Своя культура одежда что это значит
Урок нравологии на тему «Культура моей одежды». 4-й класс
Класс: 4
Цели и задачи: научить детей различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной одежды; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
Оборудование: карточки с картинками, книги «В какой одежде ходили прежде», «История костюма», «Родословная вещей», толковый словарь, плакаты с пословицами, карточки со словами для кроссворда.
Оформление доски:
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
III. Решение учебной задачи.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о внешнем виде человека. О чем же говорит внешний вид?
Дети: О воспитанности человека.
Учитель: А что воспитанный человек выглядит как-то по-особому?
Дети: Нет, просто он выглядит так, что не произведет на других неприятного или смешного впечатления.
Учитель: Действительно, часто неряшливый внешний вид отталкивает от тебя людей, с которыми очень хотелось бы подружиться. И потом бывает не всегда легко, даже если ты во всех отношениях прекрасный человек, завоевать симпатию. Это может стать причиной многих неприятных минут в жизни. Итак: как вы поняли, говорить мы сегодня будем. О культуре внешнего вида, о культуре моей одежды.
III. Решение учебной задачи
1. Работа с пословицами
Учитель: В народе говорят «Встречают по одежке, а провожают по уму». Подумайте, почему все же встречают по одежке? (Обсуждение в группах)
Дети: При знакомстве обращают внимание, как человек одет. Одежда может много рассказать о своем хозяине. Приятно смотреть на того, кто аккуратно одет, чисто умыт, волосы причесаны.
Учитель: Недаром в народе говорят: «Кто опрятен, тот приятен». А что такое «одежда»?
Толковый словарь: Одежда – совокупность предметов (из ткани, меха), которыми покрывают тело.
Синонимы: наряд, костюм, платье, прикид…
2. Учитель: А какая бывает одежда?
Дети: Красивая, новая, дешевая, скромная, теплая, удобная, длинная, свободная, нарядная, яркая, ветхая, рабочая, зимняя, спортивная…
Учитель: Есть такая пословица: «Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ, отрада для души».
3. Учитель: А знаете ли вы, в какой одежде ходили прежде?
(Дети читают стихи 1-10, учитель комментируют каждый плакат.)
1. Они готовили пищу на костре и закутывались в шкуры убитых животных.
2. Это добрый рыцарь Дон Кихот, конечно, он в шлеме и в латах и с копьем в руке.
3. Это знакомый герой – принц, которому посчастливилось найти туфельку «Золушки».
4. Один из знаменитых мушкетеров.
5. Очень давно девочки надевали длинные платья, в которых побегать было невозможно.
6. Если вы читали «Принца и нищего» Марка Твена, то вы вспомните историю маленького нищего, попавшего в королевский дворец.
7. Конечно, вы помните и любите сказки А.С. Пушкина. А знаете ли вы, что прадед Пушкина родился в далекой жаркой Африке? Он мальчиком был вывезен оттуда в Россию по желанию Петра I.
8. Красная шапочка.
9. Это не героиня сказок. Такую девочку можно увидеть в Японии и в наши дни.
10. Ну, а что касается русского богатыря, то просто не перечесть всех сказок, где бы мы с ним не встречались.
Учитель:
Смотрят дети со страничек
На ребят издалека.
Одевались необычно
В те далекие века.
4. Правила внешнего вида.
Учитель: Но, где бы человек ни родился, ни жил, если он достаточно воспитанный человек, он должен помнить о простых правилах. О правилах внешнего вида, о которых мы сегодня вспомним.
Пока ты еще не достаточно взрослый, твоя одежда часто зависит от вкуса и возможностей твоих родителей, но уже сейчас начинай присматриваться к тому, что носят окружающие, как смотрится одежда на других людях: не только детях, но и взрослых.
Ты собрался в школу. Каким должен быть твой внешний вид?
(Обсуждение в группах)
Дети: Нельзя позволять себе приходить с грязными ботинками или в мятой рубашке. Стараться следить за чистотой и опрятностью, носить носовой платок.
Вывод: Одежда должна быть аккуратной, то есть чистой, опрятной.
Учитель: При этом будь терпимее к одежде окружающих, ведь в силу многих причин (в том числе и материальных), не все могут одеваться так, как им хотелось бы.
А вот приходилось ли вам задумываться о том, что надеть, отправляясь в школу, на прогулку, в спортивный зал? (Обсуждение в группах)
Дети: В школу надо носить школьную форму. На прогулку можно и джинсы. На тренировку спортивный костюм. Главное, чтобы одежда была удобной.
Учитель: А что значит: одежда должна быть соответствующей? Например, возрасту, назначению.
Дети: (Ответы детей)
Учитель: К сожалению, у ребят сейчас есть возможность одеваться по собственному усмотрению, а вот умения… Иначе, откуда могли появиться такие странные сочетания? Просторная спортивная футболка и лакированные туфельки, изящная плиссированная юбка и кроссовки, потертые джинсы и сверкающая большая заколка в волосах…
Что значит одеваться модно и со вкусом? (Работа с картинками)
Учитель: Посмотрите, как одеты эти девочки, и ответьте на мой вопрос.
Дети: Чтобы быть хорошо одетым, надо иметь вкус. Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.
Вывод: Одежда, украшения должны быть по возрасту и соответствовать друг другу. Обязательно нужно учитывать особенности своего лица и фигуры. Даже если такой фасон носят все, стоит подумать, подойдет ли он именно тебе.
Учитель: Вы сейчас вывели правила, которые никогда не забывают воспитанные люди.
А вот послушайте ситуацию:
«Дима с отцом наводят порядок в шкафу и чемоданах. Готовятся переехать в новую квартиру. Интересное занятие перебирать старые вещи. Папа: «Это можно выбросить… Это тоже… Этот свитер еще Вова может носить …» В руках у Димы старый спортивный костюм: манжеты обтрепались, ворот вытянулся, все вылиняло, выгорело. Дима обращается к папе: «А это оставлю? Еще вполне можно дома поносить, правда?»
Учитель: Что бы вы ответили Диме на это? (Обсуждение в группах, ответы детей)
Учитель: Ваши мнения разошлись, так как некоторые люди считают, что дома можно ходить в чем угодно. А на самом деле мы больше всего времени проводим дома, значит, о домашней одежде тоже нужно позаботиться. Если дома человек одет опрятно и со вкусом, он внутренне подтянут и больше успевает сделать. Твоя домашняя одежда отчасти тоже воспитывает хороший вкус.
А в чем состоит культура нарядной – концертной и театральной одежды?
Дети: О ней тоже нужно заботиться, она должна быть не только красивой, но и чистой, хорошо выглаженной.
Учитель: Строгость и торжественность – это тоже этикет, традиция концертного зала. Посетители концертов уважают и поддерживают эту традицию.
Обобщение. Так в чем же состоит культура одежды?
(Дети формулируют правила, учитель обобщает)
Учитель: Итак, ты аккуратно одет и причесан, обувь почищена, ногти пострижены. Ты уверен, что все пуговицы на костюме крепко пришиты, а в кармане чистый носовой платок. Значит, смело можешь выходить на улицу.
И еще – об очень важном: некоторые ребята считают, что быть хорошо одетым – это значит носить дорогие вещи. Но личный вкус проявляется в умении из недорогих, доступных вещей сделать интересный костюм, в выдумке, в особом умении носить одежду. Задирать нос и важничать из-за одежды неприлично. Красивая одежда не должна портить характер.
5. Наш гардероб. (Кроссворд)
Учитель: А теперь поговорим о словах, обозначающих то, что составляет наш гардероб или имеет прямое отношение к нему: одежде, обуви, тканях, расцветках…
1) «Шейный платок» – немецкого происхождения … (Галстук).
2) Древнее слово «плать» – кусок материи … (Платье).
3) Голландского происхождения «broek» – штаны, шаровары … (Брюки).
4) Английского происхождения «штаны из ткани» – «jean» … (Джинсы).
5) Французского происхождения «жак» – «куртка» … (Жакет).
6) Английского происхождения «short» – «короткий» … (Шорты).
7) Слово родственное слову «нос» – передний конец обуви … (Носки).
8) Французского происхождения «bott» – «сапог» … (Ботинки).
Получилось слово «гардероб». Это слово пришло к нам в XVIII веке из Франции. Образовано оно путем сложения слов, в переводе означающих «хранение» и «платье», то есть «шкаф для хранения одежды», «одежда одного человека».
6. В заключение, послушайте доклады (сообщения) о детской моде.
IV. Рефлексия
Основные выводы урока повторяются.
V. Домашнее задание:
Подумайте и напишите сообщение на тему «Мой гардероб» (что обязательно должно быть в моем гардеробе).
«Я не рассчитывала, что буду ходить в сарафанах по улицам»
Какая судьба ждет русский, украинский и татарский костюмы и есть ли место национальным нарядам в современной городской культуре?
Институт истории Марджани и Институт исследования стрит-арта (Санкт-Петербург) провели онлайн-конференцию «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и дизайне среды». Два выступления были посвящены роли национальных костюмов в современной городской культуре. «Реальное время» предлагает ознакомиться с докладом эксперта-исследователя уличного искусства Анны Нистратовой, в котором она сравнивает судьбы русского, украинского и татарского повседневных нарядов.
Сарафан как объект и наряд
Я иммерсивный ученый. Занимаюсь исследованиями на практике. Последняя моя практика — хождение в повседневной жизни в русском костюме. И я расскажу вам, как это со мной произошло. Я и объект, и субъект этого доклада.
Определение из Википедии о том, что такое традиционный национальный костюм таково: «сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности, в зависимости от конкретного региона, пола человека, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, пожилых женщин или мужчин)».
Это можно проиллюстрировать картинками японского кимоно или индийского сари. Это такие предметы одежды, по которым вы можете мгновенно идентифицировать представителя той или иной национальности.
Нистратова на экскурсии в Нижнем Новгороде
Нижегородской сайт сделал материал о моем гардеробе, который вызывал просто невероятный отклик у людей. Я стала специалистом в области костюма, хотя на самом деле я часть команды института исследования стрит-арта и вместе со всеми принимаю участие в альметьевском проекте «Сказки о золотых яблоках». Я консультант по художникам и работаю с эскизной частью при создании муралов и объектов.
Этот материал мне важно было сделать и я благодарю команду The Village за то, что мы это провернули. Традиционный костюм — это не что-то, чем обладаю только я. Это вещи, которые есть у многих женщин и у некоторых мужчин, которые занимаются фольклором или этнографией. Но они их не надевают их в повседневной жизни. Русский костюм в повседневной жизни встретить довольно сложно.
Как Альметьевск заставляет искать себя
Я расскажу, как это со мной произошло, потому что я, конечно, никогда не рассчитывала, что я буду ходить в сарафанах по улицам. Я родилась и выросла в Москве. Мой папа родом из маленькой деревни в Нижегородской области, мама — из Белгородской области. Все мои предки были крестьянами. Они мигрировали в Москву, как многие тогда — в конце 60-х годов, там повстречались, там родились мы с сестрой. Мои бабушки и дедушки умерли задолго до моего рождения. Никакой памяти семейной у меня не существовало.
Когда я начала заниматься исследованиями уличного искусства и попала в Нижний Новгород, то меня там все так поразило. Трудно описать этот эффект. Когда я начала заниматься местными уличными художниками, стала ходить по музеям, то столкнулась с феноменом нижегородской крестьянской культуры. Я попала в музей истории художественных промыслов в Нижнем Новгороде и испытала глубочайшее потрясение от количества и качества эстетики работ. Я быстро поняла, что миф, который был создан советской идеологией о забитом крестьянстве, о бедном, несчастном, жутко страдающем крестьянстве, которое освободила революция от ненавистного царя, — это полная ложь.
У меня были ощущение, что меня обокрали. Я ничего не знала из этой культуры. Когда я начала заниматься визуальными исследованиями, у меня возникла теория, что нижегородские уличные художники, которые тогда активно работали на улицах — они все были юными людьми, до 23—25 лет, но успели уже к тому моменту многое создать. У меня возникла теория, что они являются бессознательными наследниками дореволюционной культуры этого региона.
Я пришла с этой идеей к Анне Марковне Гор, директору «Арсенала», и она сказала, делай исследование. Это заняло 3 года, мы сделали об этом выставку «Свежий слой» в «Арсенале» в 2017 году.
Вот один из примеров выставки. Андрей Оленев «Ноша» и «Бурлаки на Волге» Репина. Сходство, по-моему, очевидно.
Таким образом для меня открылась эта часть жизни, чего я не ожидала. В то же время моя родная сестра, Светлана Власова, пошла в студию реконструкции русского традиционного костюма «Русские начала». Студия существует уже 25 лет. Такие центры существуют не только в Москве. Подобные этнографические костюмы шьют многие люди. Наш интерес параллельно развивался и опыт сестры сильно обогатила мое исследование. Когда вы видите как создается русский костюм, это очень впечатляет.
Источник: rus-nachala.ru
Когда мы начали работать в Татарстане, который находится в страстном поиске собственной идентичности, желание найти свою идентичность развивалось и у меня. Моя сестра нашила много платьев, они красивые висели в шкафу, я подумала — почему бы не носить их в повседневной жизни. Начался мой эксперимент, который идет уже 2-3 года.
Татарский костюм — эстрадный, делегатский, реконструированный
Дальше хотелось бы рассказать о том, в каких ситуациях можно встретить традиционный костюм в повседневной жизни и я хотела бы сделать обзор того, что происходит сейчас в Татарстане, Украине и России.
Я собрала картинки и о том, что происходит сейчас с татарским костюмом. Первая ситуация — это сабантуй. Это эстрадный вариант костюма, хорошо знакомый всем.
Вторая фотография — съезд татарских женщин 2017 года. Мне нравится, что они все в калфаках, нравится сам предмет — очень элегантный. Показательно, что на официальном мероприятии появляется символический предмет из народного костюма.
Далее — реконструкция татарского костюма. Это фотография с «Печән базары» — фестиваля татарской культуры, где молодежь своими силами пытается создать татарский Look. На фотографии — наша художница Гузель Гарипова, которая работала с нами в Альметьевске.
Источник: vk.com/pechenbazar
А это съемки проекта Millihasite. Они делают потрясающие реконструкции украшений и костюмов, просто феноменальные вещи.
Источник: instagram.com/millihasite
Также я хочу рассказать о ситуации с украинским и русским костюмом. Их стоит сравнить. Потому что мы все — постсоветские страны, республики, народы — находимся в одной отправной точке.
На Украине сейчас национальный костюм стал частью повседневной жизни, неотъемлемой частью праздника. Национальный костюм на Украине носят все поголовно. Журналы Harpers Bazaar, Vogue дают рекомендации, что надеть на День независимости, печатают обзоры костюмов разных регионов.
Источник: bazaar.ru/fashion/vybor/instagram-trend-vyshivanka
Иван Франко как трендсеттер
На Украине история костюма как символа национальности началась в конце XIX века. Начал ее Иван Франко, он был крупным лингвистом, писателем, ученым, общественным и политические деятелем. Он стал носить вышитую сорочку в повседневной жизни. И тогда и впоследствии сорочка была символом принадлежности к селу. Интеллигенция того времени стала использовать символ как проявление своей украинскости.
Иван Франко. Источник: https://ru.wikipedia.org/
После революции Западная Украина была в составе Польши до 1939. С 1925 по 1938 годы там выходил женский журнал «Нова Хата». Он был создан для интеллигентных женщин. Там были выкройки модных нарядов со старинной вышивкой. И одна из издательниц говорила, что западные украинки не хотят носить вышиванку, потому что это признак того, что ты из села.
Дальше был Советский Союз. В СССР возник вот такой национальный костюм, все такое, усредненное. В случае Украины, к примеру, девушка в костюме Полтавской области, а парень — в гуцульском костюме.
Недавно в Украине прошел День вышиванки. Президент Зеленский опубликовал фото, о котором украинская коллекционерка народного костюма и просветительница Ульяна Явна написала в «Инстаграме»: почему в офисе президента нет консультанта по культуре, который проконсультировал его по поводу рубахи? Потому что та рубашка, которую он носит, похожа на русскую косоворотку. Немножко президент ошибся. Если знать историю вышитой сорочки как украинского символа, то становится понятно, почему это людей задевает — они хотят видеть на президенте именно украинскую вышиванку.
Источник: Instagram.com/zelenskiy_official
А что с русским костюмом?
У потрясающего специалиста по русскому костюму искусствоведа Андрея Боровского есть лекция «Альтернативная история русского костюма». Он разбирает, как русский костюм стал таким, какой он есть сейчас.
Выкристаллизовывать этот образ начала Екатерина Вторая. Она была немкой, но — русской царицей. Она стала ходить в роскошных русских костюмах. Ввела этикет, при котором придворные также должны ходить в русском платье. На картине мы видим, что фрейлины одеты в модные платья, но с неорусским силуэтом, и украшены они кокошниками.
«Екатерина II в русском костюме». Неизвестный художник с оригинала Стефана Торелли. Источник: blog.mediashm.ru
А это фото русского бала 1903 года, когда костюмы были специально созданы для этого праздника. Они ушли в народ в сотнях фотографий, а также в виде игральных карт.
Источник: wikipedia.org
Крестьянский костюм, который в повседневной или праздничной жизни надевали женщины, не уступал аристократическому. Он украшался жемчугами, шился из дорогих тканей. Но костюмом этим стали интересоваться только в конце XIX века, появились коллекционеры традиционного русского костюма — благодаря им у нас в музеях, собраниях они есть.
Сергей Прокудин-Горский «Крестьянские девушки. [Нижняя Топорня. Река Шексна]. 1909 год»
И наверное, нужно констатировать, что от русского костюма нам в повседневной жизни остался только лишь цветной павловопосадский платок.
Кадр из фильма «Любовь и голуби»
Сейчас существуют две версии русского костюма. Эстрадный, обычно это псевдосарафан. Иногда с хохломским узором, чтобы точно не ошибиться в русскости. И этнографический костюм, который можно встретить на праздниках крестьянского цикла, они вновь стали входить в наш обиход — Масленица, Пасха, Петровские смотрины. Но люди, которые обладают ими, не носят такие костюмы в повседневной жизни.
Что будет дальше — непонятно. Интерес к народной культуре огромен. Особенно у молодежи. Можно объяснить это тем, что всем надоел телевизионный патриотизм. Петь русские народные песни гораздо веселее, чем петь что-то про 9 мая.
Фольклорно-этнографический ансамбль «Синий лен». Источник: vk.com/siniy_len
Что будет дальше? Пока никто не пытался сконструировать новый русский костюм. Даже историк моды Александр Васильев спрашивает: почему никто не носит сарафан. Почему весь мир в своих костюмах, а русские в майках? Вопрос остается открытым.
(Вопрос из зала: «А что с обувью?»).
Я хожу в кроссовках, но хотелось бы татарские сапожки. А так — да, такие костюмы — это дорого. Философия костюма раньше была такова — каждая девушка сама себе и близким создавала гардероб. И ситуация не изменилась — это долго, это дорого, это историческая реконструкция. У меня есть столетний сарафан, но он уже поплыл, (поэтому я его берегу). Да, для этого нужно потратить много сил. Но это не дороже, чем Луи Виттон.
Классный час на тему «Культура одежды»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выполнила: Ищенко Анна
«По моде и мышь в комоде.
Полно модиться, живи, как водится!»
— дать детям представление о культуре одежды;
— показать связь одежды со здоровьем;
— формировать отрицательное отношение к слепому подражанию моде;
— способствовать воспитанию хорошего вкуса;
— развивать критическое мышление.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
Вступительная беседа «Платье голого короля».
Мозговой штурм «Мода против здоровья».
Информационная минутка «Опасные украшения».
А). По моде и мышь в комоде.
Б). Полно модиться, живи, как водится!
В). В погоне за миллиардершами.
6. Игра «Выбери наряд».
а) Одеться по-европейски.
б) Одеться по-русски.
7. Юмористическая минутка «Как стать жертвой моды?».
8. Дискуссия «Как быть модным и не стать жертвой моды?».
9. Заключительная беседа «Моды на здоровье»
10. Подведение итогов (рефлексия).
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительная беседа «Новое платье короля»
Ребята, все помните сказку Андерсена «Новое платье короля». В ней рассказывается о короле, который любил наряжаться и не хотел отставать от заграничной моды. Этим воспользовались мошенники-портные, которые убедили короля, что сейчас в моде невидимые ткани. Все помнят, чем закончилась история. Король вышел к своим подданным совершенно голым и стал посмешищем для всего королевства, хотя сам он был уверен, что одет в самое модное платье.
— Можно сказать, что этот король стал жертвой моды?
Конечно, можно, ведь ради того, чтобы выглядеть модным, король принес в жертву свой разум и здравый смысл.
К сожалению, многие наши современники тоже ведут себя, как этот король. В погоне за модой они теряют головы и очень часто – здоровье. По мнению врачей, лет через 10-15 на планете не останется практически ни одной здоровой женщины. И причинами серьезных хронических заболеваний будут не плохая экология и не вредоносные вирусы, а наше некритичное, неразборчивое отношение к моде.
Мозговой штурм «Мода против здоровья»
Сегодняшний классный час я назвала «Культура одежды». Мы говорим «жертва стихии», «жертва преступления», «жертва кораблекрушения», «жертва уличного движения». В этих выражениях слово «жертва» обозначает человека, который подвергся насилию, пострадал от кого-то или чего-то. Жертва моды – это человек, который потерял здоровье в погоне за модой.
— От чего это может произойти?
— Какие модные вещи или привычки могут повредить здоровью?
(Курение, пиво, татуировки, пирсинг, короткие юбки, высокие каблуки, узкие джинсы, хождение зимой без головных уборов, открытые пупки и т п.)
Не все, что модно, полезно для здоровья, чаще бывает наоборот. Вот, например, два модных сейчас украшения, Попробуйте угадать, о чем я говорю. Это украшение было известно 60 тыс. лет назад, его обнаружили на древнеегипетских мумиях. Это украшение наносится на кожу с помощью иглы, в результате чего можно заразиться такими смертельными болезнями, которые передаются через кровь.
— Что же это за вредные украшения? ( Татуировки, пирсинг.)
Информационная минутка «Опасные украшения»
Пирсинг – это вдевание предметов в отверстия, сделанные на теле или лице. Самым известным видом пирсинга являются сережки в мочках ушей. Но современные модники прокалывают не только уши, но и язык, пупок, брови, губы, нос. Проколы делают с помощью специальной иглы.
Эта процедура небезопасна. На лице и в ушах расположено много важных сосудов и нервов, повредив которые можно нанести ощутимый вред здоровью. Особенно опасно и болезненно повреждение лицевого нерва, а прокалывание языка может грозить большой кровопотерей.
Татуировка – это рисунок на коже, получаемый путем введения в кожу красящего вещества через проколы ее поверхности. Такой рисунок не смывается водой. И татуировка, и пирсинг могут навредить здоровью – 22 заболевания может получить человек при уколе иглой. Среди этих заболеваний СПИД, сифилис, малярия, туберкулез и многие другие, опасные для жизни человека. Самыми распространенными из них являются гепатит В и гепатит С. Британские врачи обнаружили, что гепатитом С заражается каждый третий человек, который сделал татуировку или пирсинг. Не случайно люди с пирсингом и татуировкой не могут быть донорами, потому что среди них много носителей вируса гепатита или другого опасного заболевания. Кроме того, применяемое красящее вещество (особенно красное) может вызвать аллергию, ослабить иммунитет. Чем больше площадь рисунка, тем выше риск развития аллергических болезней, вплоть до бронхиальной астмы. С медицинской точки зрения особенно опасны татуировки в области скопления сосудов и лимфоузлов (шея, ключицы, паховые и подколенные зоны).
Удаление тату – длительный, болезненный и дорогостоящий процесс, который может растянуться до двух лет.
Тем, кто решился сделать татуировку, не стоит забывать о своей карьере и репутации. Татуировка и пирсинг могут стать препятствием для получения
престижной работы, для успешной карьеры. В Германии, например, обладателей татуировок не берут на службу в полицию.
А) По моде и мышь в комоде.
В словаре В.И. Даля «мода»- это временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах. В.И.Даль приводит русскую народную поговорку: «По моде и мышь в комоде». Эта поговорка, мне кажется, подходит и к современным модницам.
— Как вы думаете, о ком так говорят? (о человеке, который придерживается моды во всем, даже в мелочах.)
— Хорошо это или плохо – быть модным во всем?
— Легко ли жить человеку, который хочет во всех мелочах быть гребне моды? (Трудно жить, потому что мода – это изменчивая прихоть, значит,
такому человеку приходится часто все менять в своей внешности, в доме, в быту…)
— Как вы думаете, что заставляет людей слепо следовать моде в мелочах?
(Не уверенность в себе, желание утвердить себя, возвыситься над окружающими, отсутствие других интересов, кроме моды, и т. п.)
— Если судить по этой поговорке, как окружающие относятся к таким модникам? (Иронически, насмешливо, сочувственно, критически, презрительно и т. п.)
Классный руководитель : (резюмирует все сказанное)
О людях, которые стремятся быть модными во всем, которые слепо следуют моде, в народе насмешливо говорят: «По моде и мышь в комоде». Жизнь таких людей полна суеты и страха – как бы не отстать от моды, не упустить нового явления. Они вынуждены постоянно что-то менять в своей внешности, в быту, в образе жизни. Такие люди не уверены в себе, им нечем выделиться, кроме своих модных устремлений.
Б) Полно модиться, живи, как водиться!
В той же словарной статье В.И.Даль приводит еще одну пословицу: «Полно модиться, живи, как водиться!»
— Как вы понимаете эту пословицу? Что значит «модиться»? (Модничать.)
— А что значит «живи, как водится,»? (Как живут другие, как принято на
Как же принято было одеваться на Руси?
(Россия- страна с холодным климатом, в одежде люди это учитывали и надевали зимой пуховые шали, шубы, дубленки, рукавицы, шарфы, валенки, сапоги, теплые вязаные кофты, а летом – льняные и ситцевые платья, соломенные шляпы, хлопчатобумажные платки и т.п.)
— Значит ли это, что мы сейчас должны надеть на себя валенки, тулупы и закутаться в платок? (Нет, нужно, чтобы одежда была современной, но
такой, которая не причиняла бы вреда здоровью.)
— Чтобы выжить в нашем климате, человеку нужно было много работать и много есть. Какое представление о женской красоте сложилось в русском народе, в русских народных сказках? (Русская красавица – дородная, краснощекая, статная, крепкая женщина, совсем не воздушная фея, как в Европе.
При Петре Первом русские модницы-аристократки стали подражать Европе – они затягивали талии в корсеты, чтобы казаться стройнее, пили уксус, чтобы кожа стала бледной, морили себя голодом, боясь располнеть
Это, конечно, не прибавило им здоровья. К ним, очевидно, и относился этот совет: «Полно модиться, живи, как водится,!»
— Можно ли такой же совет дать современным модницам или уже устарел?
Россия – страна с долгими зимами, с холодным климатом. Веками наши предки осваивали эту землю, приспосабливались к суровым погодным условиям. Это отразилось в русском национальном костюме. Теплые кафтаны, дубленки, шубы, меховые шапки и пуховые шали – эти вещи никогда не выходили из моды, потому что помогали сберечь здоровье. Тем, кто гнался за европейской модой, забывая о традициях своего народа, говорили: «Полно модиться, живи, как водится!» То есть одевайся по сезону, в соответствии с погодой.
В) В погоне за миллиардершами.
В этот день подруга принесла ей модный французский журнал. На первой странице была сверкающая фотография дочери американского миллиардера в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная прическа. Эллочка потеряла покой. На следующее утро она уже отрезала свою чудесную черную косу и перекрасила волосы в рыжий цвет.
Эллочка изо всех сил старалась не отставать от противной миллиардерши: отделала вечернее платье собачьим мехом, купила заячью накидку, соорудила модную шляпку. Она готова была на все – влезть в долги, экономить на еде, перевернуть всю квартиру, только бы не отстать от миллиардерши.
Эта героиня жила 100 лет назад. Не кажется ли вам, что эта Эллочка чем-то напоминает современных модниц?
Знаменитый историк моды Александр Васильев заметил, что современные российские модницы хотят быть похожими на топ-моделей глянцевых журналов.
— Согласны ли вы с этим мнением? (Дети высказываются.)
Фото в глянцевом журнале – целый спектакль, который ставит фотограф. Для этого спектакля подбираются соответствующий грим, прическа, наряды, обстановка.
— Можно ли в таких же нарядах, с такой же косметикой, прической прийти в школу, в магазин, в офис, на рынок? (Нет, одежда, прическа,
косметика должны соответствовать времени и месту.)
Александр Васильев пишет, что за границей все понимают, что фотография в глянцевом журнале – это просто реклама фирмы, модельера, красивое зрелище, но не образец для подражания. Поэтому женщины там одеваются очень скромно, неброско. Там считается неприличным, если на улице, на работе, в школе женщина одета, как модель на подиуме.
— А как одеваются наши женщины и девушки на улице, в школе, на работе?
(Очень многие одеты вызывающе, носят много украшений, красят волосы, позволяют себе большие декольте, обнажают тело.)
К сожалению, это говорит о том, что наши люди разучились одеваться в соответствии с возрастом, климатом, местом и временем.
А ведь именно это и составляет культуру одежды.
А) Одеваться по-европейски
Сейчас мы проверим, как вы понимаете, что такое культура одежды. Предлагаю игру «Выбери наряд».
Первый раунд этой игры назовем «Одеться по-европейски».
Марина и Никита отправляются на учебу в Англию. Им не хочется ударить в грязь лицом и показать себя некультурными людьми, у которых к тому же нет вкуса. Им нужно взять немного вещей, чтобы можно было надеть в школу, на дискотеку, в театр.
Я буду называть детали и предметы одежды, первый ряд должен выбрать из этого списка все, что можно надеть в школу, на уроки, в дневное время.
Второй ряд – для театра.
Вы составите списки отобранных нарядов, потом мы обсудим,
насколько удачен ваш выбор.
— Послушаем, что получилось, одобрят ли ваш выбор Марина и Никита?
Что бы вы предложили им для школы? Для дискотеки? Для театра?
За границей люди одеваются очень просто, в соответствии с обстановкой.
Выделяться своими нарядами считается неприличным и смешным. Человек, который разумно относится к моде, всегда вызывает уважение окружающих.
Б) Одеться по-русски.
Культура одежды – это умение учитывать не только обстановку, но и климат. Не все, что можно увидеть на топ-моделях в глянцевых журналах, годится для нашего климата. Но многие молодые люди не хотят с этим считаться и одеваются зимой очень легко. Врачи утверждают, что именно из-за этого среди молодежи увеличилось число недугов, как воспаление почек, радикулита, болезни мочеполовой системы.
Джон и Мери собираются зимой в Россию. Они хотят взять одежду, которая помогла бы им сохранить здоровье. Я продиктую список вещей, а вы выберите, какие из них лучше всего подойдут для русской зимы
(хлопаем в ладоши), а какие лучше оставить в Европе ( топаем ).
(Учитель читает, дети хлопают и топают.)
Джинсы с заниженной талией, короткие куртки, тонкое белье, тонкие колготки, кроссовки, мини-юбки, полушубок, пальто на ватине, шуба, пальто на меху, валенки, сапоги на толстой подошве, шапка-ушанка, рукавицы, рейтузы, шерстяная юбка до колен, шорты, кепка, шерстяной шарф, шелковый платок, свитер, бандана.
Наши предки старались держать в тепле не только ноги, но и поясницу. Поэтому в России были так распространены не куртки, а именно пальто, шубы, дубленые полушубки, которые закрывали поясницу.
Именно такая одежда лучше всего подойдет для русской зимы.
Юмористическая минутка «Как стать жертвой моды?»
Совет первый. Выкинь из дома все книги и забей полки глянцевыми журналами, которые должны стать твоей Библией.
Совет второй. Завешай всю квартиру фотографиями Кейт Мосс, Сиены Миллер и Виктории Бэкхем. Пусть они станут твоими иконами. Твоя цель – слепо подражать им.
Совет третий. Перебери свою одежду. А се вещи без иностранных ярлыков выкидывай в помойку, всю обувь с каблуками ниже пятнадцати сантиметров отправляй туда же.
Совет четвертый. Кардинально поменяй цвет волос, чтобы он был как можно дальше от натурального.
Совет пятый. Пройдись по магазинам и накупи кучу всяких вещей, чем неудобнее будут вещи, тем лучше.
Совет шестой. Займись сбором сплетен. Всех, даже мировых. Настоящая жертва моды без этого немыслима. В противном случае тебе будет просто не о чем разговаривать со своими подругами.
«Как культурно одеваться»
Как вы думаете, в чем вред этих советов?
— А теперь давайте обсудим: как правильно одеваться. Учитывать возраст, обстановку, погоду? Соблюдать чувство меры? Не терять головы? Критически оценивать модные новинки?
Мода – это часть культуры. Она касается каждого человека и всех сторон его жизни – от одежды до кино, от цвета ногтей до мебели. Мода может повысить настроение и навредить здоровью. Чтобы не стать жертвой моды, нужно разумно, критично оценивать все модные новинки, соблюдать чувство меры, всегда ставя на первое место свое здоровье, а главное – всегда помнить, что мода капризна и изменчива, а здоровье останется с нами на всю жизнь
Подведение итогов (рефлексия)
— Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?
Изменилось ли ваше отношение к моде и к модникам? Сможете ли вы устоять против модных новинок? Сможете ли вы отказаться от вредных