Собороваться что это такое
«Таинство – это не таблетка от всех проблем»: что такое соборование и зачем в нем участвовать?
Сейчас у всех православных верующих особое время – Великий пост, который продлится еще почти две недели. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Что это такое, всем ли верующим надо в нем участвовать и как к нему готовиться, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» клирик Ильинского кафедрального собора г. Архангельска священник Павел Бибин.
– Отец Павел, расскажите пожалуйста, в чем главный смысл таинства соборования?
Павел Бибин: Суть соборования выражена в словах Священного писания из послания Иакова, в которых говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Между прочим, изначальное название этого таинства – елеосвящение, то есть освящение святого елея. А соборованием его стали называть потому, что оно совершается в собрании пресвитеров – старших в церкви.
Соборование совершается тогда, когда церковный человек, кто-то в общине, серьезно заболевает, и человеческих сил для того, чтобы справиться с болезнью, не хватает. И нужно сделать какое-то особое духовное усилие, для чего и собираются семь пресвитеров. Число семь – символ полноты – в данном случае условно: имеется в виду, что собраться должны все священники этой общины и помолиться за человека, жизни которого угрожает опасность.
– И что, это всерьез помогает?
П.Б.: Да, как правило, исцеляет. Тому есть примеры. Даже если собиралось не семь, а один-два пресвитера, но при этом еще и церковная община или даже ее часть – человек исцелялся от серьезных проявлений редких болезней, когда медицина помочь уже не могла – и возможности организма, а иногда и финансы, были исчерпаны.
– Как и когда совершается таинство соборования? Есть ли какие-то общецерковные нормы или принципы, правила?
П.Б.: Оно совершается только в случае крайней необходимости. Но в церковную культуру вошла практика, когда люди стали собороваться постами. Эта традиция достаточно поздняя, она укоренилась к XIX – началу ХХ века.
Люди стали участвовать в главном таинстве – евхаристии, таинстве благодарения – очень редко, всего раз в год. И чтобы чаще чувствовать приобщенность к благодати Божьей, стали стремиться за Великий пост успеть и исповедоваться, и причаститься, и собороваться. И сейчас соборуют в основном постом. Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано.
– То есть собороваться стали просто для профилактики?
П.Б.: В Священном писании есть загадочные слова, что человеку, о котором помолится собрание старейшин церкви, «простится всякое согрешение». И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл.
Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте.
– Мы иногда видим опасливое отношение к соборованию: мол, соборуют перед смертью. Есть ли на самом деле такая связь?
П.Б.: Опять же это такой перевертыш. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьезно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путевку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность еще пожить в общине, а значит – послужить Богу, успеть еще сделать что-то доброе в своей жизни.
Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю все-таки второе.
– Кому нужно и полезно приступать к этому таинству? Уместно ли участие детей?
П.Б.: Полезно приступать к этому таинству всем, но только тогда, как я уже сказал, когда в этом есть крайняя необходимость. Без этого может быть профанация.
Таинство – это все-таки не таблетка от всех проблем, нельзя все время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь. Некоторые говорят: ой, я за пост пять раз соборовалась, такая благодать: читают Писание семь раз, помазывают человека освященным маслом семь раз – как хорошо, какая красота! Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок.
В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния – психологические беседы, из крещения – обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьезные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой.
Взять соборование: человек умирал – и вернулся к жизни. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность – пять раз за месяц на всякий случай.
Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника – «Требник» – заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьез об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой.
– Есть ли обстоятельства, при которых нельзя собороваться?
П.Б.: Без веры во Христа нельзя ни в коем случае. Если есть магическое отношение – ожидание, что все произойдет само собой, если только исполнишь обряд – то не надо собороваться.
– Нужно ли как-то подготовиться, и как это сделать?
П.Б.: Готовиться к соборованию нужно. Человек, ради которого оно совершается, должен все зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него.
Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно – любить свое церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование».
И сегодня есть необходимость в том, чтобы возвращать ему изначальное значение, восстанавливать качество, осмысленность и действенность таинства, что зависит в том числе от отношения и подготовки к нему.
Соборование. Ответы на вопросы
Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна
Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.
Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.
Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов
Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?
Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
Протоиерей Валентин Асмус
Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия
Ответ:
Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов
Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?
Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.
Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.
Как часто можно собороваться?
По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. С уважением, священник Михаил Немнонов.
Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Сергей Федорович
По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».
Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Прот. Олег Кудряков
Общее Соборование: история смещения смысла
В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья.
Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5).
Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи.
Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного
Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного.
В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика.
В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, – факультативно
В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек (естественно, крещенный) без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.
Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний – недопустимо!
Аргументы в пользу того,
что исповедь должна совершаться перед Соборованием
1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием (в случае с Крещением) или совершением таинства Исповеди (во всех остальных случаях). Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; 4: 17).
Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной (здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением – в современности допускаются разные подходы).
Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно (больше года) отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.
2. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования.
«Отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния»
3. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования.
Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди – исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием (или совершается после), то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека.
Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека.
4. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди.
5. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов.
Соборование здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало
Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.
6. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании.
7. Пастырская целесообразность.
Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т.д. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть».
Выводы
Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния.
Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания.
С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад (в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года [29] ), соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве.
[1] Общее Елеосвящение – совершение таинства сразу над несколькими людьми.
[2] Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 80–83.
Далее также будут делаться ссылки на работы преимущественно дореволюционных авторов, поскольку тематика данной статьи рассматривалась в основном именно ими.
[3] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. C. 43.
[4] Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб., 1857. С. 204.
[5] Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. Вып. 14. М., 1897. С. 307–308.
[6] В чинопоследовании исповеди даже в современном Требнике указывается о том, что после исповеди духовник назначает кающемуся «канон», т.е. епитимью.
[7] Goar J. Εὐχολόγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum… P., 1647. – Цит. по: Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89.
[8] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89. В качестве примеров можно привести Оригена (Origenis. In Leviticum homilia II, 4 // PL. B. 12. P. 418–419) и святителя Иоанна Златоуста (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Третья беседа о священстве // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 1. С. 522).
[9] Это происходит, несмотря на не дозволяющие это руководства по совершению Елеосвящения и наставления священноначалия. Одно из последних – постановление Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2012 года, в котором указывается: «Напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании» (Журнал № 130 заседания Священного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года, п. 3 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html.
[10] Из текста «Архиерейской грамоты» священникам. – Цит. по: Архангельский М., протоиерей. О тайне святого елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения от установления сего таинства до издания нынешнего его «Последования», с подробным изъяснением сего последнего. СПб., 1895. С. 83–84.
[11] Коржевский Вадим, иерей. Традиции и заблуждения. Тюмень, 2016. С. 269–270.
[12] В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» указывается: «Больной, принимающий таинство, должен быть приготовленным к принятию его исповедью и затем, по совершении уже Елеосвящения, он обыкновенно причащается Святых Таин» (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 1275). Митрополит Макарий (Булгаков) по поводу исповеди больных перед Соборованием пишет, что «отпущение грехов через таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. C. 474). Ведь больной во время тяжкой болезни «не всегда способен, изнемогая телом и душою, принести истинное совершенное раскаяние в грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; так как некоторые грехи по немощи он может исповедовать не вполне, а другие и вовсе не исповедовать по забвению… то милосердный Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в таинстве Елеосвящения» (Там же. С. 473, 474).
[13] См., например: Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием таинства Крещения // https://azbyka.ru/katehizacija/metodicheskoe-posobie-katexizatoram-dlya-provedeniya-oglasitelnyx-besed.shtml.
[14] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. С. 1037.
[15] Кормчая книга. Гл. 50. СПб., 2004 (Репринт с издания 1650 г.). С. 1160.
[16] Письменная отметка о прохождении ставленнической исповеди входит в обязательный набор ставленнических документов, подаваемых на рассмотрение к правящему епископу.
[17] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.
[18] Требник митрополита Петра (Могилы). Киев, 1996 (Репринтное издание 1646 г.). Л. 446.
[19] О должностях пресвитеров приходских. М., 2004. С. 149.
[20] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 235.
[22] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви. С. 370, 376.
[23] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 236.
[24] Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 411.
[25] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 93.
[26] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.
[28] Отец Михаил рассуждает так вслед за святителем Иоанном Златоустом (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 7. С. 271–273) и блаженным Феофилактом Болгарским. По последнему, свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь нечистую (Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2004. Кн. 1. С. 76).
[30] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 93.