слово лихоимство что означает

Лихоимство

Смотреть что такое «Лихоимство» в других словарях:

лихоимство — взяточничество, вымогательство, мздоимство, ростовщичество, рвачество, хапужничество Словарь русских синонимов. лихоимство см. взяточничество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

ЛИХОИМСТВО — ЛИХОИМСТВО, лихоимства, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Лихоимство — см. Взяточничество … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

лихоимство — лихо’имство (Мар.7:22 ) требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Лихоимство — ср. разг. Поведение, поступки лихоимца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лихоимство — лихоимство, лихоимства, лихоимства, лихоимств, лихоимству, лихоимствам, лихоимство, лихоимства, лихоимством, лихоимствами, лихоимстве, лихоимствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Лихоимство — взымание лихвы, вымогательство, любостяжание, взятки … Краткий церковнославянский словарь

лихоимство — лихо имство, а … Русский орфографический словарь

лихоимство — а; ср. Устар. Взяточничество, ростовщичество. Осудить л … Энциклопедический словарь

лихоимство — вымогательство, взятки … Cловарь архаизмов русского языка

Источник

Значение слова «лихоимство»

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означает

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЛИХОИ’МСТВО, а, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

лихои́мство

1. устар. процесс взимания, мягкого вымогательства чужой собственности, денег или плодов чужих трудов

2. устар. порок любостяжания, жадность, алчность

Делаем Карту слов лучше вместе

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова агентесса (существительное):

Синонимы к слову «лихоимство&raquo

Предложения со словом «лихоимство&raquo

Цитаты из русской классики со словом «лихоимство»

Понятия, связанные со словом «лихоимство»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «лихоимство&raquo

Они полагали, что отец – человек жестокий, но решительный, храбрый, сможет защитить их от лихоимства бандитов с большой дороги, порождения войны.

– Как же, – сказал рыцарь, – затем и идёшь, чтобы своим лихоимством вытянуть все жилы из дворян, а женщин и мальчишек разорять красивыми безделушками.

Распространены были в масонской среде лихоимство и взяточничество.

Синонимы к слову «лихоимство&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Лихоимание, лихоимство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрез­мер­ная алч­ность к при­об­ре­те­нию мате­ри­аль­ных благ за счёт оби­ра­ния людей; 2) деяние, соот­вет­ству­ю­щее этой форме алч­но­сти; 3) гре­хов­ная «страсть иметь все больше и больше, от кото­рой умно­же­ние стя­жа­ний без раз­бора средств, чрез обман в сдел­ках и тор­говле, чрез непра­вый рост и воров­ство» (Св. Феофан Затвор­ник); раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Слово πλεονεξία (плео­нек­сия) в разных местах рус­ского текста Нового Завета пере­во­дится как лихо­им­ство ( 1Кор.6:10 ), коры­сто­лю­бие ( Рим.1:29 ) и любо­с­тя­жа­ние ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затвор­ник объ­яс­няет суть этого явле­ния как «при­стра­стие к имению и воз­ло­же­ние на него упо­ва­ния, — чему воз­можно быть под­вер­жену и при неболь­шом стя­жа­нии, как и сво­бод­ным от сего воз­можно быть при боль­шом».

«Лихо­имец, остав­ляя Бога, мамону слу­шает: и так тем самым как запо­веди Божии, так и Бога запо­ве­дав­шего отвер­га­ется. Потому и апо­стол назы­вает лихо­им­ство идо­ло­слу­же­нием ( Кол.3:5 ), и лихо­имца идо­ло­слу­жи­те­лем ( Еф.5:5 ). Сколь же бед­ственно и бес­стыдно, ради стра­сти отвер­гаться Живого и Бес­смерт­ного Бога, от Кото­рого жизнь и все бла­жен­ство наше зави­сит!

Лихо­им­ство – это страсть крайне раз­вра­щен­ных людей, у кото­рых без­бо­жие кро­ется в сердце, хотя устами и испо­ве­дуют Бога; и есть при­знак чело­века, пре­об­ра­зив­ше­гося в хищ­ного зверя, кото­рый без раз­бора на всякое живот­ное напа­дает, чтобы насы­титься плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Зла­то­уст. Ибо звери, насы­тив­шись, более не устрем­ля­ются на живот­ных, а они нико­гда насы­титься не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более соби­рают, тем более желают и похи­щают. И так видишь, что такое лихо­имец? Он враг Божий, враг чело­ве­че­ский, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бес­страшно закон Божий нару­шает и Зако­но­да­теля пре­зи­рает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот ста­но­вится врагом Богу, – учит апо­стол ( Иак.4:4 ). Враг чело­ве­че­ский, ибо людей обна­жает и разо­ряет. Враг самому себе, ибо душу свою веч­ному огню и муче­нию пре­дает.

Лихо­им­ство опас­нее прочих без­за­ко­ний. Блуд­нику, злоб­ному, пья­нице и прочим нужно только отстать от грехов и пока­яться, чтобы спа­стись, а лихо­имцу не только отстать должно от лихо­им­ства, но и похи­щен­ное воз­вра­тить тому, у кого похи­тил, или, если того сде­лать невоз­можно, рас­то­чить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невоз­можно. Слушай, что через про­рока Бог гово­рит: и когда скажу нече­сти­вому: «Смер­тью умрешь», – и обра­тится от греха своего, и сотво­рит суд и правду, и залог отдаст, и похи­щен­ное воз­вра­тит, без­за­ко­ник в запо­ве­дях жизни ходить будет, так, чтобы не сотво­рить неправды, жизнью жив будет, и не умрет ( Иез.33:14-15 ). Смотри, что похи­щен­ное должен воз­вра­тить. А если похи­ти­тель впадет в такую ску­дость, что совсем не будет иметь, чем воз­вра­тить похи­щен­ное, но, придя в чув­ство, захо­чет каяться, и все, что бы ни было, поже­лает отдать, – в таком случае мило­серд­ным Богом жела­ние вместо истин­ного воз­вра­ще­ния при­ни­ма­ется. Иначе это не истин­ное пока­я­ние, а при­твор­ное и ложное, и не иное что, как пре­льще­ние и умяг­че­ние гры­зу­щей сове­сти. Чем более кто лихо­им­ствует и похи­щает, тем более без­за­ко­ния и поги­бели себе соби­рает. По жесто­ко­сти твоей и нерас­ка­ян­ному сердцу, ты сам себе соби­ра­ешь гнев на день гнева и откро­ве­ния пра­вед­ного Суда от Бога, Кото­рый воз­даст каж­дому по делам его, – гово­рит апо­стол ( Рим.2:5-6 )… Пра­виль­ное это, по мнению твоему, заклю­че­ние, лихо­имец, но не хри­сти­ан­ское, а без­за­кон­ное и без­бож­ное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, без­за­кон­ного после­до­ва­теля их. Избе­жишь чело­ве­че­ской казни, но не избе­жишь Божией, вре­мен­ного, но не веч­ного нака­за­ния. Не ука­жешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим вос­при­мешь. Не засту­пится за тебя чело­век, и ничто не помо­жет тебе, когда Бог будет судить тебя, и пред­ста­вит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, сле­до­вал за ним ( Пс.49:21, 17-18 )».

Источник

Лихоимство

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались. И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означает

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.

В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означает

И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.

Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.

Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означает

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.

Чтобы выросло поколение добрых правителей, нужно с самого детства учить людей жизни по заповедям Божиим

Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Источник

Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Скверный прибыток

слово лихоимство что означает. Смотреть фото слово лихоимство что означает. Смотреть картинку слово лихоимство что означает. Картинка про слово лихоимство что означает. Фото слово лихоимство что означает

«Фокусник». Иероним Босх

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка».

В чем еще заключается скверноприбытчеств о :

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен :

Значит и у скверноприбытчик ов есть шанс на спасение.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово « мшель » означает прибыль или мзда, корысть.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

По словам старца Паисия Святогорца :

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия. Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции.

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму.

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего.

По словам Иоанна Златоуста:

« Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают».

Лихоимца можно сравнить:

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми:

«… нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй , потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать , можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь».

На вопрос: «ч то мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *