Синдром даннинга крюгера что это значит

Эффект Даннинга-Крюгера

Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть фото Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть картинку Синдром даннинга крюгера что это значит. Картинка про Синдром даннинга крюгера что это значит. Фото Синдром даннинга крюгера что это значит

Эффект Даннинга-Крюгера: что это?

Эффект Даннинга-Крюгера — это психологический феномен, при котором некомпетентный человек неадекватно оценивает свои знания и умения, считая себя профессионалом. Именно недостаток профессионализма при эффекте Даннинга-Коюгера мешает оценить собственные навыки объективно. Возникает замкнутый круг. Ученые называют это метакогнитивным искажением.

Обратная ситуация нередко встречается у людей с Синдромом самозванца. Будучи настоящими специалистами, люди с Синдромом самозванца напротив считают, что занимают чужое место, а их достижения — результат счастливой случайности.

Свое название эффект Даннинга-Крюгера получил благодаря двум социальным психологам, которые и выдвинули гипотезу о существовании подобного искажения восприятия действительности. Это произошло в 1999 году. Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг опирались на два высказывания:

Чтобы доказать свою гипотезу психологи провели ряд экспериментов среди слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников и смогли доказать, что некомпетентность, которая сопровождается излишней самоуверенностью, произрастает из незнания основ деятельности. Парадокс, но люди, которые плохо играют в футбол или хоккей из-за того, что не знают основ этой игры, обычно уверены в том, что они невероятно хорошие спортсмены. Это касается любой активности и навыка.

Признаки эффекта Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера — не болезнь, но у него есть определенные «симптомы».

Люди с эффектом Даннинга-Крюгера склонны:

Почему возникает искажение?

У возникновения эффекта может быть множество причин, но основные это:

Человек с эффектом Даннинга-Крюгера может считать себя непревзойденным экспертом даже, если его успехи ограничиваются победой в школьной олимпиаде по математике 20 лет назад.

Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть фото Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть картинку Синдром даннинга крюгера что это значит. Картинка про Синдром даннинга крюгера что это значит. Фото Синдром даннинга крюгера что это значит

Тесты на эффект Даннинга-Крюгера

Работодатели нередко тестируют соискателей на эффект Даннинга-Крюгера во время собеседования.

Как избавиться от метакогнитивного искажения?

Если вы подозреваете эффект Даннинга-Крюгера у коллеги или подчиненного, не стоит провоцировать конфликт, это не убедит человека в том, что он необъективно оценивает свои знания. Постарайтесь отправить его на курсы повышения квалификации, если это позволяет ваша должность или попросите советоваться с более старшими и опытными коллегами.

Эффект Даннинга-Крюгера — не приговор, и это неприятное явление можно преодолеть, чтобы стать настоящим профессионалом!

Читайте также:

Источник

Морфология по Крюгеру (оценка внешнего строения сперматозоидов)

В 1987 году профессор Крюгер предложил принимать за норму те гаметы, которые в состоянии проникнуть через цервикальный канал в течение 8 часов после семяизвержения.

Морфология по Крюгеру предполагает детальное исследование внешних (морфологических) признаков мужской половой клетки. Сперматозоид состоит из головки, шейки и хвоста. Все эти составляющие помогают ему пройти все отделы репродуктивного тракта женщины, достичь яйцеклетки и оплодотворить её. Аномалии внешнего строения станут мешать достижению цели. Поэтому, сперматозоиды с внешними дефектами обычно не проходят естественный отбор, погибая в самом начале пути.

Характеристики нормального сперматозоида:
— Головка овальная, длина 4-5 мкм, ширина 2,5-4 мкм, с акросомой, которая занимает 40-60% ее площади.
— Головка под углом в 90 градусов соединяется с шейкой
— Шейка тонкая, ровная, её длина 7-8 мкм, максимальная толщина – 1 мкм.
— Хвост извитый, который в 10 раз длиннее головки (норма – 45 мкм).
— Хвост должен быть один и составлять 90% всего сперматозоида.
— Цитоплазмическая капля на шейке должна составлять менее 1/3 размера головки.

Обычные отклонения от нормы:
Головка может иметь форму восьмерки, груши, быть круглой, приплюснутой. В акросоме фиксируются вакуоли. Размеры или слишком большие, или наоборот – мизерные. Иногда определяется многоголовие – мутация.
Шейка демонстрирует перекруты, утолщается или истончается, становится неоднородной консистенции. Визуально заметны перекосы – изменение угла прикрепления к головке.
Хвост может отсутствовать, быть ломаным, слишком вытянутым или укороченным.
Иногда в образце эякулята фиксируются только хвостики. Это результат непрочного соединения головки и шейки.

Аномальные сперматозоиды всегда присутствуют в сперме. При этом, важное прогностическое значение имеет процентное соотношение внешне нормальных гамет и тех, что имеют нарушения в строении головки, тела и хвоста.

По рекомендациям ВОЗ проводится исследование спермы, при котором оценивается только строение головки сперматозоида. Нормой в этом случае считается, если доля аномальных клеток не превышает 70%

По строгим критериям Крюгера сперматозоид оценивается целиком. Цель такого исследования – определить долю внешне идеальных клеток. Малейшие нарушения в строении головки, шейки хвоста считаются дефектом. Оценивается также симметричность гаметы, соотношение её частей между собой.

Если внешне аномальных сперматозоидов в сперме выше нормы, то имеет место «Тератозооспермия».

Причины тератозооспермии:
— Болезни и воспалительные процессы мочеполовой системы: простатит, орхиэпидидимит, уретрит, паротит, варикоцеле;
— ЗППП: гонорея, хламидиоз, трихомониаз, цитомегаловирус, ПВЧ и т.д.;
— Опухолевые образования яичек и предстательной железы, аденома простаты;
— Внешние вредные факторы: плохая экология, работа на вредных производствах, радиация, химиотерапия;
— Гормональный сбой, эндокринные патологии, в т.ч. сахарный диабет;
— Заболевания щитовидной железы;
— Мужской климакс, возрастные изменения;
— Вредные привычки (злоупотребление спиртным, приём наркотических веществ, курение)
— Психологические факторы (стрессы, депрессии);
— Приём некоторых групп лекарственных препаратов;
— Тепловое и вибрационное воздействие;
— Генетические факторы.

Морфология по Крюгеру проводится следующим образом: сперму (мазок) окрашивают методом Шорра или по Папаниколау. Специалист эмбриолог под микроскопом исследует эякулят на аномальные формы сперматозоидов, оценивает их подвижность, живучесть, а акже выявляет клетки, которые в норме не должны находиться в сперме. За один раз подсчитывается более 200 сперматозоидов. Те из них, что имеют любые, даже самые минимальные отклонения от строгих критерий Крюгера, относят в разряд неполноценных.

Показатели, которые оцениваются при проведении спермограммы с морфологией по Крюгеру:
— объем эякулята должен составлять от 3 до 5 мл;
— цвет спермы белый, с сероватым оттенком, вязкая консистенция до 2 см;
— количество сперматозоидов от 20 до 120 млн на 1 мл эякулята;
— скорость разжижения спермы не более 40 минут;
— кислотность от 7,2 до 8,0;
— не менее 4% клеток с нормальной морфологией;
— процент подвижных сперматозоидов не менее 20%;
— процент малоподвижных сперматозоидов не более 30%;
— лейкоцитов менее 1 млн в 1 мл спермы;
— эритроциты отсутствуют;
— оценивается слипание сперматозоидов.

По результам спермограммы с морфологией по Крюгеру специалист может сделать вывод о наличие следующих патологий:
— простатит, орхит и другие воспалительные патологии;
— ИППП (инфекции, передающиеся половым путём);
— результат травмы;
— наличие опухоли;
— возрастные изменения.

Чтобы достичь максимальной точности результатов, необходимо правильно подготовиться к сдаче анализа.

Стоимость приёма уролога-андролога

Подготовка к сдаче спермограммы начинается за 3-5 дней. При этом следует:
— Отказаться от употребления спиртосодержащих напитков.
— Избегать перегрева, а именно исключить длительное нахождение на солнце, посещения бани и сауны. Если случилось заболевание, которое сопровождалось значительным повышением температуры тела, срок сдачи спермограммы следует перенести.
— Воздерживаться от половых контактов.
— Ограничить употребление жирной, острой, соленой пищи.
— Свести к минимуму выкуривание сигарет.

Данные спермограммы интерпретирует специалист – врач уролог-андролог. В зависимости от диагноза, назначается лечение – это может быть коррекция гормонального фона, противоинфекционная терапия, витамины, физиопроцедуры и др. При закупорке семявыносящих протоков может понадобиться хирургическое лечение.

При «плохой» спермограмме необходимо принять комплекс мер для улучшения ситуации:
— нормализовать питание и образ жизни;
— сдать анализы на выявление возможных воспалительных и инфекционных патологий;
— пройти лечение по показаниям.

Источник

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Всем привет! Сегодня я бы хотел рассказать вам про эффект Даннинга-Крюгера.

Невежество чаще порождает уверенность, чем знание.

Изначально Уилера посчитали обычным сумасшедшим преступником. Его даже включили во Всемирный альманах 1996 года за то, что он был одним из самых тупых преступников. Но Дэвид Даннинг, профессор психологии в Корнелле, и Джастин Крюгер, один из его аспирантов, поняли, что это был прекрасный пример распространенного ныне явления, известного как эффект Даннинга-Крюгера.

В своем исследовании 1999 года, озаглавленной «Неумелые и неосведомленные»: Как трудности в распознавании собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» Даннинг и Крюгер утверждали, что «неправильная оценка некомпетентных появляется из-за ошибки о себе, в то время как неправильная оценка высококвалифицированных проистекает из ошибки других».

Их первый эксперимент разделил участников на четыре группы, чтобы сравнить их самооценки со способностью понимать логику, юмор и грамматику. На основе полученных результатов они привели график ниже, который, верен для различных групп и разных субъектов.

В нижнем левом углу компетентность человека равна нулю, так же как и уверенность в себе. Однако по мере того, как человек немного учится этому предмету, уверенность существенно возрастает. По мере того, как человек продолжает усваивать основы, его уверенность достигает максимума, так как он считает себя одним из немногих, кто понимает тему. Эту вершину часто называют горой Глупости. Проблема, однако, заключается в том, что чем больше человек узнает о предмете, тем больше он способен увидеть, насколько он сложен на самом деле. Как видно на графике, уверенность резко падает. Ситуацию, когда квалификация возрастает, а уверенность падает называют Долиной Отчаяния. К счастью, уверенность начинает расти, и человек поднимается по склону Просвещения по мере того, как овладевает предметом.

К сожалению, те, кто говорит громче всех, часто обладают наибольшей уверенностью и наименьшей компетенцией. Например, «мудрецы» с обеих сторон политического спектра часами говорят на темы, в которых они мало понимают. Обычно они бесконечно говорят о науке, экономике, внешней политике, медицине и т.д. Каковы шансы, что они являются экспертами во всех этих областях, не говоря уже хотя бы об одной из них? Тогда откуда у них такая уверенность? Да, они страдают от эффекта Даннинг-Крюгера. Точно так же политики любят представлять себя экспертами, когда они знают очень мало. Это также часто встречается в социальных сетях, где люди делятся своими идеями, как будто они эксперты. На самом деле, многие из них читали только одну или две статьи, видели видео другого пользователя или просматривали комментарии. Они обмениваются явно бессмысленными идеями, иногда распространяя потенциально опасную, некорректную информацию. С другой стороны, чем более образованный, тем тише. Те, кто в Долине Отчаяния, чувствуют себя мошенниками. По какой-то причине, несмотря на многочисленные свидетельства об обратном, некоторые из тех, кто находится на пути к овладению предметом, чувствуют, что на самом деле они не настолько образованны. Это распространено среди аспирантов, так как они испытывают высокий уровень депрессии, даже если они знают гораздо больше о выбранной области, чем население в целом.

Возможно, самой большой угрозой для общества является растущее антинаучное движение, которое подпитывается эффектом Даннинга-Крюгера. Те, кто находится на горе Глупости, имеют наибольшее влияние, часто поддерживают кандидатов в антинаучные организации, намеренно или непреднамеренно распространяют ложную информацию. Из-за этого доверие общественности к науке тревожно низкое.

По данным исследовательского центра Pew: «По состоянию на 2019 год, лишь 35% американцев доверяют ученым и считают что они действуют в интересах общества».

В статье, опубликованной в PLoS Biology, Питер Хортец утверждает, что за последнее десятилетие многие области науки, такие как изменение климата, загрязнение воздуха, эволюция и иммунология подверглись нападению. Даже вся область геологии стала мишенью, так как это противоречит убеждению некоторых в том, что Земле всего несколько тысяч лет, а не 4,5 миллиарда лет.

И как может функционировать общество, если столько людей выступают против фундаментальной науки? Наука делает общество возможным. Наука дает нам электричество, чистую воду, медицину и т.д. Нападение на науку сродни попытке разрушить современный мир.

Хортез считает, что борьба с такого рода движениями, в частности с противовакцинацией, требует лучшего диалога с общественностью. Он сказал: «Слишком часто бакалавры и магистры, а также студенты младших и средних курсов быстро понимают, что деятельность СМИ или участие общественности представляют собой нежелательные, отвлекающие факторы». Его решение заключается в том, чтобы готовить ученых к взаимодействию с СМИ и поощрять или даже требовать от них взаимодействия с общественностью.

Это может помочь обратить вспять эффект Даннинга-Крюгера в том смысле, что он поднимет уровень тех, кто живет в Долине Отчаяния, до уровня тех, кто живет на горе Глупости. Если это произойдёт, то, возможно, люди смогут лучше понять науку, тем самым помогая обществу оставаться вместе и продолжать двигаться вперёд.

Если вам нравится такой контент или вы просто хотите следить за мной, то вот мой телеграм блог.

Источник

Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость

Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.

Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть фото Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть картинку Синдром даннинга крюгера что это значит. Картинка про Синдром даннинга крюгера что это значит. Фото Синдром даннинга крюгера что это значит

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии

Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.

Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.

Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.

«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.

На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:

Зона не осознаваемой некомпетентности.

То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.

Тупость. Зона ложной компетентности

Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.

То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:

То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.

При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.

И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.

Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.

Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.

Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.

Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.

До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.

Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.

Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.

Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.

Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».

Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.

Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.

В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:

Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.

Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.

При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.

В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.

В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.

Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:

Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть фото Синдром даннинга крюгера что это значит. Смотреть картинку Синдром даннинга крюгера что это значит. Картинка про Синдром даннинга крюгера что это значит. Фото Синдром даннинга крюгера что это значит

Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:

Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.

Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).

При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.

Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *