Сообщение на тему что такое чистое сердце
Что такое чистое сердце?
5 марта 2009 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Его Святейшеству сослужил наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност.
По окончании богослужения, за которым пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Первосвятитель Русской Церкви обратился к молящимся со словами проповеди: «На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см. Мф. 5. 8)».
«Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил: «Чистое сердце – это сердце, не подверженное воздействию помыслов. Чистое сердце – это сердце, свободное от страстей». Исаак Сирин утверждает, что чистое сердце не подвластно страстям. Он учит, что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы. Тот же Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна», – сказал далее Его Святейшество и привел слова праведного Иоанна Кронштадского, который причислял к добродетелям незлобие, кротость, смирение, доброту.
«Чистота сердца – это вершина духовной жизни человека. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, после чего воспитывать волю и уже затем приближаться к образованию своего сердца», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
В деле формирования сердечной чистоты существуют разные рубежи и стадии, но важной задачей аскетической жизни является контроль над воздействием человеческих чувств, отметил Святейший Владыка. «Чувств просвети простую пятерицу – молимся мы Господу, ибо человеческие чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – являются проводниками, соединяющими человеческий мир с нашим сердцем. Если проводники затемнены, если связи порушены, то тогда сердце человеческое не может воспринимать доброе воздействие, а дурные влияния на человека усугубляются помрачением человеческих чувств», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Красота Божия способна воспитать наши чувства, – продолжил Его Святейшество. – Неслучайно наш великий писатель Ф.М.Достоевский говорил о том, что красота спасет мир. Именно красота способна изменить и преобразовать человеческие чувства. Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух».
Об этом свидетельствует история человеческой культуры: выдающиеся поэты и музыканты всегда работали для созидания церковной красоты; превосходные архитекторы строили храмы, великие иконописцы и художники писали дивные иконы, привел пример Святейший Владыка, добавив, что весь строй богослужебной жизни формировался таким образом, чтобы человек со своей простой пятерицей чувств мог в него погрузиться и через это, воспитывая свое чувственное начало, вкусить и впитать красоту Божия творения.
Отметив, что те люди, чьи чувства исполнены Божией красотой, способны распознать безобразие своих помыслов и злых дел, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Красота, запечатленная в сердце, в чувствах, является великим мерилом правды и помогает нам воспитать свое сердце, обрести чистоту сердца, совокупность всех добродетелей и высоту совершенства».
Однако достичь этих высоких целей сразу невозможно, подчеркнул Предстоятель Русской Церкви: «Нужно постепенно и последовательно восходить от ступени к ступени, образуя разум и волю, воздействуя на свои чувства, ведь в аскетическом делании нет мелочей — любая мелочь может как бы выстрелить помыслом и грехом, дурным делом и злым поступком. Вот почему святые отцы, размышляя над путями духовной жизни, говорили о необходимости заключения сознания в сердце, о необходимости средоточения своего ума на внутренней духовной жизни».
«Устав Церкви предполагает особые чинопоследования в течение всей Святой Четыредесятницы – продолжительные службы, долгие молитвы. И предлагается эта дисциплина молитвы нам для того, чтобы через некоторые трудности, самоограничение и жертву, превозмогая усталость, и, может быть, иногда даже раздражение, мы постепенно отдавались этому потоку Божией красоты и Божией благодати», – сказал Святейший Владыка, добавив: «Явление сей красоты и благодати способно содействовать нашему духовному росту и восхождению по ступеням совершенства».
В заключение Его Святейшество пожелал богомольцам провести дни Великого поста спасительно – в молитвах, в богослужениях, в воздержании от скоромной пищи, в хранении мыслей и ума от помыслов. «Да поможет Господь нам выработать навыки добродетели и содействовать формированию светлых, чистых и возвышенных чувств, от состояния которых во многом зависит чистота нашего сердца», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Часть 4. Чистота сердца – шестая заповедь блаженств
1. Сердце человека
В каких значениях употребляется слово «сердце» в повседневной жизни, в литературе и Священном Писании. Сердце, понимаемое в нравственно-психологическом смысле, является центром телесной и душевной жизни.
В шестой заповеди блаженств говорится: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ).
Уже в глубокой древности среди многих народов (у римлян, греков, евреев и др.) слово «сердце» означало не только физиологический орган, но также душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Даже в нашей повседневной жизни приходится слышать о том, что сердце «страдает», «болит» о ком-нибудь и др. Таким образом, люди давно оценили роль сердца в жизни человека, как органа чувств, при этом чрезвычайно тонкого и универсального.
Еще больше о сердце говорится в Священном Писании. Оно, по Священному Писанию, веселится, скорбит, терзается, тревожится, кипит, горит трепетным предчувствием, смущается, негодует, рвется от злобы, в нем гнездится гнев, прелюбодейная страсть, зависть, надменность, гордость, оно способно к великому чувству упования на Бога и любви, сокрушению о грехах своих, может быть вместилищем кротости и смирения и др. 671
Но в Священном Писании сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания и восприятия духовного мира.
Тогда как умом человек познает и хочет все усвоить, собрать в себя, а волей выразить себя вовне или извести наружу в делах богатство своего содержания, сердце находится глубже этих деятельных сил и составляет для них основу. В сердце осаждается все, что входит в душу извне и вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной; чрез сердце проходит и все, что обнаруживается вовне. Вся деятельность орудных сил души, а также тела, отражается в сердце, и обратно, сердце принимает живое участие в их движениях, возбуждая их к деятельности.
Но быть таким сердце может только тогда, когда оно «чистое» от пороков, страстей, греховных влечений и чувств.
2. Состояние сердца у человека-грешника
Отвращение грешника от всего Божественного, духовного. Влияние греховного состояния сердца на деятельность рассудка и воли и на характер всех дел человека. Отсутствие в сердце духовного мира.
Рассмотрим, каково состояние сердца у человека-грешника. По отношению к Богу и всему Божественному, духовному у грешника сердце онемело: не имеет симпатии, сочувствия, влечения. Это объясняется тем, что сердце грешника, будучи страстным, всегда услаждается чувственным, греховным. Отсюда, раз Божественное неведомо, а напротив, сладостно другое, противоположное, то человек-грешник при встрече образов Божественного остается или равнодушен к ним, или ощущает беспокойство от их присутствия, чувствует себя как бы не на своем месте, отвращается, бежит. Вот отчего грешнику не хочется быть в церкви, слышать церковное пение, участвовать в священнодействии, слушать Слово Божие, читать духовные книги или молитвы. Все эти предметы для него неприятны, отталкивающи, не по сердцу ему, непонятны, не питают его сердце, а мучат. И он от них бежит.
Обычным для грешника является нерасположение к самоуглублению, страх перед серьезным самоиспытанием (в своем сердце), совершенная преданность рассеянной жизни. В делах своих грешник уповает только на свои силы и на помощь других, но не на Бога и Его благодатную помощь. Поэтому и вся жизнь и деятельность его сопровождается чувством безнадежности, страхований, томительных сомнений.
Теперь рассмотрим, каково у грешника состояние сердца как вместилища душевных чувств, которые возникают вследствие изменений, происходящих в душе от присущей ей деятельности рассудка и воли.
Между нравственностью и познанием существует самая тесная связь. Поэтому нравственное развращение сердца влечет за собой, как неизбежное следствие, умственное заблуждение, религиозные сомнения и отрицание. Еще в глубокой древности философ Платон сказал: «Кто предается чувственным удовольствиям и гневу, тот будет иметь только смертные мысли».
У грешника нет и так называемого «чувства истины». Чувство истины – свойственная человеческой природе удивительная способность сердца без посторонних пособий узнавать истинный порядок вещей, истинные их свойства. Так, по одному чутью узнают в другом человеке брата, сына, врага или друга и то, как в каком случае поступать. Этого-то чувства или сердечного чутья лишен грешник, оно у него заглушено.
В сердце возникают чувства, которые находятся в прямой связи с деятельностью воли, то возбуждая ее, то сами последуя за ней. Здесь бывают двух родов чувства. Самодовольство, самопревозношение, надменность, спесь – первого рода. И второго рода: с одной стороны – уважение, сорадование, соболезнование, сожаление, признательность, дружба, с другой – зависть, злорадство, месть, вражда, презрение, осуждение.
3. Чистое сердце
В чем заключается чистота сердца. Чистота от телесных и душевных греховных страстей. Противоборствующие страстям добродетели.
4. Подвиг очищения сердца
Покаяние и сокрушение сердца, молитва, воздержание, чтение Слова Божия, частое Причащение Святых Таин. Терпение скорбей. Внедрение в сердце добрых чувств и расположений. Внутренние делания: трезвение, самоиспытание и бодренность. Ревность о спасении.
Итак, христианин, ревнуя о спасении, все внимание должен обращать на очищение сердца и на напечатление в нем истинно христианских чувств и расположений 708 – при помощи ряда духовных подвигов и упражнений и исполнения добрых дел, которые необходимо входят в состав спасительного пути.
Очищение сердца от страстей составляет только часть подвига стяжания чистоты; другую важнейшую часть составляет стяжание христианских добродетелей.
Пока христианин не препобедит страсти и вместо них не напечатлеет в сердце добродетели – в нем происходит непрерывная борьба с самим собою: он должен постоянно противиться злу и принуждать себя на добро. У христианина всегда должны быть два основные начала подвижничества: самопротивление и самопринуждение.
«Трезвение приобретается постепенно; стяжавается долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательного чтения (Священного Писания) и молитвы; наблюдать за собой, (духовно) бодрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собой, чтоб не соделаться каким-либо образом ловитвою греха ( 1Пет.5:8–9 )» 728 ; от памятования Бога, от навыка все творить пред очами Божиими. Много помогает здесь слышимый в душе голос совести, предупреждающий или указывающий на правые действия, мысли и чувства.
«Вслед за такими деланиями душевными, туда же, в сердце, должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так, за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностью – напряжение мускулов во всем теле в направлениях к персям, за трезвенностию – оттеснение расслабляющих движений, подавление услаждения и покоя плоти.
«Ведомо тебе, – пишет другой подвижник, Никифор Уединенник, –что дыхание наше, коим дышим, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкие, которые облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро. (Пропуск 2-х стр. текста)
трезвение, и богомыслие, и молитва. Что бы ни делал подвизающийся, прежде всего он должен войти внутрь сердца, и оттуда действовать. Один из святых Отцов говорит: «Когда найдешь, где сердце, и навыкнешь собираться в нем, тогда уже совершай там и молитвословие, и богомыслие, и чтение (Священного Писания и духовных книг), и всякое другое духовное упражнение».
Какие еще средства к неисходному внутрь-пребыванию? – Надо удаляться всего, что может нарушить указанные делания или может отвлечь вовне силы души, собранные в сердце. Отсюда–условие и вместе средство к внутрь-пребыванию: в душе – борьба с рассеянностью и пленениями сердца, в теле – связание его. Все эти средства соприкасаются с подвигом умерщвления себялюбия.
Действенными средствами к предохранению души от рассеянности («парения духа») и к стяжанию неисходного внутрь-пребывания являются следующие:
Успеху в стяжании необходимого внутрь-пребывания, чувств покаяния и ревности о спасении благоприятствует еще одно внутреннее духовное делание, которое епископ Феофан называет «зрением духовного мира» или пребыванием в «духовной атмосфере». Христианину, подвизающемуся в очищении сердца, стяжании чистоты сердечной, необходимо сделать себе близким мир духовный, или, точнее, усвоить себя самого всему духовному, Божественному. Духовный мир, даже мысль о нем далеки от души человека-грешника, погруженного в суету и предметы греховного мира и греховную жизнь; освобождаясь от уз греха, она начинает тяготеть к сродной ей духовной области: к Богу, к небесной жизни. Это душевное устремление необходимо упражнять и развивать в себе.
Подвиг памятования, или зрения этих истин должен быть направлен к тому, чтобы каждую из них отдельно и затем все вместе в их связи довести до светлой ясности сознания, глубоко войти в них и так усвоить их себе, сраствориться с ними, чтобы сознание не могло приходить в движение без представления их в себе, или на себе, подобно тому, как днем нельзя открыть глаза без того, чтобы световые волны влияли на них.
Достигается это не сразу и многим трудом. В начале труд состоит в том, чтобы упражняться в духовном восприятии этих истин. Необходимо для этого видеть и ощущать себя содержимым Десницей Божией, во вседержительстве Божием, Им проницаемым и зримым, памятовать, как говорит святой Василий Великий, что «ты назираем» от Бога; необходимо видеть и чувствовать себя спасаемым в Господе, участвующим в домостроительстве спасения в качестве члена Церкви, чувствовать, как говорит Златоуст, что ты – «воин Христов и записан в одном граде (Небесном)»; наконец, видеть себя стоящим в смерти, под судом, чтобы вследствие того или рай наследовать, или быть поглощенным адом.
Упражнение состоит в сколь можно частом ви́дении в себе этих истин. Последний предел такого делания, или высшая ступень этого подвига есть постоянное стояние в духовном мире, ощущение себя в нем. Человек, достигший этого, как бы вышел из этого мира и пребывает в другом своим сознанием и сердцем, вошел в Царствие Божие, или воспринял его в себя.
Совершается это делание всеми силами души – в сердце, там, где, как мы выше указали, должен самособираться и пребывать проходящий духовную жизнь.
«Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Господи, избави мя вечных мук.
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление.
Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
Итак, спасительный и благоуспешный подвиг очищения сердца и всей богоугодной жизни надо начинать с описанных духовных деланий: усвоения себя духовному миру, стяжания внутрь-пребывания с трезвением и бодренностью, которые возгревают дух ревности и покаянной веры. Этот путь возрастания духовной жизни, прямой, внутренний, неотделим от другого, состоящего в упражнении душевных и телесных сил в благочестии и в борьбе с искушающим злом, о чем подробнее мы писали выше (см раздел VI), в описании средств стяжания целомудрия.
«Много средств к приобретению чистого сердца. Оно оскверняется от демонов, от людей, от собственных наших страстей, от наших чувств и от самых бездушных вещей, нас окружающих. Демоны все время сыплют, как снег, в наши души нечистые помыслы. Люди оскверняют нас своими соблазнами. Из источника наших страстей, как из мутного родника песок и ил, бьют разнообразные скверны. Нечистоты в сердце приходят чрез слух, зрение, чрез все прочие наши чувства. Земля – города, села, воды, горы, поля, сады, луга содержат множество причин к соблазнительным впечатлениям! Потому так трудно иметь чистое сердце, потому и самые высокие святые жаловались на приражения к ним нечистых помыслов и пожеланий.
5. Высота добродетели чистоты сердца. Блаженство чистых сердцем
Чистое сердце – источник духовного мира и радости. Благотворное влияние чистых сердцем на окружающих людей. Блаженная участь людей чистого сердца, чистой жизни: они, по обетованию, Бога узрят ( Мф.5:8 ).
«Чистое сердце есть малое небо, обитель благодати Всесвятого Духа, жилище Ангелов, хранилище любви к Богу и любви к ближнему, источник святых мыслей и желаний, украшение человеческого рода. Все изящное в природе ниже чистого сердца.
В чистом сердце нет закоренелых нечистот порока. Христианина с чистым сердцем не терзает совесть, не мучат грехи, которые отпущены, он покоится в Боге, Источнике блаженства, и Бог покоится в нем.
Чистое сердце есть источник духовного мира, спокойствия и всегдашней радости. При взгляде на все доброе, на всякое творение Божие чистый сердцем радуется и веселится внутренно, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца.
В чистом сердце отпечатлеваются правила Небесного закона, так что чистое сердце живо ощущает внутри голос закона Божия, а воля его стремительна к добру и тверда в боголюбезной жизни.
Добродетели чистого сердцем христианина служат укреплению доброй нравственности окружающих людей, своим благотворным влиянием ослабляют и нередко вовсе истребляют заразу порока. Люди нечистой жизни нередко приходят в себя от общения с людьми чистого сердца, раскаиваются и переменяют свою порочную жизнь на добродетельную. Чистота сердца светла, привлекательна, и какое-то сладостное и успокоительное веселие вливается от нее в души людей, жаждущих правды.
Чистоте сердца принадлежит глубина душ наших. Она привлекает к нам любовь ближних, потому что излучает искреннюю любовь.
Чистота сердца привлекает и любовь Божию. Она низводит милость Господню на села, города и целые страны, упрочивает блага семейств и создает благоденствие государств. Чистота сердца низводит свыше на землю всякое благословение (срав.: Втор.28:1–14 ).
«Польза, происходящая от чистоты сердца, не ограничивается временем. И вечность приносит чистому сердцу великую награду и великое утешение. Вечность наша будет такова, какова наша жизнь. Свята жизнь – блаженна вечность. Худа и нечестива жизнь – ужасна и вечность. Что сеем во времени, то в вечности пожнем. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал.6:8 ). Посему горе тем, которые живут в нечистоте сердца, и благо тем, которые живут свято и хранят свое сердце от всякого зла ( Мф.25:34, 41 ).
Бог есть источник вечного Света и несказанного блаженства для всех чинов ангельских, для праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников и всех святых. Им живет и веселится всякая тварь на небе и на земле. Блаженство лицезрения Бога так велико, что чистейшие и святейшие ангельские чины и величайшие праведники ничего более не желали и не желают, как только постоянно созерцать Бога и быть в единении с Ним. Поистине, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!
Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. С. 339–344.
Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения. Т. 7. С. 154.
Сердце
Сердце
Почему необходимо заботиться о сердце?
сердце было здорово! Это не только позволит вам дольше жить. Чем здоровее ваше сердце, тем лучше общее состояние вашего организма и ваша физическая форма. Это даст вам возможность взять от жизни больше.
Факторы риска, которые вы не можете изменить.
Возраст
У мужчин риск развития сердечного приступа выше, чем у женщин, и он может возникнуть раньше.
Наследственность
Важную роль при определении степени риска играет наследственность. Например, такие факторы риска, как диабет, гипертония и высокий уровень холестерина в крови проявляются у людей, имеющих генетическую предрасположенность, то есть в семьях, где уже были такие заболевания.
Факторы риска, которые вы можете изменить.
Поэтому берегите свое сердце и постарайтесь бросить курить, больше двигайтесь, правильно питайтесь и умейте расслабляться.
Наши советы помогут вам позаботиться о своем сердце. Помните: не стоит пытаться менять все кардинально, лучше начать с небольших перемен. Если вам понадобится дополнительная помощь, попробуйте программу по здоровому образу жизни.
Полезные советы:
Для получения дополнительной информации свяжитесь с вашим врачом или диетологом.
Попробуйте Программу по здоровому образу жизни для того, чтобы бросить курить, научиться справляться со стрессом, правильно питаться, вести более активный образ жизни.
ГБУЗ «Калужский областной центр медицинской профилактики»
Чистота сердца (Школьные сочинения)
Чтобы сберечь «чистоту сердца» нужно быть хорошим человеком, не равнодушным и не бессердечным. Ведь быть таким человеком лучше для самого себя, а не для других.
Чистые сердцем могут видеть Бога?
Я считаю, что люди, у кого сердце чистое, близки к Богу.
Как я думаю те, у кого чистое сердце, практически всегда верующие люди, и, согласно Библии (или Корану, например) должны быть с чистым сердцем, и, поэтому, они могут видеть Бога.
Но даже если человек не верующий, я думаю, что чистые сердцем и «созданы» для того, чтобы видеть, слышать или хотя бы чувствовать Бога больше чем другие люди.
Что может угрожать чистоте сердца?
Чистоте сердца могут угрожать злые помыслы, мерзкие мысли, ужасные поступки, то есть проще говоря любое зло.
Зло для сердца – это равнодушие, ярость, честолюбие, эгоизм, хладнокровие, пустота души, раздражение, бессердечность. Если что-то из этого есть в душе (сердце), значит сердце уже не чистое.
Конечно, бывает в порыве чувств мы можем испытывать такие «злые» эмоции, и тут только Богу решать, остаешься ты чист сердцем или больше нет…
Как сберечь чистоту сердца?
Конечно можно сказать: «Чтобы сердце было чистое нужно быть добрым, не завидовать, не быть эгоистичным», но так ли это.
Главное в этом вопросе: «Быть чистым сердцем, но не для себя, а для других».
Да, можно говорить один год, один месяц или всю жизнь и делать добрые дела, ходить в церковь, учить всех уму разуму, но не всегда такие люди «чистые сердцем».
Главное – чтобы душа и сердце, внутри тебя, для самого себя, были чистыми. Душевные помыслы – чисты, и сам человек чист не только для Бога, но и для других людей. А чтобы сберечь чистоту нужно быть с частичкой «не» ко всем плохим словам: не злой, не равнодушный, не эгоистичный, не бессердечный и так далее. Нужно в любой ситуации «держать себя в руках» и оставлять душу чистой, не злиться и не сердиться на плохих и злых людей, скорее всего, у тех людей, сердце то «грязное», а ты останешься с чистым сердцем. Но, конечно, не стоит этим гордится.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.