Скр на флоте что это такое простыми словами
Буквально полгода-год назад Рунет, а особенно соцсети, наводнили непонятные многим картинки, посты, статусы с загадочными буквосочетаниями «скр, скр». Разберем, что обозначает эта аббревиатура и междометие.
Аббревиатура СКР
Буквосочатание является аббревиатурой, за которой «скрываются» многие далекие по своему смыслу и назначению понятия. До того прошлогоднего Рунет-бума под СКР большинство людей подразумевали следующее:
«Скр, scrr»
Считается, что первым ввел «скр» в обиход исполнитель Chief Keef в своем творении Chiefin Keef. «Scrr, scrrr, scrrtt» в данном случае обозначало торможение автомобиля.
«Скр» в Рунете
На российские интернет-ресурсы «скр» пришло вместе с треком Black Siemens исполнителя Pharaon:
«Скр, в мертвых «Найках»,
Скр, черный сталкер. «
Следственный комитет РФ
Внутри него предусмотрены три вида госслужбы: федеральная гражданская, военная, правоохранительная. СК РФ правомочно проводить предварительное расследование в виде предварительного следствия. Деятельностью Следственного комитета России руководит Президент РФ.
Функции у СК России следующие:
Северо-Кавказский регион
Союз российских композиторов
В рядах этой организации в свое время были Д. Шостакович, М. Таривердиев, А. Хачатурян, В. Соловьев-Седов, Г. Свиридов, Н. Сидельников и пр. В самом начале зарождения были определены главенствующие задачи Союза композиторов:
Среди замечательных фестивалей, проводимых СК СССР и СКР, нужно отметить следующие:
СКР «Беззаветный». Славная служба и бесславная гибель
Советский сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135 «Буревестник» (по классификации НАТО — фрегат «Krivak», I class) вписал своё имя в историю российского флота, филигранно совершив навал на крейсер «Йорктаун» (класс «Тикондерога») 12 февраля 1988 года, вытесняя группу американских кораблей из 12-мильной зоны СССР. В тот злополучный для янки день, кроме «Йорктауна», опозориться пришлось и эсминцу «Кэрон». При этом только в водоизмещении крейсер превосходил «Беззаветного» более чем в три раза, а эсминец — в два раза. И оба корабля несли на борту, кроме солидного вооружения, по два боевых вертолёта Sikorsky SH-60 Seahawk.
Да, то был славный февральский день для нашего корабля. Тогда, верно, никто и подумать не мог, как печально сложится судьба «Беззаветного» и насколько трагична и бесславна будет его медленная гибель. Его не поглотили волны после отчаянного боя с противником, ему не выпал счастливый билет стать музеем и даже пойти на металлолом в родных краях кораблю было не суждено. С него спилили родное имя, ободрали как липку и продали во враждебную и чуждую Турцию «на иголки».
Контроль Мирового океана для великой державы — не просто вопрос престижа и необходимости отстаивать собственные интересы, но и головная боль строительства всегда дорогостоящего флота. Проект «Буревестник» должен был стать компромиссом. Его задача состояла в том, чтобы дополнять крупные противолодочные корабли океанской зоны, постройка которых ложилась на бюджет тяжкой ношей. Эти корабли, в основном действуя в ближней зоне, должны были иметь возможность рейда и в дальние уголки Мирового океана.
Сначала работу над 1135 поручили ЦКБ-340 (Зеленодольскому КБ), однако новые разработки отечественного ВПК, которые тут же решили разместить на перспективных кораблях, существенно увеличили водоизмещение будущего сторожевика. Поэтому проект перепоручили ЦКБ-53 (Северное ПКБ), у которого был опыт работы с такими кораблями. Основным назначением проектируемого сторожевика было длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем.
Кроме совершенно новых разработок ВПК в области ракетного противолодочного вооружения и гидроакустических средств, корабли планировали оснастить автоматизированным боевым информационным постом (БИП — прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем БИУС). Вскоре проектируемый корабль пришлось переквалифицировать в БПК, в класс СКР он вернулся уже в 1977 году, т.е. как раз ко времени спуска «Беззаветного» на воду.
Корабли данного проекта обладали стремительным силуэтом, округлыми обводами, удлинённым полубаком, под которым располагались жилые и служебные помещения, и плоской и низкой кормой. 13 стальных переборок делили корпус на 14 водонепроницаемых отсеков, и, по расчётам конструкторов, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. «Буревестники» обладали высокой мореходностью – его мореходные качества позволяли использовать все виды вооружения на всех возможных скоростях корабля при волнении моря до 4 баллов (высота волн – 2,5 м).
СКР «Беззаветный» стал 13-м кораблём в серии проекта 1135. Он был заложен на стапеле судостроительного завода «Залив» в Керчи 28 мая 1976 года под заводским номером 14, а спущен на воду почти ровно через год – 7 мая 1977-го. Вступил в строй «Беззаветный» накануне нового 78-го года, а в состав Черноморского флота СКР вошёл 17 февраля 78-го.
Корабль обладал следующими характеристиками:
— длина 123 м, ширина 14,2 м, осадка 4,28 м;
— водоизмещение 3200 тонн;
— скорость полного хода составляла 32,2 узла, а экономичного – 14 узлов;
— дальность плавания на экономичном режиме – 5000 миль;
— силовая установка состояла из двух газотурбинных агрегатов М7К (каждый состоял из маршевой газовой турбины ДО63 и форсажной ДК59), на маршевом режиме установка выдавала 12 тыс. л.с., а на форсажном все 36 тыс. «лошадок»;
— экипаж состоял из 197 человек, в том числе 22 офицеров.
Артиллерийское вооружение корабля состояло из двух спаренных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726-МР-105, расположенных в корме. Позже на корабли проекта 1135 начали устанавливать 100-мм одноорудийные артустановки АК-100. Также на всех СКР установили по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. В кормовой части палубы имелись минные рельсы, на которые можно было принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.
В итоге СКР «Беззаветный» без преувеличения можно назвать одним из самых передовых в техническом плане кораблей своего времени. Новейшая ЗРК, модернизированная УПРК, оригинальная энергоустановка, не считая буксируемого гидроакустического комплекса и целой системы снижения акустического поля корабля и т.д.
После вступления в строй «Беззаветный» находился в постоянных походах и достойно нёс военно-морской флаг Союза как в Чёрном, так и в Средиземном морях. Из стран, в портах которых побывал сторожевик, можно составить карту Средиземноморья: Сирия, Тунис, Турция, Югославия, Болгария, Ливия и т.д. «Око» корабля неуклонно следовало за авианосными ударными группами вероятного противника и, конечно, за их подлодками. А в 1988 году за отличную противолодочную подготовку «Беззаветный» завоевал приз главкома ВМФ СССР.
Дубровник (тогда ещё Югославия). Крайний слева — «Беззаветный»
И вот настал день «главного парада» сторожевика – 12 февраля 1988 года. Необходимо отметить, что американские провокации начались задолго до 1988-го. Стоило на вершину власти взойти безвольному флюгеру Горбачёву, как, руководствуясь своим шакальим чутьём, западные «друзья» решили попробовать на зуб дряхлеющего под гнётом такого «управления» льва Союза. Пользуясь лазейками в толковании Конвенции ООН по морскому праву, янки с 1986 года начали провокационно заходить в территориальные воды СССР, но, кроме нот протеста, новое руководство ничего не предпринимало.
Но в феврале 88-го классическая провокация с неустанным бормотанием неприятеля в эфир о «законности их действий», а позже не менее классическим радиомолчанием, дала течь. Описывать операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод, в которой, кроме «Беззаветного», принимал участие и СКР-6 (также совершивший навал, но уже на «Кэрон»), верно, не стоит. О ней многие писали и говорили десятки раз. А вот о том, что произошло позже, известно не всем.
Сразу после возвращения «Беззаветного» на базу командира корабля капитана 2-го ранга Владимира Ивановича Богдашина немедленно вызвали к начальству, как говорится, на ковёр. Позже Богдашин вспоминал, что во время разбора действий его ругали «для галочки», словно ожидая внятной реакции московского начальства на инцидент в Чёрном море. К примеру, Владимиру Ивановичу выговаривали «за потерю якоря».
Легендарный навал, съёмка с крейсера «Йорктаун»
После первых «наград» Богдашина, который едва успел передать командование старпому, посадили на самолёт, направлявшийся в Москву. Везли героя страны чуть ли не под караулом. Уже тогда во флотской среде начали витать слухи, что Богдашина либо наградят, либо посадят. Самолёт приземлился ночью на аэродроме Министерства обороны «Остафьево» (Москва, район Южного Бутова), и Владимира Ивановича незамедлительно отвезли в Генштаб для полного отчёта.
К этому времени Вашингтон, о чью исключительность русские моряки вытерли ноги, снеся навалом лееры и разломав установку ПКР «Гарпун» и командирский катер, засыпал Москву нотами протеста. Михаил Сергеевич, который при каждом западном дружеском похлопывании по плечу начинал млеть от удовольствия, конечно, в приступе холуйского раболепия внутренне готов был на всё, дабы вернуть любовь хозяйской руки. Он даже был готов отдать командира «Беззаветного» под трибунал. Некоторые близкие к Горбачёву люди из желания быть ещё ближе уловили желание генсека и поддержали его заочно.
По словам Богдашина, его спас Виктор Михайлович Чебриков, председатель КГБ СССР и член Политбюро ЦК КПСС. Чебриков, ветеран Великой Отечественной войны, был решительно против даже самой попытки осудить верного присяге офицера. Поэтому, имея определённое влияние на Горбачёва, Виктор Михайлович смог отстоять Богдашина.
Однако и награждать капитана Богдашина никто не спешил. Наоборот, только спустя год Владимиру Ивановичу вручили орден Красной Звезды с весьма интересной формулировкой: «За освоение новой техники». Экипаж же остался практически не отмеченным какими-либо наградами. А вскоре Горбачёв, которому не позволили предать «Беззаветного», предал всю державу скопом.
Крах Союза оказался для современного боевого корабля куда страшнее, нежели все американские «Гарпуны», вместе взятые. Славный СКР поставили к стенке по причине «ремонта», который затянется на долгие годы. Всё это время распиливание Черноморского флота не знало никаких пределов логики и здравого смысла. А корабль оставался недвижим у причала. Экипаж корабля был расформирован. Вплоть до 1997 года несчастный «Беззаветный», покрытый суриком, который за годы стоянки у причальной стенки покрылся грязными подтёками и чёрными «трещинами» на кроваво-красном фоне, медленно умирал, преданный и забытый.
«Беззаветный» после краха Союза в Севастополе
Наконец, врождённая скаредность новых украинских властей смогла взять верх, и 1 августа 97-го сторожевик был передан ВМС Украины. В составе украинских сил корабль перешёл в класс фрегатов. Естественно, его сразу же переименовали в «Дніпропетровськ». Рабочие «свободной Украины» принялись тщательно кромсать родное имя корабля «Беззаветный». После акта легитимного вандализма приступили к водружению нового названия. Но, как ни старался свежеиспечённый украинский громадянин закрепить имя «Дніпропетровськ», всё было без толку – буквы постоянно отваливались. Гордый «Беззаветный» просто не хотел нести на своём борту чуждое имя. И всё вышеописанное – это максимальный вклад новых украинских властей в ремонт корабля.
Брошенный у причала до 97-го года «фрегат» так и продолжил красно-ржавым пятном и немым укором «красоваться» в Севастополе на том же месте до 2003-го года. Выторговав себе легендарный корабль, Украина так и не использовала сторожевик. «Беззаветный» более в море не выходил. Видимо, следуя маниакальному желанию угодить западным «друзьям» и напрочь стереть собственную историю, украинские власти заранее «приговорили» корабль, ставший для янки символом позора. В 2003-м году «Беззаветный» перевели в категорию «техническое имущество».
Славный корабль отправляется в последний поход
Судьбу корабля доверили предприятию «Укрспецмаш», которое немедля приступило к реализации «имущества». В апреле 2004 года командующий ВМС Украины подписал приказ о демилитаризации и утилизации корабля. С корабля содрали всё вооружение. Наконец, агония «Беззаветного» подошла к концу – его продали в Турцию на металл.
«Предсмертное» фото «Беззаветного»
25 марта 2005 года одинокий выпотрошенный и практически мёртвый корабль из Севастополя вывел буксир. Из-за кроваво-красного цвета корпуса и чёрных пятен там, где когда-то стояло грозное вооружение, «Беззаветный» был похож на израненного зверя, уходящего в последний путь. Но 12 мая вдалеке от родных берегов корабль словно взбунтовался, протестуя против жалкой участи умереть под руками турок. «Беззаветный» мигом накренился на правый борт и начал опускаться под воду, будто кто-то открыл кингстоны. Это был его последний парад.
Сторожевые корабли проекта 1135
22 ед. Заказано |
21 ед. Построено |
1968—1981 гг. Годы постройки |
1970—н.в. гг. Годы службы |
Калининград, Керчь Ленинград Место строительства |
2835 / 3190 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
123 / 14,2 / 7,21 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ГТУ / 56000 л.с. Энергетическая установка |
32,2 узл. Скорость хода |
5000 (14 уз) миль Дальность плавания |
197 чел. Общая численность |
23 чел. Офицеры |
27 чел. Мичманы |
147 чел. Матросы |
Содержание
Общие сведения
Сторожевые корабли типа «Бдительный», или «Буревестники», как их ещё называют по кодовому наименованию проекта, в истории отечественного флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только стремительным и изящным силуэтом, но и принципиально иными системами вооружения и средствами обнаружения, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти этапные в своем классе корабли вывели дальнюю противолодочную оборону на качественно новый уровень. В целом удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах.
История создания
Предшественники
Проект 1135 «Буревестник» возник на перекрёстке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей отечественного флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (например, БПК 2 ранга проекта 61). Общим недостатком перечисленных кораблей признавалась слабая гидроакустика и отсутствие противолодочного вооружения дальнего действия (ракето-торпед). В новом проекте 1135 конструкторами была заложена такая же гидроакустика и номенклатура противолодочного вооружения, как и на БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, при этом сторожевики были примерно вдвое меньше по водоизмещению и, соответственно, существенно дешевле в постройке, чем БПК 1 ранга. Безусловно, у более крупных БПК сохранялось преимущество в виде бортового противолодочного вертолёта, существенно превосходящего зенитного и радиоэлектронного вооружения, а также вообще свойственных более крупным кораблям лучшей мореходности и высокой автономности. Но даже с учётом этого сторожевые корабли проекта 1135 стали ценным пополнением в боевом составе ВМФ СССР, обеспечивая охранение более крупных боевых единиц в океанских походах. Благодаря постройке крупной серией «буревестники» стали для ВМФ СССР настоящей «рабочей лошадкой», взяв на себя ту роль, какую в первой половине XX века выполняли эсминцы.
Новым шагом в развитии и становлении больших противолодочных кораблей, сориентированных на борьбу не только с многоцелевыми подводными лодками, но и для поиска и уничтожения атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения, явились корабли проекта 1134А.
В дальнейшем в связи с настоятельной необходимостью наращивания сил противолодочной борьбы было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Проект нового корабля был разработан Северным проектно-конструкторским бюро в Ленинграде и получил наименование 1134Б. Головной корабль «Николаев» был принят в состав флота в сентябре 1971 года. Большой противолодочный корабль проекта 1134Б предназначался для действий в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана. Отличительной особенностью корабля по сравнению с проектом 1134А являлось: усиление зенитного вооружения за счет добавления ЗРК «Оса» и увеличения запаса ракет для ЗРК «Шторм» до 40 ракет на комплекс, а также замены двух спаренных 57-мм артустановок АК-725 на две спаренные 76-мм артустановки АК-726; усиление гидроакустического вооружения путем дополнительного принятия буксируемой станции «Вега»; установка БИУС «Аллея». На БПК «Азов» был установлен ЗРК «Форт» (24 ракеты) вместо одной кормовой ракетной установки ЗРК «Шторм». Большой противолодочный корабль проекта 1134Б имел нормальное водоизмещение — 8000 т, полное — 9700 т, длину — 173,2 м, ширину — 18,6 м, осадку — 6,7 м, скорость полного хода — 34 уз., дальность плавания экономическим ходом — 9000 миль, автономность — 30 суток. Экипаж — 340 человек, из них 43 офицера. Всего по проекту 1134Б было построено 7 кораблей: «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент» и «Таллин».
Предпосылки к созданию
В 1960-х годах ВМФ СССР выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны: крейсера-вертолётоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, а также БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их относительно высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удалённых районах океана вместе с крейсерами и БПК. Прогресс в вооружении и технологиях судостроения, а также совершенствование лёгких и компактных газотурбинных энергетических установок позволило уже к началу 1970-х годов создать такие корабли.
Проектирование
Постройка и испытания
Строительство кораблей серии велось на 3 судостроительных заводах: ССЗ «Янтарь» в Калининграде, ССЗ имени А. А. Жданова в Ленинграде и ССЗ «Залив» в Керчи. Прибалтийский судостроительный завод (ПСЗ) «Янтарь» в Калининграде первым осваивал строительство этих кораблей. По своим размерам и обширной номенклатуре бортового вооружения и оборудования они существенно превосходили все ранее строившиеся на заводе «Янтарь» сторожевики, поэтому началу строительства предшествовала модернизация завода и подготовка нового стапеля. На ПСЗ было построено восемь кораблей проекта 1135:
Далее к постройке подключили керченский завод «Залив», сдавший флоту семь единиц:
Последним к строительству серии присоединился ССЗ имени А. А. Жданова в Ленинграде — заложено семь кораблей, из которых достроили шесть:
На базе корпуса и главных механизмов «Буревестника» были разработаны три основные модификации — собственно проект 1135 (построена 21 единица в 1968-1981 годах), проект 1135М (построено 11 единиц в 1973-1981 годах) и пограничный сторожевой корабль проекта 1135.1 «Нерей» (построено 7 единиц в 1981-1990 годах). Перечисленные варианты несколько отличались друг от друга водоизмещением и вооружением.
Описание конструкции
Корпус
По архитектуре корпус корабля проекта 1135 характеризовался удлинённым полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный. Характерная особенность обводов — малые углы заострения ватерлиний. Форма носовой оконечности бульбообразная, что способствует уменьшению волнообразования и сопротивления воды движению корабля. Нос — клиперский, что уменьшает заливаемость палубы при волнении на море и на быстром ходу корабля. Форма кормовой оконечности — транцевая.
Корпус строился из стали марки МК-35. Тринадцать переборок делили корабль на четырнадцать водонепроницаемых отсеков.
В технологическом отношении было применено уже ставшее общепринятым для военного кораблестроения 1960-х годов решение — изготовление высокорасположенных конструкций (надстроек, дымовой трубы и мачты) из лёгкого алюминиево-магниевого сплава АМГ. Использовали также нетрадиционные конструкционные материалы: обтекатели подкильной и буксируемой гидроакустических станций, сложные по конфигурации, изготовливались из титана.
Из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 изготовили не только палубные надстройки, но и внутренние переборки помещений. Во избежание коррозии от возникновения гальванопар соединение лёгких выгородок со стальным корпусом выполнялось на биметаллических вставках вместо клёпаных соединений.
Надстройка островного типа находится на полубаке и состоит из трёх отдельных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты командира и его заместителя, флагманская, а также просторная кают-компания с буфетной. Ярусом выше — главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья объединяет трубу и помещение кормового ЗРК. Спереди к первой части надстройки примыкают отсеки РБУ и ЗРК «Оса-М».
Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС «Вега» с оригинальным подъёмно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъём и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.
Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещён ниже главной палубы в носовом машинном отделении по правому борту, как бы задом наперед. Это создаёт некоторые неудобства: молодые матросы зачастую путают борт. Пост аварийного управления (ПУА) — в кормовом машинном отделении. Первоначально все корабли имели наружный трап на полубак, но в 80-х годах, после нескольких случаев падения матросов, трапы на балтийских СКРах демонтировали.
Рангоут представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решётчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и антенна РЛС «Ангара» с двумя параболическими рефлекторами. Можно отметить, что рангоут хорошо гармонирует с изящным силуэтом корабля и придает ему стремительность и лёгкость.
Энергетическая установка и ходовые качества
Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одного маршевого газотурбинного двигателя ДО63 и одного форсажного [1] ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 8500 [2] л. с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 19500 [3] л. с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Для всех двигателей предусмотрен газовый реверс, то есть их турбины могут менять направление вращения за счёт поворота лопаток. Иными словами, для переключения направления вращения ГЭУ не нуждается в механических устройствах, что упрощает конструкцию редукторов и снижает их износ. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.
Время пуска газотурбинных агрегатов из холодного состояния — не более трёх минут. Полный запас топлива — 450. 550 т, но возможен его сверхнормативный приём в перегруз. Расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) — 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) — 143 кг, на полном (32,2 узла) — 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе — около 25 т. Дальность плавания полным ходом — 1290 миль, оперативно-экономическим — 3550 миль, технико-экономическим — 5000 миль. Срок службы газотурбинных двигателей Д063 — 12 лет, ДК59 — 25 лет; ресурс до капремонта — 20000 часов.
Размещение газотурбинных агрегатов — попарное, в двух смежных отсеках. Газоходы выведены в одну трубу. Воздухозаборники находятся в кормовой части надстройки. Управление ГЭУ — дистанционное.
При проектировании «Буревестника» особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Исследования в этом направлении выполнялись совместно Северным ПКБ и ЦНИИ имени А. Н. Крылова. По их результатам на проекте 1135 применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.
У СКР проекта 1135 движителем [4] являются гребные винты — четырёхлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала — 320 об/мин. В 1980-х годах на балтийских кораблях установили новые пятилопастные винты, но улучшения характеристик это не дало. В конце концов вернули прежние, четырёхлопастные.
По проекту судовая электростанция состояла из пяти дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью 500 кВт каждый. Имелись также три хладомашины МХМ-180.
Вспомогательное оборудование
Спасательные средства — 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10. Они штатно размещены на надстройке и могут принять весь личный состав корабля. Это новшество позволило заменить жёсткие металлические плотики, использовавшиеся ранее. Кроме того, имеются шлюпка типа Ял-6 и дизельный катер.
Экипаж и обитаемость
По штату численность экипажа составляла 197 человек, в том числе 23 офицера, 27 старшин и 147 матросов.
Матросы размещались в двенадцати кубриках по 10–15 человек. Шесть кубриков находилось под главной палубой в носовой части корабля, остальные — в корме, в районе артустановок. Для матросов было предусмотрено два гальюна и семь умывальников. Офицеры и мичманы жили в двухместных каютах, которые располагались на главной палубе под полубаком побортно. В каждой каюте имелся умывальник, а на один офицерский и мичманский блок — по гальюну и душевой.
В отношении обитаемости корабли проекта 1135, несмотря на сравнительно небольшие размеры, выгодно отличались от сторожевиков или эсминцев более ранней постройки. Быт моряков обеспечивали душевые, хлебопекарня, столовая личного состава, а также сапожная и швейная мастерские. Корабельный банно-прачечный комбинат оснащался стиральной машиной, центрифугой и гладильней. У офицеров и мичманов были свои кают-компании, а в носовой части имелась Ленинская комната с библиотекой. На некоторых кораблях уже силами экипажей были оборудованы не предусмотренные проектом сауны и даже бассейны. Например, при замене ГАС «Титан» более новой «Титан-2» освободилось помещение ламповых генераторов, поскольку тиристорные генераторы оказались значительно компактнее — это помещение и оборудовали под жильё матросов и старшин, устроив там кубрик №1а, сауну для матросов и дополнительные душевые.
Вооружение
Главный противолодочный комплекс
Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами по данным собственных ГАС или внешних источников целеуказания — кораблей, вертолётов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 километров. Система управления позволяет корректировать траекторию полёта ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.
Создание противолодочного комплекса «Метель» заставило американцев срочно отрабатывать приемы по уклонению от атак. По их мнению, наиболее эффективными методами были уход на глубину, близкую к предельной (что могло вызвать разрушение торпеды), или резкое всплытие аварийным продуванием всех ЦГБ одновременно с дачей полного хода. Так появился известный ныне по американским кинофильмам «прыжок дельфина» — стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность.
Прочее противолодочное и минное вооружение
Также на всех СКР проекта 1135 установлено по два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед — СЭТ-65 или 53-65К.
В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.
ТТХ РБУ-6000 «Смерч-2»
1 | 2 |
---|---|
Число стволов в ПУ | 12 |
Дальность стрельбы мин\мах | 300\5800 м |
Масса бомбы РГБ-60, кг | 113 |
Масса ВВ кг | 23 |
Калибр бомбы, мм | 212 |
Длина бомбы, мм | 1830 |
Скорость погружения в воде, м/с | 11,6 |
Глубина действия, м | 450 |
Скорострельность, выстр./мин | 2,4 |
Масса пусковой установки, кг | 3100 |
Вертикальные углы наведения, град | −15. +60 |
Скорость наведения, град/с:в автоматическом режиме | 30 |
в ручном режиме | 4 |
Зенитно-ракетное вооружение
Зенитные ракетные комплексы малой дальности «Оса» для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 сентября 1960 года. Разработка велась в НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор В. П. Ефремов) по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33.
В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5–4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6–8 секунд.
На головном «Бдительном» были установлены ЗРК «Оса-М» с заводскими номерами 4 и 5. В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант ЗРК «Оса-М2», а в 1979-м — «Оса-МА». У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 1980-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК «Оса-МА2» мог поражать цели на высотах от 5 метров.
Артиллерия
Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 — арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105 «Турель». Башни имеют лёгкое противоосколочное бронирование. Охлаждение стволов — забортной водой в перерывах между стрельбой. Подача боезапаса в приёмники орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата. В обоймах — по два патрона; подача их в подбашенное отделение на стеллажи артустановки производится вручную из корабельных артпогребов через окна в неподвижном барбете палубы (в перерывах между стрельбой). Управление механизмами наведения — дистанционное от приборов управления стрельбой МР-105 или ручное.
На кораблях усовершенствованного проекта 1135М вместо АК-726-МР-105 установили АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100 и системы управления стрельбой МР-145 «Лев».
Сравнительные ТТХ артиллерийских систем
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
Марка артсистемы | АК-726 | АК-100 |
Калибр, мм | 76,2 | 100 |
Длина ствола в клб | 59 | 59 |
Угол вертикального наведения, град | −2. +84 | −10. +85 |
Темп стрельбы, выстр./мин | 90 | 60 |
Масса снаряда, кг | 5,9 | 15,6 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 980 | 880 |
Дальность стрельбы, км | 15,7 | 21,5 |
По морским и береговым целям | 13 | — |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | 138 | 320 |
Авиационное вооружение
Авиационного вооружения в проекте 1135 не было предусмотрено, соответственно не было постоянного ангара или средств обеспечения базирования вертолёта. Однако временная посадочная площадка размечалась на крыше помещения БУГАС позади второй орудийной башни. В случае необходимости корабль мог принять на эту площадку аварийный или выработавший топливо вертолёт с другого корабля.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Штурманское оборудование состоит из гирокомпаса «Курс-5» или «Курс-10», эхолота НЭЛ-М2 «Молога», радиопеленгатора АРП-50, или «Румб», гидродинамического (МГЛ-50) или индукционного (ИЭЛ-1) лага, автопрокладчика АП-4, корабельного измерителя ветра КИВ-55, системы обеспечения совместного плавания «Огонь-50».
Установленная на кораблях радиоаппаратура обеспечивает надёжное поддержание связи с берегом из любой точки Мирового океана во всех диапазонах. Она представлена передатчиками Р-653 «Щука» (СВ), Р-654 «Окунь» (КВ), радиоприемниками Р-678 «Брусника» (КВ) с оконечными устройствами, УКВ радиостанциями Р-619 «Графит», обеспечивающими слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме. Приёмный радиоцентр находится в надстройке, передающий пост связи — на главной палубе. Кроме того, на корабле имеются армейские радиостанции с автономными источниками питания Р-143 и Р-109 (или Р-105), а также радиостанции судоводителя «Рейд». Антенные устройства включают в себя коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонную антенну «Луч». Первоначально были установлены оригинальные радиостанции направленного действия Р-622 «Кит» для связи с береговыми постами наблюдения, но они не прижились и были демонтированы. Для зрительной связи служат малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект флагов.
Кроме того, «Буревестники» оснащались гидроакустическими станциями специального назначения. Опускаемая вертолётная ГАС МГ-329 «Ока» установлена только на кораблях проекта 1135М. Она служит для прослушивания пространства в режиме шумопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из помещения по правому борту. ГАС МГ-7 предназначена для поиска подводных пловцов в якорном режиме. На корабле имеются два комплекта таких станций — носовой и кормовой. Их антенны хранятся на верхней палубе, а на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду; одновременно открывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами.
ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» (МГ-35 «Штиль») обеспечивает опознавание с подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.
Наконец, имеется станция МГС-407к для работы с выставленными радиогидроакустическими буями и аппаратура классификации КМГ-12 «Кассандра», осуществляющая накопление и регистрацию акустических сигналов. В форпике кораблей размещалась новинка — неакустическая станция обнаружения ПЛ по кильватерному следу МИ-110. Однако эффективность её работы оказалась низкой, и поэтому применялась она мало.
Основа радиолокационного оборудования «Буревестников», станция дальнего обнаружения надводных и воздушных целей МР-310 «Ангара» — работает в диапазоне 10 см и имеет дальность действия до 200 км.
Система опознавания «свой — чужой» — «Кремний» с дополнительной аппаратурой «Никель» и «Хром» — была сопряжена с РЛС обнаружения и имела режимы общего и индивидуального опознавания. В 1985 году её заменили на систему «Пароль».
В качестве навигационных РЛС устанавливались станции «Дон», «Волга», затем «Вайгач». Наиболее распространенная модель — «Волга». Она работает в диапазоне 3 см, дальность действия — 60 миль.
Для управления артиллерийской стрельбой на кораблях проекта 1135 используется РЛС МР-105 «Турель». Её рабочий диапазон — 3 см, дальность сопровождения целей — до 30 км.
Вся информация от РЛС и ГАС поступает на планшеты надводной и воздушной обстановки боевого информационного поста (БИП), что существенно уменьшает время реакции в случае угрозы кораблю со стороны противника.
Для обеспечения задач кораблевождения применяется также электронно-вычислительное устройство МР-226 «Побратим».
Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) включают в себя станцию поиска помех МП-401С «Старт-С», систему ПК-16, надувные уголковые отражатели и средства гидроакустического противодействия. ПК-16 представляет собой систему постановки ложных дезинформирующих, отвлекающих и уводящих целей в дальней зоне. Её основа — четыре комплекта пусковых установок КЛ-101 из 16 направляющих калибра 82 мм. Боезапас — 128 неуправляемых турбореактивных снарядов. ПУ наводится только в вертикальной плоскости и выставляет пассивные помехи на дальности до 3500 м. В 80-х годах модернизированные корабли были оснащены системой РЭБ ПК-10, предназначенной для постановки ложных уводящих целей, срывающих оптические и радиолокационные каналы самонаведения в ближней зоне (около 1500 м). В её состав входят ПУ КЛ-121.
Ряд кораблей получил при постройке или модернизации спутниковые системы определения координат (низкоорбитной СЧ-1 и среднеорбитной ГЛОНАСС-ОР5), а также средств коррекции места корабля «Цикада», «Цикада-М», БРИЗ, БРИЗ-К, БРАСС МАРС-75.
Модернизации и переоборудования
В конце 1980-х годов СКР «Ленинградский комсомолец», «Летучий» и «Пылкий» прошли модернизацию по проекту 11352. Вместо «Ангары» на них установили новую обзорную РЛС МР-755 «Фрегат», а вместо РБУ-6000 — рамы под счетверённые пакеты ПКР «Уран». Из-за сокращения оборонных расходов последние сильно задержались с принятием на вооружение, поэтому на СКР проекта 11352 эти ракеты так и не появились. Также проект 11352 предусматривал замену отдельных гидроакустических станций — подкильной «Титан-2» и буксируемой «Вега» — единым гидроакустическим комплексом МГК-365 «Звезда-М1».
Кроме того, в 1982—1984 годах «Жаркий» был модернизирован в Ленинграде по проекту 11353, сокращённому относительно проекта 11352: сохранялась штатная РЛС «Ангара» и не предусматривалась установка противокорабельных ракет, зато устанавливался гидроакустический комплекс «Звезда-М1», два семиствольных 55-мм гранатомёта МРГ-1 (боезапас 420 РГ-55) для противодиверсионной обороны, а также комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» с ПУ КТ-216 для постановки пассивных помех.
Помимо этих масштабных переделок, по мере службы и плановых ремонтов корабли серии получали различные усовершенствования, такие как внутрикомплексные модернизации ПЛРК «Метель» до уровня «Раструба» и ЗРК «Оса-М» до уровня «Осы-МА», замены систем госопознавания, добавления систем космической связи и других.
Служба
В составе ВМФ СССР и России
Корабли проекта 1135 широко использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля ближней и дальней морской зоны. Двадцать один построенный корабль распределили по флотам следующим образом: шесть на Балтике (ДКБФ), пять на Севере (КСФ), пять на Тихом океане (КТОФ) и пять на Чёрном море (КЧФ — один из них, «Пылкий», с 1993 года переведён в состав ДКБФ). Много ходили походами, часто привлекались к несению боевых служб в различных точках Мирового океана.
Служба кораблей проекта и их дальнейшая судьба отражена в списке ниже:
В период 1992—2005 годов большая часть СКР проекта 1135 была списана и утилизирована. К началу 2020 года из них в строю остался лишь «Ладный» в составе Черноморского флота.
Корабли в составе ВМС других стран
После раздела Советского Союза Беловежскими соглашениями 1991 года принадлежность и дальнейшая судьба Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) ещё несколько лет оставалась предметом споров между Россией и Украиной. Поэтому корабли КЧФ, в том числе и СКР проекта 1135, продолжали нести Военно-Морской флаг и гюйс ВМФ СССР вплоть до 1997 года. Лишь по условиям соглашения 1997 года об окончательном разделе Черноморского флота была определена принадлежность каждого из кораблей КЧФ, и только тогда флаги СССР были сменены на российские и украинские. Из кораблей проекта 1135 Украине достались «Безукоризненный» и «Беззаветный»; в ВМС Украины их переклассифицировали во фрегаты и присвоили новые названия — «Николаев» и «Днепропетровск» соответственно. Под новым флагом они прослужили не дольше большинства доставшихся ВМФ России кораблей, будучи списанными в конце 2000 года.