Смотри что они сделали с моим мальчиком
Антиобзор GTA: The Trilogy. Посмотри, что они сделали с моим мальчиком
Трилогия ремастеров классических трехмерных Grand Theft Auto стала неожиданностью во всем. Неожиданный анонс, неожиданно скорый релиз, неожиданное… Вот это вот все, что сотрясает ваши новостные ленты уже несколько дней. Как только поднялись серверы Rockstar Game Launcher, мы сразу же отправились досматривать триплет переизданий. Неужели он действительно настолько плох? В целом — да. И все это сигнализирует о не очень хороших переменах.
Совокупно во всех трех играх комплекта GTA: The Trilogy — The Definitive Edition я провел около десяти часов. Не так много, учитывая, что на их прохождение придется потратить минимум 65, но достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы. Казалось бы, впрочем, какие выводы тут вообще еще осталось делать? Все и так очевидно. Да, но не совсем.
В общем, по своему опыту я точно не могу сказать, что комплект представляет собой сборник глитчей, багов и дизайнерских косяков, каким он предстал в видении народных масс. Серьезно, за эти десять часов все три игры баганули или показали на экране какую-то странную шнягу всего несколько раз. Из-за особого статуса классических GTA геймеры досматривали ремастеры особенно дотошно, щедро выставляя напоказ все их косяки и беды. В итоге информационное поле сейчас окутано плотной завесой иллюзии. В рамках плейстеста масштабом в одного игрока вряд ли вы увидите все это непотребство, что завалило медиапространство в последние несколько дней. Но иллюзорной картину делает то, что в реальности есть и кое-что похуже.
35-40 fps на NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti? В разрешении 3440×1440 с включенным DLSS все три игры комплекта выдают просто ужасающую производительность. Они почти не показывают 60 fps; в основном где-то 40, порой проседая до 30. Это вообще как? Топовое дефицитное железо стоимостью превышающей сотню тысяч рублей не может справиться с играми двадцатилетней давности, на которые натянули пачку ретекстуров и новых визуальных эффектов? Да, оно не справляется. Страшно представить, что творится на системах производительностью ниже.
Хуже всего чувствует себя GTA 3 — в ней мне пришлось установить лимитер на значении в 30 fps, потому что счетчик бешено летал между 60 и 30, делая геймплей просто невыносимым. В GTA: Vice City и GTA: San Andreas дела обстоят немногим лучше. Графические настройки, кажется, не влияют вообще ни на что: ситуация одинакова и на минималках, и на ультрах. Кажется смешным и нелепым, что на машине, выжимающей 60 fps из максимальных настроек Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей, тормозят старые Grand Theft Auto. Те, в которые я играл в компьютерном клубе на пузатом ЭЛТ-мониторе и ПК с процессором вроде Pentium 4.
Модели присевших героев в GTA:SA действительно странно плющит, дождь в GTA 3 правда ужасен и делает больно глазам. Но из прочих багов я встретил только один: в сюжетной кат-сцене Томми стал не напротив персонажа, а параллельно ему
В этом свете даже не хочется акцентировать внимание на тех самых графических глитчах и дизайнерских косяках, которые здесь несомненно присутствуют в огромном количестве. Все вот эти странно гнущиеся модельки Си Джея в сидячем режиме и эффект дождя, который застилает весь экран, снижает видимость до нуля и льет прямо сквозь крыши. Это тоже проблема, но в сравнении с катастрофой производительности она кажется уже не такой критической.
Захватите чего-нибудь вкусненького и наслаждайтесь. Примерно так игра работает у коллективного геймера
Также я предлагаю оставить за скобками этого антиобзора любые рассуждения о приемлемости нового визуального стиля, который представляет собой спорную мультяшную стилизацию оригинальных низкополигональных моделей. Лично мне показалось, что в динамике это выглядит гораздо лучше, чем на статичных скриншотах: на них персонажи порой смотрятся действительно уморительно. Хотя в динамике иногда тоже, но в основном — вроде как уместно. Но есть и другие мнения. В любом случае это не так уж и важно на фоне того, что GTA: The Trilogy просто не работает в достаточно комфортном режиме отображения даже на самом современном железе.
На некоторых скриншотах персонажи выглядят не в меру потешно, но в целом обновленный графический стиль не показался мне преступным или кощунственным: в динамике он смотрится пристойно и уместно
Конечно же, нет ни единого процента вероятности, что Rockstar не была в курсе ситуации. Катастрофический запуск нельзя даже списать на неопытных аутсорсеров, ведь супервайзила проект сама Rockstar. Компания прекрасно отдавала себе отчет в том, что выпускает на рынок трещащий по швам продукт, но все равно это сделала. Rockstar прекрасно понимала, как в народе любят ее классические игры, но все равно это сделала! Казалось бы, прямо перед глазами было несколько примеров, что бывает, когда издатели так относятся к народно любимым культовым вещам — те же Warcraft 3: Reforged или Mafia 2: The Definitive Edition. Да, все было очевидно. Но Rockstar все равно это сделала.
Теперь уже неважно, чем руководствовался высший менеджмент компании, давший зеленый свет этому релизу. Скорее всего, дело опять в красивых финансовых отчетах и предновогодней фиксации прибыли. Смешно и страшно становится от того, что не было абсолютно никакой нужды торопиться. GTA 5 по-прежнему несет золотые яйца нескончаемым потоком. Ремастеры могли выйти в следующем году, никто бы не горевал. Если честно, никто бы не горевал, если бы их вообще не было: игроки куда охотнее нырнули бы в полноценные ремейки вроде Mafia: The Definitive Edition от Hangar 13. А это — так, пляска на костях ностальгии и попытка по быстрому монетизировать нежнейшие геймерские чувства и тоску олдов по золотым денькам. К гламурной «позолоте» из обновленного окружения и моделей я привык очень быстро. Уже через пару часов приходится оставаться один на один с безнадежно устаревшим ядром геймплея трехмерных GTA, которое некогда взрывало чарты, но сейчас покрылось плесенью и плохо пахнет.
Давайте признаем, что обновленная графика Вайс-Сити все равно выглядит обалденно — авторы идеально соблюли оригинальный графический стиль. Но все равно к ней быстро привыкаешь: в детстве примерно такой она и казалась
Если честно, я могу объяснить такой релиз не иначе как властным жестом свыше: дескать, можем делать все, что захотим, и нам вообще плевать на ваши разъяренные вопли, господа фанаты. Rockstar ведь знала, какой будет реакция. Но все равно это сделала. Наверняка где-то на важном внутреннем совещании обсуждался вопрос геймерской ярости. Самое высшее звено власти решило, что до этого ему нет никакого дела. Что, меньше станут играть в GTA Online? Или из-за хреновых ремастеров не купят GTA 6? Ой, бросьте. Ну и чего нам об их чувствах думать-то тогда, если финансовых рисков никаких нет?
Впрочем, спринт по три часа геймплея в каждой из частей GTA: The Trilogy все равно обернулся интересным опытом. В рамках одного вечера я застал эволюцию GTA в рамках трех лет — и это просто квантовый скачок. Расстояния, пройденные художественным наполнением и постановкой, нужно измерять световыми годами. GTA 3 — это отражение ее немого болванчика Клода по сравнению с Vice City. Разница чувствуется буквально на кончиках пальцев. San Andreas же стала идеальным концом эволюции, расширив и улучшив не только повествование, но и игровые задачи с механиками. Это напомнило мне о временах, когда подобными галактическими шагами развивалась в целом вся индустрия. Иронично, что в GTA: The Trilogy можно найти идеальное проявление как современного подхода, так и тех времен, когда раньше было лучше. И, на всякий случай, нет: это не значит, будто данный абзац стоит трактовать как рекомендацию к покупке.
Полтора года назад я писал авторскую колонку с названием «Почему вы зря ненавидите Mafia 2: The Definitive Edition». Помните еще этот ремастер, где надкусанные сэндвичи ползали по полу? С ним можно провести высокоточные параллели: там тоже добавили визуальных эффектов и текстур ценой кучи багов и странных зачастую визуальных решений. Однако 2K Games, осознавая плачевность ситуации, выдала его в Steam бесплатно всем, кто владел оригиналом. Даже если купили его по скидке за 70 рублей. В этом я нашел оправдание издателю. В случае с Take-Two и GTA: The Trilogy никаких оправданий нет и быть не может.
Да, пересобирать старые игры сложно: дернешь ниточку в коде — за ней потянется клубок. Порой самых неочевидных последствий. А бюджеты в разработку уже вбуханы огромные, поздно сигналить отмену. Но с культовыми играми так делать нельзя. Никакие визуальные «подсмазки» не стоят таких релизов, которые больше ломают то, что раньше работало. И при этом еще стоят серьезных денег. Впрочем, Rockstar, похоже, можно. Она сама себе разрешила.
Как-то грустно у нас тут получилось. Вспомнить о деньках былой славы в позитивном ключе можно в материале наших друзей из 2х2. Кстати, по ссылке вы найдете целый подкаст о старых и новых GTA, в котором принял участие наш креативный директор Михаил Кольбус.
Релиз GTA: The Trilogy — это праздничный фейерверк в честь новой Rockstar. О том, что внутри компании уже несколько лет идут серьезные перестановки, даже мы сказали немало. Золотая антилопа GTA Online сделала инвесторов жадными до прибыли, а старый добрый метод качества, которого Rockstar придерживалась все эти годы, ее приносит в гораздо меньшем количестве. Press R.