других людей, а не предъявлять свои. Русалочка лишь увидела, что «принц ожил и улыбнулся всем, кто был возле него. А ей он не улыбнулся, он даже не знал, что она спасла ему жизнь! Грустно стало Русалочке, и, когда принца увели в большое белое здание, она печально нырнула в воду и уплыла домой.

И прежде она была тихой и задумчивой, теперь же стала еще тише, еще задумчивее. Сестры спрашивали ее, что она видела в первый раз на поверхности моря, но она ничего им не рассказала».

Дефицитарное Я и Невозможное

Сестер можно рассматривать как еще один аспект Я Русалочки, более адаптированный к реальности, более гибкий, способный на разные реакции, на выбор новых способов разрешения проблемы в тех ситуациях, когда старые не работают. Но Русалочка лишь ненадолго входит в контакт с этими аспектами своего Я. Это видно из текста: вместо реального взаимодействия с сестрами и с представителями подводного мира Русалочка начинает постоянно приплывать к берегу, смотреть на гуляющего или катающегося на лодке принца и все глубже погружаться в фантазии. «Не раз слышала она, как говорили о принце рыбаки, ловившие по ночам рыбу; они рассказывали о нем много хорошего, и Русалочка радовалась, что спасла ему жизнь, когда его, полумертвого, носила по волнам; она вспоминала, как его голова покоилась на ее груди и как нежно целовала она его тогда. А он-то ничего не знал о ней, она ему и присниться не могла!» Она все сильнее влюбляется в созданный ею образ, ей все сложнее вернуться в свой реальный мир.

«Все больше и больше начинала Русалочка любить людей, все сильнее и сильнее тянуло ее к ним; их земной мир казался ей куда больше, чем ее подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы к самым облакам, а их земля с лесами и полями тянулась далеко-далеко, ее и глазом не охватить!» Ее тянет к Невозможному, к тому миру, который она наблюдает как зритель и в котором ей нет места. Русалочка пытается понять этот мир, но окружающие ее сестры сами не владеют информацией, и ей вновь и вновь приходится расспрашивать бабушку:

«- Если люди не тонут,- спрашивала Русалочка,- то они живут вечно, не умирают, как мы?

— А почему у нас нет бессмертной души?- грустно спросила Русалочка.- Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо».

«- Вздор! Нечего и думать об этом!- сказала старуха.- Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле!»

Бабушка не замечает границ между своим Я и Я Русалочки: ей достаточно хорошо живется в подводном мире, и она не видит и не осознает страданий внучки. Бабушка подчиняется правилам и законам, она горда собой и большое значение придает социальному статусу и его атрибутам. Воспитание таким человеком не способствует самопониманию, а обычно ведет к формированию симбиотической личности, не способной обнаруживать разницу между «Я» и «не-Я».

Однако Русалочка находится в кризисе и пробует продвинуться с той точки, на которой она находилась раньше, поэтому и пытается конфронтировать с бабушкой.

«-Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели я никак не могу обрести бессмертную душу?

Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост».

Мать и ведьма

Вечером во дворце, где живет Русалочка, проходит бал. Однако все великолепие, все краски подводного мира не радуют Русалочку. Одержимая одной идеей, одной мыслью, Русалочка находится в своих переживаниях. На время она отвлекается: «Посреди залы вода струилась широким потоком, и в нем танцевали водяные и русалки под свое чудное пение. Таких звучных, нежных голосов не бывает у людей. Русалочка пела лучше всех, и все хлопали ей в ладоши. На минуту ей было сделалось весело при мысли о том, что ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле, нет такого чудесного голоса, как у нее; но потом она опять начала думать о надводном мире, о прекрасном принце, и ей стало грустно, что у нее нет бессмертной души».

«Но вот она (Русалочка) очутилась на скользкой лесной поляне. Посреди поляны был выстроен дом из белых человеческих костей; тут же сидела сама морская ведьма и кормила изо рта жабу, как люди кормят сахаром маленьких канареек. Омерзительных ужей она звала своими цыплятками и позволяла им ползать по своей большой ноздреватой, как губка, груди».

— Да!- сказала Русалочка дрожащим голосом и подумала о принце и о бессмертной душе».

«Помни,- сказала ведьма,- что раз ты примешь человеческий облик, тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не велит священнику соединить ваши руки, чтобы вы стали мужем и женой, ты не получишь бессмертной души. С первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской!

— Пусть!- сказала Русалочка и побледнела как смерть».

Ведьма пытается рассказать Русалочке об опасных последствиях такого выбора, но ее уже невозможно остановить. Диффузная идентичность Русалочки содержит интериоризированные аспекты злой разрушающей матери, и она относится к себе с крайним пренебрежением и безразличием к своей дальнейшей судьбе.

Если отношения между матерью и младенцем «достаточно хорошие», в его сознании из первоначальной телесно-психической матрицы (термин Н. Макдугалл) начинает дифференцироваться образ себя и образ матери. Ребенок, используя различные процессы интернализации (инкорпорация, интроекция, идентификация) будет конструировать образ матери как успокаивающей, заботящейся, способной контейнировать его эмоции. Эти представления являются основой его Я.

В том случае, когда у ребенка нет возможности создавать образ успокаивающей и опекающей его матери, идентифицироваться с этой «внутренней» матерью, отсутствие внутренней защищающей фигуры сохраняется и во взрослой жизни. Образ матери в таких случаях может быть расщепленным.

С одной стороны, существует идеализированный и недостижимый образ всемогущей матери, которая может помочь в любой ситуации и удовлетворить любое его желание. Ребенок пытается найти эту «идеальную мать», проецируя желаемые качеств на объекты привязанности уже во взрослой жизни. Для Русалочки таким объектом становится принц.

Внутренняя ведьма, аутоагрессия и алекситимия

Когда ведьма заявляет Русалочке, что та должна заплатить ей за помощь, у читателя могут возникнуть переживания жалости к героине и желание остановить, удержать ее от безрассудного поступка. Ведьма сообщает Русалочке: «У тебя чудный голос, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча.

— Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне?- спросила Русалочка.

Похоже, душевная боль Русалочки так велика, что физическая не идет с ней в сравнение. Выпив напиток, она теряет сознание, а, очнувшись, обнаруживает, что с ней произошло обещанное превращение: вместо хвоста у нее две ноги, как у обычного человека. Однако, получив Невозможное, Русалочка не перестает страдать, только к психологической боли добавляется физическая. «Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял Русалочке такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем легкая, как пузырек воздуха; принц и все окружающие только дивились ее чудной, скользящей походке».

Под алекситимией обычно подразумевается неспособность понимать и объяснять другим свои переживания и состояния, а также сложность дифференциации себя от симбиотического партнера. Характеристикой алекситимии является плохое понимание аффектов и невозможность их вербализации. Чувства и эмоции утрачивают свои сигнальные функции, что приводит к неэффективности коммуникации. Психосоматические пациенты, к примеру, зачастую игнорируют сигналы о соматическом либо психическом неблагополучии, что внешне проявляется в сдержанности, застывших позах, «деревянном» выражении лица. Русалочка демонстрирует алекситимию на протяжении всей второй части истории: каждый шаг причиняет ей боль, но она терпеливо сносит ее. «….Русалочка все танцевала и танцевала, хотя каждый раз, как только ноги ее касались земли, ей было так больно, будто она ступала по острым ножам. … они взбирались на высокие горы, и хотя из ее ног сочилась кровь и все видели это, она смеялась и продолжала следовать за принцем на самые вершины…».

Для алекситимиков характерно конкретное мышление, и они могут казаться приспособленными к требованиям реальности. Однако во время психотерапии их когнитивные нарушения становятся очевидными: в целом им недостает воображения, интуиции, эмпатии и направленной на удовлетворение влечений фантазии. Они ориентируются, прежде всего, на вещественный мир, а к себе относятся как к механизмам, неодушевленным предметам.

На пути к Я

Встретив подходящую девушку, принц сообщает Русалочке, что он очень счастлив: «То, о чем я не смел и мечтать, сбылось! Ты порадуешься моему счастью, ты ведь так любишь меня!» И вновь Русалочка реагирует как алекситимик: «Русалочка поцеловала ему руку, и ей показалось, что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба ведь убьет ее, превратит в морскую пену!» Испытывая сильную боль внутри, внешне она демонстрирует радость и принятие. Ребенок, который прячет и подавляет свои чувства, готов умереть, потому что для него важнее всего то, что объект ее любви находится рядом. Подавленная агрессия превращается в аутоагрессию и разрушает Русалочку изнутри. Но даже зная, что на рассвете она умрет, Русалочка думает не о себе, а о том, что «лишь один вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела невыносимые мучения, о которых он и не догадывался. Лишь эту ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звездное небо, а там наступит для нее вечная ночь, без мыслей, без сновидений». Лишенная контакта со своей агрессией, она лишается аутоэкспрессии, желаний и возможности отстаивать свое право на жизнь.

Таким в очередной раз болезненным способом совершается дифференциация Русалочки от объекта своей любви. В реальности мы часто встречаем людей, которые фигурально и буквально умирают, утратив симбиотического партнера. Однако мы имеем дело со сказочной историей, в которой есть продолжение.

«К кому я иду?- спросила Русалочка, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою дивною музыкой, какой не в силах передать земные звуки.

— К дочерям воздуха!- ответили ей воздушные создания.- У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она может, только если ее полюбит человек. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами. Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, водная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!

И Русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы».

Несмотря на грусть, которую вызывает сказка, у нее жизнеутверждающее завершение. «На корабле за это время все опять пришло в движение, и Русалочка увидала, как принц с женой ищут ее». Она видит, что ее ищут, значит, она важна, небезразлична принцу. Русалочка не нанесла объекту любви никакого ущерба, он жив и здоров. «Невидимая, поцеловала русалочка красавицу (жену принца) в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими дочерьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе».

Русалочка может, наконец, повзрослеть: сепарироваться от принца, принять себя и начать путь своей индивидуации. Эта сказка дает надежду на то, что даже очень глубокие травмы, связанные с утратой значимого объекта на фазе сепарации-индивидуации, можно разрешить в психотерапии путем глубинной проработки всех переживаний, фантазий и желаний клиента, позволяющих пройти болезненный, но необходимый путь интеграции агрессивных и либидонозных аспектов своего Я.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *