Склонность к рефлексии что это
Саморефлексия и влияние этого умения на жизнь человека
Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.
Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.
Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».
Локк выделял два уровня психики:
Что понимают под рефлексией?
С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.
Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.
Понятие саморефлексии
Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.
Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.
Можно ли научиться рефлексии?
У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.
Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.
Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.
Она формируется путем:
Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.
Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.
Признаки склонности к рефлексии
С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:
Как можно научиться рефлексии?
Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.
Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:
Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым
Об эксперте: Надежда Хорт — преподаватель НИУ ВШЭ. Автор Телеграм канала о самопознании и осознанном обучении «Учись, пока немолодой».
Что такое саморефлексия
Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.
Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:
«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».
Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.
Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.
Преимущества саморефлексии
Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.
Навык саморефлексии помогает:
Саморефлексия — основа обучения и образования
Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.
Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».
Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.
Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.
Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.
Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
Почему так мало людей развивают саморефлексию?
Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.
Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.
Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.
Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.
Саморефлексия как soft skills: как развить навык
Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:
В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.
Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:
Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.
Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.
Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.
Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:
Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:
Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.
Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.
Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Рефлексия в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,
Что такое рефлексия?
В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.
Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.
Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.
Как проявляется рефлексия?
Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.
Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:
Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.
Для чего нужна рефлексия?
Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.
Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.
В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.
Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.
Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.
Формы и виды рефлексии
Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.
По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:
По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:
В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:
Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.
Как использовать рефлексию с пользой?
Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:
1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.
2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.
3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.
4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.
5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.
6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.
Заключение
Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно. А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.
Рефлексия в психологии: виды, способы развития
В статье рассказывается:
Рефлексия в психологии помогает соединить осознанные цели и бессознательные мотивы, делая нас при этом счастливее. Она содействует в повышении продуктивности, чтобы двигаться вперед, невзирая на препятствия. Человек применяет свой опыт для улучшения завтрашнего дня.
Чрезмерное зацикливание на рефлексии тоже несет в себе опасность. Постоянные мысли о событиях прошедшего дня, вариантах уже состоявшихся диалогов и о будущем могут быть мрачными и стать неподъемным якорем в море cомнений. Так как же правильно – рефлексировать или не рефлексировать, где та золотая середина, которая приведет к хэппи энду? О рефлексии в психологии, её значении и «подводных камнях» этого процесса, читайте в нашем материале.
Понятие рефлексии в психологии
Рефлексией называется умение осознанно акцентировать внимание на собственных мыслях, эмоциях и поступках, анализировать окончательные решения и возможности. Происхождением термин обязан латинскому слову «reflectio», что означает «отражение». Здесь имеется в виду концентрация внимания на себе, переоценка и анализ. Человек изменяет фокус внимания на собственное «Я» и личное состояние, а также пересматривает своё отношение к разным ситуациям, не думая о том, что происходит вокруг. По мнению древнегреческого философа Сократа, рефлексия является прекрасным и подходящим многим методом для развития и понимания себя.
Рефлексия часто приводит и к критическому анализу себя, поскольку осознание истинных причин собственного поведения может способствовать не самым приятным умозаключениям. Подобные вещи порой очень болезненны, однако, польза рефлексии в психологии неоспорима, ведь она позволяет человеку естественно развиваться.
Саморефлексия позволяет распознать свои настоящие мечты. Учёным из Германии Оливером Шультхайсом (Университет Эрланген-Нюрнберг) установлено, что, если у человека осознанные цели совпадают с бессознательными мотивами, он ощущает себя более счастливым.
Саморефлексия помогает:
К примеру, процесс раздумий в ночное время привёл к пониманию того, что утреннее рабочее совещание заставило вас злиться, а остатки этого гнева повлияли на семейные отношения. Думая об этом, вы начинаете искать причину подобного поведения и стараетесь не допустить такого в будущем. Решение выделять время на отдых после сложных переговоров (вместо непрерывного труда) положительно повлияет на ситуацию.
2 стороны рефлексии
Если рассматривать рефлексию со стороны самого индивида, то она чувствуется как сложный комплекс переживаний, состоящий из 2 уровней:
Рефлексия и рациональный самоанализ отличаются тем, что у второго явления отсутствует эмоциональная составляющая.
Нет сомнений в том, что после раздумий о своих действиях приятно сказать: «Вот это я молодец!» Однако чаще всего рефлексия ведёт к негативным эмоциям, таким как сожаление, ощущение себя неполноценным, застенчивость и излишняя совестливость. В связи с этим зачастую люди стараются не рефлексировать, ведь тогда придётся заглянуть в собственную душу, что вызывает у них страх.
При этом рефлексия не должна быть безмерной, иначе тогда она станет причиной самокопания и самобичевания, что приведёт к нервным срывам и депрессии. Следовательно, за этим процессом необходимо наблюдать: эмоции не должны властвовать над разумом.
Основные функции рефлексии
Благодаря рефлексии в психологии можно лучше понять своё «Я», раскрыть способности, понять слабые места и в результате получить максимум выгоды. Если мне известно, что визуально я воспринимаю информацию эффективней, чем на слух, то зафиксирую письменно все данные, задействовав зрительное восприятие. Человек, который понимает свой характер и свойственную ему импульсивность и чрезмерную конфликтность, будет искать способы снижения уровня негативных эмоций, например, с помощью тренингов или в кабинете психотерапевта.
Рефлексия позволяет человеку познать себя, что просто необходимо для жизни, а ещё она несёт в себе ряд существенных функций:
Познавательная функция заключается в познании и анализе себя, без этого у человека не сформирован образ собственного «Я» («Я-концепция»). Данная система суждений о себе является одной из главных составляющих личности.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
Функция развития предполагает определение целей и направлений для самосовершенствования, приобретение человеком новых умений и навыков. Она позволяет человеку расти как личность, невзирая на возраст.
Регулятивная функция. Исследование собственных запросов, побуждений к действиям и последствий разных поступков очень важно для управления поведением. Неприятные ощущения, которые мучают индивида после некоторых совершённых им дел, стимулируют его сдерживаться и не попадать в подобные ситуации в дальнейшем. Зато радость от позитивного результата своей деятельности окрыляет человека и заряжает его положительными эмоциями.
Смыслотворческая функция. Поведение человека осмысленное, что отличает его от животного. В момент совершения поступка он вполне способен ответить на вопрос, по какой причине он поступил так или иначе, хотя иногда выяснить правду получается не с первого раза. Подобная сознательность не представляется возможной без рефлексивного процесса.
Я докажу, что 99% наших страхов — нереальны!
Функция проектирования и моделирования. Она позволяет строить свою деятельность на основе анализа собственных возможностей и опыта в прошлом. Рефлексия нужна для личностного роста, это обеспечивает успех в будущем.
Влияние процесса рефлексии на получение человеком образования не менее важно, поэтому её значение трудно переоценить. Главной функцией процесса раздумий в данном случае становится управление знаниями и их восприятием.
Виды рефлексии в психологии
Прежде чем говорить про методы рефлексии в психологии, следует сказать о классификации данного процесса с присущими каждому виду особенностями.
Личностная рефлексия.
Ключевой фигурой здесь выступает сам индивид. На данном этапе происходит оценка собственного «Я», своих возможностей, привычек, мыслей о других людях и внешнем пространстве, а также того, как ко всему этому относятся близкие.
Коммуникативная рефлексия.
Узнавание разных типов людей, понимание их действий и реакций на события вокруг. Подобным образом человек получает информацию о том, как другие люди взаимодействуют между собой.
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»
Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Какая твоя истинная мечта?
Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.
Интеллектуальная рефлексия.
Задействуется в момент размышления о сложных ситуациях, которые нужно обдумать. Человеку мысленно приходится возвращаться к прошлым событиям и перебирать различные способы решения задачи, как в математике.
Кроме того, рефлексия бывает ситуативной, когда происходит анализ в моменте, проспективной – нацеленной на будущее, и ретроспективной, когда есть желание разобраться в прошлых проблемах.
Выделяют и другие виды рефлексии:
Алгоритм работы рефлексии, независимо от её вида, схож с процессом самопознания. Совершенствовать данную способность способен любой человек.
Этапы развития рефлексии
Первые шаги к развитию рефлексии делаются ещё в раннем возрасте, становление первого этапа начинается с трёх лет. Тогда же малыш понимает, что он является субъектом деятельности, поэтому часто бывает упрямым и непослушным, таким способом он доказывает свою самостоятельность близким. Ребёнок начинает понимать, что в обществе есть нормы, и учится подстраиваться под них и под указания взрослых людей. Однако на этой стадии малыш ещё не умеет оценивать, анализировать и тем более критиковать себя.
В начальных классах школы происходит становление второго этапа рефлексии, который проявляется в учебном процессе. Уже к 6 – 10 годам ребёнок осваивает навыки социальной рефлексии и приёмы для анализа собственного «Я».
Третий этап начинается в 11 – 15 лет, когда формируется личность человека и самооценка. В этот период дети испытывают достаточно сильные эмоции, как правило, негативные, относительно изменений своей внешности, успеха и популярности среди сверстников. Проблема в том, что подростки имеют неустойчивую нервную систему и склонны к импульсивности. На то, как будет протекать рефлексивный процесс, влияет наличие поддержки со стороны взрослых людей.
Четвёртый этап стартует в период ранней юности (с 16 до 20 лет). Если становление личности происходит гармонично, понимание основ рефлексивного процесса и его регулирование происходит в это время уже в полном объёме. Самокритика уже не подвергает сомнениям способности человека и не мешает ему жить.
Однако рефлексия не заканчивается на этих этапах: и во взрослом возрасте опыт пополняется благодаря новым видам деятельности, знакомствам и связям в обществе.
Советы по развитию рефлексии
В случае если вы чувствуете необходимость в развитии данной способности и более глубоком самопознании и оценки себя, то рефлексию можно развивать, в каком бы возрасте вы не находились.
Работу над процессом раздумий эффективней начинать… с самой рефлексии. Нужно ответить себе на несколько вопросов:
Ответ на последний пункт крайне важен, поскольку зачастую за ним стоит психологический барьер. Человек не желает окунаться в глубину собственной души из-за страха, поэтому бессознательно отвергает необходимость анализа своих действий, их первопричин и результатов влияния на других людей. Это усмиряет совесть и не позволяет испытывать стыд за собственные поступки. В данной ситуации помогает одно упражнение.
Подойдите к зеркалу, посмотрите на себя и улыбнитесь. Вы должны улыбаться искренне, ведь перед вами самый близкий человек на земле, и нет необходимости скрывать от него что-то. Поговорите с собой, начните так: «Здравствуй! Я знаю, что ты и я – одно целое. Всё твоё является и моим тоже. И позитивное, и негативное, и успехи, и неудачи. Это для меня важно и необходимо. Я бы хотел узнать и использовать этот опыт. Ошибок не стоит стыдиться, стыдно не знать о них никаких подробностей. Ведь лишь проанализировав, я смогу их исправить и вырасти как личность». Данный способ рефлексии отлично помогает в психологии общения с самим собой, избавляет от скованности, что даёт в итоге человеку возможность использовать метод самоанализа.
Для того чтобы избежать ситуации, когда рефлексия трансформируется в самокопание, следует думать о своём «Я» в правильном ключе. Делайте сначала небольшие шаги: за самоанализом не требуется сидеть часами. Начните с интервала от 10 до 15 минут. Этого хватит, чтобы увидеть положительные моменты от рефлексии. Далее потихоньку увеличивайте время, только не увлекайтесь чересчур.
Думайте о приятном и полезном.
Можно придумать планы на завтра или вспомнить, что особенно удалось сделать сегодня. Если же потерпели неудачу, подумайте, какие уроки стоит извлечь из данной ситуации.
Выберите комфортное положение для рефлексии.
К примеру, эффективней вам думается в процессе прогулки по парку, а может, в состоянии покоя с закрытыми глазами. Бывает, что озарения приходят лучше в кабинете психолога или в процессе ведения личного дневника. По сути, это не столь важно.
Не переживайте и не спешите бросать.
Если не удаётся остановиться и разобраться в сути происходящего. Подобное случается, если вы не имеете знаний о чём-то или чего-нибудь не понимаете. Важно также не концентрироваться на правильности проведения процесса рефлексии.
Восприятие человека не способно быть объективным в полной мере – запомните это.
Человек склонен думать о себе лучше, чем он есть в реальности. Принимайте это в расчёт и оставайтесь честными с самими собой, когда размышляете о своих действиях. Тогда рефлексия станет действительно полезной.
Ставьте вопросы правильно.
Не «по какой причине?» и «кто тому виной?», а лучше спросить себя «что случилось?» и «какие способы решения проблемы я могу придумать?» Только это и способно помочь в сложной ситуации и сделать верные выводы, тогда не нужно будет постоянно осмысливать результаты собственных действий.
Рефлексировать следует каждый день, к примеру, в вечернее время можно проводить анализ всего происшедшего за день, собственных дум, чувств, решений и предпринятых действий. В данном случае прекрасно работает метод ведения персонального дневника. Это дисциплинирует, контролирует рефлексию и способствует очищению от негативных мыслей и эмоций. Таким образом человек оставляет на бумаге свои тяжелые думы, опасения и нерешительность, освобождаясь от них.