Свистать всех наверх что за команда
Свистать всех наверх
(значение фразеологизма) — морская команда, по которой весь экипаж судна собирается на верхней палубе для работы, боя.
Свистать всех наверх — это морская команда,которую последним по рангу подаёт боцман. При команде «Свистать всех наверх» весь экипаж корабля должен быстро собраться на верхней палубе, для дальнейших приказаний командира.
Это выражение появилось еще на парусном флоте. В то время, команда корабля должна была быстро убирать или поднимать паруса. Для этого требовалось большое количество матросов. Команда «Свистать всех наверх» подавалась свистом боцманской дудки! Поэтому это выражение и содержит слово «свистать».
Поведение экипажа при команде «Свистать всех наверх» описано писателем Гончаровым Иваном Александровичем (1812 – 1891) в его цикле очерков Фрегат «Паллада» ( глава I ОТ КРОНШТАДТА ДО МЫСА ЛИЗАРДА ):
«После обеда, по окончании работ, особенно в воскресенье, обыкновенно раздается команда: «Свистать песенников наверх!» И начинается веселье. Особенно я помню, как это странно поразило меня в одно воскресенье. Холодный туман покрывал небо и море, шел мелкий дождь. В такую погоду хочется уйти в себя, сосредоточиться, а матросы пели и плясали. Но они странно плясали: усиленные движения явно разногласили с этою сосредоточенностью. Пляшущие были молчаливы, выражения лиц хранили важность, даже угрюмость, но тем, кажется, они усерднее работали ногами. Зрители вокруг, с тою же угрюмою важностью, пристально смотрели на них. Пляска имела вид напряженного труда. Плясали, кажется, лишь по сознанию, что сегодня праздник, следовательно, надо веселиться. Но если б отменили удовольствие, они были бы недовольны.»
В словарях
Примеры
«Свистать всех наверх!» – художественный фильм режиссёра Исаака Магитона, снятый на киностудии им. Горького в 1970 году по повести Альберта Иванова «Обычные приключения «олимпийца» Михаила Енохина».
«– Свистать всех наверх! Паруса ставить! – неестественно громко и взволнованно крикнул мичман, срываясь с голоса, которым старался напрасно басить.
Засвистали дудки. Прозвучали голоса боцманов и унтер-офицеров.»
«Но в это мгновение и офицер увидел среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру.
И взвизгивающим дрожащим голосом, торопливым и нервным, он крикнул во всю силу своих здоровых легких:
– Свистать всех наверх! Грот и фок на гитовы! Баркас к спуску!»
«Ревунов. Что? Кому скучно? (Мозговому.) Молодой человек! А вот ежели корабль лежит бейдевинд правым галсом под всеми парусами и надо сделать через фордевинд. Как надо командовать? А вот как: свистать всех наверх, поворот через фордевинд. Хе-хе. «
Свистать всех наверх или Самые известные морские команды
Так повелось, что каждая сфера деятельности обладает своим в какой-то степени секретным языком, который принято называть профессиональным жаргоном. Люди, причастные к морю и кораблям не стали исключением. О морском жаргоне наслышан, наверное, любой – даже если под парусом ходить никогда не приходилось, то книги и фильмы о пиратах, гардемаринах и первооткрывателях не миновали никого. Поэтому компАс, абордаж, кок, камбуз и некоторые иные идиомы известны многим, но бывает и такое, что все слова отданной кем-то из экипажа команды знакомы и понятны, но общий смысл куда-то убежал. Предлагаем пробежаться по часто встречающимся командам, а также пополнить свой словарный запас несколькими морскими словечками.
Начнем с простого – «бить склянки». Если обратиться к истории, то долгое время на кораблях пользовались песочными часами. Наибольшей популярностью пользовались временные промежутки полчаса и четыре часа. Именно получасовые песочные часы были прозваны склянками. «Бить склянки» означает подавать сигнал о завершении временного промежутка, с помощью корабельного колокола. И, хотя, песочные часы на современных кораблях уже не используют, выражение осталось.
Продолжим немного угрожающим – «разоружить судно». Будете смеяться, но непосредственно к оружию выражение не имеет никакого отношения. Команда актуальна в самом начале длительной стоянки или зимовки судна и означает убрать в трюм паруса, выдернуть снасти такелажа, убрать блоки.
Еще одна совсем не очевидная команда – «Огни открыть», точнее она настолько похожа на «открыть огонь», что невольно закрадываются подозрения. Однако все именно так, как звучит – «огни открыть» значит что настало время отличительным огням занять свои места.
«Из бухты вон!» — если расшифровать совсем понятно, то вас всего лишь призывают уйти из опасной зоны. Бухта, в данном случае, не причал и не береговой объект, а всего лишь сложенный кругами (конусом) трос, на конце которого крепится якорь. Команда подается в момент отдачи якоря, то есть во избежание случайной травмы от троса.
Соответственно команда «отдать якорь» означает, что якорь нужно бросить в воду.
Кстати, «отдать паруса» тоже не о том, что кому-то сейчас вручат увесистый рулон ткани, а о том, что нужно освободить паруса от креплений, фиксирующих их в свернутом состоянии.
Команда «полундра!» известна не только морским волкам. Это выражение распространено и вне морской стихии, и означает, как вы знаете, «берегись!».
«Лавировать» тоже стало довольно универсальным термином – в морском деле это значит двигаться на парусах против ветра. А так как двигаться по прямой против ветра невозможно, то движение осуществляется зигзагами или галсами.
«Право руля!» — повернуть руль вправо, тут ничего сложного. А вот что означает «право на борт!»? Оказывается, в соответствии с этой командой руль нужно сместить вправо насколько это возможно.
Теперь поговорим немного о терминах. Например, о «вороньем гнезде». Это словосочетание дает довольно большой простор для фантазии, однако обозначает бочку, которая закреплена на верхушке мачты и используется для наблюдений.
Что такое «бриз» — можно и не говорить, все знают, что это такой ветер, но знаете ли вы, что он делится на дневной – морской бриз и ночной – береговой бриз? Название бриза означает направление ветра, разумеется.
Камбуз… Как много в этом слове слилось для любителей покушать, однако корабельная кухня так называлась не всегда. Изначально словом «камбуз» именовалась кирпичная корабельная печь.
Есть еще одно загадочное слово, которое должен знать каждый начинающий морской волк – гальюн. Именно так сейчас именуется корабельная уборная. Хотя раньше так назывался балкончик в носовой части корабля.
Команда «Свистать всех наверх» означает необходимость собрать весь экипаж на палубе.
«СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ!»
«СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ!»
Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых больших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их работы, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.
Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как правило, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуковых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспорный факт — еще в XIII в. дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.
В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была символом должности и даже атрибутом высшей власти. Самый старший из английских адмиралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи. Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.
Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату, то есть 3,4 г. История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка. Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.
Существуют доказательства, что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в который вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, пришла в Россию во второй половине царствования Петра I.
Представим себе на минуту. Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами.
Не занятые вахтой матросы занимаются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник внимательно осматривают слегка волнующийся океанский простор.
Вдруг вахтенный офицер, внимательно вглядываясь в лазурную даль, на мгновение замер — на самом горизонте появилось небольшое облако, быстро двигавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах. Стало ясно — идет шквал. И тут же с мостика прозвучала команда: «Унтер-офицеры к люкам!». Они быстро заняли свои места у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воздуха.
«Свистать всех наверх! Рифы брать!» — последовала очередная команда. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на палубе брига, и сразу же — новая команда: «Все наверх! Рифы брать!».
Прошли считанные минуты, и «взятые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не грозила опасность от внезапно налетевшего шквала.
Так использовались боцманские дудки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех наверх!».
Подавать сигналы дудкой — особое искусство. Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, полусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальцами над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, которые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.
В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение. Она была как бы эмблемой их власти и получила название «боцманской».
В романе «Капитальный ремонт» Леонид Соболев писал: «Немыслим Российский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дудкой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое свистком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится. В матросе же выработан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произнесено. Немыслим Российский военный корабль без дудки. Ритмическим подсвистыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее — выгоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами — соловьем — команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускаемый кормовой флаг. ».
Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего младшие командиры повторяли («репетовали») слова командира громким и ясным голосом без изменений и дополнений.
Исстари и по сей день живет боцманская дудка на наших военных кораблях. 15 мая 1948 г. приказом № 64 Главнокомандующего Военно-Морскими Силами было введено в действие пособие «Сигналы на морской дудке». Документ причислял морскую дудку к средствам внутренней связи и определял 16 различных сигналов, подаваемых ею. Часть из них: «побудка», «передаточный», «на завтрак», «на обед», «на ужин», «большой сбор» («все наверх!»), «аврал», «вызов смены на вахту», «подвахтенные вниз!», «подъем (или спуск) флага» — предварялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: «тали нажать!», «пошел (выбрать) тали!», «завернуть (лопарь, швартов)!», «травить (лопарь, швартов)!», «раздернуть!» — выполнялись без подачи команд голосом.
Для облегчения изучения и практического воспроизводства все сигналы изображаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейного используется трехлинейный «нотный стан». Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией условных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд коротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель. Звуки высокого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображенные наклонно от верхней и нижней частей этого своеобразного «нотного стана», означали затухающий и нарастающий по силе звук. Для определения продолжительности звука или паузы между звуками горизонтальные линии разделяются на равные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохранению доброй флотской традиции — сопровождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного пособия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать «средством внутренней связи». Но ведь ею по-прежнему снабжается младший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палубе или в «низах». Другое дело, что теперь боцманская дудка не более чем простой аксессуар дежурно-вахтенной формы одежды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить — вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным традициям.
И нынче можно видеть дудки на груди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.
И кажется, что милые сердцу всех моряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.
Читайте также
Борис Годунов: путь наверх
Борис Годунов: путь наверх Происхождение будущего царя было столь скромным, что мы не знаем ни даты, ни даже точного года его рождения – в одних источниках предполагают 1551 год, в других 1552-й.Род Годуновых вел свое происхождение от мурзы Чета, который якобы перешел
28.14. Втащить наверх в корзине и оставить там
28.14. Втащить наверх в корзине и оставить там «Провал» в немецком языке означает среди прочего «отказ», «неудачу на экзамене», «неуспех у публики». Данное употребление слова восходит к средневековой побасенке (Schwank) «Писарь в корзине». Девица с окна своей комнаты спускает
Глава 23 Война всех против всех (1613—1618 гг.)
Глава 23 Война всех против всех (1613—1618 гг.) Название главы, видимо, вызвало недоумение у значительной части читателей – ведь сейчас и СМИ, и маститые историки единогласно утверждают, что, избрав Михаила Романова, русские люди объединились и Смута прекратилась. Увы, в
Приложение Чарльз Уильям Геккертон Тайные общества всех веков и всех стран
Приложение Чарльз Уильям Геккертон Тайные общества всех веков и всех стран Знаменитая книга Геккертона была издана в России еще во второй половине XIX века, и с тех пор она является одним из самых популярных источников по тайным обществам и сектам. Мы предлагаем вам главы
Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти
Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти. Русский человек видит его и во главе первопрестольной Москвы, и во главе Невской столицы, и во главе Красной Армии, совершеннейшего механизма самоистребления.Он
3. Нити идут наверх
3. Нити идут наверх Но Российско-Американская компания – это все-таки детские игры. Имелись на сцене игроки гораздо серьезнее.Вернемся к истории с отречением Константина Павловича. Отречение хранили в тайне, что противоречило не только принятым тогда правилам, но и
Путь наверх. Взлет
Путь наверх. Взлет Дальний предок Франсиско Франко Хуан Франко Добладо переселился из Пуэрто-Реаля, что близ Кадиса, в Эль Ферроль, ставший морской базой в 1726 г., в годы правления первого короля из династии Бурбонов — Филиппа V. После пробы на «чистоту крови» он был
ПУТЬ НАВЕРХ
ПУТЬ НАВЕРХ Сталин и Гитлер принялись штурмовать политический Олимп примерно в одно и то же время, в 20-е годы. Гитлер начинал свой путь, можно сказать, с нуля, а Сталин, будучи на десять лет старше, уже имел за плечами немалый политический опыт. Как и во многом другом, в их
Годуновы: «путь наверх»
Годуновы: «путь наверх» Управление страной при царе Федоре сосредоточилось в руках рода Годуновых. У них был опыт жизни в кругу семьи Грозного, связи со служившими ему дворянами («двором») и с приказной средой. Энергичные, молодые, преданные царю лично, Годуновы наполнили
Путь наверх
Путь наверх Сталин и Гитлер принялись штурмовать политический Олимп примерно в одно и то же время, в 20-е годы. Гитлер начинал свой путь, можно сказать, с нуля, а Сталин, будучи на десять лет старше, уже имел за плечами немалый политический опыт. Как и во многом другом, в их
ПУТЬ НАВЕРХ
ПУТЬ НАВЕРХ У того, кто ретроспективно изучает жизнь Цезаря, легко создается впечатление осмысленного, целеустремленного замысла. Внешне все выглядело так, как будто Цезарь с самого начала сознательно запланировал добиться власти над всем объединенным в Римскую
Леонид Кучма: путь наверх
Леонид Кучма: путь наверх Персонажами данной книги являются, как правило, люди минувшего времени. Те, кто давно уже отошел в мир иной. Эта глава исключение, ибо речь пойдет о еще живущем и, кажется, даже здравствующем человеке. Деятельность Леонида Даниловича Кучмы, второго
В Сирии развязана борьба всех против всех
В Сирии развязана борьба всех против всех Беседа с руководителем Института демократии и сотрудничества, президентом Фонда исторической перспективы Наталией Нарочницкой В марте с.г. Институт демократии и сотрудничества совместно с Императорским православным
Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или принадлежностью к какой бы то ни было национальности
Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или принадлежностью к какой бы то ни было национальности 1. Граждане всех национальностей, населяющих Россию, равны перед законом.2. Ни один гражданин России, без
Путь наверх
Путь наверх Единственный наследник состоятельной четы Джеймса и Сары Рузвельт, представителей избранного клана аристократических семей, живущих в долине реки Гудзон, выше Покипси, вырос в поместье-маноре вблизи тихого, незаметного поселения Гайд-Парк на севере штата
Боцманская дудка. Свистать всех наверх!
Как инструмент для отдачи приказов на русском флоте превратился в один из его главных символов
Этот затейливый свисток носит во всем мире название боцманской, или командной дудки, и почти во все времена она выглядит одинаково. Команды, которые подаются с помощью свистка, отшлифованы веками использования. И хотя сегодня в российском флоте, например, боцманская (официальное название – морская) дудка используется скорее как элемент парадной формы одежды моряков или как принадлежность вахтенного, время от времени ее характерный свист можно услышать и на боевых кораблях.
От надсмотрщика до адмирала
Традиционно происхождение боцманской дудки выводят от свистков, которыми задавали ритм надсмотрщики гребцам на древнегреческих и древнеримских галерах. Никакой другой звук не имеет такого пронзительного тона, как свист, и никакой другой не будет так слышен практически в любой акустической обстановке.
Но этот факт – скорее реконструкция происхождения боцманской дудки, чем документальное свидетельство. Впервые об использовании свистков на кораблях говорится в летописях крестоносцев XIII века. Согласно этим записям, специальные свистки подавали сигнал, когда всем членам палубной команды нужно было немедленно подняться наверх для участия в абордаже или отражения вражеского нападения. Но есть основания считать, что крестоносцы не были изобретателями подобного инструмента, а лишь переняли его у других средиземноморских моряков, которые вполне могли сохранить традицию с античных времен. Единственное, о чем можно пожалеть, так это о том, что история не сохранила никаких описаний свистков крестоносцев. Хотя, скорее всего, никакой единой формы они не имели, как не существовало и единой системы сигналов, подаваемых ими.
Дальнейшая история боцманской дудки связана уже с британским флотом, точнее, с его лорд-адмиралом Эдвардом Говардом – одним из самых знаменитых флотоводцев эпохи франко-британских войн XV-XVI веков. В 1511 году в бой с эскадрой Говарда вступили два корабля под командованием знаменитого тогда пирата по имени Эндрю Бэртон. По свидетельству британского историка того времени Эдварда Холла, Бэртон подавал своим людям сигналы с помощью громкого свистка. Такой способ отдачи команд заинтересовал адмирала, который потребовал принести ему это приспособление. Оно представляло собой плоский латунный прямоугольник, к которому на одном конце был приварен шарик с вырезом сверху, а в него была опущена латунная же трубочка, приваренная к длинной грани основы. Такая конструкция могла издавать звуки разной высоты, но все одинаково резкие и громкие.
Боцманский свисток
Новинка, получившая название «трубка Бэртона» или «свисток Бэртона», быстро распространилась по британскому флоту. Дошло до того, что английский король Генрих VIII особым регламентом стандартизировал использование таких дудок, их формы и материалы, из которых они изготавливаются. Как и следовало ожидать, золотой свисток стал символом высшего военно-морского начальника – королевского лорда-адмирала. Ему полагалась золотая дудка весом 12 унций (около 340 граммов), которую нужно было носить на золотой же цепочке. Серебряные свистки стали атрибутом капитанов, которые с их помощью стали отдавать команды своим офицерам и матросам.
Удачный опыт английских моряков быстро оценили их коллеги на других флотах, и к XVII веку капитанские свистки распространились повсеместно. Довольно быстро они перестали быть атрибутом именно капитана, поскольку по мере увеличения размеров кораблей передавать прямые указания с мостика становилось все труднее. Поэтому свистками наделили флотских унтер-офицеров, которым теперь и надлежало подавать с их помощью набор строго определенных команд. Прежде всего в их число включили призывы к регулярно совершаемым действиям вроде побудки, подъема и спуска флага, приема пищи и тому подобное. В число главных сигналов традиционно вошла и команда, по которой весь экипаж должен был занять свои места согласно боевому расписанию – знаменитое «Свистать всех наверх!»
Перепробовав разные варианты дудок, которые к тому времени стали называться боцманскими (именно боцманам была в первую очередь делегирована обязанность руководить палубной командой), европейские моряки остановились на той самой «дудке Бэртона» как наиболее удобной. Понемногу унифицировались между флотами разных стран и команды, подаваемые боцманскими дудками. В этом не было ничего удивительного: зачастую экипажи кораблей были интернациональными, и заучивать каждый раз новую систему сигналов было неудобно.
Боцманская дудка в русском флоте
В российском флоте боцманская дудка, как и многие другие морские новшества, появилась с легкой руки царя Петра Алексеевича, будущего императора всероссийского Петра I. Поскольку существенная часть морских офицеров и унтер-офицеров (как, кстати, и армейских) той поры была родом из Европы, в том числе и из Великобритании, они принесли с собой привычные для них инструменты управления матросами. Так на русских парусниках «прописалась» и боцманская дудка. С ее помощью уже не только подавали команды на подъем или спуск флага, но и многие стандартные команды по управлению парусами или спуску на воду шлюпок. Некоторые из них в неизменном виде дошли и до наших дней: например, такие как «Пошел тали!» (команда выбирать канаты, входящие в механизм спуска и подъема грузов) или «Травить!», то есть понемногу отпускать швартовы.
Наибольшее распространение боцманские дудки получили, как того и следовало ожидать, в эпоху парусного флота. По мере того как боевые корабли переходили с паруса на пар и одевались в броню, значение боцманской дудки уменьшалось. Хотя она по-прежнему оставалась одним из главных инструментов передачи команд с мостика по всему кораблю. В частности, ее получали дневальные, чтобы иметь возможность передать сигнал о прибытии на борт важного гостя, и ею же передавались (репетовали – как говорят моряки) команды по отсекам, в которые невозможно было докричаться.
Если дневальному боцманская дудка выдавалась на время, то сами боцманы получали ее в пожизненное владение и очень гордились оказанной им честью. Потерять дудку, кроме как в бою, считалось настоящим бесчестьем, а выйти в отставку с нею — особым почетом. Этот сугубо рабочий инструмент понемногу приобретал символическое значение, становился символом всего флота в целом.
Боцманская дудка без изменений дожила до 1917 года, после чего перекочевала из русского императорского флота в советский военно-морской. В 1925 году, когда были введены в действие «Правила для военнослужащих РККФ», в них был предусмотрен особый раздел, оговаривавший, как нужно носить боцманскую дудку. Ее полагалось цеплять к краю воротничка, если матрос был одет в рубашку (за угол форменки на груди), а если в бушлат или шинель – то на вторую пуговицу справа. Если же матрос надевал противогазную сумку, то цепочка боцманской дудки должна была перекрывать плечевую лямку, чтобы, когда понадобится подать сигнал, она не застряла под нею.
Под звуки боцманских дудок советские моряки прошли через восстановление флота и программу освоения новых кораблей, воевали в Великую Отечественную войну на суше и на море. Вскоре после победы, в 1948 году в советском ВМФ появился новый документ под названием «Сигналы на морской дудке». В нем были зафиксированы шестнадцать обязательных сигналов, которые с этого времени полагалось подавать на боцманской дудке, а также описывались способы их извлечения. Тем же документом дудка была причислена к способам внутренней связи на кораблях.
Из инструментов – в символы
За многовековую историю использования боцманской дудки моряки выработали целую систему обучения подаче сигналов. То, как надо держать дудку в руках и какими приемами достигается высота тона, показывается в буквальном смысле слова на пальцах. А вот рисунок самого сигнала изображается с помощью специальной системы записи. Она чем-то напоминает нотный стан, только имеет на две линейки меньше. Эти горизонтальные линии пересекаются вертикальными, и каждый получившийся прямоугольник соответствует одной секунде. На этом стане и изображается схема подачи сигнала. Непрерывная линия означает постоянный звук, пунктирная – прерывистый, а ряд кружочков изображает сигнал трелью.
Из установленных на отечественном флоте шестнадцати сигналов боцманской дудки девять подаются перед тем, как будет отдана команда голосом. Это сигналы «Побудка», «Передаточный», «Большой сбор (Все наверх)», «Аврал», «Лопаря (швартовы) закрепить, концы и кранцы убрать, от мест отойти», «Подвахтенные, вниз», а также команды к приему пищи (на завтрак, на обед и на ужин), вызов отдельного матроса (старшины), вызов смены на вахту. Еще шесть подаются при работах с талями, при спуске и подъеме шлюпок, при швартовке и подобных работах и голосовой составляющей не имеют. Это значит, что каждый матрос должен наизусть знать, как звучат сигналы «Тали нажать!», «Пошел тали!» (выбирать), «Стоп тали!» (стоп выбирать, стоп травить), «Завернуть!» и «Травить!» (лопарь, швартов), а также «Раздернуть!» И только одна команда подается на боцманской дудке строго после того, как была отдана голосом, – на подъем или спуск флага. Причем трель подающего сигнал должна закончиться строго в тот самый момент, когда флаг дойдет до вершины флагштока или полностью спустится с него.
Но сегодня услышать все эти сигналы на современных кораблях удается все реже. Система громкой связи, пронизывающая все отсеки, заменила боцманские дудки, и свист их раздается разве что во время прибытия на борт какого-нибудь важного гостя. Но сами боцманские дудки из флотского обихода никуда не делись! Превратившись в один из самых узнаваемых морских символов, они стали частью парадной формы моряков. Например, в нынешнем российском флоте она элемент одежды первой шеренги парадных расчетов. Кроме того, боцманская дудка по-прежнему остается непременным аксессуаром дежурно-вахтенной формы одежды. И пусть сигналы ее раздаются нечасто, каждый моряк, услышав их, непременно подтянется и примет бравый вид: слышишь трель – значит, жди команды!