Слово жизни церковь что это такое
Что несет «Слово жизни»?
[1] [2] [3]
«Мы не оказываем никакого влияния на общество. Если мир никогда не обвинял нас в безумии, то он и не говорил, что Бог обитает среди нас. Скорее всего, он даже не подозревает о нашем существовании!» (К.Е.Хейгин) [1,с.164].
Ц ерковь «Слово Жизни» — протестантская неопятидесятническая организация. Под этим именем также известно международное объединение неопятидесятнических общин, иначе — «Движение веры». Это движение возникло в США в первой половине 20 века, его родоначальником стал Кеннет Е.Хейгин, а центром — Библейский центр обучения «РЕМА» в г.Талса, штат Оклахома, являющийся распространителем протестантстких идей. Еще одно название «Движения веры» — «Теология процветания», что объясняется особенностями его вероучения. Согласно этому учению, истинный христианин должен процветать и преуспевать в земной жизни, это служит свидетельством его веры и «спасения», овладения законами духовного мира. В «Движении веры», одной из самых известных и крупных частей которого является церковь «Слово Жизни», отсутствует жесткая структура, но внутри поместных организаций контроль достаточно силен. Местные церкви имеют различные названия, что затрудняет выявление их принадлежности к «Движению веры», и поддерживают между собою связи, обмениваясь проповедниками и пасторами.
Основателем «Слова Жизни» является шведский проповедник, теолог Ульф Экман (род. в 1950 г.). Он окончил центр «РЕМА» в США в 1983 г. Покинул лоно Лютеранской церкви Швеции и основал поместную неопятидесятническую церковь и «Библейскую школу» в г.Уппсала. По словам самого Экмана, «все началось с жажды верующих получить больше силы, больше сверхъестественных проявлений и увидеть больше чудес и знамений» [2,с.57]. С 1989 г. эта организация активно занялась миссионерской деятельностью, основав более 700 поместных церквей в России и Восточной Европе. Для этого за 4 года «в евангелизацию России было вложено 40 миллионов крон» [2,с.128].
В Донецке поместная церковь «Слово Жизни» появилась 1 мая 1990 г., на сегодняшний день число ее членов — около 4 тысяч человек. Руководит ею Леонид Николаевич Падун (род. в 1960 г.). В 1991-92 гг. он прошел обучение в «Библейском центре» г.Уппсала, после чего решил открыть подобное учебное заведение в Украине. Так в 1993 г. в Донецке появился Библейский институт «Слово Жизни». Обучение в нем длится 2 года. На 1-2 курсах изучаются такие предметы, как «Всепобеждающая вера», «Исцеление», «Божий взгляд на деньги», «Характер Бога», «Демонология», «Молитва и ведение духовной войны», «Здоровый образ жизни» и др., существует факультет подготовки служителей детям и журналистики. В 1993 г. образовалось всеукраинское объединение церквей — Украинская Христианская Евангельская Церковь, а в 1996 г. — миссия «Слово Жизни». Организация довольно активно проповедует свое учение, издается газета, на Первом национальном канале выходит передача.
«Слово Жизни» причисляет себя к пятидесятникам-протестантам, однако у них не так уж много общего, это, скорее, неопятидесятническая организация. Напомним, что пятидесятники — течение в протестантизме, возникшее в начале 20 века в США и получившее название в честь дня Пятидесятницы, когда в Иерусалиме на апостолов сошел Святой Дух и они заговорили на иных языках (Деян.2:1-4). Термин «неопятидесятники» (харизматы) относится к течениям, вышедшим из пятидесятничества; хотя они сохраняют в основе своей черты учения, но многие доктрины трактуют по-иному. На первый план в этом движении выдвигается учение о харизме, практика духовных даров [3,с.359].
Четко сложившегося богословия у «Слова Жизни» нет, можно сказать, что точек зрения столько, сколько учителей и проповедников. Основным источником вероучения признается только Библия, однако ее толкование зависит от конкретного пастора, кроме того, считается, что понимать Писание верно могут лишь те, кто получил «просвещение Духом Святым» [4,с.12]. Проповедники стараются издать книги, брошюры, аудио- и видеокассеты, где излагают свою точку зрения по тем или иным вопросам и делятся опытом. Доходы от продажи этих пособий идут на развитие церквей. «Слово Жизни» стремится максимально охватить все стороны жизни верующих. Первичная их ячейка — «домашние церкви», т.е. небольшие собрания на квартирах верующих, где общение происходит в непринужденной обстановке. Одни сутки в месяц в домашней группе отводятся для поста — строгого воздержания от пищи и молитв. В отличие от аскетического Православного поста, здесь ставится целью молитвенное взывание к Богу о разных нуждах, например, строительстве здания или «евангелизации» города [5,с.52]. По воскресным дням проводятся более торжественные молитвенные собрания, где участвует «группа прославления» — молодежь, играющая на музыкальных инструментах и распевающая песни религиозного содержания, затем следует совместная молитва и проповедь пастора [2,с.102;5,с.40,50]. Есть и праздники — Пасха, Рождество, Праздник урожая и др. «Слово Жизни» активно занимается благотворительностью, создавая приюты, реабилитационные центры для алкоголиков и наркозависимых, работает с детьми и молодежью, организуя летние лагеря. Как правило, именно проходящие реабилитацию в их центрах или отдыхающие в детских лагерях становятся аудиторией для проповедников. Вхождение в организацию приводит к замкнутости, оторванности от внешнего мира, с помощью музыки, книг и проповедей у человека формируется особый сленг, интересы сосредотачиваются только вокруг «церкви». Это позволяет отнести «Слово Жизни» к разряду религиозных организаций деструктивного характера, пагубно влияющих на личность человека, его психо-эмоциональное состояние. Напомним, что, согласно определениям ученых-сектоведов, термин «деструктивный культ» относится к группе, «учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни». [6].
Еще одно существенное свойство этой религиозной организации, роднящее ее с пятидесятническим движением в целом, — «говорение на языках», которое «Слово Жизни» считает одним из главных свидетельств «крещения Святым Духом». При этом они ссылаются на книгу Деяний Апостольских, где описано, как в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух и они стали говорить языками, которых не знали (Деян.2:4) [11,с.3-4,12]. Однако здесь есть несколько важных моментов, которые «Слово Жизни» упускает из виду. Во-первых, дар говорения был дан Богом апостолам для проповеди Евангелия другим народам, так, чтобы простые рыбаки, не знавшие иных наречий, могли общаться с каждым на его родном языке без переводчика и проповедовать по всему миру. При этом «говорение», описанное в Деяниях, не было бессмысленным набором звуков, а именно р е ч ь ю, так что каждый понимал Апостолов (Деян.2:6,11). Как говорит в своей книге известный миссионер диакон А.Кураев, было бы удивительно, если бы протестанты могли обратиться к жителям той или иной страны непосредственно на их родном языке, однако они, имея такой «дар», все же вынуждены прибегать к услугам переводчиков. [12]. Конечно, в первенствующей Церкви дар говорения присутствовал, но апостол Павел пишет в своем послании, что дар этот давался не каждому (1Кор.12:10,28-30) и при говорении на языках, не всегда понятном для окружающих, нужен некто изъясняющий, чтобы собрания не уподобились сборищу безумцев или бесноватых (1Кор.14:23,27-28). Также он говорит, что со временем «пророчества умолкнут и языки прекратятся», т.е. этот дар был временным (1Кор.13:8). Таким образом, можно сказать, что говорение на языках (глоссолалия) действительно имело место в ранней Церкви, однако служило для вполне конкретной цели — проповеди Евангелия и явления его силы, а не просто свидетельствовало о «присутствии Святого Духа» как некий магический символ. Да и говорение в современных общинах скорее похоже на поток звуков, из которого невозможно выделить ничего осмысленного [3,с.355]. Идеолог движения «Слово Жизни» пишет, что «видевшие ту молитву могли подумать, что происходит что-то ненормальное, но какая разница, что думают так называемые «разумные» люди» [2,с.88]. Немаловажен и тот факт, что в Православии дары Святого Духа подаются человеку только в Таинстве Миропомазания, следующем за Крещением, а не в момент обращения к вере: «В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается человеку как дар Христа, дар Его жизни… возвращает человеку утраченные еще в раю духовные дарования» [13, с.64].
Секта «Слово жизни», или всё же не секта?
Секта «Слово жизни» — таким заголовком обычно пугают нас предостерегающие статьи.
Так уже повелось, что слово «секта» в русской культуре несёт исключительно негативный окрас. Подчас достаточно одного этого термина, чтобы с религиозной организацией «всё сразу стало ясно».
А что нам действительно ясно? Знаем ли мы, о чём говорим, когда стремимся судить церковь «Слово жизни»? Да и секта или нет это движение?
Начнём с главного вопроса. Так уж повелось, что когда дело касается сект, ересей или иноверцев, православный человек в первую очередь черпает информацию в лоне своей традиции. Эта информация не всегда объективна, так как знать предмет снаружи не то же самое, что знать его изнутри.
Хороший пример — ересиологи, которые описывали в первые века различные христианские ереси. Это было предвзятое, часто необъективное и порой ошибочное мнение.
Потому нам и сегодня нужно с осторожностью ознакамливаться с оценками чужих религиозных традиций, а лучше всего — делать это из первых рук.
Что же такое секта?
Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» даёт определение:
«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».
Затем он описывает процесс становления секты:
«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».
Отсюда вывод: секта — это закрытая организация, которая противопоставляет себя той религии, от которой откололась. Секта — это группа людей, где ересь возведена в официальную догматику. Чтобы организацию признали сектой, она должна быть признана таковой на государственном уровне.
Кристиан Окерхиельм — нынешний лидер церкви «Слово жизни»
Само собой, частное мнение людей, неосторожно называющих себя сектоведами, не может быть официальной причиной для признания религиозной группы сектой.
«Слово жизни» правильно называть церковью или религиозным движением. Оно автономно и существует в рамках харизматической традиции.
То есть реализую своё право на собственное осмысление Священного Писания. Технически это всё то же христианство, просто оно не православное и не католическое, а харизматическое.
Что же такое «Движение веры»? «Движение веры» — объединение протестантских церквей, имеющих общую идеологию. В этой группе состоят как отдельные общины, так и союзы общин.
Нечто подобное мы наблюдаем и у харизматов, и это не случайно. Связь этих двух традиций настолько тесная, что вряд ли и сами верующие этих традиций способны провести чёткую грань между ними.
Само собой, сделать это извне просто невозможно. Одни церкви проникают в другие, смешиваются, образуют единое догматическое поле, а отсутствие общей иерархии мешает как-то упорядочить всё происходящее.
«Слово жизни» удобно классифицировать как пятидесятников. Но, есть ещё немало других терминов, которые уместно «примерить» на «Слово жизни»:
Но мы должны понимать, что всё это — лишь способ называть явление, которое мы можем, в сущности, назвать, как угодно.
Жизнь в любом случае динамичнее и непредсказуемее словаря, так что ожидать, что отдельная поместная община «Слова жизни» аккурат отвечает довольно условным рамкам религоведческих определений, не стоит.
Правильнее всего сказать, что «Слово жизни» — где-то рядом с этими терминами. Частично оно чему-то отвечает, частично — противоречит. Оттого всегда будет некоторая неопределённость.
«Слово Жизни» основал пастор Ульфом Экманом, ныне ей руководит Кристиан Окерхиельм, есть представительство в Москве и официальный сайт.
Ассоциация входит в «Российский объединённый союз христиан веры евангельской»
Шведский пастор Ульф Экман был убеждённым протестантом и служил в Шведской Церкви. Но его всё больше одолевало желание, что-либо изменить в христианстве. И это не слепая жажда перемен, а объективная реакция на разобщённость членов Церкви Христа.
Верующие начинали, как единое целое, но пришли к десяткам направлений христианского учения.
О своих мыслях Ульф Экман рассказывает так:
«Бог говорит мне также сильно о единстве, как раньше Он говорил мне о вере. С секуляризмом и исламом, захватившими Европу, призывов к возрождению недостаточно. В наше время нужно сильное, эффективное единство, включая исторические церкви».
В 1983 году он решается на грандиозную перемену — бросает одну церковь и основывает другую — то самое «Слово Жизни». Плюс к ней он создал «Библейскую школу».
Новый взгляд на христианство получил достаточный резонанс по всему миру.
Он же учредил церковь «Слово жизни» в Москве. Подробнее о её деятельности можно узнать, посетив официальный сайт. Кстати, все эти церкви в России объединены под названием «Ассоциация церквей христиан веры евангельской «Церкви веры».
Ассоциация входит в «Российский объединённый союз христиан веры евангельской».
Но вернёмся к истории. В 2014 году Ульф Экман внезапно решился на ещё одну перемену и ушёл в католицизм.
Его преемник Роберт Эк сказал, что на учении «Слова жизни» это событие никак не отразится. Но сам он не задержался во главе движения, ибо его отлучили за связь вне брака и намерение развестись. Нынешний лидер «Слова жизни» — Кристиан Окерхиельм. Он так прокомментировал решение об отлучении Роберта Эка:
«В связи с выбором Роберта Экка, а также из-за того, что несмотря на все увещевания и обличения, он не покаялся и не обратился, мы сняли Роберта Экка со служения пастора и отлучили его от церкви Слово Жизни. Наша молитва сейчас и в будущем о том, чтобы Бог достиг его сердца обличением, покаянием и благодатью».
Учение «Слова жизни» взято из Библии, они делают упор на общении с Богом и миссионерстве
Церковь «Слово жизни», в отличие от большинства христианских традиций, не стремиться «присвоить» себе Библию и изолироваться от всех прочих христиан. Напротив, главная отличительная черта этого движения — направленность вовне.
«Слово жизни» охотно протягивает руку представителям других конфессий и стремиться со всеми найти общий язык, чтобы объединиться в Учении Христа. Но в то же время это не мешает движению существовать автономно.
Некоторые харизматы, например, остаются в лоне православия или католицизма, не создавая отдельную «церковь». Но «Слово жизни» продолжает занимать нишу в религиозной картине христианства.
Представители церкви «Слова жизни» на обряде крещения. Как можно заметить, они, будучи протестантами, не нуждаются в специально обустроенном храме, иконах и церковной утвари
При этом существенной пропасти между ними, католиками и православными нет. Это всё то же Учение Иисуса, знакомые нам положения, догмы и библейские истории.
Упор на Писание. Будучи протестантами, представители «Слова жизни» отводят особое значение Священному Писанию. Библия для них — безусловный авторитет, так что чем твёрже мы будем опираться на её текст, тем надёжнее будут наши позиции в мире духовном.
Например, выступает против того подавляющего влияния, которое сегодня оказывают на общество сексуальные меньшинства.
Представители церкви «Слово жизни» активно участвуют в жизни общества, организуют фонды, выезжают с помощью в места, где она требуется, организуют религиозные курсы для всех желающих, помогают наркоманам, бездомным, алкоголикам (сами участники движения не пьют), пенсионерам.
Проповедь через развлечения. Важный элемент стратегии церкви «Слово жизни» — различные развлекательные мероприятия. Придумать сценку на религиозную тематику или концерт, подразумевающий раскрытие каких-то библейских идей, — это присуще приверженцам движения «Слово жизни»
Миссионерство. Очень важный пункт — проповедь. Все желающие проходят специальное обучение, чтобы нести в массы идеологию церкви.
Важный элемент стратегии церкви «Слово жизни» — различные развлекательные мероприятия
Важные элементы учения «Слова жизни»:
Казалось бы, чего тут страшного? В чём отличие от православия? Если смотреть в суть, то христиане везде христиане. Разница, как всегда, в деталях и акцентах.
Сложно себе представить, чтобы православные отказались от иерархии духовенства, а потом пошли на рок-концерт, где пели бы песни во славу Иисуса Христа.
Но в «Слове жизни» свой подход. И в Священном Писании они видят в первую очередь указание проповедовать и общаться с Богом, а потом всё остальное. Но это, конечно, ни в коем случае не те различия, которые бы могли создать неодолимый барьер между двумя традициями.
Отзывы о «Слове жизни» противоречивы.
При желании легко найти негативные отзывы о секте «Слово жизни». С одной стороны, их можно найти про любую религиозную традицию, не так ли? С другой — всегда стоит намотать на ус и насторожиться, а то мало ли что.
Например, сайт Архангельской епархии приводит такую статистику:
«О деструктивном характере учения и практики «Движения веры» свидетельствуют исследования российских и зарубежных экспертов, в том числе в области клинической психиатрии.
Так результаты психиатрического обследования последователей неохаризматического движения «Слово Жизни», проведенного в Гетеборге (Швеция) в 1992 г. шведским профессором Яном-Отто Оттосоном, позволяют проследить связь между суицидальным поведением и пребыванием человека в секте.
Среди опрошенных членов «Слова Жизни» у 63% были выявлены мысли о самоубийстве. 23 % всех опрошенных членов секты совершили как минимум одну попытку самоубийства.
Всего в исследовании сообщается о 16-ти известных случаях завершенного самоубийства, в которых связь жертвы суицида с сектой усматривается как решающий фактор».
Но мнение конкурирующей Церкви — это одно, а что говорят сами члены «Слова жизни»?
Автор сайта «Православие.ру» в своей статье пересказывает впечатление некого Дмитрия, по её словам, бывшего члена секты «Слово жизни»:
«Дмитрий, рассказывая мне об особенностях обрядов в «Слове жизни», говорит, что, конечно же, убеждение членов этой секты о действии через них Святого Духа — нелепость. Эмоциональное возбуждение, эйфория не могут быть главными составляющими духовной жизни человека.
Очень многие люди, лояльно относящиеся к сектам, склонны свое терпимое отношение к ним аргументировать тем, что члены этих организаций хорошие люди.
Но, как говорит Дмитрий, только в Православии каждый из нас по-настоящему может измениться, избавиться от своих страстей, греховных привычек и стать хорошим человеком.
Секты часто просто «захватывают» человека всего, он оказывается в неком круговороте новых дел, событий, впечатлений, эмоций.
Появляется или навязывается столько новых занятий, что жить по-старому просто некогда. Вместо греха человеку элементарно предлагается что-то другое, и, действительно, складывается впечатление, что кто-то бросил пить, а кто-то курить.
Но на самом деле человек просто заменил одно пристрастие на другое. Образно выражаясь, один «наркотик» сменил другой».
Можем ли всецело полагаться на этот рассказ? Вряд ли. Ведь члены «Слова жизни» сообщают совсем другое.
О всякой традиции могут отозваться и хорошо, и плохо, нам нужно думать самим
Участница церкви «Слово жизни», которую в материале «Пасторы или хипстеры: как живет протестантская церковь “Слово жизни”» (сайт о городе Самара «Большая деревня») автор называет просто Гуля, рассказывает:
«К богу приводят сложности. У нас в семье двадцать пять лет назад были плохие отношения с мужем, и тогда мне посоветовали сходить в эту церковь — вдруг я смогу найти там утешение. Здесь я начала открыто говорить с Богом, и знаете, церковь и Бог сохранили нашу семью. В конечном итоге даже муж пришел в церковь, потому что увидел, как это меня изменило».
Всегда есть риск столкнуться с предвзятым мнением, так что в отношении подобных организаций православным людям разумно проявлять осторожность и не делать поспешных выводов.
Так или иначе, но все мы — члены Церкви Христовой. Каждый идёт своим путём. Даже если не всем суждено дойти по своей дороге, для нас это не повод устраивать войну друг с другом.
Возвращение из секты «Слово жизни»
Путь к Богу у каждого свой. У многих наших современников он долгий и извилистый. Такой он и у наших героев. Прежде чем прийти к Богу, в Церковь, каждый из них провел какое-то время в секте «Слово жизни». И все-таки, поплутав по дорогам жизненных и духовных исканий, они вновь вернулись в Православную Церковь. На собственном опыте поняв и осознав, что именно в ней та истина, которую ищет и хочет для себя обрести каждый человек.
Горькая эйфория
Истории моих собеседников ‒ Дмитрия и Татьяны – во многом очень разные. Но, тем не менее, попали они в «Слово жизни» схожим образом. Рассказывают, что в тот период, когда пришли в эту организацию, было очень много проблем в жизни, разрешить их не получалось. Дмитрий, совсем еще молодой человек, тогда только вернулся из армии, в новой послеармейской жизни все складывалось не очень гладко. Татьяна, у которой уже взрослый сын, в какой-то момент своей жизни рассталась с мужчиной, с которым прожила не один год. Конечно, было трудно. И Татьяна, и Дмитрий были крещены в Православной Церкви, но по-настоящему в Церковь так и не пришли, что-то не сложилось. Хотя, как говорят сами, Бога искали и нуждались в Нем. Татьяна даже молилась сама дома. Рассказывает, что обращалась к Богородице словами молитвы из православного календаря, приобретенного в киоске. Этой молитвы, кстати, потом ей будет очень не хватать в «Слове жизни». Но до храма наши герои так и не дошли. Зато у каждого на работе были сотрудник или сотрудница, которые предложили прийти в «Слово жизни». Предложение показалось интересным. Татьяна тогда попросила свою коллегу купить для нее Библию – слишком много было вопросов, на которые хотелось получить ответы.
– Я даже не очень хорошо понимаю сейчас, почему тогда я не пошла сама в храм и не купила все что мне нужно, – вспоминает Татьяна.
Дмитрий тоже пришел вслед за сотрудником по работе. Каждого из них с приходом в «Слово жизни» что-то насторожило, но новая жизнь захватила, и они мало обращали внимания на собственные сомнения.
Дмитрий не понимал тогда, что попал в секту, ему казалось, что он, искавший Бога, просто обрел то, чего ему не хватало. Татьяна была очень удивлена тем вниманием, которое оказывали ей новые друзья.
– Вы знаете, я там появилась, и все буквально узнали, что есть такая Татьяна. Конечно, такое внимание очень приятно, – вспоминает наша героиня.
В новой жизни было много всего. Собрания по выходным, домашние встречи, миссионерские поездки, походы в больницу, школа лидеров. Эту школу, существующую внутри «Слова жизни», окончил Дмитрий. В этой же школе предлагали поучиться и Татьяне. Ее что-то останавливало, но ее подгоняли, говорили: «Давай, это как раз для тебя». Но Татьяна вдруг почувствовала, что ей все это не нужно.
Татьяна и действительно очень эмоциональный, открытый для общения, располагающий к себе человек. В этом они похожи с Дмитрием. Им обоим очень подходит эпитет «обаятельные». Это человеческое обаяние в «Слове жизни» активно используется для привлечения новых членов. Свидетельство о своей вере становится неотъемлемой частью жизни. Дмитрий вспоминает, как ему было важно привести человека к Богу. В тонкостях на тот момент он не очень хорошо разбирался. Поэтому кого-то отводил в православный храм, кого-то приводил в «Слово жизни» – кто к чему больше склонялся.
Возвращение
Когда православный друг говорил Дмитрию, что он попал в секту, – Дмитрий верить не хотел. Осознание и понимание, что дверью он в своих духовных исканиях ошибся, пришло не сразу. Все разом перевернула книга о преподобном Серафиме Саровском. Смирение, тихая жизнь, излучающая свет подлинности, готовность к самоотречению поразили. Совсем не такие качества были определяющими для членов «Слова жизни». Татьяна, на которую, в свою очередь, произвела огромное впечатление поездка в Дивеевский монастырь (ее она предприняла после операции), вспоминая год, проведенный в «Слове жизни», постоянно говорит:
– Какое там смирение? Там совсем другие качества ценились – стремление к успеху, заметность. Но какое это все имеет отношение к жизни с Богом? – и продолжает: – Это я теперь поняла, что мне на самом-то деле не очень много нужно. С Богом человек без всякой лишней мишуры может быть счастлив.
В ответ на вопрос, что ее больше всего удивило или поразило, когда она вернулась в Православную Церковь, Татьяна снова заводит разговор о человеческой скромности:
– Вы не представляете, как меня поразил наш батюшка. Вместе с молодежным обществом я однажды поехала в трудническую поездку, убираться в заброшенном храме. И мы, когда в этот храм вошли, первым делом принялись о чем-то разговаривать. И вдруг я в сторону смотрю: батюшка наш взял веник, ведро и сам, ничего не говоря, убирает. Вот это у меня было потрясение! В своей прежней жизни я и помыслить не могла, что человек, который является для меня руководителем, может вот так молча, не командуя, начать сам что-то делать.
А тогда, до возвращения в Православную Церковь, Татьяна встретила однажды на улице Дмитрия, который после прочтения книги о святом Серафиме Саровском уже принял решение покинуть «Слово жизни».
– Мы с ним разговорились. Он сказал, что в «Слово жизни» больше не ходит, понял, что это секта. Рассказал, что посещает занятия православного молодежного общества, проводит которые священник. И я тоже с ним захотела ходить, потому что к тому моменту уже чувствовала, что по-старому жить дальше не могу.
И вот тут, как вспоминает Татьяна, был непростой период борьбы. Старое всегда непросто отпускает, а с новым ты еще не очень хорошо познакомился, чтобы заполнить им свою жизнь. Она рассказывает, как просто в слезах молилась тогда и говорила: «Господи, укажи, где же мой путь?!».
А спустя какое-то время, когда все, что связывало со «Словом жизни», осталось в прошлом, был совершен Чин Присоединения к Православной Церкви.
Теперь Дмитрий и Татьяна, оглядываясь назад, понимают, что заблуждались. Татьяна очень переживала первое время из-за того, что потратила немало времени и сил, живя в плену обмана. Но успокаивающими для нее стали слова священника о том, что таким извилистым путем Господь все же привел ее к Себе – и это главное.
Дмитрий, рассказывая мне об особенностях обрядов в «Слове жизни», говорит, что, конечно же, убеждение членов этой секты о действии через них Святого Духа – нелепость. Эмоциональное возбуждение, эйфория не могут быть главными составляющими духовной жизни человека. Очень многие люди, лояльно относящиеся к сектам, склонны свое терпимое отношение к ним аргументировать тем, что члены этих организаций хорошие люди. Но, как говорит Дмитрий, только в Православии каждый из нас по-настоящему может измениться, избавиться от своих страстей, греховных привычек и стать хорошим человеком. Секты часто просто «захватывают» человека всего, он оказывается в неком круговороте новых дел, событий, впечатлений, эмоций. Появляется или навязывается столько новых занятий, что жить по-старому просто некогда. Вместо греха человеку элементарно предлагается что-то другое, и, действительно, складывается впечатление, что кто-то бросил пить, а кто-то курить. Но на самом деле человек просто заменил одно пристрастие на другое. Образно выражаясь, один «наркотик» сменил другой. И только Православие, как уверились теперь наши герои, не угнетая человеческой свободы, дает возможность тихо и спокойно вглядеться в свою душу, очистить ее от всего наносного и начать жить в согласии с Богом и Божьей волей.