Статус школы что это такое пример

Статья 10. Статус образовательного учреждения

Статья 10. Статус образовательного учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Действие настоящего Закона в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Липецкой области независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

5. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Информация об изменениях:

Законом от 5 января 2000 г. N 63-ОЗ настоящая статья дополнена новым пунктом 6

6. Филиалы государственных и муниципальных высших учебных аведений на территории области создаются учредителем (учредителями о согласованию с Министерством образования Российской Федерации, администрацией области и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8. Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных объединений. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Тип, вид, статус учреждения (стр. 1 )

Статус школы что это такое пример. Смотреть фото Статус школы что это такое пример. Смотреть картинку Статус школы что это такое пример. Картинка про Статус школы что это такое пример. Фото Статус школы что это такое примерИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Статус школы что это такое пример. Смотреть фото Статус школы что это такое пример. Смотреть картинку Статус школы что это такое пример. Картинка про Статус школы что это такое пример. Фото Статус школы что это такое пример

Тип, вид, статус учреждения.

Статус: тип – общеобразовательное учреждение, вид – средняя общеобразовательная школа.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия РО № 000 от 01.01.2001 года, действующая бессрочно; свидетельство о государственной аккредитации серия 11 № регистрационный № 30 – МОУ от 01.01.2001 года.

1.3. Экономические и социальные условия территории нахождения.

Школа предоставляет образовательные услуги для населения с. Сизябск, д. Черноборск, д. Брика, население которых составляет 1424 человека.

Село Сизябск является административным центром сельского поселения «Сизябск», где находятся головные предприятия поселения: СПК колхоз «Ижемский оленевод и К», СПК колхоз «Заречье», ПО «Коопторг». В Сизябске работают администрация сельского поселения, библиотека, детский сад на 60 мест, дом культуры, пункт бытового обслуживания, почтовое отделение, 7 магазинов.

1.4. Характеристика контингента обучающихся.

Всего обучающихся, в том числе:

1 ступень образования

2 ступень образования

3 ступень образования, в том числе:

Школу посещают обучающиеся из 109 семей. 13 из них (12 % от всего числа) стоят на учете как семьи группы «риска», где оба родителя злоупотребляют алкоголем, в них проживают 19 обучающихся (10% от всего состава).

В школе учатся 26 детей из многодетных семей (всего таких семей по школе 15). В неполных семьях проживают 15 детей (11,6 %). 76 обучающихся школы (59 % из всего состава) проживают в семьях, относящихся к малоимущим. 10 обучающихся (7,8 %) являются детьми неработающих родителей, 3 обучающихся (2,3%) – дети родителей-инвалидов, 2 обучающихся (2%) – дети пенсионеров, 13 обучающихся (10 %) – дети оленеводов, чьи родители большую часть года находятся вне села.

Приоритетные задачи и направления реализации программы развития школы.

1.5.1. Приоритетные задачи школы:

1. Создание качественной системы образования как условия развития личности школьника.

2. Разработка эффективной системы развития творческого потенциала обучающихся.

3. Обеспечение условий для самоопределения и самореализации школьников.

4. Формирование системы педагогической работы в рамках новой модели школьника.

5.Построение системы взаимодействия с семьей и местным социумом.

1.5.2. Направления реализации программы:

1. Управленческая деятельность в системе обновленной школы.

В соответствии с новыми задачами школы скорректирована структура управления, пересмотрены функциональные обязанности управленческого персонала и специалистов (педагога-психолога, социального педагога, педагогов профильного обучения) и определена их роль в реализации программы развития.

Осуществляется информатизация управленческой деятельности.

Необходимо организовать педагогическое исследование по следующим направлениям:

• инновационный потенциал учителей;

• значимость и интерес к учебному предмету (рейтинг предметов);

• психологическая атмосфера уроков;

• социальный заказ, включая мнение родителей о школе;

• мотивация школьников к обучению;

• роль оценки и отметки;

• умения и способности школьников.

2.Реализация деятельностного подхода как системообразующего элемента в образовательной системе школы

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Системообразующим элементом образовательной системы при этом является деятельностный подход. Важная форма реализации деятельностного подхода в обучении — освоение обучающимися проектно-исследовательских и коммуникативных умений. Организация исследовательской работы в школе дает возможность решать задачи:

• глубокого и прочного освоения учебного материала;

• значительного расширения кругозора школьников;

•развития способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и литературу по проблеме исследования;

• знакомства с методами исследования и развития умения определить цель, выбрать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

• овладения техникой эксперимента и методами анализа его результатов;

• развития способности сформулировать проблему исследования;

• овладения разнообразными формами организации исследовательской работы, способами итогового оформления собственного исследования и формами оценивания его результатов.

Комплекс задач, реализуемых на разных ступенях обучения:

Цель: формирование у школьника инициативности, ответственности и самостоятельности. Основной формой проявления этих качеств является учебная самостоятельность. Перспективные задачи:

1.Создание условий для развития у школьника способности не только сотрудничать с другими людьми, но и действовать самостоятельно.

2.Создание новой системы оценки деятельности ученика, в том числе введение папки индивидуальных учебных достижений обучающегося (портфолио).

3.Развитие творческой деятельности обучающегося.

4.Формирование интеллектуальной среды, стимулирующей творческую активность обучающихся начальной школы, выявление и раскрытие их способностей, становление творческого потенциала школьника независимо от их дальнейшей профильной ориентации. Участие в познавательных играх, интеллектуальных марафонах, в малых олимпиадах, конкурсах.

5.Введение проблемного метода обучения.

6.Организация проектной деятельности в форме мини-проекта.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования обучающийся должен приобрести опыт разнообразной деятельности:

• рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства, обнаруживать изменения, происходящие с объектом, уметь соотносить результаты наблюдения с поставленной целью;

• планировать деятельность — называть в последовательности действия для решения задачи, отвечать на вопросы «зачем я это делаю?», «как это можно сделать?»;

• владеть способами контроля и оценки деятельности, уметь работать в группе.

Период начального обучения рассматривается как подготовительный к участию школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.

Цель: формирование у школьника целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности (индивидуальной и коллективной), опыте познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

1.Формирование у школьника навыков проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных навыков обучающихся, выработка у обучающихся стремления и умения самостоятельно участвовать в творческом исследовательском процессе.

2.Реализация проблемного метода обучения.

3.Создание творческой группы педагогов для исследований и разработок.

4.Создание условий для работы с обучающимися в малых группах.

5.Развитие элективных курсов с учетом предпрофильной подготовки, что даст возможность построения индивидуальной траектории обучения обучающихся.

6. Разработка модели «портфолио» ученика.

7.Использование возможностей Интернет-образования.

8. Внедрение современных технологий обучения.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности за рамками учебного процесса.

Цель: формирование социально адаптированной личности школьника, социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодого человека.

1. Реализация новых принципов организации образовательного процесса в старшей школе, предполагающих:

• индивидуализированные формы учебной деятельности;

• выработку у школьников проектно-исследовательских навыков;

• самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

2.Реализация учебных планов профильного обучения, индивидуальных учебных планов.

3.Расширение элективных курсов с учетом профильной подготовки.

4.Внедрение современных педагогических технологий. Введение интегрированных уроков в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр.

5.Превращение проблемных и исследовательских методов обучения в доминирующие в ходе организации учебного процесса.

6.Использование возможностей Интернет-образования и компьютеризация образовательного процесса.

В старшей школе обучающиеся должны овладеть оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, определяющими формирование компетентностей. На этом этапе направления исследований обучающихся в различных предметных областях в основном имеют прикладной характер. В ходе их обучающиеся закрепляют навыки исследовательской деятельности. У старшеклассников формируется осознанное восприятие науки как ценности современной цивилизации. Целенаправленная работа педагогов должна способствовать постепенному переводу ученика в позицию субъекта своего собственного образования.

3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

Совершенствование мастерства учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

• оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, республиканской систем повышения квалификации;

• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного с реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

• совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания школьников;

• реализацию системы работы над учебниками и учебно-методическими пособиями; школьного образования, создание индивидуальных учебных планов;

• ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий (модульной, рейтинговой, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах), информационных технологий, дальнейшее использование метода проектов.

Источник

Правовой статус общеобразовательной организации

Краткая информация о нормативно-правовом обеспечении деятельности, компетенциях, правах, обязанностях и ответственности общеобразовательной организации в соответствии с новым законом об образовании.

Новый закон об образовании не внес существенных изменений в правовой статус общеобразовательных учреждений.

Создание, реорганизация, ликвидация

Общеобразовательная организация является некоммерческой организацией. Создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии гражданским законодательством для некоммерческих организаций и законодательством об образовании РФ.

По новому закону об образовании принятие решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а в сельской местности – только с учетом мнения жителей данного сельского поселения.

Общеобразовательная организация являются юридическим лицом. Действует на основании Устава, лицензии на право образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, имеет обособленное имущество и земельный участок.

Общеобразовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Наименование общеобразовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип, а также особенности осуществляемой образовательной деятельности, дополнительно осуществляемые и другие функции.

Типы образовательных организаций

Законом устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельна в формировании своей структуры и свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.

Она вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям её создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация фактически обладает имеющимися компетенциями, в т.ч. разработка и принятие локальных нормативных актов, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, разработка и утверждение образовательных программ и программы развития, организация научно-методической работы, организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения и т.д. Практика показывает, что следует уделить большее внимание таким компетенциям:

Согласно закону об образовании общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством об образовании. А это значит, как и сейчас, качественно и в полном объеме реализовывать образовательные программы, применять формы, средства, методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания; соблюдать права и свободы всех участников образовательных отношений.

Общеобразовательная организация, как и при действующем законодательстве, несет ответственность:

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности общеобразовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В общеобразовательной организации должны быть разработаны, приняты и утверждены в порядке, установленном ее уставом, локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Практика показывает, что их число может достигать 100 и более.

Закон об образовании обращает внимание на обязательное наличие локальных актов, регламентирующих правила приема, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями); а также на необходимость ознакомления с уставом и локальными актами работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Имеющиеся в школе локальные акты должны быть приведны в соответствие с законом об образовании и разработанными во исполнение этого закона нормативными документами.

Если локальные акты содержат нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников общеобразовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо приняты с нарушением установленного порядка, то они подлежат отмене.

Наименования и уставы образовательных учреждений, а, следовательно, и локальные подлежат приведению в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в настоящее время, осуществляют её на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им ранее, которые должны быть переоформлены до 1 января 2016 года.

Источник

Правовой статус образовательных учреждений

Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:

1. учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);

2. учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;

3. учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;

4. учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;

5. учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.

Также образовательному учреждению, для осуществления в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров.

Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Статус школы что это такое пример

В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Не вдаваясь в тонкости научных споров между представителями теоретической и отраслевых юридических наук, в данном случае под правовым статусом образовательного учреждения мы будем понимать совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей.

Данная трактовка в целом соответствуют позиции, которой придерживается законодатель в Законе РФ «Об образовании». Заметим лишь следующее.

Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такиеправовые качестваобразовательного учреждения (правоспособностьидееспособность), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы. Иными словами, содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены, прежде всего, и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Система юридических гарантий осуществления образовательным учреждением своих прав и обязанностей включает такие правовые средства, как контроль и надзор, осуществляемые уполномоченными на то органами и лицами (Рособрнадзор, инспекционные службы, их сотрудники), а также различные меры правового принуждения, среди которые особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

Существенно важным является и выделение различных видов самого правового статуса образовательного учреждения, на что не всегда обращается внимание в литературе. В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как:

Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора. Кроме того, в зависимости от аспекта анализа деятельности образовательного учреждения и управления этой деятельностью, на передний план выходят различные виды статусов. 20

Кратко охарактеризуем представленные виды правового статуса образовательного учреждения.


Конституционно-правовой статус образовательного учреждения.Содержание и значение данного статуса непосредственно вытекает из содержания ст. 43 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 2 данной статьи общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируются в государственных и муниципальных учреждениях, а часть 3 закрепляет возможность конкурсной основы бесплатного получения высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Тем самым образовательное учреждение является тем субъектом конституционно-правовых отношений, который непосредственно гарантирует реализацию конституционного права каждого на образование. Другими словами, образовательное учреждение (а также предприятия, о которых тоже говорится в Конституции РФ) выступаетосновным гарантомреализации данного конституционного права. И именно как гарант образовательное учреждение наделяется законодательством соответствующими правами и обязанностями, может и должно нести ответственность за нарушение конституционного права на образование.

В части 5 ст. 43 закрепляется поддержка государством различных форм образования и самообразования (индивидуальная педагогическая деятельность, семейное (домашнее) образование и др.), которые также в известной мере могут гарантировать качество образования того или иного уровня. Вместе с тем, как показывает вся практика мирового и отечественного образования, только в стенах именно образовательного учреждения может быть в полной мере реализована гарантия действительно качественного образования.

Обращая вновь внимание на органическую связь всех видов правового статуса образовательного учреждения, подчеркнем, что смысловым и политико-правовым ядром выступает именно конституционно-правовой статус, поскольку все остальные с разных сторон отражают главное: необходимость обеспечения различными правовыми средствами и способами образовательным учреждением конституционного права на образование.


Гражданско-правовой статус образовательного учреждения. Особенности данного статуса образовательного учреждения связано, прежде всего, с характеристикой его какюридического лица– одной из фундаментальных категорий гражданского права.

Действующее законодательство об образовании устанавливает, что всякое образовательное учреждение (учреждение, осуществляющее образовательный процесс) является юридическим лицом (п.2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Напомним, что юридическим лицом Гражданским кодексом Российской Федерации признается организация, имеющая обособленное имущество в собственности либо на правах хозяйственного ведения, либо в оперативном управлении (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо отвечает имуществом по своим обязательствам; приобретает и реализует гражданские (имущественные и личные неимущественные) права; исполняет обязанности от своего имени; выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах; должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Все юридические лица подразделяются накоммерческиеинекоммерческиеорганизации (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организациям не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных интересов.

Как следует из Закона РФ «Об образовании» (ст.ст. 11-1, 12), организации – юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаватьсятолько как некоммерческие организации.Тем самым законодатель определил в качестве основной цели образовательных организаций не извлечение прибыли, а осуществление образовательного процесса.Иное означало бы, что учредитель образовательной организации был бы вправе предпринять все усилия для получения прибыли для себя лично и уделять минимум внимания организации, обеспечению обучения, воспитания, экономя на потребностях обучающихся.

Закрепление в нормах гражданского законодательства особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной, как уже отмечалось, с реализацией конституционного права личности. Эта необходимость определяет и ряд требований к образовательным учреждениям (организациям):

— установлениеспециальной правоспособности,т.е. права осуществлять только ту деятельность в соответствии с законом, которая прямо указана в их учредительных документах; в частности, образовательная деятельность является для таких организаций основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации;

— лицензирование образовательной деятельности (ст. 33 Закона РФ «Об образовании»);

— требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению;

— требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ установленных Законом РФ «Об образовании» уровней и др.

Уже этот небольшой перечень требований свидетельствует о том, что статус образовательного учреждения как юридического лица имеет значительную специфику, отличающую его от гражданско-правового статуса иных учреждений и организаций. Это позволяет даже говорить о частном юридическом статусе образовательного учреждения (С.В. Куров).

Законодательство об образовании использует понятие «образовательное учреждение» в двух аспектах:

как установленную законом организационно-правовую форму, вид юридического лица, определяющую правовой статус, т.е. права, обязанности и правовую ответственность.

В качестве определенной организационно-правовой формы собственно «учреждение» закреплено ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Закона о некоммерческих организациях, а правовое положение имущества такого учреждения определяется статьями 213, 296 и 298 ГК РФ. Учреждение создается (учреждается) собственником имущества, которое закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, оно финансируется учредителем полностью или частично. В соотве6тствии с Гражданским кодексом РФ учреждение создается (учреждается) одним, единственным учредителем, собственником имущества для осуществления обусловленным им целей некоммерческого характера.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс, т.е. реализующая одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, создаётся в правовой форме образовательного учреждения. Буквальное прочтение текста п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить следующие закрепленные законодательно организационно-правовые формы образовательной организации:

государственное образовательное учреждение,

негосударственное образовательное учреждение,

муниципальное образовательное учреждение.

Введенное Законом РФ «Об образовании» понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Тем самым нормы ГК РФ, закрепляющие правовой статус учреждения как такового, не должны применяться, по крайней мере, в полном объеме, к образовательным учреждениям.

В ходе происходящего реформирования (модернизации) российского образования все чаще вы сказываются мнения о необходимости широкого внедрения новой организационно-правовой формы создания и функционирования образовательных учреждений – АНО (автономная некоммерческая организация), предусмотренной ст. 10 Закона Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

«О некоммерческих организациях». Для этой разновидности гражданско-правового статуса характерно следующее.

1. Имущество автономной некоммерческой организации (АНО), формируемое за счет добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО. Нужно заметить, что Закон о некоммерческих организациях не исключает единоличного учредительства АНО.

2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный высший орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В его состав входят как учредители, так и наемные работники, которые не могут составлять более одной трети от числа членов этого высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителей. В то же время Закон о некоммерческих организациях (п. 3 ст. 10) предписывает учредителям осуществлять надзор за деятельностью АНО, порядок осуществления которого должен быть предусмотрен учредительными документами АНО.

3. К компетенции высшего органа АНО, установленной законом исчерпывающим образом, относятся такие вопросы, как: изменение устава АНО; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация АНО.

4. АНО занимает, по сути дела, некоторое промежуточное положение между организациями, как создаваемыми на принципах участия членов, так и теми, которые не имеют членства.

Отметим еще одно обстоятельство. Как можно видеть, гражданско-правовой статус образовательного учреждения, предусматриваемый гражданским законодательством и законодательством об образовании, имеет свои отличия.

Основные отличия правового положения образовательного учреждения от учреждения, закрепленные Законом РФ «Об образовании», состоят в следующем (С.В. Куров):

Допускаются многоучредительство образовательного учреждения и

его самофинансирование. При этом не требуется обязательного закрепления имущества учредителями за образовательным учреждением при его создании.

Учредители заключают договор о совместном создании образовательного учреждения.

Денежные средства, имущество и иные объекты собственности,

переданные образовательному учреждению (в форме дара, пожертвования или

по завещанию, доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти

доходы объекты собственности) поступают в собственность самого образовательного учреждения, в то время как денежные средства «просто» учреждения и приобретенное на них имущество поступают лишь в самостоятельное распоряжение учреждения.

4. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества без согласия учредителя, а средства,

полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы,

используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном

5. Общим у образовательного учреждения с учреждением является, во-первых, то, что имущество, закрепленное учредителем за каждым из них, находится в оперативном управлении этих видов юридических лиц; во-вторых, при недостаточности у учреждения собственных денежных средств, а у образовательного учреждения денежных средств и принадлежащего ему имущества, ответственность по их обязательствам несет учредитель.

6. Законодатель устанавливает особенности управления для государственных и муниципальных образовательных учреждений по сравнению с негосударственными.

Таковы наиболее характерные особенности государственно-правового статуса образовательного учреждения. В заключение заметим, что действующее гражданское и образовательное законодательство не свободны от известных противоречий (коллизий) в вопросах четкости определения содержания правового статуса образовательных учреждений, что нередко приводит на практике к недоразумениям различного, прежде всего, финансового, характера.

Финансово-экономический статус образовательного учреждения.Данный статус очень тесно связан с гражданско-правовым статусом образовательного учреждения, что вполне закономерно. В самом общем плане финансово-правовой статус образовательного учреждения, во-первых, отражает одну из важнейших граней многообразной деятельности образовательного учреждения – финансово-экономическую (или, в более узком смысле – финансово-хозяйственную) деятельность, а, во-вторых, его можно рассматривать как совокупность норм, регулирующих финансово-экономические отношения, субъектом которых выступает образовательное учреждение, посредством предоставления ему прав и обязанностей в области осуществления образовательным учреждением предпринимательской и иной деятельности, не связанной непосредственно с осуществлением образовательного процесса, его финансирования и налогообложения, а также юридических гарантий правомерного осуществления этих прав и обязанностей.

Самое существенное, что характеризует специфику финансово-правового статуса образовательного учреждения, заключается в том, что его финансово-экономические полномочия находятся, так сказать, в «точке пересечения» нескольких важнейших нормативно-правовых актов – Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и образовательного законодательства (М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко).

Таким образом, финансово-экономический статус образовательного учреждения имеет четыре, по меньшей мере, составляющие, каждая из которых, во-первых, тесно связана с другой и, во-вторых, может быть охарактеризована как относительно самостоятельная.

Бюджетный аспект. Как уже говорилось, образовательное учреждение в бюджетном отношении представляет собой бюджетное учреждение, т.е. учреждение, финансируемое из бюджета определенного уровня (федерального, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда). Не вдаваясь во всю сложную технологию бюджетного финансирования образовательного учреждения, достаточно будет выделить наиболее важные и характерные этапы его процесса, характеризующие особенности приобретения образовательным учреждением как бюджетным учреждением своих бюджетных прав и обязанностей (М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко).

Составление образовательным учреждением бюджетной заявки на очередной финансовый год, подаваемой главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств (п. 5 ст. 161 БК).

Уведомление (в течение 10 дней) получателя бюджетных средств, органом, исполняющим бюджет, бюджетного ассигнования на соответствующий период (финансовый год) (ст. 220 БК).

После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение в течение 10 дней составляет и представляет на утверждение распорядителем бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК).

Утверждение сметы доходов и расходов распорядителем бюджетных средств (в течение 5 дней) и передача ее в течение одного рабочего дня органу, исполняющим бюджет (ст. 221 БК).

Принятие и подтверждение бюджетным учреждением своих денежных обязательств в соответствии с бюджетными обязательством (ст.225, 226 БК).

Расходование образовательным учреждением выделенным ему бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтверждаемого бюджетного обязательства (п.1 ст. 227 БК). Данный – заключительный – этап бюджетного процесса одновременно характеризует и бюджетную дееспособность учреждения и, соответственно, дает основании я для оценки качества исполнения бюджетного законодательства.

Гражданско-правовой аспект.В гражданско-правовом отношении речь идет финансово-экономическом обеспечении предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, не связанной непосредственно с осуществлением образовательным учреждением образовательного процесса. Вся эта деятельность, во-первых, связана с оказанием образовательным учреждением предусмотренных законодательством услуг, работ и иной деятельности определенного вида, плата за которые образуют фонд внебюджетных средств учреждения, и, во-вторых, не может противоречить уставным целям образовательного учреждения и, прежде всего, целям его образовательной деятельности. В соответствии со ст.47 Закона РФ «Об образовании», к числу предпринимательской относятся следующие виды деятельности образовательного учреждения:

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Особое место в предпринимательстве образовательного учреждения занимает деятельность по оказанию платных образовательных услуг.

Полная характеристика гражданско-правовой составляющей финансово-экономического статуса образовательного учреждения в настоящем пособии нецелесообразна, (с ней можно ознакомиться самостоятельно, обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам и литературе). Поэтому в данном случае будет достаточным ограничиться тем замечанием, что в настоящее время проблема «образовательного предпринимательства» приобретает исключительно острый характер в силу происходящих процессов реформирования образовательной системы, носящих преимущественно финансово-экономический, а не собственно образовательный, характер, что в значительной мере негативно сказывается на качестве образования. С этим обстоятельством связана и проблема своего рода «раздвоения» правовой ответственности образовательного учреждения: с одной стороны, речь идет об ответственности за обеспечение надлежащего (соответствующего государственным образовательным стандартам и соответствующим образовательным программам) качества образования и, с другой, – за надлежащее исполнение норм различных отраслей законодательства (бюджетного, гражданского, налогового, административного, образовательного и др.)

Налоговый аспектфинансово-экономического статуса образовательного учреждения связан с характеристикой его прав, обязанностей и ответственности. В самом общем плане отметим, что образовательное учреждение в своей финансово-хозяйственной деятельности итак или иначе, но всегда сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты самых различных налогов. Для учреждений, которые располагает только бюджетными средствами (основная масса дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования), речь идет, главным образом, о Едином социальном налоге (ЕСН), страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налоге на доходы физических лиц – педагогических работников, административного, учебно-вспомогательного и иного персонала образовательных учреждений.

Не затрагивая весь обширнейший спектр отношений образовательного учреждения с налоговыми органами, важно отметить, что на образовательное учреждение как носителя «налоговых» прав, обязанностей и ответственности распространяется одна из главных идей современного российского налогового законодательства 23 –презумпция невиновности налогоплательщика(ст. 108 НК РФ). С точки зрения понимания и признания особенностей не только финансово-экономического, но и иных видов правового статуса образовательного учреждения, это положение имеет исключительно большое значение, поскольку в нем презюмируется налоговой иммунитет образовательного учреждения от чрезмерной активности (доходящей порою до злоупотребления своими правами) вмешательства налоговых органов в финансово-экономическую и хозяйственную деятельность образовательного учреждения. Иное дело, что уклонение образовательного учреждения от уплаты налогов, как умышленное, так и по неосторожности, доказанное налоговыми органами в строго установленном законодательством порядке, должно неизбежно влечь за собой ответственность по налоговому и иному законодательству.


Административно-правовой статус образовательного учреждения. В административно-правовом (управленческо-правовом) отношении образовательное учреждение имеет двоякий характер.

С одной стороны, оно выступает как объект (адресат) управленческих решений, вырабатываемых и издаваемых вышестоящими органами управления образованием (федеральными, региональными, муниципальными), в том числе решений, принимаемых в рамках контрольно-надзорной деятельности соответствующих уполномоченных органов и лиц. Скажем, в соответствии с пп. 6 и 8 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» в компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать управленческие решения по вопросам образования (Минобрнауки РФ, Рособразование), устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные учреждения федерального подчинения, проводить аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и др. В соответствии с пп. 17 и 18 той же статьи Закона те же федеральные органы уполномочены обеспечивать финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг; ежегодно утверждать на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и т.д.

С другой стороны, образовательное учреждение само выступает (в лице администрации) как субъект выработки и издания управленческих решений в отношении своих структурных подразделений, служб, педагогических работников, обучающихся (воспитанников), учебно-вспомогательного и технического персонала. Содержание и виды управленческих решений образовательного учреждения с различной степенью детализации прописаны в ст. 13 «Устав образовательного учреждения», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях различного типа. Так, в Уставе образовательного учреждения устанавливаются особенности порядка регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей), а также порядка управления образовательным учреждением, включающего определение: компетенции учредителя; структуры, порядка формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенции и порядка организации деятельности; порядка комплектования работников образовательного учреждения и условий оплаты их труда; порядка изменения устава образовательного учреждения; порядка реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; прав и обязанностей участников образовательного процесса; перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения и др.

Более подробно об особенностях правового регулирования управленческой деятельности образовательного учреждения говорится в последнем параграфе данной главы.

Сказанное имеет отношение, главным образом, к государственным и муниципальным образовательным учреждениям. Некоторые особенности имеет административно-правовой статус негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Основное здесь заключается в том, что, согласно п.5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»¸ для НОУ типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Тем самым, НОУ вправе разрабатывать собственные (уникальные, индивидуальные) положения и на их основе столь же индивидуальные уставы. Это, однако, не означает, что устав НОУ может не содержать тех пунктов, которые предусмотрены ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Речь идет лишь о том, что каждое НОУ вправе конкретизировать и дополнять данный законодательный перечень пунктами, отражающими специфику образовательной деятельности данного конкретного НОУ. Что же касается собственно административно-правовых отношений, складывающихся в самом НОУ, то они принципиально не отличаются от тех, которые имеют место в государственных образовательных учреждениях, поскольку и те, и другие образовательные учреждения функционируют и должны функционировать строго в рамках действующего законодательства.

Образовательно-правовой статус образовательного учреждения.Этот вид правового статуса образовательного учреждения является основным в том смысле, что осуществление именнообразовательной(т.е.обучающейивоспитывающей) деятельности определяет смысл существования и социальную роль этого общественно-государственного института-организации. Именно образовательное учреждение образует первичное организационное звено, «молекулу» всей образовательной системы в целом.

Законодательство об образовании достаточно четко определяет «образовательные» права, обязанности и гарантии их осуществления образовательными учреждениями. Перечень, содержание и объем прав и обязанностей (полномочия и компетенция) обусловливается, прежде всего, уровнем образования, типом и видом самого образовательного учреждения. Следует заметить, что в данном случае мы сталкиваемся с тем самым типом (принципом) правового регулирования, который в общей теории носит название «предоставительно-обязывающий тип». Данный тип правового регулирования основан на том, что использование предоставляемых субъективных прав есть одновременно и исполнение соответствующей и одноименной обязанности. В наиболее общем плане полномочия и компетенция, а также ответственность образовательного учреждения, независимо от его типа и вида, закреплены в ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Выделим из представленного перечня наиболее существенные «чисто» образовательные права и обязанности и ту образовательно-правовую ответственность, которую понесет образовательное учреждение в случае неисполнения законодательных требований. Это, в частности:

подбор, прием на работу и расстановка кадров, прежде всего, педагогических работников;

использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ «Об образовании»;

самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ «Об образовании»;

содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и др.

Что касается ответственности образовательного учреждения, то Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) предусматриваются не меры, принимаемые к нему за те или иные нарушения, а лишь сами противоправные деяния. К ним относятся: а) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; б) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; в) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; г) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; д) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Трудно не заметить, что отсутствие законодательного закрепления мер юридической ответственности образовательного учреждения дает немало возможностей органам управления образования и правоохранительным органам, обнаружившим нарушения образовательного законодательства для усмотрения при выборе того или иного решения о привлечении образовательного учреждения к ответственности. Если в отношении нарушений, скажем, того же бюджетного, налогового, гражданского, а тем более уголовного, законодательства (взятки, оскорбление личности учащихся или педагогических работников и т.п.) уверенно применяются соответствующие санкции, то применительно к собственно образовательным правонарушениям в настоящее время говорить о наличии более или менее четкой систематизированных санкциях не приходится. Это, к слову, еще один довод в пользу необходимости создания кодифицированного закона (кодекса) об образовании, о чем в предыдущих главах уже шла речь.

Представленная выше характеристика правового статуса образовательного учреждения дает достаточно полное представление и об основных направлениях его деятельности (образовательная, организационно-управленческая, финансово-хозяйственная и др.), а также об основах ее правового регулирования. В данном случае целесообразно обратиться к характеристике локального нормотворчества образовательного учреждения, в котором в наибольшей степени отражены особенности управления различными сторонами его деятельности.

Напомним, что локальные (или, иначе, корпоративные) нормы, внешне выражаемые и закрепляемые в соответствующих локальных нормативно-правовые актах (уставах, положениях, правилах внутреннего распорядка, инструкциях, указаниях и т.п.) призваны регулировать отношения, складывающиеся внутри организации, учреждения, предприятия. Эти акты принимаются либо единолично руководителем организации (работодателем), либо коллегиальным органом (ученым советом вуза, например) либо работодателем по согласованию с представительным органом работников (общим собранием, конференцией). К числу существенных особенностей локальных нормативных актов(М.Н. Марченко) относится то, что они:

— имеют строго подзаконный характер, заключающийся в том, что они создаются не иначе, как только на основе и в соответствии с федеральными актами и актами субъектов Российской Федерации;

— содержат нормы, имеющие общеобязательный характер;

— действуют только в пределах «своего» предприятия, учреждения, фирмы, ор­ганизации и др.;

— приобретают юридический характер (т.е. становятся обладателем юридической силы) не иначе, как с санкции государства в лице его соответствующего ор­гана, принимающего акт, на основе которого и в соответствии с которым принимается данный локальный акт;

— подлежат обязательной регистрации или утверждению со стороны государственных или иных, негосударственных корпоративных органов;

— имеют прямое и непосредственное действие, не предпо­лагающего, как правило, издания на их основе и в их развитие ка­ких-либо иных локальных правовых актов.

Анализ образовательного законодательства и практики локального нормотворчества российских образовательных учреждений показывает, что наиболее распространенными локальными нормативно-правовыми актами, регулирующими все разнообразные виды деятельности общеобразовательного учреждения, являются:

— Устав общеобразовательного учреждения;

— коллективный договор, заключаемый между администрацией образовательного учреждения и трудовым коллективом;

— положения (о структурных подразделениях, службах, формах учебной работы и т.п.);

— инструкции (преимущественно – должностные инструкции);

— правила (распорядка дня, проживания в общежитии и т.п.).

Несомненно,Устав образовательного учрежденияявляется основным, конституирующим основные стороны организации, структуры и функционирования образовательного учреждения, поэтому закономерно, что статус Устава и его основные элементы содержания закреплены в ст.13 Закона РФ «Об образовании». Приведем содержание этой статьи практически в полном виде.

В Уставе образовательного учреждения, независимо от его организационно-правовой формы, типа и вида, в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательскойи иной приносящей доходдеятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением Негосударственных образовательных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В то же время в Уставе образовательного учреждения определенного типа (вида) могут быть закреплены нормы, отражающие специфику этого учреждения. Так, Устав высшего учебного заведения, а также изменения устава и дополнения к нему принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (п.1 ст.12 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Статус коллективного договора предусмотрен Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях». В коллективном договоре в обязательном порядке отражаются следующие разделы:

— общие положения (стороны договора, сроки его действия, сфера распространения и др.);

— основные принципы взаимоотношений администрации и трудового коллектива образовательного учреждения;

— производственная деятельность и социальные гарантии работникам учреждения;

— время отдыха и отпусков;

В качестве приложения к Коллективному договору, как правило, разрабатываются такие локальные акты: а) соглашение по охране труда администрации и коллектива работников; б) положения об охране труда, о премировании работников, о социальном страховании; в) правила внутреннего распорядка и др.

Наиболее многочисленными локальными нормативно-правовыми актами являются всевозможныеположения, инструкциииправила.Все они могут быть, в зависимости от главных направлений деятельности образовательного учреждения, сгруппированы в несколько групп. Так, в группу положений, регулирующих учебную работу вуза, относятся положения о факультете, о кафедре, о курсовых экзаменах и зачетах, о производственной (педагогической) практике, об итоговой государственной аттестации выпускников, о выпускной квалификационной работе, о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов и др. В группу положений, регулирующих внеучебную, в том числе воспитательную, работу, включаются положения о Совете по воспитательной работе со студентами, о кураторе академической группы, об отряде охраны порядка, о студенческих общежитиях, правила проживания в студенческих общежитиях, должностная инструкция специалиста по внеучебной работе и др. Среди инструкций, входящих в группу актов, имеющих общее значение, – должностные инструкции, например, декана факультета, заведующего кафедрой, профессора кафедры, доцента и старшего преподавателя кафедры и др. 25

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем суть и какова природа управления в сфере образования? Проведите разграничение между понятиями «управление», «руководство», «организация» применительно к системе образования.

2. Что представляет собой сеть (система) образовательных учреждений? Как в этой системе соотносятся между собой типы, виды и организационно-правовые формы образовательных учреждений?

3. В чем состоит значимость разграничения компетенций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области образования? Подумайте, нет ли смысла в том, чтобы устранить такое разграничение в целях упрощения как управления образованием, так и самого образования.

4. Проанализируйте содержание ст. 32 Закона РФ «Об образовании» с точки зрения тех полномочий и ответственности, которые принадлежат и свойственный высшему учебному заведению, в котором Вы учитесь, найдите достоинства и недостатки в реальном локальном правовом регулировании в Вашем вузе.

5. В чем отличие правового положения образовательного учреждения от его правового статуса? Насколько юридически и практически необходимо разграничение этих понятий?

6. В чем, на Ваш взгляд, смысл и необходимость различения различных видов правового статуса образовательного учреждения? Имеет это практическое значение?

7. В период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении:

а) познакомьтесь с уставом этого учреждения. Сравните содержание этого документа с Уставом своего вуза и теми требованиями, которые предъявляются к Уставу образовательного учреждения (ст. 13 Закона РПФ «Об образовании»).Попытайтесь выявить и прокомментировать особенности содержания этих учебных заведений.

б) систематизируйте локальные акты общеобразовательного учреждения и своего вуза под углом зрения отражения в них основных направлений деятельности этих учебных заведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *