Специалист контрактной службы что делает
Как стать специалистом в сфере закупок (контрактным управляющим)
Кто такой специалист в сфере закупок
Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.
В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.
Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.
Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.
При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.
Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.
Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.
Требования к должности специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Сотрудники, отвечающие за организацию и проведение тендеров, обязаны ориентироваться на профстандарты. В зависимости от квалификации это № 625н для специалиста по госзакупкам и № 626н для эксперта.
ФЗ №44 определено, что специалист, отвечающий за госзакупки, обязан иметь высшее или среднее образование в сфере госзакупок. Кроме того, допускается прохождение профильного переобучения для сотрудников, имеющих высшее образование в иной сфере.
Сотрудник, назначаемый на эту должность, предъявляет соответствующий диплом или удостоверение о повышении квалификации. Так заявлено в статье 60 Закона об образовании. Кроме того, заказчик должен регулярно отправлять специалистов по закупкам и сотрудников контрактной службы на курсы повышения квалификации.
Законодательно также утверждено и количество специалистов, отвечающих за проведение госзакупок. Возможно назначение одного работника, обеспечивающего все этапы процесса, или создание отдела с несколькими специалистами. Ч.1 ст.38 44-ФЗ определено, что при годовом обороте закупок более 100 млн рублей рекомендовано создание контрактного подразделения. Это условие не считается обязательным, и руководство вправе назначить одного сотрудника для выполнения всех функций.
В случаях, когда годовой оборот менее 100 млн, и отдельного подразделения нет, устанавливается должность специалиста по закупкам.
Профессиональные обязанности: чем занимается контрактный управляющий в организации государственного заказчика
Ответственный работник обязан досконально изучить ФЗ №44, в котором изложены все аспекты деятельности, касающейся госзакупок. Там же определены и обязанности специалиста. В спектр ответственности специалиста по закупкам входят:
составление и внесение изменений в план-график;
передача информации в ЕИС (Единая информационная система);
уведомления о проведении тендера в ЕИС;
разработка прототипов контрактов и сопутствующей документации;
отправка приглашений на регистрацию на тендер для потенциальных поставщиков;
проведение тендера, анализ предложений, заключение договоров;
участие в разбирательствах при обжаловании итогов тендера;
анализ конкурентной среды;
разработка новых технологий, улучшающих эффективность обеспечения нужд госучреждения;
консультации с поставщиками товаров и услуг.
Трудовые обязанности также зависят от профессионального уровня сотрудника и занимаемой должности. Объем и сфера деятельности эксперта по закупкам немного шире, чем у рядового специалиста. В его обязанности входят:
анализ процедуры закупок;
проверка заключенных контрактов и выполнения обязательств;
управление подразделением, отвечающим за проведение закупок;
проверка профессиональных навыков сотрудников подразделения;
контроль своевременного прохождения работниками курсов повышения квалификации;
выявление и устранение проблем в процессе госзакупок.
Где учатся на специалиста по госзакупкам
Законодательно предусмотрено, что данную должность может занимать только сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший профессиональную переподготовку. Частью 2 ст.9 44-ФЗ также установлено обязательное прохождение курсов повышения квалификации для контрактных управляющих.
Регулирует процедуру обучения Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499. Он же определяет сроки. Не менее 16 часов по программе повышения квалификации и не менее 250 часов при переподготовке.
Профессиональное обучение могут проводить учреждения ДПО, имеющие соответствующую аккредитацию.
Допускаются очная и заочная формы. Пройти программу переподготовки или курсы повышения квалификации на должность «специалист по госзакупкам» может претендент со средним профессиональным образованием. Для повышения квалификации понадобится также диплом о прохождении профпереподготовки.
Экспертом в сфере закупок может стать кандидат, имеющий высшее образование и не менее 5 лет опыта работы с госзакупками, а также 3 года на руководящих постах.
Как обучиться дистанционно в Академии
В настоящее время гораздо удобнее проходить обучения дистанционно. Это позволяет получить нужные навыки без отрыва от профессиональной деятельности. Академия бизнеса и управления системами предоставляет возможность пройти курсыпереподготовки и повышения квалификации для специалистов и экспертов по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ. А БиУС в 2006 году принимала участие в общественном обсуждении разработки профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».
Обучение проводится удаленно с применением современных дистанционных образовательных технологий. По окончании курса выпускники получают диплом или удостоверение о повышения квалификации надлежащего образца.
Слушателям назначается индивидуальный куратор, оказывающий помощь в процессе обучения. Программы полностью соответствует требованиям законодательства и адаптирована для дистанционного обучения. Изучение материала и прохождение промежуточных тестов проводятся в удобное для слушателя время.
Подать заявку на обучение можно онлайн на сайте Академии электронном виде и подписать договор. После внесения предоплаты ученики получают доступ к образовательной платформе и всем необходимым материалам. В завершении проводится аттестация специалистов с помощью итогового теста (пересдачи теста бесплатные).
Выпускнику отправляют документ об образовании, который внесен в государственную систему реестра ФИС ФРДО, подтверждающий квалификацию в соответствии с профстандартом.
Какие дополнительные образовательные программы могут пригодиться специалистам в работе
После подведения итогов торгов нередко возникают споры. В отдельных случаях их удается урегулировать на месте. Однако в сложных ситуациях окончательный вердикт выносит суд. Специалист по закупкам непосредственно участвует в разрешении спорных вопросов. Поэтому знания юриспруденции для него являются огромным преимуществом. Это часто позволяет сразу урегулировать конфликт и избежать судебных разбирательств.
Важно также хорошо ориентироваться в той экономической сфере деятельности, с которой организация специалиста работает в рамках госзакупок. Для каждого направления государственные контролирующие ведомства устанавливают свои особенности регулирования. Избежать нарушений и разобраться в установленных нормах помогают специальные программы повышения квалификации. Например, закупки в сфере строительства и закупки в сфере здравоохранения.
Контрактному управляющему следует проявлять особое внимание при составлении документов. В данной сфере нередко возникают споры, касающиеся попыток заказчика манипулировать количеством участников тендера. Любые непродуманные фразы в контракте могут стать причиной обвинения в коррупции и последующих судебных разбирательств.
Устанавливая жесткие требования к качеству товаров и услуг, заказчик рискует получить обвинение в умышленном ограничении количества участников торгов, нарушении основных принципов госзакупок.
Например, в Оренбургской области слушалось дело о тендере. Заказчик установил, что к конкурсу допускаются только компании, имеющие опыт оказания услуг в дочерних предприятиях ОАО «Х». После рассмотрения дела комиссия постановила устранить этот пункт из контракта.
Верховным судом рассматривалось дело о проведении тендера в Краснодарском крае. Заказчик установил критерий о наличии у участников торгов опыта в проведении строительных и ремонтных работ автомобильных дорог. Верховный суд счел, что такая позиция нарушает основной принцип конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, и обязал удалить данный пункт из контракта.
Если у вас остались вопросы по теме статьи или об образовании, закажите бесплатный звонок и специалисты Академии вам помогут!
Статьи
Контрактная служба и контрактный управляющий
Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.
Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.
Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.
В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?
При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.
Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).
Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
Сходства между контрактной службой и контрактным управляющим
Работниками контрактной службы и контрактными управляющими могут быть только штатные сотрудники заказчика, а не привлеченные лица. Такие лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
До настоящего времени не утихают споры о том, достаточно ли таким лицам иметь просто высшее образование либо такое высшее образование должно быть получено именно в сфере закупок. Центр закупок и продаж «Закон.гуру» убежден, что словосочетание «в сфере закупок» относится не только к словам «дополнительное профессиональное образование», но и к словам «высшее образование», т.к. в противном случае к выполнению соответствующей трудовой функции могли бы быть допущены лица, ничего не понимающие в закупках.
К большому сожалению, наличие просто «корочки» в отсутствие реальных знаний, относительно невысокие зарплаты при достаточно высокой ответственности (в том числе административной, а иногда и уголовной), приводят к «текучке кадров»: приходит новый сотрудник, получает «корочку» за счет учреждения, а затем административные штрафы, несопоставимые с уровнем его заработной платы (прим.: штрафы по Закону № 44-ФЗ во всех случаях оплачиваются за счет самого сотрудника), после чего увольняется, а дальше начинается новый круг. Поэтому лицам, которые потенциально рассматривают данную сферу в качестве трудоустройства мы предлагаем предварительно взвесить все «за» и «против», а еще лучше обратиться за предварительной консультацией в Центр закупок и продаж «Закон.гуру».
Отсутствие соответствующей «корочки» у должностного лица, включенного руководителем учреждения в состав контрактной службы или назначенного контрактным управляющим, может повлечь за собой привлечение руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах руководителя такие «корочки» данным лицам обеспечить.
Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?
Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ. Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к. большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.
Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве. Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения. Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:
Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому. При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России. Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.
Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.
В частности, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» реализует «горячую линию» по возникающим вопросам посредством WhatsApp, помогая «не наломать дров» в первое время. Стоят такие консультации относительно недорого, особенно принимая во внимание размеры потенциальных штрафов, которые могут быть возложены за допущенные ошибки.
Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:
Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад. часов и выше. Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).
Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия. Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад. часов, но очно из них реализуется только, например, 16. Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.
Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок. Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки». Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.
Обязанности контрактной службы и контрактного управляющего
Функциональные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего примерно равны и определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь базовые обязанности:
Их расшифровка для контрактной службы содержится в приказе Минфина от 31.07.2020 № 158н, устанавливающего типовой регламент (положение) о контрактной службе. Для контрактного управляющего расшифровка должна быть приведена в должностной инструкции.
Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ использует различные формулировки при установлении функциональных обязанностей контрактной службы и контрактного управляющего: где-то используются слова «разрабатывают», «осуществляют», «участвуют» (т.е. исполняют соответствующие обязанности самостоятельно, без возможности передачи такого функционала кому-либо, в том числе иным сотрудникам заказчика), а где-то «обеспечивают» (т.е. сами не осуществляют, а координируют работу по данному направлению). Это важно учитывать при составлении положения о контрактной службе и разработке должностной инструкции контрактного управляющего.
Например, п. 3.2.2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н, закреплено, что контрактная служба заказчика «определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта». Соответственно работники контрактной службы осуществляют данную функцию самостоятельно, без возможности ее возложения на сотрудника (ов) заказчика, не входящего в состав контрактной службы. Аналогичное требование установлено п. 3.2.2.2 Типового положения: контрактная служба «осуществляет описание объекта закупки».
Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего
Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.
Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.
Обязанности специалиста по закупкам
Антикризисное предложение до 26 декабря
Обязанности специалиста по закупкам: что в них входит?
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Бюджетные организации по закону могут осуществлять приобретение какой-либо продукции, заказывать работы или услуги только в рамках системы государственных закупок, то есть посредством торгов. В подавляющем большинстве случаев обращаться к подрядчикам напрямую нельзя. Поэтому в каждом таком учреждении существует отдел (или хотя бы специалист), занимающийся вопросами взаимодействия со сторонними организациями. Такие люди есть и в коммерческих структурах. В обязанности специалиста по закупкам входит все, что связано с аукционами, торгами, запросами котировок, оформлением сопутствующей документации. Именно об этом пойдет речь в материале.
Чем конкретно занимается специалист по закупкам
Специалист по закупкам сначала готовит документы, которые позволят разместить заказ организации на специальном интернет-ресурсе, следит за проведением всех конкурсных процедур и занимается вопросами оформления контрактов после определения победителя.
Человек, который разбирается в том, как организуются тендерные мероприятия, нужен как заказчику, так и исполнителю, поэтому эта профессия особенно востребована сегодня. Обязанности специалиста по закупкам будут несколько отличаться в зависимости от того, на кого он работает и какова цель нанимателя.
Если человек работает в государственной структуре, ему важно прежде всего разместить закупку на сайте, собрав полный пакет документов, проконтролировать весь процесс и провести сопровождение заключения контракта. Его обязанности в данном случае будут следующие:
В обязанности специалиста по закупкам со стороны поставщика входит:
Закупочная деятельность регулируется 44-ФЗ, это касается в том числе и вопросов квалификации специалистов. Так, например, Закон (ч. 6 ст. 38) говорит о том, что сотрудник государственного учреждения должен обладать определенными знаниями, которые обеспечат ему понимание того, как протекают все закупочные процессы.Для проведения закупки необходимо сформировать конкурсную или аукционную комиссию, состоящую из нескольких человек. Эти люди должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации и в ряде случаев иметь специальные знания в области, в которой проводится закупка (ч. 5 ст. 39).
В коммерческих структурах, выступающих поставщиками, специалист по закупкам, обязанности и требования у которого иные, может не иметь специального образования.
Любая государственная структура, которая самостоятельно занимается закупками, должна иметь в штате специалиста в этой области. Об этом говорит статья 38 44-ФЗ. Как правило, в государственных учреждениях существуют целые отделы закупок, в штате которых состоит несколько человек.
Количество сотрудников учреждения, которые занимаются закупками, определяется их годовым объемом. Если госструктура за год совершает закупки на сумму, превышающую 100 млн. рублей, она обязана сформировать контрактную службу. Однако не обязательно создавать специальный отдел, в обязанности сотрудников которого входят исключительно закупочные вопросы.
Если сумма, на которую организация совершает закупки, меньше 100 млн. рублей, контрактной службы в ней может не быть, и тогда руководство назначает человека, который будет заниматься торгами и отвечать за исполнение каждого контракта.
Должностная инструкция специалиста по закупкам
Любая должностная инструкция формируется для специалиста конкретной организации. В ней перечислены обязанности сотрудника, требования к его работе, права, ответственность за халатность в исполнении рабочих обязанностей. Должностную инструкцию должен иметь каждый специалист отдела закупок. Обязанности в ней должны быть прописаны четко в соответствии с реальным функционалом работника.
Наряду с трудовым договором должностная инструкция является главным документом, который подписывает человек, устраиваясь работать в какую-либо организацию. В обязанности специалиста по закупкам должно входить только то, что прописано в инструкции. Делать что-то, не отраженное в ней, сотрудник не должен и не имеет права. Именно поэтому грамотное составление этого документа является важной задачей работников кадровой службы учреждения.
В процессе составления должностной инструкции нужно ориентироваться на законодательство и стандарты, которые существуют в конкретном регионе. Из чего состоит такой документ?
Перечень обязанностей специалиста по закупкам формируется в соответствии с 44-ФЗ, который регулирует всю государственную тендерную деятельность.
Согласно этому федеральному закону, обязанности специалиста по закупкам и специалиста по снабжению во многом схожи, однако имеется и ряд отличий. Круг обязанностей специалиста по закупкам значительно шире.Это влияет и на место в должностной иерархии, и на размер заработной платы, и, конечно, на содержание должностных инструкций. У специалиста по закупкам она будет более объемная, а требования к нему более жесткие. Важно помнить об этом при составлении документа.
Должностные и функциональные обязанности специалиста по закупкам
44-ФЗ прописывает основные сферы, в которых работает специалист по организации закупок.
Обязанности этого сотрудника заключаются в следующем:
Все это, как говорилось выше, должно быть указано в должностной инструкции. Специалист должен действовать в рамках своих обязанностей, соблюдать требования работодателя и знать о своих правах.
Что должен знать специалист по закупкам. Профстандарт:
К умениям специалиста по закупкам относится:
Документы, которые регулируют работу специалиста по закупкам:
Кроме того, можно создать документ, в котором будут указаны трудовые функции специалиста, которые в основном совпадают с его обязанностями, но прописываются в более обобщенном виде, допустим, так:
Права работника тоже можно прописать подробно. К примеру, специалист по закупкам имеет право действовать от имени организации и представлять ее интересы перед контрагентами, государственными и муниципальными органами. Также он может самостоятельно планировать свою работу, вносить в нее коррективы, принимать решения в рамках своих полномочий. Сотрудник имеет право предлагать какие-то меры по повышению эффективности работы организации.
Что еще должен иметь в виду специалист в сфере закупок? Обязанности, которыми он наделен, должны исполняться надлежащим образом и в срок. Если этого не происходит, организация вправе применить к сотруднику определенные меры воздействия. К ним относятся выговор, замечание или увольнение, если для этого имеется основание. Кроме того, сотрудник организации должен нести ответственность за причинение ущерба компании и несоблюдение трудовой дисциплины.
Когда человек устраивается на работу, он обязан написать заявление о приеме на должность, подписать трудовой договор и должностную инструкцию. Подпись означает, что специалист ознакомился с документом и согласен со всеми его пунктами. На должностной инструкции кроме подписи и ее расшифровки работник ставит дату ознакомления с ней. Свой экземпляр он должен хранить на рабочем месте, второй остается в кадровой службе. Отметка об ознакомлении с инструкцией ставится в специальном журнале регистрации.