Скрытые патрули гибдд на чем ездят
Разъяснение ГИБДД о правомерности осуществления скрытого патрулирования
Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».
В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами. К патрульным также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, — разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.
Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».
Во время проведения скрытого патрулирования в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.
Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.
Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году, в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.
Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!
УГИБДД УМВД России по Мурманской области
В ГИБДД рассекретили автомобиль для скрытого патрулирования дорог
Госавтоинспекция продолжает применять новый способ наблюдения за водителями, известный как «скрытое патрулирование». Как стало известно Autonews.ru, инспекторы выезжают на подобные дежурства на автомобилях, которые практически ничем не отличаются от обычных гражданских машин.
Сотрудники ГИБДД, задействованные в «скрытом патрулировании» на севере Москвы, передвигаются на серебристых седанах Ford Focus второго поколения с тонированными боковыми стеклами, но без специальной цветографической схемы. Машины оснащены стандартными двигателями и механическими коробками передач. При этом в Госавтоинспекции отметили, что марки и модели автомобилей в остальных округах столицы могут быть другими.
Салон тоже практически ничем не отличается от обычных автомобилей — внутри нет никакого специального оборудования кроме радиостанции, при помощи которой инспекторы связываются с дежурными экипажами. Сотрудники в составе «скрытых патрулей» должны быть в служебной форме, поскольку использование гражданской одежды допустимо при исполнении только для работников оперативных служб.
Ранее стало известно, что с середины июня 2021 года в Москве «скрытыми патрулями» было выявлено и пресечено свыше 1,5 тыс. нарушений правил дорожного движения. В ходе контроля сотрудники ГИБДД проверили более 4000 машин и пресекли 1646 правонарушений. В том числе было зафиксировано 725 случаев нарушений уровня тонировки стекол и 257 случаев управления автомобилями с нестандартными государственными номерами. Кроме того, при помощи инспекторов задержали 44 водителя в состоянии опьянения, зафиксировали 31 случай выезда на встречную полосу движения, а также 155 фактов проезда перекрестков на запрещающий сигнал светофора.
Инспекторы выезжают на патрулирование на автомобилях без специальной цветографической схемы и ведут видеосъемку. Если они замечают водителей, нарушающих правила дорожного движения, то сотрудники передают информацию об автомобиле на ближайший пост ДПС. Там нарушителей останавливают, а приезжающий следом патрульный автомобиль уже готов предоставить доказательства.
В конце июня глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что деятельность «скрытых патрулей», в первую очередь, направлена на поимку «мажоров и неадекватов» на дороге.
Скрытое патрулирование: за и против
Новый вид патрулирования осваивают с 12 ноября на столичных улицах и магистралях сотрудники ДПС. Они передвигаются по городу на машинах без специальных опознавательных знаков и надписей. При выявлении на дорогах водителей, грубо нарушающих ПДД, совершающих опасные маневры и создающих реальную угрозу для других участников дорожного движения, полицейские передают данную информацию ближайшим постам дорожно-патрульной службы. В дальнейшем скрытое патрулирование ГИБДД намерено распространить на все российские регионы.
Новость уже вызвала заметный переполох в социальных сетях. Многие поддерживают такую инициативу, другие недовольны и опасаются каких-то «подстав» со стороны гаишников. Обсуждается также вопрос о законности действий сотрудников ГИБДД. Обоснованы ли такие сомнения и зачем понадобилось возвращать скрытое патрулирование на дороги России?
Обсуждавшийся до 2009 года вопрос о допустимости патрулирования на машинах без специальных опознавательных знаков, о милицейских «засадах» и тому подобном закончился внесением изменений в административный регламент по контролю за дорожным движением. В опубликованном в «Российской газете» 5 февраля 2010 года документе было прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге.
В прежней своей редакции регламент в какой-то мере раскрывал тонкости скрытого патрулирования, но многие позиции в нем не были прописаны. Зато они имелись в наставлении по дорожно-патрульной службе, но этот документ, к сожалению, имел гриф «Для служебного пользования». Он не публиковался в открытом доступе, что позволяло недобросовестным инспекторам пользоваться своим информационным превосходством над водителями.
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185» изменил ситуацию. Поправки, внесенные в административный регламент, убрали «недоговоренности», в документ вошли те пункты, которые ранее предназначались только для служебного пользования, а также в нем было прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы водители его видели и могли предотвратить нарушение. Ведь главная задача сотрудников ГИБДД, как утверждал тогда начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, – предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.
Скрывать свое местонахождение гаишникам разрешили в пункте 43 лишь при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Да и то при обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети.
А в пункте 44 появилась следующая формулировка: «При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства».
Пять лет эта норма практически не применялась, однако ее законность никто не ставил под сомнение. И вот теперь именно это положение решили использовать для скрытого патрулирования в порядке эксперимента. Как сообщил глава столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко, в Москве гражданские машины ДПС, пока они не оборудованы видеорегистраторами, будут работать в паре со стандартными автомобилями ГИБДД. Как только на машины скрытого патрулирования установят нужные приборы, они смогут выехать на улицы самостоятельно.
Таким образом, до конца текущего года патрули в гражданских машинах не будут принимать самостоятельных решений по задержанию транспортных средств. Их задача, по словам Коваленко, «только фиксация нарушений».
Согласно поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на московские дороги для патрулирования должны ежедневно выезжать не менее 30 экипажей ДПС на обычных машинах, которые имеются в подразделениях ГИБДД. Такое количество скрытых патрулей позволит охватить весь город: на спецтрассах будет курсировать по одному такому автомобилю, а в округах – по два. То есть о срочной закупке дополнительных машин речь пока не идет.
Экспериментальное патрулирование только началось, а результаты его уже пиарит в СМИ пресс-служба главного управления столичного МВД. Если в первый день работы с помощью скрытого патрулирования гаишники выявили свыше 320 нарушений ПДД, то 16 ноября – уже 446. И нет никаких сомнений в том, что цифры будут только расти.
Кстати, зафиксированные нарушения связаны в основном с излишней тонировкой стекол и с управлением автомобилем с нестандартными (нечитаемыми) номерными знаками. Однако при досмотре автомобилей, а также водителей транспортных средств и их пассажиров обнаружены факты хранения наркотических средств, выявлены водители в состоянии алкогольного опьянения.
Когда же всех патрульных вооружат видеорегистраторами, то появится возможность фиксировать случаи превышения скорости, нарушения правил маневрирования, а также агрессивного вождения и хамства на дорогах. Правда, для этого ГИБДД намерено внести изменения не только в административный регламент, но и в ПДД.
Признаюсь, что пока с такими патрулями мне довелось иметь дело лишь за рубежом. В Эстонии взятый напрокат автомобиль постоянно кренило влево. Чуть зазеваешься – и машина норовит выехать на полосу встречного движения. Подруливать приходилось постоянно. На пути из Таллина в Тарту меня догнали и остановили полицейские. Им явно не понравилась такая манера вождения. Предъявив документы, я объяснил патрульным, в чем дело. Они лишь посоветовали снизить скорость и непременно заехать в сервис. А в Греции на трассе Салоники – Афины арендованную в отеле малолитражку вначале на большой скорости обогнал черный автомобиль БМВ, а затем преследующий его светлый Лексус. Через пару километров я снова увидел обе эти машины, они стояли у обочины. Полицейские проверяли документы у водителя БМВ и, судя по его кислой мине, можно было догадаться, что отделаться от большого штрафа нарушителю не удастся.
Говорят, что в России поводом для проведения подобного эксперимента стали аварии на Крымском мосту. Однако очевидно, что главной причиной новшества является резкое сокращение стационарных постов ДПС. Оставшиеся посты лихачи просто стараются объехать. Заметив в потоке машину с цветографическими знаками ГИБДД, они начинают соблюдать ПДД, перед камерами фотовидеофиксации послушно сбрасывают скорость. Зато на остальных трассах некоторые водители ведут себя просто безобразно. Поэтому сторонники скрытого патрулирования убеждены, что необходим повсеместный контроль именно на гражданских машинах.
Противники эксперимента ставят под сомнение его законность (я полагаю, что безосновательно), однако чаще всего они выражают опасение, что скрытое патрулирование приведет к росту коррупции, к беспричинному вымогательству взятки. Есть ли у такой позиции разумные основания, пока сказать трудно. Все зависит от поправок, которые будут внесены в нормативные акты. Наделив «секретные патрули» полномочиями, которые имеются у всех гаишников, законодатель может совершить большую ошибку. Но если патрульным разрешат останавливать только тех водителей, чьи нарушения зафиксированы с помощью видеорегистратора, то, скорее всего, новшество будет одобрено большинством участников дорожного движения.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Когда так себя ведут- общение с гайишником получается долгим и нервным.
Я всегда выйду из машины, поздороваюсь «Здрайвствуйте товарищ инспектор», дам документы. Он их глядит, и говорит «Счастливого пути», а я ему «до свидания». Это занимает 2 минуты.
выйти из машины? в ноги им не падаете, нет? капот и багажник загодя не открываете?
Общение ментов и водителей должно происходить строго в рамках правового поля и точка. никаких «реверансов» от водителей и никаких «а дыхните мне тут вот на всякий случай, дайте багажник посмотреть, а знак покажите».
Менты долго и упорно воспитывали своим беспределом враждебно настроенное к ним поколение водителей и теперь пусть пожинают плоды.
А кто конкретно здесь призывает ездить в городе по ямам со скоростью 100?
Вот, например, программа Vision Zero в Швеции. Какова ее стратегическая сторона? исключить надобность нарушения. Построить дорогу и организовать движение таким образом, чтобы не надо было нарушать ПДД. у нас никто этим заниматься не будет. у нас на бюджетные деньги накупят камер и будут стричь с людей бабло.
Что такое «ментовская подстава» все слышали? знаки, отвернутые от дороги все видели (или не видели)? про выезд на встречку и его последствия на этом же, кстати, сайте все читали? О волшебных перемещающихся знаках «остановка запрещена» тоже никто ни сном ни духом?
Штрафы, кстати, можно не платить, пока приставы не истребуют. Очень много гонщиков-стритсракеров этим пользуется. судебные приставы физически не успевают обслуживать все выписанные гибдд штрафы, а после истечения срока истребования штрафы, как известно, аннулируются.
Интересные результаты голосования. Теперь мы точно знаем, что половина водителей ездят с грубыми нарушениями, либо им есть что скрывать от ИДПС. Если ездить по правилам, то нечего бояться «скрытого» патруля.
Теперь я точно знаю, что с головой у нас дружит только 50% читателей этого сайта! Давать большие полномочия тем, кто на нас зарабатывает. вы видимо пошутили. Все кто пишут, что надо ездить по ПДД и только, давайте я с вами сяду в машину рядом и проедем хотябы 1 час по городу, и вы сами поедите и отдадите сумму на которую влетите по штрафам. Это такое заблуждение, что вы святой и нигде не нарушаете. как говориться не знание не освобождает от ответственности. Ну или ваша езда заключается в основном с дома до работы по 1 маршруту где вы каждый знак и поворот знаете наизусть, тогда конечно. а те кто ездят по всему городу и пользуются всеми дорогами в городе приходится очень тяжко, особенно когда едешь где-то в первый раз. я молчу про то, когда приезжаешь и ездишь по другому городу (вспомнил как я в Москву из Челябинскана новый год приехал, встретить год под настоящие куранты. я о существовании некоторых знаков совсем забыл). А ещё эти 50% водителей, никогда не попадали на подставу от ГАИ. Мне посчастливилось попасть лишь однажды: грузовая газель с тентом припарковалась у обочины поперёк движения на двухполосной дороге, своим длинным задом перекрыв 1 полосу движения. сразу за газелью проходил пешеходник (газелисту было абсолютно плевать, что он не имеет права парковаться перед пешеходником ближе чем на 15 метров и встал так, что задним колесом даже задевал зебру). Что сделали гаишники, они ничего не стали делать с газелью, не встали регулировать движение пешеходов по потенциально опасному пешеходному переходу, у них за задней осью газели встал мальчик лет 12 и стоял ничего не делая, по сути он стоял на зебре, на крайней правой полосе движения и мы все обязаны били ему уступить. но его не видно пока ты не заедешь за газель и этим создашь помеху пешеходу (штраф 1500р), в такой ситуации ты просто ничего не сделаешь даже если ты святой. а гайцы стоят в 10 метрах и просто снимают всё на камеру. шансов никаких. ПС: В суде гаишник пытался доказать, что это не халатность с его стороны, и что ПЕШЕХОД перед переходом обязан убедится, что его действия безопасны. о нашей коллективной жалобе написали наши Челябинске СМИ о произволе гаишников, потому как я получив протокол о нарушении на руки начал сам снимать всё происходящее, и собирал данные каждого каво они оштрафовали на протяжении получаса. Теперь капитан безработный а всем кто был с ним вынесены выговоры с занесением. ВОТ так-то! А вы всё ещё этим людям хотите дать ещё больше золота.
я один раз тоже заплатил штраф за пешехода, который переходил дорогу в 5 полосах от меня (я ехал по правой полосе, а дорога была 4х полосной с двумя полосами трамвайных путей и он только начал свое движение по переходу, когда я его проезжал)
Ну заплатил я тогда 800 рублей и не стал я заморачиваться и было это 5 лет назад. Потом только почитал, что можно было послать инспектора или оспорить.
Кончай лапшу на уши вешать и научись уже ездить по правилам. Я каждый день больше 100 км проезжаю. Объехал в свое время всю Беларусь, Украину и западную часть России. Вот ни разу не остановили, чтобы придраться. За последние 5 лет только в России три раза попросили документы показать и тут же отпускали. Езжу по правилам, машина в идеальном техническом состоянии и все соответсвует в автомобиле закону. Так что я очень рад скрытым патрулям, которые будут мразоту драть и драть за тонировку, ксенон и быдлячество!
Надо все же различать езду с нарушениями и заработок на нарушениях.
Ни я, ни другие читатели «колес», я уверен, не горят желанием нарушать ПДД или поощрять нарушения. Я, например, когда мои знакомые заводят разговоры на тему «какой радар-детектор лучше», говорю всегда, что не гоняйте и не нужны будут никакие приблуды, тем более, что с нашими дорогами выигрыш времени будет минимальным, а затрахнешься гораздо больше.
Вы получите порцию новых ментовских засад на дорогах. Только если раньше можно было в непонятной ситуации оглядеться на предмет характеного автомобиля, то теперь этого не получится. двигаясь в плотном потоке по разбитой дороге без разметки, можете быть готовы к разговору «А чой-то вы, гражданин, перестраиваетесь без сигналов поворота?» Авторство дорожных подстав перейдет от жуликов-беспредельщиков к гайцам.
ГИБДД устроила скрытую слежку за водителями. Ездят на машинах без мигалок
Инспекторы ГИБДД все чаще участвуют в скрытом патрулировании — то есть выезжают на городские улицы в специальных гражданских автомобилях без опознавательных знаков и мигалок. Сами полицейские сообщали, что будут следить и пресекать в первую очередь злостные нарушения правил дорожного движения. О первых результатах скрытого патрулирования отчитались в ГИБДД Москвы — выяснилось, что чаще всего сотрудники останавливали автомобили с тонировкой.
Что нарушали водители в Москве?
В столичной полиции отчитались о месяце работы скрытого патрулирования. Всего с середины июля было выявлено 1646 правонарушений, а под проверки попали более 4 тысяч машин. Почти каждое второе нарушение — это не проезд на запрещающий сигнал светофора, поворот с не того ряда и не превышение скорости, а тонировка передних стекол. Всего за месяц полицейские остановили 725 таких автомобилей.
Впрочем, грубые нарушения тоже были выявлены, однако их оказалось существенно меньше. В частности, инспекторы задержали 44 нетрезвых водителя, зафиксировали 31 случай выезда на встречку, а еще 155 автомобилистов проехали перектерстки на «красный».
Зачем вообще нужна маскировка?
Скрытое патрулирование помогает наладить более полный контроль за дорожной ситуацией в городе, объяснили в полиции. Например, в ГИБДД по Самарской области, где тоже полицейские ездят в гражданских автомобилях, уточнили, что водители уже знают о местах установки камер и заранее сбрасывают скорость.
«Определить наличие скрытого патруля будет достаточно сложно», — предупредили в полиции.
Причем часто полицейские в гражданских автомобилях останавливают нарушителей не сами — они передают информацию (как правило вместе с видеозаписями) ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы.
В июне о скрытом патрулировании высказался и глава ГИБДД Михаил Черников: «В основном он нацелен на выявление так называемых «мажоров» и «неадекватов», которые агрессивно ведут себя на дороге, устраивают «шашечки» при перестроении»
За какими нарушениями следят в регионах?
Одним из первых городов, где отчитались о работе скрытых патрулей, стал Красноярск — это случилось еще весной. Там рассказали, что полицейские машины без опознавательных знаков дежурят в первую очередь на загородных трассах в рамках операции «Встречная полоса». В ведомстве объяснили, что с наступлением тепла водители массово выезжают на загородные трассы с многочисленными затяжными подъемами и спусками, а также поворотами с ограниченной видимостью. Но это не самая подходящая дорожная обстановка для обгонов не останавливает местных водителей — они часто выезжают на встречку через сплошную или за знаком «Обгон запрещен». Причем мобильный пост обычно обустраивают прямо за запрещающим знаком, а дорожную ситуацию снимают на закрепленный на лобовом стекле смартфон.
Как распознать машину с полицейскими внутри?
В ГИБДД не рассказали о том, на каких именно автомобилях ведется скрытое патрулирование. Как правило, речь может идти о ведомственных Ford Focus — эти автомобили все еще остаются самыми популярными в парках региональных отделениях ГИБДД. В потоке такие машине идентифицировать тяжело. Единственный элемент, который может выдавать принадлежность машины полиции — это специальное видеооборудование, установленное на передней панели в салоне.
В ГИБДД начали скрытое патрулирование: к чему готовиться водителям
О планах чаще выезжать на дороги в патрульных автомобилях без специальных опознавательных знаков рассказали в подразделениях ГИБДД разных регионов. Патрули в служебных машинах без мигалок, синих полос по бокам и других характерных признаков, по которым можно узнать автомобиль ГИБДД, будут дежурить рядом с аварийными местами. Например, там, где водители часто выезжают на встречную полосу под запрещающие знаки. В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами. Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет.
О такой работе, в частности, рассказали в ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. «Инспекторы ГИБДД на регулярной основе осуществляют «скрытое патрулирование», которое дает возможность осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие «скрытого патруля» бывает достаточно сложно», — рассказали в пресс-службе ведомства.
Передвигаясь на автомобиле без цветографической окраски, инспекторы снимают нарушение на видео и направляют записи ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы. Частое нарушение, которое можно выявить с помощью «скрытого патруля», является выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения. Ответственность за выезд «встречку» предусматривает лишение права управления на срок до 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек. Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.
В Красноярское сотрудники ГИБДД также проводят рейды «Встречная полоса» на автомобилях гражданского исполнения. Как рассказали в ведомстве, с наступлением тепла горожане массово выезжают на загородные трассы с многочисленными затяжными подъемами и спусками, а также поворотами с ограниченной видимостью. Для обеспечения безопасности автолюбителей полицейские патрулируют аварийно-опасные участки на служебном автомобиле гражданского исполнения и фиксируют факты выезда на полосу встречного движения.
На опубликованной ГИБДД видеозаписи видно, что инспекторы наблюдают за автомобилистами из обычных автомобилей ВАЗ 2112.
Импровизированный пост обычно обустраивают прямо перед знаком «Обгон запрещен», а дорожную ситуацию снимают на закрепленный на лобовом стекле мобильный телефон. Как только в объектив попадает машина, водитель которой не успел вернуться в свой ряд до знака, об этом узнают патрули по пути следования потока. Водителям, которые сомневаются в своем нарушении, демонстрируют записи. При этом некоторые экипажи ездят на Lada Granta, а в салоне у них установлены полноценные комплексы фото-видеофиксации.
Как объясняют в ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно.
Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.
Документ, во-первых, рекомендует при наличии возможности работать в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. А если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке.
Что касается проезда по встречной полосе, обочине и т.п., согласно текущему законодательству поверка устройств для фиксации такого нарушения не обязательна, объяснил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин. По его словам, автоматически на основании снятых материалов выписать штраф нельзя: их можно только использовать как доказательства. И для начала следует опросить водителя и составить протокол.
«Ст. 26.2 КоАП «Доказательства» позволяет в виде доказательств по делу использовать любые фактические данные, на основании которых судья может принять решение о виновности или невиновности водителя. «Снятый материал на видеорегистратор или на видеокамеру можно использовать как доказательство, но для этого использование техники и сам факт приложения таких материалов к делу должно быть правильно оформлено, — объяснил Шапарин. — Если этого не сделать, полученные таким способом штрафы можно будет оспорить со ссылкой на то, что материалы получены с нарушением закона».
Качество и достоверность непроверенных видеозаписей Шапарина ставит под вопрос. По его словам, суды иногда могут даже принимать записи со следами монтажа и не соглашаться на проведение технической экспертизы.
«С выездами на встречную полосу конечно нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает Шапарин.
Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает неправильным подобные дежурства под запрещающими знаками. Он уверен: инспекторы ГИБДД должны профилактировать нарушение. То есть, предупреждать автомобилистов, что впереди сложный или непонятный участок, а не ждать, когда водители нарушат. Также Гришаков считает, что прятаться в машинах без опознавательных знаков инспекторам не следует.
«Патрулирование нужно для профилактики, зачем здесь конспирация, — рассуждает Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Так, есть отдельные оперативно-розыскные подразделения, которые соблюдают принцип конспирации. Например, так работают оперативники, которые выявляют подготовку преступлений. А наружные службы МВД, такие как ДПС, ППС обязаны работать в форменном обмундировании и в автомобилях, которые и обозначают их принадлежность к оперативным службам».
По словам Гришакова, наличие патрулей на дороге помогает спрофилактировать, то есть предотвратить сам факт нарушения. «Зачем еще на дорогах ставят картонные макеты машин с мигалками — чтобы водители снизили скорость, пристегнулись. А тут получается, что инспекторы как провокаторы стоят и встречают водителей, чтобы набрать нужные «палки» и выполнить показатели. Именно чтобы избежать такого поведения им в свое время запретили прятаться в кустах и обязали по ночам вкачать маяки», — считает юрист, который ранее работал в ГИБДД.
Юрист отмечает: установка дорожной камеры вместе с предупреждающим знаком о фиксации сразу же снижает количество нарушений в проблемных местах. «Поэтому инспекторам не надо стоять и ждать, когда же человек нарушит, достаточно установить камеру. Другое дело, если сотрудники дежурят в патрульной машине, которая хорошо обозначена: если водитель игнорирует и такое предупреждение, его можно назвать нарушителем, который игнорирует предупреждения. Но скрытое патрулирование — это работа на результат», — уверен представитель московского профсоюза полиции.
Также эксперт обратил внимание: если инспекторам известно место, где водители часто нарушают, это повод проверить правильность организации дорожного движения. Если же в момент дежурства на таком месте произойдет ДТП, то, как уверен Гришаков, нести за это ответственность обязаны будут в том числе инспекторы, которые халатно не предотвратили аварию на вверенном им участке.