Спартанские условия что это такое
Что такое спартанское воспитание
Тяжело в учении – легко в бою
Система спартанского воспитания существовала с 8 по 4 век до нашей эры, когда на Пелопоннесском полуострове войны были обычным делом. В Спарте была одна из лучших армий. Воспитывать будущих воинов начинали с раннего детства. Существовала жесткая система отбора – младенцев, не обладавших отменным здоровьем, просто-напросто уничтожали. Нужны были физически крепкие мальчики и девочки.
До семи лет все дети воспитывались дома, затем мальчиков забирали в специализированные школы. Надо сказать, что и дома юных спартанцев приучали стойко переносить холод и жару, соблюдать жесткий режим.
Спартанцы с раннего детства привыкали к аскетизму, роскошь в этом государстве не ценилась.
Жизнь в интернате
Обязательным для всех было закаливание и различные гимнастические упражнения. Впрочем, молодой спартанец должен был выйти из школы всесторонне образованным человеком. Его учили чтению, письму, основам математики, игре на музыкальных инструментах, пению. Особое внимание уделялось развитию речи. Спартанец должен был уметь ярко, коротко и понятно выразить свою мысль. Такая речь и по сей день называется лаконичной – от названия области «Лаконика» или «Лакония», где находился город-государство Спарта.
Спартанские девушки воспитывались дома, но они тоже должны были быть физически крепкими и всесторонне образованными.
Нужны ли спартанские условия?
Условия в спартанских школах были суровыми. Дети должны были уметь обходиться минимумом удобств. Они спали на жестких постелях, питались грубой пищей. В дальнейшем под спартанскими условиями жители разных стран стали понимать именно суровые условия, без всяких излишеств, а спартанским воспитанием – приучение ребенка к таким условиям.
По-спартански воспитывали своих сыновей даже аристократы, если хотели вырастить из них воинов. Не избежали этой участи и некоторые наследники престола – например, Екатерина Вторая воспитывала своего внука, будущего императора Александра Первого, именно так. Среди соучеников Александра Сергеевича Пушкина тоже были поклонники спартанского образа жизни – мальчики, готовившие себя к военной службе. Им условия в Царскосельском лицее, несмотря на отсутствие излишеств, казались слишком роскошными. Систему воспитания, сложившуюся в скаутских и пионерских организациях, тоже можно назвать спартанской.
Хлеб и вода. Что значит жить по-спартански?
Как появилось выражение
Всего спартанцев было девять тысяч семейств. Так как на войне все равны, на каждую из семей приходилось по равному участку. Чтобы спартанцы не копили денег, вместо них в государстве использовали железные прутья, которые закаливали в уксусе: чтобы их нельзя было перековать.
Спартанцы спали на полу, выстланном тростником, и питались мясной похлебкой с чечевицей и уксусом. Как пишет М.Л.Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция» (1995), по легенде, персидский царь однажды попросил пленного спартанца приготовить ему такое кушанье, а попробовав, сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».
Когда спартанца спросили, почему после сражения он приносит в жертву петуха, он ответил: «Потому что в Спарте не хватило бы быков для наших побед».
Воспитание спартанцев
Женщинам в Спарте нельзя было отставать от мужчин. В Спарте с ними считались на равных. Если новорожденный у женщины оказывался слабым, его забирали и скидывали с обрыва.
Когда мальчику исполнялось семь, он покидал отчий дом и поселялся в казарме с остальными воинами. Раз в год всех без исключения били розгами: надо было выдержать пытку без единого стона.
Спартанцам прививали ненависть к илотам: их спаивали и водили показывать воинам. Вид пьяных илотов должен был вызывать у них отвращение. Часто для тренировки боевых качеств спартанцев заставляли нападать на лагеря рабов.
Говорили, что «только в Спарте стоит жить до старости», ведь спартанцев с детства приучали уважать старшее поколение. Гаспаров рассказывает, что, когда Спарта ослабела и ее захватил македонский царь, он потребовал отдать ему пятьдесят мальчиков в заложники. Но спартанцы сказали: «Возьми лучше взрослых: мы не хотим, чтобы мальчики вернулись к нам не по-спартански обученными».
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Агогэ — жестокая спартанская практика, воспитавшая самых верных солдат
Спартанское воспитание сильно отличалось от того, которое получала молодежь в других городах Балканского полуострова. В Спарте даже частная жизнь молодых людей вплоть до 30 лет была полностью построена на военный лад. Легендарная спартанская пехота была результатом суровой закалки, которой подвергались все, начиная с первых дней жизни.
Геронты — старейшины племени — решали, кто из новорожденных имел право на жизнь, а кого из-за слабого здоровья следовало оставить на склоне горы. Пригодность к войне была первым необходимым качеством для получения полных гражданских прав, открывавших доступ к высшему военному сословию.
Дети подвергались суровым испытаниям, которые должны были закалить их характер, например, их купали в вине и кормили сеном. Младенцев взращивали без пеленок, которые могли сковывать их развитие и защищать от холода или жары. В раннем возрасте дети должны были преодолевать страх темноты. Пройдя начальную закалку, в шесть лет они начинали этап настоящего воспитания, когда их забирали из семьи для прохождения военной подготовки (агогэ). Роль воспитателя будущих солдат брало на себя государство, создавшее для этого специальные учреждения.
Воспитанием молодежи занималось государство
Как пишет Ник Филдс (Nic Fields) в своей книге «Легенда о 300 спартанцах: Фермопилы», мальчики жили в группах (agélai), под началом воспитателя. Лидерские способности поощрялись, внутри группы выбирались вожаки. Жили они в суровых, спартанских, условиях: спали на подстилках из тростника, срезанного по берегам реки Эвротас, и на весь год у них была только одна накидка. Со временем мальчики приучались к боли. Большую часть времени они проводили голыми и грязными, поскольку мыться им разрешалось крайне редко.
Кормили мальчиков скудно, вынуждая их грабить окрестные деревни, что само по себе было ловушкой, потому что, если воспитанника ловили, его ждали суровые наказания. Более того: любой гражданин мог наказать мальчиков, если это шло на пользу их дисциплине. Излюбленным методом были избиения палками в лесу. Для этого находили крепкое дерево, к которому приделывали цепь, а к цепи — палку, и пока двое избивали наказуемого, тот должен был держаться за палку. Били бамбуковыми дубинками, потому что удары от них очень болезненны, жгли и разрывали кожу. Если мальчик падал от боли, двое его товарищей поднимали его, чтобы продолжить наказание. Конечной целью такого рода воспитания было приучить детей к работе в группе и слепому повиновению старшим.
Контекст
Спартанцы — лучшие воины всех времён?
Правда о «Бессмертных»
«Единственные настоящие служители искусства войны»
Подобным образом, в постоянном военном режиме, спартанцы жили до 30 лет, когда им выдавалось отдельное хозяйство для создания собственной семьи. Именно тогда они становились полноправными гражданами и одними из равных (homoioi). Солдаты вступали в брак поздно, а роль женщины в обществе была очень ограниченной. Все это (помимо гомосексуализма) приводило к тому, что солдаты могли по первому зову быстро прийти на поле боя, не имея лишней обузы в виде семьи. Женщины также получали в школах физическое воспитание, необходимое им для поддержания активности и возможности родить будущих здоровых и крепких воинов.
Подобное воспитание создавало самых грозных солдат в Греции. Геродот описывал спартанцев как мастеров войны, а Ксенофонт — как единственных настоящих служителей искусства войны. В отличие от остальных греческих воинов, для спартанцев война была профессией, и сражались они в стране, хорошо защищенной горами. Нигде еще в Греции не был достигнут подобный уровень военного искусства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Спартанский путь: мышление и тактика величайших воинов
На пике своего развития спартанская армия была самой доминирующей и опасной военной силой в Древней Греции, и вся ее доблесть опиралась прежде всего на воинскую стратегию, которая включала в себя тренировку как ментальной силы солдата, так и его боевых качеств. Сегодня мы проведем краткую, но увлекательную экскурсию по основным тактическим принципам, которые позволили этим воинам сражаться столь яростно и оставаться непобедимыми.
Сила внешнего вида
Спартанские воины были одеты в алую тунику и накидку (последняя снималась перед битвой), ибо, по словам Ксенофона, этот цвет считался «менее женственным и больше подходящим для войны». Это заявление породило, в свою очередь, апокрифическую идею о том, что выбор красного цвета связан с тем, что на его фоне была не видна кровь спартанца.
Одежда и экипировка спартанского воина работали ему на пользу двумя способами: 1) это позволяло самому солдату чувствовать себя более уверенным, непобедимым и свирепым; 2) наводило страх на его врага.
Сила внешнего вида спартанца ослабляла вражеский настрой еще до того, как начиналась битва, и дополняла его непобедимый образ, который шел впереди самой спартанской армии.
Постоянная занятость
«Держите своих людей занятыми. Если нет работы, то придумайте ее, потому что болтающие солдаты превращают разговоры в страх. С другой же стороны, действие порождает аппетит для еще большего действия».
— Стивен Прессфилд, «Врата огня» —
Воин должен быть почтительным
Спартанцы были чрезвычайно благоговейными людьми. «С раннего возраста, — пишет Павел Рахе, — они были пропитаны страхом перед богами настолько мощным, что это отличало их от других греков. Во многом благочестие послужило «основой спартанского морального духа»».
Перед началом каждого похода спартанцы советовались с оракулами, приносили жертвы, внимали религиозным приметам. За каждое неправомерное решение накладывалась санкция или порицание жрецов. Известно, что именно из-за религиозного празднества спартанцы с задержкой прибыли на Марафонскую битву, и по схожей причине Леонид отправился в Фермопильское ущелье лишь с передовым отрядом собственной охраны, а не целой армией.
Выносливость — основа силы
В фаланге во время битвы ловкость, скорость и сообразительность были не так важны, как стойкость и выносливость. Линия отряда гоплитов оказывала давление на врага своими щитами, стремясь вытеснить противника или пробить брешь в его построении. Добродетелями, в которых спартанец больше всего нуждался в подобные моменты, были преданность, дисциплина и стойкость. Именно эти качества являлись наиболее важными, чтобы сохранять прочность собственной фаланги и не позволить врагу ее разрушить. Мужество, конечно, также было необходимо, но не то мужество, что заставляло бросаться в бой без страха смерти, а то, что позволяло проявлять стойкость даже в самые тяжелые моменты.
Говорить (и думать) лаконично
Спартанский философ Чилон однажды сказал: «Меньше — значит больше», и это было основой лакедемонской культуры с ее городской архитектурой, гражданской одеждой и образом жизни. Действительно, «спартанец» сегодня — это дескриптор, синоним простоты, строгости и аскетизма.
Принцип «меньше — больше» распространялся и на лексические привычки спартанцев, которые применяли минималистский подход к речи, который мы называем «лаконичным». Говорить было принято лишь тогда, когда информация действительно являлась важной. И даже в этом случае речь должна была быть короткой и содержательной. Как говорили сами спартанцы, их слова «необходимо было затачивать так же остро, как и боевые копья перед походом».
Есть легенда, согласно которой Филипп II (отец Александра Македонского) послал спартанцам сообщение: «Если я войду в Спарту, то сотру ее с лица земли». На что спартанцы в ответном письме отправили ему лишь одно слово: «Если». И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитый ответ Леонида на угрозу персов о том, что их стрелы своим количеством затмят солнце: «Значит, мы будем драться в тени».
Подобная лаконичность была целесообразна и во время сражений. Так, в атмосфере хаоса было гораздо проще отдавать приказ и четко доводить до сведения солдата определенную информацию.
Спартанское воспитание: сила духа в ущерб силе мысли
Словосочетание «спартанское воспитание» всемирно известно. Четко продуманная и отлаженная система не столько воспитания детей, сколько построения целого общества, прославила небольшое древнее греческое государство в веках.
Но мало кто знает, что строгие принципы, целью которых было создание боеспособного и готового к любым тяготам народа, привели к обеднению культуры и духовности Спарты.
По мнению многих ученых, именно «спартанское воспитание» стало причиной упадка и исчезновения этого государства.
Спартанские дети
Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».
Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.
Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.
Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.
Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.
Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.
Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.
Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.
В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.
Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.
Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.
За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.
Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.
Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).
И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.
Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.
Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.
Спартанские девушки
Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.
Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским.
За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.
Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.
Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют.
О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.
Узнайте также: о мифах дельфийского оракула, где находится храм Аполлона и как его строили, и много других исторических легенд.
Предлагаем посетить увлекательную экскурсию и узнать все о пещере Зевса: как добраться и что посмотреть в окрестностях, поможет в этом наша статья.
Археологические памятники, древний Акрополь, святилище Аполлона — все это можно увидеть в городе Гортине, читайте подробнее.