Сирия и ассирия в чем разница
Сирия и Ассирия 2021
Сирия против Ассирии
Ассирия Ассирия была древней цивилизацией. Ассирийцы были семитскими людьми, которые жили в современной Сирии и нынешнем Ираке, прежде чем арабы пришли жить в Ассирию. Ассирия была аккадским царством, которое простиралось между реками Фурат и Дайла. В Сирии большинство людей говорит по-арабски, но есть еще некоторые люди, говорящие на арамейском языке, который был ассирийским языком.
Ассирия была царством, которое существовало между 23-ом столетием до н.э. и 608 до н.э. Он был построен в Месопотамии или нынешнем современном Ираке на реке Тигр. Ассирия была названа в честь города Ассура, а также названа Субарту. Ассирия возникла после падения Аккадского царства. Саргон Аккад пытался объединить различные территории и региональных лидеров, которые говорили на Аккадском, но когда он упал в 2154 году до нашей эры, образовались два царства; Ассирия, которая была на севере, и Вавилон, который был на юге.
Некоторые другие названия, используемые для Ассирии, это: Атура, Асуристан и Сирия. Ассирию в целом можно назвать географическим районом, в котором процветало ассирийское царство, а потомки ассирийцев по-прежнему живут в этих районах. Эти ассирийцы составляют меньшинство населения христиан в северной Сирии, современном Ираке, Турции и западном Иране.
Сирия Сирия официально известна как Сирийская Арабская Республика. Он включает в себя некоторые районы древней Ассирии, береговой линии Восточного Средиземноморья и сирийской пустыни. Он расположен в западной Азии и граничит с Средиземным морем и Ливаном на западе, с Ираком на востоке, с Турцией на севере, с Израилем на юго-западе и с Иорданией на юге. Столицей Сирии является Дамаск, который является самым старым городом, который постоянно населяется.
Современная Сирия включает в себя множество древних королевств, таких как цивилизация Эбла, халифат Омейядов и султанат Мамлюк современного Египта. Население Сирии составляет 90 процентов мусульман, но мусульмане дифференцируются в 74 процента суннитов и 13 процентов шиитских мусульман. Меньшинство состоит из 10 процентов христиан и 3 процентов друзов. Христиане состоят из этнических ассирийцев, арабских христиан и армян.
Сирия стала независимой в апреле 1946 года. Она была установлена как французский мандат после Первой мировой войны. Он получил статус парламентской республики после ее независимости.
1.Ассирия была древней цивилизацией семитских людей, которые жили в современной Сирии и нынешнем Ираке до того, как арабы пришли жить в Ассирию, в то время как Сирия включает в себя некоторые районы древней Ассирии, береговой линии Восточного Средиземноморья и сирийской пустыни.
2. Люди, живущие в Ассирии, назывались ассирийцами, и они говорили на арамейском языке. Люди, живущие в Сирии, состоят из населения, которое составляет 90 процентов мусульман, говорящих по-арабски. Меньшинство состоит из 10 процентов христиан и 3 процентов друзов.
О родстве топонимов Сирия и Ассирия.
Статуя бога грозы с Чинекёйской надписью
Для интересующихся вопросом представляю вниманию мой перевод статьи из англоязычной википедии с некоторыми пояснениями.
Название «Сирия» со времён Римской империи относится к региону Сирия [1]. Это латинизированная форма индо-анатолийского, а затем и греческого слова Συρία ( Сурия). В историческом и этимологическом плане современный научный мейнстрим признаёт происхождение этого слова от слов Ασσυρία, Assuria/Assyria (Ассурия), в свою очередь восходящих к аккадскому Aššur ( Ашшур) или Aššūrāyu ( Ашшурайю ), то есть к названию страны Ассирия, располагавшейся в Верхней Месопотамии (современные Северный Ирак, юго – восточная Турция и северо – восточная часть Сирийской Арабской Республики).
Название Сирия в его индо – анатолийской форме Сурия впервые фиксируется во времена Новоассирийского царства (935 – 605 годы до н.э.) и относится к собственно исторической Ассирии, а не к Леванту, известному в те времена как Арам (Арамея), Эбер – Нари и Финикия.
«Отец истории» Геродот, живший в V веке до н.э., утверждал, что те, кого греки называли сирийцами, сами себя (а также их соседи на Ближнем Востоке) именовали ассирийцами. Однако для Геродота сирийцами являлись, прежде всего, жители Леванта. Современный исследователь Рандольф Хельм подчёркивает, что древнегреческий историк никогда не называет Сирией Месопотамский регион Ассирии, но всегда именует его «Ассирией».
Вообще, у греков термины Сирия и Ассирия являлись взаимозаменяемыми и синонимичными применительно к территории бывшей Ассирийской империи.
Во времена империи Селевкидов (312 – 150 годы до н.э.) название Сирия употреблялось не только применительно к месопотамской Ассирии, но и к землям Леванта, ранее, как было сказано выше, называвшихся Арамея и Эбер – Нари. Это привело к тому, что и ассирийцев северной Месопотамии, и арамеев и финикийцев в эллинистическом мире знали под собирательным названием «сирийцы».
Но на Востоке месопотамская Ассирия по прежнему была известна как Атура / Ассирия / Асуристан.
Во времена Римской империи «Сирия» и «Ассирия» приобрели гораздо более определённые географические очертания. Сирией именовали область, расположенную между Малой Азией ( Asia Minor ) и Египтом, то бишь Западный Левант, в то время как месопотамская Ассирия входила в состав Персидской империи и была известна как Атура. Перейдя на короткий период под власть Рима Атура стала называться провинция Ассирия (Provincia Assyria).
На карте можно увидеть римские провинции Сирия и Ассирия.
Связь между названиями Сирия и Ассирия.
Современное научное сообществе в общем и целом поддерживает всегда доминировавшую (и в прошлом и в настоящем времени) точку зрения о происхождении термина Сирия от Ассирия. В прошлые времена этой точки зрения придерживались такие учёные как Геродот, Юстин, антиохийский патриарх Михаил Великий и Джон Селден.
Сомнения в синонимичности двух терминов начали появляться в научной среде только в XIX веке, например, с лёгкой руки Эрнеста Ренана. С другой стороны немецкий ориенталист Теодор Нёльдке придерживался противоположной точки зрения, опираясь на теорию Джон Селдена, полагавшего, что ассирийцы произошли от Иокшана, сына библейского патриарха Авраама.
Альтернативные версии происхождения названия Сирия:
4. От топонима Сирион – так жители города Сидон в древности именовали горный массив Хермон.
Часть чинекёйской надписи.
Точки над I расставила находка археологов. В 1997 в местечке Чинекёй в Турции (округ Адана) была найдена статуя бога грозы с двуязычной, лувийской иероглифической и финикийской надписями на постаменте. Надпись принадлежит Варикасу, царю страны Хиява, который упоминается в надписи Азативады и в ассирийских документах VIII в. до н.э. под именем царя расположенной в Киликии страны Куэ Урикки (надписи Тиглатпаласара III и Саргона). В тексте надписи царь Варикас (Урикки) повествует о своём родстве с правителями Ассирийской империи. В тексте лувийской надписи Ассирия именуется su-ra/i (сураи), в финикийском тексте ʾšr ( шр) то есть ашур.
Эта находка, по словам немецкого ориенталиста Роберта Роллингера «разрешила проблему раз и навсегда».
Подробнее про чинекёйскую надпись можно почитать (на английском языке) по ссылкам:
[1] Имеется ввиду так называемая Великая Сирия, включающая в себя территории таких современных государств как Сирийская Арабская Республика, Ливан, Иордания и Израиль. Этот регион более известен как Левант (или Шам в исламской традиции).
[2] Страна, упоминаемая в аккадских и ассирийских текстах. Находилась на реке Тигр, к северу от Вавилонии. Название страны также имеет форму Субари в документах из Амарнского архива или Šbr в угаритских надписях. Теперь историки признают, что Субарту – раннее наименование той же Ассирии.
Раздвоенная Ассирия
Беглое изучение последующих сообщений с IV века до нашей эры до II века нашей эры показало, что такое же расположение Ассирии потверждают Калисфен, Апполоний Родосский, Псевдо-Скимн, Страбон, Плутарх, Дионисий Периегет.
А зацепило меня то, что восточными соседями Ассирии=Каппадокии Геродот указал матиенов. Ведь общеизвестная в традиционной истории Ассирия расположена между Евфратом и Тигром, далеко восточнее Каппадокии, и имеет соседями матиенов на севере и востоке.
Принуждены признать, что во-первых, Сирия = Ассирия, и надо говорить не о двух разных географических объектах (Ассирия и Сирия), а об одном, что подтверждает Помпоний Мелла:
«Книга I. Глава XI. Сирия
(53) Сирия имеет длинное побережье и еще более длинную внутреннюю границу. Страну эту называют по-разному. Зовут ее и Койле, и Месопотамией, и Дамаскеной, и Адиабеной, и Вавилонией, и Иудеей, и Коммагеной. (54) Приморская часть Сирии, граничащая с Аравией, называется Палестиной; дальше идет Финикия; пограничная с Киликией область называется Антиохией. Некогда, в течение долгого времени, Сирия была могущественным государством. Особенно велико было ее могущество в царствование Семирамиды. При ней было осуществлено много замечательных предприятий. Особенно знамениты два из них: строительство Вавилона, города удивительной величины, и орошение засушливых областей каналами из Евфрата и Тигра.»
Во-вторых, когда на такие расстояни мигрирует один народ, это можно обьяснить с любых позиций. Но когда мигрирует два (а может быть, и три) народа, то возникает масса вопросов.
В частности — это действительно было в истории и Геродот, как автор единственно дошедшего до нас произведения и писавшего об Азии, имел эти древние сведения?
В частности — или это проделки «Геродота» 15 века нашей эры, откорректировавшего древнего Геродота?
Продолжение следует.
О родстве топонимов Сирия и Ассирия.
Статуя бога грозы с Чинекёйской надписью
Для интересующихся вопросом представляю вниманию мой перевод статьи из англоязычной википедии с некоторыми пояснениями.
Название «Сирия» со времён Римской империи относится к региону Сирия [1]. Это латинизированная форма индо-анатолийского, а затем и греческого слова Συρία (Сурия). В историческом и этимологическом плане современный научный мейнстрим признаёт происхождение этого слова от слов Ασσυρία, Assuria/Assyria (Ассурия), в свою очередь восходящих к аккадскому Aššur (Ашшур) или Aššūrāyu (Ашшурайю), то есть к названию страны Ассирия, располагавшейся в Верхней Месопотамии (современные Северный Ирак, юго – восточная Турция и северо – восточная часть Сирийской Арабской Республики).
Использование названия.
Название Сирия в его индо – анатолийской форме Сурия впервые фиксируется во времена Новоассирийского царства (935 – 605 годы до н.э.) и относится к собственно исторической Ассирии, а не к Леванту, известному в те времена как Арам (Арамея), Эбер – Нари и Финикия.
«Отец истории» Геродот, живший в V веке до н.э., утверждал, что те, кого греки называли сирийцами, сами себя (а также их соседи на Ближнем Востоке) именовали ассирийцами.
Вообще, у греков термины Сирия и Ассирия являлись взаимозаменяемыми и синонимичными применительно к территории бывшей Ассирийской империи.
Во времена империи Селевкидов (312 – 150 годы до н.э.) название Сирия употреблялось не только применительно к месопотамской Ассирии, но и к землям Леванта, ранее, как было сказано выше, называвшихся Арамея и Эбер – Нари. Это привело к тому, что и ассирийцев северной Месопотамии, и арамеев и финикийцев в эллинистическом мире знали под собирательным названием «сирийцы».
Но на Востоке месопотамская Ассирия по прежнему была известна как Атура / Ассирия / Асуристан.
Во времена Римской империи «Сирия» и «Ассирия» приобрели гораздо более определённые географические очертания. Сирией именовали область, расположенную между Малой Азией (Asia Minor) и Египтом, то бишь Западный Левант, в то время как месопотамская Ассирия входила в состав Персидской империи и была известна как Атура. Перейдя на короткий период под власть Рима Атура стала называться провинция Ассирия (Provincia Assyria).
На карте можно увидеть римские провинции Сирия и Ассирия.
Связь между названиями Сирия и Ассирия.
Современное научное сообществе в общем и целом поддерживает всегда доминировавшую (и в прошлом и в настоящем времени) точку зрения о происхождении термина Сирия от Ассирия. В прошлые времена этой точки зрения придерживались такие учёные как Геродот, Юстин, антиохийский патриарх Михаил Великий и Джон Селден.
Сомнения в синонимичности двух терминов начали появляться в научной среде только в XIX веке, например, с лёгкой руки Эрнеста Ренана. С другой стороны немецкий ориенталист Теодор Нёльдке придерживался противоположной точки зрения, опираясь на теорию Джон Селдена, полагавшего, что ассирийцы произошли от Иокшана, сына библейского патриарха Авраама.
Альтернативные версии происхождения названия Сирия:
2. От хурритского топонима Śu-ri, Ṣūr (Сури или Сур – финикийское название города Тир).
3. Сирия была также известна под названием Ḫrw (Хрв), Ḫuru (Хуру) применительно к хурритам (контролировавшим страну до арамейского вторжения) в Амарнский период Египта, и как אֲרָם, ʾĂrām (Арам) в Еврейской Библии (Ветхом Завете). Религиовед и мормонский апологет Джон Тведтнес (J. A. Tvedtnes) высказал предположение о происхождении греческого топонима Сурия из языка коптов, в котором в свою очередь произошла трансформация Хрв в Сури. Согласно гипотезе Тведтнеса термин родом из линвистически изолированной (не испытавшей влияний иных языков) хурритской языковой среды и не может быть связан с топонимом Ашур. Гипотезу Тведтнеса опроверг в 1992 году американский иранист Ричард Фрай.
4. От топонима Сирион – так жители города Сидон в древности именовали горный массив Хермон.
Часть чинекёйской надписи.
Точки над I расставила находка археологов. В 1997 в местечке Чинекёй в Турции (округ Адана) была найдена статуя бога грозы с двуязычной, лувийской иероглифической и финикийской надписями на постаменте. Надпись принадлежит Варикасу, царю страны Хиява, который упоминается в надписи Азативады и в ассирийских документах VIII в. до н.э. под именем царя расположенной в Киликии страны Куэ Урикки (надписи Тиглатпаласара III и Саргона). В тексте надписи царь Варикас (Урикки) повествует о своём родстве с правителями Ассирийской империи. В тексте лувийской надписи Ассирия именуется su-ra/i (сураи), в финикийском тексте ʾšr (шр) то есть ашур.
Эта находка, по словам немецкого ориенталиста Роберта Роллингера «разрешила проблему раз и навсегда».
Подробнее про чинекёйскую надпись можно почитать (на английском языке) по ссылкам:
[1] Имеется ввиду так называемая Великая Сирия, включающая в себя территории таких современных государств как Сирийская Арабская Республика, Ливан, Иордания и Израиль. Этот регион более известен как Левант (или Шам в исламской традиции).
[2] Страна, упоминаемая в аккадских и ассирийских текстах. Находилась на реке Тигр, к северу от Вавилонии. Название страны также имеет форму Субари в документах из Амарнского архива или Šbr в угаритских надписях. Теперь историки признают, что Субарту – раннее наименование той же Ассирии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Убереги нас от зла, Господь». Как иудеи, турки и арабы истребляли самый древний христианский народ
Фото: NurPhoto / Corbis / Getty Images
Миллионы христиан, населявшие Сирию и Ирак, в последние десятилетия в ужасе покинули свои дома. Одних не пощадили гонения и кровавые расправы, другие бежали за границу за лучшей жизнью. Жуткие данные об убийствах христиан на Ближнем Востоке, кажется, уже не удивляют, но мало кто знает, что когда-то и они, выходцы из древнего народа ассирийцев, построившего первую мировую империю, подчиняли себе целые народы. Как люди, купавшиеся в роскоши и завоевывавшие всех, кто не хотел им подчиниться, сами оказались в положении рабов, почему сегодня о них никто не вспоминает и даже папа римский не может им помочь — в материале «Ленты.ру».
Ассирия, ассирийцы — у большинства людей эти слова вызывают ассоциации разве что со школьным учебником истории. Однако потомки древнего народа, основавшего одно из первых государств Междуречья, живут среди нас по сей день. Современные ассирийцы — христиане, их церкви есть по всему миру, в том числе и в Москве. Однако за свою веру им пришлось пострадать — и от врагов христианства в прошлые века, и от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в наши дни.
Иисус Христос говорил на языке ассирийцев — арамейском и, вполне возможно, был потомком ассирийских переселенцев с Ниневийской равнины. По крайней мере, так считают многие ассирийцы. Сейчас местность, из которой произошел этот народ, — город Мосул и его окрестности — территория Ирака, в последние годы терзаемого войной.
Глубокие корни
На пике своего могущества Ассирийское царство захватило земли от гор Загрос, границы Древней Персии, до побережья Средиземного моря — современных Палестины, Израиля и Ливана. Метрополией империи стал город Ниневия: туда стекались деньги и люди, там строились сказочные дворцы и вершились судьбы. Ассирийцам приходилось отнимать ресурсы у присоединенных земель, в результате метрополии жили в изобилии, а отдаленные части империи голодали. Возвышение Ассирии было предвестником грабежей, разрушений, убийств, изнасилований, увечий, порабощений и разделения семей.
Чтобы унять недовольство присоединенных народов, ассирийские правители решили переселить их с исконных земель поближе к метрополии — хотя для тех времен нормой скорее было просто вырезать всех бунтовщиков вместе с семьями. Таким образом, например, иудеи оказались жителями окрестностей Ниневии, а на побережье Средиземного моря обосновались носители арамейского языка. Способы установления политического господства постоянно развивались ценой систематической экономической эксплуатации.
Ждать пришлось сравнительно недолго: Ассирия просуществовала около 20 веков, пик ее могущества оказался и того короче — чуть меньше века. Примерно 2,5 тысячи лет назад столицу Ассирийского царства Ниневию разрушили вавилонские войска. Многочисленные рабы с радостью наблюдали, как богатые жители метрополий пытались спастись от захватчиков.
Например, иудейский летописец по имени Наум даже не скрывал своего восторга. Он проклинал Ниневию, называл ее «развратницей приятной наружности» и был уверен: вавилоняне, убивая ассирийцев, выполняют волю высших сил. В наши дни Наум считается христианским пророком, одним из авторов Ветхого Завета, ему приписывают авторство книги, в которой говорится о разрушении Ниневии и всего Ассирийского царства.
Сохранилась и гробница Наума — предполагают, что она находится в синагоге в городке под названием Алькош (другие варианты названия — Алькуш или Алькаш) всего в 30 километрах к северу от разрушенной тысячи лет назад Ниневии. В наше время за гробницей, кстати, присматривает ассириец-христианин. Парадоксально, но он охраняет ее не совсем по своей воле: когда-то он дал такое обещание своим друзьям-евреям.
Парадоксальна не только история Наума и Ниневии, но и Ассирии в целом. Она внушала и ненависть, подобно той, о которой писал Наум, и страх. Люди в отчаянии бежали от ассирийской армии и радовались, когда первая в истории империя наконец пала. Впрочем, даже ненавидевшие Ассирию скорбели о былом величии — об этом, в частности, говорится в книге пророка Иезекииля.
Приблизительное расположение Ассирии
Фото: Public Domain / Wikimedia
Первый христианский народ
Бывшие владения разбитого вавилонянами Ассирийского царства переходили из рук в руки. К началу нашей эры территории современных Израиля и Палестины стали провинцией Римской империи, и местные евреи далеко не всегда были просто рабами. Да, кто-то действительно в очередной раз прислуживал захватчикам, однако среди иудеев было немало перегринов — формально свободных людей без гражданства — и даже полноправных граждан империи.
Однако они остались: по некоторым преданиям, уже с I века нашей эры проживавшие в районе современного Мосула ассирийцы начали принимать христианство. На диалектах арамейского языка говорят и современные ассирийцы, на этом же языке они проводят службы в церквях. Трое волхвов, направлявшиеся принести дары новорожденному Иисусу, если верить тому же преданию, произошли из ассирийского города Амадия.
В некоторых исторических документах христиан так и называли — ассирийцы. Современные проповедники Северного Ирака считают: Иисус вырос среди ассирийских переселенцев, и потому мыслил теми же категориями, что они. Нетрудно понять, почему ассирийцы стали первым народом, который массово принял его вероучение.
В начале нашей эры ассирийцы компактно проживали к северу от Дамаска — в местности, которая сейчас разделена сирийско-турецкой границей. В первые века христианства на этих территориях были основаны древнейшие монастыри: монастырь Святой Феклы в 55 километрах от Дамаска, монастыри Мар Бехнам и Мар Маттай возле Мосула, монастырь Мор-Габриэль на турецком плато Тур-Абдин.
Уже во втором веке ассирийцы-христиане двинулись дальше на восток, рассказывая о своем учении. К концу IV века в Средней Азии целые города приняли новую веру: ныне туркменский город Мерв был христианским центром, настоящей метрополией новой веры. Из Мерва христианство распространялось дальше вдоль Великого Шелкового пути. Помимо Средней Азии, ассирийские миссионеры отправлялись на Кавказ — в Грузию, Армению и Осетию. И дальше — в Крым, на северное побережье Черного моря. Распространение христианства стало для них одной из главных идей.
Священник обнимает девочку-христианку после мессы в Багдаде
Фото: Thaier Al-Sudani / Reuters
Трагедии и гонения
Впрочем, далеко не всем нравились представители новой религии. Гонения на христиан устраивали и их ближайшие соседи, иудеи. Один из лидеров восстания против Рима Шимон Бар-Кохба приказывал убивать тех, кто откажется отречься от учения Христа. Одно из самых первых свидетельств об уничтожении христиан относится к середине I века нашей эры, периоду правления императора Нерона. Древнеримский историк Тацит писал:
После христиане еще не раз переживут гонения и нападения — и в Византийской империи, и в доисламской Аравии, и при исламских властях — например, Омейядском и Аббасидском халифате. Впрочем, в основном магометане просто заключали договор с подневольным христианским населением: согласно таким соглашениям, они могли спокойно исповедовать свою религию, но при этом признавать господство ислама во всех сферах жизни.
Сравнительно мирное сосуществование разных религий длилось сравнительно недолго: уже в XX веке христианам досталось от мусульман. Одновременно с геноцидом армян в Османской империи стали истреблять и два других крупнейших христианских народа, живших на их территории, — понтийских греков и ассирийцев.
Однажды мусульмане собрали всех христианских детей от шести до пятнадцати лет и заставили подняться к вершине горы, известной как Раш-эль Хаджар. Там их бросали в пропасть, перерезая горло одному за другим
Считается, что с 1915 года были изгнаны или погибли сотни тысяч ассирийцев, живших на плато Тур-Абдин. Оба народа подвергались жестоким гонениям османских властей, которые действовали под предлогом «освобождения от нетюркского элемента».
Эти земли позднее заселили курдские племена и — в меньшей степени — турки. Ассирийцы же бежали на север, в распадавшуюся Российскую империю: осели в Грузии и Армении, многие поселились в Москве. В 1920-х и 1930-х годах основным промыслом поселившихся в столице Советской России ассирийцев была чистка обуви. Фотографии того времени показывают: у многих уличных чистильщиков башмаков — характерные восточные черты.
Спасаясь от геноцида, ассирийцы уходили и в исторические земли — на юг, в Ниневийскую равнину, где их соплеменники соседствовали с арабскими племенами и езидами. Ни арабы, ни езиды не принимали участия в геноциде, поэтому рядом с ними христиане были в безопасности. Третьим направлением расселения стали берега реки Хабур на северо-востоке современной Сирии. Там ассирийцы тоже соседствовали с арабами, поэтому проблем не возникало.
Новая волна гонений на ассирийцев-христиан началась в Ираке после свержения Саддама Хусейна в 2003 году. В стране активизировались радикалы-сунниты: они нападали на ассирийцев и устраивали кровавые теракты в их церквях. Сотни тысяч ассирийцев вынуждены были покинуть Ирак и уехать в Сирию, Европу, Австралию или Канаду.
Затем пришла «арабская весна» 2011 года, а за ней — террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), завоевавшая земли Сирии и Ирака. Одно из самых жутких происшествий тех лет — нападение на монастырь Святой Феклы в Сирии в декабре 2013-го. Местные монахини находились в плену у исламистов почти три месяца, после долгих переговоров их передали Ливану. Правительственные силы освободили монастырь лишь в апреле 2014-го, в его восстановлении участвовала и Русская православная церковь.
Впрочем, на этом гонения ИГ на христиан не заканчиваются.
Геноцид сегодня
Сожженная террористами церковь в районе Аль-Хамдания под Мосулом
Фото: Maya Alleruzzo / AP
Более 135 тысяч ассирийцев были вынуждены бежать с родины, чтобы спастись от ИГ. Самый крупный исход случился на севере Ирака летом 2014 года. К тому времени Ниневийская равнина стала основным анклавом ассирийцев на Ближнем Востоке.
В городах и селах равнины жили, по разным оценкам, до 300 тысяч представителей этого этноса. Условной столицей общины был город Бахдида — так его называют на арамейском, для арабов это город Хамдания, а с османских времен за ним закрепилось турецкое название Каракош. Там до лета 2014 года проживало до 100 тысяч человек, в основном ассирийцы, принадлежащие к разным течениям христианства.
Террористы не только уничтожали мирных жителей, их дома и церкви, но и занимались грабежами. Как рассказал во время визита в Бахдиду папе римскому Франциску один из местных священников, старинные христианские манускрипты ИГ продавало на черном рынке. Это был один из необходимых террористам источников дохода.
Возвращение христиан
Ниневийская равнина находилась под властью ИГ более двух лет. Ее освобождение началось лишь осенью 2016 года. Эта операция стала частью битвы за Мосул, крупнейший город под властью террористов. Бахдиду освободили в результате совместного наступления иракских правительственных войск и христианского ополчения «Части защиты Ниневийской равнины».
Бои за Мосул продолжались еще девять месяцев. 10 июля 2017 года премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади объявил о полном освобождении от террористов города и его окрестностей. Правда, бои в Старом городе продолжались еще неделю, и лишь в августе-сентябре военным удалось отловить боевиков, которые скрывались в старинных катакомбах. В сентябре того же года ликвидировали группу боевиков, которая пряталась в болотистой местности неподалеку от Мосула. Только после завершения этих операций ассирийцам разрешили возвращаться в родные города и села, освобожденные от ИГ.