Свой транспорт или наемный что выгодней
Что выгоднее: личный автомобиль или общественный транспорт?
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Давайте разберем крупные города с развитым общественным транспортом.
В частности, это Москва и область, куда добирается или почти добирается московский транспорт. Эту тему, наверное, уже поднимали, но все же мне интересно подискутировать по этому поводу.
Плюсы личного автомобиля:
Наверное, есть еще плюсы, так что делитесь ими в комментариях — сделаем покупку машины панацеей от всего дискомфорта.
Минусы личного автомобиля:
В минусы можно записать еще некоторые моменты из категории обслуживания. А то те, у кого нет машины, могут не совсем объективно понять.
Прогрев машины. Зимой приходится прогревать машину, а иногда утро может начаться с заряда аккумулятора. Это время, которое можно было бы потратить на общественный транспорт. Машину из каршеринга тоже нужно греть, но, скорее всего, не придется возиться с аккумулятором.
Подержанный автомобиль. При покупке б/у транспорта есть риск приобрести некачественную машину и в дальнейшем мучиться с ней. Если, конечно, это не будет доставлять вам удовольствие.
Парковка. Думаете, купите машину и будете парковаться возле подъезда? В крупных городах это лотерея. Придется либо покупать парковочное место, либо тратить дополнительные деньги на организацию удобной парковки. Может быть и такое: зимой паркуетесь непонятно где, а потом «комфортно» идете домой примерно как с остановки общественного транспорта.
Дорожно-транспортные происшествия. Если попал в ДТП на своей машине — скорее всего, потерян целый день. Плюс настрой упал — скорее всего, не на день. А если дойдет до суда, да еще и вы виноваты, настроение испортится не на день и даже не на неделю.
Пробки. Тут разговор короткий — думаю, всем знакомо. Порой в Москве быстрее доехать на общественном транспорте: есть метро и выделенные полосы.
Понятно, что эти ситуации случаются не всегда и не со всеми. Но один раз точно будут. О других минусах можете писать в комментариях.
Хотите купить машину?
Плюсы общественного транспорта:
Каршеринг. Новое поколение прогрессивное, вдобавок некоторые люди — защитники природы. С новой экономической системой шеринга люди начинают отказываться от понятия собственности, по крайней мере дорогостоящей.
На то есть причины. Главное — вы не тратите большую сумму на покупку, так как у вас есть возможность ездить даже на такой машине, которую вы не позволили бы себе купить. Не надо платить за парковку, когда сдаете арендованную машину. Не надо переживать, что автомобиль украдут или поцарапают. Не нужно оплачивать налоги, страховку и техосмотр.
Такси. Комфортно, без заморочек о бензине, налоге, страховке, техосмотре, парковке, ГИБДД. Главное — пристегнуться и не нарушать закон в общественном транспорте. В целом такси хорошо подходит для отдельных нечастых случаев.
Минусы общественного транспорта:
Наверное, есть и другие минусы общественного транспорта, так что пишите.
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Конечно формула необходимости личного транспорта для каждого человека имеет разные переменные, всё индивидуально. Но внесу свои 5 копеек.
Прогрев автомобиля зимой занимает 5-10 минут. А сколько можно зимой ждать автобус на холоде, чтобы доехать до метро? Намного дольше.
Если на дорогах пробки, то вы будете стоять в пробке на любом виде наземного транспорта. На автобусе, на троллебуйсе, на маршрутке. Даже выделенные полосы не всегда выручают. И намного приятнее стоять в пробке, когда у тебя есть своё личное пространство, климат-контроль, радио, музыка и т.д.
Общественный транспорт зачастую бывает переполнен в час-пик. А ведь нам надо ехать на работу и домой чаще всего тоже в час-пик, верно? В переполненном общественном транспорте мы нервничаем, потеем, едем стоя, устаём. Прижимаемся к разного рода люмпенам и деклассированным элементам. Подвергаемся риску заражения вирусами и риску стать жертвой карманников. Залезть в автобус с коляской, если есть необходимость, это ещё одна отдельная история.
За общественный транспорт, такси и каршеринг тоже нужно платить. И немаленькие деньги. Цены растут с каждым годом. Время дешёвого каршеринга прошло. Фиксированный тариф делимобиля ночью предлагает мне проехать 30 километров с юга до востока Москвы за 1200 рублей. Личный автомобиль за это расстояние сожжёт бензина рублей на 150-200. В зависимости от конкретного авто, конечно. Если ездить вам нужно куда-то часто и метро вам не подходит, то на такси и каршеринге можно разориться. Посчитайте свои расходы на транспорт и поймёте, что владеть личным автомобилем далеко не так невыгодно, как вам кажется.
Необязательно покупать новый автомобиль из салона за миллион и оформлять на него КАСКО. Можно найти Форд Фокус в нормально состоянии за 300-500 тысяч и оформить на него ОСАГО за 15 тысяч. С меньшими деньгами при желании можно найти ещё что-то более бюджетное — ездить будет. Главное обратитесь к специалистам, либо научитесь диагностировать автомобиль самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться.
Потраченные деньги на приобретение автомобиля частично вернутся к вам при перепродаже. Коллекционируйте заказ-наряды на обслуживание, поддерживайте нормальное состояние аппарата. И тогда можно расчитывать, что продадите б/у автомобиль с минимальными потерями в стоимости.
Автомобиль даёт вам другое качество жизни. Изменится ваше потребительское поведение. Ведь теперь можно ходить не в пятёрочку у дома, а ездить в большие гипермаркеты. Можно позволить себе поехать в любой момент туда, куда вам нужно. Подвезти родственников, не платить за доставку товаров. В дальние поездки можно брать попутчиков на блаблакар и отбивать расходы на топливо.
Если у вас есть жена/муж, вы работаете и у вас общий бюджет, можете смело делить расходы на 2.
От вождения можно кайфовать.
Ещё нужно отметить, что потребность в личном авто возрастает по мере закрытия других потребностей. Если вы считаете, что автомобиль вам не нужен, то так оно и есть. здесь и сейчас. Но возможно потом вы станете старше и ваши потребности тоже поменяются.
Транспорт: собственный или наёмный? Что выгоднее?
Говорят, что счастье – это отсутствие выбора. Пикантность же нашей ситуации
состоит в том, что заинтересованные юридические или физические лица вынуждены
выбирать, пусть даже только из трёх позиций: собственный, наёмный транспорт или
и то и другое вместе в определённой пропорции. Когда выбор верен, бизнес
находится на подъёме.
Процесс принятия решения разбивается ещё множеством вопросов: каково
оптимальное соотношение собственного и наёмного транспорта в компании в
зависимости от профиля деятельности? Какие факторы влияют на выбор марок и
моделей автомобилей для подвижного состава компании? Где ремонтировать свой
автопарк – строить собственную ремонтную зону или пользоваться услугами «на
стороне»? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной или
экспедиционной компании-партнёра?
Это лишь некоторые вопросы, на практике их гораздо больше. О том, как
руководители автотранспортных компаний подходят к решению этой многогранной
проблемы, о пути достижения экономического счастья в сентябре текущего года шёл
разговор на Третьем Международном Автотранспортном Форуме в Москве в «Крокус
Экспо» на конференции «Практика профессионалов».
Собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?
Метод-инженер Schneider Electric, кандидат экономических наук, независимый
эксперт по логистике Роман Беспалов представил своё виденье вопроса: «на самом
ли деле собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?».
По мнению Р. Беспалова, собственный транспорт выгоднее, чем наёмный, но только
при условии обеспечения масштабируемости транспортного парка, построения
эффективной системы контроля и управления транспортными бизнес-процессами, а
также при грамотной мотивации персонала. В ситуации, когда транспортировка
грузов является непрофильной для предприятия функцией, вопрос логично ставить
прямо противоположно: какой комплекс мер нужно предпринять, чтобы собственный
транспорт не был менее выгодным, чем наёмный? Сразу оговоримся, что речь пойдёт
о предприятиях, имеющих в своём распоряжении не менее пятидесяти большегрузных
автомобилей.
Анализ плюсов и минусов собственного и наёмного автопарков
Преимущества собственного автопарка:
* клиентам предоставляется максимально высокий уровень сервиса за счёт
гибкого регулирования сроков и частоты отправления грузов;
* полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных
средств (при условии оборудования их радиостанциями, RFID-метками,
GPS-приборами и пр.), что обеспечивает высокий уровень точности соблюдения
сроков доставки;
* возможность применения гибких мотивационных схем для водителей и
экспедиторов.
К недостаткам собственного транспортного парка следует отнести:
* вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств, затраченных на
приобретение транспортных средств и объектов недвижимости для организации
гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения ГСМ, запчастей и
пр.;
* увеличение налогооблагаемой базы;
* амортизация основных средств;
* расходы на страхование;
* необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей
(расходы на техобслуживание машины и её ремонт составляют приблизительно 60 %
от общего числа затрат на автопарк);
* затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
* затраты на наём дополнительного транспорта в случае недостатка собственного;
* холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов, ремонта транспортного
средства;
* распыление усилий и финансовых средств на непрофильную деятельность.
Преимущества наёмного автопарка:
* полное отсутствие недостатков, присущих собственному транспорту;
* простота управления процессом доставки.
Недостатки наёмного транспортного парка:
* затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
* риски при выборе поставщиков услуг;
* необходимость постоянного мониторинга рынка на предмет более выгодных
вариантов сотрудничества;
* ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на
вашу компанию;
* недостаточная гибкость транспортной компании – поставщика услуг при
необходимости ранее незапланированных доставок;
* недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
* высокая стоимость транспортных услуг.
Относительно последнего пункта – высокой стоимости услуг наёмного
автотранспорта – можно сказать, что таковой она кажется до момента, пока не
будут подсчитаны издержки на содержание собственного транспортного парка.
Возможные варианты создания собственного транспортного парка
Это может быть покупка с единовременной выплатой полной стоимости автомобилей.
Какие-либо скрытые риски здесь отсутствуют, но существенные финансовые средства
будут изъяты из оборотных средств. Это ограничит возможность инвестиций
предприятия, к тому же произойдёт автоматическое увеличение налогооблагаемой
базы.
Можно рассмотреть покупку транспортных средств в кредит. В этом случае не
требуется извлечение из оборота компании всей суммы денег единовременно, но
существуют некоторые негативные факторы. В кредитно-финансовое учреждение
необходимо будет представить пакет документов о финансовом состоянии
предприятия. Дополнительным финансовым бременем на компанию ляжет обязательное
страхование КАСКО каждого автомобиля. До полного погашения кредита транспортные
средства будут находиться в залоге у банка, что лишит компанию возможности
совершать с автомобилями какие-либо действия. Например, продать машину станет
уже невозможно до погашения кредита. Банку, сомневающемуся в финансовой
благонадёжности фирмы, может потребоваться дополнительный залог. К тому же
после подписания кредитного договора на заёмщика переходят все риски, связанные
с владением транспортными средствами.
Если воспользоваться финансовым лизингом, то экономия средств по сравнению с
прямой покупкой и приобретением в кредит транспортного средства, составляет до
20 % от стоимости автомобиля за счёт некоторых особенностей. В лизинге
существуют возможности легального сокращения налоговых платежей, упрощён
бухгалтерский учёт, к минимуму сводятся административные затраты. Лизинг
позволяет избежать морального и физического износа автопарка.
Возможные варианты осуществления перевозок третьими лицами
Здесь поле для манёвров значительно шире – можно полностью передать процесс
управления транспортным парком в аутсорсинг. Ещё большей эффективности можно
добиться при одновременной передаче в аутсорсинг и складских функций
(использование услуг 3PL операторов).
Существует и такая услуга, как оперативный лизинг. Это подразумевает то, что
кроме непосредственно транспортного средства лизингодатель предоставляет набор
дополнительных услуг, связанных с сервисным, техническим, административным и
прочим обслуживанием автотехники. В том числе может быть предоставлена услуга
управления транспортным средством. Но из-за того, что этот рынок ещё не развит
на постсоветском пространстве, по разным оценкам оперативный лизинг дороже
полного аутсорсинга на 10 – 20 %.
Также можно воспользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний или
компаний-автоперевозчиков. Практикуется наём (с оформлением договоров)
индивидуальных владельцев транспортных средств.
Использование услуг экспедиторских компаний, компаний-автоперевозчиков и
водителей – индивидуальных владельцев транспортных средств – наиболее широко
распространено в работе предприятий. По принципу взаимоотношений эти варианты
похожи, с той лишь разницей, что при подписании договоров с владельцами
транспортных средств уровень контроля значительно выше.
Критерий выбора – собственный или наёмный транспорт?
Среди факторов, влияющих на выбор (своим или чужим транспортом осуществлять
доставку груза), важнейшая роль отводится экономическому фактору.
Экономическая оценка состоит из двух этапов.
1. Следует определить оптимальное соотношение объёма работы для собственного и
наёмного автопарка. Одной из важнейших причин снижения эффективности
собственного автопарка являются простои из-за сезонности продаж. Избежать
потерь подобного рода – одна из основных задач в управлении собственным
автопарком. Поэтому максимально эффективный транспортный парк не может состоять
только из собственного транспорта, а должен дополняться наёмным. При выборе
такого варианта работы потребность в перевозках для расчёта количества
необходимых единиц собственного транспорта определяется как минимальное
значение возможных объёмов работ.
На этапе создания собственного автопарка должны рассматриваться альтернативные
возможности использования «лишнего» транспорта (например, продажа услуг по
перевозке свободными автомобилями).
2. Далее определяются точки безразличия или равновесия, т. е. при каком объёме
работ издержки на собственный и наёмный автотранспорт одинаковы.
Здесь сравниваются возможные затраты на собственный транспорт с затратами на
наёмный в следующей последовательности:
* производится анализ рынка поставщиков транспортных услуг и выбираются те,
которые наиболее полно удовлетворяют существующим требованиям;
* на основании существующих на рынке тарифов рассчитывается средняя стоимость
перевозки (например, за час работы);
* рассчитываются издержки на использование собственного автопарка;
* на основании расчётов строятся графики, в точке пересечения которых
находится та самая точка безразличия.
При расчёте затрат на содержание собственного транспорта следует учитывать
следующие статьи расходов:
* постоянные затраты – фонд оплаты труда (если оплата сдельная, данный пункт
будет находиться в переменных издержках), ремонт и техническое обслуживание,
износ, ремонт и хранение автомобильных покрышек, общехозяйственные расходы,
амортизация основных средств, налоги, страхование рисков;
* переменные затраты – горюче-смазочные и прочие эксплуатационные материалы,
непредвиденные расходы.
Например, собственные постоянные издержки равны 37984 долларам, собственные
переменные издержки – 1,4 долл./час. Среднерыночный тариф перевозчика
составляет 5 долл./час. Точка безразличия находится на уровне примерно 11100
часов. Это значит, что при стандартном восьмичасовом рабочем дне и
тридцатидневном рабочем месяце с данным потоком грузов справятся примерно 46
автомобилей (количество автомобилей = 11100308 ≈ 46,25). Другими словами, если
объём потребности в перевозках будет больше, чем 11100 часов в месяц, то более
экономичным вариантом будет организация собственного автопарка.
Обеспечение эффективного управления и контроля работы автопарка
Существует множество факторов, снижающих эффективность работы транспортного
парка. Они могут быть связаны как с внешним воздействием (например, пробки на
дорогах), так и с ошибками собственного персонала. Отсутствие специальных
средств контроля неизбежно приведёт к финансовым потерям.
Для обеспечения необходимого уровня управления и контроля могут быть
использованы следующие методы:
* применение геоинформационных приложений для планирования маршрутов доставки;
* использование оборудования оперативной связи с транспортным средством
(радиостанции), мониторинга и навигации по маршруту (системы на основе GPS);
* использование информационных систем для учёта и анализа транспортных
издержек;
* внедрение эффективных мотивационных схем для персонала всех уровней.
Корпоративная стратегия развития
Необходимо понимать, что снижение объёма оборотных средств может помешать
компании в достижении намеченных ключевых показателей эффективности. Доказано
практикой, что открытие предприятием новых направлений деятельности приносит
значительно меньшую отдачу по сравнению с инвестицией тех же средств в развитие
своей основной деятельности.
Так, например, организация торговой фирмой собственного транспортного
подразделения при наилучшем раскладе принесёт рост рентабельности на 10 – 15 %,
тогда как открытие новых магазинов при инвестировании той же денежной суммы
способно обеспечить рост рентабельности до 30 %.
Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что на первых порах – три-шесть
месяцев – эффективность работы собственного автопарка будет ниже, чем услуги
профессиональных перевозчиков из-за отсутствия опыта у персонала и
необходимости урегулирования множества организационных, административных и
правовых аспектов деятельности.
Часто встаёт вопрос: необходим ли компании спецтранспорт (краны, цистерны,
бетономешалки, инкассаторские автомобили) и насколько регулярным предполагается
его использование? Очевидно, что если спецтранспорт нужен часто, его лучше
иметь в собственности, поскольку стоимость его аренды высока. Велика и
вероятность того, что у поставщиков услуг спецтехники в нужный момент может не
оказаться машин в наличии.
И ещё один немаловажный аспект в построении стратегии развития компании: нужно
сразу определить, что для фирмы важнее – максимально высокий сервис для клиента
или же минимальные логистические издержки? Собственный автопарк позволит
выполнять заказы клиентов с максимальной оперативностью, но очевидно, что она
не обойдётся дёшево. Если специфика деятельности компании такова, что выгодней
максимально удовлетворить потребности клиента, а не экономить на логистике,
тогда выбор однозначно следует сделать в пользу собственного автопарка (или как
минимум наличия нескольких машин хотя бы для выполнения срочных доставок). В
противном случае – выгодней доверить задачу доставки груза профессионалам.
Грузоперевозки как бизнес: стоит ли покупать свою фуру? 16:32, 21 ноября 2019 Версия для печати
Начать своё дело хотят многие. Но далеко не всем частникам удаётся заработать столько, сколько получают наёмные водители, трудящиеся в транспортных компаниях – а хлопот у предпринимателей гораздо больше.
Стоит ли покупать грузовик и начинать своё дело в автоперевозках? Автор блога dalnoboi.pro расставил все точки над i: подсчитал расходы, которые свалятся на голову начинающего предпринимателя, перечислил многочисленные риски и пришел к выводу: в подавляющем большинстве случаев лучше работать на «барина».
Сколько тратят перевозчики
Первая (и очень важная) особенность бизнеса в грузоперевозках, о которой должен знать каждый, кто хочет купить собственный грузовик – это практически непрогнозируемый доход. Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Точно подсчитать доходы можно только после продажи грузовика. Когда вы получите деньги за проданную машину, уплатите страховые взносы и другие долги, если они есть, подсчитаете все расходы и доходы и поделите выручку на количество рабочих дней – лишь тогда можно будет понять, зарабатывали вы больше или меньше наемного водителя.
Большинство частников не знают, зарабатывают они или нет.
В повседневной жизни дальнобойщики редко учитывают какие-либо расходы кроме стоимости топлива, но это лишь вершина айсберга. Поэтому расходы необходимо подсчитать.
Условно их можно поделить на три группы:
Постоянные расходы
Это постоянные платежи, которые часто не учитываются, когда речь идет о расходах. Подсчитаем эти расходы за год:
Здесь автор видеоблога делает важную ремарку:
если у вас нет места, оборудования и навыков, необходимых для самостоятельного ремонта машины – о частных грузоперевозках лучше забыть.
У вас обязательно должно быть место, где можно ремонтировать грузовик и хранить инструменты и расходники. Это большая экономия не только средств, но и времени.
Итого: ₽154,5 тыс. в год или ₽13 тыс. в месяц.
Рейсовые расходы
Эти расходы указываем сразу за месяц.
Расход топлива может существенно отличаться в зависимости от тяжести груза, погодных условий, состояния дорожного полотна и автомобиля. 34 литра на 100 километров – это довольно оптимистичная оценка, а цена в 43 рубля за литр дизеля указана с учетом скидочных программ, которые есть на многих сетевых АЗС.
Итого: ₽188,8 тыс. в месяц.
Плавающие расходы
Это расходы, предсказать которые можно лишь в редких случаях. Например, двигатель может предупредить о необходимости скорого ремонта определенными симптомами. Но чаще всего такие расходы становятся неожиданностью; именно поэтому у частника должна быть «подушка», запас денег на черный день.
Внеплановый ремонт – самый прогнозируемый из плавающих расходов. Стоимость ремонта может измеряться сотнями тысяч рублей. Сюда можно отнести не только значительные поломки, но и досадные мелочи вроде проколотой резины и треснувших фар.
Штрафы – также могут исчисляться сотнями тысяч рублей. Чтобы получить огромный штраф за перевес, предпринимателю вовсе не обязательно везти тяжелую спецтехнику: достаточно будет небольшого смещения груза в полуприцепе. Водители, которые будут ездить по незнакомым маршрутам, могут записать в расходную часть 3-5 тыс. рублей на штрафы за обычные нарушения (превышение скорости, неисправности и др.)
Повреждения груза или недостача – распространенная ситуация. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
ДТП. Чем больше вы ездите, тем больше вероятность попасть в ДТП.
Криминал. Он до сих пор встречается на российских дорогах. Крадут топливо, запаски, аккумуляторы, другие запчасти – и, конечно, грузы.
Это – краткий и усредненный список внезапных расходов. Автор видеоблога предлагает откладывать на них 40 тыс. в месяц, отмечая, что опытные частники по возможности откладывают большую сумму.
Общий итог: сложим все эти расходы (188+13+40) и получим ₽240 тыс. в месяц. Поделим на 10 тыс. километров и получим 24 рубля за километр. Таким образом, чтобы зарабатывать ₽100 тыс. в месяц, вам нужно получать ₽34 за каждый километр пробега на круг.
Казалось бы, найти такую работу можно. Но следует учитывать еще один фактор.
Фактор времени
Грузоперевозки не состоят из одной лишь езды. Водителю-частнику приходится обслуживать автомобиль, искать запчасти, решать проблемы с клиентами, искать новые заказы, выяснять отношения с госорганами…. И за это ему никто не заплатит.
Самый простой ремонт может затянуться из-за отсутствия нужного инструмента. А что, если деталь придется заказывать из другого города или страны?
Многие нововведения вроде «Платона» или тахографов с СКЗИ принимаются перевозчиками в штыки не только и не столько из-за финансовой нагрузки, но из-за времени, которое нужно потратить на оформление и подключение оборудования.
Много времени отнимает бухучет, годовые платежи, связанные с деятельностью ИП и оформлением автомобиля. Кто-то скажет: «у меня всем этим занимается жена». Но ведь и жена могла бы своё время потратить на семью, заниматься домашними делами, чтобы делать вашу жизнь комфортнее, или работать, получая дополнительный доход. И по-хорошему, в таком случае и ваш доход при подсчете нужно будет поделить на двоих.
Некоторые затраты времени, связанные с плавающими расходами (штрафстоянки по весовым нарушениям, любые «лишенческие» статьи или серьезные ДТП) могут привести к большим простоям и обернуться такими убытками, которые окажутся фатальными.
Много времени водители теряют в ожидании погрузки и разгрузки. Грузовладельцы и грузополучатели зачастую оплачивают простои, но это мизерные суммы (до 3000 рублей в сутки) и доходом их назвать нельзя.
Стоит учесть, что работа есть не всегда. Даже постоянный клиент вряд ли будет снабжать вас заказами 365 дней в году. Новогодние праздники, сезонность (некоторые грузы возят только в определенное время года), весенние ограничения и перебои в производстве могут подпортить вам бизнес.
Нельзя забывать и о собственном отдыхе. Работа водителя опасна для здоровья: стресс, усталость, неправильное питание, малоподвижный образ жизни – все эти факторы могут привести к серьезным заболеваниям. А болеть предпринимателю некогда.
Если принять во внимание все эти риски, то становится понятно, что высокие доходы в автомобильных грузоперевозках – это миф.
— Этот самообман заразный и распространяется как инфекция. Происходит это примерно так: некий перевозчик-частник случайно в один из месяцев зарабатывает «чистыми» 200 тысяч. И хотя раньше такого никогда не было и никогда больше не будет, а «чистые» они только относительно этого месяца (см. про расходы выше), теперь он будет убеждать себя и других, что на фуре можно отбивать по две сотни тысяч за месяц. Разумеется, и сам он, и его слушатели будут понимать это не как случайный единичный месяц, а как каждый месяц года. – рассказывает автор блога.
Конкуренция – здоровая и не очень
Кто такие «дармозовзы», работающие «за солярку» и сбивающие ставки? Ими могут оказаться как частники, так и крупные компании. Такое явление часто называют демпингом, но это неправильно, ведь демпинг – умышленное занижение цен, а перевозчики зачастую вынуждены работать за низкую ставку.
Крупные компании могут позволить себе работать по низким ставкам за счет больших объемов перевозок и низких зарплат водителей. Автор блога предлагает рецепт для таких контор:
Как убрать с рынка мелких конкурентов-частников? Платите водителям больше, и частники перейдут к вам наёмниками. (Ну, хотя бы те из них, кто умеет считать.)
Предприятия, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) также могут позволить себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не принципиальна.
Но самые опасные конкуренты, по мнению блогера – это водители-частники, конкурировать с которыми практически невозможно: те, кто работает «за идею», из-за любви к профессии. Люди, которые любят и лелеют свою машину, которых постоянно тянет в рейс.
— Кратко всю эту ситуацию можно описать так: низкая доходность частных грузоперевозок — это как бы плата за удовольствие от работы. Кстати, в этом же ключе можно высказаться и о профессии дальнобойщика: несмотря на невысокую относительно трудозатрат зарплату, многие идут на эту работу притягиваемые её романтическим ореолом. – пишет блогер.
Конечно, не для всех предпринимателей грузоперевозки – это удовольствие и аттракцион.
Для многих водителей выручка стоит на первом месте. Но конкурировать с коллегами, которые готовы ехать «за идею», очень тяжело.
Непросто выдерживать конкуренцию с перевозчиками, которые не соблюдают законы, игнорируя «правила игры». А таких очень много – как среди частников, так и среди крупных предприятий. Благодаря коррупции и отсутствию контроля перевозчики могут не платить налоги и взносы, не следить за техсостоянием машины, игнорировать РТО, возить перегруз и проезжать под запрещающие знаки.
Автор блога отмечает, что такая «вилка» в России практикуется во многих сферах деятельности: предприниматель может либо соблюдать закон и терять в доходах, либо получать больше, при этом рискуя.
А бизнес ли это?
Всё зависит от того, как сам водитель-частник относится к своему делу. Блогер предлагает тем, кто хочет купить свой грузовик, перечитать вторую статью ГК:
«. предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.»
Еще одно отличие грузоперевозок от бизнеса в привычном понимании этого слова – невозможность выйти без существенных потерь. Стоимость предприятия может вырасти, и тогда собственник, решивший отказаться от ведения дел, может выгодно продать его. Но для поддержания хорошего состояния автопоезда необходимо постоянно вкладывать в него деньги, и даже в таком случае машина будет терять в цене, пусть и не так быстро.
Не стоит забывать о психологической нагрузке. Владелец предприятия с наёмными сотрудниками оперирует поступающими от этих сотрудников цифрами. А владелец большегруза лично принимает участие во всех бизнес-процессах, главным из которых является, собственно, езда.
Отстраниться от такой нагрузки может не каждый, поэтому частники нервничают гораздо больше, чем наемные водители.
Еще один момент: этот бизнес не повышает социальный статус водителя и не делает его бизнесменом в глазах других людей. Менеджеры в офисах компаний-заказчиков, продавцы на АЗС и сотрудники СТО будут смотреть на вас как на обычного водителя. А грузчики на объектах инстинктивно почувствуют вашу от них зависимость: не дадите денежку – разгрузка может затянуться.
Подводя итоги
В завершении обзора автор еще раз рекомендует тем, кто задумывается о покупке нового грузовика, взвесить все за и против и отмечает, что заработать хотя бы столько же, сколько смогут заработать наёмные водители, получится не у каждого.
Для того, чтобы осуществить мечту детства или найти работу, которая будет приносить удовольствие, покупать свой грузовик не обязательно.
— За последние 10 лет многие мои знакомые вышли из этого бизнеса и, что называется, подались в наём. Никто из них не пожалел об этом шаге: доход стабильнее, нервотрёпки меньше, а свободы на самом деле больше, – отмечает автор материала.
Ну а тем, кто уверен в своих силах (или располагает связями, которые смогут гарантировать постоянный доход) он всё равно советует еще раз пересчитать предполагаемые расходы. Вдруг передумаете?
По материалам YouTube-канала Дальнобой PRO