Сватовство майора картина о чем
Скандальный шедевр, за который художник Федотов получил звание академика, но остался несчастен: «Сватовство майора»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Биография художника
«Сватовство майора»: предыстория написания
До середины XIX века картины русских художников обычно изображали три сюжета: исторические события, библейские истории и аристократические портреты. С середины XIX века появляется все больше сюжетов о среднем классе, который становится все могущественнее и сильнее. В чем их ценность для художников? У среднего класса всегда были средства на покупку предметов искусства и они охотнее на это шли. Поэтому впоследствии возникли новые сюжеты о среднем классе. В этой связи Павел Федотов со своими актуальными темами о любви, деньгах и престиже оказался очень кстати.
Сюжет картины
Майор
«Сватовство майора» отражает очень распространенную традицию в России XIX века: обеспеченный холостяк, желающий заключить брак с подходящей дамой. Сам майор стоит в дверном проеме справа от сцены. Его тело освещается сзади золотисто-желтым светом. Хоть и фигура изображена в силуэте, все его черты (даже скучающее лицо), хорошо видны. Возможно, майор не является самым завидным женихом и мечтой всех девушек, но он проецирует образ разумного и рационального человека, желающего жениться. В нем нет ни единого намека на любовь или привязанность, но при этом майор излучает честь и респектабельность.
Сваха
Отец невесты
Слева от отца элегантно одетая мать. Она определенно готовилась к приходу значимых гостей. На ней надето розовое платье с белой шалью. Очень заметна (и это не просто так) сережка с бриллиантами, свисающая с уха. Волосы матери невесты собраны в зеленый платок. Крестьянское происхождение этой героини выдает платок. Да, она дорого одета, на ней есть драгоценности, но в то время женщины более высшего класса не носили платки и, конечно, не позволяли себе подобных жестов рядом с чужими людьми. Представительницы высшего сословия могли украсить свои волосы декоративными элементами или вовсе ничего не вставлять в прическу. Мать держит свою шаль в одной руке, а другой пытается поймать свою дочь. Похоже, она удерживает дочь от побега. Губы и глаза героини широко раскрыты, будто приказывая: «Вернись, дитя, ты много теряешь!».
Потенциальная невеста
Композиция и связь героев
Тем не менее, все на полотне имеет печать купеческого вкуса: неподходящий наряд на хозяине дома, крестьянский платок на голове матери, слишком вычурный наряж дочери, грубые жесты и явная нелепость ситуации. В гостиной также видны вкусы владельцев: вместо модных картин на стене изображен портрет митрополита (снова отсылка к крестьянскому прошлому).
Таким образом, несмотря на сложную личную судьбу. Павлу Федотову удалось создать целостный образ купеческой жизни XIX века. Здесь и комичный сюжет, и средний класс, не готовый расстаться с крестьянскими привычками, и традиции заключения брака той эпохи, и большие социальные перипетии. Искусствоведы и критики, впервые увидевшие полотно Федотова, в один голос называли его одним из замечательных произведений русской живописи XIX века, которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обратите внимание:
Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:
Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям
Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:
Комментарии
Дорогая автор, вы наверное опять скажете, что я ко всему подхожу с негативом. И профиль мой не стал более наполненным с прошлого раза. Но ваш рассказ о картине не содержит важнейших сведений, без которых в ней мало что можно по-настоящему понять.
Во-первых, почему женится именно майор? Да потому, что в те времена, чтобы простому человеку получить права потомственного дворянства, которое позволяло и детям его с рождения иметь права дворянства, на военной службе нужно было выслужить именно чин майора. Поэтому офицеры, вышедшие из низших слоёв общества, откладывали женитьбу именно до получения майорского чина. Позже чин майора в русской армии упразднили, и желающим получить права потомственного дворянства пришлось служить уже до чина подполковника, что стало немалой трагедией в судьбе поэта Афанасия Фета. И кстати, майор Ковалёв из повести Гоголя «Нос» именно поэтому называет себя майором. Хотя на самом деле он носил гражданский чин коллежского асессора, равный по Табели о рангах майорскому, но не дававший в отличие от него прав потомственного дворянства. В общем, слово «майор» в те времена в России значило немало. Но вернёмся, однако, именно к нашему майору. О том, что он дослужился до такого чина с самых низов, говорит и тот факт, что жениться он собрался на купеческой дочке, а не на дворянке. Вполне возможно, что наш майор начал карьеру со школы кантонистов. Не буду подробно писать, что это, интересующиеся могут поискать в сети, это несложно. Невесту из богатой купеческой семьи он выбрал вовсе не потому, что он, как вы пишете, состоятельный. Как раз наоборот. Очевидно, что нет у него своих поместий и прочих сторонних доходов, а живёт он только на своё майорское жалованье, не очень маленькое, но и отнюдь не огромное. Кстати, если бы вы потрудились найти стихотворное описание картины, написанное самим Федотовым, то узнали бы, что про майора он пишет, что у него «карман дырявый».
Во-вторых, спрашивается, а какой же резон богатому купцу выдавать дочку за не очень богатого офицера? Самый прямой. Дочка его с замужеством приобретает права потомственного дворянства, следовательно её дети и, соответственно, его внуки тоже будут потомственными дворянами, что гораздо почётнее купеческого звания. Да и самому купцу родство с потомственным дворянином будет весьма полезно. Россия была страной сословий, и разница между правами разных сословий была большая. Так что у бедного дворянина прав было побольше, чем у богатого купца.
Ни платок на голове матери, ни портрет священника на стене никоим образом не указывают на крестьянское происхождение купцов. Такие вещи были вполне обычны для купеческих семей, в которых купцами были многие поколения.
Это мнение мне очень даже понравилось. Объективно и аргументированно. Это выражение вашей позиции по моей статье. Имеет место быть.
Картина «Сватовство майора» Павла Федотова: описание, история, жанр
К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.
Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.
Одним из самых известных художников стал Федотов. «Сватовство майора» – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.
Сюжет картины
Картина «Сватовство майора» показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.
Описание картины «Сватовство майора» было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.
Невеста
В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.
Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.
Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.
Купчиха
Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.
Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.
Купец
Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.
Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.
Майор
Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.
Остальные персонажи
Знаменитая картина «Сватовство майора» выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.
Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.
Вся картина «Сватовство майора» пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.
Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.
Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.
Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
Как создавалась картина
История картины «Сватовство майора» тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.
А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.
Жанр картины «Сватовство майора» можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.
Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. «Сватовство майора» – картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.
В настоящий момент картина «Сватовство майора» находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.
«Сватовство майора»: почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине ХІХ века
Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».
Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям – подобные браки случались тогда повсеместно. А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие – деньги.
В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.
Атмосферу купеческого дома помогают воссоздать и второстепенные персонажи – глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, выполняющая обязанности и горничной, и лакея. Шампанское в этом доме, очевидно, пьют нечасто и поэтому изящно подать не умеют – бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.
В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
В поисках интерьера Федотов под разными предлогами заходил в купеческие дома: спрашивал, не продается ли дом или предметы мебели, не сдается ли квартира. Но подходящую комнату в конце концов нашел в трактире! Один из друзей художника потом вспоминал: «Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».
И комната, и персонажи выглядят комично: действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, жених явился без букета, невеста и маменька в бальных платьях, что противоречит и случаю, и времени суток, скатерть не годится для приема пищи – она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре, накрытый стол слишком мал для такого количества закусок.
Несмотря на комичность ситуации и персонажей, создается теплая атмосфера – герои всего лишь заложники обстоятельств, как и многие им подобные, и смеется над ними автор без злобы, а с добродушно-снисходительной иронией. Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Одной из самых ярких его работ стала «Сватовство майора».
В основе сюжета лежит существовавшая в XIX веке традиция неравных браков по расчету. Бедные дворяне женились на богатых купеческих девушках, в итоге одна сторона получала хорошее приданое, а другая – положение в обществе. Именно эту расчетливость и отсутствие чувств высмеивал художник.
На картине представлена одна из комнат купеческого дома. Зритель будто подглядывает в окно за тем, что происходит внутри – благодаря этому усиливается впечатление, что сцена не предназначена для посторонних глаз.
Эта комната – гостиная. За дверью стоит майор, который пришел свататься. Он в задумчивости подкручивает ус, а прищур его глаз говорит о том, что мысленно он уже пересчитывает будущие денежки.
Вместе с ним пришла сваха. Она заглянула внутрь, чтобы оповестить о прибытии жениха, чем вызвала переполох в доме. Обращается она к отцу невесты, старому бородатому купцу. Он смущен и встревожен, впопыхах пытается застегнуть сюртук, потому что нельзя встречать гостя в костюме нараспашку – это неучтиво. Но он не привык к городской одежде, маленькие пуговицы ему никак не поддаются.
Следующий персонаж – купчиха, мама невесты. Она совершенно спокойна, поскольку чувствует себя хозяйкой положения. Фигура у нее крупная, располневшая, на лице видны остатки былой красоты. Одета купчиха в дорогое французское платье, но на голове вместо чепца, как было принято у замужних дам того времени, повязан простой платок – отголосок ее простого деревенского происхождения. Властной рукой она ухватила дочь за платье, чтобы та в панике не сбежала в свою светлицу. Благодаря этому характерному жесту сразу становится понятно, кто был главным инициатором такой женитьбы.
Фигура дочери выражает двойственные чувства. С одной стороны, она смущена, что в дом пришел чужой мужчина, ее жених. Его появление означает серьезные изменения в жизни, она скоро станет не дочерью, а женой. Ей страшно и стыдно, поэтому она пытается выбежать из гостиной. Смущает ее непривычная одежда – платье слишком открыто, оно предназначено бала, а не для знакомства с женихом в домашней обстановке. Это несоответствие еще раз подчеркивает простое происхождение семьи – они не разбираются в светских правилах, поэтому допускают такие нелепые ошибки. Но при этом, жесты и выражение лица девушки слишком жеманны, из-за чего кажется, что она неискренна.
На полотне есть еще три персонажа – это кухарка с кулебякой, глуховатая старушка-приживалка, сиделец с вином в руках. Они нужны, чтобы сделать образ купеческого дома более точным, без них картина не была бы такой достоверной.
«Сватовство майора» – это энциклопедия жизни среднего класса, настолько много в ней точных сатирических деталей. Она с иронией отражает пороки того общества, но при этом актуальна для любого времени. Ведь жадность, расчетливость, желание казаться, а не быть характерны для людей и сейчас.
«Сватовство майора» Федотова
Неизвестно, как сложилась бы судьба Павла Федотова, если бы не успех картины «Сватовство майора».
Сюжет
В купеческий дом, где есть девица на выданье, сваха привела майора. Невеста жеманничает, изображая нежелание знакомиться с женихом. Однако то, как разряжены и она, и ее мать, говорит о серьезной подготовке к этой встрече. Майор же удалецки поправляет усы, всем своим видом показывая деловой настрой на «сделку». Кошка намывает гостей. Прислуга сплетничает, обсуждая жениха.
Купеческая семья, желающая породниться с дворянином, очевидно, имеет претензию на вкус, однако выходит нескладно: сюртук на хозяине дома сидит мешком, на голове купчихи — крестьянский платок, девица манерам не обучена, да и бальное платье, сшитое из кисеи, скорее подошло бы для званого ужина, чем для сватовства. К тому же, это наряд вечерний, а действие, судя по потушенным лампам, происходит днем.
Сцена разыгрывается в передней, что не соответствует этикету. Скатерть не годится для приема пищи — она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре. Накрытый стол слишком мал для такого количества закусок, да еще и постных. Шампанское изящно подать не умеют — бутылка и бокалы стоят на стуле.
Федотов скрупулезно выписывал детали. А для стола даже собрал «моделей», несмотря на стесненность в средствах. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.
— Что за роскошество! — удивился он, зная, как беден художник.
— Уничтожаю натурщиков, — объяснил Федотов.
Интересно, что и сам жених не особенно знаком с этикетом. Например, он явился без букетов для невесты и будущей тещи. По всей видимости, дворянство он получил вместе с эполетами по выслуге лет, а потому уровень его культуры близок к купеческому.
Контекст
И нам, и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Подобные браки случались тогда повсеместно. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Кроме одного. Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
После выставки 1849 году Федотов проснулся звездой. Его сатиру сравнивали с гоголевской и островской. Сам же художник был рад, очень рад. Время от времени он приезжал на выставку и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах.
Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному — в сизом платочке.
Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.
Дочка в жизнь в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ. — Шейка чиста,
Да без креста.
И так далее обо всех персонажах. Здесь зрители аплодировали.
Судьба художника
Сын военного, Федотов и сам начинал на том же поприще. И не он был первый, кого Петербург довел до богемной жизни. Павел начал посещать занятия живописью, рисовать полковых коней, портреты великого князя Михаила Павловича, батальные сценки.
Несколько его рисунков показали великому князю, а тот, в свою очередь, — своему августейшему брату. В результате появилось повеление «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». Федотов решил воспользоваться шансом и вышел в отставку. Началась суровая жизнь свободного художника. Денег не хватало, приходилось Павлу Андреевичу и его семье туго.
Однажды баснописец Иван Крылов увидел комические бытовые зарисовки Федотова. Он так развеселился, что начал решительно отговаривать Павла Андреевича от батализма и склонять работать в жанре критического реализма. Так появились картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». На них обратил внимание всемогущий в то время Карл Брюллов. Он подсказал начинающему живописцу сюжет «Сватовства майора». На какое-то время Федотов забыл о денежных трудностях. Но не надолго.
На новоявленного обличителя обратила пристальное внимание цензура. Несколько изданий с иллюстрациями Федотова было запрещено к печати. Положение художника становилось патовым. От перенапряжения физических и духовных сил он сошел с ума. В клинике, куда Федотова поместили друзья, врачи не смогли ему помочь, и вскоре художник скончался.