Свои люди сочтемся чем понравилось
Рецензии на книгу Свои люди – сочтемся
#флешмоб_С
Все пьесы А.Островского олицетворяют пороки общества, в котором он жил. Но самое забавное то, что все его пьесы актуальны и на сегодняшний день.
Данная пьеса была первым крупным произведением автора, изначально написанная под названием «Банкрот». Семья купцов Большовых заключает в себе главных героев пьесы, где существуют очень жестокие нравы и отсутствует всякое уважение к друг другу. Самсон Силыч (уже само отчество дает ему нужную характеристику и рисует его место в семье) берет крупную сумму в долг, но за неимением средств возврата он решает объявить себя банкротом и передать всю сумму своему приказчику Подхалюзину (и снова говорящая фамилия). Но вместе с деньгами отдает и свою дочь, как залог прочности сделки, ожидая, что приказчик позже их вернет.
А после всей выполненной сделки Самсона Силыча сажают в долговую яму, жена всячески пытается помочь мужа, а дочь с новоиспеченным зятем прекрасно гармонируют вместе, строя свой брак на деньгах и отказываясь помогать своим родственникам.
Конфликт «отцов» и «детей» проявляется на лицо, и именно здесь читатель может выбрать сторону, которой предпочитает отдать свою симпатию. Моя симпатия была на стороне Самсона Силыча и его жены. В финале я даже испытывала непередаваемую жалость к героям.
Все отзывы о спектакле Свои люди — сочтемся
Постановка Малый театр
Лучшие отзывы о спектакле «Свои люди — сочтемся»
Декорации, костюмы и игра актёров безупречны. Актёр, который играет Большова, просто мастер.
Нам понравилось. Классическая пьеса в классическом изложении. Первое действие воспринимается чуть «со скрипом» – если со школы не помнишь, то не сразу улавливаешь суть затеянного, зато вторая часть – выше всяких похвал! Во время монолога Самсона Силыча (В.В.Петров) думала расплачусь. После просмотра много сильных эмоций, огромное спасибо за это чудесным актерам и Малому театру!
Очень хороший спектакль! Всем рекомендую. Вообще, эта пьеса Островского сама по себе гениальна и ее сюжет актулен будет всегда. Но ведь надо еще передать все на сцене! С этим артисты справляются на пятерку. Спектакль для ценителей настоящего театра, думающих людей. Идите на него смело всей семьей. Не пожалеете!
После такого спектактля становится обидно за Островского.Зрители,пришедшие на этот спектакль думают:А вот значит он какой?Фигня какая-то!В театр больше ни ногой!Такого «нафталина» и шуток на усладу зрителя я давно в театре не видел!Именно поэтому люди охотнее пойдут на распиренное имя в анрепризе,а знающий человек пойдет на спектактли Гинкаса,Фоменко,Карбаускиса,Женовача и т.д.О каком Островском можно вообще говорить,если я не понимаю что происходит между людьми!А именно это интересно смотреть!Островский не про это писал свои гениальные пьесы!Господи,и это дом Островского. Режиссер ставит его как для Провинциального театра «Красный лапоть»!Вообщем сходите лучше в Щепкинское училище и посмотрите эту же пьесу у выпускного курса Кознова(Реж.Пышнова Т.Н.).Посмотрите что делают молодые актеры. И вы поймете про кого писал А.Н.,а то в Данном спектактле какие-то обстрактные Персонажи!Я вот сходил и понял про что пьеса!
Отзыв по пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся”
Пьеса “Свои люди – сочтемся”, над которой А. Н. Островский работал с 1846 по 1849 год, стала дебютом молодого драматурга. Первоначальное название произведения – “Банкрут” – дает представление о сюжете пьесы. Ее главный герой, прожженный купец Большов, задумывает и осуществляет необычную аферу.
Он объявляет себя бакротом, хотя таковым на самом деле не является.
Благодаря этому обману Большов рассчитывает еще больше разбогатеть. Но одному ему “несподручно”, да и о состоянии его дел прекрасно осведомлен приказчик Подхалюзин.
В результате опытный купец, гроза всего города, “остается с большим носом” – Подхалюзин завладевает всем его состоянием, да еще женится на единственной дочери Липочке.
На мой взгляд, в этой комедии Островский во многом выступил как продолжатель традиций Н. В. Гоголя. Так, например, “манера” великого русского комедиографа чувствуется в характере конфликта произведения, в том, что здесь нет положительных героев (единственным таким “героем” может быть назван
Они необходимы для того, чтобы полнее обрисовать быт и нравы купечества, условия, в которых протекает основное действие.
Впервые Островский использует прием, повторяющийся практически во всех его пьесах, – развернутую замедленную экспозицию. Кроме того, некоторые персонажи произведения вводятся в пьесу вовсе не для того, чтобы как-то развить конфликт. Эти “обстановочные лица” (например, сваха, Тишка) интересны сами по себе, как представители бытовой среды, нравов и обычаев: “У других-то хозяев коли уж мальчишка, так и живет в мальчиках – стало быть при лавке присутствует. А у нас то туда, то сюда, целый день шаркай по мостовой как угорелый”.
Можно сказать, что эти герои дополняют изображение купеческого мира небольшими, но яркими, колоритными штрихами.
Таким образом, повседневное, обыденное интересует Островского – драматурга не меньше, чем нечто из ряда вон выходящее (афера Большова и Подхалюзина). Так, разговоры жены и дочери Большова о нарядах и женихах, перебранка между ними, ворчание старой няньки прекрасно передают обычную атмосферу купеческой семьи, круг интересов и мечты этих людей: “Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны”; “Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!”; “…все под страхом ходим; того и гляди, пьяный приедет.
А уж какой благой-то, господи! Зародится же ведь эдакой озорник!” и т. д.
Важно, что речь персонажей становится здесь их емкой внутренней характеристикой, точным “зеркалом” быта и нравов.
Кроме того, нередко Островский как бы тормозит развитие событий, считая необходимым показать, о чем думали его персонажи, в какую словесную форму облекаются их размышления: “Вот беда-то! Вот она где беда-то пришла на нас! Что теперь елать-то? Ну, плохо дело!
Не миновать теперь несостоятельным объявиться! Ну, положим, хозяину что-нибудь и останется, а я-то при чем буду?” (рассуждения Подхалюзина) и т. п. В этой пьесе, таким образом, впервые в русской драматургии, диалоги действующих лиц стали важным средством нравоописания.
Стоит отметить, что некоторые критики сочли широкое использование Островским бытовых подробностей нарушением законов сцены. Оправданием, по их мнению, могло служить лишь то, что начинающий драматург был первооткрывателем купеческого быта. Но это “нарушение” впоследствии стало законом драматургии Островского: уже в первой своей комедии он соединил остроту интриги с многочисленными бытовыми подробностями.
Больше того, драматург не только не отказывался от этого принципа впоследствии, но и развивал, добиваясь максимального эстетического действия обоих слагаемых его пьесы – динамичного сюжета и статичных “разговорных” сцен.
Таким образом, пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся!” – это обличительная комедия, первая сатира драматурга на нравы купеческой среды. Драматург, впервые в русской литературе, показал жизнь Замоскворечья – быт и нравы московских купцов, их взгляды на жизнь, мечты и стремления. Кроме того, первая пьеса Островского определила его творческую манеру, приемы и методы, с помощью которых он впоследствии создал такие драматургические шедевры, как “Гроза” и “Бесприданница”.
Related posts:
Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского
Автор: Guru · Опубликовано 31.03.2021 · Обновлено 31.03.2021
История создания
Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году. Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.
Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.
Тема, идея
Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.
Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.
Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.
Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.
Композиция и ключевые моменты сюжета
Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.
Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.
Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.
Конфликт в произведении
Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.
А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.
Система героев и образов
В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.
Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.
Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.
Позиция автора
При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.
Художественные средства
Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.
Выводы
Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.
Критика о пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского, отзывы современников
Большов и Подхалюзин. Художник П. Боклевский |
Комедия «Свои люди — сочтемся!» была написана Островским в 1849 году и впервые поставлена 16 января 1861 года в Александринском театре в Петербурге.
В этой статье представлена критика о пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского: отзывы современников о произведении.
Смотрите:
Критика о пьесе «Свои люди — сочтемся» Островского: отзывы современников
«. все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса обидна для русского купечества.»
(цензор А. М. Гедеонов, 1849 г.)
«. ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее. »
(И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)
«Хорошо, но видна некоторая неопытность в приемах. Вот этот акт нужно бы подлиннее, а этот
покороче. Эти законы узнаются после и в непреложность их не сейчас начинаешь верить.»
(Н. В. Гоголь о пьесе (со слов Н. В. Берга), 3 декабря 1849 г.)
П. М. Волконский (об отказе в постановке пьесы):
«. сочиненная чиновником московского коммерческого суда Островским комедия под заглавием «Свои люди — сочтемся». к представлению на театре не одобрена.»
(министр Императорского двора П. М. Волконский, 1850 г.)
«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова мы получили книжку довольно измызганною. »
(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)
«Некрасов чрезвычайно заинтересовался автором и мечтал познакомиться с Островским и пригласить в сотрудники «Современника»»
(писательница А. Я. Панаева (Головачева), «Воспоминания», 1889 г.)
«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя. Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский. что будто бы комедия Островского «Свои люди —
сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели. »
(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)
Н. Л. Добролюбов:
«. по одной из тех, странных для обыкновенного читателя и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,— пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. «Свои люди», напечатанные сначала в Москве, успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала, — как будто в воду канула, на некоторое время.
. [в пьесе] мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других. Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории.
. сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского. не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы. »
(критик Н. А. Добролюбов, статья «Темное царство», 1859 г.)
М. Н. Лонгинов:
«Едва опустился занавес, как единодушный крик зрителей, сопровождаемый дружными залпами рукоплесканий, стал требовать автора, который был вызван три раза.»
(историк литературы М. Н. Лонгинов, «Русский вестник», 1861, №2)
А. И. Баженов:
«Г-н Щепкин понял, что Большов человек дрянной, бесхарактерный и безнравственный, с довольно грязненькой душоикой, плохой семьянин и гражданин, отребие общества, человек, способный при случае на все мерзкое, подлое; но при всем этом все-таки же человек. На этом основании зверя Большова г. Щепкин очеловечил.»
«С необыкновенною правдою и художественностью истолковал он [актер Садовский] нам личность Лазаря Елизарыча, не упустил ни одной черты, нужной для обрисовки его характера; показал этого хамелеона в разных обстоятельствах его жизни, в столкновении с разными лицами, словом, со всех сторон, и ни одной стороны мы не нашли слабой. По-моему, исполнением этой роли г. Садовский вполне заслужил тот лавровый венок, который был ему кем-то поднесен.»
(театральный обозреватель А. И. Баженов, «Московские ведомости», 5 февраля 1861 г.)
Н. В. Гербель:
Это была критика о пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского: отзывы современников о комедии.