Сочинение любите ли вы литературу так как люблю ее я сочинение
Готовое сочинение к тексту В.Иванова «Любите ли вы литературу так, как люблю я?»
Здравствуйте, уважаемые посетители!
НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ
Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение
Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
О книге как источнике знаний написано много с древнейших времён. Тем не менее эта тема остаётся по-прежнему актуальной, несмотря на то, что появляются и другие, более современные источники информации.
Исчезла ли в 21 веке проблема выбора книги? Какое явление охватило культурную сферу в результате влияния новых рыночных отношений? Без каких книг не прожить? Будут ли жить книги, которые увлекают читателя добрыми, гуманными идеями и учат добру, миру, дружбе? Эти актуальнейшие и в начале 21 века вопросы интересуют В.Иванова.
Автор считает, что в наше время коммерциализации литературы проблема выбора книги становится ещё острее. В.Иванов убеждён, что человечеству не прожить без животворной литературы – такой, которая воспитывает в человеке идеалы прекрасного, доброго. Он уверен, что книги, которые учат добру, миру, дружбе, которые увлекают читателя добрыми, гуманными идеями, будут жить и будут востребованными. Современные люди должны сделать выбор в пользу таких книг.
Я согласна с автором текста. Среди яркого, пёстрого многообразия книжного рынка в наше время нелегко расслышать тихий голос хорошей книги. Думаю, что основным критерием выбора книги для чтения является такое её качество, как способность вызывать интерес, но в то же время обогащать душу, развивать умение размышлять.
Интересным и, конечно же, поучительным для современного человека может быть выбор чтения А.С.Пушкина.
Отец уже давал девятилетнему сыну читать сочинения Плутарха и Гомера. В 9 лет Пушкин уже прочитал «Илиаду» и «Одиссею»! Круг чтения Пушкина-лицеиста: Вольтер, Крылов, Жуковский, Вергилий и другие авторы.
Читал Александр Сергеевич помногу, читал сразу несколько книг, различных по жанру и направлениям. Непременно брал с собой книги, отправляясь в путешествие. На юг он взял Шекспира, в Арзрум – «Божественную комедию» Данте, в Болдино – английских поэтов.
В библиотеке Александра Сергеевича было много…сказок! Поэт во множестве покупал их и внимательно читал. Дневниковая запись Пушкина свидетельствует: «Изучение старинных песен, сказок и тому подобное необходимо для совершенного знания свойств русского языка…»
Однажды на классном часе шла речь о современных книгах для подростков. Я сделал(а) выбор в пользу книги Т.Крюковой «Костя+Ника».
Русский философ ХХ века Иван Александрович Ильин считал, что «каждый из нас есть то, что он читает». Очень важно, чтобы в пору взросления человек сумел сделать выбор в пользу книг, которые бы не разлагали его душу, а помогали формировать личность, нравственно прозревать.
По тексту Иванова Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (ЕГЭ по русскому)
Как в наш век информационных технологий не потерять любовь к литературе? Как понять какая книга стоит прочтения, а какая не заслуживает малейшего внимания? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения текста.
Автор поднимает актуальную тему: роль книги в жизни человека. В небольшом по объему, но емкому по содержанию тексте автор рассуждает о месте книги в современной жизни человека. “Любите ли вы литературу так, как люблю её я? То есть любите ли вы читать?” А также проблеме выбора, стоящей прочтения, книги. “Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтения, а удлиняющие ее. Есть и другие. Потраченное на них время вычеркнуто из жизни.”.
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он призывает нас не жалеть времени на прочтения книг, но уделять внимание только той литературе, которая будет развивать как наш внутренний мир, так и ум.
Я полностью разделяю мнение автора.
Действительно, мы всё больше уделяем времени различным развлекательным контентам, которые не несут в себе ни малейшего смысла, и всё меньше читаем полезных книг. В наше суетливое время все потребности пытаются удовлетворить в минимальное время и это непременно сказывается на качестве. Фастфуд во всём. И книги это стороной не обошло. Большинство людей если и уделяют внимание литературе, то только различным маленьким рассказам и не получив ожидаемого впечатления всё меньше уделяют им время. От чего их внутренний мир и нравственные ценности становятся всё тусклее и тусклее.
Свою позицию я готов подтвердить аргументами как из художественной литературы.
Так, например, в романе Р. Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” после уничтожения книг в обществе пропадают социальные проблемы, так как нет книг, заставляющих мыслить и принимать решения.
А в романе М. Достоевского “Преступление и наказание” духовное воскрешение Раскольникова наступает только после прочтения Библии.
Таким образом данный текст помог мне утвердиться в мнении, что нужно всё больше уделять времени хорошей литературе и никогда не забывать о ней.
В нашей жизни книги играют одну, наверное, из главных ролей.Ведь книга является источником просвещения, духовного обогащения. Но, если посмотреть на предоставленный выбор книг сегодня, то глаза разбегаются. Автор данного текста Иванов ставит проблему литературного выбора.
Комментируя данную проблему Иванов отмечает трудность выбора книг: «Хочется купить всё. Как голодный перед колбасной витриной». И правда, выбор, который мы совершаем, оказывается, наверное, одним из главных. Ведь от литературного выбора зависит многое. Автор говорит встревоженно, с неким отчаянием о литературном выборе, который порой совершают люди.
Автор считает, что книга, попавшаяся тебе должна, возможно, направить в правильное русло.Иначе же человек погибнет духовно.
Литературный выбор, наверное, так или иначе касается каждого человека. Ведь после прочтения выбранной нами книги мы, возможно, оцениваем поступки тех или иных людей иначе. От книги, а именно от выбора зависит наше мировоззрение, представление.
На данную тему изъяснялся писатель Чингиз Айтматов. Он говорил «Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь». Я считаю, что это можно отнести и к данной проблеме. Ведь, если перед нами книга, не несущая в себе какой-либо ценности, у нас сложится иллюзорное представление о мире, человеке.Люди без отфильтрованной информации перестанут разбираться в истине, морали, эстетике и т. д.
Таким образом, литературный выбор – выбор, к которому должны подходить ответственно.Я выражаю надежду на то, что люди будут задумываться о данном выборе и оценивать книгу по достоинству.
Что такое выбор? Часто ли мы оказываемся в ситуациях, в которых перед нами встает проблема выбора? Над этими вопросами размышлял В. Иванов в своём тексте.
Автор подводит читателей к проблеме с помощью подробного рассказа о книгах, которые «не сокращают жизнь на часы, а удлиняют её» и о книгах, «после прочтения которых становишься только глупее». Благодаря такому примеру, мы понимаем, как важен выбор, сделанный нами. Ведь книга способна «перепахать» душу и изменить наше представление о жизни.
Позиция автора становится ясна нам практически с первых строк. С. Иванов любит книги, любит их изучать и читать, поэтому проблема выбора возникает у него часто. Он понимает, насколько тяжелым может быть выбор, перед которым мы стоим. И этот выбор касается не только книги, которую мы захотим прочитать или оставить лежать на полке. С проблемой выбора мы сталкиваемся всегда и везде.
Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что проблема выбора актуальна и по сей день. Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с препятствиями-большими и маленькими, и всегда должны сделать выбор в пользу чего-либо. С книгами мы также не должны ошибиться, что доказывает нам текст
Для подтверждения всего вышесказанного, приведу литературный аргумент. Вспомним роман
Подводя итог, хочу сказать, что к любому выбору, даже незначительному, следует подходить с особым вниманием. Книги способны»перепахать» душу, изменить нас, сделать из нас других людей. Благодаря данному тексту про книги, мы понимаем, что каждый выбор важен.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
По тексту Иванова Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? (ЕГЭ по русскому)
Как в наш век информационных технологий не потерять любовь к литературе? Как понять какая книга стоит прочтения, а какая не заслуживает малейшего внимания? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения текста.
Автор поднимает актуальную тему: роль книги в жизни человека. В небольшом по объему, но емкому по содержанию тексте автор рассуждает о месте книги в современной жизни человека. “Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? То есть любите ли вы читать?” А также проблеме выбора, стоящей прочтения, книги. “Есть книги, не
Есть и другие. Потраченное на них время вычеркнуто из жизни.”
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он призывает нас не жалеть времени на прочтения книг, но уделять внимание только той литературе, которая будет развивать как наш внутренний мир, так и ум.
Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, мы все больше уделяем времени различным развлекательным контентам, которые не несут в себе ни малейшего смысла, и все меньше читаем полезных книг. В наше суетливое время все потребности пытаются удовлетворить в
И книги это стороной не обошло. Большинство людей если и уделяют внимание литературе, то только различным маленьким рассказам и не получив ожидаемого впечатления все меньше уделяют им время. От чего их внутренний мир и нравственные ценности становятся все тусклее и тусклее.
Свою позицию я готов подтвердить аргументами как из художественной литературы.
Так, например, в романе Р. Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” после уничтожения книг в обществе пропадают социальные проблемы, так как нет книг, заставляющих мыслить и принимать решения.
А в романе М. Достоевского “Преступление и наказание” духовное воскрешение Раскольникова наступает только после прочтения Библии.
Таким образом данный текст помог мне утвердиться в мнении, что нужно все больше уделять времени хорошей литературе и никогда не забывать о ней.
Related posts:
Открытый банк заданий
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие.
В наше время человечество беспокоит множество вопросов не имеющих ответов и решений, возможно, именно поэтому многие и не замечают одной, казалось бы, несущественной проблемы как чрезмерное, а порой и пагубное, влияние беллетристики на формирование личности человека. А самое ужасное то, что здесь присутствует феномен айсберга, не позволяющий всем и каждому увидеть то, насколько же важна роль книги в жизни людей, и не просто книги, а способной оставить свой след в душе человека.
Но благо, что в наше время находятся люди способные увидеть истину, докопаться до корня проблемы, такие люди как В.Иванов. Писатель наводит читателя на мысли о том, что не каждая книга — это кладезь знаний, не каждое произведение нежно коснется души лучиком света, скорее всего оно не затронет ни одной струны в подсознании, а может и вовсе расстроит инструмент, восстановить который будет непросто.
Автор данного текста осознает истинную цену литературы и способен окунуться в тот загадочный мир и познать те тайны, которые может явить нам настоящая книга. На первый взгляд кажется, что осуществить правильный выбор и не ошибиться непосильно тяжело даже для опытного читателя, не говоря уже о новичках, но автор обнадеживает нас, написав о том, что «живая» книга сама найдёт своего читателя, а вот мертвые страницы с чернилами в сухом переплете не способны ни на что, кроме как пылиться на полках магазинов.
И здесь очень трудно с автором не согласиться. Книжные полки пестрят этакой легкомысленной литературой. А какую же пользу человеку может принести книга, не несущая никакой особой смысловой нагрузки? Конечно, с ней порой приятно провести время, но редко, когда хочется её перечитать, она бездушна и очень быстро забывается.
Верность суждений, представленных в тексте легко доказать на примере художественного произведения М.Горького «Детство». В повести главным героем является Алёша Пешков, который после смерти отца стал жить и воспитываться в доме его деда. Оставшиеся у мальчика родственники были угрюмые и жадные, но это никак не повлияло на мировоззрение героя, ведь страсть к чтению в мальчике проснулась очень рано, книги помогли ему остаться добрым мальчиком, он умел сочувствовать обиженным и бездомным людям, среди зла находил хорошее, а впоследствии вырос достойным человеком.
Невозможно также упустить из внимания произведение А.Грина «Зелёная лампа», герой которого был оставлен ради шутки и развлечения богача в квартире с зажженной лампой и не имеющий права выходить, увлекся книгами и впоследствии стал врачом. Именно книги сыграли, пожалуй, самую важную роль в формировании жизненного пути героя по имени Джон Ив.
В заключении хочется добавить, что не нужно недооценивать важность художественных произведений в жизни людей, ведь порой одна небольшая книга может привести к глобальным переменам. Чтобы что-либо изменить вокруг необходимо в первую очередь начинать с самого себя, но ничто не может повлиять на внутренний мир так, как это делает книга, а остальное придет со временем. Главное не стоит быть таким падким на яркую обложку, стоит заглянуть немного глубже и тогда откроются совершенно иные виды, примечательно то, что качается это не только книг, но и самих людей.
По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
Что может быть приятнее времени, проведённого наедине с новой книгой? Только как не ошибиться в выборе книги для чтения, как найти среди огромного количества новых произведений те, которые не станут «литературным попкорном», а заденут за живое, станут «книгой, перепахавшей душу»? Проблема «вечного выбора» книг для чтения является центральной в тексте В. Иванова.
Как уже писалось выше, автор считает проблему выбора круга чтения вечной, но в тоже время рассматривает её в ключе современности. Образно, метафорически говорит он о трудности такого выбора: «…заходишь в любой книжный – глаза разбегаются, сравнивает человека перед книжной витриной с голодным перед витриной колбасной. Его тревожит экспансия коммерческой литературы, увеличение количества людей, читающих книги, «, без которых можно спокойно прожить».
По мнению В. Иванова, настоящая книга – это та, которая «ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей, без неё трудно прожить, она может «перепахать душу». Такими книгами остаётся «нетленная классика». А новая, «живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.»
К счастью, я из тех людей, кто любит читать. Для меня самое большое удовольствие открыть новую, ещё пахнущую типографской краской книжку. Но как бывает обидно, когда эта книга, столь превозносимая СМИ, вдруг разочаровывает тебя. Как тут не согласиться с В. Ивановым! Она вдруг оказывается тем самым литературным попкорном, о котором так образно говорит автор.
Вспоминаю классику, убеждаюсь, что проблема выбора книг для чтения, действительно, вечная. Вспомним Евгения Онегина, героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Когда он после убийства Ленского покидает деревню, Татьяна идёт в его имение, там она находит книги, которые, видимо, любил Онегин:
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил…
О важности верного выбора круга чтения писал Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». Он подчёркивал, что чтение не должно быть случайным, потому что это огромный расход времени, советовал составлять списки для чтения, постоянно обновляя их. По его мнению, надо перечитывать классику, но не обходить вниманием и современную литературу, не бросаясь на модные новинки, а выбирая их тщательно.
(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.
(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом,который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.
(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?
(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.
В последнее время всё чаще звучит вопрос: заменит ли компьютер книгу? Именно эту проблему, как мне кажется, пытается решить И. Косолапов. Можно ли книгу, «честного и бескорыстного друга», предать? Вот так, полемично, остро и заинтересованно, ставит вопрос автор.
Его размышления начинаются с сопоставления двух высказываний: «Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач». И. Косолапов понимает, что, возможно, высказывания молодого человека были желанием эпатировать публику, но ему до глубины души обидно «покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики». Косолапов рассматривает проблему умно, с разных сторон. Он не ретроград, не против прогресса, публицист призывает к «духовной бдительности», к тому, чтобы мы так легко не отказывались от того, что даровал нам опыт истории человечества, в том числе и книга.
Точка зрения автора легко обнаруживается: он полностью согласен с Леонидом Леоновым, назвавшим книгу бескорыстным и верным другом, призывает нас, не отказываясь от достижений современного научно-технического прогресса, не сбрасывать со счетов книгу, которая продолжает «исполнять своё назначение, терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость».
Такое отношение к книге и компьютерным технологиям близко и понятно мне. Я из тех, кто любит читать. Мне нравится перелистывать страницы книги, погружаться в её мир. Но я счастлива от того, что могу быстро найти нужное произведение в электронной библиотеке, если такового нет в библиотеке обычной.
Кстати, умные и думающие люди тоже не отрицают значения книги и компьютера. Станислав Лесневский, российский литературный критик, литературовед, на страницах «Литературной России» утверждал, что книга и интернет являются двумя самостоятельными видами культуры. Книга, по его мнению, – древнейший вид культуры, а интернету – всего лишь несколько десятков лет, поэтому интернет не только не вытеснит, но, наоборот, усилит, возвратит интерес к книге.
Современная писательница Дина Рубина в статье «Евангелие от Интернета» размышляет о том, во благо или во зло нам дан Интернет. Её вывод верен: всё зависит от того, ради чего пользоваться им или книгой, пишет, что книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, можно и пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Рубина считает, что изобретение языка, книги и Интернета – самые важные переломы в истории человечества.
Так какой же вывод сделала я для себя, размышляя над вопросом, поставленным И. Косолаповым. Нельзя отказываться ни от книги, ни от компьютера. Это достижения человечества, но относиться к ним нужно, не теряя «духовной бдительности».
С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих…
(1)Однажды я услышал разговор двоих.
(2)Одному было семь лет, а другому на сорок больше.
(3) – Ты читал «Тома Сойера»?
(7) – Счастливый, – вздохнул с завистью старший.
(8)И правда, можно было позавидовать. (9)Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. (18)Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет.
(19)Никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника, игнорирующего мир книг. (20)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
(21)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (22)Ребята, с которыми я разговаривал в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. (23)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (24)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов.
(25)Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.
Наверное, в жизни каждого из нас есть чудесные воспоминания: ты совсем ещё малыш, звучит тихий нежный голос мамы, читающей тебе детскую книжку… Пройдут годы, и книга придёт к тебе повзрослевшему. Эта гостья каждый раз будет для тебя открытием новых мыслей, чувств, переживаний. О роли детской книги в жизни ребёнка размышляет детский писатель С. Михалков.
Поводом для его размышлений послужил разговор двух детей о прочитанных книгах. Один из собеседников называет другого счастливым, потому что тому предстоит встреча с чудесными книгами. Михалков вспоминает, как он побывал «в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев». Мальчишки, свободно рассуждающие о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире, не смогли прочесть наизусть ни одного четверостишия из «Деда Мазая». Писателю горько от того, что мимо этих детей проходит классическая поэзия.
Для автора несомненен вывод: в детские годы очень важным является общение с книгой, «хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы». Мне близка позиция автора. Я из тех, кто любит читать. Это идёт у нас от семьи: в нашем доме все любят читать, делиться впечатлениями от прочитанного.
И. Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда лишь намечалась тенденция к культурной катастрофе России, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер, судьба России.
Итак, чтение книг очень важно для человека, но наибольшее значение умный, избирательный подход к чтению лучших произведений мировой литературы имеет в детстве, когда формируется характер, мировоззрение человека.
По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
(1)Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по «Анне Карениной» или по «Мёртвым душам». (2)Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3)Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой человек, который почему-то «Анну Каренину» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. (4)Зачем читать, когда уже всё ясно.
(5)Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. (6)Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше.
(7)Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. (8)Русского языка вообще и языка данного писателя в частности. (9)А ведь это – наслаждение. (10)Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, со вкусом, еда.
(11)И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом.
(12)Дело в том, что при чтении книги у читающего невольно включается воображение. (13)Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их живыми, как бы в кино. (14)Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режиссирует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персонажей и действия этих персонажей. (15)То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активно-творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.
Как часто в наше время можно услышать от учеников: «Зачем мне читать «Войну и мир», «Мастера и Маргариту» или ещё какую-то книгу, я её по телевизору или в Интернете посмотрю!» Но может ли телефильм по литературному произведению заменить чтение самой книги? Над этим вопросом размышляет
В. Солоухин однозначно считает, что что просмотр телефильма, поставленного по книге, никогда не заменит чтения произведения, потому что, во-первых, книга на полке позволяет в любое время отложить её, осмыслить прочитанное, потом снова обратиться к ней. Во-вторых, книга позволяет погрузиться в стихию языка. Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге в том, «при чтении книги у читающего невольно включается воображение».
Точка зрения В. Солоухина понятна мне, но при всём уважении к мастеру Слова я могу чуть-чуть с ним не согласиться. Мне кажется, что к этому вопросу нужно подходить так: есть великолепные экранизации великих произведений. Вспомним фильм Сергея Бондарчука «Война и мир по роману Л. Н. Толстого, фильм
Л. Кулиджанова «Преступление и наказание», телефильм В. Бортко «Идиот» по романа Ф. М. Достоевского, его же экранизацию романа «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову. Некоторые из них я смотрела после чтения книги, мне было интересно, как режиссёр и актёры воплотили авторский замысел. А было и так: посмотрела фильм, и мне захотелось прочесть книгу, по которой он поставлен. Главное, чтобы экранизация была талантливой!
О проблемах бездумной траты времени на просмотр телевизора писал С. Д. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». Он справедливо полагал, что телевизор частично вытесняет книгу, потому что смотреть передачи по телевизору удобнее, но он диктует, что смотреть и как смотреть, и призывал отдавать предпочтение книге.
Над проблемой роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности размышляет
В. С. Львов в статье «Насыщение книгой». Ему больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения: «Зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?»
Журналист А. Кравец в статье «Экранизация классики» говорит о возрастающей моде снимать фильмы по классике. Она считает, что плюсы экранизации классических произведений заключаются в новизне восприятия, возникновении желания перечитать произведение. Минусы – это желание может и не возникнуть.
Современный писатель Роман Канушкин так же, как С. Солоухин, считает, что у литературы в принципе преимущество перед фильмами: она даёт простор полёту фантазии.
Читать классику или смотреть фильм, снятый по ней? Я думаю, всё зависит от культуры читателя и зрителя, от таланта того, кто отважился на экранизацию классики.
(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг уже стояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
(9)– Работа нам предстоит немалая, – сказала одна из женщин, – дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, – и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. – (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, – добавила женщина с удовлетворением, – так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
(13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
История знает немало случаев, когда пришедшие к власти фанаты сжигали книги. Так было в Китае в 221 году до нашей эры. Книги сжигали в эпоху средневековья. Их сжигали в нацистской Германии, в фашистской Румынии. Об одном из эпизодов, но не сожжения книг, а их спасения от огня рассказывает
В. Л. Лидин. Он поднимает проблему бессмертия книги.
В. Лидин не сомневается в том, что книги бессмертны. Этот вывод не подлежит сомнению! Книги уничтожают, но они, как птица Феникс, возрождаются из пепла!
У американского писателя-фантаста Рея Бредберри есть роман «451º по Фаренгейту». В нём писатель тоже провозглашает бессмертие книг. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Но люди с риском для жизни прячут книги, а если это не удаётся, сами становятся «живыми книгами», учат их наизусть.
Кстати, люди-«живые книги» существовали в Советском Союзе. В системе советских лагерей запрет на некоторые книги «не той направленности» привёл к тому, что зэки заучивали те или иные произведения (стихи, Библия и пр.) наизусть, рассказывая потом друзьям-заключённым.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Книги – это маяки в океане времени». Пусть эти маяки горят вечно, пусть никогда не будет людей, желающих погасить эти маяки!
(1)Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира, в котором важно и интересно всё: природа, люди и – главное – язык, изучение коего – «условие, без которого нельзя». (2)Только с шести-семи лет человек может начать выбирать интересное и отталкивать скучное. (3)Интересными, увлекательными для автора оказались история и география, но не математика и изучение языков. (4)Почему это было так – сказать трудно, да и не нужно, ибо это относится к психофизиологии и генетической памяти, а речь не о них.
(5)Школьные годы – это жестокое испытание. (6)В школе учат разным предметам. (7)Многие из них не вызывают никакого интереса, но тем не менее необходимы, ибо без широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства.(8)Если дети не выучили физику, то потом они не поймут, что такое энергия и энтропия; без зоологии и ботаники они пойдут завоёвывать природу, а это самый мучительный способ видового самоубийства. (9)Без знания языков и литературы теряются связи с окружающим миром людей, а без истории – с наследием прошлого. (10)Но в двадцатых годах история была изъята из школьных программ, а география сведена к минимуму. (11)Это на пользу делу не пошло.
(12)К счастью, тогда в маленьком городе Бежецке была библиотека, полная сочинений Майн Рида, Купера, Жюля Верна и многих других авторов, дающих информацию, усваиваемую без труда, но с удовольствием. (13)Там были хроники Шекспира, исторические романы Дюма, Вальтера Скотта… (14)Чтение накапливало первичный фактический материал и будило мысль.
Школьные годы, годы постижения наук… Что греха таить, не все предметы мы любили одинаково, что-то нам нравилось больше, к чему-то мы были равнодушны, какой-то предмет откровенно не любили. Об этом пишет и Л. Н. Гумилёв. Он ставит проблему: что помогает юному человек расширить горизонт своих знаний, накопить «первичный фактический материал», разбудить мысль.
Гумилёв рассказывает о том, что в школьные годы его интерес привлекли история и география, математика и языки не нравились. Он называет школьные годы «жестокими», потому что многие предметы не вызывают интереса, но учить их приходится, « ибо без широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства». Автор говорит о пользе многих школьных предметов, рассказывает о том, что «в двадцатых годах история была изъята из школьных программ, а география сведена к минимуму». Но эти предметы необходимы, и тут на помощь приходят книги, которые можно было найти в библиотеке небольшого городка.
Вот так, незаметно подводит нас автор к своей главной мысли: самое важное в образовании – чтение. «Чтение накапливало первичный фактический материал и будило мысль».
Вывод Л. Гумилёва не подлежит сомнению. В самом деле, ты не можешь найти ответа на какой-то вопрос, пропустил тему по некоему предмету, хочешь о каком-то явлении узнать больше, и тут тебе на помощь придёт книга. Книги часто помогали мне сделать хороший доклад по предмету, написать реферат, найти нужный материал к решению задачи. А в наше время поиск нужной книги ещё и облегчил Интернет. В нём множество электронных библиотек, теперь найти нужную книгу довольно легко.
О пользе книг и чтения писалось ещё в «Повести временных лет». Вспомним знакомое: «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Там говорится, что книги нас наставляют, они сравниваются с реками, наполняющими вселенную, в них находишь «пользу душе своей». Князь Ярослав очень любил книги и часто читал их. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление.
В жизни А. М. Горького книга имела огромное значение. Из его повести « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. Уже будучи известным писателем, Максим Горький вспоминает повара парохода «Добрый» М.А. Смурого, который был малограмотен, но при этом собирал книги. Благодаря повару, юный Горький знакомится с самыми разными произведениями мировой литературы. Горький завещал нам: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».