Сверхавторитет родителей что это такое

Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет )

Адаптация Т. В. Нещерет

Семейная жизнь глазами матери

Методика PARI(parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж­де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се­мейной роли).

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп­росном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

— побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка (15);

— уравнительные отношения между родителями и ре­бенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со­стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

— уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зависи­мости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);

— подавление агрессивности (12);

— подавление сексуальности (18);

— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не­большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста­райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не гогласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны.

Количество и возраст детей:

1. Если дети считают свои взгляды правиль­ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует креп­ко держать во время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо­дарить родителей за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком целый день мо­жет довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающей­ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо­диться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к де­тям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни мно­гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз­решать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по­стоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разгова­ривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, му­жем и детьми все происходило бы менее орга­низованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересова­лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоя­тельно справляться с физиологическими нуж­дами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери — ос­таваться одной в первые годы воспитания ре­бенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра­вильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не­сет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счасть­ем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей нео­пытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ру­гаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замуче­ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родите­лей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеж­дает мать в том, что ее воспитательные возмож­ности меньше умений и способностей (могла бы, но. ).

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ре­бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль­чики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

44. Если у вас принято, что дети рассказы­вают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие воп­росы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолева­ет все трудности, связанные с уходом за ребен­ком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между до­машним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодар­ность детей за труд, затраченный на их воспи­тание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом слу­чае мать всегда чувствует себя виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вы­зывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нор­мам поведения, становятся хорошими, устой­чивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая це­лый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет людей бо­лее мудрых, чем их родители.

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу сво­его заключения дома больше, чем по какой- нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и при­спосабливаться — плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому при­выкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обя­занности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанно­стей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержа­нием могут привести детей к сексуальным пре­ступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хо­зяйство.

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одоб­рением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семь­ей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, что­бы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в ре­шении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно по­ступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много воп­росов, которые нельзя решить путем спокойно­го обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитывать­ся более строго, чем это происходит на самом деле.

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети должны ува­жать родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это мо­жет привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей равно­правными по отношению к себе во всех вопро­сах жизни.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на­ходится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому груст­но, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные про­блемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принима­ют их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справ­ляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в боль­шем количестве времени для отдыха после рож­дения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит роди­телям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно обще­ния с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противо­положными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисципли­не делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчаст­ной, потому что знает, что многие вещи, кото­рые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у роди­телей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы за­интересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что мате­ри их ребенка тоже нужна радость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отда­вать себе отчет в том, что будет вынуждена ру­ководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родите­лями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кор­мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отноше­нию к детям.

Сверхавторитет родителей что это такое. Смотреть фото Сверхавторитет родителей что это такое. Смотреть картинку Сверхавторитет родителей что это такое. Картинка про Сверхавторитет родителей что это такое. Фото Сверхавторитет родителей что это такое

Для психолога, работающего в производственном кол­лективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисе­мейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

— межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ­ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето­дике это шкала 17);

— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред­варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (се­мейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семей­ного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в произ­водственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори­тете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13.

Для лиц, имеющих высокие оценки по этому призна­ку, характерна зависимость от семьи, низкая согласован­ность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оцен­ки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психоло­гу лучше понять специфику семейных отношений обсле­дуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенно­стей неудавшихся отношений между родителями и ребен­ком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Сверхавторитет родителей что это такое. Смотреть фото Сверхавторитет родителей что это такое. Смотреть картинку Сверхавторитет родителей что это такое. Картинка про Сверхавторитет родителей что это такое. Фото Сверхавторитет родителей что это такое

А — 4 балла; а — 3 балла; 6 — 2 балла; Б — 1 балл.

2) Чрезмерная забота

3) Зависимость от семьи

5) Ощущение самопожерт­вования

6) Опасение обидеть

7) Семейные конфликты

9) Излишняя строгость

10) Исключение внесемейных влияний

11) Сверхавторитет роди­телей

12) Подавление агрессивное’.

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности ре­бенка

16) Уклонение от конфликта

17) Безучастность мужа

18) Подавление сексуальности

19) Доминирование матери

20) Чрезвычайное вмешатель­ство в мир ребенка

Источник

4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)

Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выборке была проведена кандидатом психологических наук Т.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утверждений, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.

Шкалы (признаки) опросника

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

11. Сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей).

12. Подавление агрессивности ребенка.

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Доминирование матери.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22. Стремление ускорить развитие ребенка.

23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 — касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:

(1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке.

1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их номера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружеские конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

2. Отношение родителей к ребенку:

? оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу — 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение активности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;

? излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 признака (их номера по опросному листу — 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком);

? излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их номера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребенка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специаль-ный бланк.

Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

А — если с данным положением вы согласны полностью;

а — если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением вы полностью не согласны.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову».

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но. ).

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сек-суальным преступлениям.

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.

78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты 1 АабБ 24 АабБ 47 АабБ 70 АабБ 93 АабБ 2 АабБ 25 АабБ 48 АабБ 71 АабБ 94 АабБ 3 АабБ 26 АабБ 49 АабБ 72 АабБ 95 АабБ 4 АабБ 27 АабБ 50 АабБ 73 АабБ 96 АабБ 5 АабБ 28 АабБ 51 АабБ 74 АабБ 97 АабБ 6 АабБ 29 АабБ 52 АабБ 75 АабБ 98 АабБ 7 АабБ 30 АабБ 53 АабБ 76 АабБ 99 АабБ 8 АабБ 31 АабБ 54 АабБ 77 АабБ 100 АабБ 9 АабБ 32 АабБ 55 АабБ 78 АабБ 101 АабБ 10 АабБ 33 АабБ 56 АабБ 79 АабБ 102 АабБ 11 АабБ 34 АабБ 57 АабБ 80 АабБ 103 АабБ 12 АабБ 35 АабБ 58 АабБ 81 АабБ 104 АабБ 13 АабБ 36 АабБ 59 АабБ 82 АабБ 105 АабБ 14 АабБ 37 АабБ 60 АабБ 83 АабБ 106 АабБ 15 АабБ 38 АабБ 61 АабБ 84 АабБ 107 АабБ 16 АабБ 39 АабБ 62 АабБ 85 АабБ 108 АабБ 17 АабБ 40 АабБ 63 АабБ 86 АабБ 109 АабБ 18 АабБ 41 АабБ 64 АабБ 87 АабБ 110 АабБ 19 АабБ 42 АабБ 65 АабБ 88 АабБ 111 АабБ 20 АабБ 43 АабБ 66 АабБ 89 АабБ 112 АабБ 21 АабБ 44 АабБ 67 АабБ 90 АабБ 113 АабБ 22 АабБ 45 АабБ 68 АабБ 91 АабБ 114 АабБ 23 АабБ 46 АабБ 69 АабБ 92 АабБ 115 АабБ 250

Обработка и интерпретация результатов

После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом:

? ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла;

Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное зна-чение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.

Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.

На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).

Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:

О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);

? супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);

? отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.

Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию пси-хологом специфики семейных отношений.

Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери)

Выборка — 169 человек Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 2 5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 3 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 20 4 5-10 11 12 13 14 15-16 17 18-19 20 20 b 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 b 5-10 11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20 7 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 8 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20 У 5-7 8 9 10 11-12 13-14 15 16 17-19 20 10 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 11 5-8 9 10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 12 5-7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20 13 5-6 7 8-9 10 11 12-13 14-15 16 17-18 19-20 14 5-10 11 12 13-14 14 16 17 18 19 20 1Ь 5-11 12-13 14-15 16 17 18 19 20 20 20 16 5-7 8-9 10-11 12 13 14-15 16-17 18 19 20 1/ 5-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 20 18 5-9 10 11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20 20 19 5-7 8 9-10 11 12 13-14 15-16 17-18 20 20 20 5-7 8-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20 20 21 5-15 16 17 18 19 19 20 20 20 20 22 5-10 11 3 13-14 15 16-17 18 19 20 20 23 5-10 11 12 13-14 15-16 17 18 19 20 20 252

Тестовые нормы опросника PARI (отцы)

Выборка — 94 человека Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 5-11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 2 5-7 8 9 4 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 20 3 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16 17-18 19 20 20 4 5-9 10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 5 5-11 12 13 14 15-16 17 18-19 19-19 20 20 6 5-10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 7 5-9 10 11-12 13 14-15 16 17 18-19 20 20 8 5-6 7-8 9-10 11 12-13 14-16 17 18-19 20 20 9 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16 17 19 20 10 5-10 11-12 13 14 15 16 17 18-19 20 20 11 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17 18-19 20 20 12 5-8 9 10 11 12-14 15-16 17 18 19-20 20 13 5-7 8 9 10-11 12 13-14 14-16 17-18 19 20 14 5-11 12 13 14 15 16 17 18-19 18-19 20 15 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 16 5-9 10 11 12 13-14 15 16 17 18-19 20 17 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18-19 20 20 20 18 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 19 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16-17 18 19 20 20 5-9 10 11-12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 21 5-14 15 16 17-18 19 19 20 20 20 20 22 5-8 9-12 13 13 14-15 16 17-18 19 20 20 23 5-12 13-14 15 16 17 18 19 20 20 20

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *