Совок кто такой в ссср
Почему СССР называют «совком»?
Сейчас смысл слова «совок» менее резкий и негативный, чем пару десятков лет назад. Молодежь называет «совком» всё, что ассоциируется с СССР — ковры на стенах, одежду, людей советской закалки и странные праздничные традиции. «Совок» — это собирательное понятие, которое характеризует всю систему Советского Союза в целом, и если сейчас это слово произносят с пренебрежением, то раньше «совок» звучало обидно.
Ничего общего с детской лопаткой эта лексема не имеет: термин «совок» стал использоваться во времена перестройки. Есть версия, что «совок» — аббревиатура фразы «советская оккупация», но научного подтверждения она не находит. Как и простая теория о том, что «сов» — первые буквы слова «советский», а «ок» — суффикс, который добавляет негативный оттенок.
Несколько человек называют себя авторами слова. Один из них — музыкант Александр Градский: он вспоминает, как однажды с друзьями они отдыхали на детской площадке в песочнице. Ему не хватило емкости, в которую разливали водку, и Градскому пришлось пить из детской лопатки — в тот момент певец сравнил совок и СССР, и с тех пор начал называть страну только так.
А вот то, что автор термина — Михаил Эпштейн, писатель и философ, более вероятно. В период перестройки он выпустил книгу «Великая Совь», герои которой — совы — очень напоминали жителей СССР с такими же привычками и особенностями, и называл их автор «совичами» и «совками». При этом «совки» в книге — рабочий класс и пролетариат. Отрывки этого произведения зачитывали на телеканале «Би-Би-Си», и термин «совок» укрепился в русском языке.
Новое в блогах
Вот такие они «совки» на самом деле
Ну, вот! Наконец-то дождался! Сумел все-таки кто-то дать определение, что такое «совок», ну, или кто такой «совок». До этого я как-то сам не раз пытался собрать всё в кучу и систематизировать это такое распространенное определение части советского общества. Но меня опередили. И кто. Сам Алан Петров в своем перепосте «Чудовищно, но факт: совок победил русскость!» http://maxpark.com/community/129/content/3770267
Ну, вот, например, там есть такое выражение:
Заценили? Как все просто точно и выверено до последней точки. Именно таким «совок» и существовал в СССР. Это «совок» крутился возле гостиниц с иностранными тукристами и с мольбой выпрашивал жвачку, а потом у себя во дворе или в школе предлагал с эдаким независимым видом купить эту дешевку по пять рублей. И ведь покупали-то у него тоже и те же «совки», чтобы не просто пожевать, а «форсануть» перед друзьями или подругами.
Это именно «совок» холуйствовал перед начальством, чтобы получить лишнюю десятку к премии, сдавая своих товарищей по работе. Это «совки» собирались где-нить на кухне при закрытых форточках за бутылкой «чернил» и кляли свое начальство, власть и коммунистов в полголоса, а на собраниях громче всех кричали «Да здравствует КПСС!». Эти трусливые подонки на демонстрациях старались захватить лучшие места в первых рядах и заполучить право нести портрет тех, кого недавно на кухне обливали помоями.
Это «совки» в армии жрали свои посылки под одеялом, чтобы, не дай бог, кто-то заметил и с ним нужно было делиться. Ну, а как вы думаете, из кого получались самые страшные, самые злобные и самые жестокие армейские «деды»? А всё из тех же «совков», ребята. Им хотелось власти, чтобы насладиться унижением слабого, чтобы возвеличить свое трусливое существо мыслью, что он имеет право повелевать. Но зато сколько соплей и слез «совковых» выливалось на суде за совершенные преступления. На это надо было смотреть. Жалкое и отвратительное зрелище.
И так, если почитать у Алана Петрова все до конца, то все просто один к одному. Сегодня это тот же «совок» из Союза. Не верите? Смотрим
Совок любит праздники, символы, импортную технику, шмотки, авто. Любит порассуждать про проблемы Гондураса, но с трудом находит Якутию на карте своей страны.
Совок очень хочет быть начальником, который, по его мнению, ничего не делает, но имеет кабинет, служебную машину, секретаршу.
Совок боится государства, но… При появляющиеся возможности обязательно обворует его. На словах громко критикует коррупцию, но уж если сам сел «на кормление», то отодрать его от «корыта» можно только с кожей.
Совок называет называет себя христианином, но 90% из них никогда не читали Библию, а церковь они ходят не чаще, чем в оперный театр.
Совок любит читать, но не серьезные книги, а дешевые желтые газетёнки.
Совок любит «ящик». Сидя на диване, он воюет со всем миром, показывает «кузькину мать» странам «загнивающего» Запада.
Совок жаден, он воспитан в системе т.н. блата, где нет культуры, но имеется дефицит.
Совок на словах за мир во всем мире, но жаждет своим сапогом потоптать «грядки соседа».
Не правда ли все точно? Посмотрите сегодня на тех, кто в 91-м бегал по митингам и кричал «Долой коммунистов», чтобы потом поиметь возможность торговать застиранными джинсами на рынке, имея при этом высшее инженерное образование. Это и есть «совок». Слово производное совсем не от слова «советский», а из иного спектра человеческих красок – от понятия «загребать». И в этом весь смысл жизни «совка». И напрасно честные и нормальные люди частенько присваивают себе это звание «совок». Если вы жили в СССР и вместо попрошайничества у гостиниц ходили с рюкзаком в походы, или уезжали на соревнования по легкой атлетике в другую область, или мудрили над рационализаторскими предложениями, а то и изобретениями, или строили в колхозе коровник, резали правду-матку на комсомольских и партийных собраниях, до хрипоты спорили в общежитии о будущем, вместо защуганых «битлов» предпочиталии посещать театры и концертные залы, презирали шмоточников, сплетников и начальственных «шестерок», умели сварить обед, починить экскаватор и желание полететь в космос…
…то звание ваше, ребята «СОВЕТСКИЙ»! Именно с большой буквы и именно большими. Ведь это советский парень в космосе оказался. «Совок» не смог бы даже один ботинок космонавта одеть.
Это Матросов и Космодемьянская были советскими, а «совки» носили белые повязки полицаев.
…но, что самое интересно в «совках» так это то, что они всегда и везде стараются свалить свою вину на кого-нить другого или уйти от ответственности, подставив при этом даже своего товарища. Вот и Алан Петров сегодня просто взял и подставил своих товарищей, отказавшись от своего «совкого» наследия и звания. Ну, уж такие они «совки» на самом деле.
Почему «Совок» и «совки» до сих пор многим не дают покоя?
Сколько раз приходилось слышать презрительное: «совок», «совки», «совковый», а недавно появилась даже такая нелепица, как «совковый Мордор». Говорят так в основном люди, считающие себя то ли «европейцами», то ли неодворянством, а то и вообще небожителями.
Не совсем понятно, на каких основаниях они себя зачислили в европейцы и неодворянство – при родителях «совках», если следовать их терминологии, но всё связанное с СССР всегда вызывает у них однозначно негативную оценку. Если быть точнее, то зашкаливающее презрение. Словно речь идет не о великой стране, а о какой-то шелудивой грязной псине.
Вместе с тем я совершенно не против, когда меня называют «совком». Я даже этим горжусь. Ведь я принадлежу к той категории людей, которые своими руками и талантами построили в ХХ веке великую промышленную страну, выиграли страшнейшую войну в истории человечества и подняли над рейхстагом Знамя Победы весной 1945 года.
«Совком» был и первый человек, облетевший Землю, – Юрий Гагарин, и я не вижу повода, чтобы стыдиться своей принадлежности к одной, как это модно говорить сейчас, «социальной группе». Я и Юрий Гагарин из одной социальной группы – советских граждан.
Из этой же группы тысячи героев Советского Союза, ученые, академики, ударники соцтруда, военачальники, космонавты, врачи, да даже простые работяги, своими трудовыми руками и мозолями создавшие вторую экономику мира. Так почему я должен стыдиться моей социальной группы? Когда ею надо гордиться, что я и делаю.
Весьма значительный вклад в формирование образа «Совка» внесли многие писатели-антисоветчики. Владимов, Рыбаков, Войнович, Солженицын и т.д, но вот что интересно, в зрелых мастеров они оформились в советской среде.
Это звучит странно и парадоксально, но в «Совке» были весьма талантливые писатели-антисоветчики. Действительно талантливые. Сейчас вряд ли отыщется в свободной России хоть кто-то калибра Владимова, не говоря уж про Шолохова или Бондарева, которые, к счастью, свой талант не тратили на создание мерзкого образа «совкового Мордора».
Самая жуткая эпоха этого Мордора – сталинская – оставила после себя дома-сталинки, в которых рвутся жить все те, кто обливает ледяной волной презрения «Совок». При упоминании Сталина их телеса и душу моментально сводит жестокая судорога, но за квадратные метры в знаменитой высотке на Котельнической набережной они лбы расшибут, да и сведенную судорогой душу продадут, кабы будет такая необходимость.
Достаточно посмотреть на список жильцов этой знаменитейшей сталинской высотки – если не брать старожилов, то практически никто никогда не был замечен в симпатиях к советскому прошлому. Наоборот, многие отметились не самыми теплыми высказываниями в адрес «совкового Мордора», что при этом не мешает им жить в одном из символов этого самого Мордора.
Если посмотреть на бизнес-сообщество, то вряд ли и там можно найти кого-то симпатизирующего советскому прошлому. Павла Грудинина с его – или уже не его? – совхозом в качестве яркого примера упоминать не будем, а лучше вспомним всех тех, кто моментально кинулся в бизнес, как только начался слом прежнего советского уклада.
Вот только никто не кинулся строить автозаводы, верфи или фабрики по производству сверхсовременной электроники, а кинулись приватизировать советское промышленное богатство. За фантики-ваучеры много чего досталось не пойми кому, но разве хоть кто-то сказал спасибо всем тем людям, кто создавал эти предприятия, и той стране, при которой они были построены? Нет, не сказал. Зато плевков в советское прошлое были кубометры.
Да и ладно хозяйственники пришли бы ухватистые, крепкие, с хорошей кулацкой жилкой, холящие и лелеющие доставшееся им богатство. Но нет, нередко во главе бывших советских заводов и фабрик вставали конченные, безмозглые и ни на что не годные бездари, способные только всё развалить и профукать.
Именно их надо благодарить за тотальную деиндустриализацию страны, благодаря чему Россия не смогла толком распорядиться выдающимся промышленным наследством, полученым от СССР.
Разумеется, свои зашкаливающие промахи надо было скрыть и выплеснуть цистерны фекалий в советское прошлое.
Канул в лету завод ЗиЛ, переживший две мировых войны? Да и черт с ним, все же знают, что он выпускал откровенный неконкурентоспособный хлам. И ни одна собака не провоет о том, что вообще-то ЗиЛ выпускал уникальные правительственные лимузины, которые в мире делали только США — Cadillac, Великобритания – Rolls-Royce, ФРГ- Mercedes-Maybach и Китай — Hongqi.
Благодаря ЗиЛу до сих пор существует КамАЗ, а ещё можно вспомнить легендарные сверхнадежные зиловские холодильники. Уже нет ни СССР, ни ЗиЛа, а холодильники во многих российских семьях исправно пашут до сих пор. Ну а чего им не пахать, ведь их разрабатывал и собирал не китайский дядя Ли, а грамотные советские инженеры и рабочие. Да и делали их не из дешевого пластика и вшивых комплектующих из Шеньчженя, а металла на холодильники не жалели.
А чего не пахать до сих пор телевизорам «Рубин» — наиболее популярной марки в СССР? Завода «Рубин», правда, нет, теперь там доживает свой век «Горбушкин двор», торгующий поделками китайского дяди Ли.
Но «антисовкам» бесполезно объяснять прописные истины – они свято верят, что СССР был ублюдочной страной. Несмотря на ЗиЛ и «Рубин». Просто потому, что никакой другой страной он быть не мог. А кто это отнес к категории истин в последней инстанции? Да святой «Голос Америки», «Радио Свободы» и Сева Новгородцев, город Лондон, Би-Би-Си. Ну и конечно же ещё все вышеперечисленные инженеры человеческих душ: Владимов, Войнович и далее по списку.
Ну и напоследок хочется выступить, как заскорузлый, олдовый «совок», дав повод «европейцам» и неодворянству посмеяться вволю.
Ровно 40 лет назад, в июле 1979 года, в выходной день, мой отец и дядя вышли из бесплатной квартиры в кирпичной хрущевке на западе Москвы. В пяти минутах езды от кунцевской дачи Сталина. Оба на тот момент были молодыми и перспективными инженерами и очень скоро получили свои бесплатные квартиры. Дядя в Крылатском, а отец на юге Москвы в очень непростом районе.
Оба перспективных инженера отправились в местный универсам, где им без многочасовой очереди и мордобоя (ведь в СССР по-другому не было?) удалось купить ящик чехословацкого пива Svetovar. Тогда ещё существовала такая страна, как Чехословакия. И тогдашнее чехословацкое пиво было пивом, а не тем набором ингредиентов, что продается сейчас в России в бутылках с чешскими этикетками.
Впереди у двух инженеров была ещё целая жизнь, и оба знали, что жизнь эта будет в целом неплохой. Во всяком случае, стабильной. Один из инженеров рассчитывал стать, как минимум, заместителем министра, второй так далеко не заглядывал, но тоже со временем, несомненно, поднялся бы по карьерной лестнице. Уж до каких высот – неизвестно, но наверняка поднялся бы.
Но все пошло наперекосяк, после того как в Кремле утвердился любитель нового мЫшления и плюрализма, «лучший немец» Михаил Горбачев. В результате, на сегодняшний день оба некогда перспективных инженера являются пенсионерами, получая пенсию, равную 250 евро.
Понятно, что на такую шикарную пенсию чешского пива уже особо не попьешь, ну если только раз в месяц шикануть. За прошедшие сорок лет оба бывших инженера так и живут в полученных от СССР квартирах, не увеличив свою жилплощадь ни на один сантиметр. А вот коммуналка за эти советские квартиры стала совсем другой, наверняка доведшая бы до инфаркта любого начальника ЖЭКа в 1979 году, узрей он эти многие тысячи рублей и такую графу, как «взнос за капитальный ремонт».
За эти сорок лет много чего было в их жизнях, но почему-то одни из самых ярких воспоминаний остались о советской эпохе. Хотя, казалось бы, ну чего тут выдающегося – два мужика в субботу пошли да купили ящик импортного пива? Ну кого этим можно удивить? Однако дело было не в этом конкретном ящике, а в моральном климате на тот момент.
Они были у себя дома, на своей Родине, если так проще будет понять сказанное. Всё было просто и понятно, на многие годы вперед. Это то, чего не хватает сейчас и о чем многие вспоминают с теплотой, но даже и это некие персонажи умудрились изгадить, щедро плеснув в прошлое фекалий и обозвав все это эпохой застоя.
Ну а тех, кому нравилась реальная, а не пропагандистская стабильность, не мудрствуя лукаво обозвали «совками». Я уверен, что многие из читающих эти строки подпадут под это определение.
Но как было сказано выше, я горжусь тем, что я «совок» и что жил в эпоху «застоя». Куда многие наши сограждане с удовольствием вернулись бы, будь у них такая возможность.
Понятно, что жизнь невозможно повернуть назад, ход Истории необратим и неумолим, но только в ту, брежневскую стабильность, вряд ли кому могло прийти в голову хоть какое-то сомнение, что эта стабильность когда-то будет нарушена. А вот теперь только это и приходит в голову. И как бы хотелось верить, что это всего лишь досужие домыслы…
Ну а тем господам, кто презрительно морщит носик от советского прошлого, можно сказать лишь одно – цедя сквозь губу, как им кажется, презрительное слово «совок», они не оскорбляют человека. Они просто ставят себя ступенью ниже. Исторической ступенью ниже, потому что у них было почти тридцать лет для доказательств ущербности всего того, что было в СССР.
Что мы видим в результате? Не новые заводы, электростанции и космические челноки, а квартиры-сейфы полковников-силовиков, где складированы кубометры денег.
Так что обзывание «совком» есть наилучшая похвала. За что хочется сказать большое человеческое спасибо всем этим неодворянчикам, «европейцам» или кому там ещё, кем они самоназвались.
Я лучше сто раз буду «совком» вместе с Юрием Алексеевичем Гагариным, академиком Андреем Николаевичем Колмогоровым и маршалом Константином Константиновичем Рокоссовским, чем иметь сомнительную честь жить в одно время с полковниками-миллиардерами.
Совков не любят. Совками обзываются. А вот кто они такие? Как правильно определить: «вон тот вон — совок, а этот — homo sapiens»? Можно ли приравнять совков и homo soveticus? Давайте вначале попробуем идти от определений.
Итак, «совок», по мнению некоторых — тип, «коему свойственна крайняя нетерпимость к чужому мнению, ему всегда ясно, что лучше для конкретного индивида и для всего человечества в целом („железной рукой загоним человечество к счастью“, девиз СЛОН), на окружающий мир он смотрит с превосходством, хотя уровень его собственного интеллектуального и духовного развития всегда вызывал большие сомнения».
Есть более короткая дефиниция совка: «Совок — это неумение выслушивать собеседника, обливание поголовное грязью чужого…»
Оба определения весьма близки. Приложимы ли они к одним только «советским совкам»?
Я не читал книгу Стефани Фол «Эти странные американцы», но прочитанная в одной статье цитата из нее мне очень понравилась: «Каждая новая волна иммигрантов сталкивается с неприкрытым недружелюбием со стороны старых иммигрантов. Голландцы из Нового Амстердама (нынешний Нью-Йорк) косо смотрели на английских переселенцев; английские переселенцы хмыкали в сторону немцев, которые отказывались брать на работу ирландцев, которые шипели на русских и поляков, которые брезговали жить по соседству с вьетнамцами, и так далее. Любой человек, уже попавший в Штаты, сделает все, чтобы не пустить туда других».
Да и сам я общался, работал и близко контактировал со многими европейцами, и по крайней мере один из них был типичным совком, предпочитая не верить географической карте — чтобы не менять внушенной ему посредством западных СМИ точки зрения.
Выходит, определение «совка» приложимо не только к гражданам СССР?
А вот с «homo soveticus» ситуация намного сложней. Ведь, просто судя по названию («человек советский»), этот термин должен быть применен почти ко всем десяткам миллионов (к примерно 250.000.000 — простите за округление) граждан СССР (за исключением господ Новодворской, Ковалева, Алексеевой и еще 30−40 господ).
Мы, родившиеся в СССР, получившие там образование и все положенные идеологические прививки, во времена СССР были вполне себе «homo soveticus-ами». Посему приравнивать эти два термина мне кажется большой ошибкой.
Да, нам делали «идеологические инъекции», нас держали в определенной информационно-идеологической среде, но думать-то нам помешать не могли! И недаром ходили стишата: «Есть обычай на Руси/ Ночью слушать Би-Би-Си».
Послушал, обдумал, сравнил с советской агитацией и сделал выводы… Никто не может помешать человеку думать.
Вот грянула перестройка, начались разоблачения старых мифов, появились новые герои…
И вот эти новые герои раскрыли рот и заговорили, причем некоторые из них заговорили крайне агрессивно.
А «бывшее коммунистическое» руководство вдруг разом сделало «демократический выбор» и стало такими демократами, что чертям в аду тошно стало.
И эти самые «демократы» и на государственном, и на местном уровне начали принимать убийственные для экономики решения. Вначале все попропадало из магазинов, потом цены скакнули в разы, в десятки раз вверх — и «пропавшее» обнаружилось в кооперативных киосках. Те предприятия госсектора, которые я знал, плотно встали на дно, а потом стали опускаться даже еще ниже. Почему? Ну, об этом как-то в другой раз, тема статьи несколько иная.
Так вот — живущие в СССР граждане, или «homo soveticus-ы», стали перед выбором, как жить. Кто-то уехал на Запад, в Европу, в США и начал с белого листа строить себе новую жизнь в новом месте. А кто-то остался. И вовсе не считает себя лузером.
Недавно прочел интересные определения:
«В иммиграцию подался подвид „совка активного“, и потому там все более агрессивные особи попадаются… в родных пенатах остался „совок пассивный“ — равнодушный, завистливый, злобно критикующий и, по большому счету (чего там греха таить), сформированный неудачник (уж такие программы он у себя запустил), которому чем хуже, тем лучше…»
«Есть ещё подвид — „совок-пиндосовский“. Переехал этакий индивид в США (название страны „Америка“ не признаю), устроился по жизни (как — большой вопрос) и ну плеваться в сторону России, называя свою Родину не иначе, как „рашка“. Становится „святее папы Римского“, всех, кто остался в России (и, в целом, в бывшем СССР), обзывая „совком“, а на выходе сам полнейшее ничтожество».
Несколько моих коллег, знакомых и один хороший друг уехали из России (и из СССР) в 80-е и 90-е годы. Кто-то в Израиль, кто-то в США. Все они были хорошими специалистами, все они устроились хорошо (кто-то сразу, кто-то в конце концов). Никого из них я совком не назову, никто из них, я в этом уверен, никогда не будет кидаться грязью в страну, в которой он родился и жил и из которой он вынужденно уехал в трудное для жизни время.
Так вот, подытоживая тему определения «совок, кто он такой?», мне кажется было бы правильным совместить несколько определений:
1. Нетерпимый к чужому мнению, уверенный, что знает все лучше всех.
2. Не умеющий думать самостоятельно, запрограммированный (посредством СМИ и образования) на определенную волну и не воспринимающий фактов, не укладывающихся в давно сложившуюся у него картину мира (живущий в виртуальной реальности).
3. Агрессивный к чужому мнению, спорящий не с оппонентом, а с «образом», уже существующим в его виртуальной реальности.
И, наверное, 4-м пунктом можно назвать особенность, появившуюся после перестройки — всех оппонентов, для спора с которыми у совка не хватает аргументов, совки ругают «совками».
Клейкие листочки
Journal Info
Links
Почему, придумав слово «совок», я его не употребляю.
Одно из главных моих занятий с 1980–х гг. – изобретение новых понятий и терминов, слов и выражений, которые могли бы войти в язык обществa или отдельных наук. Естественно, мне хочется, чтобы моими трудами воспользовалось как можно больше людей. Чтобы подать им добрый пример, я стараюсь эти слова по мере возможности и уместности употреблять.
Однако самым востребованным из моих слов оказалось то, которым сам я предпочитаю не пользоваться, и в этом состоит коварно-поучительный смысл выражения «слова имеют свою судьбу». Недавно мне попалась заметка в «Аргументах и фактах»: «Кто придумал обидное слово ‘совок’?»:
— «Вот уже много лет модно называть жителей бывшего СССР «совками». Сообщите, кто придумал это малоприятное слово и обозвал им сотни миллионов честных людей?» Н. Варич, Брест.
Писатель и философ Михаил Эпштейн в подтверждение авторства ссылается на свою книгу «Великая Совь» (название образовано по аналогии со словом «Русь»), героев которой он нарек «совками» и «совщицами». В 1989 г. автор читал ее по Би-би-си, откуда обидное прозвище могло просочиться в СССР.
Читатели сами решат, какая мотивация для них сильнее в слове «совок». Не исключено, что все мотивации верны (хотя я и не понимаю, причем тут детская песочница и выпивка из формочки). Вполне возможно, что слово независимо и почти одновременно возникло в нескольких головах. Такая синхрония постоянно случается с научными открытиями и изобретениями, откуда и двойные имена законов Джоуля–Ленца и Бойля–Мариотта. Существует логика самодвижения идей и понятий; существуют некие логосы, или, как их порой называют, мемы, информационные вирусы, которые одновременно проникают в сознание людей в разных частях мира.
Ниже я расскажу историю слова «совок», какой она видится мне и которая не обязательно исключает другие истории. Если она покажется вам чересчур длинной и витиеватой, можно перескочить сразу из начала в конец (но главное находится посередине:)).
Судьба слова. Ирония судьбы
Слово «совок» возникло у меня в 1984 г., когда я начал писать книгу «Великая Совь» (сам я раньше этого слова никогда не слышал и впервые услышал лишь лет 8 спустя). [1]
Существенно, что слово «совки» возникло не само по себе, а в гнезде нескольких родственных слов, обозначающих разные великосовские типы или социальные группы. Приведу их названия и определения:
Примечательно, что из всех этих слов получило распространение именно то, которое своим суффиксом –ок (ср. «царёк», «дружок», «муженёк») выражает наиболее снисходительный и пренебрежительный оттенок «совьего/совского/советского».
Би-би-си в ту весеннюю пору гласности слушала едва ли не половина страны. Предполагаю, что тогда-то слово и было подхвачено, во всяком случае, именно с этого времени оно стало распространяться для обозначения самого характерного, живучего, что было в советском человеке и что не исчезло даже с кончиной страны.
Во всех словарях новорусского жаргона первые примеры употребления этого слова отмечены 1990-91 г., а основная масса приходится на 1992-94. Например: «Это советские люди, совки» (1990). «Мы защищали свое право быть людьми, нам надоело быть совками» (1991). Более ранних примеров нет, и характерно, что самый ранний словарь русского жаргона эпохи застоя (А.Флегон, 1973) этого слова не содержит. Скорее всего, оно появилось, разлилось в воздухе незадолго до 1990 г., когда и прозвучала по Би-би-си сага о Великой Сови и ее неутомимых совках.
Между тем Лев Аннинский, которому в 1988-89 гг. не удалось напечатать книгу в «Дружбе народов», написал обширную и весьма сочувственную рецензию на первое, американское издание «Великой Сови» (1994). Рецензия, напечатанная в журнале «Свободная мысль» (бывший «Коммунист»), называлась «Совки Минервы». [3] Я послал Л. Аннинскому письмо с благодарностью и с вопросом о происхождении слова «совок», на что он ответил:
«. Насчет термина «Совок». Я его впервые услышал от младшей дочери в декабре 1990 года. Она тогда со школьным классом ездила на неделю во Францию и рассказывала, как они, пересекая границу СЮДА (т.е. на обратном пути) с отвращением говорили: «В Совок возвращаемся.»
«. Я-то сама слово «совок» впервые услышала именно от него [Михаила Эпштейнa] в 1989 году в студии Бибиси, когда записывала с ним для «Литературных чтений» отрывки из его сатирического сказания «Великая Совь»».
http://www.utoronto.ca/tsq/23/about_ronen_2.shtml
Мне представляется, что Лев Аннинский и Наталья Рубинштейн, публицисты и журналисты, профессионально работающие в самых горячих точках современного языка и общественного сознания, заслуживают доверия как свидетели и участники истории слов.
Вот так и люди, клеймящие других (и друг друга) «совками», редко осознают, что расписываются тем самым в своей совковости.
Слова имеют свою судьбу. А у судьбы, как известно, есть своя ирония.
1. Слово «Совь» тоже стало проникать в словесность. См., например, стихотворение Аллы Ходос (http://www.interlit2001.com/hodos-4.htm):
2. Первое издание: Великая Совь. Философско-мифологический очерк. New York: Слово/Word, 1994, С. 151-152. Второе издание: Великая Совь. Советская мифология. Самара: Бахрах-М, 2006, С.137.
3. Лев Аннинский. Совки Минервы. Свободная мысль, 1995, No.9, С. 97-107.