Спаси христос что значит
Спаси Христос
Смотреть что такое «Спаси Христос» в других словарях:
СВАДЬБА — торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих… … Русская история
Спасибо — Спасибо Вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность. Слово образовалось из словосочетания «спаси Бог». Большинство старообрядцев не употребляют слово «спасибо», считая что отрезают от слова «Бог» букву «г», в качестве… … Википедия
НЕКРАСОВЦЫ — Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники… … Казачий словарь-справочник
спаситель — СПАСИТЕЛЬ1, я, м (С прописное). То же, что Мессия. В распадающемся обществе Спаситель может появиться в самых различных одеждах, меняя в зависимости от ситуации и стратегию, и тактику (А.Тойнби). СПАСИТЕЛЬ2, я, м (С прописное). Бог Сын Иисус… … Толковый словарь русских существительных
Спаситель — м. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Спаситель — м. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИСКУШЕНИЕ — побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении … Православная энциклопедия
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия
Распятие Христово — У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие (значения). «Р … Википедия
Распятие Иисуса Христа — «Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы) Распятие Христово это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Содержание 1 … Википедия
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА. Православный этикет
Входя в дом, надо сказать:«Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Почему Иисуса Христа называют спасителем — от чего Он спасает?
В этой статье мы разберем, почему Иисуса называют спасителем, а также узнаем, от чего спасает Христос. У многих читателей может возникнуть вполне разумный вопрос — зачем от чего-то спасаться, если никакой угрозы на горизонте не видно? И действительно, большинство людей не осознает своей духовной потребности в Боге, а следовательно и своей нужды в изменениях и спасении. Об этом хорошо сказано в Евангелии от Матфея:
«Войди в узкую дверь, которая открывает дорогу на небо. Я говорю тебе это, ибо широки ворота и широка дорога, ведущие к погибели, и множество людей следует по этому пути. Но узки ворота, и тяжела дорога, ведущая к жизни, немногие находят её». (От Матфея 7:13,14)
Независимо от того, к какому типу людей вы себя относите, прочтите эту небольшую статью дальше. Вы не только узнаете, почему Иисус является спасителем, но, возможно, это в будущем изменит всю вашу жизнь.
Почему Иисуса называют спасителем?
Давайте для начала разберемся, почему Иисуса называют Христос и что означает Его имя.
«Иисус» звучит на еврейском как «Иешуа». Иешуа, или «Яшуа» — это краткая форма от «Иехошуа», что означает «Яхве (Иегова) — спасение». Христос же с греческого означает «Помазанник». На греческом оно звучит как «Машиах» — Мессия. Таким образом, Иисус Христос означает «Спаситель», «Помазанник», «Мессия». Это имя несет в себе глубокий смысл.
Далее мы посмотрим, что говорится в Библии о спасении и какова в этом роль Иисуса Христа.
Иисус Христос пришел спасти этот мир
Если очень сильно упростить, то можно сказать, что вся Библия дана человеку для того, чтобы найти Бога, обрести веру в Него, чтобы затем благодаря своей вере восстановить отношения с Богом и обрести спасение. Все книги Ветхого и Нового Завета связаны невидимой нитью этого важнейшего послания. А единственным посредником в этой миссии как раз и является Иисус Христос. Вот, что об этом сказано в Библии:
Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал Своим единственным Сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, а обрёл вечную жизнь. Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего. (От Иоанна 3:16-18)
Ибо Сын Человеческий пришел, чтобы спасти всё потерянное. (От Матфея 18:11)
Сын Человеческий пришёл искать и спасти погибающих». (От Луки 19:10)
Когда Бог посылает на землю Своего единственного Сына, называя Его Иисусом Христом, Он вкладывает в это очень большой смысл. Именно Иисус Христос — это единственный путь к Богу и Спаситель. Именно в этом и была миссия Иисуса Христа — стать Спасителем, Помазанником и Мессией.
Так от чего же пришел спасти всех людей Иисус Христос? Ниже вы найдете несколько библейских отрывков, которые дают ответ на этот вопрос.
Иисус — совершенный первосвященник, спасающий нас от наших грехов
Иисус же будет жить вечно, и священничество Его вечно. Поэтому Он и может спасти тех, кто придёт к Богу через Него, ибо будет жить вечно и всегда будет ходатайствовать за них. И потому Иисус именно такой Первосвященник, какой нам нужен. Он — святой, безгрешный и невинный, Он не поддаётся влиянию грешников и вознесён над небесами. Ему нет нужды каждодневно приносить жертвы, подобно другим первосвященникам, сперва за свои грехи, а потом за человеческие. Он принёс Себя в жертву раз и навсегда. (К Евреям 7:24-27)
И родит она сына, и назовёшь ты Его Иисусом, ибо Он спасёт Свой народ от грехов». (От Матфея 1:21)
Иисуса называют спасителем из-за того, что Он спасает людей от греха. Вот, что пишет по этой теме известный христианский автор и учитель Гордон Фергюсон:
«Наша проблема в понимании ужаса греха заключается в том, что мы позволили сатане cделать то, что у него получается лучше всего, — обманывать нас, думая, что мы, в принципе, хорошие люди. Возможно, многие из нас действительно хорошие по сравнению с нашими ближними (которые наверняка плохие). Но по сравнению с безгрешным Иисусом мы совсем не хорошие. Мы заслуживаем смерти и ада; по милости Божьей мы можем избежать последнего, если мы действительно живем так, как нас призывает Иисус.
Когда я делаю учение по первым трем главам Послания к Римлянам, я даю ему название «Лучший из нас ужасен!» В главе 1 показаны ужасные грехи язычников; в главе 2 приведены лицемерные грехи евреев; глава 3 подводит итог проблеме всего человечества такими словами: «Как написано: «Нет праведного ни одного»» (Римлянам 3:10). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Исайя описал это еще более шокирующими словами, когда сказал в 64:6 «Вся праведность наша – как запачканная одежда».
Вы в шоке? Я да. Прощение такого количества грехов, которое мы все совершили, — это концепция, которую наши смертные умы просто не могут понять. Тогда как Бог может простить их так свободно, как об этом говорит Библия? Бог должен был стать человеком — другого ответа нет. Божество Христа нельзя игнорировать. Это вопрос спасения».
Грехи каждого из нас и их последствия — вот то, от чего мы никогда не сможем избавиться сами. И дело даже не в том, что у каждого греха есть свои земные последствия (хотя и они ужасны и являются единственной причиной всего творимого на земле зла). Дело в том, что у каждого совершенного нами греха есть вечные последствия. Грехи — это единственное, что отделяет нас от Бога и от возможности быть с Ним в вечности. Наша жизнь не заканчивается на земле, а то как мы прожили эту жизнь, отразится на нашей вечности.
Мы все ошибаемся, и мы все грешны. Но Иисус может спасти нас от наших грехов и последствий наших грехов. Иисус — совершенный первосвященник, который взял на Себя грехи всего мира, дав каждому из нас шанс на прощение и избавление от грехов.
Иисус спасает от Божьего гнева
Были вы мертвы духовно из-за своих уклонений и прегрешений, в которых пребывали вы ранее, следуя путями мирскими и повинуясь властителю, господствующему в воздухе, духу, действующему сейчас в тех, кто не послушен Богу. Мы также жили среди них одно время, потакая потребностям своей греховной натуры и следуя своим греховным желаниям и мыслям. Как и все остальные в мире, мы обречены были испытать на себе гнев Божий. (К Ефесянам 2:1-3)
…и ожидать пришествия Сына Его с небес, Сына, Которого воскресил Он из мёртвых, то есть Иисуса, Который спасает нас от надвигающегося гнева Божьего. (1-е Фессалоникийцам 1:10)
Согласно этим отрывкам из Библии Иисус спасает людей от Божьего гнева. Может показаться странным, что Иисус, единственный Сын Божий, спасает нас от Самого же Бога. Зачем любящий Бог гневается на людей, если Он хочет, чтобы все люди были спасены? Но вот этот отрывок из послания к Римлянам хорошо объясняет настоящую причину Божьего гнева на людей:
Гнев Божий открывается с небес на всё злое и неправедное, что совершают люди, попирающие истину своею неправедностью. (К Римлянам 1:18)
Бог гневается не на людей, а на поступки, которые совершают люди. И вновь мы видим, что всему причиной наши грехи — именно они, наши неправедные и злые поступки, попирающие истину, вызывают Божий гнев. Иисуса называют спасителем из-за того, что Он спасает нас от Божьего гнева, заплатив за наши грехи на кресте Своей кровью и жизнью.
Иисус спасает от смерти
Иисус Христос — единственный путь к спасению
Мы узнали, почему Иисуса называют спасителем. Мы поняли, что Иисус спасает людей от грехов и их последствий в вечности, от Божьего гнева, а также от смерти. Но может есть какой-то другой путь избежать всех этих вещей? Может можно просто вести высокоморальный образ жизни или стать приверженцем какой-то другой религии, где тоже обещается вечная жизнь в раю? Вот, что об этом говорится в Библии:
Иисус сказал: «Я — ваш путь, истина и жизнь. Никто не придёт к Отцу, кроме как через Меня. (От Иоанна 14:6)
Иисус — «Камень, отвергнутый строителями и ставший краеугольным». Только в Нём одном спасение, ибо нет другого имени под небесами, данного людям, через которое мы можем спастись». (Деяния 4:11,12)
Хорошо, Библия говорит, что Иисус является единственным путем к Богу и спасению. Но почему мы должны верить этому? Мы можем верить этому из-за Богодухновенности самой Библии (доказательствам того, что она является посланием Бога людям, а не трудом рук человеческих), а также из-за доказательств воскресения и доказательств Божественности Иисуса Христа. Зная это, мы можем доверять всему, что написано в Библии, а следовательно и тому, что Иисус является единственным путем к Богу и единственным путем к спасению.
Если вы хотите изучить тему спасения более подробно, то рекомендуем вам ознакомиться со статьей, в которой мы опубликовали список всех цитат из Нового Завета о спасении. В этом списке вы найдете более 130 библейских отрывков, которые помогут вам за короткое время получить достаточно полную картину о спасении.
Мы также хотим предложить вам узнать не только о спасении, но и о том, как стать учеником Христа, чтобы получить спасение. Напишите нам через раздел контакты, мы ответим вам в самое ближайшее время.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.
Спас Нерукотворный: значение
Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.
Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.
С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.
Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.
Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.
Молитвы образу Спас Нерукотворный
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
В чем помогает икона Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:
Спас Нерукотворный: иконография
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда люди, именующие себя христианами, утверждали, что достаточно верить в Бога, а хождение в храм – это слишком.
В таких случаях у меня на языке постоянно крутятся вопросы: «В какого Бога вы верите? Кто такой Христос? Зачем Он пришел на землю, пострадал, умер и Воскрес? Почему Иисус Христос назван Спасителем?» и т. п. Вот и получается, не имея возможности, хотя бы для самих себя, ответить на эти вопросы, «христиане» верят вообще непонятно в кого, а в таком случае действительно в храм ходить незачем. Вера – это не какая-то абстракция, не вопрос вкусов или эстетических предпочтений, она должна быть конкретной, определенной. Одними из важнейших вопросов, имеющих непосредственное отношение к вечной участи человека, являются вопросы: «Почему Христос Спаситель? Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? От чего Он нас спас?». Ответ на них формирует наше мировоззрение и напрямую влияет на преображение из «христиан» в христиан.
О Христе как Спасителе кратко
Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:
О Христе как Спасителе более углубленно
Итак, почему Иисуса Христа называют Спасителем, мы вкратце выяснили, теперь стоит сказать об этом немного подробнее.
В приведенных местах Священного Писания встречается понятие искупления, без которого разговор о спасении человечества невозможен. Вообще христиане часто говорят об искуплении. Значение этого слова для нас не просто схоластика, оно буквально пропитано живой верой в Спасителя, особенно в дни Страстной седмицы, когда мы сопереживаем Страданиям Христа. Т. е. большинство православных христиан на интуитивном уровне, чувствуют, что такое искупление, но стоит все-таки дать ему более отчетливые очертания. Думаю, не станет неожиданностью указание, что слово искупление в Священном Писании встречается многократно. Буквальный его перевод с греческого языка означает «освобождение за определенный выкуп». Известный богослов Владимир Николаевич Лосский указывает, что отвлеченное понятие искупления носит юридический характер, с чем сложно не согласиться. Однако в христианстве оно приобретает более глубокий смысл. Сын Божий нас спасет, потому что именно Он совершил «выкуп», освобождающий нас от последствий грехопадения. Вспомним, что грех, проклятие и смерь стали поработителями человека, раб же может рассчитаться сам за себя и остается в заключении до тех пор, пока кто-то его не выкупит.
Положительная и отрицательная стороны искупления
Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.
Объективная и субъективная стороны спасения
Однако, как мы понимаем, не все будут спасены и награждены. Апостол Павел в своих довольно известных словах (1 Кор. 2, 9) указывает, что Господь уготовил невероятные дары «любящим Его». И проблема здесь не в том, что кого-то Бог не наградит по собственному произволению, а в том, что Божественную любовь еще нужно принять в ответном действии любви. Насильно любить невозможно, потому нелюбящие Господа сами откажутся от даров и попросту будут неспособны их впустить в себя. Поэтому в деле спасения человека нужно выделять объективную и субъективную стороны. Объективная – заключается в том, что Бог уже сделал все возможное для нашего спасения, ее я и стараюсь раскрыть в этой статье. Субъективная же сторона зависит от самого человека, от желаний, устремлений и, как следствие, тех или иных действий, выстилающих дорожку либо к вечной жизни, либо к вечной погибели.
Теории искупления
Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:
Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.
Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.
Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.
Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.
Вывод
Напоследок напомним принцип, сформированный еще во II веке свт. Иринеем Лионским: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. В этой мысли собрано всё, о чем было сказано и больше.
Надеюсь, что теперь на вопрос: «Почему Иисус Христос Спаситель?» – у нас будет четкий ясный ответ, который, возможно, для кого-то послужит инструментом осознанного и живого обращения к истинному Спасителю.