Свободный диктант это что такое
Чудо-упражнение: свободный диктант
В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.
Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.
Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».
На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.
КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?
Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.
1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.
То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.
Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.
Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).
1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.
Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.
6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.
9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.
11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.
ЧУДО-УПРАЖНЕНИЕ: СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают. Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант. Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет». На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.
КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ? Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.
1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст. 2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ. 4. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ. 5. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил. То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти. Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше. Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).
ПОДГОТОВКА 1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради. Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит. На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.
9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил. 10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил. ПРОВЕРКА
11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. 12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь. 13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.
Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения
– учитель высшей категории
МОУ СОШ № 000 г. Челябинска
Свободный диктант – средство подготовки к написанию изложения.
Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчёт, чётко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада), может быть осуществлено только на основе развития мышления и речи учащихся в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений и сочинений, а также свободные диктанты.
Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определённую лексику и разнообразные конструкции, формировать навыки правописания.
Свободный диктант является прекрасным средством подготовки учащихся к овладению навыкам, необходимым при изложении целого текста. Систематическое проведение такой работы помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. Кроме того, свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.
Сравнительно небольшой объём отрывков, на который расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяют учащимся при внимательном прослушивании успешно воспроизводить содержание своими словами.
Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, становить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объём которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.
На начальном этапе работы по проведению свободных диктантов нужно подбирать такие тексты, которые доступны воображению и переживанию ребёнка. Основные темы этих диктантов: жизнь детей, животных, описания природы. Текст должен быть связным, легко члениться на абзацы и своим содержанием воспитывать детей.
В 6–7 классах можно использовать описательные тексты для проведения свободного диктанта. Важно, чтобы подобранные тексты были доступны, интересны детям и являли собой образец в языковом отношении.
Объём текста должен быть таким, чтобы можно было отвести время на необходимую подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки. Учитывая уровень подготовки класса, психофизические возможности детей и необходимость проведения подготовительных упражнений, целесообразно использовать текст для свободного диктанта в полтора раза больше контрольного.
В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе проводится чтение текста, его смысловой анализ, речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка, диктовка текста по абзацам. В работе над некоторыми текстами можно включать вступительное и заключительное слово учителя, дополнительную творческую работу учащихся.
В подготовительной работе к свободному диктанту два основных момента: 1) анализ содержания и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. И если первый момент – обязательный этап, предваряющий свободный диктант, то орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить по-разному в зависимости от уровня сложности подобранного текста и вида свободного диктанта (предупредительный, объяснительный, проверочный): либо перед написанием свободного диктанта, либо за 2-3 дня до него, либо частично до урока и на самом уроке.
Вступительное слово учителя может иметь характер краткой справки, в которой сообщаются сведения, необходимые для понимания текста, или подготовку к эмоциональному восприятию текста.
Первичное чтение всего текста должно возбудить интерес детей к содержанию, вызвать у них эмоциональный настрой. Так как при проведении свободного диктанта ставится задача обогащения речи учащихся определённой лексикой и различными синтаксическими конструкциями, то при чтении по абзацам можно подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания, предложения, которые желательно ввести в речевую практику детей.
Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Много вопросов задавать не нужно, с помощью 1-2 вопросов выяснить, как дети поняли основное содержание текста. Вопросы по содержанию и языку текста иногда целесообразно ставить к отдельным абзацам, их можно ставить до их чтения и после него. В первом случае предлагаются вопросы, которые заставят детей обратить внимание на язык текста и употребить определённые языковые средства. Если вопрос ставится после чтения абзаца, то нужно прочесть его ещё раз, чтобы восстановить в памяти учащихся его целостное восприятие.
В некоторых текстах встречаются незнакомые детям слова. Выяснение их значения помогает понять содержание. Целесообразно спросить: «Какие слова вам непонятны?»
Работа над текстом только тогда принесёт свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью рассматриваются средства, с помощью которых автору удаётся подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт.
При анализе языка текста можно давать такие задания:
1) Выбрать из текста слова, которые характеризуют отношение автора к…
2) Выбрать из текста слова, с помощью которых описывается….
3) В какой форме используются глаголы в данном тексте? С какой целью?
4) Какую роль играют вводные слова в тексте?
5) Подберите синонимы к слову. Объясните, почему автор употребляет данное слово из ряда близких по значению?
Можно предлагать для использования речевые модели, но не обязывать учащихся применять их в работе.
Орфографическая и пунктуационная подготовка складывается из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений.
В соответствии с написаниями, которые имеются в тексте диктанта, составляются упражнения, например:
а) объяснить правописание выделенных букв;
б) подобрать проверочные слова;
в) расставить знаки препинания;
г) смоделировать предложение по заданной схеме;
д) закончить начатое предложение (по содержанию текста);
е) заменить одну конструкцию другой;
ж) заменить один из глаголов деепричастием и т. п.
В целях предупреждения орфографических ошибок необходимо выписывать на доске имеющиеся в тексте незнакомые учащимся слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные слова на неизученные правила, а также собственные наименования.
Практиковать свободные диктанты нужно начинать с 5 класса, буквально с первых дней – при повторении изученного в начальных классах. Изначально брать тексты адаптированные и интересные по содержанию. Постепенно усложняя работу и выполняя её систематически, мы приходим к 9 классу с прочно сформированными умениями написания изложения.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
Смотреть что такое «СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ» в других словарях:
ДИКТАНТ СВОБОДНЫЙ — ДИКТАНТ СВОБОДНЫЙ. См. свободный диктант … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИКТАНТ — (от лат. dicto повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В… … Российская педагогическая энциклопедия
Диктант — (от лат. dicto диктую) один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные.… … Большая советская энциклопедия
Диктант — (лат. dicto повторяю) тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.… … Педагогический терминологический словарь
Упражнения в системе обучения — адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение письму и письменной речи — автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспекти … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОРФОГРАФИЯ — (греч. orthographfa, от orthos правильный и grapho пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей;… … Российская педагогическая энциклопедия
Ритмический институт — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. В июле 1919 г. в Москве был открыт Ритмический Институт, уникальное учебное, а потом и научное заведение, существовавшее в последние… … Википедия
Агат (компьютер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агат (значения). «Агат» первый советский серийный универсальный 8 разрядный персональный компьют … Википедия
словосочетание — Соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная… … Словарь лингвистических терминов