Спустить паруса что значит
Почему говорят «поднять паруса», если их, по сути, опускают?
Первые паруса были прямыми, как правило, на судах был один парус, он был помощником весла, крепился он верхней шкаториной к рею и находился на палубе или внутри корпуса судна. При необходимости его поднимали вверх или опускали вниз. Паруса изменились, их стали крепить к реям «намертво», при необходимости нижнюю шкаторину опускали к палубе или к нижнему рею. Но на флоте меняется все, но не традиции и названия, поэтому моряки сегодня по команде «Поднять паруса!» разворачивают их вниз, кстати, странно, моряки паруса поднимают, но паруса убирают, когда они не нужны, убирают, но паруса остаются на мачте.
Сначала давайте узнаем или вспомним, что это вообще за парусник. Построен этот парусник (каравелла) «Тринидад» был в начале 16 века и это был один из пяти парусников, из которых состояла небольшая эскадра, под управлением Магеллана. Эти парусники в сентябре далекого 1519 года вышли из порта Санлукар-де-Беррамед а (Испания). Сам Магеллан командовал как раз парусником «Тринидад»:
Прочитать подробную информацию об этих кораблях и об этом путешествии можно вот в этой очень интересной статье. Эта экспедиция стала первым кругосветным путешествием, правда не для всех, сам Магеллан в этой экспедиции был убит.
Ответ: Фернан Магеллан.
Из газеты, а вернее из газетных трубочек можно сделать оригинальный парусник (кораблик).
Для того чтобы своими руками сделать такой замечательный кораблик нам понадобятся следующие вещи:
Теперь пошагово приступим к изготовлению парусника.
2.Вырезаем ещё два куска такой же формы, только делаем их размером меньше и склеиваем их между собой.
3.Вырезаем ещё четырнадцать частей размером 8*10 см. Далее склеиваем их между собой по семь частей.
4.Приклеиваем их сверху на готовое днище парусника.
5.Хорошо прижимаем тяжёлым грузом, для лучшего склеивания.
6.Берём электроды и прокалываем ими палубу.
7.Обмотать электроды газетами, как на рисунке.
8.В дырки от электродов наливаем горячий клей и обратно вставляем туда электроды.
9.Приступаем к плетению, вставляя трубочки в нижнюю часть гафрокартона и поднимаем стоечки.
10.Плетём четыре ряда верёвочкой из трубочек, и далее плетём как показано на рисунках.
Подробно с описанием плетения парусника из газетных трубочек можно ознакомиться на сайте по ссылке здесь.
Если парус натянут «поперек» судна, то есть перпендикулярно его бортам, а ветер дует сзади, то в этом случае скорость судна не может превысить скорость ветра. Ведь даже в гипотетическом случае, когда скорость судна относительно воды достигнет скорости ветра, скорость ветра относительно судна станет нулевой и не будет оказывать на парус никакого давления. Но моряки хорошо знают, что эффективность паруса значительно возрастает, если он установлен под углом к направлению движения. И вот в этом случае всё объясняет известное разложение силы ветра по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Более того, судно может идти даже против ветра, хотя и с малой скоростью.
Рыба-парусник на самом деле самая быстроходная,т.е плавающая рыба в мире.И она имеет возможность передвигаться со скоростью сто километров в час. В Америке ранее был зафиксирован ее рекорд,который составил сто девять километров в час.
Почему она названа Парусником? Потому что это связано с тем,что у нее огромный плавник на спине,который на самом деле нам напомнит парус.
Рыба Парусник может вырастать до трех метров в длину,а вес ее может доходить до ста килограммов.
А вот малец такой рыбы может быть до двух метров и весить двадцать пять килограммов.
Когда парусник охотится он может прятать свой плавник в тело,там есть специальное углубление и это для того,чтобы развить большую скорость передвижения.
У ее морды удлиненная челюсть.Их рацион питания состоит из некрупной рыбы, такой как сардина, макрель,скумбрия, помимо нее они питаются ракообразными и головоногими моллюсками.
Родители парусники плохие и мечут до 100 миллионов икринок,за время одного нереста.
И почти вся икра погибает,потому что ей кормятся другие рыбы.И вот они совершенно не хотят и не заботятся о свое потомстве.
А вот живут рыбы-парусники и место их обитания находится в центре и на востоке Тихого океана,а также в Индийском океане.
спустить паруса
Смотреть что такое «спустить паруса» в других словарях:
СПУСКАТЬ, СПУСТИТЬ — С. нижние реи с места на верхнюю палубу. С. паруса убирать паруса. С. трос свить из прядей. Пряди сучатся все порознь, а затем спускаются; соединяются, скручиваясь; тростятся. С. шлюпку с палубы судна на воду теми или иными средствами и способами … Морской словарь
ОБРОНИТЬ — (арх.) спустить паруса. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Непобедимая армада — Нидерландская революция Остервел – Дальхайм – Гейлигерлее – Гронинген – Йемгум – Jodoigne – Брилле – Гус – Харлем – Флиссинген – Борселе – Харлеммермер – Зёйдерзе –… … Википедия
Эвери, Генри — Генри Эвери, Генри Эйвери Henry Every, Henry Avery, Henry Evarie … Википедия
Великая Армада — Поражение Непобедимой армады Непобедимая армада (исп. Grande y Felicísima Armada «Великая и самая счастливая Армада», более известная как «непобедимая» Armada invencible) крупный военный флот (130 тяжёлых кораблей), созданный и собранный… … Википедия
Испанская армада — Поражение Непобедимой армады Непобедимая армада (исп. Grande y Felicísima Armada «Великая и самая счастливая Армада», более известная как «непобедимая» Armada invencible) крупный военный флот (130 тяжёлых кораблей), созданный и собранный… … Википедия
Пакетботы специальной постройки — Без названия (В списке судов числился как «пакет бот» или «бот почт»). Заложен 1.8.1703 на Олонецкой верфи. Строители Л. Верещагин и Ф. П. Пальчиков. Спущен 20.6.1704, вошел в состав БФ. 16,8×4,7×2,3 м; 10 человек. 24.9.1704… … Военная энциклопедия
Парусное вооружение — *ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНІЕ, въ своей совокупности представляетъ П. двиг ль судна, отъ к раго, вслѣдствіе его сравнит. дешевизны человѣч во и до наст. времени не считаетъ возможнымъ совсѣмъ отказаться для своихъ экономич. сношеній, и П. суда хотя и… … Военная энциклопедия
Плавание по Нилу от Каира до вступления в пустыню Бахиуда — Двадцать восьмого сентября после полудня мы вместе с миссионерами и их свитой сели в большую удобную нильскую барку, которая была уже нагружена всеми нашими запасами и стояла у булакской пристани. В обычный час отъезда, у арабов… … Жизнь животных
Бой на Баскском рейде — Координаты: 46°00′00″ с. ш. 1°11′30″ з. д. / 46° с. ш. 1.191667° з. д. … Википедия
Заметки из дневника, веденного во время пребывания в Нижнем Египте — После отъезда барона Мюллера я недолго оставался в Александрии; мне хотелось возвратиться на озеро Мензале, чтобы там пополнить наши коллекции и заметки. Но не успел я выехать, как пришло известие о прибытии в гавань Александрии Аббаса… … Жизнь животных
Блог В. Мейлицева
Плач №21
Вот вам пароход. Интересно, я сейчас посмотрел – если к «Плачам» ставлю не фото кого-то из «героев репортажа», то это чаще всего бывают пароходы. Чистый Фрейд, да? Но дело, конечно, не во Фрейде. И, естественно, не в этом пароходе. И не в том, что это именно пароход.
Дело не в том, что это пароход, а в том, что у него есть паруса. Это английский броненосец «Инфлексибл», машина, сконструированная ещё в середине 1870-х годов. Жуткая, надо сказать, машина. Максимальная толщина брони – вдумайтесь! – 610 мм! Это ведь не кусок, это плиты, длина и высота которых измеряется метрами! Из них набираются пояса, длина которых измеряется десятками метров!! И всё это потом плавает… не тонет…
Не буду продолжать. Я ведь уже писал про «Инфлексибл», и неоднократно. Вот здесь можете посмотреть его схему и почитать подробности, а здесь – фотография, получше этой. Наверное, ещё где-то есть, корабль-то знаменитый. Но, как я уже сказал, дело не в нём.
И не в том, что он английский. Мне для моей нынешней цели всё равно, чей корабль. Вот, например, и русский подходит:
Это винтовой корвет «Боярин», построенный ещё на 20 лет раньше «Инфлексибла». О нём можно прочитать здесь. Винтовой – значит, тоже пароход. Только этот – деревянный. В середине 1850-х броню на кораблях ещё не придумали. По крайней мере, на мореходных кораблях. На плавучих батареях уже придумали, да. Впрочем, уже в конце тех самых 1850-х появилась она и на мореходных кораблях, точнее, на единственном. И был он французским. И написано у меня о нём…
Ну, хватит. А то сейчас получится у меня краткий пересказ несчастной моей серии «Как мы два раза становились вторыми», в которой мне ещё ох как далеко и до первого-то раза.
Я написал, что дело в парусах. Ну так посмотрите уже, наконец, на них! На паруса – посмотрите! Что видите? Что они убраны. Ну и куда они убраны? Они подтянуты к реям. Нижние кромки парусов подтянуты к реям.
То есть УБРАННЫЕ паруса находятся СВЕРХУ.
Так какого же чёрта этот клич: поднять паруса!
«В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса».
«Поднять паруса» – этот знаменитый романтический клич означает: поехали! Начать движение! Но, чёрт, ведь очевидно же, что для начала движения надо ОПУСТИТЬ паруса!!
Вот он, великий и могучий. Когда надо опустить, кричат – поднять! Причём только в случае с парусами. Заплачешь тут, если ты иностранец и не родился в этой среде…
Спустить паруса что значит
Книга «От мачты до киля» рассказывает о зарождении российского флота при Петре I, начиная с его знаменитого ботика и заканчивая военными судами Адмиралтейской верфи. Автор книги Евгений Анисимов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН. Поэтому по стилю повествования эта книга ближе всего к энциклопедии для детей. Но выглядит она как подарочный альбом. Легкости и красоты изданию придают иллюстрации Никиты Андреева. Чего стоит корабль в разрезе на целый разворот!
Читатели этой книги – в основном мальчики, и многих из них увлекает строительство и технологии: как изготавливали морские якоря, как спускали огромное судно на воду, как поднимали паруса на высоту мачт. Бушприт, грот-мачта, бизань-мачта – есть в этом какая-то особая красота. А названия парусов связаны с названиями рей – так и получаются фор-марсель, грот-брамсель или бовен-блинд.
Мы петербуржцы, и наше знакомство с книгой началось с разворота, посвященного Адмиралтейству. На иллюстрации читатель сможет увидеть стапели, целый комплекс мастерских и складов, открытых к Неве, и множество людей – инженеров и рабочих, – которые трудятся над созданием кораблей. На следующем развороте – рисунки инструментов корабельного плотника и описание некоторых технологических подробностей. Например, прямые доски смачивали и нагревали попеременно, чтобы сделать их пластичными, придать нужную форму.
Стиль изложения материала я бы назвала энергичным и по существу: «Как и все галеры, скампавея обладала отличной маневренностью. Благодаря неглубокой осадке могла действовать на мелководье, в Финском заливе и на Азовском море. В безветренную погоду судно шло на веслах, а при фордевинде (ветре сзади, попутном) поднимало косые (латинские) паруса. Приблизившись к судну противника, галера вонзала в него таран, прекращала огонь, а солдаты бросались на абордаж».
Важно отметить, что автор не романтизирует тему. Корабельная служба при Петре требовала от человека большой физической силы и стойкости духа. И речь здесь идет не только о рабочей нагрузке по обслуживанию судна или тяготах войны. Суровым был быт экипажа: питались однообразно из-за отсутствия холодильников, питьевая вода в бочках со временем портилась, а матросы спали прямо на палубе в такой тесноте, что переворачивались на другой бок по команде. Отдельный разговор – наказания за нарушения дисциплины на борту.
Книга подогревает любопытство читателя. Например, если на бизань-мачте корабля адмирала появлялись последовательно белый, синий и красный полосатый флаги и раздавался один выстрел из пушки, то это была команда: «Спустить паруса и готовиться к якорной стоянке». Мои сыновья захотели подробнее изучить, как подавались сигналы с одного корабля на другой с помощью флагов, пушечных выстрелов, а ночью – фонарей.
Учебно-парусное судно Седов
Учебно-парусное судно «Седов», (УПС «Седов») представляет собой четырёхмачтовый бриг с прямыми парусами на реях и кливерами на бушприте. Кроме парусного оснащения он имеет дизель небольшой мощности, который может обеспечить ему ход до четырёх узлов. Четыре мачты этого парусного судна имеют свои названия или имена: «грот», «второй грот», «фок», «бизань». Первая с носа мачта, это «грот-мачта» или просто «грот». На нём шесть горизонтальных балок, укреплённых с интервалом по высоте, это «реи». Нижние реи самые длинные, вышерасположенные, более короткие. К каждой рее подвешивается верхней кромкой свой парус, нижняя кромка (нижняя шкаторина) которого опущена вниз, а углы притянуты к рее, расположенной ниже. К нижним углам самого нижнего паруса крепятся «шкоты», это тросы, которыми нижняя кромка паруса (нижняя шкаторина) может натягиваться и удерживаться в определенном положении. На концах реи укреплёны тросы (брасы), служащие для поворота реи в горизонтальной плоскости. В таком же повёрнутом на нужный угол положении оказываются и все паруса этой мачты.
На этом фотоснимке можно видеть общий вид парусного судна со всеми поднятыми парусами. Впереди видны четыре косых паруса, (кливера), установленные на бушприте, (бушприт – горизонтальная или наклонная мачта, выступающая вперёд с носа судна). Каж¬дый кливер одним углом крепится к бушприту, вторым углом – к грот-мачте, а третий угол подвижный, прикреплённый к тросу (шкоту), которым можно натягивать (выбирать) или отпускать (травить) угол кливера, поворачивая его на некоторый угол.
Такелажем называются все снасти на судне, служащие для кре¬пления рангоута и для управления, всей системой парусов и тросов, используемых при управлении кораблём. Тросы различной толщины бывают пеньковые или сизальские, а стальные тросы раньше на парусных судах не использовались, теперь же они широко используются в стоячем такелаже. К стоячему такелажу относятся все мачты и тросы, растягивающие их в продольном направлении, а также крепящие их по бортам.
В продольном направлении мачты удерживаются тросами, идущими от бушприта к грот-мачте. А также два троса идут от нижней части мачты грота к верху мачты второго грота. Это штаги, тросы, стягивающие мачты между собой в продольном направлении. Эти тросы используются для поднятия и опуска¬ния по ним косых треугольных парусов.
На первой с носа мачте – гроте видны все шесть прямых парусов. Это четырёхугольные паруса, каждый из которых крепится верхней кромкой (верхней шкаториной) к своей рее. Самые верхние паруса имеют меньший размер, чем нижерасположенные паруса. Нижние углы каждого паруса крепятся к концам (нокам) нижерасположенной реи. А нижние углы самого нижнего паруса свободно свисают вниз, и натягиваются правым и левым шкотами, тросами, которыми парус может управляться, поворачиваться на некоторый угол вокруг мачты. Шкотами поворачивается нижний парус, а одновременно тросами (брасами), закрепленными на концах реев, поворачивается нижняя рея, а вместе с ней и все паруса этой мачты, так как все реи этой мачты стянуты между собой. Так, путём поворота парусов производится управление судном при изменении курса, когда про¬изводится поворот на другой галс, то есть, когда курс корабля пересекает линию ветра носом или кормой. Во всех других случаях изменение курса производится с помощью вертикального руля.
Верхние и нижние прямые паруса при необходимости убираются, а все косые паруса продолжают более эффективно использоваться при боковом ветре. Четыре косых треугольных паруса, кливера, подняты по натянутым тросам от бушприта к гроту.
Между мачтами ставятся косые паруса. Они способствуют улавливанию бокового ветра, направляя его в прямые паруса. Два косых паруса подняты по тросам, натянутым снизу от грот-мачты к мачте второго грота.
На второй с носа мачте, (второй грот) видно пять парусов, а нижний, шестой парус, убран, что позволяет увидеть распо¬ложенные между мачтами косые паруса. Прямые паруса на мачте второго грота такие же, как паруса грот-мачты и расположены они точно так же, как и прямые паруса грот-мачты. Но между грот-мачтой и вторым гротом есть ещё два паруса, это косые паруса. Косой парус, треугольный, одним углом он крепится внизу грот-мачты, вторым углом притянут к средней части высоты второго грота, а третий угол этого паруса имеет шкот, которым и управляется косой парус. Здесь же и второй косой парус, растянутый между этими же мачтами, но он укре¬плён выше, над первым косым парусом. Эти косые паруса поднимаются и опускаются по канатам (штагам), натянутым между соседними мачтами и служащим одновременно для креп¬ления мачт в диаметральной плоскости. Все штаги натянуты между мачтами наклонно с носа в корму, снизу вверх. Паруса по ним поднимаются, натягиваясь тонким тросом в корму, а опускаются, скользя в нос. Косые паруса расположены также между вторым гротом и фок-мачтой, и между фок-мачтой и бизань-мачтой. Они также наклонно растянуты между мачтами, поднимаются и опускаются по своим штагам и имеют свои шкоты. Но их штаги укреплёны на разной высоте, так, что один косой парус натянут выше другого.
На фок-мачте тоже шесть парусов, паруса прямые, они так же расположены, как паруса на мачтах гротов. По размерам паруса на фок-мачте могут быть меньше, чем паруса на грот-мачтах. А на бизань-мачте нет прямых парусов не реях, а косые паруса различны по расположению и по форме. Впереди перед бизань-мачтой расположены два косых паруса. Стаксель и кливер это косые паруса треугольной формы, поднимаемые по наклонному штагу, растяжному тросу, удерживающему мачту спереди в диаметральной плоскости.
Не всегда на корабле поднимают все паруса, что вытекает из необходимости обеспечения достаточной скорости, а также в зависимости от силы ветра и направления ветра. Здесь решает командир или его помощник, какое количество поднятых парусов необходимо иметь. Он также может приказать уменьшить парусность путём частичного свёртывания некоторых парусов. В этом случае он приказывает «взять рифы» и указывает, у каких парусов надо взять рифы. Взять рифы паруса, это значит частично свернуть парус. Для этого на парусе имеется ряд продетых сквозь парус завязок, при помощи которых можно уменьшить площадь паруса, подбирая и завязывая его нижнюю часть. Зарифленные паруса уменьшают площадь парусности. Используют зарифление парусов при плавании в вежую погоду, когда скорость ветра, его порывы затрудняют управление судном, приводят к угрозе появления опасного крена, близкого к предельному.
Управление курсом корабля осуществляется с поста рулевого управления. Штурвальное колесо парусного судна имеет большой диа¬метр, оснащенный удобными рукоятками по окружности колеса, что позволяет применять большие усилия для перекладки пера руля. Вращение штурвала передаётся на привод руля, системой натянутых тросов, усилием одного рулевого. Поэтому приходится затратить несколько оборотов штурвала, для перекладки пера руля даже на малый угол.
На носу судна виден бушприт с натянутыми косыми парусами, кливерами. К бушприту крепятся тросы, по которым косые паруса могут подниматься к грот-мачте или опускаться, скользя вниз. На УПС «Седов» четыре кливера, каждый поднимается по своему тросу, а тросы натянуты к мачтам под разными углами, поэтому эти треугольные паруса различны по высоте. Третий угол каждого косого паруса имеет шкот, натяжением которого он ставится в заданное положение.
Якорь, выделяется на фоне белых полотнищ парусов, а закреплен он на борту, а не в клюзе, как обычно у других кораблей, хотя якорьцепь его свисает в отверстие якорного клюза. Угол нижнего паруса натянут левым шкотом и закреплен впереди у борта.
Косые треугольные паруса поднимаются и опускаются по наклонным тросам – штагам. Штаг, снасть стоячего такелажа, удержи¬вающая мачты, стеньги, бушприт и другие рангоутные деревья в диметральной плоскости спереди, оттягивая их назад в корму. Спускаемый по штагу парус складывается, достигнув упора, и остается на штаге в сложенном виде. Но он может быть снят, отцеплен от колец (огонов), на которых он крепится к тросу.
На левом борту виден ряд толстых тросов, крепящих мачту к борту судна, это ванты. Вантами крепятся и верхние части составных мачт, называемые стеньгами. Стеньга это верхняя (вторая) часть мачты, когда мачта составлена по высоте из двух деревьев. Соединяются обе эти части в середине общей высоты мачты, где установлен салинг. Салингом называется деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения мачты и стеньги. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев, лонга-салингов, и двух или трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев, краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг. Салинг имеет вид площадки, откуда к бортам судна также протянуты ванты.
Стальными тросами выполняется стоячий такелаж. Ванты, растяжки крепящие мачты, от борта к верхней части составной мачты, (к стеньге), идут вверх более вертикльно. Ванты от нижней части стеньги, крепящие мачту в районе стыка, (салинга), значительно более наклонны к бортам.
В продольном направлении мачты удерживаются тросами, идущими от бушприта к грот-мачте. А также два троса идут от нижней части мачты грота к верху мачты второго грота. Это штаги, тросы, стягивающие мачты между собой в продольном направлении. Эти тросы используются для поднятия и опускания по ним косых треугольных парусов. По вантам, с поперечными стяжками между ними горизонтальными отрезками тонкого троса (выбленками), ввязанными поперёк вант, выполняющими роль ступеней, по которым удобно матросам подни¬маться на реи.
При стоянке корабля паруса свёртываются и подвязываются к рее. Эти работы выполняются матросами, которые поднимаются на указанные места на реях, в зависимости от поданной команды и выполняют указанные действия. Для единственно правильного понимания команды, не только все мачты, но и все реи на мачте, а также паруса, имеют свои названия, а, вернее, свои коды-приставки, указывающие расположение этой реи по высоте.
Например, вспоминаю такую команду: «На фока бом-брам рею»… Это указано место на фок-мачте, куда надо подняться матросам, то есть залезть по «вантам» фок-мачты (растяжкам мачты с перемычками в виде лестницы) на названную рею. Далее последует команда, указывающая, что надо сделать с парусом этой реи.
В названиях деталей оснащения парусника, в командах по управлению кораблём и его парусами укоренилось много голландских названий и специальных терминов. Все они введёны в обиход во времена Петра Первого, и сохранились в парусном флоте до настоящего времени.
Вот так аккуратно свёрнуты паруса при стоянке судна в базе. Пря¬мые четырёхугольные паруса в таком свёрнутом виде укладываются сверху реи и крепятся к ней. Косые паруса, треугольные, опускаются по своим наклонным тросам (штагам) вниз и складываются, достигнув упора внизу, но они могут быть сняты, отцеплены, и убраны.
Паруса каждой мачты поворачиваются на нужный угол путём натягивания (выбирания) шкотов нижнего паруса с одного борта, и отпускания (травления) шкотов с другого борта. Для обеспечения необходимого усилия применяются полиспасты, (система блоков). Даже ходовой трос полиспаста должны тянуть несколько человек, взявшись вместе, как при перетягивании каната.
Реи с парусами на мачтах и стеньгах поднимаются также усилиями нескольких человек одновременно. Здесь также используются полиспасты. Вот такие усилия необходимы для управления парусами. Для этих целей и привлекали нас, курсантов, приехавших на корабельную учебную практику на учебно-парусное судно «Седов».
Для работы с парусами на реях нас, курсантов, приехавших нас, курсантов, приехавших на практику всего на три недели, не допускали. Но мы с интересом изучали стройство судна и его «такелаж», наблюдали за работой матросов, старшин, офицеров. А матросы в это время поднимались по вантам на реи и свертывали или распускали паруса, выполняли другие указанные действия. А нам поясняли выполняемые действия и сами матросы, и боцман и офицеры. По нашей просьбе они объясняли и переводили слова команд, выполняемых матросами, а мы с интересом изучали и запоминали морскую терминологию.
Курсанты размещались в обширных грузовых трюмах парусного корабля. Там были установлены двухъярусные железные койки с ватными матрасами и подушками. Там же были расставлены столы и стулья, образуя классные помещения. В таких классных помещениях и занимались мы, курсанты второго курса дизельного факультета Высшего Военно-морского инженерного училища. За этими же столами мы и питались, разливая первое по алюминиевым мискам из принесённых с камбуза бачков.
Это позднее, при переоборудовании УПС «Седова» на его верхней палубе были построены специальные помещения, которые потребовались для устновки дополнительного оборудования. Эти дополнительные надстройки, расположены в средней части ширины корабля, так, что по бортам верхней палубы имеются широкие проходы. Благоаря постройке этих помещений корабль получил и более комфортабельный внешний вид. Кроме того, появилась возможность использовать вместительные трюмные помещения судна для запасов на период длительного плавания.
Корабельная рында – это колокол, такой же, как колокола звонниц православных церквей. Но на кораблях и судах он используется для звуковых сигналов. Так, например, рындой «отбивают склянки», то есть отбивают сигналы времени, но не как часы, и не каждый час, а строго определённым образом. Так, взявшись за язык рынды (шнур языка колокола), ударом вправо и влево, подают один двойной сигнал, означающий столько-то часов. Ударом в одну сторону отмечают получас.
Практика на шлюпках-шестерках.
На учебно-парусном судне «Седов», мы вышли в море для прохождения практических занятий в соответствии с программой учебной практики курсантов. Это было в июле 1950 года, когда мы, курсанты Высшего военно-морского инженерного училища, окончили первый курс, и прибыли на корабельную практику. Но это был очень интересный поход по Балтийскому морю. Из Финского залива вышли утром с полными парусами при слабом попутном ветре. Такую диковинку, как такой большой корабль, шедший под парусами, приветствовали моряки всех кораблей, стоящих в Финском заливе. Они флажным семафором передавали нам приветствия и пожелания счастливого плавания. Принимал семафоры матрос-сигнальщик «Седова» и передавал нам. У нас из курсантов никто не знал семафорную азбуку настолько, чтобы самим уметь её читать.
Выйдя из Финского, залива наш парусник взял курс на остров Гогланд. Ветер был слабый, но почти попутный, что позволяло развивать хорошую скорость. Пройдя остров, мы встали на якорь в открытом море. С «Седова» спустили шлюпки, опустили парадный трап и отвалили «выстрел». Выстрелом называется горизонтальное бревно, укреплённое на уровне палубы перпендикулярно к борту и свисающее за борт корабля.
С выстрела свисают несколько тросов с мусингами (утолщения, узлы), по которым со шлюпок легко подняться на выстрел (бревно), а по нему пройти на палубу корабля. При посадке в шлюпки наоборот. С палубы корабля по выстрелу, держась за тросовый поручень, курсанты подходят к тросу с мусингами, свисающему над своей шлюпкой, и по нему спускаются в шлюпку. А для посадки офицера, шлюпка с курсантами подходит к парадному трапу, спущенному вдоль борта корабля. Нижняя площадка парадного трапа опускается почти до уровня воды. Перед шагом офицера в шлюпку, старшина шлюпки подаёт команду «смирно».
На нашей шлюпке-шестёрке командиром был офицер, капитан 2-го ранга, преподаватель кафедры морской практики. Он умело командовал, а мы старательно выполняли его команды. По его команде мы поставили парус, прошли немного под парусом и, убрав его, взялись за вёсла. Потом опять поставили парус, и, пройдя совсем немного под парусом, перешли на вёсла. Так по его команде мы несколько раз ставили парус, а потом переходили на вёсла, тренируясь таким образом действовать быстро и безошибочно.
После этого мы начали отработку подхода шлюпки под парусом к парадному трапу корабля. Этот маневр выполняется для посадки или для высадки офицера. При этом шлюпка под парусом на полной скорости идёт прямо в борт корабля, а не дойдя лишь нескольких метров до трапа, быстро убирает парус. Рулём шлюпка ставится бортом к нижней площадке трапа. Здесь важно учитывать инерцию шлюпки, чтобы в нужный момент убрать парус.
При подходе к трапу корабля рулевой ведет шлюпку в полный бейдевинд, правя на нижнюю площадку парадного трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейдевинд и направляет форштевень несколько выше нижней площадки трапа. На подходе к трапу по команде «Крюк» впере¬дсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.
Рулевой на шлюпке, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «На фале», и «Паруса долой». Быстро опускаются паруса, затем, подведя рулем шлюпку к площадке трапа, командует «Задержаться». Впередсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.
Выполняя подход к трапу в свежую погоду, рулевой правит немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра. В этот момент с корабля должен, быть подан конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку, после чего убирают паруса и подводят шлюпку на конце к трапу.
За нашей шлюпкой и её маневрированием наблюдал командир корабля и многие офицеры. Таких упражнений мы выполнили много, прежде чем стало хорошо получаться, и тогда с борта «Седова» в мегафон нам объявили благодарность от имени ко¬мандира корабля.
На других шлюпках курсанты тоже обучались хождению под парусами и на вёслах, выполнению команд по управлению шлюпкой. Шлюпки уходили довольно далеко от корабля, так что для них поднимался на корабле флажный сигнал, набор флагов которого означает приказание «шлюпкам возвратиться». С этим сигналом были заранее ознакомлены курсанты. Это три определённых флага из «Международного трехфлажного свода сигналов».
Этот сигнал пришлось использовать командиру корабля, когда одна из шлюпок увлеклась пресле¬дованием косатки, и удалилась слишком далеко от корабля. Это один из офицеров корабля, увидев далеко в море спину и плавник косатки, решил её преследовать. Преследовали на вёслах, паруса убрали. Иногда подходили довольно близко, но косатка уходила, плавая большими кругами, но не уходя далеко от корабля. Иногда она пропадала из вида, погружаясь в глубину, но вскоре снова на поверхности появлялся её плавник, причем не там, где мы его ждали. Мы снова налегали на весла, а офицер готовил карабин.
Косатка это не кит, а млекопитающее семейства дельфиновых. Это крупнейшие плотоядные дельфины. Они употребляют в пищу буквально все живое: рыбу, головоногих моллюсков, морских млекопитающих. Когда пищи достаточно, то косатка мирно уживается с другими китообразными, но в случае, если косатки проголодаются, то они без раздумываний нападают на любых полосатиков и китов, на других дельфинов, ластоногих, и даже пингвинов. Причем размер жертвы не имеет значения: если она велика, то косатки действуют всем стадом.
Если на детеныша кита напали косатки, то спасти его уже не возможно, он обречен. Быстрые косатки, плавая со скоростью до 55 км/ч, просто не могут быть настигнуты матерью, пытающейся защитить свое чадо. Глядя на охотящихся косаток нельзя не восхититься тому, как слаженно и хладнокровно они действуют. Когда один дельфин не может достать жертву, то ему на помощь приходят другие. Поразительно, но складывается впечатление, что косатки просто любят убивать: они сталкивают тюленя с одной стороны льдины, чтобы он попал в пасть сородичей, находящихся по другую сторону. В сутки косатке требуется до 150 кг. пищи, и недостатка в ней не бывает: разнообразие рациона и отсутствие естественных врагов поставили косатку на вершину пищевой цепи.
Но у косаток, этих китов-убийц, есть и обратная сторона. Косатки – самые дружелюбные по отношению к человеку хищные животные. На воле они не проявляют к человеку страха, все нападения косаток на человека были совершены или раненными животными или в целях самообороны. Косатки часто подплывают к суднам, выставляя морды над водой, как бы осматривая его. Находясь в неволе, они очень быстро привыкают к человеку, легко поддаются дрессировке. При содержании косатки вместе с другими дельфинами или даже тюленями можно не волноваться, что они нападут: никакой агрессии они не проявляют. Видимо, находясь в открытом море, косатки нападают на млекопитающих исключительно с целью утолить свой голод. Косаток, находящихся в неволе, ежедневно кормят 160 кг красной рыбы. Но ведь калорий в рыбе, несомненно, меньше, чем в жире и мясе морских львов, поэтому они и пополняют свои силы быстрее, охотясь на ластоногих. Единственный период, когда косатки становятся очень раздражительными и агрессивными, это период размножения.
Корабельная практика курсантов на учебно-парусном удне «Седов» запомнилась именно этим походом по Балтийскому морю.
Снявшись с якорной стоянки, УПС «Седов» повернул на обратный курс. Жаль, что мало прошли по Балтийскому морю, но ведь это был лишь учебный поход с целью показа нам, курсантам военного училища, корабля вообще, и учебно-парусного судна в частности.
Обратно в базу, в Кронштадт шли при боковом, почти встречном ветре. Шли галсами, маневрируя против ветра, то есть корабль шел зигзагообразными курсами. При этом корабль заметно кренился то на правый борт, идя левым галсом, то на левый борт, идя правым галсом. Была уже тихая ночь. Отчётливо слышался в этой тишине плеск воды, рассекаемой форштевнем нашего парусника. Я проходил на нос корабля, заглядывал за борт, вслушиваясь в мерный плеск небольшой волны отходящей от фор¬штевня. Никакого мотора – одни паруса способствовали продвижению против ветра.
Для смены галса, то есть для изменения курса так, чтобы ветер теперь дул в паруса с другого борта, играется «аврал», играют боц¬манские дудки. Команды голосом: «Все наверх». «К повороту». «Поворот оверштаг». Рулём изменяют курс, поворачивая корабль носом навстречу ветру и далее так, чтобы ветер наполнял паруса с другого борта. При этом команда, выбирает (натягивает) шкоты парусов с одного борта, и поворачивает паруса так, чтобы они наполнились ветром с другого борта. Как только паруса наполнились, корабль снова набирает скорость, частично потерянную при повороте «против ветра».
Направления ветра относи¬тельно шлюпки.
Любое решение на маневр шлюпки старшина принимает с учетом направления ветра. Чтобы выразить положение шлюпки относительно ветра, введено понятие о галсах.
Если ветер дует в правый борт (паруса на левом борту) — шлюпка идет правым галсом; если ветер дует в левый борт (па¬руса на правом борту) — шлюпка идет левым галсом.
Если ветер дует прямо или почти прямо в нос шлюпки (в пределах от 10° правого борта до 10° левого борта), он называется против¬ным, встречным или лобовым.
Если ветер дует в пределах от 10° до 80° к диаметральной плоскости (от носа шлюпки), он называется бейдевинд. Бейдевинд считается крутым, если угол ветра составляет 10°—60°, и полным, если угол более 60°.
Если ветер дует прямо или почти прямо в борт шлюпки (в пределах от 80 до 100°), он называется галфвинд.
Если ветер дует под углом от 100° до 170° к диаметральной плоско¬сти, он называется бакштаг. Бакштаг считается полным, если угол ветра более 150°.
Если ветер дует прямо или почти прямо в корму (в пределах от 170° правого борта до 170° левого борта), он называется фордевинд.
Полные наименования направлений ветра включают наименование галса, например:
Бейдевинд левого (правого) борта.
Галфвинд левого (правого) борта,
Бакштаг левого (правого) борта.
Так парусный корабль перемещается против ветра, идя пе¬ременными галсами, довольно часто меняя курс и переходя на другой галс. Мы, курсанты тоже участвовали в аврале по смене галса. Нам тоже приходилось тянуть трос полиспаста, выбирая шкоты «втугую». После отбоя аврала мы не успевали заснуть, как вновь звучала команда «Все наверх», «К повороту». Мы возвращались в базу в ночное время с включёнными ходовыми и топовыми огнями, периодически меняя курс и переходя на другой галс.
На этой практике, учебной практике после первого курса, мы познали, что значит «драить палубу». Деревянный настил палубы моют, обильно поливая её забортной водой из шлангов. При этом её натирают твердыми тёрками и даже кирпичами. Матросы-тёрщики выстраиваются в одну линию, как в одну шеренгу, и натирают палубу стоя на коленях. Конечно, курсантов тоже учили, как надо это делать, и ругали за то, что они работают без энтузиазма, недооценивая важности этого мероприятия. Конечно, жаль, что этот поход оказался коротким, но ведь это был лишь учебный поход, с целью показа парусного корабля нам, курсантам, будущим офицерам Военно-морского флота.
Значительно позже, через несколько лет, мы узнали, что «Седов», этот четырёхмачтовый бриг, после переоборудования стал научно исследовательским, океанографическим судном и вошел в состав научной экспедиции по исследованию мирового океана.
Другим учебнопарусным судном был четырёхмачтовый барк «Крузештерн». На нём тоже проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Это учебно-парусное судно несколько меньше, чем четырёхмачтовый бриг «Седов». Он также был переоборудован в научно-исследовательское океанографическое судно, и вошел в состав Атлантической экспедиции по изучению мирового океана.
Советский Союз после 2-й Мировой войны получил это парусное судно по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовый барк «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и «Горх Фок» (ныне «Товарищ»). Это немецкое парусное судно назвали «Седов» в честь полярного исследователя Г.Я.Седова. В январе 1946 года на «Седове» был поднят военно-морской флаг СССР и он переведен в класс чисто учебных судов.
Судно было построено а верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец борудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное судно. Ему присвоили новое имя — «Коммондор Йонсон».
В 1951 году командование судна принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, и под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. А в 1950 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.
В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском Морском заводе. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы чебные классы, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи. В 1991 году судно было передано Мурманскому Государственному Техническому Университету, на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов. УПС «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.