Социальная дистанция что это такое
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ» в других словарях:
Социальная дистанция — Данный термин был введен известным социологом Георгом Зиммелем. Социальная дистанция является неким понятием, которое характеризует положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их соотношение, то есть уровень их близости или… … Википедия
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — Вообще – степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. Социальная дистанция – сложное понятие, отражающее модели личного и социального взаимодействия, степень близости между людьми в обществе и их взаимной симпатии к ценностям и… … Толковый словарь по психологии
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (SOCIAL DISTANCE) Ощущаемая людьми раздельность социальных групп или дистанция между ними. Чаще всего данный термин используется для обозначения степени отделения или близости членов различных этнических групп, обнаруживаемой ответами на такие… … Социологический словарь
Социальная дистанция — – внутреннее ощущение неравенства, которое имеется у индивида относительно кого то, принадлежащего к другой части общества. Браки с лицами, выше нас стоящими, всегда ведут ко всяким неприятностям. Я не хочу, чтобы мой зять мог попрекнуть мою дочь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (social distance) чувства или отношения отчужденности и недоступности особенно между членами различных социальных страт. Данная концепция формально институииализируется в крайних системах социальной стратификации апартеид и каста, а неофициально… … Большой толковый социологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (лат. distantia расстояние) понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими… … Социология: Энциклопедия
Социальная дистанция — расстояние между двумя статусами или позициями индивидов либо социальных групп относительно друг друга … Социология: словарь
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (лат. distantia расстояние), степень ощущаемого отличия собственной социальной группы от той, к которой принадлежат др. участники взаимодействия. В социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания психологич.… … Философская энциклопедия
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ … Новейший философский словарь
Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия
Социальная дистанция
Основная значимость социальной дистанции заключена в её связи с социальным статусом: социальная дистанция какого-либо субъекта возникает как необходимое условие поддержания его социального положения, статуса. Дистанцируясь от других субъектов и поддерживая эту дистанцию, он устанавливает и сохраняет своё положение относительно них. Причем, как отмечает Э.С.Богардус, автор книги «Социальная дистанция в городе», на всем протяжении своего существования данный субъект всеми силами борется, чтобы удержать своё положение, а также чтобы улучшить его.
Социальная дистанция устанавливается институционально, она может быть регламентирована законом, обычаем, традицией, некими социальными установками и многими другими средствами социального контроля. Нарушение социальной дистанции может санкционироваться как формальными, так и неформальными способами.
Объективно социальная дистанция отражает реальные различия – экономические, политические, этнические, национальные, многие другие – между группами, членами которых считают себя индивиды. Таким образом, социальная дистанция служит неким «каркасом», базисом структуры общества, именно на её основе упорядочивается система социальных статусов и образуются социальные лестницы.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Групповáя поляризáция — психологический феномен расхождения по разным полюсам мнений участников дискуссии во время принятия группового решения. Величина разброса конечных вариантов напрямую зависит от первоначальных позиций участников. То есть, чем дальше от середины находились их мнения в начале дискуссии, тем сильней будет проявляться феномен. Важно разделять «поляризацию» и «экстремизацию». Поляризация — явление, при котором решение члена группы смещается к ранее выбранному им полюсу; при экстремизации.
Социальная дистанция
В 1924 году Парк писал в Journal of Applied Sociology: «У социологов в последнее время стало принято пользоваться понятием «дистанция» применительно к человеческим отношениям, в отличие от пространственных».
Социолог надеялся: «То, что мы можем так легко различать степени близости, внушает надежду, что мы сможем в конце концов научиться измерять «дистанцию» в том смысле, в каком здесь употребляется это слово, с такой же точностью, с какой мы сегодня измеряем интеллект; ибо мы, конечно, не знаем всех факторов, определяющих «близость», но и всех факторов, определяющих интеллект, мы точно так же не знаем».
В те же самые 20-е годы появился один из первых инструментов, позволяющих измерять социальную дистанцию (нет, это не рулетка, с которой бдительные комиссии ходят проверять магазины и кафе). Его придумал другой крупный американский социолог Эмори Богардус. Он разработал шкалу, с помощью которой можно измерять степень близости той или иной социальной группы.
Почти сто лет словосочетание «социальная дистанция» было чисто социологическим понятиям. Но тут пришел вирус, и все переменилось. Это понятие, но в другом значении почти мгновенно вошло в массовое употребление по всему миру. Пандемия вообще стала одним из крупнейших лингвистических событий, подарив нам кучу новых слов: удаленка, самоизоляция, зумиться, дистант и так далее.
Надо смириться с тем, что словосочетание «социальная дистанция» перекочевало из научных книг и статей в объявления на стенах магазинов и метро. А социологи пусть что-то новое придумают. Они умные, справятся.
Как правильно измерять социальную дистанцию
Перед вами классическая шкала Богардуса, чуть-чуть отредактированная редакцией «Кота Шредингера». Попробуйте оценить свою близость к той или иной социальной группе. Это может быть кто угодно: китайцы, американцы, вестготы, бомжи, коммунисты, шахматисты, вирусологи и т. д. Вам нужно ответить «да» или «нет» на каждое из высказываний. Количество ответов «нет» образуют социальную дистанцию между вами и группой.
Шкала устроена так, что, ответив один раз «да», человек будет так же отвечать и на последующие вопросы. Теоретически, если я согласен, чтобы вестгот стал моим близким другом, я не буду против того, чтобы вестготы жили со мной в одной стране. Но реальность всегда сложнее. Среди социологов ходит шутка: если человек готов отдать свою дочь за чернокожего, но не готов жить с черными в одном городе, это не ошибка шкалы, просто этот респондент одинаково ненавидит и свою дочь, и негров.
Социальная дистанция измеряется не метрами, а толщиной кошелька
За последние пару лет словосочетание «социальная дистанция» стало одним из наиболее повторяемых. С экранов телевизоров и радиоэфиров нам повторяют о необходимости сохранять социальную дистанцию. Таким образом мы сможем продемонстрировать сознательность, станем ответственными членами общества. Вроде бы всё просто и понятно, но что-то с этим словосочетанием не так. Это ощущается на каком-то подсознательно-лингвистическом уровне, звучит отталкивающе, впрочем, так и должно быть. На то она и дистанция, чтобы её держать, а замешкавшихся отталкивать.
Автор термина — немецкий философ и социолог Георг Зиммель. В его интерпретации социальная дистанция характеризуется положением отдельных социальных групп и индивидов в общем социальном пространстве. Эти группы имеют разный уровень близости или отчуждённости друг от друга, различается и степень их взаимосвязанности.
Теперь, зная изначальный смысл понятия, призывы соблюдать дистанцию могут заиграть совсем другими красками. Специально ли был выбран именно этот термин, нет ли здесь элементов НЛП? Скорее нет, но с другой стороны подобное словосочетание, даже без привязки к первоисточнику, едва ли могло прийти в голову просто так. Дело в системе, которая культивирует социальное расслоение, создаёт непреодолимую социальную дистанцию между людьми, считая её нормой жизни.
Параллельные миры богатых и бедных
При желании можно найти сколько угодно разделений: по цвету кожи, религии, национальности, языку. Тем не менее есть одно самое главное, общее для всех стран и народов — разделение по принципу бедный/богатый. Как ни странно, но наиболее ярко это демонстрируется в День народного единства, когда шахтёры, оставляющие под землёй здоровье и рискующие жизнью, собираются рядом с эффективным управленцем, ничем таким не рискующим и зачастую получившем должность по знакомству. У первых зарплата несколько выше средней по стране, хватит на лекарства в старости, у второго — яхта выше среднего дома. Такое единство, такая дистанция, прерывающаяся раз в год и то, исключительно для отчётных фотографий.
Для обычного работяги, будь он шахтёром, строителем или продавцом на кассе, куда ближе и понятней проблемы с чаяниями таких же работяг, будь они хоть из Африки. Несмотря на разницу в цвете кожи и языковой барьер, у этих людей куда больше общего, чем с владельцем корпорации и наоборот. Топ-менеджмент и собственники крупных компаний предпочтут общество себе подобных, независимо от вторичных признаков.
В зависимости от разницы социального статуса увеличивается и дистанция между группами. Этот разрыв бывает настолько велик, что создаёт параллельные миры. В одном живут бедные, со своими вполне земными проблемами, в другом — богатые, тоже с проблемами, но совершенно иного характера. Сытый голодного не поймёт, так и здесь — взаимное непонимание и от того, постоянно возрастающий уровень ненависти. Однако виноват не каждый, не все одинаковы. Дело в возможностях повлиять на ситуацию, ведь у одних все карты в руках, а другие даже правил игры не знают.
Миром правят богатые и у них всего одна цель
В любой стране мира человеку будет хорошо, если он богат, и наоборот, даже в самой богатой стране будет плохо, если он беден. Ярчайший тому пример США, у которых два совершенно разных лица. Для одних — отличная медицина, шумные даунтауны, все технологичные новинки и лучшая брендовая одежда. Для других, примерно тридцати миллионов, постоянная борьба за выживание, палаточные лагеря и, если повезёт, порция горячего социального супа.
В нашей стране ровно также, только процентное соотношение отличается и горячий суп раздают ещё реже. С другой стороны в каком-нибудь Бангкоке количество люксовых автомобилей, наверное, затмевает Москву, хотя сам Таиланд куда беднее России. Даже на Таити есть свои богачи, живущие полной и вполне счастливой жизнью, не мечтающие никуда переехать.
Цель учёного — совершить открытие, цель спортсмена — превзойти рекорды, цель богача — разбогатеть ещё больше, либо как минимум не упустить имеющиеся позиции. Периодически представители финансовых элит сжирают и друг друга, когда национальные группы конфликтует между собой или встречаются с интересами наднациональных объединений. Тем не менее всякий раз наибольший ущерб ложится на плечи обычных людей, которые не только гибнут тысячами или миллионами, но и компенсируют потери финансовой элиты из своих карманов, своими руками, через собственный труд.
Неравенство перспектив и вероятностей
Социальное неравенство — это не только про деньги, но что куда важнее — про неравные перспективы и вероятности, проистекающие из сложившегося положения. Одно дело, когда конкретный человек беднее другого человека, и совсем другое, когда целый род на протяжении десятков поколений останется в бедности, когда другая семья на протяжении этих же поколений будет процветать.
Возьмём для примера один из самых знатных родов Европы: состояние семьи Ротшильдов оценивает более чем в триллион долларов, а самые смелые оценки говорят о трёх триллионах. Можно ли поверить, что на протяжении двухсот лет в роду появлялись одни гении, не допускающие ошибок? Конечно нет, но чтобы утратить такое состояние и положение нужно приложить по истине титанические усилия.
На противоположной чаше весов у нас простой рабочий, для которого всего одна, даже не самая серьёзная ошибка может стать фатальной и сломать жизнь со всеми перспективами. Как говорил президент Перу Оскар Бенавидес: «Друзьям — всё, врагам — закон». Никто не любит правила, но чем человек беднее, тем более жесток к нему закон. В этом плане ситуация несильно изменилась за последние 5 тысяч лет. Богатых и знатных обычно судят не так, как бедных и безызвестных потому, что законы пишут богатые.
Механизм штрафов целиком и полностью направлен на угнетение именно бедных. В сети полно сюжетов о ДТП с участием очередного сына или дочери не последнего человека в городе. Постоянно всплывает информация о десятках, а то и сотнях неоплаченных штрафов, и вот знаешь почему богатые их не платят? Тут дело не в жадности, а в отношении к смешному по их меркам штрафу. Это для тебя 10-20 тысяч серьёзный ущерб, может быть даже какой-то урок на будущее. Для них это карманная мелочь, просто лень пальцем по экрану елозить, регистрироваться на каких-то госуслугах, и тем более идти в банк. Просто представь, что тебе пришёл штраф, скажем, на 5-7 рублей, поспешишь оплачивать?
Можно взять другой пример с Джеффом Безосом: бизнесмен всегда подчёркивал, что сделал себя сам, просто встав с дивана и начав работать. Нет сомнений, что он действительно встал с дивана, правда есть и свои нюансы. Во-первых, диван этот находился в семейном ранчо, площадью в 100 квадратных километров. Во-вторых, по словам самого же Джеффа, на стартап ему выделили 200 тысяч долларов. Здесь следует обратить внимание не на сумму, а на искреннее отношение к ней. Безос действительно не считает эти 200 тысяч сколько-нибудь значимой суммой, потому и называет себя self-made.
Эпидемия коронавируса – не повод терять здравый смысл. Необходимо сохранять контроль за понятийным мышлением. Нельзя, как попугаи, бездумно повторять слова, смысл которых извращён или попросту неадекватен.
Почему от нас требуют соблюдать «социальную дистанцию», чтобы мы не заразили окружающих, и при этом имеют в виду расстояние в метрах? Зачем физическую дистанцию сделали вдруг «социальной»? Или коронавирус поражает не физические тела людей, а их душу, не живые организмы, но дух человека как социального существа? Разве термин «социальная дистанция» не имеет своих давно устоявшихся значений?
Отвечу на последний вопрос социологическими примерами.
Социальная дистанция существует между миллионами российских граждан, именуемых «бюджетниками», – и, скажем, Абрамовичем. Можете поставить сюда фамилию любого другого долларового миллиардера. Или кого-то из 246 тысяч долларовых миллионеров-граждан РФ. Как известно, власть имущие, представители разных «элит» и их дети (которых не зря называют «мажорами»), «страшно далеки» от так называемых «простых людей». Даже если они люди достойные, ведут себя скромно, не обзывают никого публично «нищебродами», «быдлом», «биомассой» и т. п., всё равно «простые люди» для них – «чужие», существа из другого «жизненного мира». У богатых свои ценностные приоритеты, своя социальная этика, свои вкусы и моды, образ и стиль жизни. Степень их удалённости от «простых людей», живущих от зарплаты до зарплаты и с удовольствием уплетающих «макарошки» с постным маслом, как раз и определяет то, что составляет содержание понятия «социальная дистанция» в его подлинном смысле.
Впрочем, смысл этого понятия включает не только социально-статусную вертикаль, которая обусловлена различиями во властно-политическом и финансово-экономическом положении людей в обществе, но социально-культурную горизонталь. Эвенка-оленевода, русского крестьянина, муфтия-татарина, журналиста-еврея или заводского токаря, школьного учителя, армейского офицера, банковского клерка также разделяет социальная дистанция. Она определяется различными этнокультурными, субкультурными, профессионально-корпоративными и иными общностными и общественными средами.
Наконец, социальная дистанция разделяет одновременно живущих представителей различных поколений. Молодёжь бывает далека от своих отцов и матерей и уж совсем «страшно далека» от дедов и бабок. Чего уж говорить о дистанции между живыми и мёртвыми, например, теми, кто погиб в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Мы знаем, что в нашей стране межпоколенческая солидарность, связанная с сохранением исторической памяти народа, – острейшая социокультурная проблема. Она возникла вследствие разрыва «связи времён», случившегося в конце 1980-х и в 1990-х, – разрыва, который привёл нас к утрате суверенитета в области образования, науки и культуры. Увы, эта потеря до сих пор не восполнена…