слово жертвенник что означает

ЖЕРТВЕННИК

Ж. как специальное устройство для принесения жертвы

[евр. слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает; греч. θυσιαστήριον; лат. altare] представляет собой известный с древнейших времен один из самых универсальных предметов для совершения богослужения представителями различных конфессий.

В языческих культах

Ж. могли быть как переносными, так и встроенными в храмовые комплексы, которые считались жилищем того или иного божества. Кроме того, Ж. сооружались в домах, рядом с гробницами, в общественных местах (на рынках и т. п.). Для греко-римской культуры характерны посвятительные надписи на Ж. (подробнее о Ж. в языческих культах см. в статьях о языческих религиях).

В Свящ. Писании

слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает

Жертвоприношение. Рельеф кивория в соборе Сан-Марко в Венеции. VI в.

Жертвоприношение. Рельеф кивория в соборе Сан-Марко в Венеции. VI в.

В скинии и затем в Иерусалимском храме были 2 Ж. Один, стоявший внутри скинии и служивший для приношения курений, был сделан из дерева и обложен вокруг золотом (Исх 30. 1-5; 39. 38); другой, стоявший во дворе скинии Ж. всесожжения, был также сделан из дерева, но обложен медью (Исх 27. 1-6; 38. 30; 39. 39). Медным был Ж. всесожжения в храме Соломона (3 Цар 8. 64; 2 Пар 4. 1). После дарования закона на Синае Ж. вне скинии должны были сооружаться только из земли или необработанных камней (Исх 20. 24-26). Этот запрет объясняется по-разному: стремлением избежать нанесения на камни изображений или символов как в ханаанских культах; стремлением возводить Ж. из Богом данных материалов, к-рых не касалась рука человека; стремлением подчеркнуть значимость искусно сделанного Ж. скинии на фоне простых и безыскусных, отдельно стоящих Ж.; согласно Мишне, Ж. должен продлевать жизнь человека, тогда как железо несет угрозу жизни (Мишна Миддот 3. 4). Исх 20. 24 обещает присутствие Божие в том месте, где будет находиться Ж.

слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает

Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг.

Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг.

Лев 17. 1-9 запрещает приносить жертвоприношения где-либо, кроме Ж. скинии. Централизация ветхозаветного богослужения утверждается и во Втор 12, хотя на протяжении допленной истории евреи уклонялись в идолопоклонство, к-рое сопровождалось возведением Ж. языческим богам (Числ 25. 1-3; 3 Цар 11. 5-8; 12. 32-33; 16. 32; 4 Цар 17. 9-12; 23. 13; 2 Пар 28. 22-25; 33. 3-5, 15). В царствование Давида и Соломона отдельно стоящие Ж. вне Иерусалима ассоциировались с проявлениями язычества. Ж., построенный Соломоном, был гораздо больше, чем предыдущие (2 Пар 4. 1). Однако, несмотря на размеры, этот Ж. все равно оказался мал для всесожжений (3 Цар 8. 64; 2 Пар 7. 7).

Ж., как у евреев, так и у др. народов Палестины, часто имели «роги». Исследователями было предложено множество интерпретаций этого элемента. Так, «роги» могли символизировать рога жертвенного животного, быть реликтом культа быка, служить практическим целям (к ним привязывалось жертвенное животное или к ним крепились кадильницы), являться границей священного пространства Ж., служить символом божественной силы, а потому прикосновение к ним давало убежище и защиту (3 Цар 1. 50-51; 2. 28-29; Исх 21. 13-14). «Роги» языческих Ж. должны были сокрушаться (Ам 3. 14). Ж. скинии и храма освящались через помазание миром и считались «великой святыней» (ср.: Исх 30. 27-29), к к-рой могли прикасаться только помазанные священники (см. также в статьях Ветхозаветное богослужение, Высоты).

После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. в раввинистической традиции возникла идея о том, что в отсутствие храмового богослужения Ж. для благочестивых иудеев стал служить домашний стол, за к-рым совершается торжественная иудейская трапеза (Тосефта Сота 15. 11 и др.).

В христианском богослужении

Лит.: Reisch E. Altar // Pauly, Wissowa. Bd. 1. Sp. 1640-1691; Ziehen L. Altar // RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 310-329; Daniel S. Recherches sur le vocabulaire du culte dans la Septante. P., 1966; Milgrom J. Studies in Cultic Theology and Terminology. Leiden, 1983; Dohmen C. слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает// ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 787-801; Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel. Winona Lake (Ind.), 1985; Haak R. Altars // ABD. Vol. 1. P. 162-167; Averbeck R. E. слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает// NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 888-908.

Изображения

слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает

Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г.

Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г.

Лит.: Klihm H. Die bildliche Darstellungen des Altars im Mittelalter: Diss. Münch.; Würzburg, 1941.

Источник

Значение слова «жертвенник»

слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означает

1. Особое место, особый стол или очаг, на котором приносились жертвы божеству. Во мгле языческой дубравы В года забытой старины, Когда-то жертвенник кровавый Дымился божеству войны. Лермонтов, Олег.

2. Церк. Стол в левой стороне алтаря православной церкви для совершения некоторых обрядов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЖЕ’РТВЕННИК, а, м. 1. Возвышенное место, на к-ром приносились языческие жертвы (истор. и поэт.). Пусть ж. разбит — огонь еще пылает. Ндсн. 2. Стол в алтаре православной церкви, на к-ром совершается обряд проскомидии во время литургии (церк.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

же́ртвенник

1. истор. религ. особое место, стол или очаг, на котором приносились жертвы божеству ◆ И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принёс во всесожжение на жертвеннике. «Быт. 8.20»

2. религ. столик в северной части алтаря православной церкви, на котором приготовляются Святые Дары для совершения таинства

Делаем Карту слов лучше вместе

слово жертвенник что означает. Смотреть фото слово жертвенник что означает. Смотреть картинку слово жертвенник что означает. Картинка про слово жертвенник что означает. Фото слово жертвенник что означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: процессия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ЖЕРТВЕННИК (ALTAR)

Жертвенник в наибольшей степени выражает библейский образ богослужения и религиозной преданности. Не будет преувеличением сказать, что в ветхозаветном поклонении возведение жертвенников или паломничество к ним для принесения жертв служат самым очевидным проявлением преданности истинному Богу.

В истории богослужений Израиля возобладала тенденция к поклонению с одним жертвенником в одном месте: в главном святилище иерусалимского храма ( 2Цар. 24:18–25 ; 1Пар. 21:18–30 ). В Библии говорится, что такие жертвенники, как устроенный в Вефиле ( 3Цар. 12:33 ) или в других святых местах, обрекаются на разрушение ( 3Цар. 13:1–3 ; 4Цар. 23:15 ). Поэтому нет ничего удивительного, что в библейском тексте упоминания о жертвенниках во множественном числе почти равнозначны осуждению языческого влияния и часто сопровождаются словами, связанными с разрушением. Жертвенники могли ставить Авраам, Иисус Навин, Давид или Соломон, но это всегда были «жертвенники Господу», посвященные поклонению только Ему. В этом смысле жертвенник представляет собой средоточие жизни в заветных отношениях. Авраам воздвиг несколько жертвенников в местах, где он «призывал имя Господа» и ставил вехи земли обетованной, однако именно установление главного святилища определило центр Израиля на его святом пространстве. Другие святилища с их жертвенниками, другие святые места и древние традиции, претендовавшие на положение «центра», были явно или неявно обречены на исчезновение и, в конечном счете, сохраниться не могли.

Слово «жертвенник» в Библии подразумевает несколько значений, но основное из них – место убоя, жертвоприношения с пролитием крови. На еврейском языке «жертвенник» (mizbeah) происходит от слова «убой» (zabah). В то же время, в Библии показаны жертвенники, на которых совершались иного рода приношения. Помимо главного жертвенника во дворе, было еще два в святилище храма: золотой жертвенник для приношения курений, которые символизировали молитвы народа, возносившиеся к Господу, и стол для постоянно хранившихся на нем «хлебов предложения». Но эти жертвенники и совершавшиеся на них приношения играли второстепенную роль по своему значению и расположению.

Служение у жертвенника совершали священники, которым помогали левиты. В качестве святых представителей Израиля они отвечали за сохранность жертвенника и относящихся к нему предметов и следили за соблюдением чистоты и священного порядка жертвоприношений. Приношения на жертвенник передавались израильской семьей ее главе мужского пола, а затем священнику и Богу.

Израильтяне со своими приношениями «восходили» к жертвеннику или становились «пред» ним, но псалмопевец пишет также, что они могли с радостным благодарением «обходить» жертвенник ( Пс. 25:6 ). Образ «восхождения» особенно ясно выражает идеальную картину приближения к жертвеннику. Учитывая пространственную ориентацию Библии, мы не можем себе представить, чтобы для принесения жертвы надо было «спускаться» (как в случае с подземными божествами) или чтобы надо было «спускаться» по пути в Иерусалим. Устроение жертвенников требовало, чтобы взгляд устремлялся вверх. Оно соответствовало храмам древнего Ближнего Востока, которые строились на высотах, например, на горе Сион для Яхве или на мифической горе Цафон для Ваала. Строились ли они высотой в пять футов или на возвышающемся помосте, жертвенники были местами богослужений, направленных вверх, к небу. В видении Иезекииля высота устроенного уступами жертвенника достигает одиннадцати локтей или примерно девятнадцати футов ( Иез. 43:17 ). С восточной стороны расположены ступени, поэтому человек, приносящий жертву, движется с востока на запад, как будто входя во врата Едема (см. АДАМ, САД). Главное назначение жертвенника – принесение жертвы с пролитием крови. В Ветхом Завете жертвоприношение заключалось либо в окроплении жертвенника кровью животных, либо в помазании ею рогов, и ежедневные приношения агнцев и голубей продолжались вплоть до новозаветных времен.

Первый упомянутый в Ветхом Завете жертвенник был устроен Ноем, когда отступили воды потопа (хотя первое приношение Богу сделали Каин и Авель, Быт. 4:3–4 ). На нем Ной принес жертву всесожжения ( Быт. 8:20 ), и Бог, Которому эта жертва была благоугодна, заключил с Ноем завет, дав ему и его потомкам право есть плоть животных. С этого времени употребление в пищу мяса и заключение заветов почти всегда связывается с жертвенниками. Завет между Господом и израильтянами вступил в силу, когда Моисей окропил кровью жертвенник и народ ( Исх. 24:4–8 ), и в дальнейшем завет между Господом и Израилем подтверждался приношениями на Его жертвеннике.

До централизации богослужений в иерусалимском храме было множество местных жертвенников. Они делались из земли или из тесаных камней в противоположность золотым идолам других народов ( Исх.20:23–25 ). Вполне вероятно, что каждое убитое животное приносилось в жертву на каком-то жертвеннике. Позднее, когда жертвоприношения ограничились только иерусалимским храмом, его жертвенник для всесожжений стал средоточием богослужений израильтян. Покрытый медью жертвенник из дерева ситтим, описанный в Исходе, и более крупные жертвенники, воздвигнутые позднее, были местами совершения важнейших обрядов в израильском богослужении: всесожжений по утрам и вечерам, а также принесений жертвы за грех или за вину, удалявшей нечистоту и заглаживавшей вину за греховные поступки. С разрушением храма и утерей жертвенника для приношений совершение значительной части израильского богослужения стало невозможным.

Помимо жертвоприношений, связанных с пролитием крови, у жертвенника было еще несколько функций:

Памятник. В Бытии часто возводились памятники в местах общения с Богом. Авраам и Исаак поставили жертвенники в память о встречах с Богом ( Быт. 12:8, 26:25 ). В книге Иисуса Навина сыны Рувимомы соорудили жертвенник, не предназначенный для принесения жертв, как символ единства Израиля ( Нав. 22:21–29 ).

Трапеза Господня. О жертвеннике как о столе для трапезы Господней ясно упоминается всего в нескольких местах, но это может просто-напросто означать, что такое понимание было широко распространенным. В Иез. 41:22 жертвенник называется «трапезой, которая пред Господом». Тот же образ повторяется в Мал. 1:7 : «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». В том же смысле можно понимать результат жертвоприношения Ноя Господу на вновь построенном жертвеннике: «И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт. 8:21 ).

Новозаветное понимание. В Новом Завете жертвенник остался местом жертвоприношений, но характер жертв резко изменился. Когда Иисус младенцем был приведен в храм для посвящения Господу, были принесены в жертву «две горлицы или два птенца голубиных» ( Лк. 2:24 ), однако в дальнейших рассказах Нового Завета жертвенник предстает местом жертвоприношений совершенно иного рода. О жертвеннике и о Святом-святых в святилище Иисус говорит как о двух основных частях святого места, подвергшегося осквернению. В центре Его внимания стоит кровь не приносимых в жертву по закону животных, а мучеников, жертвы которых предвосхищали Его собственную, «от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» ( Лк. 11:51 ; Мф. 23:35 ). В Откровении в жертву опять же приносятся свидетели-страдальцы, а не жертвенные животные. Души мучеников, «убиенных за слово Божие», взывают из-под жертвенника ( Откр. 6:9 ). Но в новом Иерусалиме как будто бы нет жертвенника, как нет и храма, ибо на престоле восседает Агнец и нужды для места жертвоприношений нет.

В Послании к евреям с жертвенником отождествляется Сам Иисус, и Его единственная жертва противопоставляется много раз повторявшимся приношениям на прежних жертвенниках: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). В этом стихе наивысшей точки достигает тенденция Нового Завета к слиянию всех образов жертвоприношений в одном – Иисусе, Который есть Первосвященник, жертвенный Агнец и, в данном случае, еще и Жертвенник. В качестве Жертвенника, Священника и Жертвы Иисус объединяет все образы, связанные с библейскими жертвенниками. Он становится символом нового завета, местом принесения жертвы и местом убежища.

См. также: ЖЕРТВА, ПОКЛОНЕНИЕ, СТОЛ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Жертвенник

Словом «Ж.» ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах — «место, где совершаются жертвоприношения». Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20); возм., что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (см. Жертва) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р. Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого см. Храма, любого места отправления культа (см. Дубрава см. Высота), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., к-рые они воздвигали (см. Быт 12:7 и след.; 13:18; 26:25; 35:1). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (см. Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28:18 и далее — в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось.

II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ

А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ

Каменные и земляные жертвенники являются первонач. формой Ж. Земляной Ж. представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд 6:20; 13:19; 1Цар 6:14; 14:33). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в к-рые, вероятно, помещали приношения. Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в ст. 25 (Втор 27:5 и след.; Нав 8:31 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх 20:26). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. — по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии (Исх 27:2). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. (Ам 3:14). У израильтян действовало установление, согл. к-рому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21:13 и след.; 3Цар 1:50; 2:28).

Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ

Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее — в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27:1 и след.), к-рый предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. — 3 локтя (локоть «по прежней мере» = 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на к-рую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены).

В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯ

Таковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидет-ва их существования с очень древних времен. Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку. Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр., 7 х 9). В железном веке она расширяется до 20 х 30 см. Подобные Ж. находят и в жилищах. Однако, в соотв. с Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит. правом священников, потомков Аарона. В 3Цар 7:48 упоминается обшитый золотом Ж. (курения), предназнач. для храма, в то время как проект Иезекииля (Иез 43) его не предусматривал. Подобный Ж. курения для скинии должен был иметь в выс. 2 локтя, и по одному локтю в дл. и в шир. Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом. Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения. Раз в год для очищения Ж. его роги следовало смазывать кровью очистит. жертвы (Втор 30:1-10). Соломон также распорядился установить в храме Ж. курения перед Святое Святых (3Цар 6:22; Ис 6:6). Согл. Лк 1:11, такой Ж. был и в храме Ирода.

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

НЗ о Ж. говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35; 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ (Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9; 8:3,5 и др.). Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем. и окончат. жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27; в ст. 12 и след. определенно говорится об упразднении Ж.), речь уже не идет о собственно Ж. Ср. также с Ж. Зевса в Пергаме.

Источник

Значение слова жертвенник

Словарь Ушакова

ж е ртвенник, жертвенника, муж.

2. Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во время литургии (церк.).

Архитектурный словарь

Примыкающее с севера к основному алтарному (1) объему помещение, в котором совершается начало литургии.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол – срачицу, индитию, покрывало. В древности жертвенник устраивался в особом, отдельном от алтаря, помещении – в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, крест с Распятием. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Евхаристии, присутствуют мощи святых, Евангелие и крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и находятся священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.

Энциклопедия иудаизма

О Ж. сказано в книге Исход (XX, 21-22) : «Ж. из земли сделай Мне. Если же Ж. из камней делать будешь Мне, то не закладывай их тесаными, ибо если ты замахнулся на них теслом твоим, ты осквернил его».

Место Ж. постоянно, и он вовеки не подлежит перемещению. По преданию, Ж. Давида и Соломона (Шломо) построен на том же месте, на котором стоял Ж., возведенный Авраамом для принесения в жертву Ицхака. Согласно тому же преданию, Hoax построил здесь Ж., выйдя из ковчега. Здесь же приносили жертвы Каин и Авель; здесь же принес жертву Адам, и здесь же был он сотворен.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православный энциклопедический словарь

специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

стол, находящийся в церкви слева от престола и составляющий часть церковной утвари. На нем совершается проскомидия. Так же он назывался левый придел храма, где иподиакон омывал церковные сосуды.

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

в древности он был предназначен исключительно для принесения жертв Богу. Впервые Священное Писание упоминает о жертвеннике по выходе Ноя их своего ковчега. В основном жертвенники, упоминавшиеся в Ветхом Завете, были устроены очень просто. Например, Иаков принес жертву в Вефиле на простом камне, который ночью служил ему изголовьем (Бытие, 28, 18). Современный жертвенник в Православной церкви очень похож на обычный стол. На нем совершается проскомидия, то есть приготавливается жертва евхаристии: вино и хлеб. Жертвенник находится по левую сторону от горнего места у северной стены алтаря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *