Сплюнь что значит суеверие
«Сплюнь и постучи». Откуда взялись популярные суеверия
Даже если вы считаете себя скептиком, возможно, что вы так или иначе натыкались на некоторые из суеверий и проделывали ритуал для удачи. Происхождение примет в одних случаях весьма пугающе, а в других заставляет усмехнуться. Проверим самые известные суеверия.
«Если черный кот дорогу перейдет…»
Разбитое зеркало
Древние римляне верили, что зеркала содержат фрагменты душ смотревших в него людей. Соответственно, трещина на зеркале разрушает здоровье человека. К счастью, они также верили, что душа восстанавливается каждые 7 лет, и время заживления души пройдет, прежде чем когда-то человек еще раз наткнется на треснутое зеркало.
Фраза «Будь здоров!»
В древнем Риме чихание и кашель считались опасными. Существовало верование, по которому душа может отделиться на короткий промежуток времени от человека. И в этот момент римляне рисковали потерять свою душу навсегда. В Европе это некий предвестник чумы, люди были слишком обеспокоены, что при малейшем чихе надумывали страшную болезнь. Интересно, что в Шотландии чих считается знаком умственного здоровья, поэтому они будут только рады, если их ребенок чихнет.
Загадать желание при звездопаде
Много лет назад люди верили, что при звездопаде открывался портал, который делит небо и землю, и через него боги наблюдали за человечеством. Тот, кто видел падающую звезду, точно знал, что в данный момент бог слышит его.
Вероятно, это относится к важности числа в некоторых религиях: в христианском учении число три – священно, и когда лестница опирается на стену, создается три угла. Проход под лестницей считается нарушением формы, поэтому люди стараются обходить то место.
Зонтики – признак королевского величия
Раньше зонты делали из папируса и накладывали перья павлина сверху по подобию египетской богини неба Нут. Поэтому тень от зонта относилась к чему-то священному и строго отведенной для фараонов. Любого, кто осмелится пойти в тень под зонт, считали кощунственным. По мнению историков, открытие зонта в помещении противоречило естественному назначению, а значит, это могло считаться оскорблением бога Ра.
Стук по дереву
Эта традиция исходит из веры языческих культур в то, что духи и боги жили на деревьях. А стук по дереву – попытка разбудить богов и призвать их для защиты и удачи. Сейчас люди стучат уже три раза по христианским обычаям – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это считается чудодейственной защитой от неконтролируемого человеческого хвастовства. И, как говорят, «чтоб не сглазить». Однако, есть правило: нельзя стучать по столу и по такому дереву, как осина.
Сплюнь три раза, или Зачем нам суеверия
Суеверия и современную жизнь вроде бы непросто совместить, однако почти каждый из нас рефлекторно говорит «тьфу-тьфу-тьфу», услышав хорошую новость. «Цимес» разбирается, что такое суеверия для нынешних евреев — неотъемлемая часть культуры или забавные мифы, которым нет места в XXI веке?
«Никогда не бросай шляпу на кровать!» А почему, собственно? И что будет, если бросить? Некоторые выражения мы слышим с раннего детства и не задумываемся, откуда взялось это «сплюнь три раза» или «не хвастайся, а то сглазишь», — а ведь за каждым суеверием на самом деле стоит целая история. Попробуем разобраться, как разделить традиции и суеверия, вслед за нашими коллегами из The Jewish Light.
Как отличить заповедь от суеверия
Некоторые практики сохраняются среди евреев веками, просто потому что так написано в Торе. А то, что написано в Торе, закон для религиозного еврея и должно быть выполнено. Поэтому, например, на входе во всякий еврейский дом, где соблюдают традиции, будет мезуза и всякий соблюдающий еврей, входя в дом, коснётся мезузы рукой. Это ритуальное действие должно защитить от зла дом и того, кто туда входит, — но суеверием считать его нельзя.
Мезуза на двери — одна из 613 заповедей Торы. И хотя мы знаем, что кусочек пергамента внутри красивого футляра не может физически удержать грабителя, мы всё равно прикрепляем мезузу на дверь. Для евреев она обладает другой силой, силой выполненной заповеди, — и так приносит благословение и защиту.
Старый ашкеназский обычай дарить на новоселье сладости тоже должен работать на защиту дома от зла — но на этот раз как форма фольклора. Говард Шварц, еврейский учёный, писатель и почётный профессор английской филологии в Сент-Луисском университете, объясняет это так: на новоселье демоны устраивают свадьбу, и нужно оставлять им варенье, чтобы они не разрушили дом.
Правда, какой именно сорт варенья предпочитают демоны, не уточняется.
И суеверие это — в отличие от заповедей Торы — знакомо не всем евреям, а только тем, до которых это знание донесло фольклором из глубины веков. Остальные дарят сладости новосёлам, потому что ну кто не любит сладости?
Зачем евреям соль в карманах
Многие еврейские суеверия несовместимы с иудаизмом, начиная хотя бы с веры в злых духов, женатых или нет. Это форма фольклора, «буббе-майсы», а не религиозный обычай. «Буббе-майсы» в дословном переводе с идиша — это «бабушкины сказки». И тем не менее они тоже часть еврейских культурных традиций — скажем, до сих пор многие ашкеназы как в Америке, так и в Европе рассыпают соль по углам комнат в новом доме и кладут её в карманы новой одежды. Почему? Посмотрим, как соль из приправы превращается в оберег.
По старинным поверьям, злые духи всегда ищут удобные, скрытые от глаз места, чтобы там поселиться, а соль не даёт им комфортно устроиться. Если вам не хочется, чтобы демоны оформили ипотеку в углу гостиной, запасайтесь солью. Перец, впрочем, тоже подойдёт.
Кто такая Лилит и почему блохам в спальне не место?
Почему бросать шляпу на кровать — к неудаче? Легенда гласит: надоедливые злые духи заберут шляпу, и жди беды. Как это объяснить, не вполне ясно, но один из вариантов — гигиена: шляпы древности, как и волосы их владельцев, были пристанищем разнообразных насекомых, и некоторые из них могли оказаться переносчиками болезней. Вчера сосед бросил шляпу на кровать, а сегодня весь штетл болен чумой: ещё какая неудача!
Зачем говорить «тьфу-тьфу-тьфу», услышав любую новость? Если речь о плохом, это отпугнёт дурной глаз, чтобы такая же беда не случилась и с вами. Если же речь о хорошем, то дурной глаз надо отпугнуть, чтобы ничего не испортить.
А почему нельзя радоваться, что у тебя всё хорошо? Еврейская мудрость гласит: «Не хвастайся здоровьем или богатством, а то заболеешь или увидишь, как деньги исчезают». Рабби Йосеф Ланда, глава «Хабада» в Сент-Луисе, предполагает, что это связано с Талмудом. «Сказано: „Человека судят каждый день“ — и хвастовство удачей демонстрирует отсутствие благодарности. В ближайший Йом-кипур это будет взвешено, и, возможно, следующий год станет не таким хорошим, каким был предыдущий». Так что, может быть, прекрасный замок в Геленджике, который столько лет утаивали от глаз общественности, являет собой не пример коррупции, а лишь следование еврейской мудрости.
Это примеры живучих суеверий, но давайте обсудим и знаменитые традиции. Знаете, почему в конце еврейской свадьбы разбивают бокал? По традиции, это ритуал в память о разрушении Иерусалимского храма две тысячи лет назад — и напоминание, что даже в самые счастливые моменты возможны неприятности.
Но есть вероятность — по крайней мере, так пишет Джошуа Трахтенберг в книге «Еврейская магия и суеверия», — что когда-то этот обычай возник в качестве средства защиты от первой жены Адама, демоницы по имени Лилит.
Её связывают с недугами, болезнью и смертью, и бокал разбивали, чтобы отпугнуть Лилит и уберечь новоиспечённых мужа и жену от её козней.
А вот, пожалуйста, традиция от еврейских мистиков: последователи каббалы, в том числе знаменитости вроде Мадонны и Арианы Гранде, носят на запястье красную нить для защиты от злых духов. И то же самое делают многие их поклонники, в том числе совершенно не интересующиеся еврейством. Так суеверия становятся традициями, а традиции — суевериями.
Чего хотят злые духи
Говард Шварц объяснил, почему так много суеверий связано со сдерживанием злых духов: «В средние века считалось, что у каждого человека 10 тысяч демонов на правой руке и 100 тысяч демонов на левой. Вы постоянно сражаетесь с демонами. В этой борьбе помогает хамса (оберег в виде ладони с пятью пальцами. — Прим. «Цимеса»), она защищает от злых духов».
Поэтому многие суеверия связаны с попытками отпугнуть, подкупить или запутать духов. При этом внимательного и осторожного отношения требуют не только они, но и вообще все обитатели тонких миров.
«Когда человек умирает, нужно закрыть тканью зеркала в доме, — вспоминает Шварц ещё одну традицию, которую трудно отличить от суеверия. — Спросите 100 раввинов почему — получите 100 разных ответов. Большинство соглашается с такой трактовкой: отражение умершего человека попадает в ловушку в зеркале, и нужно закрыть его, иначе дух умершего причинит вам вред».
«В некоторых ортодоксальных общинах Израиля умершего человека не везут прямым путём к кладбищу», — рассказывает Шварц. Похоронная процессия путешествует через все закоулки города, чтобы уйти от злых духов. Цель простая — запутать демонов, которые охотятся за наследством». Пусть профсоюз демонов негодует, зато ваше золото в сохранности.
Как сочетать несочетаемое
На первый взгляд сложно понять, как евреям удаётся жить в такой мировоззренческой эклектике, — но на самом деле они в этом не одиноки.
«Обычный христианин чаще всего верит в монотеистического языческого единого Бога, в дуалистического дьявола, в политеистических святых и анимистические привидения. Исследователи религий называют сосуществование противоречивых и даже взаимоисключающих идей, сочетание ритуалов и практик из разных культур синкретизмом. Возможно, синкретизм и является единственной мировой религией», — писал в своей знаменитой книге «Sapiens» израильский учёный Юваль Ной Харари.
Нынешние евреи просто ведут себя так же, как и 4000 лет назад, — верят в магические вещи, удивительным образом сплетая толкование Торы и анимизм. А мы внимательно изучаем эти сказания, пытаясь понять, почему духи так не любят соль, зачем бить посуду на свадьбе и для чего, отправляясь в путешествие, нужно приколоть к одежде металлическую булавку.
Три раза сплюнуть, три раза постучать. От чего спасают ритуалы?
«А еще вспомнила, что мы всей семьей давно не болели. Нет, ну зачем вспомнила? Теперь точно сглажу! Тьфу-тьфу-тьфу. Думаю, с деньгами ситуация скоро должна наладиться — тьфу-тьфу-тьфу, с мужем совсем не ссоримся — тьфу-тьфу-тьфу, на работе все хорошо складывается — тьфу-тьфу-тьфу!». И так до бесконечности. Как говорится, добавьте свой вариант.
«Мама, ну зачем ты так говоришь, хотя бы сплюнь. Обязательно сплюнь и постучи, когда хвалишь ребенка или утверждаешь, что все хорошо! Ну, как же ты так можешь? Сглазишь!»
Мама отмахивается и уходит, а у тебя остается неприятное чувство внутри, что тебя не поняли и не помогли облегчить твое тревожное состояние. Муж тоже избегает разговоров на тему «все будет хорошо», ему же придется плевать и стучать, пока он не сделает это правильно. Неизвестно, как он вообще все это терпит. Друзья тоже тактично молчат, но считают тебя не совсем адекватной.
А вам знакомо?
Ох, уверена, многим знакома такая ситуация. А как же иначе? Как жить дальше, не произведя сей ритуал? Это же тяжесть прямо на душе: а вдруг я так не сделаю, и что-нибудь случиться? А когда сделаю, легкость появляется, освобождение какое-то и уверенность, что уже не сглазят, не испортят наше «хорошо» и всё пойдет своим чередом. До следующего раза.
Самое интересное, когда происходит что-то не очень хорошее, всегда находятся рационализации этому в виде воспоминаний о том, кто именно сглазил, что сказал, не поплевал. Или вспоминаешь злую бабку, которая как-то косо посмотрела, проходя мимо. Или знакомые позавидовали, кто же еще.
И так изо дня в день, сначала пытаешься не говорить вообще ничего хорошего. Потом, когда это не получается, плюешь и стучишь по дереву, а если его нет по близости, судорожно ищешь, где бы его взять. Идя по улице с ребенком, быстро сканируешь прохожих: не смотрит ли кто злым, завистливым взглядом. Если такие имеются, быстро скручиваешь фигу за спиной.
Иногда случаются всплески разума, когда ты умом понимаешь, что взрослый человек не может так себя вести, что это все ерунда, уже и самой надоело, но сделать с собой ничего не можешь!
В чем причина? Попробуем разобраться
С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, разобраться в причинах не составляет труда. Вышеописанная ситуация может относиться только к людям, наделенным зрительным вектором.
Вектор — это набор определенных психических свойств и желаний человека, которые даются ему при рождении. Всего векторов восемь. Каждый определяется своими свойствами, благодаря которым и формируется характер человека.
В зависимости от того, каким вектором обладает человек, мы можем видеть его внутреннюю систему ценностей, отношение к жизни, его приоритеты и способы решения той или иной задачи. В современном мире люди чаще наделены несколькими векторами сразу. Это дает больше возможностей реализовать себя в жизни и, вследствие чего, стать счастливым.
Так вот, есть люди, наделенные особой эмоциональностью, рождающиеся с чувством страха – люди со зрительным вектором. Их всего пять процентов на земле. Когда-то давно, в древней саванне, обладательница зрительного вектора была дневным охранником. Ее глаза способны уловить мельчайшие детали на ландшафте и, тем самым, вовремя увидеть хищника или врага. Испугавшись, зрительница предупреждала стаю об опасности, давая всем шанс спастись, поэтому и было необходимо наличие природного чувства страха – для выживания!
Страхи разные — корень один
В современном мире практически пропала необходимость бояться, чтобы выжить, но чувство страха продолжает рождаться вместе с человеком, наделенным зрительным вектором. И сейчас такие люди имеют острое зрение, способное отличить 400 оттенков одного цвета. Кроме того, они очень эмоциональны и чувствительны, поэтому более других подвержены страхам, фобиям и чрезмерной мнительности.
Рожденные для любви
Несмотря на все вышеописанное, мы должны понимать, что природа создала все идеально и выход из этого состояния, несомненно, есть!
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет всю необходимость правильного развития ребенка, чтобы он не превратился в загнанного страхами взрослого, придумывающего себе различные ритуалы избавления от них. Про развитие ребенка из пугливого человечка в сострадающего, полного любви взрослого, мы еще поговорим, а что делать взрослому со своими страхами?
Ответ прост — выносить свои эмоции наружу, на других людей. Наверняка вы замечали, что, когда искренне помогаете кому-то, кто нуждается в этой помощи, становится тепло и радостно на душе. Правда? Вспомните, в этот момент вы думали о том, что нужно сплюнуть и постучать? Конечно, нет! Это единственно правильный выход для лечения себя от страхов и мнительности.
Слезы сострадания смывают страхи
Зрительный человек рождается экстравертом, ему необходимо создавать эмоциональные связи с другими людьми и первым бросаться на помощь. Полученное при этом наслаждение несравнимо больше и насыщенней, чем мимолетное облегчение от глупых ритуалов.
Для начала, можно учиться состраданию, читая классическую литературу или просматривая драмы. При этом не старайтесь сдерживать слезы и эмоции внутри себя, плачьте на здоровье! Это самые чистые слезы, смывающие всю черствость с души!
Потом вам захочется большего: пойти помочь кому-то, поддержать, побыть жилеткой, в конце концов. Это все необходимо и вам тоже. А потом, кто знает, может, вы захотите стать волонтером? Поддержка тех, кто оказался в тяжелой ситуации — это высшая ступень реализации для человека со зрительным вектором, которая не оставляет ни малейшего шанса страхам!
Плевать и стучать будет не нужно
Если вы читаете эту статью, значит, вас тоже мучают описанные в начале рассказа состояния. А может быть, ваша вторая половинка замучила подобными ритуалами. С суеверными страхами можно и нужно справиться. Для этого необходимо осознать причины их возникновения и понять направление, в котором надо двигаться.
Помогает в этом системно-векторная психология Юрия Бурлана. Вы непроизвольно перестанете быть во власти страхов, фобий, панических атак и сможете раз и навсегда избавиться от навязчивых ритуалов, так мешающих нормально жить.
Тысячи людей, прошедших тренинг, оставили отзывы о том, как избавились от подобных проблем:
«…На зрительных ушли многие страхи, я перестала бояться своих кошмарных снов, да и снятся они гораздо реже. Стопка сонников отдыхает. Совсем потеряла интерес к эзотерике, гаданиям, потустороннему и всему такому прочему. Это больше не нужно…»
Ольга Ф., Москва
Не бойтесь, а регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана прямо сейчас по ссылке.
Сплюнь и постучи. Почему люди верят в приметы
По результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 31 % людей верит в колдовство и порчу, 33 % доверяет приметам, а рейтинги показывают, что «Битва экстрасенсов» прочно закрепилась в десятке самых популярных передач.
История
Приметы, суеверия, способность видеть прошлое/будущее, исцеление иконами, бабушкино колечко-оберег, места силы, знаки зодиака – всё это детали магического мышления. Это особое представление об устройстве мира, в котором есть место символам, силам или сущностям, возможностям влиять на мир с помощью особых мыслей или ритуалов и тонким взаимосвязям событий, невидимых человеку, который специальными знаниями не владеет.
К примеру, студент хорошо сдал экзамен, когда на нём была красная рубашка. Это вещи, не имеющие под собой общего основания, но человек с магическим мышлением делает вывод, что эта рубашка – счастливая, и имеет смысл надевать её на все последующие экзамены. Это пример ошибочной связи причины с эффектом. И часто всё это делается как бы не всерьёз, но на всякий случай делается.
Корни суеверности уходят в первобытные времена, когда у человека не хватало знаний, чтобы объяснить происходившее вокруг. Волшебство же прекрасно справлялось с задачей всё пояснить и заполнить пробел между причиной и следствием. Многие приметы выросли из реальных магических ритуалов. К примеру, очень популярная колдовская механика – ритуал с вещью человека (принцип контакта). По этой идее человек не теряет связи со всем, что когда‑либо было частью его тела, или с предметами, к которым он притрагивался. К примеру, бросать монетку там, куда хочешь вернуться, – магия из этой категории. Якобы монетка будет притягивать к этому месту бывшего владельца, и он непременно окажется здесь снова.
Другая популярная колдовская механика – ритуал, построенный по принципу подобия. Если сымитировать некое действие в миниатюре, то оно повторится и в реальной жизни. Исходя из этих соображений, язычники занимались сексом на пашне во имя плодородия, колдуны вуду мучили куколок, изображавших их недругов, а современные люди, к примеру, не выкладывают снимки маленьких детей в «Инстаграм», чтобы им не навредили по фото.
В литературе часто встречаются описания, как шаман или колдун наводил порчу, и человек действительно болел и умирал. При этом колдовство совершенно не действовало на заезжих белых людей, потому что они попросту не верили в него. Магия шамана ограничена теми людьми, которые в неё верят. В этом смысле мысль действительно может быть материальна.
Клинический психолог Марина Гудзенко говорит, что у примет и суеверий есть большое культурное значение:
«Это такое же наследие, как пословицы и поговорки, народные песни и сказки – весь фольклор. Это часть коллективного бессознательного, она даёт нам связь с прошлым поколением, ощущение близости к его мудрости и традициям, возможность зафиксироваться на своих корнях. Большинство из примет мы перенимаем в семье, у друзей и других близких людей. Если у человека нет подходящего ритуала и он не способен решить проблему, которая его беспокоит, он может изобрести ритуал сам для себя и даже делиться им с другими».
Психология
Современный человек, несмотря на культ рациональности, науки и технологий, не менее трепетно держится за волшебный мир, чем первобытные люди. Иногда это происходит автоматически, без рефлексии (ненароком взглянуть в зеркало, вернувшись домой за забытой вещью), а иногда это осознанный выбор, как, например, в случае религии.
Если человек способен рационально объяснить себе необходимость волшебства в своей жизни, значит, в этом есть смысл для него и его психики. Основная причина тяги к приметам и магическим ритуалам – чувство тревоги, неопределённости в жизни. Есть вещи, которые мы не в состоянии контролировать, например упадёт наш самолёт или нет, и это отсутствие контроля вселяет страх. Ритуальные действия помогают создать иллюзию контроля, которая убаюкивает психику, – и тревожность проходит.
Чем более тревожное и волнующее событие, тем больше вокруг него плясок с бубнами: свадьба, похороны, экзамены, дальняя дорога. Есть и чисто профессиональные приметы, которые распространены среди людей, чьи занятия связаны с большими рисками и ответственностью. Много суеверий у военных, спортсменов, экстремалов, путешественников.
Приметы аккуратно адаптируются под современность и отвечают требованиям нынешнего века. К примеру, есть поверье, что нельзя мыть пол или подметать сразу после ухода человека: заметёшь его обратный путь, и он может не вернуться. Сейчас не рекомендуется и пылесосить – есть риск запылесосить путь домой.
«Вера в этом смысле – очень сильный ресурс для человека. Часто можно наблюдать, как люди становятся религиозными во время тяжёлых болезней или других серьёзных проблем. Человека пугает хаос, и ему трудно принять, что несчастье с ним случилось просто так. К примеру, если человек оказался в инвалидной коляске, то поиск высшего замысла может привести к тому, что он должен заняться благотворительностью и помогать другим колясочникам. Это может качественно поменять жизнь: появятся мотивация и силы вместо бесконечного страдания. Люди, чьи болезни имеют психогенные причины, вполне могут, сильно веруя, исцелиться, прикладываясь к мощам и иконам».
Проблемы
Магическое мышление свойственно детям, для ребёнка мир и его собственное «я» составляют единое целое. К примеру, он захотел есть, и мама его кормит – у ребёнка возникает ощущение, что это он волшебным образом себя насытил. Он не может осознать, что это не в его зоне контроля, а в зоне контроля его мамы. Примерно то же происходит с человеком, совершающим магические ритуалы и следующим приметам. Если фантастические вещи для тебя – часть реальности, то в психологии это говорит об инфантильности сознания.
Вместо того чтобы снизить уровень тревоги, приметы могут его только повысить, начать беспокоить и отвлекать от дела. Это происходит, если человек увидел какой‑то странный знак или забыл выполнить ритуал. Хотя и считать, что всё происходящее в мире зависит от тебя самого, тоже достаточно самонадеянно. Разумно выполнять 50 % своей ответственности и оставить в покое то, что ты контролировать не под силу.
Ещё одна проблема – это та самая иллюзия контроля над ситуацией, которая появляется после ритуала. Это мешает реалистично ситуацию оценить и предпринять что‑то действительно нужное для её разрешения. Так люди начинают вымаливать больных и бегать по знахарям вместо того, чтобы искать врача и способ лечения.
Склонность видеть взаимосвязи между случайными явлениями называется апофенией. Это вполне нормальное явление и в некоторой степени свойственно всем людям. Проблемы начинаются тогда, когда магические действия начинают противоречить здравому смыслу и влиять на жизнь человека, выходя за рамки игры.
«Главное – как это применять. Если человек выходит за рамки, начинает насаждать свои идеи, тратить большие деньги, то это уже проблема. Здесь тонкая грань, и легко из магического мышления рухнуть в патологию, – говорит психолог. –Главный симптом перегиба – отсутствие критичности к своим действиям, слепое и активное следование ритуалам. Как всегда, принесёт лекарство пользу или вред, определяет дозировка».
Приметы, суеверия и ритуалы белгородцев
Лариса:
«Когда я работала в торговле, у нас была примета: деньгами от первой продажи провести по всем товарам – чтобы хорошо продавались».
Дима:
«Смотрюсь в зеркало, если пришлось вернуться домой. Причём это меня раздражает, я пытаюсь избавиться от этой привычки, но не могу. Смотрюсь тайком сам от себя».
Алёна:
«С детства стараюсь делать наоборот, вопреки примете: если чёрная кошка перешла дорогу, спешу быстрее других пересечь её путь. Никогда ничего не делала во время экзаменов. Раньше в этом был какой‑то дух нонконформизма и даже вызов – вот какая я смелая, не боюсь чёрную кошку. Сейчас, если замечаю у себя автоматический ритуал, стараюсь от него избавиться».
Саша:
«У меня есть навязчивые состояния, но в лёгкой форме, они никак не мешают жить. Это приметы, которые я придумала. Например, люблю накалывать на вилку три горошинки. Когда нервничаю, поглаживаю подушечки пальцев. Для меня это традиция: если съем три горошинки, всё будет хорошо. Обычные приметы мне показались глупыми: плевать, стучать, крутиться… Удобнее пощупать пальцы – они всегда с собой, это незаметно и приятно».
Игорь:
«Несколько ритуалов использую осознанно. К примеру, сжать кулачки или скрестить пальцы – общепринятый способ поддержки. Обозначаю для человека, что я с ним. Ещё могу поплевать через плечо. Но тут особенный смысл. Есть методика избавления от навязчивых или неприятных мыслей: связываешь их с каким‑то действием и делаешь установку, что когда его символически выполняешь – то мысли уходят. Я привязал это к плевку через левое плечо».
Полина:
«Когда дочка закатывала истерику, свекровь советовала: «Умой холодной водичкой и вытри подолом – сглазили». Я плевалась и фыркала, но потом эта поганая мысль стала посещать и без свекрови. Фокус в том, что истерила она в те дни, когда мы выкладывали в Сеть фото с ней. Но я избавилась от этой мысли рациональным объяснением: ребёнок плачет, потому что устал, перегулял, ты повезла его на плавание, хотя он плохо спал ночью. Помогает. Теперь, когда дочке плохо, я обдумываю причину и устраняю её».