Социальным нормам в силу их природы свойственны такие функции как
Понятие, функции и виды социальных норм
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Нормы –это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.
Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два основных вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. По мнению, С.А. Комарова[65], система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношений их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. При этом социально-технические нормы указывают как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования.
Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Как отмечает Н.И. Матузов, их можно назвать технико-правовыми[66]. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, различного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность – административно-правовая, уголовно-правовая и др. Не случайно их именуют подвидом социальных норм. Взаимосвязь права и технических норм означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право, призванное юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам.
Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;
3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
Итак, социальным нормам присущи следующиепризнаки:
1. Они являются общими правилами, так как социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, то есть определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.
3. Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
Социальным нормам в силу их природы свойственна регулятивная, оценочная и трансляционная функции:
—Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.
—Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей.
— Трансляционная функциясоциальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества.
Юридическая наука подразделяет социальные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы:правовые; моральные; политические; эстетические; религиозные; корпоративные; нормы обычаев, традиций, привычек; деловые обыкновения; правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов и др.
Все социальные нормы подразделяются на правовыеинеправовые. Основными их отличительными особенностями являются следующие[67]:
· Порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.
· Формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм.
· Характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. В случае же нарушения норм права решающее значение имеют меры государственного принуждения.
Социальные нормы: природа, функции, типология
Нормы претерпевают изменения в соответствии с историческими, политическими, экономическими, идеологическими, интеллектуальными и моральными трансформациями социокультурной системы. Одновременно с этим, нормы отражают многие социальные противоречия, как внутренние, так и внешние. Социальные нормы следует отличать от других видов норм, регулирующих человеческие поступки. К числу таковых относятся правовые, политические, религиозные, нравственные и пр. Главное отличие собственно социальных норм от всех остальных состоит в том, что сферой их действия является сфера межиндивидуального взаимодействия, взаимодействия социальных структур и институтов.
Определяя цели, границы, условия и формы поведения в наиболее значимых областях социальной жизни, нормы могут быть рассмотрены как образцы (шаблоны), модели или программы реального поведения людей в повседневной деятельности. Социальная норма закрепляет типы поведения, которым соответствуют характерные для большинства социальных групп связи и отношения.
В подавляющем большинстве случаев люди склонны соблюдать нормативные предписания. Им свойственно конформное поведение как само собой разумеющееся. Здесь, видимо, достигается одна из основных целей социализации. Одобрение социальных норм и их непосредственное соблюдение не всегда совпадают. Это несовпадение создает некоторую напряженность, проявляющуюся в конфликте между реализацией побуждений и принуждением со стороны общества соблюдать социальные нормы.
Если социальные нормы можно рассматривать как продукт познания и усвоения информации о наиболее рациональныхформах поведения, то предпосылкой стремления к конформизму может стать осознание необходимости соблюдения норм как кратчайшего пути к полезному техническому и общественному результату. Таким образом, социальные нормы можно рассматривать как специфическую форму информации, необходимость которой, как в личных, так и в общественных интересах, становится очевидной.
Если же рассматривать социальные нормы как правила, требования к личности или как предписания, то необходимо заметить, что они закрепляются письменно (политические документы, законы, уставы, религиозные тексты, художественная литература) и устно (через мнения, взгляды, образцы поведения людей, которые передаются из поколения в поколение). Они воспроизводятся регулярно и массово. Они воплощаются в юридических законах, морали, этикете и пр.
Можно классифицировать социальные нормы исходя из масштаба их функционирования:
Особо следует отметить функции, которые нормы выполняют в социетальной системе:
1) нормы способствуют социализации личности;
2) нормы способствуют интеграции индивидов в обществе;
3) нормы осуществляют контроль над отклонениями в поведении;
4) нормы выступают эталоном действия;
5) нормы стимулируют конформистские настроения;
6) нормы отражают сущность социальных отношений;
7) нормы консервируют и репродуцируют ценности.
Кроме того, следует отметить, что нормы не просто фиксируют ценности, но и осуществляют определенную селекцию, отбирая наиболее значимые ориентиры социального развития.
Понятие, виды и особенности социальных норм
Соотношение права и морали.
Понятие, виды и особенности социальных норм.
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Лекция 11
В о п р о с ы :
3. Соотношение права и иных социальных норм:
3.2. право и корпоративные нормы;
3.3. право и политические нормы;
3.4. право и религиозные нормы;
3.5. право и технические нормы.
Общество — сложный организм, это целая система самых разнообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов — правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др.
В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование — это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.
Нормативное регулирование включает следующие моменты:
1) выработку социальных норм (образцов поведения);
2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;
3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.
В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе — регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и др.
Следовательно, социальное (нормативное) регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замыкается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.
Необходимым элементом нормативного (социального) регулирования является социальная норма.
Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения. Можно сказать так: социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.
Социальным нормам присущи следующие общие признаки.
1. Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества.
2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.
3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.
Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.
Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная (передающая) функция социальных норм производив от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.
Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.
1. Обычаи— это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.
Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.
Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.
Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.
Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 820.).
В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).
На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.807.).
Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции — в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.
2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы и др.
Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону. Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.
По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов определенной организации.
3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.
Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений.
Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.
В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.
В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.
В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъектов политических объединений.
В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).
В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).
В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.
Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей — субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.
Среди важнейших проблем политического регулирования в настоящее время в России являются создание политической стабилизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия политических партий с учетом многообразия их интересов, недопущения сращивания политики и бизнеса и др.
4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.
Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.
Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.
Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.
К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли разграничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.
Нравственные нормы — это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного».
Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравственность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следующее: «Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1415.).
Соответственно, слово «этикет» означает установленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).
Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.
5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг у другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).
Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы.
Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.
Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.
В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».
В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты религиозных отношений — это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.
Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.
Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди (См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 186-187).
В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.
В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.
Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.
Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.
Всем социальным нормам свойственны два момента:
1) предмет регулирования здесь сугубо социальный — общественные отношения;
2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).
Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет