Системное мышление что это такое
Мыслить системно: что это значит и как научиться?
Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.
Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.
Зачем нужно
Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.
Где познакомиться
Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.
Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:
Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:
Как развить
Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:
Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».
Что такое системное мышление и как его развить
Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?
Понятие системного мышления
Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.
Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.
Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.
Свойства системного мышления
Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:
Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.
Как работает системное мышление?
Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.
Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.
Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.
Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.
Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.
Польза системного подхода
Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?
Как развить системное мышление?
К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.
Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.
О системном мышлении
Это первый пост из серии про системное мышление и системную инженерию, в которой я постараюсь простым языком описать эти крутые штуки и объяснить зачем они нужны.
Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться. Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.
Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.
Системы
Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.
Система — это совокупность связанных между собой штук сущностей.
Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc.
Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным.
Если представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин.
Выглядеть это может примерно вот так.
Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем.
Системное мышление
Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем?
Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.
Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.
Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.
Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.
Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие.
Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).
Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.
Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности.
Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.
Что дальше…
Если вас заинтересовали системное мышление и системная инженерия, рекомендую прочитать книгу: «Путешествие по системному ландшафту» Гарольда Лоусона — это хороший учебник для тех, кто начинает знакомиться с системной инженерией.
Также в комментариях принимаю предложения по темам новых статей. Конечно, если они вам интересны 🙂
«Незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе
Редакция Нетологии поговорила с Джозефом О’Коннором — профессором по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне и преподавателем курса «Системное мышление для решения бизнес-задач» в Нетологии. Джозеф рассказал, чем отличается системное мышление от привычного, кому и как критически важно его изучить и почему компаниям нужны люди с системным мышлением.
Ведущий теоретик коучинга и системного мышления
Главный миф о системном мышлении
Само словосочетание «системное мышление» звучит довольно сложно, поэтому у людей часто возникают ассоциации со сложным техническим оборудованием и ложная логическая связь ⟶ «этот тип мышления нужен в первую очередь математикам и инженерам». Всё это мешает многим разобраться, почему важно иметь системное мышление и чем оно может быть полезно.
Система — любая сложная конструкция, между частями которой есть связи. Это и тело человека, и система кондиционирования воздуха, и система управления организациями, странами, и многое другое.
В системном мышлении есть своя методология, но она не требует специальных технических знаний для изучения, а позволяет по-другому понимать происходящие процессы, посмотреть на привычные вещи иначе и понять, как устроены и функционируют системы.
В чём отличие системного мышления от стандартного
В процессе эволюции обучение человека проходило через формирование причинно-следственных связей. Поэтому наш стандартный мыслительный процесс выглядит так: то, что для одного события было причиной, автоматически становится следствием и причиной для развития новых событий.
Такой упрощённый подход к мышлению иногда приводит к ложным и примитивным выводам. Например, когда нас спрашивают о причине автомобильной аварии, мы в первую очередь думаем о превышении скорости водителем или его алкогольном опьянении. А если попросят предположить причину повышенной преступности, то, скорее всего, мы спишем её на возрастающую безработицу.
Однако мир устроен сложнее и для формирования корректных выводов не всегда достаточно простых, линейных причинно-следственных связей.
Системное мышление помогает структурировать потоки информации и понимать, как функционируют и взаимодействуют между собой сложные системы — компании, организации, команды. А также видеть закономерности и определять, к каким последствиям может привести деятельность человека или компании.
Мы часто ищем подтверждение наших собственных суждений в событиях: совершаем действие «А» и ждём, что произойдёт событие «Б». Но эти события могут быть не связаны друг с другом. Например, некоторые менеджеры думают, что деньгами можно мотивировать человека подходить к делу более творчески. Повышают зарплату и ждут проявлений творческого подхода. Согласно системному мышлению, время от времени человеку свойственно проявление творчества и для него не нужны дополнительные материальные стимулы. Этот подход называется регрессией.
Помимо этого системное мышление включает в себя постоянную работу с обратной связью, построение ментальных и системных моделей, понимание циклических причинностей, которые позволяют понять, как изменение одного элемента системы влияет на остальные, и многое другое.
Принципы системного мышления
Обычно люди воспринимают системы как машины, но система — группа элементов, которые взаимодействуют друг с другом, выполняют ряд задач и стремятся сохранить стабильность. Системное мышление обращено и к целому, и к частям этих элементов, а также к связям между ними. Особенно важным этот тип мышления стал в последние 10–15 лет — когда рынок изменился стремительно и кардинально, а процессы во многих компаниях застряли в 1990-х годах.
К ключевым аспектам системного подхода относятся:
Отказ от привычного причинно-следственного мышления и развитие дополнительных софт-скиллов. Один из них — получение обратной связи, поскольку она помогает отслеживать реакцию на действия и выстраивать дальнейшие шаги с учётом этого отклика. Чем сложнее система, тем больше времени нужно на получение обратной связи и результатов. Это схоже с физической нагрузкой или отказом от вредных привычек — отдача не будет моментальной.
Понимание, что стабильность системы зависит от размера, числа и разнообразия подсистем, а также от характера и силы связи между ними. При этом появление новых элементов может привести к созданию множества дополнительных связей. Но сложные системы не обязательно должны быть нестабильными.
Изучение мотивации людей и форматов взаимодействия между ними. Системное мышление помогает прийти к пониманию, что законы динамики внутригруппового взаимодействия значительно отличаются от общения между двумя людьми.
Обращение к контексту. Например, при обсуждении лидерства возникает множество стереотипов о том, как лидер должен себя вести. Однако чаще всего лидерами становятся в конкретной ситуации — в одном случае человек может взять на себя такую роль, а в другой нет. И контекст иногда может быть более значимым, чем конкретные качества человека.
Обращение к архетипам систем — паттернам событий и проблем, которые появляются из-за типовых внешних и внутренних ограничений систем. Например, один из известных архетипов — «чем больше усилий потрачено для достижения результата, тем сложнее этот результат улучшить». Когда вы учитесь играть на гитаре, строите бизнес или приобретаете любой новый навык, сначала прогресс идёт очень быстро, а со временем для достижения даже несущественных улучшений нужно приложить намного больше усилий.
Кому в первую очередь необходимо системное мышление
В целом системное мышление помогает решать задачи разных сфер жизни и масштабов проблематики — от выстраивания семейных и межгрупповых процессов до организационных. Однако можно выделить несколько основных типов людей, которым системное мышление критически необходимо.
Топ-менеджеры и предприниматели
Чем выше человек находится в иерархии, тем в большей степени ему необходимо мыслить системно — уровень сложности задач и горизонт планирования у него намного шире, чем у рядового сотрудника.
Так, планирование сотрудника на стойке ресепшен будет, скорее всего, лишь на несколько дней вперёд. А предпринимателям и руководителям высшего или среднего звена следует отслеживать и менять процессы прошлого и настоящего, прогнозировать возможные последствия, оценивать различные сценарии развития событий на рынке и внутри компании. При этом всё предсказать не получится — эффект чёрного лебедя никто не отменял.
Те, кто хочет изменений в системе
Если перемены нужны в работе организации, то системный подход помогает понять, как устроен бизнес на всех уровнях и этапах развития, как процессы и элементы выстраиваются в систему и какие из них нужно изменить.
Системное мышление не только помогает в работе, но и затрагивает другие аспекты жизни: общение и выстраивание отношений с людьми, регулирование жизни семьи и бытовых вопросов. Поэтому по большому счёту оно может быть полезно каждому.
Как понять, что человек не мыслит системно
Если в компании уже несколько раз пытались провести изменения, было потрачено много ресурсов и сил, но результат не достигнут или становится только хуже — это верный признак того, что люди, задействованные в этом проекте, не мыслят системно.
Этот эксперимент показывает, что даже те, кто не сталкивался со сложностями, перенимают привычные психологические и ментальные модели, а также склонны действовать по уже сложившейся практике.
Проблема заключается в том, что отказ от использования системного мышления загоняет человека в рамки: из-за стереотипных представлений не происходит развития и изменений, хотя обстоятельства и условия уже могли поменяться.
Стоит также сказать, что люди с системным и несистемным мышлением задают разные вопросы. Первые задумываются сначала о том, что важно изменить, а вторые — как.
Ключевое отличие заключается в следующем: когда мы думаем, как изменить что-то, мы подразумеваем действие. Хотя на самом деле сначала нужно думать о том, что мешает изменениям и почему. Устранение этих препятствий поможет изменить всю систему так, что больше не придётся прикладывать никаких усилий. Поэтому прежде чем просто идти путём проб и ошибок, лучше сначала отрефлексировать и понять, как получить максимальную отдачу с минимальными усилиями.
курс
Системное мышление
Но именно такие понятия как «система», «системный подход» и «системное мышление», мне кажется, объясняют слишком сложно. Я хочу объяснить системное мышление, объединив определения философов и технарей и структурировав их с примерами.
Я буду, как дилетант, делить весь свой рассказ на «гуманитарное» и «техническое». У меня нет цели кого-то задеть или принизить. Просто так мне проще.
Гуманитарии слишком философски объясняют, а технари – слишком технично и не знают, как техническое глубокое понимание применить в жизни для системного мышления, не видят, что они уже все это знают. Если вы почитаете книги про системное мышление, например, такую, как «Пятая дисциплина» Питера Сенге, то, друзья-технари, увидите одну сплошную близкую нашему сердцу ТАУ.
Посмотрела я лекции на ютубе, почитала пару книжных отрывков, послушала преподавателей в своем бизнес-университете… Все для меня долго, абстрактно и слишком гуманитарно. Да простят меня родные и любимые гуманитарии.
Итак, у меня 10 минут.
Я постараюсь показать, что и технари, и философы объясняют этот вид мышления одинаково, только с разных сторон. Давайте по порядку и сначала.
Элементами системы могут быть другие системы, которые в таком случае называют подсистемами.
Причем все относительно. Где-то человека удобно рассмотреть как систему (например, систему органов при мед. обследовании), а где-то – как подсистему, т.е. элемент большей системы (например, группы людей).
И гуманитарное определение:
Как видите, оба определения логичны и верны.
Система может быть саморегулирующейся. Об этом виде мы будем говорить больше всего. Это то, чем можно описать все компании, коллективы, автомобили, ракеты и т.д.
В технике это называется системой автоматического управления. У нее есть обратная связь, которая определенным образом воздействует на ключевой элемент – объект управления.
Смысл в том, что, воздействуя на объект, обратная связь меняет его выходные характеристики, чтобы сделать их такими, какие нужны нам.
Система простая и изображена на картинке. Попробуем разобрать ее, объяснить принципы основные, а потом адаптируем под жизнь, управленческие решения, системное мышление и проблематику.
Представьте, есть комната – она будет нашим объектом управления. Управлять мы хотим температурой воздуха в комнате (управляемая величина). И менять температуру мы можем с помощью обогревателя, который стоит в углу, он будет управляющим элементом.
Таким образом у комнаты как у системы есть вход и выход. В качестве входа мы можем переключателем (ручкой) задать мощность, с которой греет воздух обогреватель. В данный момент, пока в комнате никого нет, обогреватель не работает, его переключатель стоит в положении «0». Поэтому на вход системы будет подаваться только холодный воздух с улицы (если окно открыто). Выходом будем считать температуру в комнате, она может быть любая, и от обогревателя не зависит, ПОКА он выключен.
Но вдруг у нас возникает обратная связь в виде некой тети Лены.
Но не забывайте, что тетя Лена жару переносит еще хуже, чем холод! А значит, она должна постоянно следить за температурой, чтобы в нужный момент обогреватель отключить. Как только после отключения комната подостынет, тетя Лена снова его на время включит.
Таким образом, она с помощью обогревателя регулирует температуру в комнате, чтобы поддерживать ее на комфортном уровне. И если рассмотреть комнату с тетей Леной как единую систему, то назвать ее можно не иначе как саморегулирующейся.
А тетю Лену назовем «отрицательной» обратной связью. Не в том смысле, что она плохо влияет на комнату, а чисто в математическом смысле – как бы температура в комнате не отклонялась от комфортной, тетя Лена все эти расхождения быстренько «вычтет» своим обогревателем.
Вы узнали, что кто-то подворовывает ваш товар на складе (количество товара на выходе стало неудовлетворительным). Вы нашли по видеозаписи сотрудника-вора (провели измерение), посовещались о его судьбе (провели обработку, приняли решение) и уволили негодяя (входное воздействие на склад).
Теперь ваш системообразующий элемент (склад) на выходе стал давать нужные показатели – товар в нужном количестве.
Потом товара опять стало не хватать. Анализ показал, что не хватает рабочих рук, и вы приняли другое решение – нанять еще работников, и снова ситуация выправилась.
Математическая обработка результатов измерения может быть сколь угодно сложной и неочевидной и даже при одних и тех же выходных данных может формировать абсолютно противоположные управленческие решения в зависимости от ситуации. Главное, должна сохраняться отрицательная обратная связь, которая всегда стремится вернуть систему к нормальному состоянию.