Слово о полку игореве повесть или что
«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)
Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).
Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.
Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».
Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.
Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.
Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.
Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.
Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.
Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.
Краткое содержание
Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.
А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.
И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.
Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.
За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.
«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.
Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.
Важное и интересное
Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).
Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»
Экранизации
«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.
Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?
Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.
Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».
В моей памяти свежи воспоминания, как по литературе изучали «Слово о полку Игореве». На уроке возник спор, а что это: рассказ, повесть или.
Жанр «Слова о полку Игореве»
По поводу академического определения «Слова о полку Игореве» по сей день нет единого мнения, поэтому в специальных профильных источниках мы встречаем массу названий его:
Следует отметить, что в разное время литературоведы по-разному определяли жанр «Слова».
Поскольку автор описывал события, не опираясь на какие-либо жанровые принципы (сомнительно, что они существовали в то время), а просто излагал события, вряд ли следует применять к этому произведению понятия, однозначно характеризующие его литературную форму.
Справедливости ради, стоит отметить, что автор произведения безусловно обладал литературным даром. В «Слове» присутствует героическая и патриотическая атмосфера. Последовательное изложение событий дает целостную картину происходящего.
Летописец не избегает деталей, и у читателя возникает четкое представление о быте того времени, военная терминология вполне красноречиво передает накал страстей, чувствуется неразрывная связь с природой, описания которой автор умело вплетает в канву происходящих событий.
После публикации произведения критик В.Г. Белинский сравнил «Слово о полку Игореве» с «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».
По мнению выдающегося ученого академика Д.С. Лихачева, который считал летопись «героическим прологом русской литературы», «многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века.»
Помимо проблем с определением жанра «Слова», произведение выдержало на себе натиск экспертов-скептиков, сомневающихся в его подлинности и высказывающих мнение о возможной мистификации. К слову, А.С.Пушкин встал на защиту подлинного происхождения исторической поэмы.
Однако, суждения подобного рода не помешали триумфальному шествию «Слова» и во всемирно известной опере А.П. Бородина «Князь Игорь», в картинах знаменитых художников В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, В.А. Серова и др.
На каком бы мнении ни остановились специалисты-литературоведы и историки в отношении определения «Слова», это произведение не перестанет считаться величайшим историческим и литературным достижением в русском слове. Не зря летопись, пройдя через возможность забвения, через пожар и угрозу исчезновения, дошла до наших дней и будет еще долгие годы нести свет событий далекой старины и нашим потомкам.
«Слово о полку Игореве»: краткое содержание и анализ
«Слово о полку Игореве»: YouTube / MyBook
Неизвестный автор, современник описываемых событий создал «Слово о полку Игореве». Краткое содержание этого монументального произведения поможет проникнуть в мир древнерусского княжества и воинов, которые храбро сражались с половцами в начале XII века. Хотите узнать, о чем «Слово о полку Игореве» и понять его замысел? Прочтите статью.
«Слово о полку Игореве»: краткое содержание
Древнерусским языком написано «Слово о полку Игореве». Читать его в оригинале сегодня могут только специалисты, но зато есть переводы на современный язык, которые позволяют понять общий замысел текста.
Подспорье для школьника и студента — краткое содержание. «Слово о полку Игореве» состоит из трех частей. Начинается со вступления, в котором автор сообщает, что не будет «растекаться мыслию по древу», а посвятит сочинение легендарному походу князя Игоря на половцев:
«Слово о полку Игореве» — это эпохальное произведение, которое поднимает серьезные и важные проблемы. В то же время поработал автор и над сюжетом: сделал его интересным, добавил элементы фантастики, фольклора и мифологии.
«Слово о полку Игореве»: анализ произведения
Анализ произведения поможет понять идеи автора, их значение:
«Слово о полку Игореве»: история создания
Кто написал «Слово о полку Игореве»? Этому масштабному эпическому сочинению приписывают несколько версий возникновения:
Человек, который создал произведение, безусловно, был грамотным и образованным, а таковыми в те времена были преимущественно духовники. Что касается авторства, то подпись тогда никто не ставил. Таковы были этические нормы. Рукопись в списке якобы в XVIII веке обнаружил Мусин-Пушкин, переписал ее и издал. Оригинал списка сгорел, остались только копии.
Из-за распрей между отцом и Изяславом он лишился престола в Галиче и с сестрой (Ярославной), которая вышла замуж за князя Игоря, перебрался в Новгород-Северск. Владимир был образован, принимал участие в походе Игоря.
Так или иначе, «Слово о полку Игореве», автор которого доподлинно не установлен, описывает реальные события: такой поход состоялся в 1185 году. Сочинение было написано между 1185 и 1187 годами.
«Слово о полку Игореве»: YouTube / MyBook
«Слово о полку Игореве»: сюжет и основные темы
Автор «Слова» охватил множество тем. Главный посыл — быть патриотами. Призыв к этому звучит рефреном в тексте. Кроме того, важен следующий круг проблем:
Таким образом, смысл произведения и сейчас не теряет своей актуальности. Современный читатель сможет сделать правильные выводы, извлечь из поэтических строк мудрые мысли и проникнуться идеями автора.
«Слово о полку Игореве»: композиция
Композиционно поэма состоит из вступления, трех основных частей и заключения. Во вступлении упоминается великий сказитель Боян, который славил смелость русских воинов.
Первая часть посвящена походу князя Игоря на половцев. Для него важно утолить свое тщеславие, а все природные знаки князь игнорирует. Первая победа заканчивается шумным пиром. Но повторный натиск половцев отбить не удается.
Во второй части на первый план выходит князь Святослав. Он упрекает Игоря и произносит «золотое слово», обращаясь к другим князьям. В него автор вложил мысли, как защитить Отчизну от набегов врагов, призвал к объединению всех русских княжеств. Только без распрей, междоусобиц и раздоров можно бороться с врагами.
Третья глава начинается с плача Ярославны, который созвучен мыслям и чувствам жен и матерей, потерявших в боях мужей и сыновей. Ярославна просит природу о помощи и добивается цели. Князю удается побег. Игорь возвращается, что приносит радость в русские земли.
«Слово о полку Игореве»: жанр
О жанре этого произведения литературоведы спорят до сих пор. Исследователи называют его и повестью, и поучительной песней.
Согласно канонам современной литературы, его следует называть «эпической поэмой». Оно написано по правилам этого жанра.
«Слово о полку Игореве», краткое содержание которого вам теперь знакомо, пришло к современному читателю из глубины веков, но остается современным. Автор пытался донести мысль о важности любви к родной земле, единства, а также восхищался мужественными воинами.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Полезное
Смотреть что такое «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» в других словарях:
Слово о полку Игореве — – литературный памятник XII в., одно из самых значительных в художественном отношении произведений древнерусской литературы. С момента своего открытия С. находится в центре внимания русской филологической науки, ему посвящена обширная… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Слово о полку Игореве — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» лир. эпическая поэма, замечательный памятник художественной литературы древней Руси (XIIв.). «С. о п. И.» было открыто в составе рукописного сборника, найденного в Ярославском Спасском монастыре А.И.Мусиным Пушкиным в 1795 … Литературная энциклопедия
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы кон. 12 в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 (см. ПОХОД ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА). Частный эпизод русско половецких войн претворен в событие общерусского… … Энциклопедический словарь
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ — памятник древнерусской литературы кон. 12 в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. Частный эпизод русско половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее… … Большой Энциклопедический словарь
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ — памятник древнерусской литературы конца 12 в. В основе сюжета неудачный поход на половцев Игоря Святославича в 1185. Частный эпизод русско половецких войн претворён в событие общерусского масштаба, основная идея которого призыв к князьям прекрат … Русская история
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ — (конец 12 в.), древнерусское лироэпическое произведение (в ритмизованной прозе). Повествуя и размышляя о трагическом Половецком походе Игоря Святославича 1185, автор современник, скорбя о погибших и полоненных, осуждая междоусобицы и честь лишь… … Современная энциклопедия
“Слово о полку Игореве” — СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (конец 12 в.), древнерусское лироэпическое произведение (в ритмизованной прозе). Повествуя и размышляя о трагическом Половецком походе Игоря Святославича 1185, автор–современник, скорбя о погибших и полоненных, осуждая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Слово о полку Игореве — Титульный лист первого издания (1 … Википедия
Слово о полку Игореве — («Слово о полку Игореве»,) памятник древнерусской литературы конца 12 в. Написан неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича (См. Игорь Святославич), князя новгород северского, на половцев в 1185 под свежим впечатлением… … Большая советская энциклопедия
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — древнерус. лит. памятник. По мнению большинства ученых, создан не позже 1187. Поэтически описывает неудачный поход 1185 в Половецкую степь новгород северского кн. Игоря Святославича. В историко фактологич. отношении и в поэтич. интерпретации… … Советская историческая энциклопедия
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — (С.), памятник древнерусской литературы конца XII в. Написан неизвестным автором; не раз предпринимались попытки отождествить автора с каким либо лицом, известным по другим источникам конца XII начала XIII вв.: Н. Головин считал автором книжника … Литературный энциклопедический словарь
Жанр «Слова о полку Игореве»: к какому жанру относится произведение? Особенности и проблемы жанра
Жанр «Слова о полку Игореве»: особенности и проблемы жанра
«Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д.
Как определяли жанр «Слова» в XIX веке?
Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится «Слово о полку Игореве».
Первый издатель «Слова» М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о «Слове» как об «отрывке поэмы». Историк Ф. И. Буслаев считает «Слово» исторической поэмой с элементами древней мифологии.
Ученый-историк М. А. Максимович называет «Слово» песней:
В самом тексте она называется и песнью, и повестью; и если бы можно было употребить составное из них слово «песноповесть», то это было бы самое близкое и отличительное название сего рода поэмы русской, по ее лирико-эпическому характеру.» («Собрание сочинений М. А. Максимовича», 1880 г.)
Как определяли жанр «Слова» в XX веке?
Среди ученых XX века мнения также разделяются. Так, например, философ А. И. Никифоров считает «Слово» былиной. Литературовед И. П. Еремин называет «Слово» «произведением ораторского искусства».
Филолог А. А. Назаревский называет «Слово» произведением многожанровым:
«. является произведением многожанровым, гармонично и творчески соединяющим в себе художественные, стилистические особенности различных литературных жанров. «
«. ограниченность повествовательного элемента преобладание лирико-драматического начала над эпическим. «
Современный взгляд на жанр «Слова о полку Игореве»
Большинство современных ученых придерживаются точки зрения Д. С. Лихачева. Лихачев творил в XX веке, но его гипотезы актуальны и по сей день.
Вот что пишет Д. С. Лихачев о жанре «Слова о полку Игореве «:
«. «Слово» очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи и славы очень часто упоминаются в летописях XII—XIII веков. «Слово» близко к ним и по своей форме и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава. Народная поэзия не допускает смешения жанров. «Слово» — произведение книжное, но близкое к этим жанрам народной поэзии. Это, по-видимому, особый род книжной поэзии, может быть еще не успевший окончательно сложиться. » (Д. С. Лихачев ««Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы»)
«. В результате поисков новых жанров в русской литературе и, по-видимому, в фольклоре появляется много новых произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь из прочно сложившихся традиционных жанров. Эти произведения стоят как бы вне их. «
«. для XI—XIII вв. характерно, что многие более или менее талантливые произведения отличаются младенческой неопределенностью форм. Неясность жанровой принадлежности «Слова» — явление как раз этого порядка, типичное для литературы XI—XIII вв. « (Д.С. Лихачёв «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы»)