Системы обеспечения движения поездов что это за специальность

Системы обеспечения движения поездов что это за специальность

«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»

Ректор ДВГУПС

Срок обучения – 5 лет.

Выпускающая кафедра:

«Автоматика, телемеханика и связь»

Достойный выбор специализаций предлагает выпускающая кафедра «Автоматика, телемеханика и связь» по специальности “Системы обеспечения движения поездов» Необходимость подготовки инженеров по данной специальности вызвана тем, что на железнодорожном транспорте и других сферах человеческой деятельности широко внедряются компьютерные системы управления, микропроцессорные системы автоматики и телемеханики, автоматизированные рабочие места, автоматизированные системы проектирования, базы данных и вычислительные сети, волоконно-оптические системы передачи информации, транкинговые и сотовые системы подвижной радиосвязи. Проектирование, внедрение и эксплуатация названных систем требует фундаментальных знаний в таких областях, как автоматизация управления, прикладное и системное программное обеспечение, передача, прием и обработка информации. Формирование этих знаний базируется на освоении основных разделов высшей математики, физики, информатики, электротехники, электроники, теории автоматического управления и теории передачи сигналов. Специальная подготовка по автоматике и телемеханике предусматривает изучение методологии управления различными технологическими процессами, современных систем автоматики и обеспечения безопасности движения поездов, микропроцессорных информационно-управляющих систем, аппаратных и программных средств микропроцессорных систем и персональных компьютеров, систем цифрового управления, автоматизированных систем проектирования и моделирования. Будущие связисты изучают современные коммутационные системы, многоканальное телекоммуникационное оборудование, волоконно-оптические линии передачи, цифровые системы передачи информации, организацию и оборудование IP-телефонии, аппаратное и программное обеспечение локальных и глобальных компьютерных сетей, транкинговые, пейджинговые и сотовые системы подвижной радиосвязи.

Сфера профессиональной деятельности

После окончания университета выпускники специальности «Системы обеспечения движения поездов» направляются в дистанции сигнализации, централизации и блокировки; в региональные центры связи; в вычислительные центры филиалов ОАО «РЖД»; в проектные организации и железнодорожные лаборатории различного профиля; в организации и на предприятия различных ведомств и структур для проектирования, внедрения и эксплуатации систем автоматики, телемеханики и связи («Дальгипротранс», «ТТК», «Ростелеком», «Мегафон» и др.). Выпускники занимают должности электромехаников, инженеров и специалистов. В дальнейшем они становятся начальниками отделов, дистанций, дирекций и управлений.

При кафедре «Автоматика, телемеханика и связь» создан Учебный центр Cisco Systems, который является единственной действующей на Дальнем Востоке сетевой академией Cisco, реализующий международную программу подготовки сертифицированных специалистов на статус Cisco Certified Network Associate (CCNA, Сертифицированный специалист по сетям Cisco).

Сертифицированные специалисты по технологиям Cisco занимают особое место на рынке IT-персонала. В области связи – это самые востребованные и самые высокооплачиваемые профессионалы. Компания Cisco Systems является мировым лидером в области сетевых технологий и крупнейшим производителем сложного сетевого оборудования. Cisco поставляет более 80% маршрутизаторов, составляющих основу Internet. Современные решения компании обеспечивают работу объединенных сетей тысяч организаций, правительственных агентств и служб во всем мире.

Интенсивное развитие и внедрение телекоммуникационных технологий предопределяет устойчивый дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере. Громадное количество вакансий в этой бурно развивающейся области индустрии стимулировало многие компании-производители телекоммуникационного оборудования к созданию собственной структуры повышения квалификации и переподготовки специалистов. Программа «Cisco Networking Academy» предназначена для студентов и специалистов, желающих приобрести новую специальность в области разработки, построения и обслуживания сетей передачи данных.

Слушатели получают не только теоретические знания, но и практический опыт в разработке, инсталляции и эксплуатации сетевого оборудования. По окончании программы слушатели получают навыки, достаточные для сдачи квалификационных экзаменов в соответствии с мировыми требованиями. Слушателям, успешно прошедшим программу, выдается именной сертификат Cisco Systems об окончании курсов, а также свидетельство о повышении квалификации.

Выпускники Академии имеют льготы при cдаче сертификационных экзаменов в центрах сертификации VUE. Такой центр тестирования VUEдействует и при кафедре «Автоматика, телемеханика и связь»

Источник

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Мы собрали для Вас всю наиболее актуальную информацию об этом направлении подготовки. В нашем обзоре Вы найдете сведения об объектах, областях и видах профессиональной деятельности, конкретных профессиональных задачах и других важных аспектах

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Уровень образования – Специалитет

Системы обеспечения движения поездов что это за специальность. Смотреть фото Системы обеспечения движения поездов что это за специальность. Смотреть картинку Системы обеспечения движения поездов что это за специальность. Картинка про Системы обеспечения движения поездов что это за специальность. Фото Системы обеспечения движения поездов что это за специальность

Объекты, области и виды профессиональной деятельности

Детали

Профессиональные задачи и специализации

Профессиональные задачи

Научные исследования:

Администрирование и управление:

Разработки и конструирование:

Производство и эксплуатация:

Специализации

Специализация «Электроснабжение железных дорог»:

Специализация «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»:

Специализация «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта»:

Специализация «Радиотехнические системы на железнодорожном транспорте»:

Предметные рейтинги вузов по направлению – 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов:

Источник

190400 Системы обеспечения движения поездов. Государственный образовательный стандарт

Ми-ни-стер-ство об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Феде-ра-ции

Министерство образования Российской Федерации

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Заместитель Министра путей сообщения

Заместитель Министра образования Российской Федерации

Регистрационный №_303 тех/дс

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

657700 Системы обеспечения движения поездов

Квалификация – инженер путей сообщения

Вводится с момента утверждения

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

“Системы обеспечения движения поездов”

1.1. Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02 марта 2000 г. № 686.

210700 – Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте;

101800 – Электроснабжение железных дорог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения по направлению подготовки дипломированного специалиста “Системы обеспечения движения поездов” при очной форме обучения 5 лет.

1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются производство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт устройств автоматики, телемеханики и связи станций, перегонов железнодорожного, промышленного транспорта и метрополитенов, устройств электроснабжения магистральных железных дорог, промышленного транспорта, метрополитенов и предприятий железнодорожного транспорта; методы и средства повышения надежности и долговечности систем обеспечения движения поездов; разработка проектной и нормативно-технической документации, изготовление, сборка, испытания новых образцов систем обеспечения движения поездов.

1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника

Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста “Системы обеспечения движения поездов” в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

Конкретные виды деятельности выпускников определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Инженер путей сообщения по системам обеспечения движения поездов подготовлен к решению следующих типов задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

– эксплуатация, техническое содержание и ремонт устройств и систем обеспечения движения поездов;

– организация производственного и технологического процессов на предприятиях;

– разработка технологии монтажа оборудования;

– разработка технической документации;

– надзор за качеством проведения и соблюдением технологии работ по производству и ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов, а также надзор за безопасной их эксплуатацией;

— эффективное использование материалов и оборудования при техническом обслуживании и ремонте устройств и систем обеспечения движения поездов;

б) организационно-управленческая деятельность:

– организация коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;

– нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;

– оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;

– организация ремонта устройств и систем обеспечения движения поездов;

– обучение и аттестация обслуживающего персонала;

в) проектно-конструкторская деятельность:

– формулирование целей проекта, критериев и способов достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

– разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, разработка технических решений, систем и средств изготовления, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;

– использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

– конструирование новых образцов устройств и систем обеспечения движения поездов;

– разработка конструкторской документации для ремонта, модернизации и модификации устройств и систем обеспечения движения поездов;

– разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний.

г) научно-исследовательская деятельность:

– информационный поиск и анализ информации по объектам исследования;

– анализ состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

– моделирование исследуемых явлений или процессов;

– разработка планов, программ и методик проведения исследований;

– техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;

– анализ результатов исследования и разработка предложений по их внедрению.

1.4.4. Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач инженер путей сообщения:

– выполняет работы по организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю и надзору, проектированию, информационному обслуживанию;

– способствует рациональному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;

– разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;

– проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

– участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями систем и технических средств, внедрению их в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;

– изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;

– составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в утвержденные сроки;

– оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;

– осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;

– обеспечивает безопасные условия труда и соблюдение установленных требований, действующих норм, стандартов и правил технической эксплуатации железных дорог;

– организует работу по повышению научно-технических знаний работников;

– способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использовании передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, линейного предприятия.

Инженер путей сообщения должен знать:

– правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции по обеспечению безопасности движения;

– нормативные, методические и руководящие материалы, касающиеся объектов его профессиональной деятельности;

– перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

– принципы работы, правила эксплуатации, технические характеристики, конструктивные особенности эксплуатируемых и разрабатываемых систем, технических средств, материалов, механизмов и оборудования;

– методы исследования, правила и технологию эксплуатации технических средств;

– основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;

– методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

– достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области знаний;

– основы экономики, организации производства, труда и управления;

– основы трудового законодательства и правового регулирования деятельности отрасли;

– требования и нормы обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности на производстве.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника

Инженер путей сообщения, освоивший основную обязательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Системы обеспечения движения поездов”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

“ Системы обеспечения движения поездов”

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера путей сообщения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

“ Системы обеспечения движения поездов”

Наименование дисциплин и их основные разделы

Общие гуманитарные и социально-экономические

Федеральный компонент

специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента ; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1–ХПвв.; социально – политические изменения в русских землях в ХШ – ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика;

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20–е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 – 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.;

структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и “серединные” культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания; историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество; его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы; политические партии; электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Психология и педагогика:

психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия;

педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования; единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи:

стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использование элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль; сферы его функционирования; жанровые разнообразия; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка в служебных документах; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль конструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность, выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль;

общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальные организации; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкретной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства;

макроэкономика; национальная экономика как целое; круговорот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественнонаучные

Федеральный компонент

аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика; теория вероятности, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление; уравнения математической физики; алгебра матриц и матричное исчисление.

понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

физические основы механики: кинематика и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики; физика колебаний и волн: кинематика гармонических колебаний, интерференция и дифракция волн, спектральное разложение; статистическая физика и термодинамика: молекулярно-кинетическая теория, свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов; электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и в веществе, теория Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона; основы оптики, атомной и ядерной физики; квантовая физика: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теория химической связи; физический практикум.

химические системы: растворы, дисперсные системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум.

биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Математическое моделирование систем и процессов:

математические модели решения дифференциальных уравнений, интегралов, специальных функций; интегрирование функций (квадратурные формулы, метод Гаусса, трапеций и т.д.); решение систем линейных, нелинейных уравнений; моделирование статистического анализа: факторный анализ, анализ временных рядов; моделирование работы цифровых электронных схем, процессов в аналоговых и дискретных схемах, синтеза устройств и систем управления; имитационное моделирование систем, технологических процессов; источники погрешностей моделирования.

Национально-региональный (вузовский ) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Начертательная геометрия. Инженерная графика

конструкторская документация; оформление чертежей; элементы геометрии деталей; изображения, надписи, обозначения; аксонометрические проекции деталей; изображения и обозначения элементов деталей; изображение и обозначение резьбы; рабочие чертежи деталей; выполнение эскизов деталей машин; изображения сборочных единиц; сборочный чертеж изделий, изображение функциональных и электрических схем.

введение в прикладную механику; общие принципы инженерных расчетов; машины и механизмы, структурный, кинематический, динамический и силовой анализ; особенности проектирования изделий; расчетные модели геометрической формы материала и предельного состояния, типовые элементы изделий; сопряжение деталей; технические измерения, допуски и посадки, размерные цепи; механические передачи трением и зацеплением; валы и оси, соединения вал – втулка; уплотнительные устройства; упругие элементы; муфты; соединения деталей: резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, клеевые; корпусные детали.

Электротехника и электроника

Теоретические основы электротехники:

физические основы электротехники; цепи постоянного тока; элементы электрической цепи; методы контурных токов, узловых потенциалов, эквивалентного генератора; матричные методы расчета цепей; цепи синусоидального тока, комплексный метод расчета; резонансные явления; трехфазные цепи; расчет цепей при периодических несинусоидальных воздействиях; многополюсники; переходные процессы в линейных цепях; нелинейные электрические и магнитные цепи; цепи с распределенными параметрами; теория электромагнитного поля; электростатическое поле; стационарное электрическое поле; магнитное поле; аналитические и численные методы расчета электрических и магнитных полей; переменное электромагнитное поле; поверхностный эффект и эффект близости; электромагнитное экранирование.

элементная база электронных устройств; аналоговые и цифровые интегральные микросхемы; усилители постоянного и переменного тока, кодовые преобразователи, шифраторы и дешифраторы, мультиплексоры и демультиплексоры, сумматоры, цифровые компараторы, постоянные запоминающие устройства; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; основы расчета и проектирования электронных устройств, особенности эксплуатации электронных компонентов.

Метрология, стандартизация и сертификация:

теоретические основы метрологии; средства измерений и их метрологические характеристики; источники и классификация погрешностей результатов измерений, обработка результатов измерений; правовые основы обеспечения единства измерений; методы и средства измерения электрических, магнитных и неэлектрических величин; информационно-измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы; основные положения государственной системы стандартизации и сертификации; международная организация по стандартизации (ИСО).

Материаловедение. Технология конструкционных материалов:

основы материаловедения; типы твердых тел, их свойства; атомно-кристаллическое строение материалов; металлы; виды и свойства электротехнических материалов, агрегатные состояния, дефекты строения; проводниковые, полупроводниковые, сверхпроводниковые, магнитные материалы, диэлектрики; пробой диэлектриков; влияние внешних факторов на свойства материалов; электротехнические материалы и электроизоляционные конструкции.

человек и среда обитания; характерные состояния системы “человек – среда обитания”; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере, ее негативные факторы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии комфортности; критерии безопасности; опасности технических систем, отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности; электробезопасность: причины электротравматизма; воздействие опасных электрических и электромагнитных факторов на организм человека; технические средства индивидуальной защиты, нормы и правила техники безопасности при работе на электроустановках; учет и анализ электротравматизма персонала на железнодорожном транспорте.

Электрические машины и электропривод:

общие вопросы электромеханического преобразования энергии; машины постоянного тока; коммутация в машинах постоянного тока; характеристики машин постоянного тока; трансформаторы, автотрансформаторы; асинхронные машины; пусковые и рабочие свойства асинхронных машин; переходные процессы в асинхронных машинах; синхронные машины; эксплуатация электрических машин; электропривод как система; структурная схема электропривода; механическая часть силового канала электропривода; физические процессы в электроприводах с машинами постоянного тока, асинхронными и синхронными машинами; электрическая часть силового канала электропривода; принципы управления в электроприводе; элементная база информационного канала; синтез структур и параметров информационного канала; элементы проектирования электропривода.

Теория дискретных устройств автоматики и телемеханики:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *