Сверх социальной нормы потребления электрической энергии что это
Социальная норма
С 01.09.2013г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013г.№ 614 расчет стоимости электрической энергии для населения производится с учетом социальной нормы потребления. При этом объем электроэнергии, потребленной в пределах социальной нормы оплачивается по пониженному тарифу, а электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы — по повышенному тарифу.
Социальная норма электропотребления зависит от многих параметров, в том числе:
В целях верного определения величины социальной нормы потребления электроэнергии, просим граждан — потребителей уточнить имеющуюся у ОПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» информацию (с предоставлением подтверждающих документов) о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.
Величины социальной нормы потребления электроэнергии устанавливаются постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ РО) и размещаются на данном сайте в разделе: «Льготы».
С 1 июня 2014 года постановлением РСТ РО от 29.05.2014 г. № 23/2 установлены коэффициенты сезонности к величине социальной нормы потребления электрической энергии.
Информация о величинах социальной нормы для различных групп домохозяйств и типов жилых помещений приведена на рисунке:
Возможно, ответ на Ваш вопрос уже есть в разделе Часто задаваемые вопросы
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
«ТНС энерго НН» разъясняет, от чего зависит социальная норма потребления электроэнергии
В связи с участившимися вопросами, поступающими от клиентов по поводу применения социальной нормы энергопотребления, специалисты ПАО «ТНС энерго НН» подготовили разъяснения на наиболее распространенные из них.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — это определенный объем электроэнергии, который оплачивается населением по сниженному тарифу. Считается, что данного объема электроэнергии должно быть достаточно для того, чтобы удовлетворить основные человеческие потребности в быту. Энергопотребление сверх социальной нормы оплачивается по более высокому тарифу.
Например, в Нижегородской области одноставочный тариф для городских жителей, дома которых оборудованы газовыми плитами, составляет 3,71 руб. за кВт.ч — в пределах социальной нормы, и 6,45 руб. за кВт.ч — сверх социальной нормы.
Для горожан, чьи дома оборудованы электроплитами, а также для сельских жителей, одноставочный тариф в пределах социальной нормы составляет 2,67 руб. за кВт.ч, тариф сверх социальной нормы — 4,65 руб. за кВт.ч.
Информация о тарифах с дифференциацией по зонам суток находится на сайте nn.tns-e.ru, раздел «Информация»/«Тарифы и нормативы»/«Таблица тарифов».
Стоит отметить, что социальная норма энергопотребления принята и действует лишь в 8 регионах России, включая Нижегородскую область.
В нижегородском регионе размер социальной нормы энергопотребления устанавливается правительством Нижегородской области и составляет 50 кВт.ч в месяц на одного зарегистрированного (прописанного) в жилом помещении человека.
Если в квартире (доме) только один зарегистрированный — соцнорма энергопотребления составит 85 кВт.ч в месяц.
Кроме того, некоторые льготные категорий граждан имеют право на социальную норму энергопотребления в 75 кВт.ч на человека:
Распределение социальной нормы по зонам суток
Если помещение оборудовано многотарифным прибором учета, то социальная норма распределяется пропорционально объемам потребления в соответствующие зоны суток (т.е. в какую зону суток больше потребили электроэнергии, в ту зону суток больше начислят социальной нормы).
Например, в квартире прописан один человек, его социальная норма 85 кВт.ч. Предположим, что месячный объем потребления электроэнергии 100 кВт.ч, из них 70 кВт.ч приходится на дневное время, 30 кВт.ч — на ночное время. В этом случае социальная норма будет распределяться таким образом:
Перенос социальной нормы
Если нужно перенести соцнорму, например, в связи с летним переездом из городской квартиры на дачу — следует оформить временную регистрацию (прописку). Соцнорма применяется только при наличии постоянной или временной регистрации по месту пребывания. Свидетельство о временной регистрации вместе с заявлением о переносе соцнормы по указанному адресу предоставляется в центр обслуживания клиентов (ЦОК) ПАО «ТНС энерго НН», либо отправляются сканированные копии документов через сайт компании — www.nn.tns-e.ru, раздел «Обращение в компанию» или «Напишите нам».
Перерасчет социальной нормы
Если изменилось количество прописанных жильцов в жилом помещении, соответственно изменится и объем социальной нормы энергопотребления. В такой ситуации собственник должен уведомить поставщика электроэнергии — ПАО «ТНС энерго НН» — лично обратившись в клиентский центр, или дистанционно — через сайт компании, и представить соответствующие документы. Стоит отметить, что в этом случае перерасчет платы за электроснабжение осуществляется с месяца, в котором произошло изменение состава домохозяйства, но не более чем за 3 предыдущих расчетных периода.
С федеральными и региональными законами, регулирующими социальную норму энергопотребления, можно ознакомиться на сайте nn.tns-e.ru, в разделе «Информация»/«Законодательство».
ПАО «ТНС энерго НН» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области, обслуживает более 39 тыс. юридических лиц и более 1,2 млн лицевых счетов физических лиц. По итогам 2018 года компанией было реализовано 9,5 млрд кВт ч электрической энергии.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации: ПАО «ТНС энерго Воронеж» (Воронежская область), АО «ТНС энерго Карелия» (Республика Карелия), ПАО «ТНС энерго Кубань» (Краснодарский край и Республика Адыгея), ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (Республика Марий Эл), ПАО «ТНС энерго НН» (Нижегородская область), АО «ТНС энерго Тула» (Тульская область), ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (Ростовская область), ПАО «ТНС энерго Ярославль» (Ярославская область), ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (Новгородская область) и ООО «ТНС энерго Пенза» (Пензенская область). Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2018 года составил 65,3 млрд кВт ч.
Социальная норма на электричество: правила расчета и перспективы применения
Начавшаяся в 20-х годах прошлого столетия электрификация нашей страны давно принесла свои результаты, и теперь доступ к электричеству имеет большинство россиян. По итогам 2012 года суммарное централизованное электропотребление составило 1037,7 млрд кВТ/час, что на 1,6% больше, чем в 2011 году.
Однако новые времена породили новые проблемы — сегодня электроэнергия расходуется гражданами и организациями неэкономно. По данным Минэнерго России, годовые потери электроэнергии в результате нерационального ее потребления составляют около трети от общего объема используемой электроэнергии.
Это вынуждает законодателя искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. Комплексная работа в этом направлении началась в 2009 году с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившего принципы рационального расходования электричества. К важным рамочным документам в этой сфере стоит отнести также Государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р). Одним из ее показателей является снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Эту же цель преследует затронувший многих россиян новый порядок расчета платы за электроэнергию — с применением социальной нормы потребления (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»). Суть этого новшества заключается в том, что определенный объем электроэнергии в пределах социальной нормы потребители оплачивают по пониженной стоимости, а потребленное сверх нормы электричество стоит дороже. Кабинет министров установил, что тарифы рассчитываются исходя из цен на электричество, применяемых с 1 июля 2013 года: в пределах социальной нормы тариф должен быть ниже этого уровня, а сверхнормативное потребление, напротив, должно превышать эту планку.
Рассмотрим, каким образом устанавливается социальная норма и какие регионы уже затронуло нововведение.
Порядок установления. Размер социальной нормы определяют регионы, ориентируясь при этом на выборочные данные об объеме потребления электроэнергии за 2012 год потребителями, не имеющими кухонной электроплиты, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о количестве зарегистрированных жилых помещениях лиц (п. 3 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614) (далее — Положение).
Домохозяйство — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда
Тип жилого помещения — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п. 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).
Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Всего существует шесть таких групп — первая (в жилом помещении зарегистрирован один потребитель), вторая (зарегистрировано два потребителя) и т.п. Пятая группа домохозяйств предполагает, что в жилом помещении зарегистрировано пять и более потребителей, а к потребителям шестой группы относятся проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства (п.12 Положения). Естественно, с увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.
Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения. Их также шесть — три для городских и три для сельских поселений в зависимости от оборудования электроплитами либо электроотопительными и электронагревательными установками.
Надбавки. Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. Нижняя граница дополнительного объема электричества при этом не закреплена (п. 6 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)). Не учитывается при расчете социальной нормы электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, однако если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:
Льготы. Помимо надбавок, размер социальной нормы может увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:
Льготы предоставлены также и одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.
… и штрафные санкции. К ним можно отнести случаи оплаты всего объема потребленной электроэнергии по повышенному тарифу сверх социальной нормы — их два:
Штрафные санкции предусмотрены и в случае, если индивидуальный прибор учета потребленной электроэнергии был утерян или вышел из строя, а потребитель не заменил его в течение двух месяцев. В этом случае к социальной норме применяется понижающий коэффициент 0,9 в течение первых шести месяцев потребления электроэнергии в отсутствие счетчика. Затем каждые полгода этот коэффициент будет уменьшаться на 0,1, но не менее величины 0,7 вплоть до установки нового прибора учета (п. 33 Положения). Отметим, что уже сейчас суды признают незаконным учет электроэнергии с помощью неисправных приборов или приборов, с которых сорваны пломбы (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г. № 07АП-7919/12).
Социальная норма для хозяйственных помещений. В отношении гаражей и прочих хозяйственных построек физических лиц (погребов, сараев) социальная норма потребления электроэнергии рассчитывается как 1/6 часть от социальной нормы для конкретного типа домохозяйств (пп. «в» п. 18 Положения).
Цитата
Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК (Институт проблем естественных монополий)
«Тезис о нерациональном использовании электроэнергии населением не имеет доказательной базы. По объемам среднегодового подушевого потребления электроэнергии в быту мы сильно отстаем от развитых стран: в России этот показатель отличается от стран ЕС в 1,5-2 раза, от США – в 4! Будут граждане укладываться или нет – отдано на откуп местным властям, которые и будут устанавливать конкретные параметры. Пока имеющийся опыт (соцнорма существует давно в нескольких регионах) говорит о том, что скорее всего уложиться в соцнорму будет крайне затруднительно.
Без повышения прозрачности процесса тарифообразования и наведения порядка в этой сфере любые эксперименты по нормам, скорее всего, не будут давать того эффекта, на которые рассчитывают их авторы».
Стимулирование или ограничение?
В пилотном проекте по применению социальной нормы на электроэнергию, который был запущен 1 сентября текущего года, участвуют шесть субъектов федерации.
Помимо этого, участниками пилотного проекта стали Забайкальский край (65 кВт/ч), Красноярский край (75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц) и Ростовская область (96 кВт/ч).
Как правило, надбавка за установленную электроплиту имеет максимальное значение (90 кВт/ч), но есть и исключения — к примеру, в Ростовской области ее размер составляет 43 кВт/ч.
Первоначально планировалось, что действие эксперимента распространится на еще одну область — Самарскую, но в последний момент власти региона отказались от участия в нем.
Достаточны ли показатели социальной нормы для привычного пользования электроэнергией, можно сказать после несложных расчетов. Так, в среднем за месяц холодильник потребляет около 50-60 кВт/ч, стиральная машина — 20-30 кВт/ч, компьютер — от 20 до 60 кВт/ч в зависимости от интенсивности использования, чайник — 10-20 кВт/ч, утюг — 10-30 кВт/ч, телевизор — 10-30 кВт/ч, микроволновая печь — 5-10 кВт/ч, зарядные устройства — 5-10 кВт/ч. Если сложить минимальные ежемесячные показатели энергопотребления этой необходимой в быту техники, получим около 140 кВт/ч. Кроме того, в российских домах сегодня часто можно встретить посудомоечные машины, бойлеры, теплые полы, весьма энергозатратные кондиционеры и прочие приборы и устройства, существенно увеличивающие расход электричества.
Регионы, по утверждению инициаторов эксперимента, должны рассчитать норму таким образом, чтобы в ее коридор попадало более 70% населения. Вместе с тем, очевидно, что в большинстве случаев потребление электроэнергии не будет укладываться в социальную норму, которая уже получила прозвища «свет по карточкам», «электропаек» и «тариф «Лучина».
Перспективы применения соцнормы на электроэнергию.
Если сейчас пилотный проект запущен только в шести регионах, то с 1 июля 2014 года социальная норма начнет применяться на всей территории страны. Конечно, это потребует соответствующего нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.
ФСТ России уже вынесла на общественное обсуждение проект приказа, устанавливающего предельные минимальные и максимальные тарифы на электроэнергию в рамках социальной нормы и сверх ее пределов для каждого субъекта. Предусмотренный этим документом максимальный уровень тарифа в пределах соцнормы за один кВт/ч,, колеблется от 0,85 руб. (Иркутская область) до 7,27 руб. (Чукотский АО), 6 руб. (Магаданская область), 5,73 руб. (Камчатский край) и т. д.
В перспективе распространение этого опыта возможно и в отношении водопотребления — об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с заместителями, которая состоялась 29 июля 2013 года. Как отметил вице-премьер, соответствующей эксперимент для некоторых регионов будет организован уже в следующем году, а с 2015 года соцнормы на потребление воды будут действовать для всех россиян.
О том, какие меры воздействия на должников применяют управляющие компании и насколько они законны, читайте в нашем материале «Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра»
Кроме того, законопроект ужесточает ответственность за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов. Для граждан сумма административного штрафа за указанное правонарушение может составить от 1500 руб. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 1500 руб. до 2000 руб.), для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб. (сейчас – 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. (сейчас – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.).
Ваш ход
Рациональное использование электроэнергии сегодня «в тренде», и не только из-за ее дороговизны, но и благодаря желанию не навредить экологической обстановке избыточным расходованием электричества. В День Земли, отмечаемый в период весеннего равноденствия, жители многих стран, а также организации и органы власти в намеченное время проводят один час без электричества. Но и в повседневной жизни можно регулярно экономить на этом ресурсе — к примеру, используя энергосберегающие лампы, расходующие электричество в пять-шесть раз экономнее обычных ламп накаливания. Напомним, еще с 1 января 2011 года в России запрещены к обороту лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт и более (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), и в будущем курс на дальнейшее сокращение использования этого вида ламп также будет реализовываться.
Помимо этого, рекомендуем при выборе новой бытовой техники обращать внимание на класс энергопотребления — например, на европейской технике он обозначается маркировкой буквами от A до G (по степени убывания энергосбережения).
Интересные цифры приводит на своем официальном сайте Минэнерго России. Так, своевременная замена и чистка пылесборника и фильтров пылесоса экономит до 10-30% электроэнергии. Такое же количество энергии позволяют сэкономить:
Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
Самостоятельно подсчитать потери электроэнергии при работе бытовых приборов в режиме ожидания в вашем доме, определить эффективность применения энергосберегающих ламп, а также рассчитать, сколько электричества можно сэкономить в зависимости от площади остекленения и воздухопроницаемости окон можно на сайте проекта Российского энергетического агентства «Энергоэффективная Россия».
Введение социальной нормы электроэнергии вызвало серьезный общественный резонанс — во многом это обусловлено отсутствием обсуждения ее размеров с представителями общества и недостатком информации для населения в целом. Власти подчеркивают, что новшество будет стимулировать к рациональному энергопотреблению, а также позволит малоимущим гражданам экономить на электричестве. Впрочем, в последнем многие эксперты сомневаются, указывая, что как раз россияне с низким уровнем доходов не могут позволить себе приобрести бытовую технику с более высоким классом энергосбережения и даже энергосберегающие лампы.
В целом проблема сокращения объемов нерационально потребляемой электроэнергии, безусловно, должна носить комплексный характер и не ограничиваться установлением соответствующих мер только для граждан. Так, более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а в промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
Проблему обновления инфраструктуры энергокомплекса и внедрения стандартов энергосбережения при проектировании и строительстве новых объектов государству еще предстоит решить, но привыкнуть эффективно расходовать электричество россиянам придется уже сегодня.
Документы по теме:
Новости по теме:
________________________
1 Директива № 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС».
2 Решение Экономического совета СНГ «Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения».
3 Постановление Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2004 г. № 623 «О социальной норме потребления электрической энергии для населения Владимирской области», постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. № 310 «Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением».
4 Приказ Управления по тарифам Орловской области от 24 августа 2013 г. № 1299-т «Об установлении величины социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Орловской области».
5 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.